Введение.
Актуальность: А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса».
В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания».
В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.
Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков, считающихся сегодня здоровыми, выше, чем 30 лет назад был у их сверстников, стоявших на учете у неврологов и психиатров.
Цель работы: выявить влияние особенностей процесса обучения на состояние учащихся старших классов Одинцовской школы № 12.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. изучить информацию по данной проблеме, раскрыть понятие «стресс»;
2. изучить особенности возникновения и протекания стресса в организме ребенка;
3. провести исследование особенностей возникновения и протекания стресса в организме ребенка;
4. сделать выводы о полученных результатах и разработать рекомендации;
5. подготовить презентацию.
Методы исследования:
- анкетирование.
- изучение
- эксперимент
Теоретическая часть
1. Что же такое «стресс»?
Стресс - состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы).
При стрессе вырабатывается адреналин, основная функция которого – заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций, риска желания работать на пределе возможностей, жизнь была бы скучной. Если совокупность вызовов и сложных задач становится очень большой, способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.
В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. Состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые «тревожные расстройства». Тревожные расстройства – боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, общее состояние беспокойства. Все они обычно проявляются после 15-20 лет.
Приступы паники обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, ужасом, усиленным сердцебиением и потением. 2 главных признака стресса и тревожного состояния – неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, бессонницу или же трудности с концентрацией внимания, но здесь также может быть ряд осложнений.
Стресс в жизни возникает по следующим причинам:
Беспокойство по поводу смены работы.
Опаздывание на поезд или рейс самолета.
Плохое финансовое состояние.
Смерть родственников или друзей.
Плохое самочувствие.
Учеба.
Про нее-то мы сегодня и поговорим. Ученье свет, а неученье – тьма. Это выражение известно каждому человеку, но и в школе существует множество проблем, связанные со стрессом.
2. Признаки стресса
Признаки стресса для младшего школьного возраста:
Заметное ухудшение школьной успеваемости;
Увеличение времени занятий при снижении результатов;
Выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, ложиться спать или участвовать в совместных занятиях;
Гиперактивность, нервные тики или постоянное движение; апатия и снижение активности;
Постоянные ночные кошмары;
Провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше 1 месяца);
Признаки стресса для детей среднего и старшего подросткового возраста:
Изменение школьной успеваемости;
Употребление алкоголя или наркотиков;
Изменения в режиме сна или питания;
Частые жалобы на физическое состояние;
Одержимость вопросом своего веса: неоправданный страх ожирения;
Противопоставление себя правам и власти других людей, выраженное в актах воровства или вандализма;
Длительная депрессия, пессимизм, плохой аппетит, мысли о смерти;
Частые проявления агрессивности или жестокости. Появление грубости в общении с родными и друзьями. Человек «срывает зло» на своих близких.
Замкнутость. Человек становится угрюмым, мрачным и молчаливым.
В состоянии повышенной возбудимости человек начинает много есть. Или, наоборот, у него пропадает аппетит. Взаимосвязь стресса и злоупотребления спиртными напитками объясняется теми же причинами, что и склонности к перееданию.
Для некоторых характерен синдром «трудоголизма»: суматошная активность, напряженная работа отвлекает от стресса, направляя активность в другое русло, создает ощущение контроля над конкретной ситуацией.
3. Экзамен – стресс для учащихся
Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
При стрессе, как правило, ощущается сильное беспокойство:
человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой.
Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка.
Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.
Экспериментальная часть
Исследования особенностей возникновения и протекания стресса в организме школьников
Метод незаконченных предложений
Результаты
Методика незаконченных предложений была применена не случайно. Этот широко используемый в различных исследованиях метод имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, относительная свобода испытуемого в выборе ответа и тактики поведения способствует выявлению его скрытных или даже неосознанных стремлений. Во-вторых, ориентированность данной методики не на отдельные свойства личности, а на их обобщенную оценку помогает составить целостное представление о взаимоотношениях школьника с его окружением.
Учащимся были розданы инструкции по работе с опросным листом. Анонимность ответов позволила судить об объективности исследования.
Анализ результатов :
Учащимся (75 человек) было предложило закончить следующее предложение: «Для меня школьный экзамен – это …».
Самыми распространёнными фразами были ответы:
Сложное испытание для поступления (47 %).
Проверка всех знаний (33%).
Проба на «прочность» (20 %)
Таким образом, из ответов учащихся видно, что экзамен воспринимается ими как испытание, как «проба» на прочность. Это, естественно, сопровождается стрессовым состоянием.
Стресс-тест
Цель: выяснить, подвержен ли школьник стрессу. (Приложение 1)
Методика: учащимся было предложено по шкале от 1 до 4 баллов оценить свое отношение к высказываниям и подсчитать общий балл.
Результат:
По шкале оценки оказалось, что все опрошенные учащиеся находятся в состоянии стресса, из них 15 % учащихся находятся в минимальном состоянии стресса; 53% - в состоянии постоянного стресса; 32 % - в состоянии повышенного уровня стресса.
Состояние стресса влияет на концентрацию внимания, сосредоточенность, взаимоотношения со сверстниками и успеваемость. Поэтому, я решила провести тесты на определение внимания в начале учебного дня и после 6-го урока.
Определение концентрации внимания.
Тест-разминка, тест «Перевертыши», тест «Метод 10 слов» и тест «Дальтоник» (Приложения 2,3,4,5) показали, что вначале учебного дня и после 6-го урока концентрация внимания у учащихся ухудшилась на 22 %.
Концентрация внимания ухудшилась преимущественно у тех учащихся, которые находятся в состоянии постоянного и повышенного уровня стресса.
Заключение
Со стрессом из-за учебы сталкиваются все учащиеся. Избыток информации, неспособность контролировать происходящее, непонимание того, что следует делать, могут привести к стрессу. Так как изменить условия жизни и учёбы сложно, необходимо найти способы нормализации психологического состояния и повысить свою стрессоустойчивость. Что это такое?
Стрессоустойчивость – совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства.
Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности. Ее повышение позволяет человеку быть более уверенным, сохраняет его физическое здоровье. Выдержка и собранность помогают принимать верные и стремительные решения в напряженных ситуациях. Залог хорошей стрессоустойчивости – правильная расстановка приоритетов. Самые срочные и неотложные дела должны выполняться первоначально, а второстепенные могут подождать.
Как быстро успокоиться.
Узнайте, что Вы испытываете во время стресса. Если Вы научитесь узнавать симптомы стресса, Вам будет проще связывать чувство с тем, что его вызвало. Чем быстрее Вы заметите симптомы, тем раньше Вы сможетепринять меры и успокоиться.
Определите источник стресса. Чаще всего на учебе стресс вызывают домашние задания, оценки, нехватка сна, проблемы с ровесниками и т.д. Если Вас притесняют, поговорите с родителями, учителями или школьнымпсихологом.
Сделайте три глубоких вдоха. Это отлично помогает расслабиться во время стресса. Также Вы можете поднимать и опускать плечи, вращать ими,поворачивать голову. Когда человек испытывает стресс, мышцы зажимаются.
Тренируйтесь останавливать поток мыслей.
Если Вы будете соблюдать все эти пункты, Вы не позволите стрессу вторгнуться в Вашу жизнь, и она станет гораздо спокойнее. Как говорила психолог Анна Девятка: «Личность развивается благодаряпреодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс — это одна из ступенек взросления».
Совершенно очевидно, что в настоящее время остро стоит проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, осуществление продуманной системы психогигиенических мероприятий, в которой следует выделить два направления: создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей — стрессоустойчивости школьников.
Рекомендации.
Научитесь справляться со стрессовыми ситуациями, используйте технику релаксации (глубокое дыхание, как пример).
Дайте себе достаточно времени, чтобы прийти в себя после стресса.
Регулярно делайте зарядку.
Не употребляйте алкоголь и ограничьте употребление кофеина.
Научитесь противостоять собственным страхам.
Обсудите причину Вашего беспокойства с близкими или друзьям.
Используемая литература
1. http://www.astroland.ru/psychology/article5.htm
2. http://www.mentalklinik.ru/0078/subpage/stres.html
3. http://www.your-mind.ru/lasta/chto-takoe-stress/
4.Аникина, Г. В. Эмоциональное выгорание. / http://festival.1september.ru/articles/522001/
5. Левис Шелдон и Шейла. Ребенок и стресс. // Питер – 1997г – с.38 – 39, 89 – 90.
6. Маклаков А.Г.. Общая психология. // Питер – 2006г – с.456 – 461.
7.Соловьева С.Л.. Кризисная психология. Справочник практического психолога. // Сова – 2007г – с.12 – 24.
8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Полит. Издат,1989, с. 12 - 49
9. Гогохия И. Н. Памятки для выпускников и учителей по ЕГЭ. http://1september.ru/
10. Журнал «Здоровье», № 3, 2005г.
11. Селье Г. «Стресс без дистресса». М., 1982, с. 345 – 358
12. Степанова М.И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика//Вестник образования России. 2005, №5.
13. Фомина И. Сдать или сдаться// Здоровье. №5, 2009, с. 38 - 52
Приложение 1
Инструкция: Вам будут прочитан перечень утверждений. Ваша задача выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
почти никогда (1балл)
редко (2 балла)
часто (3 балла)
почти всегда (4 балла)
№п/п |
Высказывание |
Да,согласен |
Скорее согласен |
Скорее несогласен |
Нет, несогласен |
Меня нередко раздражают мелочи. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Не переношу критики, выхожу из себя. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Все свое свободное время чем-нибудь занят. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
На встречу прихожу заранее. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Не умею выслушивать, вставляю реплики. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Страдаю отсутствием аппетита. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Часто беспокоюсь без всякой причины. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
По утрам чувствую себя плохо. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Чувствую себя уставшим и плохо сплю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
После продолжительного сна не чувствую себя нормально. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Думаю, что сердце у меня не в порядке. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
У меня бывают боли в спине и шее. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Когда сижу за столом барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Думаю, что я лучше многих. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Я не соблюдаю диету. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Шкала оценки:
30 баллов и меньше: Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31-45 баллов: Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя. 4
46-60 баллов: Ваша жизнь – постоянная борьба вы мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше: Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.
Приложение 2
Справились без ошибок |
Справились не с первого раза |
Не справились с заданием |
|
В начале учебного дня |
67% |
33% |
0 |
После 6-го урока |
58% |
39% |
3% |
Приложение 3
Справились без ошибок |
Справились с ошибками |
Не справились с заданием |
|
В начале учебного дня |
100% |
0 |
0 |
После 6-го урока |
100% |
0 |
0 |
Приложение 4
Справились без ошибок |
Справились с ошибками |
Не справились с заданием |
|
В начале учебного дня |
91% |
9% |
0 |
После 6-го урока |
42,5% |
42,5% |
15% |
Приложение 5
Справились без ошибок |
Справились с ошибками |
Не справились с заданием |
|
В начале учебного дня |
79% |
21% |
0 |
После 6-го урока |
48% |
25% |
27% |