1.Введение
В современном мире социальные сети приобретают все больше и больше популярности среди абсолютно всех категорий граждан, но, наиболее активными пользователями сети, все еще остаются подростки 13-18 лет, а также молодежь 19-26 лет. Главной целью их использования является распространение и получение информации, причем мгновенно. Под информацией следует понимать новости, объявления, а также контент развлекательного характера, вроде музыки, фотографий и прочего.
Также социальные сети являются средством коммуникации для современной молодежи. Более чего, они стали популярнее, чем живое общение, что, опять же, говорит об их практичности и актуальности. Тем не менее, наряду с положительными сторонами использования социальных сетей, часто упоминаются такие феномены как интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей.
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире технологий все больше подростков подвержены влиянию социальных сетей, которое позже переходит в одну из форм расстройств - Интернет-зависимость (Инернет-аддикцию). Именно из-за аддикции возникают проблемы в социализации и общении со сверстниками, которые влияют на школьную успеваемость, уровень мотивации.
В ходе изучения научной литературы было выявлено много исследований по диагностике и лечению зависимости от Интернета. Но небольшой процент исследований посвящен изучению влияния социальных сетей на общее психофизическое состояние пользователей, а также мало описаны последствия вынужденного отказа от их использования в условиях эксперимента. В этом заключается научная новизна проведенного мной исследования.
Цель: проанализировать влияние социальных сетей на психологическое состояние старших школьников и студентов, а также изучить изменения в успеваемости и общем состоянии их же при вынужденном отказе от социальных сетей.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить современное состояние научной литературы и документации по указанной теме и определить степень изученности проблемы.
Выявить и доказать влияние социальных сетей на психологические свойства личности с помощью социального исследования.
Провести опрос, с целью оценки и анализа популярности
социальных сетей среди указанной категории людей.
Определить факторы, влияющие на популярность определенных социальных сетей среди указанной категории людей.
Составить памятку-напоминание о положительных изменениях в жизни при отказе от социальных сетей.
Проблема: низкая осведомленность пользователей социальных сетей о последствиях их чрезмерного использования. Возможные последствия: проблемы со здоровьем, низкая успеваемость, ухудшение взаимоотношений с окружающими и прочее.
2.Исторический опыт
Интернет (англ. Internet, МФА: [ˈɪn.tə.net]) — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Официальным днем зарождения системы считается 29 октября 1969 года. Именно тогда были переданы первые символы по децентрализованной сети.
Начиная с этого момента Интернет развивался и, к 2015 году, было зарегистрировано более 3,3 млрд. пользователей. Одним из факторов, повлиявших на такой стремительный рост количества пользователей – появление социальных сетей.
Самым первым социально-сетевым ресурсом следует считать портал Classmates.com, созданный в Америке в 1995 году Рэнди Конрадсом. Он давал возможность найти своих одноклассников, однокурсников и сослуживцев. Позже по его подобию, 26 марта 2006 года, была создана российская социальная сеть «Одноклассники», принадлежащая Mail.ruGroup.
На фоне стремительного развития Интернета и социальных сетей в психологии все чаще и чаще стал фигурировать феномен Интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей.
Исследования по данной проблеме проводили многие выдающиеся профессора, психологи и психотерапевты. Среди них главные научные исследования о проблеме компьютерной зависимости были проведены Айвеном Голдбергом, Кимберли Янг, М. Орзак, Ш. Текл.
Аддикции, как форма расстройства, были также описаны множеством авторов. Один из них, А. Ю. Егоров, пишет: «Субъективно аддиктивное поведение часто проявляется как «потеря контроля» - несмотря на все попытки человека воздерживаться или контролировать себя...»
А. В. Худяков [2003] выделяет 4 критерия аддиктивного поведения:
Социальный
Психологический
Физиологический
Клинический
Интернет-зависимость можно описать по каждому из них, именно из-за этого принято считать её одной из относительно новых форм аддиктивных расстройств.
Интернет-зависимость, как термин, была введена американским психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Он, сравнивая её с аддикциями от психоактивных веществ, также сформулировал основные критерии диагностики этого расстройства. Голдберг предпочитал использование термина “патологический пользователь компьютера” (PCU – pathological computer use). В настоящее время термин употребляется для более широкой категории, в которой пользователь анормально использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин “интернет-зависимость” более употребим при обозначении ненормального использования компьютера для вовлечения во всевозможные социальные взаимодействия в сети.
Незадолго до него, в 1994 году, психолог Кимберли Янг разработала тест на выявление Интернет-аддикции, по итогам которого у большинства респондентов (из 500) было выявлено данное «заболевание». При составлении теста она опиралась на методики, используемые при составлении тестов для выявления алкогольной зависимости и зависимости от азартных игр. Стоит отметить, что тест может быть использован как в работе с психологом(психотерапевтом), так и для самодиагностики, в этом заключается его преимущество.
Примеры вопросов в тесте-опроснике Кимберли Янг
Пациент может считаться зависимым при наличии 5 и более положительных ответов.
Исторический опыт исследований достаточно обширен, но лишь несколько работ можно назвать действительно значимыми в данной области
3.Анализ научной литературы
На основе анализа научной литературы можно утверждать, что интерес к данной теме возник в конце прошлого века, почти одновременно у нескольких исследователей. Кимберли Янг, Айван Голдберг, Александр Войкунский являются первыми психиатрами и психологами, кого заинтересовал вопрос компьютерной зависимости, которая получала все большее распространение.
Основными направлениями исследований являются диагностика компьютерной и интернет зависимостей, а также способы профилактики и лечения. При анализе научной литературы не найдено какой-либо информации об исследовании зависимости от социальных сетей.
4.Основная часть
Социальный опрос
В начале исследования мной был проведен социальный опрос в одной из социальных сетей. Участие приняли 250 респондентов. Опрос был проведен с целью выяснения целевой аудитории пользователей социальных сетей, самых используемых социальных сетей, а также главных факторов, которые привлекают подростков при их использовании. Результаты будут представлены ниже.
1)Целевая аудитория.
Из диаграмм видно, что подавляющая часть пользователей данной социально сети (Вконтакте) – девушки в возрасте от 12 до 23-24 лет. Юноши также используют социальные сети, но их меньше примерно в 7,3 раза (12%).
Это может быть обусловлено тем, что опрос проводился в сообществе, деятельность которого направлена на мотивацию при обучении, большая часть аудитории которого – девушки.
2)Популярность социальных сетей
Из гистограммы видно, что самой популярной социальной сетью является Вконтакте (международное название VK), образованная 10 октября 2006 года Павлом Дуровым и Львом Левиевым. За относительно небольшой промежуток времени (12 лет) она стала одной из самых известных в Рунете (Рунет - сайты интернета с контентом на русском языке).
Второй по популярности социальной сетью является Instagram. Её используют 217 из 250 опрошенных. Впервые выпущенная 6 октября 2010 года, она являлась сервисом для обмена фотографиями и видеозаписями. Вероятно, именно возможность обмениваться фотографиями и видеозаписями с друзьями и коллегами являются главной причиной популярности данной социальной сети у школьников и студентов.
3)Количество времени, проведенного в социальных сетях.
По данным статьи об анализе, проведенном исследовательским холдингом «Ромир», опубликованной на сайте aindex.ru 21 мая 2015 года, можно сделать выводы об ситуации в исследуемых социальных сетях в 2012-2015 годах и сравнить их с результатами проведенного опроса в 2018 году.
В 2012 году большинство пользователей в среднем проводили не более 90 минут в день, в 2015 году это число возросло до 143 минут в день (более 2 часов). Ниже представлена диаграмма, основанная на результатах исследования., проведенного в ноябре 2018 года.
Приведенная выше диаграмма подтверждает тенденцию к увеличению с каждым годом количества часов, проведенных в социальных сетях, отмеченную многими исследователями.
4)Самые популярные активности среди пользователей.
Одним из пунктов опроса был вопрос: «Чем чаще всего Вы занимаетесь в соц. сетях?»
Как и в более ранних исследованиях, самым популярным ответом все еще остается общение с друзьями и «пролистывание ленты» (чтение новостей в группах и сообществах, просмотр статей и пр. Лентой в социальных сетях называется поток новостей и записей из всех групп и сообществ, на которые подписан пользователь, чаще всего «лента» находится на отдельной вкладке в интерфейсе соц.сети)
Ниже представлены ответы на этот вопрос в виде линейчатой диаграммы.
5)Частота просмотра уведомлений
Из диаграммы видно, что более чем 75% пользователей проверяют телефон один и более раз в час. Одним из признаков, определения интернет-аддиктивных людей, является навязчивое желание постоянно проверять телефон/почту/сообщения.
Социальное исследование
Методы исследования: опросник Кимберли Янг,
Объекты исследования: группа людей, в возрасте от 15 до 23 лет. Исследование проводится анонимно, с согласия участников. Часть участников(16 человек) – учащиеся общеобразовательных и специализированных школ, остальная часть (14 человек) – независимые пользователи социальных сетей Вконтакте и Instagram.
Суть исследования: проведение эксперимента, с целью анализа влияния социальных сетей на молодежи 15-23 лет.
Среди выбранных участников 70%(21 человек) проводят в социальных сетях более 3-4 часов в день(подгруппа 1),20%(6 человек) - более 2 часов в день(подгруппа 2),10%(3 человека) - не более 2 часов в день(подгруппа 3)
Участникам было предложено отказаться от использования социальных сетей во время исследования в том количестве, в котором они используют их в повседневной жизни. Участникам разрешалось отказаться от участия, так как все происходило добровольно, но требовалось объяснить причину отказа.
Длительность эксперимента: 14 календарных дней(2 учебные недели). За это время участники отучились 2 полных учебных недели, а также имели 2 полноценных выходных.
Для подгруппы 1 установлено разрешенное количество времени в социальных сетях на первой неделе - 2 часа в день, на 2 неделе – 1 час в неделю. Дробление времени на каждую неделю связано с их предыдущим количеством часов в социальных сетях ежедневно(3-4 и более часов). По их словам: «Сразу отказаться от социальных сетей и снизить их использование до 1 часа в день будет сложно». Именно поэтому было предложено такое разделение.
Для подгрупп 2 и 3 установленное время было равным и составляло не более 1 часа в день.
Перед проведением эксперимента всем участникам был выдан тест-опросник Кимберли Янг, предназначенный для выявления зависимости от социальных сетей.
Результаты опроса представлены в гистограмме.
Данный тест участники также проходили на 8 и 14 день эксперимента.
Взаимосвязь ожидаемых и реальных результатов на 8 день эксперимента показана на гистограмме ниже.
Из диаграммы видно, что разница между ожидаемым и реальным результатом отличается на 1 человека в двух из трех категориях. Но в дальнейшем ожидаемый результат был достигнут.
На 14 день участники также ответили на вопросы опросника. Результаты представлены в гистограмме.
Гистограмма иллюстрирует, что из 14 человек, принимавших участие, в начале эксперимента только двое были условно не зависимы от социальных сетей, а после их число возросло до 7 человек. Произошло увеличение числа респондентов в графе «не зависим от социальных сетей», а также прямо пропорциональное ему уменьшение в графе «интернет-зависимость».
Все участники эксперимента отметили улучшения в жизни, произошедшие за 2 недели. Далее с их слов: «Я перестал тратить огромное количество времени в социальных сетях, теперь эти часы уходят на более важные вещи, такие как общение с друзьями, выполнение заданий, а также саморазвитие. Изменения также были заметны в отметках, получаемых мной на учебе». Похожее говорили почти все участники.
Одними из самых главных улучшений являются:
Увеличение количества и качества сна
Привычка большинства в наше время: зайти в социальные сети перед сном на «пять минут», которые бесконтрольно перерастают в 1 и более часов. Участники эксперимента заменили телефон чтением книги, дыхательной гимнастикой, а также более качественной подготовкой ко сну.
Улучшение успеваемости в школе/ВУЗе
Время, проводимое в телефоне и социальных сетях, часто отнимает у школьников/студентов время, нужное для выполнения домашних заданий, рефератов, проектов и докладов. Из-за этого успеваемость, если и была выше среднего, то определялась как непостоянная. При проведении эксперимента участники использовали время, отведенное на использование социальных сетей более продуктивно, так как многие ресурсы для изучения и прохождение материала находились в социальных сетях. Также повысилась продуктивность более чем 50% участников. Пять часов, ранее отводимые на домашнее задание, сократились до 3-4 часов.
Улучшение общего психологического состояния.
Участники проходили опрос для определения состояния в определенный момент. Результаты улучшались на протяжении двух недель. Респонденты и сами отметили повышение настроения через несколько дней после отказа от социальных сетей, и объяснили это отсутствием навязчивого желания проверить телефон, которое проявлялось в первые дни.
Памятка
На основе всей изученной литературы , проведенного социального опроса и социального исследования мной была разработана памятка. Она предназначена как для людей уже активно использующих социальные сети, а также для новых пользователей.
В памятке представлены самые явные признаки зависимости от социальных сетей, краткая информация о социальных сетях, а также изменения, которые могут произойти в жизни каждого, при уменьшении времени, проводимого в социальных сетях. Памятку планируется распространять в школах, на улице, а также среди знакомых.
5.Заключение
На основании проведенной работы были сформулированы выводы, полностью соответствующие задачам.
Выводы
При анализе научной литературы было выявлено, что данная проблема являлась предметом всеобщего исследования в 2005-2013 годах. За последние годы(2017-2019) не проводилось каких-либо глобальных исследований,
С помощью исследования, проведенного с группой людей, выявлено влияние социальных сетей на состояние школьников и студентов, которое было описано в работе.
Был проведен социальный опрос в одной из известных социальных сетей (Вконтакте),участие в котором приняли 250 респондентов. Результаты опроса были использованы при составлении графиков популярности социальных сетей, а также при определении основной аудитории пользователей.
На основании данных, полученных в социальном опросе и социальном исследовании, составлена памятка для профилактики зависимости у пользователей социальных сетей.
Список использованной литературы
Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990
Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576
В.Л.Малыгин [и др.] Интернет-зависимое поведение = Internet- addictive behavior : (обзор) : (eview) / // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. - 2011. - Т. 111, № 8. - С. 86-92.
Егоров, Алексей Юрьевич.
Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
Манфред Шпитцер Антимозг [Текст]: цифровые технологии и мозг : 16+ /; пер. с нем. Гришина А.Г. - Москва : АСТ, 2014. - 284, [1] с.; 22 см. - (Что мешает нам быть умнее?).; ISBN 978-5-17-079721-9.
Нехимические зависимости: [монографии] / А. Ю. Егоров. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 190 с.; 23 см. - (Современный учебник).; ISBN 5-9268-0649-6
Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 662-664. — URL https://moluch.ru/archive/79/13878/ (дата обращения: 12.01.2019).
Ускова Л. Подход к терапии при Интернет-зависимости // Материалы ІІІ Всеукраинской науч.-практ. конф. «Феномен зависимости», 17-18 мая 2008 г., г. Днепропетровск, 2008.
Черникова, Надежда Васильевна Психология и психотерапия химической и эмоциональной зависимости [Текст]: учебное пособие / Н. В. Черникова ; Московский гуманитарный ин-т им. Е. Р. Дашковой. - Москва: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2012. - 129, [2] с.; 21 см.; ISBN 978-5-89903-157-1(http://www.docme.ru/doc/1176324/7030.psihologiya-i-psihoterapiya-himicheskoj-i-e-mocional._noj...)
Ю. С. Осипов. Большаяроссийскаяэнциклопедия : [в 35 т.] / — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017