Особенности процессов головного мозга. Память

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности процессов головного мозга. Память

Наимова И.М. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Мартынова Е.Б. 1Наимова Ю.Ю. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы достаточно велика. В настоящее время образование играет одну из главнейших ролей в нашей жизни. Без образования невозможно построить свою жизнь успешно, трудно представить себе личность, разносторонне развитую, высокоинтеллектуальную, интересную. Образование же, в свою очередь невозможно без успешного обучения. Обучение начинается у нас в младенческом возрасте и продолжается всю сознательную жизнь. Но наиболее яркие моменты обучения приходятся, конечно, на школьно-студенческий период. Все обучение строится на нескольких основных процессах – мышление, память, восприятие. Память является крайне важным компонентом обучения для детей в школе, ведь ежедневно им приходится заучивать огромные пласты новой информации – исторические даты и события, правила, математические формулы, теоремы, стихи, понятия и явления окружающего мира, лексические структуры и так далее. В связи с этим, крайне важно понимать механизм запоминания у детей.

Цель исследования – изучить особенности протекания процессов головного мозга на примере памяти, выявить сходство или различие между видами памяти, разработать рекомендации по тренировке памяти, рекомендации по улучшению обучения детей в школе.

Объект исследования – структура, функции и процессы головного мозга человека.

Предмет исследования – память, как процесс головного мозга.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по теме структуры, функций и процессов головного мозга.

Изучить особенности процессов головного мозга на примере памяти; виды памяти.

Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям необходимо задействовать разные виды памяти.

Методы исследования. На этапе анализа литературы: обобщение, анализ, синтез. При сборе эмпирических данных использовались методики изучения памяти, такие как: «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия, «10 предметов», «Пиктограммы» А.Р.Лурия.

Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по:

- улучшению памяти,

- увеличению ее объема,

- оказанию помощи в обучении учащимся.

Глава 1. Структура и функции головного мозга

Структура головного мозга

Головной мозг человека расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400-1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23-25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, заднего, промежуточного и продолговатого.

Самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Более поздними являются большие полушария головного мозга. [2, с. 245]

Также в структуру головного мозга входят мозжечок, гипоталамус, таламус, гипофиз, эпифиз, мозолистое тело, гиппокамп, миндалина, кора больших полушарий мозга. [1, с.10,11]

Большие полушария головного мозга покрывают мозжечок и ствол мозга и занимают 78% общей массы мозга. Большие полушария головного мозга разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушария. В глубине средней части оба полушария соединены между собой спайкой – мозолистым телом. Сверху полушарие покрыто корой – тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток. Кора головного мозга – молодое образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

В каждом полушарии различают доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островок. [3, с.61]

1.2 Функции головного мозга

Каждый отдел головного мозга имеет своё предназначение и отвечает за определенные функции организма. Рассмотрим эти отделы более внимательно.

1. Лобная доля. Лобная доля занимает передние отделы полушарий. Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления.

2. Теменная доля. Теменная доля занимает верхнебоковые поверхности полушария. Функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией.

3. Височная доля. Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. Функция височной доли связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмом памяти. Здесь располагается слуховой, или гностический, центр речи (центр Вернике).

Затылочная доля. Затылочная доля занимает задние отделы полушарий. Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия.

Островок. Островок, или так называемая закрытая долька, находится в глубине боковой борозды. В островке проецируется анализатор вкуса. [3, с. 63]

1.3 Память. Виды и функции памяти

Память – один из важнейших процессов головного мозга. Выдающимся ученым, изучавшим память был наш отечественный психолог, профессор, врач-невропатолог, один из основателей  нейропсихологии, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и Академии педагогических наук СССР (1967) - Александр Романович Лурия. [10]. Он создал такие работы, как «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)», «Нейропсихология памяти». Еще одним известным ученым, посвятившим себя изучению памяти был тоже наш отечественны психолог Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, философ, педагог, который занимался изучением высших психических функций, а в частности, процессов памяти. [9]. Леонтьев написал такой труд, как «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций». На трудах этих выдающихся ученых по сей день строится изучение памяти во всех сферах деятельности.

В головном мозге за память отвечает височная доля. Вспомним основные определения памяти. Итак, память – это:

- Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. [5, с. 157];

- Совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта. [4, с. 91];

- Процесс, характеризующийся приобретением, хранением и воспроизведением заученного. [6, с.99].

Функции памяти

Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.

Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. [4, с.91]

Классификация видов памяти

По особенностям запоминаемого материала:

- моторная,

- эмоциональная,

- образная,

- словесно-логическая.

По продолжительности сохранения следов:

- мгновенная,

- кратковременная,

- оперативная,

- долговременная.

По характеру активности:

- непроизвольная,

- произвольная.

По использованию вспомогательных средств:

- непосредственная,

- опосредованная.

По способу запоминания:

- механическая,

- логическая.

По происхождению:

- генетическая,

- приобретенная.

В данной работе мы изучим память образную, зрительную, слуховую, кратковременную и долговременную.

Образная память – это память на различные сенсорно-перцептивные образы.

Зрительная память – это сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая память – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных слуховых образов.

Кратковременная память – это память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

Долговременная память – это память, которая удерживает информацию длительное время. Эта память рассчитана не только на длительное хранение, но и на многократное воспроизведение при условии ее сохранения. [4, с. 93]

Выводы по главе 1

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, заднего, промежуточного и продолговатого. Самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Более поздними являются большие полушария головного мозга. Также в структуру головного мозга входят мозжечок, гипоталамус, таламус, гипофиз, эпифиз, мозолистое тело, гиппокамп, миндалина, кора большого мозга.

К основным функциям головного мозга относятся организация произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляция сложных форм поведения, процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, речи, слуха, письма.

Память - это процесс, характеризующийся приобретением, хранением и воспроизведением заученного. Виды памяти разделяются по особенностям запоминания материала, по продолжительности сохранения следов, по происхождению, по способу запоминания, по активности и т.д.

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

Цель эмпирического исследования – изучить особенности протекания процессов головного мозга на примере памяти, выявить сходство или различие между видами памяти, разработать рекомендации по тренировке памяти, рекомендации по улучшению обучения подростков в школе.

В качестве испытуемой в нашем исследованиивыступила учащаяся 10 «А» класса МБОУ гимназии «Пущино Наимова Индира, автор проекта.

С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

Изучить объем памяти испытуемой.

Проанализировать особенности запоминания у испытуемой.

Выявить наиболее продуктивное использование разных видов памяти в обучении детей.

Разработать рекомендации для улучшения памяти, увеличения ее объема.

Гипотеза эмпирического исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям необходимо задействовать разные виды памяти.

Для сбора эмпирических данных нами использовались следующие психодиагностические методики:

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р.Лурия.

Методика «9 картинок»

Методика «Пиктограммы» А.Р.Лурия

Описание методик исследования.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р.Лурия. Данная методика нацелена на изучение особенностей и объема аудиальной памяти. Методика проводится в 4 этапа. Первые три этапа следуют один за другим, четвертый этап – отсрочен во времени и проводится через час после третьего этапа. В начале каждого из первых трех этапов испытуемому дается инструкция: «Сейчас я назову вам 10 слов. Вы должны будете их выслушать молча, не повторяя за мной вслух и постараться запомнить. Как только я закончу называть слова вы должны их воспроизвести, все, которые запомнили и в любой последовательности». Перед четвертым, отсроченным этапом слова испытуемому не повторяются, он должен сам вспомнить все, которые назывались. Слова для запоминания должны быть простыми, односложными, например, дом, лес, стол, окно, вода, игла, кот, брат, мед, хлеб. Далее анализируется объем памяти, выстраивается график аудиального запоминания испытуемого, сравнивается кратковременная и долговременная память.

Методика «9 картинок». Испытуемому показываются 9 абстрактных фигур на листе формата А4. В течение 30 секунд испытуемому необходимо молча, не называя вслух фигуры, запоминать их. Через 30 секунд изображения меняются. Показывается другой лист, на котором изображено 16 фигур, среди которых испытуемому необходимо найти те, которые были изображены ранее. Далее анализируется объем и особенности визуальной памяти. При низком уровне запоминания процедуру можно повторить в несколько этапов, отметив график визуального запоминания.

Методика «Пиктограммы» А.Р.Лурия. Данная методика разработана для изучения особенностей ассоциативной памяти. Испытуемому дается инструкция: «Сейчас вам будут названы 10 слов и словосочетаний. Вы должны после каждого названного слова (словосочетания) нарисовать символично картинку, которая помогла бы вам впоследствии вспомнить это слово (словосочетание). Обязательное условие – не использовать буквы и слова». После того, как все слова и словосочетания будут сказаны и зарисованы, тест необходимо отложить на 30-40 минут. Спустя это время испытуемый должен написать все слова к своим рисункам. Анализируется точность запоминания слов и сочетаний, объем запомнившейся информации, особенности рисунков.

2.2 Описание результатов исследования

В результате исследования были получены следующие результаты:

По итогам методики А.Р.Лурия «10 слов» у испытуемой объем кратковременной памяти выше среднего, а именно после первого этапа 8/10 слов, после второго 9/10 слов, после третьего - 10/10 слов. Это говорит о высоком объеме кратковременной памяти. Долговременная память тоже развита очень хорошо, т.к. результаты отсроченного этапа – 10/10 слов. Наглядно результаты представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Результаты методики «10 слов»

Рисунок 2. График аудиального запоминания

По итогам диагностики визуальной памяти у испытуемой получился результат 8/9 картинок (время запоминания 30 секунд), что соответствует высокому уровню визуальной памяти. Наглядно это представлено на рис.3.

Рисунок 3. Результаты методики «9 картинок»

По итогам методики «Пиктограммы» у испытуемой в результате получилось 10/10 словосочетаний, что соответствует высокому уровню опосредованного запоминания. Данные представлены на рис.4.

Рисунок 4. Результаты методики «Пиктограммы»

2.3 Анализ результатов исследования

По итогам проведенного исследования мы видим следующие результаты: уровень краткосрочного запоминания высокий (8-9-10/10), уровень долгосрочного запоминания высокий (10/10). Уровень аудиальной памяти высокий (10/10), уровень визуальной памяти высокий (8/9), уровень ассоциативного (опосредованного) запоминания высокий (10/10). В ходе самодиагностики, отмечается своеобразное «смешение» видов памяти, так как к аудиальному запоминанию добавляются образы, к визуальному запоминанию добавляются аналогии и связи с теми или иными областями опыта (например, с геометрическими фигурами, растениями, жизненными ситуациями и так далее). Благодаря этому, развитие памяти у испытуемой находится на очень высоком уровне. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для оптимального запоминания информации необходимо задействовать разные виды памяти.

2.4 Рекомендации

Как известно, для повышения уровня обучения в школе детям необходим хороший уровень развития памяти. Память участвует в образовательном процессе практически везде, т.к. очень большой объем информации необходимо запоминать ежедневно на протяжение всего периода обучения в школе. Исходя из этого, а также опираясь на полученные в ходе нашего исследования результаты, можно сделать выводы о том, что для успешного обучения детям необходимо:

использовать разные виды памяти (аудиальную, визуальную, ассоциативную);

необходимо тренировать память методом заучивания стихов, песен, обычных слов, словосочетаний, картинок, образов;

для успешного заучивания, к примеру, исторических дат можно использовать образы данной конкретной эпохи; стихов – образы, заложенные смысловым содержанием произведения или «музыкальным» темпом стиха;

необходимо учитывать в обучении ведущий вид памяти, т.е. опираться на аудиальное, визуальное или ассоциативное запоминание.

Выводы по главе 2

Итак, в данной главе мы провели практическое исследование видов и уровней памяти, проанализировали способы запоминания информации и вывели рекомендации для оптимального запоминания информации.

В своем исследовании мы опирались на три методики:

«10 слов», А.Р.Лурия;

«9 картинок»;

«Пиктограммы», А.Р.Лурия.

Данные методики нам помогли выявить уровни аудиальной, визуальной и ассоциативной памяти, а также объем кратковременного и долговременного запоминания.

У нашей испытуемой результаты оказались высокими. В ходе самодиагностики было отмечено «смешение» механизмов запоминания, т.е. к аудиальному запоминанию добавлялись образы, к визуальному – ассоциации и т.д. Все это дало возможность понять особенности механизмов запоминания испытуемой и создать рекомендации для развития видов памяти и учитывания их видов в обучении.

Заключение

Все мы стремимся стать личностью. Но это невозможно без развития высших психических функций. В нашем головном мозге заложено все, что необходимо для их развития, например, отдельные участки мозга отвечают за развитие отдельных функций. Для того, чтоб суметь развить в себе высокоинтеллектуальную, высокообразованную, интересную, разносторонне развитую личность, нам необходимо лишь понять наш мозг, суметь его «прочесть», сделать правильные выводы и просто правильно тренировать определенные процессы. Всю жизнь человек проходит обучение. Оно может быть разным: практическим, житейским, социальным, академическим, но оно всегда с нами рядом. Самые трудные годы обучения – это обучение в школе. Несмотря на очевидную сложность, именно в школе закладывается основа будущей личности, ее успешности в жизни, ее интересности и значимости для окружающих. Основные психические процессы, участвующие в школьном обучении это восприятие, мышление, воображение и память.

Память – неотъемлемый процесс в обучении. Память участвует в образовательном процессе практически везде, т.к. очень большой объем информации необходимо запоминать ежедневно на протяжение всего периода обучения в школе. Исходя из этого, очень важно понимать, какой же вид памяти является ведущим у детей, на что необходимо опираться в процессе запоминания информации и как сделать это запоминание комфортным и максимально простым и успешным. Для этого необходимо выявить ведущий вид памяти, а также научиться пользоваться всеми видами запоминания. Только так всеми нелюбимая зубрёжка уйдет в прошлое, заучивание дат, параграфов, стихов станет приятным и легким процессом. Наша практическая работа это только подтверждает: для достижения максимальной продуктивности запоминания мы использовали все виды памяти, от аудиальной до ассоциативной. В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась: для успешного обучения детей необходимо задействовать различные виды памяти.

Список используемой литературы

Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. 8-е издание, перераб.и доп. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 80 с.

Биология : Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/ Г.И.Лернер. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 287 с, ил.

Невропатология: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ Л.О.Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. М.В.Гамезо. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.

Основы психологии Л.Д.Столяренко. Издание третье, переработанное и дополненное. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2000.

Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.И.Александрова. – 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Питер, 2008. – 464 с., ил.

Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. –   146 с.

http://azps.ru/tests/pozn/rememp.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонтьев,_Алексей_Николаевич

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/14.html

Приложение 1

«Заучивание 10 слов» 
А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». 
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. 
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». 
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен». 
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 3-кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал
Примеры набора слов: 
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. 
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. 
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов


На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. 
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти. 
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания: 
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается; 
— при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и ко­лебаниях внимания.

http://testoteka.narod.ru/pozn/1/14.html

Приложение 2

Методика "9 картинок"

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

балл — очень низкий.

http://azps.ru/tests/pozn/rememp.html

Приложение 3

Тест "Пиктограмма" А.Р.Лурия (исследование памяти)

Метод Пиктограмма, предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не только для исследования памяти, но и для анализа характера ассоциаций.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 10 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

Веселый праздник, тяжелая работа, развитие, болезнь, счастье, богатство, вкусный ужин, смелый поступок, разлука, теплый ветер.

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. 
Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение "Веселый праздник". Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить "Веселый праздник"? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: "Рисуйте, что полегче". Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать "веселый праздник", а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол.

При истолковании результатов опыта прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т. е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов "тяжелая работа" он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова "сомнение" — развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов "тяжелая работа" он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить. Для слова "сомнение" он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова "болезнь" — кровать; для слов "вкусный ужин" — стол, тарелки. Но такие слова, как "справедливость", "сомнение", "развитие", остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество. 
Так, например, решая нарисовать к слову "развитие" растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову "болезнь" он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие "возвращения" и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов. 
Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций. 
Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению "веселый праздник" они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову "разлука" — конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову "развитие" — диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его. 
Но вот больной шизофренией для слова "сомнение" рисует речку и объясняет это так: "Есть романс Глинки "Сомнение", а Глинка — это есть Неглинка — речка". Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов "вкусный ужин" больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: "Вкусный ужин это значит - хорошо пахнет ... запах... нарисую уборную". В этой ассоциации видна и парадоксальность. Другой пожилой больной для запоминания слов "теплый ветер" рисует губы и объясняет, что это "поцелуй матери". Несмотря на яркую эмоциональность, и эта ассоциация не адекватна заданию; ведь нарисованные губы не служат цели запоминания заданных слов. 
В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений. Так, например, больной говорит: "Теплый ветер" я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; "вкусный ужин" — для меня на ужин годится только простокваша; "веселый праздник" — у меня праздников не бывает; "справедливость" — со мной поступают несправедливо" и т. д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова. 
Поэтому, если больные ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, "счастье" -— солнце, "печаль" — плохая погода и т. д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности. 
Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, — это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше. 
Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти больного можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, — иногда больные воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов. 


Источник: Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. –   146 с.

Просмотров работы: 368