ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главные задачи, которые решает физическое воспитание школьников – это укрепление здоровья, развитие физических качеств, расширение функциональных возможностей организма, формирование двигательных навыков, воспитание нравственных и волевых качеств.
Для того чтобы быстро бегать, быть сильным и ловким необходимо развивать физические качества. От уровня их развития зависит степень физического здоровья, роста и развития организма.
Для выявления уровня развития физических качеств и общей физической подготовленности у обучающихся общеобразовательных школ проводятся контрольные нормативы по физической культуре. А также тестирование по нормативам комплекса ГТО.
Как показала практика, многие обучающиеся общеобразовательных школ не могут выполнить контрольные нормативы школьной программы и комплекса ГТО из-за недостаточного развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Кроме того, у учащихся средних классов снижается интерес к урокам физической культуры вследствие применения одних и тех же подходов в физической подготовке на протяжении многих лет обучения в школе.
Чтобы повысить эффективность учебного процесса по физической культуре, в частности в развитии физических качеств, необходимы новые эффективные методики, способствующие росту показателей развития физических качеств.
Объект исследования:процесс физической подготовки обучающихся 7 классов.
Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: челночный бег 3х10 м, подтягивание из виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).
Цель исследования – изучить влияние современных методик развития физических качеств на результативность сдачи контрольных нормативов по физической культуре для обучающихся 7 классов.
Гипотеза исследования:еслисистематически выполнять рекомендации для повышения количественных показателей контрольных нормативов по физической культуре для учеников 7 классов (челночный бег 3х10 м, подтягивание из виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье), то происходит их значительный прирост.
Задачи исследования:
1. Выявить современные методики развития физических качеств для обучающихся 7 классов.
2. Выявить уровень развития физических качеств у обучающихся 7 класса.
3. Разработать рекомендации для количественного прироста показателей физических качеств для обучающихся 7 класса.
Практическая значимость. На основании результатов исследования разработаны рекомендации по развитию физических качеств для школьников 7 класса в челночном беге 3х10 м, подтягивании из виса на высокой перекладине, сгибании и разгибания рук в упоре лежа, наклоне вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Полученные данные позволили повысить результативность показателей контрольных нормативов по физической культуре у обучающихся 7 классов.
глава I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
1.1. Характеристика физических качеств
Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают абсолютную (суммарное усилие всех мышечных групп) и относительную силу (величина абсолютной силы, приходящаяся на один килограмм собственного веса). Различают собственно-силовые способности, скоростно-силовые и силовую выносливость.
Собственно-силовые способности проявляются в преодолевающем, статическом и уступающем режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышц и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [13]. Сила проявляется при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными и предельными отягощениями (например, в упражнениях, выполняемых в силовом троеборье). При мышечных напряжениях статического (изометрического) типа длина мышц остается без изменений. Мышечные напряжения изометрического типа являются одним из методов развития абсолютной силы.
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, и проявляются в упражнениях, выполняемых на значительной скорости, не достигшей предельной величины. Взрывная сила характеризуется максимальными показателями силы в минимальное время (например, в прыжках, в метаниях, в тяжелой атлетике).
Силовая выносливость характеризуется способностью противостоять утомлению продолжительным мышечным напряжениям значительной величины. В зависимости от режима работы выделяют динамическую (рывок гири, академическая гребля) и статическую (удержание руки при стрельбе из пистолета) силовую выносливость.
Воспитание силы может осуществляться в процессе общей и специальной силовой подготовки. Каждое направление имеет цель, и в зависимости от нее решаются конкретные задачи. В связи с этим подбираются средства и методы воспитания силы.
Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Существуют три основные формы быстроты:
1) латентное время двигательной реакции;
2) скорость одиночного сокращения (при малой величине сокращения);
3) частота движения.
Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений.
В практике физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных действий (в беге, плавании, лыжных гонках и т. д.), а не элементарные формы ее проявления. Например, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте (латентного), скорости отдельных движений и темпа шагов. Однако скорость в целостном сложно-координированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага зависит от длины ног и силы отталкивания. Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что перенос качества быстроты с одного упражнения на другое, как правило, не наблюдается. Так, между скоростями в различных по координации движений у одних и тех же лиц (в беге и плавании) не обнаруживается корреляции. Перенос качества быстроты можно выявить в сходных по координации движениях. Поэтому нужно говорить не о развитии качества быстроты вообще, а о конкретных скоростных способностях движений человека.
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения эффективности. Время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности, является мерилом выносливости. Чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека.
Развитие выносливости – это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих к более длительному выполнению работы, а также к устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной мощности при глобальном функционировании мышечной системы (свыше 2/3 мышц тела). Общая выносливость проявляется в гонках на лыжах, беговых дисциплинах, академической гребле и т. п. Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Выносливость различают по интенсивности работы и особенностям упражнений, выполняемых в процессе этой работы. Выделяют скоростную, силовую, выносливость по отношению к статическим усилиям и т. п. В сходных по интенсивности видах деятельности наблюдаются явления «переноса» выносливости, которые обусловлены общими физиологическими и биохимическими механизмами. Например, в циклических видах спорта, где решающий фактор – это уровень развития аэробных возможностей организма и явление «переноса» выносливости очевидней.
Ловкость – это совокупность координационных способностей. Измерители ловкости следующие: 1) координационная сложность задания; 2) точность его выполнения; 3) время выполнения.
Ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющая единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной измеритель. При этом остальные условия задания стараются делать неизменными. Ловкость довольно специфическое качество. Любое движение выполняется всегда на основе старых координационных связей. Чем больше запас условно-рефлекторных двигательных связей, чем большим объемом двигательных навыков владеет человек, тем выше его ловкость. Ловкость в значительной мере зависит от двигательных анализаторов. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений в окружающей обстановке и инициативности.
Гибкость – это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Выделяют активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.
Пассивная гибкость – способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения и т. п. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, т. е. она больше чем активная.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, от способности расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т. е. от степени совершенствования мышечной координации. Гибкость зависит от внешних и внутренних условий: 1) температуры воздуха; 2) времени суток; 3) разогревания тела; 4) функционального состояния организма.
Гибкость отрицательно связана с силой, так как занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Для преодоления отрицательного влияния необходимо параллельно с развитием силы выполнять упражнения на гибкость.
Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, в особенности его грудного отдела, тазобедренных и плечевых суставов.
Установлено, что способности (физические и психические) человека развиваются и проявляются специализированно в ответ на воздействие определенных раздражителей. В спорте и физической культуре такими раздражителями являются физические упражнения. Существует взаимосвязь и взаимозависимость в уровнях развития выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости. Недостаточное или чрезмерное развитие какого-либо одного из них мешает проявлению в нужный момент другого качества или же тормозит дальнейший его прогресс. Развитие силы отрицательно влияет на выносливость и наоборот. Хорошая гибкость позволяет более полноценно реализовать в действиях рациональную технику. От гибкости зависит проявление быстроты движений.
Развитие каждого физического качества, обусловленное специфическими изменениями в организме, обеспечиваются специальными физическими упражнениями. Для оценки степени развития физических качеств применяются различные педагогические и физиологические методы. К педагогическим методам относятся контрольные испытания с помощью контрольных упражнений или тестов.
1.2. Современные методики развития физических качеств
для обучающихся 7 класса
Следует отметить, что в процессе физической подготовки школьники должны не только сохранять свой уровень физических качеств, но и повышать его. Именно поэтому предпринята попытка по выявлению ряда современных методов и средств для эффективного развития физических качеств и на их основе подготовка к сдаче контрольных нормативов.
Челночный бег является одной из разновидностей бега на короткие. От обычного бега он отличается тем, что дистанция преодолевается несколько раз, туда и обратно. Челночный бег отлично помогает отрабатывать быстрый старт и стартовый разгон. Данный вид бега – один из лучших способов развития скоростных качеств.
Челночный бег 3х10 м в образовательных школах используется для определения быстроты и ловкости.
Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки челночного бега является повторный метод. Техника челночного бега лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе на всех участках дистанции с неполной интенсивностью, а также при выходах со старта и поворота с различной интенсивностью.
К методическим рекомендациям по повышению результативности выполнения челночного бега можно отнести:
на первых занятиях следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивности;
с каждым последующим занятием скорость бега и поворота должна повышаться;
контроль за техникой старта;
особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал (команду «Марш»);
при выполнении упражнения парами, необходимо подбирать бегунов равных по силам;
стартовый разгон после старта и очередного поворота осуществляется широкими стремительными шагами.
Совершенствование челночного бега целесообразно также проводить по его структурным элементам (старт, дистанция, поворот и финиш).
Основными упражнениями, направленными на совершенствование техники старта, являются: выполнение команды «На старт!», «Внимание!», начало бега без и по сигналу, самостоятельно на 10-20 м, начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки времени после команды «Внимание!».
Для совершенствования техники стартового разгона в основном используют многочисленные упражнения, направленные на развитие силы и скоростно-силовых способностей мышц разгибателей ног и туловища. Это, прежде всего: метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками вперед, метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками вперед с последующим стартовым ускорением – 15-20 м, прыжки в длину с места, на одной ноге (по 30 м на каждую ногу), на двух ногах (30 м), «с ноги на ногу» (40-50 м), тройной прыжок с места, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, по лестнице на одной ноге или двух ногах (20 м), различные многоскоки в гору (прыжки на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу), приседания со штангой, весом партнера, выпрыгивания вверх со штангой на плечах, старт с сопротивлением (с резиновым жгутом, который держит сзади партнер, с шиной, с дополнительным отягощением и т.д.), бег в гору 30-40 м, бег по лестнице вверх, бег с низкого старта на 15-30 м.
Наибольшую сложность в челночном беге создает необходимость выполнения разворота движения на 180°. Для совершенствования техники поворота в челночном беге можно использовать следующие упражнения: прыжки в шаге с разворотом стопы носком наружу («по кочкам»), бег с поворотом на 180 градусов: бегун снижает скорость и, достигнув отметки, поворачивает стопу в направлении движения. Такая техника позволяет затормозить, при этом сохранив инерцию, бег с акцентированным удлиненным шагом в указанных точках площадки: по разметке, через гимнастическую скамейку или по другим ориентирам, имитация шагов остановки с места – упражнение в равновесии
При совершенствовании техники бега по дистанции акцентируется внимание на упражнениях, которые способствуют развитию максимальной скорости бега и их составляющих компонентов, то есть увеличения частоты и длины шагов. Поэтому наиболее эффективными считаются следующие упражнения: бег с максимальной скоростью на отрезках 20-40 м, бег с ходу на 15-30 м, бег с горы 40-50 м, бег на месте в упоре с максимальной частотой шагов (до 30 с), бег с гандикапом, бег с буксировкой, бег по отметкам, расстояние которых больше или меньше длины бегового шага спортсмена.
При совершенствовании техники финиширования наиболее эффективными упражнения считают: пробегание финишной линии с предельной скоростью без броска на воображаемую ленточку (10-20 м), пробегание финишной линии с предельной скоростью в соревновательных условиях с 2-3 соперниками одновременно и задачей их опередить на финише (10-20 м).
Необходимо также отметить, что успешность сдачи нормативов зависит также и от индивидуальных особенностей организма школьника наличие соответствующей подготовки и постоянного контроля за физическим состоянием. Упражнения по различным методикам следует выполнять систематически. Если паузы отдыха составили более трех – пяти дней следует начинать с прошлого результата, а не повышать его. Не следует во время самоподготовки уделять внимание не только одному нормативу целесообразно их совмещать.
Подтягивание из виса на высокой перекладине относится к базовым упражнениям. В нём работают несколько мышечных групп сразу, что делает его очень эффективным в плане увеличения массы.
Для количественного прироста и развития силовых качеств используются следующие упражнения:
- «Лесенка» - один из методических приемов, при котором в каждом подходе нужно делать на один раз больше, чем в предыдущем. После достижения определённого числа повторов, их количество начинает снижаться в обратном порядке. Например, «лесенка» до шести повторений: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
- «Утро» - тяга блока в груди 5х8; подтягивание на низкой перекладине или брусьях 5х8; поднятие гантель на бицепс 5х5. Вечер – «негативные» подтягивания 5х6-8; статическая задержка 2х2 по 6-12 секунд для каждой из трех позиций. Выполнять три раза в неделю.
- Подтягивание хватом сверху,
- подтягивание хватом снизу,
- подтягивание разным хватом;
- подтягивание широким хватом;
- подтягивание широким хватом с касанием перекладины затылком;
- подтягивание с помощью партнёра или с облегчающим противовесом на специальном тренажёре;
- подтягивание с отягощением узким или широким хватом;
- подтягивание с задержкой в висе на согнутых руках в течение 2-5 секунд;
- подтягивание в висе на одной руке.
Сгибания и разгибания рук в упоре лежа - базовое, многосуставное упражнение, выполняемое на полу. Основные задействованные мышцы - грудные и трицепсы.
Для количественного прироста и развития силовых качеств мы использовали следующие упражнения:
- ежедневные отжимания по несколько раз в сутки на максимальное количество раз (выполняется в любые паузы в течение дня);
- отжимания подходами (выполнение подряд трех подходов с максимальным количеством отжиманий один раз в сутки);
- отжимания с отягощением (упражнение выполняется один раз в сутки, через день);
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
На развитие гибкости существует огромное множество упражнений и методик. Мы рассматривали методики для увеличения гибкости при наклоне вперед:
Упражнение выполняется из исходного положения стойка ноги врозь, руки вверх. На 1 счет выполняется наклон вперед, прогнувшись. Это положение фиксируется на 3 с, затем возвращаемся в исходное положение. Выполняем данное упражнение в медленном темпе, ноги прямые. В положении прямого угла (бедра и тела) происходит натяжение подколенных связок, спины и рук. Выполняя наклон, нельзя поднимать или опускать голову, взгляд направлен в пол, «макушкой» головы тянемся вперед.
Исходное положение стойка ноги врозь, руки вверх. Выполняется такой же наклон вперед, прогнувшись, положение фиксируется на 3 с, затем медленно сгибаем ноги и принимаем положение - присед, руки вниз. Далее упражнение выполняется в обратном порядке до исходного положения.
Исходное положение стойка ноги врозь, руки вверх. Выполняется такой же наклон вперед, прогнувшись, 3 пружинистых движения (вверх и вниз), далее возвращение в исходное положение. В этом упражнении важно не сгибать ноги в коленных суставах. Во время наклона необходимо максимально вытянуть спину, копчик направить назад, а руки вытянуть вперед. Используется средний темп выполнения упражнения.
Следующие 3 упражнения выполняются по такой же схеме, но исходное положение меняется на сомкнутую стойку, когда пятки и носки сомкнуты, ноги в коленных суставах не сгибаются. Для контроля правильности выполнения упражнения можно воспользоваться зеркалом и выполнять упражнения боком. Аналогичные упражнения можно выполнять из положений: сидя ноги врозь или сидя, ноги сомкнуты. Необходимо соблюдать правильность осанки и не допускать округлого положения поясничного отдела спины. При этом положение ног должно быть натянутым, стопы направлены на себя, пятками давление вперед.
Упражнения у шведской стенки можно выполнять как стоя лицом к гимнастической лестнице, так и стоя спиной.
Упражнения лицом к шведской стенке характеризуются поочередным растягиванием правой и левой ноги. Техника выполнения упражнения заключается в том, что уровень подъема ноги на ступень определяется уровнем развития гибкости, а так же способностью подъема ноги без разворота ее в какую-либо сторону. Колено поднятой ноги направлено точно вверх, стопа направлена на себя, спина сохраняет правильную осанку, таз назад. При соблюдении данных правил выполнения упражнения происходит максимальное натяжение мышц и связок опорной и поднятой ноги. Для увеличения нагрузки необходимо постепенно выполнять наклон к поднятой ноге, при этом спина сохраняет прямое положение. Каждый угол наклона фиксируется на 30 секунд, затем необходимо расслабить мышцы и связки путем сгибания поднятой ноги. По достижении максимально возможной высоты амплитуда постепенно увеличивается. Оптимальная высота выполнения упражнения – уровень пояса занимающегося (для каждого индивидуально).
Упражнение в исходном положении спиной к гимнастической лестнице выполняется в стойке ноги врозь и в стойке ноги сомкнуты. Занимающийся встает к шведской стенке, плотно прижавшись всей задней поверхностью ног, стопы упираются в боковые части стенки. Выполняется наклон вперед, спина круглая. Двумя руками выполняем хват за третью ступень, кисти скрестно. Далее медленно отводим таз от гимнастической стенки, пятки прижимаем к полу, руки прямые. Таким образом, происходит максимальное натяжение задних поверхностей ног, что способствует растягиванию мышц и связок.
Следующее упражнение выполняется в шаге от гимнастической стенки, ноги сомкнуты, таз касается ступеней, стопы опираются на пятки. Выполняется медленно наклон вперед с прямой спиной, руки фиксируют положение максимального натяжения связок путем хвата за перекладину гимнастической стенки. Упражнение выполняется с фиксацией положения на 15 секунд, затем расслабление, сгибая ноги в коленных суставах.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В работе использовались следующие методы исследования:
- работа с литературными источниками;
- наблюдение;
- контрольные испытания;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Для исследования и анализа уровня развития физических качеств выбраны следующие тесты:
1. Челночный бег 3х10 м.
2. Подтягивание из виса на высокой перекладине.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
4. Наклон вперед стоя на гимнастической скамье.
Эти нормативы представлены в комплексе ГТО для данной возрастной группы, поэтому они были выбраны для оценки уровня развития скоростных качеств, силы, гибкости и ловкости.
2.1. Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился в период с сентября 2018 г по март 2019 года на базе лицея № 8 «Олимпия». В нем приняли участие ученики 7 класса лицея № 8 «Олимпия» в количестве 25 человек, из них 14 мальчиков и 11 девочек.
Контрольные нормативы по физической культуре проводились в сентябре и феврале.
глава III. научный эксперимент
3.1. Оценка уровня развития физических качеств у учащихся 7 класса
В сентябре и феврале проведено тестирование по следующим нормативам:
- у мальчиков – челночный бег 3х10 м, подтягивание из виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
- у девочек – челночный бег 3х10 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
С сентября по март учащиеся 7 класса занимались по разработанным рекомендациям, составленным на основании анализа современных методик развития физических качеств.
Показатели физических качеств учащихся 7 классов сравнивались с нормативами, представленными в рабочей программе лицея № 8 «Олимпия» по физической культуре для 1-11 классов А.П. Матвеева.
В таблицах 1, 2 представлен процент учащихся, которые справились с выполнением контрольных нормативов по физической культуре в исследуемых тестах и показана динамика данных показателей отдельно у мальчиков и девочек.
Таблица 1
Показатели уровня физической подготовленности мальчиков 7 класса
Таблица 2
Показатели уровня физической подготовленности у девочек 7 класса
Предварительное тестирование показало, что с нормативами физической подготовки справились около 60% учащихся. Больше 60% учащихся справились с упражнением на гибкость.
После предложенной системы тренировочных занятий по развитию физических качеств показатель улучшился в среднем на 12%.
Полученные показатели мы сравнили с нормативами комплекса ГТО, и выявили, что в начале эксперимента с нормативами ГТО справились 43%, а после выполнения разработанных рекомендаций - 56% учащихся 7 класса, из них 28% претендуют на получение золотого значка ГТО.
ВЫВОДЫ
Выявлен ряд современных методов и средств для эффективного развития физических качеств и эффективной подготовки к сдаче контрольных нормативов.
Выявлен уровень развития физических качеств у обучающихся 7 класса.
Разработаны рекомендации для количественного прироста показателей физических качеств для обучающихся 7 класса.
Доказано, что регулярное выполнение разработанных рекомендаций по развитию физических качеств на уроках физической культуре в 7 классе повысило показатели физических качеств за 6 месяцев на 12 %.
Доказано, что современные методы и средства по развитию физических качеств позволяют повысить процент обучающихся 7 класса к успешной сдаче нормативов ГТО.
По итогам работы можно заключить, что современные методы и средства по развитию физических качеств можно использовать как дополнительное средство для повышения общего уровня физической подготовленности обучающихся 7 классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ахметов С.М. Методика физической подготовленности учащихся в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. – 24 с.
Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся МОУ Лицей №8 «Олимпия» // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. - Сургут: СурГУ. 2000. - С. 5- 7.
Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 192 с.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок учащихся. - М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций детей. - Киев: Здоров,я, 1983. – 142 с.
Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – Киев: Здоров,я, 1981. – 117 с.
Гречко А.С., Хромин В.Г., Соколов Г.Я. Программы по физической культуре для 9-11 классов: Базовая часть // Физической образование Сибири. – 1997. – № 2 (6). – С. 128-137.
Гужаловский А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. , 1979. – 26 с.
Дворкин Л.С., Хабаров А.А. Силовая подготовка учащихся. – Краснодар: КГАФК, 2005. – 236 с.
Каинов А.Н. Дифференцированная оценка физической подготовленности учащихся: Автореф. канд. пед. наук. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 24 с.
Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М.: Физкультура и спорт, 1974. – 150 с.
Лях В.И. Двигательные способности учащихся: основы теории и методики развития. – М.: Терра спорт, 2000. – 192 с
Манжуров И.И. Основы методики физкультуры в школе. – Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2004. – 220 с.
Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 1997. – 70 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 331 с.
Терехов С.А. Методика воспитания скоростных способностей учащихся старших классов на уроках физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. – 23 с.
Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975. – 206 с.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 128 с.
Чернов Ю.А. Развивать физические качества у юношей 9-10 классов (на уроках физической культуры) // Физическая культура в школе. - 2003. - № 10. - С. 23-27.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
для увеличения скорости в челночном беге 3х10м;
№ п/п |
Название упражнения |
1 |
Бег с высоким подниманием бедра: бедро поднимается параллельно поверхности, а при приземлении нога упруго ставится на опору. Акцент в упражнении должен быть направлен на снятие ноги с опоры, а не на ее постановку. В первые занятия акцент на правильности выполнения, в последующие упр. выполняется на скорость. |
2 |
Бег с захлестом голени Первоначально желательно следить за правильностью выполнения, а лишь потом работать над увеличением скорости и интенсивности. При беге ногу отводят назад, так, чтобы пятки задевали ягодицы. |
3 |
Выпады: обе ноги при выполнении согнуты в коленях на 90 градусов. Затем резким прыжком следует сменить позицию ног. 10-20 раз. 1-3 подхода. Кол-во раз и подходов от занятия к занятию увеличивается постепенно. |
4 |
Поворот на 180 градусов Правильный поворот осуществляется следующим образом: бегун снижает скорость и, достигнув отметки, поворачивает стопу в направлении движения. Такая техника позволяет затормозить, при этом сохранив инерцию. |
5 |
Челночный бег 3х10, выполнять 3 раза с перерывом 2 минуты. |
6 |
Челночный бег 5х10, выполнять 3 раза с перерывом 2 минуты. |
7 |
Челночный бег 10х10, выполнять 2 раза с перерывом 3 минуты. |
8 |
Челночный бег 10х10, выполнять 4 раза, отдых 2 минуты. |
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
для количественного прироста подтягиваний на перекладине
№ п/п |
Название упражнения |
1 |
«Лесенка» - один из методических приемов, при котором в каждом подходе нужно делать на один раз больше, чем в предыдущем. После достижения определённого числа повторов, их количество начинает снижаться в обратном порядке. Например, «лесенка» до шести повторений: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 5, 4, 3, 2, 1. |
2 |
«Утро» - тяга блока в груди 5х8; подтягивание на низкой перекладине или брусьях 5х8; поднятие гантель на бицепс 5х5. Вечер – «негативные» подтягивания 5х6-8; статическая задержка 2х2 по 6-12 секунд для каждой из трех позиций. Выполнять три раза в неделю. |
3 |
Подтягивание хватом сверху. |
4 |
Подтягивание хватом снизу. |
5 |
Подтягивание с задержкой в висе на согнутых руках в течение 2-5 секунд. |
6 |
Подтягивание широким хватом с касанием перекладины затылком. |
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ
для количественного сгибания и разгибания рук в упоре лежа
№ п/п |
Название упражнения |
1 |
Отжимания подходами (выполнение подряд трех подходов с максимальным количеством отжиманий один раз в сутки). |
2 |
Отжимания «Лесенка» (с 10 секундными интервалами отдыха между подходами в «лесенке», начальное количество отжиманий зависит от начального уровня курсанта). |
3 |
Отжимания на максимальное количество раз. |
4 |
Упражнение «Берпи»: Основная стойка, руки вдоль тела. Резким движением приседаем и слегка наклоняемся вперед в положение упор присев. Переносим вес тела на руки и «отбрасываем» ноги назад, принимая тем самым положение «упор лежа». Удерживая тело и ноги в одну линию, выполняем глубокое отжимание. Стараемся коснуться грудью пола. Резким прыжковым движением подтягиваем колени к животу и становимся снова в положение упор присев. Мощно отталкиваемся ногами и выпрыгиваем вертикально. Выполняется три подхода по 10 раз с перерывом в 1 минуту между подходами. |
Приложение 4
РЕКОМЕНДАЦИИ
для количественного прироста наклона вперед на гимнастической
скамейке
№ п/п |
Название упражнения |
1 |
Упражнение выполняется из исходного положения стойка ноги врозь, руки вверх. На 1 счет выполняется наклон вперед, прогнувшись. Это положение фиксируется на 3 с, затем возвращаемся в исходное положение. Выполняем данное упражнение в медленном темпе, ноги прямые. В положении прямого угла (бедра и тела) происходит натяжение подколенных связок, спины и рук. Выполняя наклон, нельзя поднимать или опускать голову, взгляд направлен в пол, «макушкой» головы тянемся вперед. |
2 |
Исходное положение стойка ноги врозь, руки вверх. Выполняется такой же наклон вперед, прогнувшись, положение фиксируется на 3 с, затем медленно сгибаем ноги и принимаем положение - присед, руки вниз. Далее упражнение выполняется в обратном порядке до исходного положения. |
3 |
Исходное положение стойка ноги врозь, руки вверх. Выполняется такой же наклон вперед, прогнувшись, 3 пружинистых движения (вверх и вниз), далее возвращение в исходное положение. В этом упражнении важно не сгибать ноги в коленных суставах. Во время наклона необходимо максимально вытянуть спину, копчик направить назад, а руки вытянуть вперед. Используется средний темп выполнения упражнения. |