Как помочь себе прозреть?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как помочь себе прозреть?

Кукушкин М.Д. 1
1Гимназия 33 Пермь
Фрунзе О.Н. 1
1Кванториум Фотоника, гимназия 33
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть – значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Большое количество школьников в настоящее время страдает болезнями органов зрения. Я тоже из их числа.

Меня заинтересовало, каковы причины этого процесса, виновата ли в снижении зрения ребенка окружающая среда, школьные нагрузки или эти болезни глаз передаются по наследству, можно ли предупредить появление заболевания и каким образом. Можно ли восстановить упавшее зрение и какими способами.

Гипотеза: Я предположил, что в наш век научных открытий и изобретений существуют эффективные методы оздоровления глаз и способы коррекции зрения.

Цель исследования: выявить факторы, влияющие на зрение, и предложить способы его сохранения и восстановления.

Задачи исследования:

1. Изучить механизм зрительного восприятия.

2. Установить факторы, влияющие на зрение.

3. Изучить состояние зрения и уровень информированности учащихся о методах оздоровления глаз и коррекции зрения.

4. Составить рекомендации по оздоровлению глаз и коррекции зрения.

5. Рассказать об инновационных способах коррекции зрения и проверить их эффективность на личном опыте.

Объект исследования: зрение как важнейший процесс жизнедеятельности человека.

Методы исследования: 1) изучение литературы, 2) анкетирование, 3) проведение эксперимента

I. Зрение как важнейший процесс жизнедеятельности человека

1.1 Представление о механизме зрительного восприятия

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Орган зрения относится к наиболее важным органам чувств. 80% информации об окружающем мире мы получаем именно благодаря способности видеть.

Наш глаз - это орган, воспринимающий световые раздражения.
Он - важнейшая часть сложной цепочки, которая состоит из зрительных нервов, они же в свою очередь ведут к определенным центрам головного мозга. Благодаря этой цепочке мы и обладаем замечательной способностью видеть. В нашем черепе есть костные впадины, которые называются глазницами или орбитами. В них размещается глаз, или, как принято говорить в медицине, глазное яблоко. Оно имеет форму шара, который сзади и с боков защищен костными стенками глазницы.

Человеческий глаз работает как фотокамера: он пропускает световые лучи и получает умелое изображение предмета (Приложение 1). Самая большая часть глаза – белое глазное яблоко, на котором видно черную дырочку – это зрачок, прозрачное отверстие, ведущее внутрь глаза. При плохом освещении зрачок расширяется, а при ярком – сужается. Так он регулирует количество света, попадающего в глаз. За зрачком находится маленькая линзочка – хрусталик, который направляет свет на заднюю стенку глаза – сетчатку. Хрусталик позволяет тебе отчетливо видеть различные предметы – близкие и далекие. К сетчатке подсоединены нервы, которые передают сигналы, рассказывающие о падающем на сетчатку свете. Мозг, как очень мощный компьютер, превращает эти сигналы в изображение. При плохом освещении, в темноте у человека функционирует только черно-белое зрение. Он может различать форму предметов, но не в состоянии определить их окраску. Если же света достаточно, включается цветное зрение, и мы любуемся всеми красками мира.

Глаз защищают веки и ресницы. Они, будто тряпочкой, смахивают с глаз пыль и смазывают его специальной жидкостью, чтобы глазное яблоко не высыхало, ведь оно должно легко поворачиваться в разные стороны. Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке насчитывается примерно по 80 ресниц, а живет каждая ресничка примерно 100 дней. Потом она выпадает, а на её месте вырастает новая.

В наших глазах происходит постоянное обновление жидкости. Это нужно для правильного питания тканей глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Такие как: наружная прямая, внутренняя прямая, верхняя прямая, мышца, поднимающая верхнее веко, нижняя косая мышца, нижняя прямая мышца. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси. Сами глазодвигательные мышцы управляются сигналами, поступающими из мозга. Благодаря этим мышцам глаз может легко следить за движущимся вблизи и вдалеке объектом.

Наше зрение имеет разные функции:

способность воспринимать предметы в пространстве: их размер, форму, взаимное расположение и расстояние между ними;

способность различать цвета предметов – цветоощущение;

способность отличать темноту от света – светоощущение.

Итак, глаз является сложной системой - уникальным природным творением. Он состоит из множества разнообразных по строению, природе и функциям «деталей». И все эти «детали» действуют слаженно, чем и обеспечивают нашу возможность видеть.

Нарушения зрения и их причины

У нашего зрения есть определённые характеристики. Одна из них –острота. Принято считать нормальной остроту зрения условно равной единице, то есть 100 %. К сожалению, не у всех людей такое отличное зрение. Различают три вида нарушений в работе органов зрения.

При близорукости глаз вместо своей обычной формы шара, имеет вытянутую форму похожую на овал. Из-за этого изображение попадает не на сетчатку, а перед ней. Поэтому изображения вдалеке становятся размытыми, и близорукий человек стремится все приблизить к глазам и поэтому постоянно пользуется очками. Близорукость неприятна тем, что требует ношения очков, а если она прогрессирует, это приводит к тому, что очки уже не помогают и, к сожалению, происходит потеря зрения.

При дальнозоркости человек видит хорошо предметы на большом расстоянии, дальше руки, и ему приходится отдаляться, чтоб рассмотреть предмет. Вблизи же рассмотреть ничего не может. В отличие от близорукости это не приобретенное, а врожденное состояние – особенность строения глазного яблока (либо короткий глаз, либо глаз со слабой оптикой).

Это состояние может долго «скрываться» и проявиться в 20-30 лет и в более позднем возрасте. Всё зависит от резервов глаза и степени дальнозоркости. Правильный режим зрительного труда и постоянные тренировки позволяют сильно отодвинуть срок проявления дальнозоркости и пользования очками.

Астигматизм – заболевание достаточно тяжёлое для больного. Человек плохо видит и вдаль, и вблизи. Порой ему трудно определить расстояние между предметами, решить, какой из них находится дальше, а какой ближе. Контуры предметов искажены. Астигматик вынужден носить очки постоянно. Без них острота зрения очень низкая. Больной ограничен во многих видах зрительных нагрузках, а значит, не может делать многое из того, что могут люди со здоровыми глазами. Болезнь эта может носить как врождённый, так и приобретённый характер.

Что является причиной нарушения работы органов зрения? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Глаза ребенка, как и многие другие его органы, развиваются еще в утробе матери. От того, какой образ жизни вела будущая мать, каким внешним воздействиям подвергалась, во многом зависит зрение малыша.

Глаза являются частью нашего организма и связаны не только с мозгом, но и с другими органами. Такими органами являются нос и внутренняя часть уха. Через эти органы проходят кровеносные сосуды, которые «общаются» с сосудами головного мозга. Вот почему опасны такие болезни, как насморк и отит. Этот момент очень важно запомнить: в наш глаз инфекция может попасть не только, как говориться снаружи, но и изнутри из других органов. Увы, мы часто встречаемся со случаями повреждения глазницы- ушибами, ударами, которые, даже не будучи слишком сильными, способны причинить немалый вред. Часто причиной многих глазных болезней бывает переутомление глаз вследствие неправильного образа жизни. Если постоянно, изо дня в день, у нас недосыпание, нерациональное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, отсутствие в режиме дня трудовой и физической нагрузки, то всё это может в итоге рано или поздно привести к ухудшению зрения.

Влияние компьютера на остроту зрения

В разных литературных источниках время пребывания в течение дня за компьютером для учащихся школ даётся по-разному. В среднем эта цифра составляет от 15 минут до 30-40 минут в течение дня и не выше 7 часов в неделю. Хотя зрение человека, формировалось в ходе длительной эволюции, к сожалению, оно оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Дело в том, экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

— самосветящееся, а не отраженное;

— имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения;

— не непрерывное, а состоит из дискретных точек — пикселей;

— мерцающее (мелькающее), т. е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше
точность установки аккомодации;

— не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Из-за этого зрительная нагрузка существенно возрастает. Тот же самый эффект имеет и необходимость постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и на бумажный текст. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перефокусироваться от 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня. При такой постоянной нагрузке глаза человека быстро устают, особенно сильно это выражено у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед компьютером так же имеет негативные последствия, одно из которых КЗС (Компьютерный зрительный синдром).

Компьютерный зрительный синдром КЗС делится на две группы:

- оптическая (затуманивание зрения (снижение остроты зрения); замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); двоение предметов; быстрое утомление при чтении.)

- физическая (жжение в глазах; чувство "песка" под веками; боли в области глазниц и лба; боли при движении глаз; покраснение глазных яблок. )

Эти явления обычно объединяют термином «астенопия» (буквальный перевод — отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства — через 4 часа и практически у всех — через 6 часов работы за экраном. Менее утомительной, считается считывание информации с экрана дисплея, более утомительной — ее ввод. Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК.

Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большой частоте распространенных глазных заболеваний у пользователе ПК — катаракты и глаукомы — не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы — это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.

С другой стороны, за последние годы компьютер претерпел огромные позитивные изменения как функционально, так и конструктивно. Разработаны и изготавливаются высокоэффективные приэкранные фильтры, способные защитить оператора от электростатического поля и частично от электрической составляющей электромагнитного поля. Накоплен огромный опыт в эргономике компьютерных работ, светотехнических условий рабочего места.

II. Способы сохранения и оздоровления зрения

2.1. Методы оздоровления глаз

Ребенок – это бурно развивающийся чувствительный организм. В школьном возрасте складываются все физиологические системы, которые необходимы для успешного и гармоничного развития, продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. На фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускориться неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка. Когда ребенок идет в школу нагрузка на глаза непрерывно возрастает, зрение резко ухудшается и достигает пика к наступлению подросткового возраста.

Рассмотрим основные методы оздоровления глаз. Одним из таких методов является лечебная физкультура, направленная как на глаза, так и на расслабление или стимуляцию всего организма, снятие усталости.

Для людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью, очень важно уметь расслабляться, потому что постоянное напряжение зрения ведёт к ухудшению этих глазных болезней.

Я приведу несколько упражнений, которые помогут укрепить глазные мышцы и одновременно с этим расслабить их от зрительного напряжения. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

Посмотреть вверх, вниз, влево, не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Смотрите вдаль прямо перед собой в течение 2-4 секунд, переведите взгляд на кончик носа и задержите его на 3-5 секунд.

Закройте веки и нежно массируйте их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза интервалом в 1-2 минуты.

Также разработано множество компьютерных программ для улучшения зрения. Принцип действия прост: при просмотре программы-корректора расслабляются глазные и лицевые мышцы, вокруг глаз улучшается кровообращение, мышцы глаз укрепляют, за счет этого зрение восстанавливается.

Среди наиболее популярных компьютерных программ для улучшения зрения можно выделить Релакс, Цветок, Клинок, Контур, Крестики, Паучок. Программы не имеют противопоказаний и особенно полезны будут учащимся и тем, кто много времени проводит за компьютером, ввиду повышенной нагрузки на зрение.

2.2. Методы коррекции зрения

В настоящее время к методам коррекции зрения относятся: очки и контактные линзы. Необходимо серьезно относиться к очкам и линзам, которые вы носите! Необходимо помнить, что раз в полгода зрение нужно проверять, оно может меняться, и порой значительно. Кроме рецепта на очки врач даёт дополнительные рекомендации по лечению: общеукрепляющее лечение, гимнастика для глаз, физиотерапевтические процедуры. Кроме того нужно помнить, что корректирующим средствам нужен специальный уход.

Если говорить о качестве коррекции зрения, то, пожалуй, контактную коррекцию зрения можно считать одним из наиболее эффективных методов. Контактная линза, находясь непосредственно на глазу, создаёт более чёткое изображение, даже при взгляде вбок. Кроме того, линзы позволяют избежать таких известных проблем, как запотевание стёкол, давление очков на нос и уши, и не влияют на внешний вид пациента.

Контактные линзы показаны детям и подросткам при различных нарушениях зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, отсутствие хрусталика, а также в случаях, когда очковая коррекция не даёт ожидаемых результатов.

Самый ранний возраст детей для коррекции контактными линзами – 6-7 лет. Именно в этом возрасте практически прекращается рост глаза и можно применять контактные линзы.

Контактные линзы – оптимальный метод коррекции для детей, ведущих активный образ жизни, занимающихся различными видами спорта. Очки значительно уменьшают поле зрения, затрудняют ориентацию, поэтому они не подходят для занятий подвижными и командными видами спорта, такими как спортивная и художественная гимнастика (в этих случаях очкам просто трудно удержаться на переносице), хоккей (здесь очки несовместимы ещё и с защитным шлемом), футбол, фехтование. Во время игр на детских площадках очки могут запылиться, запотеть и даже привести к травме лица.

Немаловажно и то, что ношение очков, особенно с «сильными» стёклами, невыгодно выделяет ребёнка среди сверстников, делая его уязвимым и порождая комплексы.

Дневной режим ношения контактных линз является предпочтительнее для детей всех возрастов, поскольку при нём риск травмировать глаза или получить какое-либо осложнение из-за неправильного ношения гораздо меньше. Регулярное надевание и снятие контактных линз – вполне доступные для ребёнка действия. Имея даже небольшую практику, он способен самостоятельно проделывать это, не прибегая к помощи взрослых.

На сегодняшний день активно внедряется новая методика исправления близорукости у детей. Эта методика называется – ортокератология. Метод коррекции близорукости ортолинзами был разработан в США более 40 лет тому назад и в настоящее время стал ещё более популярным, а в последние 5 лет эти линзы появились и в России. Этот метод позволяет исправить близорукость до 5,0 – 6,0 диоптрий и астигматизм до 1,0 диоптрии при помощи специальных газопроницаемых контактных линз. Ортолинза в течение ночи изменяет форму роговицы, делая её центральную оптическую зону более плоской, а утром пациент снимает линзу – и всё четко видит. По своему результату этот метод напоминает лазерные хирургические операции. Отличие состоит в том, что эффект ортокератологии является временным. После прекращения ношения линз роговица восстанавливает прежнюю форму и возвращается прежнее зрение. Если пациент недоволен результатами метода, его всегда можно отменить, что невозможно сделать после рефракционной хирургии. Кроме того, одним из достоинств ортолинз является возможность иметь отличное зрение тем людям, которым противопоказаны лазерные рефракционные хирургические операции.

Близорукий глаз имеет слишком сильную преломляющую способность, в результате чего изображение удаленных предметов падает не на сетчатку, а перед нею. Поэтому близорукие люди плохо видят вдаль. Для фокусировки таких объектов на сетчатку требуются или рассеивающие отрицательные линзы, или ослабление рефракции за счет уплощения роговицы.

Когда близорукий человек надевает ночную линзу, она за ночь постепенно изменяет форму роговицы, делая её центральную оптическую зону более плоской. Утром пациент снимает линзу, но роговица сохраняет свою новую форму, изображение фокусируется на сетчатке и человек все четко видит.

По своему результату этот метод напоминает хирургические операции. Отличие состоит в том, что эффект ортокератологии является временным. После прекращения ношения линз роговица восстанавливает прежнюю форму и возвращается прежнее зрение. Ночные линзы не избавляют от необходимости их регулярно одевать, но если пациент не доволен результатами метода его всегда можно отменить, что невозможно после рефракционной хирургии.

Суть данной методики заключается в том, что ребёнку надевают высоко газопроницаемые контактные линзы определённой конфигурации на время ночного сна. Ещё этот метод называется «Прозреть во сне». Они позволяют за ночь полностью исправить близорукость и даже небольшую степень астигматизма. Этой «ночной» коррекции достаточно для отличного зрения в течение одного-двух последующих дней. Риск при ношении профессионально подобранных ночных линз существенно ниже, чем при обычной контактной коррекции. Ночные линзы значительно меньше по диаметру, чем обычные мягкие, что способствует хорошему обмену слезы и питанию роговицы. При обычной контактной коррекции роговица изолирована от атмосферного воздуха в течение всего дня (2/3 суток), а затем «отдыхает» ночью, когда через закрытые веки кислород поступает в 3 раза хуже. Получается, что почти круглые сутки она испытывает недостаток кислорода! Ночные линзы имеют в 3-4 раза большую кислородную проницаемость материала, поэтому даже при закрытых глазах роговица получает достаточно кислорода. При этом последующие 2/3 суток она отдыхает от линз.

Наиболее очевидное преимущество данного метода – это удобство. В активное время суток у ребёнка на глазах нет ни очков, ни контактных линз, тем не менее, он хорошо видит и поэтому здоров! Такие дети не имеют никаких ограничений, связанных с применением других средств коррекции, и могут вести активный образ жизни и заниматься любым видом спорта без всяких опасений.

Другим преимуществом является то, что родители постоянно контролируют процесс ношения «ночных» линз и следят за правильностью выполнения рекомендаций врача, тем самым, активно участвуя в процессе лечения.

И самое важное преимущество этого метода – это торможение развития близорукости, а если близорукость будет развиваться, она может привести к полной потере зрения. Ночные линзы нужны близоруким детям, так как замедляют и даже останавливают развитие близорукости у детей и подростков: 

- Детям нельзя делать рефракционные операции до завершения роста глазного яблока и прогрессирования близорукости (до 20 лет). Поэтому для них остаются либо очки, либо мягкие линзы.

- Ночные линзы избавляют от всех ограничений во время бодрствования, связанных с ношением очков и мягких линз. Это значит, что можно бегать, прыгать, плавать, тереть глаза и т.д., что очень важно именно для детей, ведущих активный образ жизни и не всегда осознающих опасность этого для глаз в очках и мягких линзах. 

То, что эти линзы тормозят развитие близорукости доказали многочисленные зарубежные и российские научные исследования и мой собственный опыт.

Служат такие линзы длительно – более 2 лет. Уход за ними проще, чем за мягкими контактными линзами. Методика является безопасной, но требует тщательного обследования на сложнейшем диагностическом оборудовании, которое имеется во многих городах. Также ещё одним важным преимуществом этих линз является то, что у них нет риска необратимых последствий, которые есть у тех больных, которые испытали на себе так называемую лазерную операцию.

Практическая часть

Столкнувшись с проблемой потери остроты зрения и изучив литературу по данному вопросу, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Я провел анкетирование учеников нашего класса. Анкета (Приложение 1).

Результаты анкетирования показали, что ученики нашей школы недостаточно информированы о том, что вредит зрению и как его можно сохранять и корректировать.

На основе результатов анкетирования, я сделал вывод о необходимости проведения бесед с учащимися начальной школы о роли профилактики болезней глаз.

Мною была составлена памятка по сохранению зрения. (Приложение 2). А так же проведен эксперимент с применением новейшей технологии коррекции зрения.

Эксперимент по использованию ортолинз.

Мы обратились в медицинский центр, для определения остроты зрения и подбора линз. После посещения специалиста мы выяснили, что мое зрение:

21.12.2013 г. (-3,5; -3,75). Для приостановления падения зрения нами были приобретены ортокератологические линзы. Каждый вечер в течение недели мы надевали линзы, а утром снимали. После второго применения я почувствовал, что могу обходиться без очков на уроке. По прошествии недели, на осмотре у специалиста, нам подтвердили, что зрение улучшилось.

28.12.2013г. (0,9; 0,8). Для сохранения данного эффекта необходимо продолжать носить данные линзы продолжительное время.

11.01.2014 г. (0,95; 0,95)

10.11.2015 г. (0,9; 0,9)

2016 ( 0,10; 0,10 )

2017 (0,7; 0,9 )

2018 (0,9; 0,9)

2019 (0,85; 0,95 )

Данные подтверждены выпиской из истории болезни (Приложение 3)

Эксперимент продолжается до сих пор, так как это помогает обходиться без очков. А это очень удобно в повседневной жизни.

Заключение

Зрение - это щедрый дар природы. Беречь этот дар, относиться к нему как к чему-то драгоценному и в то же время хрупкому, мы часто забываем. Вот поэтому и приходиться видеть то, что наше небрежное отношение к зрению порождает массу проблем. В своей работе я постарался осветить основные проблемы, связанные со зрением. Мне эта тема близка, потому что я испытал эту проблему на себе. И хоть мы и не победили мою болезнь-близорукость, но мы остановили её с помощью «ночных» линз. Сейчас, когда я ложусь спать, я одеваю свои уже любимые и родные ночные линзы. Утром, когда я просыпаюсь, папа мне их снимает. Весь день я вижу прекрасно и ощущаю себя вполне здоровым человеком, как и те мои сверстники, которые и понятия не имеют, что такое плохое зрение. В конце своей работы я хочу пожелать всем, отличного здоровья. Хотелось бы, чтобы как можно меньше людей на Земле сталкивались с болезнями, в том числе и с глазными. Однако если такое несчастье уже произошло, то я надеюсь, что моя работа будет вам полезна.

Желаю всем здоровья и отличного зрения!

Список литературы

Кузнецов Л.С. Компьютеризация делопроизводства, М.,1997

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М.: Ванта – Граф,2003

Мегаполис и здоровье №2,2005.

Опойцев А. И кому нужен этот компьютер? - М.: «Детская литература»,1987-128с.

Канин А.М. Окно в мир компьютеров: Науно – популярное издание.-Е:»Тезис»,1994.

А.П.Александрова. Медицинская энциклопедия

А.И.Ревин. «Специфика зрения человека»

А.А.Сурков. Энциклопедия. О влиянии компьютерной техники на зрение человека

Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96

Материалы сайтов:

http://www.vision.ochkam.net/content/view/67/35

http://www.4med.ru/stat/oft/17.php

http://www.eye2eye.com/
http://www.cvconsulting.com/
http://glareguard.com

Приложение 1

Анкета

Вопросы

ДА

НЕТ

1.У меня хорошее зрение (вижу без очков)

   

2.Знаю способы оздоровления и профилактики болезней глаз. Какие?______________________

   

3.Знаю способы коррекции зрения. Какие?___________________________________

   

4.Считаю, что внешние факторы, такие как:

-окружающая среда

- питание

- наследственность

- школьные нагрузки

- работа на компьютере

влияют на здоровье глаз школьников.

   

5. Всегда читаю сидя.

   

6. Делаю перерывы во время чтения.

   

7. Слежу за посадкой при письме.

   

8. Делаю уроки при хорошем освещении.

   

9. Делаю гимнастику для глаз.

   

10. Часто бываю на свежем воздухе.

   

12. Смотрю телевизор, планшет, играю на компьютере не более 30 мин. в день.

   

13. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

   

14. Каждый год проверяю свое зрение у врача

   

Приложение 2

Памятка

Правила бережного отношения к зрению

Смотреть телевизор не более 1…1,5 часов в день.

Сидеть не ближе трех метров от экрана телевизора.

Не читать лежа, не читать в транспорте.

Оберегать глаза от попадания инородных предметов.

При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

Расстояние от глаз до текста 30… 35 см.

Правильно сидеть при письме.

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, помидоры, сладкий перец).

Делать гимнастику для глаз.

Гимнастика для расслабления глаз.

Для выполнения этого упражнения, стоит вспомнить какие – либо приятные моменты жизни.

Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться.

Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.

Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и по вертикали: вверх – вниз.

Интенсивно сжимайте и разжимайте веки.

Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.

Приложение 3

Выписка из истории болезни

Просмотров работы: 23