ВВЕДЕНИЕ
В детстве я занимался бальными спортивными танцами под ритмичную музыку. Мне очень нравилось заниматься любимым делом. Тренировки осуществлялись ежедневно по несколько часов в день. Но нередко я возвращался с тренировок с головной болью, и уже не мог сосредоточиться на просмотре мультиков или книжек.
Звуковые ощущения позволяют получать человеку эстетическое наслаждение, но громкие звуки иногда оказывают негативное воздействие. Так, о вредном влиянии шума на организм человека узнали еще в глубокой древности. Самой жестокой казнью в древнем Китае считалась казнь шумом: преступника окружали флейтисты, барабанщики, которые круглосуточно играли и шумели без перерыва. Этот гул медленно убивал осужденного [4].
Мир меняется, меняется и досуг детей. Сегодняшних детей постоянно окружают громкие звуки: дискотеки, сотовые телефоны и компьютерные игры. Если вспомнить еще и перемены, на которых большинство детей бегает и шумит, а кто-то громко слушает музыку на своих сотовых телефонах или переносных колонках, то можно сделать вывод, что шум сопровождает ребенка в течение всего дня. Ученых давно волнует вопрос о влиянии шума и горомкой музыки на здоровье, память и внимание человека, особенно на детей школьного возраста. И поэтому изучение выбранной темы является актуальной.
В ходе своей работы была поставлена следующая цель: выяснить влияние шума и музыки на память и внимание школьника. Проводя исследование, мы поставили дополнительную цель - установить профилактические меры по снижению вреда школьного шума.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
• проанализировать характеристики шума;
• изучить влияние шума на организм школьника по литературным источникам;
• провести исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста;
• проанализировать результаты исследований и разработать рекомендации по снижению негативного влияния шума.
Основными источниками, раскрывающими теоретические основы влияния шума на организм школьника, явились работы Устиновой Т. «Что такое шум? Типы шума и уровень шума» и Шишеловой Т.И., Малыгиной Ю.С., Нгуен Суан Дат «Влияние шума на организм человека». На основании указанных источников подробно рассмотрено понятие шума, характеристики шума, его разновидности и последствия его влияния. На основе исследований Рахматшаевой В.А. и Мухиной В.С. были установлены показатели интенсивность шума, характер его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, в том числе детей школьного возраста.
Несмотря на то, что тема научно-исследовательской работы неоднократно рассматривалась в различных информационных источниках и степень её изученности достаточно высока, считаем данный вопрос интересным, актуальным и применимым на практике, а в качестве практической значимости исследования предлагается:
1. выявление мер предупреждения шума на память и внимание школьника;
2. составление памятки о вреде шума для учащихся.
В процессе своего исследования мы изучили характеристики и виды шума, а также влияние шума на организм школьника.
В итоге, после завершения проекта мы доказали, что в большинстве случаев шум и громкая музыка негативно влияют на память и внимание учащихся.
Проведенное исследование позволило нам выделить пять профилактических мер, позволяющие уменьшить вред школьного шума.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Характеристика шума и его разновидностей
Посмотрев литературу и сайты в сети «Интернет» о характеристиках шума, мы нашли следующую информацию.
Каждому человеку, который живет в городской среде известно, что такое шум и горомкая музыка. Это может быть и лай соседской собаки, и музыка из открытого окна соседа, и звук строительной техники, и еще множество других факторов. Но четкого определения шума, которое будет охватывать все сферы деятельности человека, в результате которых возникает шумовой эффект, дать невозможно.
Шумом обычно называют досаждающие, нарушающие спокойствие звуки, которые вызывают у определенного лица раздражение [6].
Фактически, шум - это, в первую очередь, звук. Каждый звук может характеризоваться как нужной и полезной информацией, так и являться шумовым раздражителем. Все дело в восприятии этого звука людьми. Кто-то любит наслаждаться громкой музыкой, а кого-то, находящегося по соседству, она может очень сильно раздражать и доставлять одни лишь неудобства.
Все что различает наш слуховой аппарат называется звуком.
Шум - это те звуковые колебания, которые приносят дискомфорт одному человеку или же группе людей. К нему можно отнести все раздражающие звуки. Поэтому любой нежелательный для нас звук или совокупность нежелательных звуков называют шумом [1].
Известно три вида шума [7]: ударный, воздушный, структурный.
Первый вид шума, так называемый ударный шум, возникает вследствие механического влияния и доходит до наших ушей с помощью перекрытия. Например, от пола до стены и от стены до слухового аппарата. Таким шумом могут быть шаги соседа этажом выше или прыжки его ребенка.
Звуковые волны воздушного шума передаются по воздуху. Примером такого шума является звук телевизора в соседней квартире.
К структурному шуму можно отнести звук соседского перфоратора. Такой шум возникает вследствие взаимодействия определенного источника и конструкции и распространяется на большое расстояние.
В результате анализа литературных источников мы узнали, что сила звука измеряется в децибелах (дб). Белл в переводе с английского означает колокольчик, а деци значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. В честь учёного Белла, который изобрел телефон и была названа единица измерения силы звука.
На рисунке 1.1 приложения № 1 к настоящей работе изображена шкала силы звука, показывающая уровень децибелов от различных источников.
Как видно на рисунке, обычная беседа в классе соответствует уровню шума в 50 децибел. А если в классе одновременно будут кричать пять человек, то уровень шума буден равен 120 децибел. При этом уровень шума, который приносит вред слуху, составляет 90дБ. А болевой порог начинается от 130 децибел (болевой порог – это максимальное звуковое давление, которое воспринимается ухом как звук [2]). Давление свыше болевого порога может вызывать повреждение органов слуха. Стоит обратить внимание на то, что при уровнях звука свыше 160 децибел - возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 децибел – наступает смерть.
1.2. Влияние шума на организм школьника
Из анализа литературы мы узнали, что шум отрицательно влияет на абсолютно любой живой организм. Вследствие взаимодействия с ним у человека могут развиваться заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Когда слуховой аппарат воспринимает высокочастотный звук, у человека изменяется пульс, давление и ухудшается кровообращение [3].
Больше всего отрицательному влиянию шума и громкой музыки на организм подвержены подростки, так как в силу возраста они не осознают возможных последствий. Основной труд подростка в школе - умственный, в котором принимает активное участие внимание, а также такие функции как: восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие шума на их функционирование бесспорно. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования убедительно доказали, что для умственного труда вреден даже тихий шум.
Исходя из интенсивности шума, характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В.А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока [5].
1) Незаметный шум (40 - 45 дБ) - это уровень шёпота человека. Он не снижает внимания и работоспособности.
2) Тихий шум (46 - 58 дБ) - это шум негромкого разговора. Он не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему.
3) Громкий шум (59 - 65 дБ) - это шум громкого разговора. Он утомляет, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на нервную систему подростка.
4) Интенсивный шум (65 - 75 дБ) - это шум, вызываемый криком. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает постоянное утомление.
5) Вредный шум (76 - 88 дБ) - это шум очень сильного крика. Он вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, но и для уха.
Обобщенные данные типов шумов школьного урока представлены в таблице 1.1 приложения № 1 к настоящей работе.
По последним данным ученных [8], уровень шума в школе доходит до четвертого и пятого типов. К концу учебного дня устают и дети, и учителя. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Если проанализировать поведение моих одноклассников, то можно отметить, что после четвертого урока многие из них обращаются с жалобами на головную боль к медицинскому работнику нашей школы.
Приведенных примеров уже достаточно, для того чтобы сделать вывод о том, какое губительное влияние оказывает шум на здоровье, память и внимание школьника.
Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.
Высокий уровень шума вызывает некомфортное состояние. Максимальный уровень шума в школе выявлен на переменах, когда большинство учащихся находиться в коридорах или в столовой.
Главным негативным источником воздействия на развитие умственных возможностей школьников является шум в классе. Шум вредит здоровью, а также снижает успеваемость.
Однако любые исследования необходимо подкреплять практикой. Результаты исследования по влиянию шума на память и внимание детей школьного возраста мы рассмотрим в следующей главе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование памяти
С целью изучения темы исследования были выдвинуты две научных гипотезы:
основная гипотеза - предположительно, что шум влияет на память и внимание учащихся;
альтернативная гипотеза – предположение о том, что шум не влияет на память и внимание учащихся.
В качестве метода исследования для практической части выбран эксперимент, который должен подтвердить одну из научных гипотиз.
Проведеные эксперементы включают следующие этапы:
- подбор материала для эксперемента (например, текста для заучивания и ритмичной музыки);
- проведение эксперимента и фиксация результатов;
- анализ результатов.
Первым был проведен эксперимент по исследованию воздействия шума на память. Стоит отметить, что памятью является способность человека к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.
Эксперимент для проверки влияния шума на память школьника проводился среди 5-и учащихся шестых классов нашей школы: две девочки и три мальчика.
Детям предлагалось по очереди выучить стихотворение в тишине и, потом остальную часть текста учить под громкую музыку в наушниках.
Заучивание текста в обоих условиях осуществлялось в течение 2-х минут.
Результаты эксперимента сравнивались по количеству слов, которые запомнил каждый ребенок в тишине и под громкие звуки. Результаты эксперимента мы отразили в таблице 2.1.
Имя |
Количество слов, выученных в тишине |
Количество слов, выученных под музыку |
Разница в словах |
Тимофей |
13 |
11 |
- 2 |
Павел |
28 |
24 |
- 4 |
Тимофей |
15 |
11 |
- 4 |
Елизавета |
25 |
14 |
- 11 |
Алина |
11 |
19 |
+ 8 |
Таблица 2.1. Эксперимент по проверке памяти
Для удобства анализа мы отразили результаты исследования с помощью диаграммы.
Проведенный эксперимент показал, что разница в среднем по запоминанию слов в тишине по отношению к громкой музыке составила 2,6 слова. Это подтверждает, что большинство детей, которые участвовали в экспереминте, в тишине заучивали больше слов, чем под громкую музыку.
2.2. Исследование внимания
Для полного раскрытия темы нашего исследования и подготовки итогового продукта мы также решили провести эксперимент по исследованию влияния шума на внимание.
Внимание - это способность, отвлекаясь от всего лишнего, концентрировать своё сознание на тех предметах и явлениях, которые для вас сейчас важны.
Детям предлагалось по очереди в тишине за 30 секунд запомнить порядок расстановки 5 предметов, выставленных на столе.
Далее ученик, участвовавший в эксперименте, отворачивался, а другой менял порядок предметов. Затем участник эксперимента поворачивался и должен был разложить предметы так, как они лежали изначально.
Затем, мы одевали наушники с громко включённой музыкой и раскладывали другие 5 предметов. Также 30 секунд давалось на их запоминание. Участник эксперимента отворачивался, а другой менял предметы. Далее участник поворачивался и вновь старался разложить предметы так, как они лежали изначально.
Результаты эксперимента сравнивались по количеству времени (секунд), которые были затрачены каждым испытуемым в тишине и под громкие звуки для восстановления порядка предметов.
Результаты эксперимента мы отразили в таблице 2.2.
Имя |
Количество секунд, потраченных в тишине |
Количество секунд, потраченных под музыку |
Разница во времени, в секундах |
Тимофей |
20 |
29 |
9 |
Павел |
19 |
21 |
2 |
Тимофей |
35 |
52 |
17 |
Елизавета |
26 |
30 |
4 |
Алина |
21 |
27 |
6 |
Таблица 2.2. Эксперимент по проверке внимания
Для удобства анализа мы отразили результаты исследования также с помощью диаграммы.
Проведенный эксперимент показал, что в среднем разница во времени исчисляемой в секундах для концентрации внимания в тишине по отношению к громкой музыке составли 7,6 секунды. Это подтверждает, что у всех детей, которые участвовали в экспереминте, в тишине внимание концентрировалось лучше, чем под громкую музыку.
Подводя итог настоящей главе, мы пришли к следующим выводам.
В ходе исследования нами были проверены обе гипотезы. Эксперементы показали, что большинство детей, которые участвовали в экспереминте, в тишине заучивали больше слов, чем под громкую музыку. Также в результате эксперемента подтверждено, что у всех детей, которые участвовали в экспереминте, в тишине внимание концентрировалось лучше, чем под громкую музыку.
Научная гипотеза исследования о том, чтопредположительно шум влияет на память и внимание учащихся, подтвердилась.
По результатам проведенного исследования мы предлагаем обратить внимание на 5 профилактических мер, позволяющие уменьшить влияние шума и громкой музыки на память и внимание детей школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была проделана работа, по выявлению влияния шума на память и внимание школьника. В ходе исследования нами были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:
основная научная гипотеза исследования:предположительно, что шум влияет на память и внимание учащихся;
альтернативная научная гипотеза исследования: предположительно, что шум не влияет на память и внимание учащихся.
В ходе исследования была подтверждена основная научная гипотеза о том, что шум и громкая музыка негативно влияют на память и внимание учащихся.
По результатам исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Шум является одним из важных факторов, влияющих на здоровье человека, в особенности школьника, и проявляется в ухудшении слуха, воздействии на нервную систему, а также к серьезным хроническим заболеваниям.
2. Шум во время учебы мешает концентрации внимания, памяти и тем самым снижает успеваемость школьников. Под воздействием шума возрастает быстрая утомляемость, раздражимость, падение работоспособности.
В качестве итогового продукта предлагается – памятки для учащихся, отражающие профилактические меры по снижению вреда школьного шума (приложение № 2 к настоящей работе).
Также мы считаем, что введение «перемен тишины» после третьего урока положительно бы сказалось на школьной успеваемости. Под «переменами тишины» стоит понимать одну из школьных перемен (возможно, она по времени чуть больше чем остальные), на которой несколько паралелей в теплое время года выходят на улицу на 10-15 минут. Этого будет достаточно, чтобы снять нагрузку от шума. На следующей перемене, выходят более старшие классы.
Если такие «перемены тишины» будут закреплены в школьном расписании, то, по нашему мнению, это положительно скажется на успеваемости учащихся.
Надеемся, что школьники будут бережнее относиться к своему здоровью, стараясь как можно меньше подвергаться вредному воздействию шума.
Мы планируем в следующем учебном году продолжить исследование по теме проекта путем проведения эксперементов, подтверждающих или опровергающих влияние шума на здоровье школьника.
Влияние шума на здоровье человека // www.veritas.kiev.ua/view/shum.
Громкость звука. Уровень шума и его источники: справочник // http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html
Кагге Э. Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города. – М.: Норма, 2017. – 252 с.
Китайская пытка. - Сайт органов местного самоуправления города Кызыла // http://www.mkyzyl.ru/about/info/news/1920/
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
Устинова Т. Что такое шум? Типы шума и уровень шума // http://fb.ru/article/239705/chto-takoe-shum-tipyi-shuma-i-uroven-shuma
Чайка Ю. Шум - это... Определение, классификация и источники шумов. // https://www.syl.ru/article/305402/shum---eto-opredelenie-klassifikatsiya-i-istochniki-shumov
Шишелова Т.И., Малыгина Ю.С., Нгуен Суан Дат Влияние шума на организм человека // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 14-15.
РИСУНОК 1.1. УРОВЕНЬ ШУМА (СИЛЫ ЗВУКОВ)
ТАБЛИЦА 1.1. ТИПЫ ШКОЛЬНЫХ ШУМОВ, ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Уровень шума |
В чем проявляется |
На что влияет |
Незаметный шум (40 - 45 дБ) |
Шёпот |
Не утомляет, не влияет на память и внимание |
Тихий шум (46 - 58 дБ) |
Негромкий разговор |
Не утомляет, не влияет на память и внимание |
Громкий шум (59 - 65 дБ) |
Громкий разговор |
Утомляет, влияет на память и внимание |
Интенсивный шум (65 - 75 дБ) |
Крик |
Сильно утомляет, плохо влияет на память и внимание |
Вредный шум (76 - 88 дБ) |
Сильный крик, удар |
Он вреден для здоровья |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Оборотная сторона памятки
Мера № 1 Не злоупотребляйте слушанием громкой музыки на переменах, иначе возможны кратковременные нарушения слуха, звон в ушах. Такой звон может проявляться не только у детей, которые сами слушают громкую музыку, но и распространится на рядом стоящих. Также это злоупотребление отразиться на успеваемости и внимание детей на уроках, которые будут проходить после этой перемены. |
Мера № 5 На переменах в теплое время (весной и осенью) желательно чаще выходить хотя-бы на несколько минут на улицу, чтобы снизить влияние школьного шума. |
А ты знаешь, что шум влияет на твою память и внимание? ЕСЛИ ЕЩЕ НЕТ, ТО ЗНАЙ, ЧТО ШУМ ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА УМСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ВРЕДИТ ИХ ЗДОРОВЬЮ И СНИЖАЕТ УСПЕВАЕМОСТЬ. Для тебя в этой памятке изложены профилактические меры по снижению вреда школьного шума. |
Лицевая сторона памятки
Мера № 2 Необходимо помнить, что громкая музыка в наушниках также негативно сказывается на здоровье, и в первую очередь на слухе, внимании и памяти ребенка |
Мера № 3 Если Вы всё-таки решили посетить дискотеку, то периодически необходимо выходить из помещения, в котором играет громкая музыка |
Мера № 4 Следите за разговорной речью во время урока и на перемене: Не кричите, Не повышайте голос. |