Влияние правильного питания и качества пищи на здоровье учащихся школы №19 г. Заполярный

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние правильного питания и качества пищи на здоровье учащихся школы №19 г. Заполярный

Цой М.А. 1Огородова Д.Н. 1
1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова
Степусь Г.С. 1
1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим

для того, чтобы жить»

Сократ

«Человек есть то, что он ест»

Г.Гейне

Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитии детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Многие дети и их родители не знают, как полноценное питание влияет на организм человека.

Актуальность: питание оказывает определяющее влияние и на развитие центральной нервной системы, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время - время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни. В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья человека. Время компьютеров, телевидения, огромной интеллектуальной нагрузки в школе, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически.

Гипотеза: если узнать отношение учащихся к правильному питанию, а так же качественный состав пищи, которую мы употребляем в столовой, можно будет определить степень влияния питания на здоровье человека.

Цель: определить влияние правильного питания на здоровье человека.

Задачи:

- изучить литературные источники по данной теме;

- узнать о полезных продуктах и правилах здорового питания;

- выяснить, какие заболевания могут быть от неправильного питания;

- ознакомиться с медицинскими показателями о заболеваниях у учащихся школы, связанных с питанием;

- провести опрос среди учеников по данной проблеме;

- изучить меню в столовой и определить его пищевую ценность;

- сделать выводы на основе полученных данных.

Объект исследования: питание учащихся школы

Предмет исследования: влияние питания учащихся на их здоровье

Методы исследования:

-чтение и анализ литературы по теме;

-опрос школьников;

-анализ результатов исследования.

Этапы реализации исследования:

Определить тему, цель и задачи проекта;

Изучить и создать информационную базу по проекту;

Проведение исследований;

Подведение итогов;

Публичное выступление (презентация проектной работы с представлением практического результата эксперимента)

Глава 1 Теоретические основы работы

1.1 Значение питания.

Говорят, здоро­вье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслужи­вания, на 20% определяется наследственностью, на 20% - состояни­ем окружающей среды и на 50% - образом жизни. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Здоровье – это основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет. Одним из главных факторов, определяющих наше здоровье, является питание.

«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»,- говорил Сократ.

Организм человека - это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнооб­разных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Рас­ход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи - углеводы, белки, жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более про­стые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких.

Молекулы пищевых веществ служат материалом для построе­ния всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.

1.2 Химический состав пищи.

Энергию дает практически любая пища, но углеводы усваива­ются быстрее других продуктов. Основной строительный матери­ал - белки и жиры. Также абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в весьма небольших количествах.

Белки - это важнейшие для жизни вещества. Белки - основной структурный компонент живых тканей. Кожа, волосы, ногти - это белки. Ко­стные ткани, кровь, мозг - все содержит белки. Кроме того все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой белки.

Жиры - один из основных видов биомолекул, имеющих свои специфические свойства и функции. Жиры составляют существен­ную часть пищи человека. Они содержатся в рыбе, мясе, молочных продуктах, зерне.

Молекулы жиров состоят из углерода, водорода и кислорода. Если поступление энергии в организм превышает расход, то «лишнее» ее количество превращается в жир и откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно, то этот жир расходуется. Жиры обладают низкой теплопроводно­стью, поэтому они играют важную роль в теплорегуляции живот­ных организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях и тканях, окружающих внутрен­ние органы.

Растительные масла являются источником витаминов и ненасыщенных незаменимых жирных кислот - линолевой, линоленовой и арахидоновой. Поэтому употребление растительных ма­сел в пищу способствует перевариванию пищи и правильному об­мену веществ в организме. Суточная норма потребления жиров взрослым человеком составляет 80-100 г.

Углеводы являются главной составной частью пищи человека. Суточная потребность взрослого человека в углеводах составляет 400-500 г; это в 5 раз больше, чем потребность в белках и жирах. Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона.

Углеводы медленнее расщепляются в кишечнике. Поэтому употребление продуктов, богатых крахмалом, более полезно для организма. Кроме того эти продукты содержат неперевариваемые полисахариды: клетчатку, пектиновые вещества. Клетчатка оказы­вает благоприятное регулирующее действие на работу кишечника, нормализует функции желчевыводящих путей, препятствует разви­тию застойных явлений в желудочно-кишечном тракте. Пищевые волокна способствуют выведению холестерина.

Таким образом, белки, жиры и углеводы - основные компоненты пищи и источники энергии для всего живого.

Другие вещества - витамины, мине­ральные соли - не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах. Эти небольшие, но необходимые количества поступают в организм вместе с пищей. По определению, витамины - это биомолекулы, которые нужны в небольших количествах для роста, воспроизводства, здоровья и жизни. Несмотря на всю их важность, общее количество всех ви­таминов, необходимых организму, составляет 0,2 г в день. При сбалансированном питании в организм поступает вместе с продуктами питания необходимое количество этих веществ.

Кальций - это элемент, который крайне необходим в качестве строительного материала для костей челюсти, а также для роста и сохранения зубов. Кальций содержится в больших количествах в молочных продуктах. Однако полноценное усвоение кальция ор­ганизмом происходит в присутствии витамина D. Витамин D со­держится в морской рыбе, однако он вырабатывается и самим орга­низмом. Имеющиеся в организме исходные вещества под действием ультрафиолетовых лучей, например при длительном пребывании на открытом воздухе, перерабатываются в витамин D.

Витамин В растворяется жирами, поэтому он может быть усво­ен организмом лишь в составе йогурта, сливок, сливочного масла или других жиросодержащих продуктов.

Витамин А (содержится в продуктах животного происхождения, а также в виде провитамина (каротина) в растительных продуктах: моркови, томатах, абрикосах, кураге и др.) - один из самых необходимых витаминов.

При недостаточности в рационе витамина С (содержится в овощах, фруктах, ягодах и др.) могут иметь место сухость, шеро­ховатость кожи, ее пигментирование.

Витамин В1 (содержится в хлебе из муки грубого помола, отру­бях, крупах, мясе, орехах и др.) оказывает благотворное влияние не только на нервную систему, но и способствует лечению некото­рых заболеваний кожи.

При недостаточности витамина В2 (содержится в тех же продук­тах, что и витамин В1) появляется перхоть, волосы теряют блеск, выпадают, могут иметь место воспалительные процессы в области уголков губ, рта.

Витамин РР (содержится в хлебе из муки грубого помола, кру­пах, фасоли, горохе, картофеле, мясе, рыбе, яйцах и др.) оказывает противовоспалительное действие, препятствует выпадению волос.

Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

1.3 Рациональное питание.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональным можно назвать питание, при котором человек удовлетворяет необходимые потребности своего организма в энергии и жизненно важных веществах согласно конкретным условиям его жизни и деятельности. Следовательно, рациональное питание не является неким стандартом, рекомендованным для всех. Рациональное питание – условие обеспечения высокой работоспособности и жизненной активности, нормального самочувствия человека.

В переводе с латинского языка термин «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» – разумный, целесообразный.

Чтобы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам.

1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так, суточная энергетическая потребность подростков следующая:

Дети

Суточная потребность (ккал)

7-10 лет

2380

11-13 лет

2860

Юноши 14-17 лет

3160

Девушки 14-17 лет

2760

2. Рацион питания ребенка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая бел­ки и аминокислоты (15-20%), пищевые жиры и жирные кислоты (20-30%), углеводы (50-55%), витамины, минеральные соли и микроэлементы. В приложении №1 дан примерный набор продуктов для питания детей школьного возраста.

3. Ребенок должен получать все группы продуктов, то есть его рацион должен быть разнообразным.

4. Пища должна быть безопасной и соответствовать санитар­ным нормам и правилам, действующим в Российской Федерации.

5. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.

6. Большое внимание должно уделяться режиму питания.

Режим питания для школьников

Калорийность

Завтрак дома

7.30-8.00

25%

Горячий завтрак вшколе

11.00-12.00

10-15%

Обед дома

14.30-15.30

35%

Ужин

19.00-19.30

25%

Рациональное питание требует соблюдения еще двух условий: достаточной физической нагрузки и благоприятной, спокойной обстановки, отсутствия нервных и стрессовых перегрузок, раздражительности и грубости.

Факты подтверждают, что многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно-сосудистые, начинаются в детстве. Поэтому правила рационального питания должны войти в жизнь каждого человека еще в детском возрасте.

1.4 Пища, способствующая развитию «болезней цивилизации».

В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой ча­стью нашего питания. Это гамбургеры и супы быстрого приготовления, каши-минутки, чизбургеры и хот-доги, газирован­ные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки... Но чрезмерное увлечение чипсами и сухари­ками может спровоцировать появление избыточной массы тела у школьников, а также ожирение в более старшем возрасте. Кроме того чипсы, а точнее, специи, содержащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до раз­вития заболеваний желудка и кишечника.

К сожалению, многие взрослые, не говоря о детях, не знают, что у тех ребят, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздра­жающее воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта ребенка, что способствует возникновению дискинезии орга­нов желудочно-кишечного тракта (то есть нарушению подвижности органов желудочно-кишечного тракта), гастритов, колитов и других заболеваний.

Велика роль питания и в профилактике кариеса зубов. Профилак­тика стоматологических заболеваний включает в себя сбалансиро­ванное питание, при котором пища содержит белки, жиры, углево­ды, витамины, минеральные вещества. В рекомендациях по рацио­нальному питанию не следует забывать о роли пищи как фактора самоочищения полости рта, естественного процесса освобождения от остатков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повы­шения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрукты).

Глава 2 Практическая часть работы

2.1 Заболевания детей, связанные с неправильным питанием.

По данным ЦРБ, в настоящее время болезни органов пищеварения среди подростков одни из самых распространенных в нашем районе.

Гастриты.

Гастрит - одно из самых распространенных заболеваний органов пищеварения. Иногда он возникает из-за неправильной или некачественной пищи, а иногда от аллергии к некоторым пищевым продуктам. Простой гастрит - самый распространенный из всех видов гастрита среди подростков. Причинами гастрита являются грубые погрешности в питании, пищевые токсикоинфекции, употребление спиртных напитков, индивидуальная непереносимость некоторых лекарственных средств (например, антибиотиков). При гастрите появляется чувство полноты, боль (разной интенсивности) в подложечной области, тошнота, рвота, головокружение, общая слабость, сухой язык.

Большую роль при развитии гастрита играет употребление в пищу газированных напитков, жевательных резинок и других продуктов, содержащих вредные ингредиенты.

В приложении № 2 «Ингредиенты продуктов питания» приводится перечень особо опасных ингредиентов и их влияние на организм человека.

Большое разнообразие газированных напитков привлекает внимание детей, и родителям не раз приходилось сталкиваться с просьбами их купить. Но не все родители знают, что газированная вода - это угольная кислота. И поэтому не следует использовать их регулярно, так как они не только содержат довольно большое количество сахара, но и то, что углекислота, содержащаяся в них, способствует выведению из организма кальция, столь необходимого в период роста и формирования скелета и зубов. Кроме того газированные напитки обычно готовятся из концентратов и содержат много консервантов, красящих веществ, ароматизаторов, различных подсластителей.

Во все газированные напитки, а также сосательные конфеты, шоколадные батончики, жевательные резинки добавляют эмульгаторы. Многие из них опасны для здоровья или даже запрещены. Например: если вы купите пачку конфет «Бон-Пари» и посмотрите на состав этих конфет, то вы увидите, что для их изготовления используются опасные эмульгаторы. В одной пачке жевательной резинки DIROL или ORBIT используют примерно 11 эмульгаторов.

Конечно, их действие скажется не на каждом человеке, но если у вас чувствительный желудок, гастрит, язва, то вполне возможно, что у вас появится сыпь или другие признаки аллергии.

Недостаток веса.

В нашем поселке достаточно большое количество детей, имеющих недостаток веса. Многие родители всеми силами заставляют есть детей. Одна из причин нежелания детей есть в том, что человек рождается с инстинктом отвращения к той пище, с которой у него возникают неприятные ассоциации. Также человек не любит постоянно употреблять в пищу один и тот же продукт. Но не всегда проблема аппетита возникает в процессе уговоров. Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или сестре или из-за какого-нибудь другого переживания.

Плохой аппетит не слишком опасен для подростка. Главное, чтобы это не перешло в «манию». И все же плохой едок нуждается в наблюдении врача, который осмотрит ребенка, решит, каких веществ ему не хватает, даст рекомендации, чем заменить те продукты, которые ребенок отказывается употреблять в пищу, посоветует, как с ним обращаться.

Избыток веса.

Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса ребенка, поскольку все излишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Превышение веса на 10% обуславливает рост заболеваемости ребенка в 2 раза. При избыточном питании вес тела ребенка начинает превышать норму.

Избыточный вес исподволь готовит почву для возникновения в недалеком будущем таких серьезных заболеваний, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, ранний атеросклероз, воспаление почек, печени. Ожирение отрицательно отражается и на половом развитии, а в будущем – на детородной функции.

Ожирение – болезнь обмена веществ и, как и всякую болезнь, ее надо лечить. К сожалению, ожирение не считают серьезным заболеванием и обращаются к врачу тогда, когда проявляются тяжелые формы заболевания.

Одной из важнейших причин ожирения является не только и даже не столько переедание, сколько преобладание в рационе углеводсодержащей пищи : булочных изделий, сахара, круп, картофеля. Родители ребенка, имеющего повышенный вес, должны заменить в питании эти продукты на хлеб грубого помола или продукты, содержащие клетчатку, обезжиренный творог, фрукты, кефир.

Дисбактериоз.

Также наиболее часто встречающееся заболевание у детей дисбактериоз. Заболевание происходит из-за изменения соотношения количества полезных и вредных микробов в кишечнике.

Причины развития дисбактериоза различны: изменение окружающей среды, характера питания, употребление алкоголя и т.п. Одной из наиболее частых причин дисбактериоза является самовольное и бесконтрольное применение антибактериальных препаратов, приводящих к гибели значительной части представителей нормальной микрофлоры чувствительных к препарату. В любом случае в основе развития дисбактериоза – нарушение механизма иммунологического статуса организма. При дисбактериозе могут исчезать некоторые представители нормальной микрофлоры (бифидобактерии, молочнокислые бактерии) и появляться редко встречающиеся микроорганизмы (грибки рода кандида, стафилококки и т.п.) Главный синдром дисбактериоза – расстройство пищеварения. Он проявляется дискомфортом в животе (вздутие, распирание, повышенное газообразование).

Авитаминоз.

Из-за повышенной нагрузки детей во время обучения, с приходом осени требуется большее количество витаминов. Недостаточное употребление продуктов, содержащих определенное количество витаминов, приводит к авитаминозу. К сожалению, сегодня только за счет продуктов питания большинство не могут обеспечить свой организм необходимым количеством витаминов. Недостаток витаминов приводит ко многим нарушениям работы организма ребенка.

Недостаток витамина А приводит к нарушению работы эндокринной системы, ухудшению зрения и замедлению реакции организма. Признаками недостатка витаминов В1, В2, В3, В5, В6, В12 в организме является расстройство нервной системы, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Витамин Д необходим для полного усвоения кальция и свертываемости крови. К нарушению работы сердца, слабости и быстрой утомляемости приводит недостаточное употребление в пищу продуктов питания ,содержащих витамины С и Е.

В приложении №3 «Витамины в организме человека» приведен перечень продуктов питания, которые являются источниками витаминов и необходимы организму для полноценного питания.

2. 2 Микроисследование заболеваний учащихся школы №19.

В нашей школе по типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний. Данный вид заболеваний лидирует и занимает вторую позицию

По диаграмме видно, что рост заболеваний ЖКТ растёт, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа по моей теме актуально в нашей школе.

Медицинский осмотр учащихся в этом учебном году показал, что почти 70% детей имеют болезни органов пищеварения:

2.3 Определение отношения учащихся школы к правильному питанию (опрос).

Для того
, чтобы узнать соблюдают ли учащиеся нашей школы основы правильного питания, я провела опрос среди учащихся 5, 7, 10 классов.

В опросе приняло всего 70 человек.

Вопросы

5 «Б» класс

7 «В» класс

10 «Б» класс

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Знаете ли вы что такое ЗОЖ?

18

4

18

2

22

4

Правильно ли ты питаешься?

21

1

19

1

20

6

Знаешь ли ты, какие продукты являются полезными?

22

0

19

1

20

6

Знаешь ли ты, какие продукты являются вредными?

22

0

19

1

20

6

Знаешь ли ты какие тебе нужны витамины?

22

0

17

3

25

1

Принимаешь ли ты витамины?

15

7

14

6

20

6

Из таблицы видно, что чем старше становится ученик, тем меньше он уделяет внимания своему рациону питания. Так же мы видим, что есть дети, кто не только не соблюдает основы правильного питания, но даже не знает что это такое.

Что бы определить иммунитет учащихся нашей школы в опросе был задан вопрос о том, сколько раз они болеют в год. Опрос показал следующие результаты:

Класс

От 1 до 3 раз в год

От 3 до 5 раз в год

От 5 и выше

Не болеют вообще

5 «Б»

15

2

3

2

7 «В»

16

2

1

1

10 «Б»

13

5

8

3

Из таблицы видно, что дети болеют часто и тех, кто не болеет вообще единицы, это говорит о том, что у ребят низкий иммунитет, а значит, у них присутствует нехватка ряда витаминов и полезных веществ, что можно было бы избежать, если бы дети соблюдали основы правильного питания.

2.4 Микроисследование качества питания учащихся в школьной столовой.

Зная энергетическую ценность некоторых продуктов и блюд из Приложения №4, я

изучив меню нашей школьной столовой за последние три недели, получила следующие результаты:

Характеристика рациона питания

Ниже нормы

в % от общего количества блюд

Соответствует норме

Выше нормы

Калорийность блюд

25

62

13

содержание белка

45

35

20

содержание жиров

35

60

25

содержание углеводов

10

16

14

Мало в школьной столовой дают рыбных блюд, недостаточно кисломолочных продуктов и углеводов, зато наблюдается избыток жиров и белков. Хочется сделать вывод, что необходимо уменьшить содержание жиров, что ведет к заболеваниям ЖКТ и увеличить рыбных изделий и углеводов, так как кальций детям необходим для роста и развития.

Заключение

Конечно же, питание - это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечет за собой тяжелые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, ожи­рение, которое достигает масштабов эпидемии, тормозит физиче­ское и нервно-психическое развитие подростков.

Изучив опросные листы, я выяснила, что чем старше становится ученик, тем меньше он уделяет внимания своему рациону питания. Так же мы узнали, что есть дети, кто не только не соблюдает основы правильного питания, но даже не знает что это такое.

Исследования меню столовой , показали ряд нарушений в его формировании. Если недостаток жиров компенсируется за счет углеводов и кальция, то излишек веса не минуем. А в нашей столовой пища насыщена жирами, богата белками, но скудна углеводами.

Увеличивается из года в год количество школьников, имеющих хронические заболевания ЖКТ. Значит необходимо вплотную заняться вопросом правильного питания в школе, поэтому я разработала ряд рекомендаций и постараюсь в ближайшее время распространить их среди учащихся нашей школы.

Все мои исследования, так или иначе, подтверждают мою гипотезу. Цель моего исследования достигнута.

Библиографический список

Алексеева С.В. Практикум по экологии. Москва. Просвещение. 2000.

Алексеева А.С., Дружинина Л.В. Организация питания детей в дошкольных учреждениях - М.: Просвещение, 1990.

Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. - М., 1997.

Герберт М. Шелтон Основы правильного питания. Москва "Молодая гвардия"1992

Журнал "Биология в школе" №7 2004г.

Покровский А.А. Беседы о питании. М., «Экономика», 1966.

Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2001.

Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва. Медицина.1986.

Учебное пособие по питанию здорового ребенка. Москва "Медицина"1980

Шарманов А.Т. Пищевые вещества и функционирование клеток иммуносистемы//Вопросы питания. - 1990. - № 1.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Примерный набор продуктов для питания детей школьного возраста.

 

Наименование продуктов

Возраст детей, количество продуктов, г, мл, брутто

7-11 лет

11-15 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

Мука пшеничная

15

20

Крупы, бобовые

45

50

Макаронные изделия

15

20

Картофель

250

250

Овощи свежие, зелень

350

400

Фрукты (плоды) свежие

200

200

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

20

Соки , напитки витаминизированные

200

200

Мясо 1 кат.

95

105

Птица 1 кат п/п

40

60

Рыба

60

80

Колбасные изделия

15

20

Молоко (м.д.ж. 3,2%)

300

300

Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2%)

150

180

Творог

50

60

Сыр

10

12

Сметана

10

10

Масло сливочное

30

35

Масло растительное

15

18

Яйцо диетическое

1 шт.

1 шт.

Сахар

40

45

Кондитерские изделия

10

15

Чай

0,4

0,4

Какао, напиток кофейный злаковый

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

Соль

5

7

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Ингредиенты продуктов питания.

Индексы особо опасных ингредиентов в продуктах питания.

1.Опасен Е-102,110,124,127,160А,450А

2.Запрещен Е-103,105,106,111,120,125,126,130,152,1,91

3.Сомнителен Е-104, 122, 141, 150, 151, 161, 171, 173, 180, 141, 477, 240

4.Очень опасен Е-123

Канцероген Е-131, 142, 210,215,230,271,330

Разрушает витамины В-1, Е-220

Нарушает пищеварение Е-221, 224, 226, 338, 340, 341, 407, 450, 453, 455, 461, 462, 463, 465

Нарушает функции кожи Е-230, 231, 232, 233

Противопоказан при гипертонии Е-250,251,252

Высыпает сыпь Е-311,312

Содержит много холестерина Е-320,321

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Витамины в организме человека.

Название витамина

Признаки недостаточности витамина

Продукты питания, содержащие витамины

Витамин А (ретинол и каротин)

Нарушение работы эндокринной системы, сухость кожи, выпадение волос, ухудшение зрения, снижение внимания и замедление реакции.

Морковь, тыква, сливочное масло, сливки, кисломолочные продукты.

Витамин В1

Расстройство нервной системы, полиневрит, запоры.

Ячмень, фасоль, картофель, печень, орехи, свинина, гречневая крупа.

Витамин В2 (рибофлавин)

Расстройство нервной системы, ухудшение зрения, заболевание органов пищеварения, кожные заболевания, нервные срывы и депрессии, снижение иммунитета.

Капуста, яблоки, миндаль, бобы, помидоры, яйца, кисломолочные продукты, рыба.

Витамин В3 (никотиновая кислота)

Связан с однообразием питания и приводит к развитию заболеваний кожи, слизистых оболочек.

Дрожжи, пивные дрожжи, почки, кисломолочные продукты, грибы, гречиха, семечки.

Витамин В5 (пантотеновая кислота)

Так как он вырабатывается микробами, обитающими в толстой кишке, то его недостатка практически не бывает, только при дисбактериозе. Нарушение обмена веществ, задержка роста у детей.

Пивные дрожжи, яичный желток, куриное мясо, кисломолочные продукты, лук, морковь, арахис.

Витамин В6 (пиродоксин)

Признаки нарушения сердечной деятельности, напряженность в мышцах.

Хлеб из муки грубого помола, кисломолочные продукты, печень, яичный желток, дрожжи

Витамины Вс (фоливая кислота и В12)

Нарушение обмена веществ, малокровие.

Яйца, кисломолочные продукты, соя, дрожжи, морковь, петрушка, редис, печень.

Витамин С

Слабость, быстрое утомление, бледность кожи, синюшность носа, губ, ушей, ногтей, растяжения, повышение холестерина в крови

Овощи, ягоды и фрукты: картофель, томаты, земляника, апельсины.

Витамин D

Нарушение усвоение кальция, понижение свертываемости крови, размягчение костей, что может привести к рахиту.

Яйца, молочные продукты, сливочное масло, рыба.

Витамин Е (токоферол)

Нарушение в работе сердца, образование тромбов в кровяных сосудах, преждевременное старение организма.

Растительные масла, плоды шиповника, яйца, горох, миндаль.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Энергетическая ценность некоторых продуктов и блюд

Наименование продукта, блюда

Масса,

г

Калорийность,

ккал

Наименование продукта, блюда

Масса,

г

Калорийность,

Ккал

Хлеб ржаной

50

109

Говядина отварная

90

134

Хлеб пшеничный

50

123

Треска жареная

100

162

Масло

20

76

Котлета говяжья

100

168

Яйцо

1 шт.

133

Овощи тушеные

225

140

Чай с сахаром

200

86

Картофель отварной с маслом

250

280

Кофе с молоком

200

139

Зелёный горошек

100

40

Какао с сахаром и молоком

200

218

Сельдь слабой соли

100

120

Сыр российский

50

104

Макароны отварные с маслом

200

364

Колбаса вареная

50

103

Орехи грецкие

100

565

Каша гречневая

200

102

Мороженое пломбир

100

226

Каша геркулесовая молочная с маслом

200

200

Шоколад молочный

50

233

Йогурт

200

100

Печенье

100

298

Творог полужирный

100

174

Огурец свежий

100

30

Молоко

180

111

Салат из свежей капусты с растительным маслом

155

100

Кефир

180

109

Отвар шиповника с сахаром

200

161

Бульон куриный с вермишелью

200

260

Яблоко, груша, апельсин

100

42

Борщ со сметаной

300

169

Сок фруктовый

200

90

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

На основе выполненной работы и анализа анкет вывела следующие рекомендации:

Соотносить калорийность пищи и истраченные калории;

Следить за своим весом;

Принимать пищу в установленные часы, ничего не есть в промежутках между основными приемами пищи;

Обязательно завтракать (каша или кисломолочные продукты);

Обязательно за обедом съедать первые блюда;

Необходимо употреблять в пищу свежие овощи и фрукты;

Включать в свой рацион разнообразную пищу, чтобы орга­низм получал все необходимые ему питательные вещества;

Не переедать перед сном;

Не есть до явного пресыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести, а вид пищи и воспоминания о ней вызывают отвращение;

Не торопиться во время еды, так как плохо прожеванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника;

Не есть очень холодную или очень горячую пищу; частое охлаждение или обжигание слизистой оболочки пищевода и желудка способствуют возникновению воспалительных процессов;

Не увлекаться животными жирами и жирными блюдами, особенно с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочным маслом, маргарином, жирным мясом, чипсами и жареными блюда­ми. Заменить их постным мясом, рыбой и молочными продуктами с пониженным содержанием жира.

Не садиться на экстравагантную диету и не стремиться рез­ко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса.

Просмотров работы: 3440