Запыленность школьных помещений

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Запыленность школьных помещений

Михайлова К.С. 1Марупова Д.В. 1
1МБОУ"СШ №2 р.п. Новая Майна"
Нефёдкина О.И. 1
1МБОУ " СШ №2 р.п. Новая Майна"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живём бок обок с пылью. Пыль - это непременный атрибут жилья человека, она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведет параллельную с нами жизнь. Следует знать, из чего она состоит, от чего зависит её состав, какие опасности таят частицы пыли, и какие меры следует предпринимать, чтобы снизить её пагубное воздействие на здоровье школьника. В этом заключается актуальность нашей работы

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для уменьшения количества пыли в местах массового пребывания людей.

Объект исследования: школьные помещения.

Предмет исследования: вред и польза от пыли, состав пыли

Гипотеза: знания о влиянии пыли на здоровье человека помогут определить нам, от чего зависит уровень запыленности помещений, способы борьбы с пылью, применение их на практике.

Цель работы: определить состояние чистоты воздуха в школьных помещениях и его влияние на здоровье школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;

2.Выяснить состав пыли, места наибольшего скопления, вред и возможную пользу от пыли, изучив источники информации;

3.Изучить методы определения запыленности помещений;

4.Создать рекомендации по уменьшению запыленности в общественных помещениях.

Методы исследования: информационно-поисковый, опрос, физический анализ пыли, микроскопирование, биохимический.

I. Теоретическая часть

1.1 Источники пыли и ее состав

Уже через пару часов после тщательной уборки в воздухе парят пылинки и образуют тонкую плёнку на поверхностях предметов. Даже если закрыты плотно все двери и окна, то ее присутствие всегда легко обнаружить.

Пыль – это крохотные твердые частички различного происхождения, которые окружают нас повсюду. Более мелкие и легкие из них постоянно летают в воздухе, более крупные и тяжелые оседают на поверхностях окружающих нас предметов. Большая часть пыли образуется в природе и имеет тенденцию к постоянному перемещению, поэтому избавиться от нее проблема практически неразрешимая.

Откуда берется пыль в помещениях? Источников пыли – множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком. Самыми крупными источниками пыли в природе являются почва земли, пески Африканской пустыни, большое количество мелких частиц выбрасывается из вулканов, и на эту группы приходится 70% выделяемой пыли. 30% пыли производит сам человек, это работа фабрик и заводов, пепел с работающих ТЭЦ, выхлопные газы и т.д. Шерсть животных, книги, предметы старины, также являются источниками пыли.

Пыль представляет собой микрообломки веществ разного происхождения. Полный состав пыли определить довольно сложно, ведь даже в разных комнатах одной квартиры она может иметь совершенно разный состав.

Из чего же состоит пыль? Изучив соответствующую литературы, мы выяснили, что изучение домашней пыли началось очень давно, уже в 1964 группа ученых рассматривала пыль, как сильный аллерген. Состав домашней пыли очень сложен, в целом все вещества пыли можно разделить на 6 частей.

1.Минеральные частицы ( песок, глина, уголь, асфальт и т.д.) – 35%. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Песок увеличивает содержание пыли в помещении во много раз. Жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор, препятствуя его уборке.

2. Чешуйки человеческой кожи – 19%. Семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Микроскопическая её часть больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г. омертвевшей кожной ткани в год.

3.Частицы текстильных и бумажных волокон – 12%.­ Основными обитателями ковров, мягкой мебели, подушек и матрасов являются пылевые клещи. Домашние пылевые клещи живут около четырех месяцев. В течение этого времени одна особь клеща производит экскрементов в 200 раз больше собственного веса. И откладывает до 300 яиц. К настоящему времени в домашней пыли найдено около 150 видов клещей. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей!

4. Цветочная пыльца – 7%. Гранулы пыльцы появляются в наших домах благодаря цветущим растениям, и часто являются возбудителями аллергических реакций организма, например такой как «сенная лихорадка». Несмотря на то, что эти аллергические реакции, как правило, происходят на улице, в наших домах пыльца также может собираться на полу при нерегулярных уборках и неблагоприятно воздействовать на здоровье человека у него дома.

5. Частички шерсти животных и человеческие волосы – 3%.

Шерсть домашних животных служит пищей для пылевых клещей, а так же может также содержать некую секрецию, которая являться возбудителем аллергии и даже астмы. В общественных местах, таких как школы и офисы, концентрация «кошачьего» и «собачьего» аллергенов в пыли часто находится на том же уровне, что и в домах, где содержат этих животных. Аллергены выносятся с одеждой или в волосах из дома в окружающую среду. Различные аллергические реакции может вызвать шерстяная и меховая одежда. Установлено, что эпидермис и волос человека также является сильным аллергеном.

6. Пыль неустановленного происхождения – 24%.

1.2 Виды пыли

1.2.1. Естественная и искусственная пыль

Всю пыль можно разделить на две группы: естественная и искусственная. Естественная делится на минеральную и органическую. Искусственная на производственную и коммунально-бытовую.

Естественная пыль

Виды пыли

Источники пыли

1.Минеральная пыль

2. Органическая пыль

Почва, вулканы, лесные пожары, космическая пыль

Цветочные растения,

споры растений и грибов,

шерсть животных и волосы человека

Искусственная пыль

1.Производсвенная пыль

2. Коммунально- бытовая пыль

Промышленные отходы

Нефть и нефтепродукты,

Продукты сгорания угля и древесины

Резиновая пыль, пыль от натурального и искусственного волокна

1.2.2. По своему характеру различают пыль атмосферную и промышленную.

К атмосферной относятся:

- космическаяпыль пыль — образующаяся в процессе разрушения падающих метеоритов;

- вулканическая пыль— это пыль, выбрасываемая в атмосферу силой вулканического взрыва;

- радиоактивная пыль — возникающая при ядерных взрывах;

- дымовая пыль — образующаяся на большом пространстве при лесных и торфяных пожарах;

- наземная, городская пыль, представляющая собой смесь поднятых в воздух частиц почвы, дорожных покрытий, дыма, сажи, растительных и животных организмов (спор, бактерий, плесеней и других).

Промышленную пыль классифицируют по химическому составу и размерам пылевых частиц.

По химическому составу:

- органическая:

растительная (зерновая, мучная, хлопковая и др.);

животная (шерстяная, волосяная, кожаная, костяная и др.);

белковая (производство белково-витаминных концентратов).

- неорганическая:

минеральная (кремнеземная, силикатная и др.);

металлическая (пыль железа, цинка, свинца и др.);

минерально-металлическая (смесь пыли железа и соединений кремния; кварцевой и каменноугольной и др.);

По дисперсности:

видимая - размер пылевых частиц свыше 10 мкм, быстро выпадает из воздуха;

микроскопическая - размер пылинок от 10 до 0,25 мкм, медленно выпадает из воздуха;

ультрамикроскопическая - размеры пылевых частиц менее 0,25 мкм, длительно витает в воздухе, подчиняясь законам броуновского движения.

1.3 Значение пыли

Издавна человека интересовал вопрос, а неопасна ли пыль для организма человека? Человек не может дышать кристально чистым

воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей. Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие членистоногие – пылевые клещи. Эти животные сами по себе безопасны для человека, так как слишком малы и не могут его укусить, но их экскременты (испражнения) могут также вызывать аллергические реакции.

Постоянное наличие пыли со временем может вызывать аллергию даже у абсолютно здорового человека.

Для анализа состояния изучаемой проблемы влияния пыли на физиологию человека нами были проведены практические исследования, и анкетирование.

Целью анкетирования было выяснение информированности учащихся об аллергии, и ее причинах.

Результаты опроса были проанализированы, а ответы представлены в виде диаграмм. Приложение 1

Нами было проанкетировано 127 человек, 25 учеников не смогли дать определению этому понятию, а 80% давали разные определения: - 62% или 80 учащихся написали, что аллергия – это реакция организма на определённый раздражитель, т.е. аллерген;

- 22 опрошенных знают, что аллергия- хроническое заболевание, вызванное теми или иными аллергенами.

На вопрос есть ли у вас аллергия, 57% или 72 человека ответили положительно, т. е у них есть тот или иной вид аллергии.

Уточняющие вопросы нам помогли сделать вывод, что более 21% учеников имеют аллергию на пищевые продукты. Пятая часть из проанкетированных заявили, что имеют респираторную аллергии, которую могут вызывать аллергены, витающие в воздухе.

Третьим вопросом анкеты мы хотели узнать, а есть аллергия у родителей анкетируемых. И как видно на диаграмме, у 30% учащихся родители, как и они, имеют тот или иной вид аллергии.

Последним вопросом анкеты мы выяснили, что как ребята, страдающие аллергией, с ней ведет борьбу. 58,2% или 41 ученик, заявили, что принимают противоаллергические препараты. 15 человек из 72, стараются избегать встречи с аллергенами, которые у них вызывают аллергию.

1.3.1. Отрицательное значение пыли

Все знают, что пыль оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и на человека тоже.

Пыль влияет на бытовые приборы. Скапливаясь в компьютерах, пультах, телевизорах и других приборах, не позволяет нормально работать техники. Как известно, что самое большое количество скапливается в клавиатурах компьютера.

Так же пыль влияет на мебель и ковры, вызывая их порчу.

Так как пыль может выходить из домовых труб, она оказывает плохое влияние на природу, тем самым загрязняя её, что ведёт за собой к уничтожению растений. Пыль не даёт им нормально расти. Количество пыли в атмосфере оказывает большое влияние на климат.

1.3.2. Положительное значение пыли

Оказывается, пыль не только отрицательно влияет на окружающую среду, но и может положительно вести себя.

Космическая пыль защищает Землю от перегрева. Космическая пыль вызывает ослабление света, испускаемого звездами и другими небесными светилами. Если бы земля получала больше солнечного света и тепла, то жизнь на ней была бы мало пригодна для нас, людей.

Пыль спасает многих птиц от насекомых-паразитов (воробьи принимают «пылевые» ванны). Некоторые виды птиц «купаются» в пыли, чтобы избавиться от вредных насекомых из-за высоких температур.

Пыль способствует развитию технического  прогресса. Многие учёные до сих пор изучают пыль и открывают много интересного.

Новейшие исследования показали: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему, поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком «стерильной» обстановке.

II. Практическая часть

2.1 Определение мест наиболее запыленных в школьных помещениях и определение массы пыли в исследуемых помещениях

Как мы уже выяснили из различных источников информации, больше всего пыли скапливается в труднодоступных, темных местах. Состав пыли так же отличается в зависимости от места ее скопления. Поэтому, мы решили проверить эту информацию.

Чтобы выяснить, какое количество пыли находится школьных помещениях, мы использовали: электронные весы и ватные диски.

Объектами нашего исследования стали школьные помещения: мастерская для мальчиков, кабинет директора, спортивный зал, фойе первого этажа, коридор второго этажа, библиотека.

Методика исследования:

1.Приготовили ватные диски одной массы, для этого мы использовали электронные весы.

2. В исследуемых помещениях, на площади 1м2, с помощью ватного диска собираем пыль.

3. Взвешиваем ватные диски с пылью на электронных весах и по формуле устанавливаем разницу между чистым ватным диском и диском, на котором находится пыль. Приложение 2

4.Полученные результаты сводим в общую таблицу. Приложение 3

Вывод: полученные результаты показывают нам, что самыми запыленными помещениями в нашей школе оказалась мастерская мальчиков, спортивный зал и библиотека.

2.2 Микроскопическое исследование

Как показали результаты первой части нашего исследования на запыленность школьных помещений, во всех помещениях, где проводились исследования, была обнаружена пыль. Мы заинтересовались данным фактом.

Объектами нашего исследования стали образцы ватных дисков с пылью, которую мы рассматривали в школьный световой микроскоп. Приложение 4.

С помощью микроскопического анализа, мы выяснили, структуру пыли, т.е. определили ее состав.

Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу и размеру, серого цвета, соединены между собой ворсинками одежды или человеческими волосами.

Самыми запыленными помещениями, среди помещений, которые мы исследовали, оказались библиотека и мастерская мальчиков.

2.3 Микробиологические исследования

Большая запыленность и неоднородный состав пыли, некоторых школьных помещений, навел нас на мысль, а что еще содержит пыль, помимо человеческих волос и ворсинок одежды. А что, если человеческий волос мы принимаем за нити грибницы грибов.

Чтобы рассеять все свои догадки, мы решили провести микробиологическое исследование образцов пыли.

Для этого мы обратились в бактериологическую лабораторию, руководители которой, с большой радостью предоставили нам образцы питательных сред для опытов.

Объектами нашего исследования стали мастерская для мальчиков, школьная библиотека и фоей первого этажа.

Методика исследования:

1.Нам понабилось три образца питательной среды:

а) чашки Петри с 5%-м кровяным агаром- для определения наличия всех видов сапротрофных микроорганизмов;

б) чашки Петри с солевым агаром с маннитом - для обнаружения стафилококка;

в) чашки Петри со средой Сабуро- для обнаружения грибов.

2. Чашки Петри с питательной средой мы поместили в исследуемые помещения на 60 минут.

3. По окончанию исследования, все образцы были отправлены в лабораторию, для дальнейшего исследования:

а) чашки Петри с кровяным агаром выдерживались 24 часа при Т37°;

б) питательная среда желточно- солевого агара с маннитом находилась в термостате 48 часов при Т 37°;

в) чашки Петри с средой Сабуро (для выявления плесени) на 48 часов были помещены в термостат и выдерживались при Т22°.

Результаты биохимических анализов, представлены на фотографиях и сведены в таблицу. Приложение 5-6

III. Заключение

Таким образом, изучив литературу о составе, значении пыли в природе и жизни человека, проведя микроскопические и биохимические исследования пыли, мы убедились, что пыль – это неотъемлемый спутник нашей жизни.

Пыль оказывает сильное влияние на здоровье человека, вызывая многочисленные заболевания, в том числе аллергию. Так же мы узнали, что пыль приносит не только вред, но и пользу, защищая как всю нашу планету, так и отдельных её жителей.

В результате проделанных нами исследований, мы убедились, что степень запылённости школьных помещений достаточно высокая.

Образование пыли остановить просто невозможно. Единственный выход найти наиболее оптимальный, эффективный и безопасный способ борьбы с пылью.

Существует множество методов уборки помещений. Изучив соответствующую литературу, мы хотим отметить основные плюсы и минусы этих основных способов борьбы с пылью. Приложение 7

Вывод: наиболее эффективным способом борьбы с пылью является влажная уборка. Проводить её нужно как можно чаще, несколько раз в день! При этом особое внимание нужно уделять скрытым от человеческого глаза местам – полам под шкафами, под батареями и другой мебелью.

Чтобы быстро избавиться от пыли, достаточно влажной тряпки, но если пыль перемешана с грязью и жиром, понадобится более сильное средство. Сейчас все больше людей отказываются от химических чистящих средств. Поэтому мы решили предложить рецепт, по которому в домашних условиях можно самостоятельно приготовить безопасное средство борьбы с домашней пылью.

Понадобится:

1 чашка воды; ¼ чашки уксуса (помогает отчистить жир и грязь, уничтожает бактерии); 2 чайные ложки льняного масла (чтобы защитить деревянные поверхности); 10-15 капель эфирного масла апельсина; бутылка с распылителем.

Все ингредиенты необходимо хорошо перемешать.

Как использовать:

Поскольку масло и вода не смешиваются, прежде чем использовать спрей, хорошенько его встряхните. Лучше всего натуральный спрей помогает отчистить деревянные поверхности — просто распылите его по деревянной мебели или другой поверхности, которую надо очистить, и протрите сухой тряпкой.

 Общие выводы:

1. Мы узнали, что пыль бывает полезной и вредной.

2. Пыль оказывает вредное воздействие на здоровье человека, вызывая аллергические реакции.

3. Рассчитав количество пыли в школьных помещениях и рассмотрев её состав под микроскопом, мы доказали, что школьные помещения довольно пыльные.

4. Путём микробиологических исследований было обнаружено присутствие допустимого количества колоний сапротрофных бактерий во всех исследуемых помещениях. А вот наличие пусть и небольшого числа колоний золотистого и эпидермального стафилококка нас немного насторожил. О полученных результатах исследований мы сообщили руководству нашей школы.

5. Мы разработали рекомендации по борьбе с пылью в школе.

6. Предложили рецепт противоаллергического спрея для важной уборки, выпустили буклет.

7. Данный материал можно использовать при проведении классных часов, а так же на уроках биологии при изучении темы: «Гигиена дыхательной системы» и др.

Литература

1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.

2. Бородулин В.И., Горкин А.П., Гусев А.А. и др.  Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998.

3. Илонова В. А. «Откуда родом пыль?». - М.: «Санитарное  просвещение», 1996 г.

4.Мишина К., Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. – М.: Эксмо, 2007.

5.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.


6. www.alteros.ru/proffesional/fiterbags/dust  
7. www.allergoid.ru/predotvrashhenie_allergii.html 

Приложение 1

1Что вы понимаете под словом аллергия?


2А)Есть ли у вас аллергия?

Б)Если да, то какой вид?

3.Есть ли аллергия у ваших родителей?

4.Как, по вашему мнению, необходимо бороться с аллергией?

Приложение 2

Мастерская мальчиков

Кабинет директора

Спортзал

Фойе первого этажа

Коридор второго этажа

Библиотека

Приложение 3

Объекты

исследования

Масса

ватного диска, г

Масса ватного

диска с пылью, г

Разница в массе между

чистым ватным диском

и диском с пылью, г

Мастерская для мальчиков

0,462

0,468

0,006

Кабинет директора

0,462

0,463

0,001

Спортзал

0,462

0,465

0,003

Фойе 1го этажа

0,462

0,462

0

Коридор 2го этажа

0,462

0,463

0,001

Библиотека

0,462

0,470

0,008

Приложение 4

Микроскопическое исследование

Мастерская мальчиков Кабинет директора

Спортивный зал Фойе 1этажа

Коридор 2этажа Библиотека

Микробиологическое исследование Приложение 5

Библиотека

 

Среда с желточно-солевым Среда Сабуро Среда с мясопептонным

агар с маннитом агаром

Мастерская мальчиков

 

Среда с желточно-солевым Среда Сабуро Среда с мясопептонным

агаром с маннитом агаром

Фойе 1 этажа

 

Среда с желточно-солевым Среда Сабуро Среда с мясопептонным

агаром с маннитом агаром

Приложение 6

Результаты микробиологических исследований

Объекты исследования

Питательная среда, результаты

Среда Сабуро

( для обнаружения грибов)

Масопептонныйагар

( для обнаружения сапротрофных микроорганизмов)

Солевой агар с маннитом

( для обнаружения стафилококка)

Библиотека

0 колоний

6 колоний

1колония золотистого стафилококка

1 колония эпидермального

стафилококка

Мастерская мальчиков

1 колония

8 колоний

1 колония золотистого стафилококка

Фоей первого этажа

0 колоний

5 колоний

4 колонии золотистого стафилококка

3 колонии эпидермального

стафилококка

Приложение 7

Плюсы и минусы методов борьбы с пылью

Метод борьбы с пылью

Плюсы метода борьбы

Минусы метода борьбы

Сухая уборка

Эффективна уборка с использованием шерстяной тряпки – она электризуется и попросту притягивает пыль к себе, но для уборки их нужно несколько, так как одна не может обработать большую поверхность

Вытирать пыль таким способом малоэффективно. Пыль опять поднимается в воздух и вновь оседает на те же самые поверхности, с которых была убрана.

Влажная уборка

Микрочастицы пыли оседают на капельках воды и более не могут подняться в воздух. Это самый простой и доступный метод уборки

Вода впитывает пыль, испаряется, и пыль вновь летает в воздухе.

Уборка с применением специальных средств

Это – самый современный способ вытирать пыль, заключается он вот в чем: на запыленную поверхность наносится специальный аэрозоль или жидкость, а затем поверхность полируется салфеткой до блеска. Очевидный плюс этих средств состоит в том, что, помимо очищения поверхности от пыли и грязи, они создают тонкую пленку, которая какое-то время отталкивает пыль, и вы можете реже производить уборку.

Минус данного метода в том, что все эти средства все же химические, а потому могут вызвать аллергию.

Уборка с помощью пылесоса

С помощью пылесоса  можно легко и быстро очистить любые уголки помещения. Пыль попадает в пылесборник, из которого мусор можно просто вытряхнуть сразу же после уборки.

Данный способ борьбе не приемлем для уборки школьных помещений. Из-за больших площадей школьных помещений, необходимы большие, промышленные пылесосы.

Борьба с пылью с помощью домашних растений

Листья растений прекрасно улавливают пыль. Периодическое протирание листьев позволит в значительной степени уменьшить количество пыли в вашем доме. Для этих целей идеально подходят фикусы.

Регулярный, трудоемкий уход:   полив, обрызгивание или протирание листьев смоченным в воде ватным тампонов.

Просмотров работы: 1143