Влияния двигательной активности на здоровье детей

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияния двигательной активности на здоровье детей

Халяпина А.И. 1Часова М.И. 1
1МОУ СОШ №3 г. Талдома Московской области
Брюханова Л.А. 1Диких Н.А. 1
1МОУ СОШ №3 г. Талдома
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. В связи с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека, с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья, приоритетной задачей является воспитание здорового ребенка.

Проблема ухудшения здоровья населения страны, в особенности детей, становится национальной. На сегодняшний день одним из ведущих направлений государственной политики является укрепление здоровье населения. Здоровье нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта. Поэтому важно сформировать и поддерживать интерес к оздоровлению подрастающего поколения. 

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни? Все эти вопросы требуют ответа на государственном уровне уже сейчас.

Оздоровление нации должно начаться с поддержки детского и юношеского спорта, с осознания каждым россиянином истины, что здоровый образ жизни – это его личный успех и достижение государства

При проведении исследования мы выдвинули гипотезу: зависит ли качество здоровья учащихся МОУ СОШ № 3 г. Талдома от двигательной активности?

Целью работы является рассмотрение вопроса влияния двигательной активности на здоровье детей и на формирование навыков здорового образа жизни, а также научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Актуальность - пропаганды здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм учащихся, поэтому вопрос о здоровье актуален во все времена.

Объектом исследования стали обучающиеся МОУ СОШ № 3 г. Талдома.

При выполнении работы мы использовала следующие методы: теоретический, экспериментальный, метод статистической обработки результатов.

Задачи проекта: разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических мероприятий; формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и ЗОЖ, мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

II. Основная часть.

2.1 Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Элементы ЗОЖ

В ЗОЖ входят разные составляющие, но большинство из них базовыми считают следующие:

окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движения: физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;

гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем.

2.2. Исследовательская часть

В 2017-2018 учебном году в образовательном учреждении обучались 604 ученика. Из них на 1-ой ступени обучались 228 учеников, на 2-ой ступени – 315, на 3-ей – 61.

На каждого ученика были созданы карты здоровья. Проанализировав их, мы выяснили следующее:

в школе с первой группой здоровья 108 учеников, со второй группой здоровья - 396 учеников, с третьей – 98 учеников, с четвертой – 2 ученика.

в основной физкультурной группе 524 ученика, а в подготовительной 79, и только 1 ученик в специальной группе.

учеников с хроническими заболеваниями - 94, с нарушением зрения - 57, с нарушением осанки – 45, избыток веса - 35, недостаток веса – 14.

В школе есть дети-инвалиды. В школе проводилась и проводится большая оздоровительная работа среди учащихся.

В 2017 году была создана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», которая полностью была реализована.

В рамках сохранения и укрепления здоровья проводятся различные мероприятия: «Осенний кросс», «Зарничка», «Веселые старты», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу, баскетболу, конференции по профилактике немедицинского употребления психоактивных веществ «Сотвори солнце в себе». Учащиеся школы участвуют в   лыжном марафоне «Николов-Перевоз».

В нашей школе работают группы продленного дня. В этих группах есть определенный режим. Одним из пунктов режима дня является прогулка. Дети, посещающие ГПД, с руководителями гуляют на свежем воздухе, играют в разные подвижные игры.

При планировании работы мы выдвинули гипотезу зависимости качества здоровья учащихся МОУ СОШ № 3 от двигательной активности.

Мы провели исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3 по определению нормальной стопы, правильной осанки, гибкости позвоночника и получила следующие результаты:

во 2-ом классе из 20 исследуемых детей нормальную стопу имеют 30%, плоскостопие I степени – 35 %, плоскостопие II степени – 25 %,

плоскостопие III степени – 10%;

в 5-ом классе из 20 исследуемых человек нормальную стопу имеют - 50%, плоскостопие I степени – 25%, плоскостопие II степени - 25%;

в 7-ом классе из 20 детей, участвовавших в обследовании, нормальную стопу имеют 45%, плоскостопие I степени – 35%, плоскостопие II степени - 20%;

в 9-ом классе нормальную стопу имеют 30%, плоскостопие I степени – 50%, плоскостопие II степени - 20%.

И з диаграммы видно, что к 5 классу процент нормальной стопы у учащихся возрастает, а затем к 9 классу снова падает (Приложение 1)

Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный

образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения.

Неблагоприятно сказывается на состоянии стопы постоянное пребывание детей в помещении в утепленной и валяной обуви (то есть мягкой), так как это расслабляет мышцы стопы, что характерно для учащихся младших классов (мягкие тапочки). Возрастание наличия плоскостопия у учащихся 7 - 9 классов связано также с тем, что девушки этих классов начинают носить обувь на высоком каблуке.

При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения

быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Также мы изучили гибкость позвоночника и выявили нарушение осанки.

При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки симметрично расположены, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования органов движения и внутренних органов человека, что в конечном итоге способствует повышению работоспособности.

При исследовании нами были получены следующие результаты:

во 2-ом классе из 20 исследуемых учеников 80% имеют правильную осанку, у 20% осанка нарушена;

в 5-ом классе из 20 исследуемых учеников 70% имеют правильную осанку, у 30% осанка нарушена;

в 7-ом классе из 20 исследуемых учеников 70% имеют правильную осанку, у 30% осанка нарушена;

в 9-ом классе из 20 исследуемых учеников 75% имеют правильную осанку, у 25% осанка нарушена. (Приложение 1)

Мы пришли к выводу, что рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9 классах связан с малоподвижным образом жизни, с физиологическими изменениями в период переходного возраста.

Итогами определения уровня гибкости стали, следующие цифры:

в о 2-ом классе из 20 исследуемых учеников 10% имеют нормальную гибкость, 55% - хорошую гибкость и 35% - плохую гибкость;

в 5-ом классе из 20 исследуемых учеников 10% имеют нормальную гибкость, 35% - хорошую гибкость и 55% - плохую гибкость;

в 7-ом классе из 20 исследуемых учеников 15% имеют нормальную гибкость, 35% - хорошую гибкость и 50% - плохую гибкость;

в 9-ом классе из 20 исследуемых учеников 30% имеют нормальную гибкость, 35 % - хорошую гибкость и 35% -плохую гибкость. (Приложение 1).

Число учащихся с недостаточной гибкость возрастает в 5, 7 классах. Это

также следствие полового созревания у детей и формирование скелета.

Учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических

кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.

Мы провели анкетирование среди 5-х – 11-х классов. (Приложение 2) В анкетировании приняли участие 304 учащихся, из них 152 девочки и 152 мальчика. Наибольший интерес вызвали следующие вопросы:

Уроки физической культуры нравятся 247 учащимся, что составило 81% опрошенных, причем мальчикам уроки физической культуры нравятся

больше (89%), чем девочкам (74%). (Приложение 3)

С портивные секции посещают 148 учащихся, это составило 48,7 %. (Приложение 3)

Бегом увлекаются всего 142 ученика, что составило – 46,7 %, причем мальчики и девочки одинаково увлекаются бегом. (Приложение 3)

104 учащихся ответили, что их родители занимаются спортом, и это составило – 34%. (Приложение 3)

Только 142 ученика, а это 46,7%, желали бы связать свою дальнейшую жизнь с физической культурой и спортом. (Приложение 3)

83% опрошенных, а это 251 ученик, согласны с высказыванием, что «Активное движение – признак здорового образа жизни». (Приложение 3)

III. Выводы

Проанализировав результаты исследования и данные анкетирования, мы сделали следующие выводы:

большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения;

рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9, классах связан с неправильным распределением тяжести и с физиологическими

изменениями в период переходного возраста;

число учащихся с недостаточной гибкостью возрастает в 5, 7 классах связан с формированием скелета и малоподвижным образом жизни. Эти отклонения выявлены в основном у детей, ведущих малоподвижный образ жизни;

учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.

IV. Заключение

В заключение хочется еще раз подчеркнуть:

Мы живем в Подмосковье – одном из самых благополучных регионов страны. В последнее время здесь происходят положительные изменения в социальной и экономической сферах. Разработаны и внедряются в жизнь социальные программы, направленные на обеспечение важнейших прав человека – на достойный уровень жизни, здоровье, образование. Важно, что в этом ряду особое место занимает внимание к соблюдению прав детей.

Обучением в школе наша жизнь не заканчивается, а значит, и наше приобщение к здоровому, активному, спортивному образу жизни должно иметь продолжение.

Наше здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства! Только здоровый народ, здоровая нация способны на великие свершения!

Здоровый школьник сегодня – здоровая нация в будущем!

V. Литература

«Здоровая нация - сильное государство»: http://ligazn.ru/business/documents/progr/gosudarstvo/

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Нина Мутавова. Статья "Здоровые дети - здоровая нация". http://www.dagpravda.ru/article/3132

Сулейман Керимов – «Здоровая нация — успешное государство».

VI. Приложение 1

Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3

п о определению нормальной стопы.

Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения.

Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3

п о определению нормальной осанки.

Мы пришли к выводу, что рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9 классах связан с малоподвижным образом жизни, с физиологическими изменениями в период переходного возраста.

Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3

по определению гибкости позвоночника.

Число учащихся с недостаточной гибкостью возрастает в 5, 7 классах. Это также следствие полового созревания у детей и формирование скелета.

Учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.

VII. Приложение 2

Анкета для учащихся МОУ СОШ № 3

Класс _____________ Ваш пол ________________

Нравятся ли вам уроки физкультуры?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

2. Появляются ли у вас болезненные ощущения в мышцах после уроков физической культуры?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

3. Появляются ли у вас головные боли после физической нагрузки?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

4. Посещаете ли вы спортивные секции?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

5. Увлекаетесь ли вы бегом?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

6. Возникают ли у вас боли в спине, пояснице после уроков?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

7. Занимаются ли спортом ваши родители.

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

8. Согласны ли вы с выражением: “Активное движение – признак здорового образа жизни”?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

9. Хотели бы вы, чтобы физкультура не являлась школьным предметом?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

10. Хотели бы вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом, физкультурой?

а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом

VIII. Приложение 3

Анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 3

Нравятся ли Вам уроки физкультуры

Уроки физической культуры нравятся –247 учащимся, что составило 81% опрошенных, причем мальчикам нравится уроки физической культуры больше (89%), чем девочкам (74%).

Посещаете ли Вы спортивные секции

Спортивные секции посещают – 148

учащихся, это составило 48,7 %.

У влекаетесь ли Вы бегом

Бегом увлекаются всего – 142 ученика, что составило – 46,7 %, причем мальчики и девочки одинаково увлекаются бегом.

Занимаются ли спортом Ваши родители

104 учащихся ответили, что их родители занимаются спортом и это составило - 34%

Х отели бы Вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом и физкультурой

142 ученика, а это 46,7% желали бы связать свою дальнейшую жизнь с физической культурой и спортом.

С огласны ли Вы с выражением «Активное движение – признак здорового образа жизни

83% опрошенных, а это 251 ученик согласны с высказыванием, что «Активное движение – признак здорового образа жизни».

Просмотров работы: 152