Введение
В современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья детей стало одной из острейших проблем. В связи с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека, с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья, приоритетной задачей является воспитание здорового ребенка.
Проблема ухудшения здоровья населения страны, в особенности детей, становится национальной. На сегодняшний день одним из ведущих направлений государственной политики является укрепление здоровье населения. Здоровье нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта. Поэтому важно сформировать и поддерживать интерес к оздоровлению подрастающего поколения.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни? Все эти вопросы требуют ответа на государственном уровне уже сейчас.
Оздоровление нации должно начаться с поддержки детского и юношеского спорта, с осознания каждым россиянином истины, что здоровый образ жизни – это его личный успех и достижение государства
При проведении исследования мы выдвинули гипотезу: зависит ли качество здоровья учащихся МОУ СОШ № 3 г. Талдома от двигательной активности?
Целью работы является рассмотрение вопроса влияния двигательной активности на здоровье детей и на формирование навыков здорового образа жизни, а также научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальность - пропаганды здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм учащихся, поэтому вопрос о здоровье актуален во все времена.
Объектом исследования стали обучающиеся МОУ СОШ № 3 г. Талдома.
При выполнении работы мы использовала следующие методы: теоретический, экспериментальный, метод статистической обработки результатов.
Задачи проекта: разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических мероприятий; формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и ЗОЖ, мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
II. Основная часть.
2.1 Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Элементы ЗОЖ
В ЗОЖ входят разные составляющие, но большинство из них базовыми считают следующие:
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движения: физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;
гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем.
2.2. Исследовательская часть
В 2017-2018 учебном году в образовательном учреждении обучались 604 ученика. Из них на 1-ой ступени обучались 228 учеников, на 2-ой ступени – 315, на 3-ей – 61.
На каждого ученика были созданы карты здоровья. Проанализировав их, мы выяснили следующее:
в школе с первой группой здоровья 108 учеников, со второй группой здоровья - 396 учеников, с третьей – 98 учеников, с четвертой – 2 ученика.
в основной физкультурной группе 524 ученика, а в подготовительной 79, и только 1 ученик в специальной группе.
учеников с хроническими заболеваниями - 94, с нарушением зрения - 57, с нарушением осанки – 45, избыток веса - 35, недостаток веса – 14.
В школе есть дети-инвалиды. В школе проводилась и проводится большая оздоровительная работа среди учащихся.
В 2017 году была создана комплексно-целевая программа «Школа здоровья», которая полностью была реализована.
В рамках сохранения и укрепления здоровья проводятся различные мероприятия: «Осенний кросс», «Зарничка», «Веселые старты», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу, баскетболу, конференции по профилактике немедицинского употребления психоактивных веществ «Сотвори солнце в себе». Учащиеся школы участвуют в лыжном марафоне «Николов-Перевоз».
В нашей школе работают группы продленного дня. В этих группах есть определенный режим. Одним из пунктов режима дня является прогулка. Дети, посещающие ГПД, с руководителями гуляют на свежем воздухе, играют в разные подвижные игры.
При планировании работы мы выдвинули гипотезу зависимости качества здоровья учащихся МОУ СОШ № 3 от двигательной активности.
Мы провели исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3 по определению нормальной стопы, правильной осанки, гибкости позвоночника и получила следующие результаты:
во 2-ом классе из 20 исследуемых детей нормальную стопу имеют 30%, плоскостопие I степени – 35 %, плоскостопие II степени – 25 %,
плоскостопие III степени – 10%;
в 5-ом классе из 20 исследуемых человек нормальную стопу имеют - 50%, плоскостопие I степени – 25%, плоскостопие II степени - 25%;
в 7-ом классе из 20 детей, участвовавших в обследовании, нормальную стопу имеют 45%, плоскостопие I степени – 35%, плоскостопие II степени - 20%;
в 9-ом классе нормальную стопу имеют 30%, плоскостопие I степени – 50%, плоскостопие II степени - 20%.
И з диаграммы видно, что к 5 классу процент нормальной стопы у учащихся возрастает, а затем к 9 классу снова падает (Приложение 1)
Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный
образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения.
Неблагоприятно сказывается на состоянии стопы постоянное пребывание детей в помещении в утепленной и валяной обуви (то есть мягкой), так как это расслабляет мышцы стопы, что характерно для учащихся младших классов (мягкие тапочки). Возрастание наличия плоскостопия у учащихся 7 - 9 классов связано также с тем, что девушки этих классов начинают носить обувь на высоком каблуке.
При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения
быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.
Также мы изучили гибкость позвоночника и выявили нарушение осанки.
При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки симметрично расположены, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования органов движения и внутренних органов человека, что в конечном итоге способствует повышению работоспособности.
При исследовании нами были получены следующие результаты:
во 2-ом классе из 20 исследуемых учеников 80% имеют правильную осанку, у 20% осанка нарушена;
в 5-ом классе из 20 исследуемых учеников 70% имеют правильную осанку, у 30% осанка нарушена;
в 7-ом классе из 20 исследуемых учеников 70% имеют правильную осанку, у 30% осанка нарушена;
в 9-ом классе из 20 исследуемых учеников 75% имеют правильную осанку, у 25% осанка нарушена. (Приложение 1)
Мы пришли к выводу, что рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9 классах связан с малоподвижным образом жизни, с физиологическими изменениями в период переходного возраста.
Итогами определения уровня гибкости стали, следующие цифры:
в о 2-ом классе из 20 исследуемых учеников 10% имеют нормальную гибкость, 55% - хорошую гибкость и 35% - плохую гибкость;
в 5-ом классе из 20 исследуемых учеников 10% имеют нормальную гибкость, 35% - хорошую гибкость и 55% - плохую гибкость;
в 7-ом классе из 20 исследуемых учеников 15% имеют нормальную гибкость, 35% - хорошую гибкость и 50% - плохую гибкость;
в 9-ом классе из 20 исследуемых учеников 30% имеют нормальную гибкость, 35 % - хорошую гибкость и 35% -плохую гибкость. (Приложение 1).
Число учащихся с недостаточной гибкость возрастает в 5, 7 классах. Это
также следствие полового созревания у детей и формирование скелета.
Учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических
кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.
Мы провели анкетирование среди 5-х – 11-х классов. (Приложение 2) В анкетировании приняли участие 304 учащихся, из них 152 девочки и 152 мальчика. Наибольший интерес вызвали следующие вопросы:
Уроки физической культуры нравятся 247 учащимся, что составило 81% опрошенных, причем мальчикам уроки физической культуры нравятся
больше (89%), чем девочкам (74%). (Приложение 3)
С портивные секции посещают 148 учащихся, это составило 48,7 %. (Приложение 3)
Бегом увлекаются всего 142 ученика, что составило – 46,7 %, причем мальчики и девочки одинаково увлекаются бегом. (Приложение 3)
104 учащихся ответили, что их родители занимаются спортом, и это составило – 34%. (Приложение 3)
Только 142 ученика, а это 46,7%, желали бы связать свою дальнейшую жизнь с физической культурой и спортом. (Приложение 3)
83% опрошенных, а это 251 ученик, согласны с высказыванием, что «Активное движение – признак здорового образа жизни». (Приложение 3)
III. Выводы
Проанализировав результаты исследования и данные анкетирования, мы сделали следующие выводы:
большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения;
рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9, классах связан с неправильным распределением тяжести и с физиологическими
изменениями в период переходного возраста;
число учащихся с недостаточной гибкостью возрастает в 5, 7 классах связан с формированием скелета и малоподвижным образом жизни. Эти отклонения выявлены в основном у детей, ведущих малоподвижный образ жизни;
учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.
IV. Заключение
В заключение хочется еще раз подчеркнуть:
Мы живем в Подмосковье – одном из самых благополучных регионов страны. В последнее время здесь происходят положительные изменения в социальной и экономической сферах. Разработаны и внедряются в жизнь социальные программы, направленные на обеспечение важнейших прав человека – на достойный уровень жизни, здоровье, образование. Важно, что в этом ряду особое место занимает внимание к соблюдению прав детей.
Обучением в школе наша жизнь не заканчивается, а значит, и наше приобщение к здоровому, активному, спортивному образу жизни должно иметь продолжение.
Наше здоровье – богатство нации, здоровье нации - сила государства! Только здоровый народ, здоровая нация способны на великие свершения!
Здоровый школьник сегодня – здоровая нация в будущем!
V. Литература
«Здоровая нация - сильное государство»: http://ligazn.ru/business/documents/progr/gosudarstvo/
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Нина Мутавова. Статья "Здоровые дети - здоровая нация". http://www.dagpravda.ru/article/3132
Сулейман Керимов – «Здоровая нация — успешное государство».
VI. Приложение 1
Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3
п о определению нормальной стопы.
Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что большой процент наличия плоскостопия связан с тем, что учащиеся ведут малоподвижный образ жизни, неправильно подобрана обувь: чаще всего она на сплошной подошве и без твердых задников. Также старшие ребята большую часть времени проводят в спортивной обуви, которая не предназначена для постоянного ношения.
Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3
п о определению нормальной осанки.
Мы пришли к выводу, что рост числа учеников с нарушением осанки в 5, 7, 9 классах связан с малоподвижным образом жизни, с физиологическими изменениями в период переходного возраста.
Исследование среди учащихся МОУ СОШ № 3
по определению гибкости позвоночника.
Число учащихся с недостаточной гибкостью возрастает в 5, 7 классах. Это также следствие полового созревания у детей и формирование скелета.
Учащиеся с отсутствием плоскостопия, гибким позвоночником и без нарушения осанки являются участниками танцевальных и хореографических кружков, спортивных секций. Активный образ жизни позволяет им правильно сформировать свой организм.
VII. Приложение 2
Анкета для учащихся МОУ СОШ № 3
Класс _____________ Ваш пол ________________
Нравятся ли вам уроки физкультуры?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
2. Появляются ли у вас болезненные ощущения в мышцах после уроков физической культуры?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
3. Появляются ли у вас головные боли после физической нагрузки?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
4. Посещаете ли вы спортивные секции?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
5. Увлекаетесь ли вы бегом?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
6. Возникают ли у вас боли в спине, пояснице после уроков?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
7. Занимаются ли спортом ваши родители.
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
8. Согласны ли вы с выражением: “Активное движение – признак здорового образа жизни”?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
9. Хотели бы вы, чтобы физкультура не являлась школьным предметом?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
10. Хотели бы вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом, физкультурой?
а. да; б. нет в. затрудняюсь с ответом
VIII. Приложение 3
Анкетирование среди учащихся МОУ СОШ № 3
Нравятся ли Вам уроки физкультуры
Уроки физической культуры нравятся –247 учащимся, что составило 81% опрошенных, причем мальчикам нравится уроки физической культуры больше (89%), чем девочкам (74%).
Посещаете ли Вы спортивные секции
Спортивные секции посещают – 148
учащихся, это составило 48,7 %.
У влекаетесь ли Вы бегом
Бегом увлекаются всего – 142 ученика, что составило – 46,7 %, причем мальчики и девочки одинаково увлекаются бегом.
Занимаются ли спортом Ваши родители
104 учащихся ответили, что их родители занимаются спортом и это составило - 34%
Х отели бы Вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом и физкультурой
142 ученика, а это 46,7% желали бы связать свою дальнейшую жизнь с физической культурой и спортом.
С огласны ли Вы с выражением «Активное движение – признак здорового образа жизни
83% опрошенных, а это 251 ученик согласны с высказыванием, что «Активное движение – признак здорового образа жизни».