Введение
Актуальность.
Ранее в школах осуществлялся сбор лекарственных растений с целью изучения окружающей нас флоры. Эта идея несла в себе смысл не только постижения среды нашего обитания, но и пользование её благами не во вред, а на пользу. Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию, где живут люди. И если здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Дома мы проводим значительную часть времени. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановка имеют существенное влияние на наше самочувствие и здоровье, на работоспособность и активность. Не случайно, для сохранения и укрепления здоровья, моя бабушка на протяжении долгих лет отдает большое предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении. Я хочу предложить к рассмотрению мероприятия по сбору лекарственных растений для того, чтобы дети смогли узнать об их пользе не только в форме медикаментов (таблеток и микстур), но и умели применять их в «чистом (до обработки) виде» при различных заболеваниях и недугах. [3]
Цель: изучить структуру домашних лекарственных растений и их пользу для человека. Предмет исследования: комнатные цветы. Задачи: провести исследовательскую работу о выяснении пользы лекарственных растений; обозначить их важную роль в повседневной жизни; познакомить слушателей, читателей работы с многообразием растительного мира. Гипотеза:Комнатные растения не только придают любому помещению положительный настрой, но и благоприятно влияют на здоровье и состояние человека. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ. План работы: изучение теоретического материала, рассказ о своих комнатных лечебных растениях. В работе использовалась, как монографическая, так и энциклопедическая литература.
Для чего человек разводит комнатные растения?
Комнатные растения привлекают меня, я люблю ухаживать за цветами, поливать их в саду, рыхлить и опрыскивать цветы на подоконнике, любуясь их необычными формами, окрасками. Придя в школу в первый класс, я удивилась, какое огромное количество цветов живет на школьных подоконниках. Пытаясь найти ответы на вопрос: - «Какая вообще от них польза для человека?» Я с мамой стала изучать литературу, журналы, газетные издания, где узнала так много нового и интересного о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». (Х.К.Андерсен)
Издавна растения вносили в нашу жизнь гармонию и умиротворенность. Среди них нет неинтересных и некрасивых, ибо в каждом есть хоть немного чуда. Любое место они превращают в оазис, украшают (см. приложение I рис.1-2). Но мало того, что они радуют, улучшают микроклимат, они еще оздоравливают, дарят нам бодрость, уверенность в своих силах. Еще Гиппократ рекомендовал использовать живые растения в том виде, в каком их создала природа.[5] Ведь вещества, которые выделяют клетки растений в процессе их жизнедеятельности, улучшают вдыхаемый нами воздух. Именно с этой целью подбираются растения, летучие соединения (фитонцид) которых очищают воздух от вредных для человека химических веществ, сокращают количество болезнетворных микроорганизмов. Их воздействие можно сравнить с кварцевой лампой, только ее свет убивает и полезную, и вредную микрофлору, а растения, обладающие фитонцидной активностью, действуют избирательно. Они убирают из воздуха только то, что нам не нужно, способствуют улучшению микроклимата или наносят вред нашему организму и являются ядовитыми.
Видовое разнообразие комнатных растений.
Мною были изучены некоторые виды комнатных растений. Тропические и субтропические растения, которые рекомендуется использовать для профилактических и лечебных целей, можно объединить в 3 группы:
группа - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры (фитоцидные растения): плющ обыкновенный, пеперомия туполистная, сансевьера, разные виды бегонии, колеус (см. приложение II рис.1).
группа - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями. Например, герань, бегония, монстера (см. приложение II рис.2).
группа - растения - фитофильтры (зеленая печень), поглощающие из воздуха вредные газы, например: хлорофитум, фикус Бенджамина, циссус ромбический (см. приложение III рис.1-2).
Давайте в отдельности рассмотрим, какие воздействия и пользу оказывают некоторые виды растений на человека и окружающую среду, и какие виды лучше всего использовать в доме и где их лучше расположить.[1]
2.1.Комнатные растения перспективные для выращивания дома.
Перспективными для выращивания являются виды таких семейств, как: бегониевые, пеперечные. Они легко размножаются, неприхотливы. Наиболее эффективное место расположение в коридорах и комнатах. Герань, которая наиболее часто встречается оказывает удивительно целебное воздействие при заболевании нервной системы, различных неврозов. Это самый сильный ионизатор воздуха среди комнатных цветов. Тёщин язык обладает мощной кислородной установкой, особенно эффективно работает днем. 5-6 хорошо развитых растений достаточно, чтобы очистить воздух в помещении. Наиболее эффективное место расположение на подоконниках. Для повышения влажности воздуха хороши циперус. Фильтром для вредных веществ, действующим как «зеленая печень», поглащающим из атмосферы большинство загрязнителей являются фикус Бенжамина и хлорофитум. Хлорофитум пригоден для любых помещений, прекрасно очищает воздух от химических загрязнений. Это растение за сутки может убить большую часть вредных микроорганизмов в помещении. Поэтому необходимо иметь композиции с несколькими экземплярами. [6] Кроме того хлорофитум своей свежей, сочной зеленью наполняет пространство жизненной силой, энергией, от которой хочется творить, действовать. Пышная зеленая масса активно выделяет кислород, поглощая углекислый газ, притягивает микрочастицы пыли. В помещениях с тяжелой энергетикой необходим папоротник - он положительно действует на нервную систему и вырабатывает кислород, собирает вокруг себя отрицательные ионы и разряжает комнатную атмосферу. Не случайно папоротник занимает одно из главных мест в доме. Всем нам известно распространенное мнение, что лучше всего возле компьютера поставить кактусы, якобы они способны ослабить отрицательное воздействие компьютерных полей, которые в свою очередь создает вокруг себя монитор, притягивая из воздуха пыль. Вместе с частицами пыли в дыхательные пути человека попадают и различные споровые микроорганизмы - такие как бациллы, плесневые грибы и др. На самом деле кактус не поглощает излучений компьютера - ему это не нужно! Правда, по мнению физиков, ботаников, иголки - «приемники» кактуса могли бы воспринимать заряды электрического поля, но только в мокром виде. Если засухоустойчтвый кактус часто поливать и опрыскивать, то он просто погибнет. [7] Для того чтобы уменьшить вредное воздействие излучения, можно поставить рядом с компьютером растения, летучие фитоорганические вещества которых усиливают иммунитет человека, способствуют снятию усталости: бегония, герань, лавр, папоротник. Папоротник у компьютера - его положительные ионы нейтрализуют вредные положительные ионы, исходящие от монитора.
2.2.Какие растения не стоит выращивать дома?
Комнатные растения, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение. Ожоги кожи может вызвать и сок. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями. Сок цикламена способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки.[4] Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающие аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, так и как удушающий запах, могут вызвать аллергические реакции. Это зависит от индивидуальной переносимости человека.
Лечебные растения у нас дома и методы их сбора.
С бабушкой каждый год на домашнем участке мы выращиваем мяту, мелиссу, эхинацею. В доме мы рассаживаем алоэ. Помимо этого в нашем дворе достаточно других растений, которые имеют большую пользу не только в быту, но и в помощи по укреплению иммунитета. Например, в саду растёт лаванда, которая обладает успокаивающим действием, к тому же приятно пахнет (см. приложение IV рис.1-2). Бабушка разводит герань. Я помогаю ей пересаживать уличные виды в тёплое время года (см. приложение V рис.1-2). Изучая домашнюю флору, я заглядываю в книгу «Современная энциклопедия лекарственных растений». В ней описаны 350 видов целебных растений с подробным описанием и цветными иллюстрациями. [2] Я часто спрашиваю своих близких, занимающихся растениеводством: «Для чего Вы высаживаете это растение? А вот это? И это?», показывая на тот или сорт. Они рассказывают из опыта о полезности, необходимости его (см. приложение VI рис.1-2).
Прежде всего, к первому методу я могу отнести сбор лекарственных трав. Как только зацветает календула, а это обычно с начала июня и по сентябрь, я собираю распустившиеся цветки. Затем их промываю (промывание – важная часть обработки, её нужно проводить тщательно под проточной водой) и кладу на промокательную бумагу. На ней цветки просушиваются от лишней влаги. Потом я меняю использованную бумагу на новую для дальнейшей слёжки. Так я откладываю некоторые цветки в банку, чтобы их можно было обдать кипятком и заварить чаем, а другие – можно положить в сушилку, чтобы потом смолоть в порошок. В таком виде календулу очень удобно использовать (см. приложение VII рис.1-3).
Похожим образом я сушу листья мелиссы, мяты, листья и цветки эхинацеи. Полезного экстракта эхинацеи достаточно даже в стеблях, чтобы считать её целебной. Во время простуды и гриппа мама всегда заваривает кипятком просушенную эхинацею, добавляет туда ложку мёда и дольку лимона. Это не только полезный, но и ароматный, вкусный напиток, который можно пить для профилактики заболеваний дыхательных путей. Кстати, а вот мёд мой дедушка летом качает сам. Именно поэтому этот травяной чай можно назвать «чисто домашним». А вот мелиссу и мяту чаще можно заварить в уже готовый чёрный чай или как сбор, добавляя тот же лимон и мёд (см. приложение VIII рис.1-3).
С алоэ дело обстоит иначе. Алоэ – это вечнозелёное растение, которое имеет форму розетки. Его листья, будто лучи, направлены от центра кнаружи. Как комнатное растение, его называют столетник. В этом растении есть витамин, который многие покупают в аптеке в форме «аскорбинок» - витамин С. Его применяют в профилактике простуды. Также сок алоэ применяют при заболеваниях пищеварительной системы и при проблемах с кожей. Чтобы использовать алоэ правильно, нужно уметь его рассаживать, прививать. Так делает моя бабушка (см. приложение IX рис.1-2).
Вот так разрослись прищипки. Для того, чтобы использовать алоэ как масло для натирания, нужно его выжать. Правильнее это делать так:
- отрезать уголок от побега;
- лишний капающий сок собрать ложкой и промокнуть, чтобы не испортить само растение;
- теперь отрезанный кусочек можно подавить в нужную нам ёмкость, а затем ступкой (см. приложение X рис.1-2).
Этот сок можно добавить в детский крем – эта смесь будет помогать при заболеваниях кожи. А вот если, скажем, разбавить водой, то это можно пить при болезнях кишечника. Кожуру от алоэ можно тонко срезать и просушить в сушилке. Такие пластинки используют при насморке. Непросушенные пластинки применяют при кашле. [8]
3.1.Результаты моего исследования.
Я провёла исследование и уяснила для себя: во время простуды наблюдала у себя головную боль, насморк, боль в горле, от чего смогла избавиться с помощью вышенаписанных средств. Я провёла анкетирования среди учеников своей школы. В анкетировании участвовал 1 «А» класс (30 человек).
Результаты:
59% тестированных от общего числа – имеют дома лекарственные растения;
74% тестированных от общего числа – знают, как правильно использовать такие растения;
82% тестированных от общего числа – хотят участвовать в мероприятиях по сбору трав.
Анкетирование
Растут ли на Вашем участке или в доме лекарственные растения?
А)да
Б)нет
В)не знаю
2. Что из перечисленного обладает целебными свойствами?
А) береза, роза, ель
Б) ландыш, малина, вишня
В)календула, мелисса, мята
3. Как часто в Вашей семье пользуются лекарственными травами?
А) всегда
Б) иногда
В) никогда
4. Хотелось ли бы тебе принять участие в сборе лекарственных трав?
А) да
Б) нет
В) не слышал об этом
5. Знаешь ли ты правила сбора и сушки лекарственных трав?
А) да, мы говорим в семье об этом
Б) имею представление, но не применял
В) не интересуюсь этим
6. Считаешь ли ты, что польза от медикаментов (к примеру, таблеток) такая же как и от использования трав?
А) да, потому что лекарственные растения входят в состав медикаментов
Б) нет, таблетки лучше
В) нет, целебные травы лучше.
3.2. Моя предлагаемая программа действий.
Ввести в школу сбор лекарственных трав;
Рассказать ученикам о пользе сбора и использования этих растений;
Ввести поклейку гербариев;
Формировать кружки медицинской направленности, где юных растениеводов могли бы научить правильно обрабатывать растения.
Участие в различных волонтёрских природоохранительных мероприятиях.
В данной работе изучила структуру домашних лекарственных растений и их пользу для человека.
Своей работой, думаю, я познакомила слушателей и читателей с многообразием растительного мира (см. приложение X рис.4).
Заключение.
Исследуя лекарственные растения, надеюсь, что убедила в их полезности. Ещё раз подчеркнула для себя их необходимость в повседневной жизни. Хочу предложить всем участвовать в мероприятиях по охране растений, участвовать в массовых школьных мероприятиях, пробовать самостоятельно ухаживать за ними, интересоваться их влиянием, применять их по необходимости. Использование даже самых современных технических средств очистки воздуха не всегда обеспечивает здоровую воздушную среду. В то же время комнатные растения называют зелеными медбратьями и медсестрами. «Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.» - К. Жанэ
Список использованной литературы:
«Современная энциклопедия лекарственных растений» издательский дом «Нева» Санкт-Петербург, Москва, 2006. Под редакцией В.К.Лавренова, Г.В.Лавренова
«Большая энциклопедия народной медицины» под редакцией Н.Косьяновой. г.Тверь, 2004.
Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М; ТЦ Сфера, 2004
Горшинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения целители в нашем доме.- М.; ЗАО «Фитон +», 2003
Журнал «Воспитание школьников» № 7, 2007 - Статья М. Украинской «Скромный цветок на подоконнике».
Сазонова О.И. Методические рекомендации по использованию комнатных растений. - Уфа, 2006.
«Уютная газета» № 16, 22 , 2005 г., №№ 2,7,12 , 2006 г. Статья «Наши любимцы».
http://www.floriculture.ru/rast/razn/yadov_rast.shtml
Приложение
Приложение I
Рис.1-2 - Издавна растения вносили в нашу жизнь гармонию и умиротворенность. Среди них нет неинтересных и некрасивых, ибо в каждом есть хоть немного чуда. Любое место они превращают в оазис, украшают.
Приложение II
Рис.1 - растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, противогрибковой активностью в отношении воздушной микрофлоры.
Рис.2 - растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями.
Приложение III
Рис.1-2 - растения - фитофильтры (зеленая печень), поглощающие из воздуха вредные газы.
Приложение IV
Рис.1-2 – В нашем саду растёт лаванда, которая обладает успокаивающим действием, к тому же приятно пахнет.
Приложение V
Рис.1-2 – Бабушка разводит герань. Я помогаю ей пересаживать уличные виды в тёплое время года.
Приложение VI
Рис.1-2 - Изучая домашнюю флору, я заглядываю в книгу «Современная энциклопедия лекарственных растений». В ней описаны 350 видов целебных растений с подробным описанием и цветными иллюстрациями.
Приложение VII
Рис.1 -3- Как только зацветает календула, а это обычно с начала июня и по сентябрь, я собираю распустившиеся цветки.
Приложение VIII
Рис.1-3 - Похожим образом я сушу листья мелиссы, мяты, листья и цветки эхинацеи.
Приложение IX
Рис.1-2- Алоэ – это вечнозелёное растение, которое имеет форму розетки. Его листья, будто лучи, направлены от центра кнаружи.
Приложение X
Рис.1-3 –Для того, чтобы использовать алоэ как масло для натирания, нужно его выжать.
Рис.4 – Своей работой, думаю, я познакомила слушателей и читателей с многообразием растительного мира.