Введение
Климат Заполярья достаточно суров. Низкие температуры, холодные ветра, полярная ночь – не самые благоприятные условия для жизни большинства видов растений. Лишь те растения, которые смогли приспособиться к суровым климатическим условиям, по возможности, радуют глаз местных жителей и с большим трудом справляются с задачей выработки кислорода.
В 2004 году в нашем городе открылся Центр дополнительного образования, и на его базе активно заработала учебная теплица, где начали проводить занятия с детьми педагоги. (Прил.1, Рис.1) Появились такие объединения как «Зелёный мир», «Цветоводство», «Вальс цветов», «Ландшафтный дизайн», «Экология», «Экологическая тропа». Учащиеся школ города и воспитанники детских садов стали с удовольствием посещать занятия данных объединений, где у них развивался познавательный интерес к природе, углублялись знания по биологии, где они получили возможность почувствовать ответственность за окружающий их мир и научиться самостоятельно выращивать растения и ухаживать за ними. (Прил.1, Рис 2,3)
Работа теплицы очень благоприятно отразилась на внешнем облике города, ведь раньше ландшафтный дизайн на улицах города не был распространён, и клумб в городе не было. Также следует отметить, что в ЗАТО Александровск это единственная теплица.
Обучающиеся объединений теплицы реализуют ежегодные проекты «Цветы к обелиску», «Цветы ветеранам», «Цветы для мамы» и принимают участие в традиционной благотворительной акции «Мы рядом» по сбору денежных средств для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Каждую весну в теплице выращивается более 22 тысяч кустов рассады, которые высаживается на клумбы города педагогами и детьми, работающими в теплице в летний период. Летом и осенью на клумбах города радуют глаз маргаритки, бархатцы, флоксы, календула, анютины глазки, настурция, львиный зев, цинерария. (Прил.1, Рис 4,5) Таким образом, в ходе реализации данных направлений работы теплицы у детей воспитываются чувства патриотизма, сопереживания, взаимопомощи, трудолюбие, любовь к родному городу, краю, природе.
На базе теплицы работает научное общество «НИКЭ». Ребята, занимающиеся в обществе, на протяжении многих лет успешно представляют свои исследовательские работы на конференциях и конкурсах различных уровней в разных городах России. За годы работы объединения в теплице были выращены арбузы, дыни, гранат, кофе, дуб, баклажаны и другие растения. (Прил.1, Рис.6)
В последние годы теплица МАОУДО «ЦДОД» стала пользоваться популярностью не только в нашем городе. В рамках ежегодного Фестиваля науки и техники в теплице стали проводить экскурсии «Природа под микроскопом» с использованием современного оборудования. (Прил.1, Рис.7) Эти экскурсии заинтересовали педагогов и детей не только в Полярном, но и в соседних городах, Снежногорск и Гаджиево. Многие жители Полярного нередко посещают теплицу с целью приобретения растения для украшения своих квартир.
От учителей начальных классов и биологии регулярно поступают запросы по ассортименту теплицы для того, чтобы при изучении растений на уроках окружающий мир и биология у них была возможность придти в теплицу на учебную экскурсию и показать эти растения ученикам. Тем более, что в нашем суровом климате, когда почти 8 месяцев на улице лежит снег, так приятно попасть в зелёный мир нашей учебной теплицы! (Прил.1, Рис.8)
Ассортимент растений за годы существования теплицы значительно увеличился и пополняется постоянно. Стали появляться даже экзотические растения. Но до сих пор в теплице нет справочника имеющихся растений, который можно было бы использовать для удобства педагогам из школ и воспитателям детских садов, чтобы они смогли планировать экскурсии в теплицу на своих уроках и занятиях. Поэтому администрация МАОУДО «ЦДОД» обратилась в научное общество «НИКЭ» с предложением создать справочник растений учебной теплицы. Я, являясь участником этого научного общества, заинтересовалась таким предложением. Также мне захотелось узнать, какие растения можно вырастить в условиях Крайнего Севера. Поэтому я с интересом взялась за эту работу.
Цель работы: создание справочника растений учебной теплицы МАОУДО «ЦДОД» г.Полярный.
Для достижения цели исследования я поставила следующие задачи:
1. Выяснить, какие принципы используются для составления справочников.
2. Изучить ассортимент имеющихся в теплице растений (видовой состав, количество).
3. На основании полученных сведений создать справочник растений учебной теплицы.
Объект исследования: учебная теплица МАОУДО «ЦДОД» г.Полярный.
Предмет исследования: разновидности и количество имеющихся в теплице растений.
Методы исследования:
изучение и обобщение
анализ и синтез
анализ литературных и Интернет - источников
статистический
систематизация информации
Основная часть
Глава 1. Принципы составления справочников
Справочник – книга, в которой можно навести справку, которая содержит краткие и точные сведения по какому-нибудь предмету. [7]
Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного, общественно - политического, прикладного или бытового характера. [1]
Справочник – издание практического назначения, с изложением материала в систематической форме, но в расчете на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.[5]
Особенности справочной литературы:
краткость
наличие алфавита
возможность выборочного чтения (по заданию или интересу). [12]
При чтении справочной литературы необходимо знать:
ключевое слово, термин
тему
алфавит.
К справочникам мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос. С их помощью мы расширяем кругозор, получаем сведения из разных областей науки, техники, искусства, культуры.
Таким образом, в справочнике растений должна содержаться краткая информация о растениях (название, вид, семейство), а названия растений должны быть расположены в алфавитном порядке.
Глава 2. Изучение видового состава и количества растений теплицы
Самая трудоемкая работа заключалась в изучении имеющихся в теплице видов растений. Не все растения были мне известны, поэтому пришлось воспользоваться справочниками – определителями растений и обратиться за помощью к педагогу, работающему в теплице. (Прил.1, Рис. 9,10,11) Я насчитала 92 вида растений. Также во время изучения растений я выяснила, что некоторые из них есть в теплице в нескольких экземплярах. Педагог объяснила мне, что на практических занятиях дети выполняют работу по размножению видового состава какого-либо растения, так как специфика климатических условий нашего края приводит к тому, что в период полярной ночи количество экземпляров растений уменьшается.
Еще больше меня удивило наличие в теплице экзотических растений, которые, казалось бы, нельзя встретить на Севере: кофе, лавр, гранат, лимон, хурма, олеандр, агава, финиковая пальма, памела, виноград.
Проведя работу по изучению видового состава растений теплицы, я пришла к выводу, что ассортимент теплицы богат и разнообразен. Особенности климата нашей местности неблагоприятны для произрастания многих видов растений представленных в теплице, но умелые педагоги с помощью заинтересованных, увлеченных детей успешно поддерживают и преумножают видовой и количественный состав растений на протяжении многих лет.
Глава 3. Создание справочника растений учебной теплицы
Создание справочника осуществлялось в 2 этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап. На этом этапе я выполняла следующую работу:
изучение ассортимента растений учебной теплицы
изучение справочной литературы по теме
изучение Интернет - источников
фиксация необходимой информации
составление списка имеющихся растений в алфавитном порядке
составление аннотации к справочнику.
Основной этап. Данный этап включал в себя следующие направления работы:
1. Дизайн
выбор обложки
оформление страницы
работа с иллюстрациями (обработка изображений)
работа по набору текста (подбор шрифта, расположение текста на странице)
2. Вёрстка
размещение иллюстраций, текста, элементов оформления на странице в соответствии с утвержденным дизайном
форматирование
3. Печать
печать справочника на отдельных больших листах (2 страницы на одном листе)
сборка страниц книги (страницы складываются в блок)
крепление блока страниц к обложке.
Таким образом, следуя по намеченному плану, я смогла создать справочник растений учебной теплицы, который могут использовать педагоги теплицы и педагоги других образовательных учреждений для планирования занятий и учебных тематических экскурсий.
Заключение
В ходе решения поставленных в своей работе задач, я достигла цели - получила готовый продукт, справочник растений учебной теплицы. (Прил.1, Рис.12,13)
Изучив принципы построения справочников, я пришла к выводу, что удобнее будет расположить растения в справочнике в алфавитном порядке. Для увеличения функциональности справочника, страницы я решила вложить в файлы, чтобы в случае исчезновения какого-либо экземпляра растения или появления нового была возможность либо добавить его в справочник, либо убрать из него, не переделывая справочник полностью.
Данный справочник имеет практическую значимость для педагогов теплицы, педагогов школ и воспитателей детских садов при планировании ими занятий и учебных экскурсий. В дальнейшем я планирую изготовить несколько экземпляров справочника и раздать в учебные организации города для более удобного их использования педагогами.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над справочником, сделать его более информативным путем размещения на страницах с названиями растений QR-кодов, в которых будет зашифрована информация об этих растениях. (Прил.1, Рис.14) QR- коды генерируются в специальной программе, которая доступна в сети Интернет любому пользователю, а с помощью специальной программы на телефоне для чтения QR-кодов, которая сейчас у многих имеется, можно будет, без затрат времени на поиск, путем наведения камеры на изображение кода, узнать информацию или выйти на сайт, который содержит информацию о данном растении.
Список литературы
Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1994.
Всё о комнатных растениях. Перевод с англ. О.И.Романовой. – М.: «Кладезь-Букс», 2004.
Казаринова Н.В., Ткаченко К.Г. Здоровье дарят комнатные растения. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.
Комнатная флора: Справочник / Авт. – сост. В.Соколовский. - М.: ООО «Академия цветоводства», 2004 г. – 128 с.: Ил.
Мильчин А. Издательский словарь – справочник. – М.: Олма – Пресс, 2003. – 560 с.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. - М.: «Просвещение», 2009.
Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4. – М.: Русские словари, 1995. -754 с.
Энциклопедия комнатных растений. / Авт. – сост. С.Л.Быховец. – Минск: Харвест, 2003. – 528 с.
Интернет – источники
9. Издание книги. Справочники и справочная литература. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.aov.ru/izdanie_knigi_spravochniki.html (Дата обращения: 20.05.2018)
10. Печать книги. Пошаговая инструкция. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.aov.ru/pechat_knig.html (Дата обращения: 20.05.2018)
11. Что такое справочная литература. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://gorbib.org.ru/teenkvartal/uchis-uchitsya/48-chto-takoe-spravochnaya-literatura (Дата обращения: 07.09.2018)
12. Генератор QR – кода. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://ru.qr-code-generator.com/ (Дата обращения: 07.09.2018)
Приложение 1
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14