Введение
"Я вижу и слышу, как в тишине каждый час
бьют "небесные колокола" и как всё живое
подчиняется этому ритму… Откуда петухи и
вообще птицы знают, когда им петь? Откуда
цветок знает, когда ему просыпаться и
распускать лепестки? Всё подчиняется этому
голосу!".
Ванга (болгарская ясновидящая)
«Понедельник — день тяжёлый», — думаем мы, лениво просыпаясь после выходных дней. Эта бытовая поговорка имеет скорее ироническое, чем серьёзное значение. Однако учёные, исследуя ритмы жизнедеятельности, склонны перефразировать её по-своему: у каждого есть свой понедельник, свой трудный день. Биологический ритм - это один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
В девятнадцатом веке, появились первые исследования о так называемых "ритмах" или "циклах" жизни, которые впоследствии были названы "биоритмами". Слово «биоритмы» состоит из двух греческих слов "биос" и "ритмос", что означает "жизнь" и периодически повторяющийся период "ритм". Не так давно появилась особая область медицины хрономедицина. Хронофизиология — наука о временной зависимости физиологических процессов. Составной частью хронобиологии является учение о биологических ритмах.
Ритмичность биологических процессов — неотъемлемое свойство живой материи. Биоритмы — это эволюционно закрепленная форма адаптации, определяющая выживаемость организмов путем приспособления их к ритмически меняющимся условиям среды обитания. Закрепленность этих биоритмов обеспечила опережающий характер изменения функций. Опережающий характер изменений функций имеет глубокий адаптационный смысл и значение, предупреждая напряженность перестройки функций организма под влиянием уже действующих на него факторов. Теория биоритмов построена на измерении трёх основных человеческих циклов: физического, эмоционального и интеллектуального [7]. Вот почему, сведения о биологических ритмах необходимы и для разумного, целесообразного построения режима труда и отдыха, и для сохранения здоровья, и для правильного распределения умственной и физической деятельности, для поддержания высокой жизненной активности старшеклассников.
Хронотип ученика во многом определяет его поведенческую активность, и реактивность его организма. Вот почему они должны служить одним из важных ориентиров для разработки - научно обоснованного режима учебы и отдыха. «Жаворонки-школьники показывают повышение внимания в 8-10 часов, а «совы» бывают внимательней в 16 часов. Как же не учитывать этой закономерности?
Изучение хронотипов актуально, так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и учет этих ритмов и правильное отношение к ним — основа человеческого здоровья. Знание своего типа биоритма – залог здоровья, успешного будущего.
Основная часть. Хронотипы человека
История становления учения о хронотипах человека.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Уже в «Ветхом Завете» даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании фаз активности и отдыха. О том же писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. В Древнем Китае, по данным летописи «Цио-Чжуань» при иглоукалывании определённых точек тела учитывали суточную ритмику чувствительности тех или иных органов в зависимости от циркуляции жизненной энергии, последовательно вовлекающей те или иные органы человека. Один из основателей учения о биоритмах Христофор Туфелянд ещё в конце 18 в. указал, что в организме существуют «внутренние часы», работа которых зависит от вращения Земли вокруг своей оси. Другой в области хронобиологии Юген Ашорф утверждал, что всё живое существует в ритме космических часов, зависящего от времени суток и года, фаз луны, приливов и отливов.
Основателем хронобиологии - науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда, который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Вильгельм Флисс, знаменитый берлинский доктор, начал свои новаторские исследования биоритмов с 1890. Флисс, исследовавший циклы с 23 по 28 день многих своих пациентов, начал собирать статистику о периодичности температуры, детских болезней и восприимчивости к болезням. Его интересовала сопротивляемость организма человека различным болезням. Почему у детей с одинаковыми диагнозами в определенные дни есть иммунитет, а в другие он ослаблен? Собрав данные о начале болезни, ее течении и моменте смерти, Флисс увязал их с датой рождения. С помощью этих статистических данных установил основные "периоды " в жизни человека, разработал две основные теории биоритмов. Первая утверждает, что природа наделяет человека "внутренними часами", которые начинают отсчёт времени с момента рождения и продолжают работать на протяжении всей жизни. Вторая утверждает, что одни из этих часов регулируют физический цикл человека, состоящий из 23 дней, другие - эмоциональный цикл, состоящий из 28 дней.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века российскими учеными И. П. Павловым,
В. В. Вернадским, А. Л. Чижевским и другими. К концу XX века факт ритмичности биологических процессов живых организмов по праву стал считаться одним из фундаментальных свойств живой материи и сущностью организации жизни.
А.Л. Чижевский обнаружил связь между циклическими изменениями на Земле, в том числе столетней цикличности смертности людей, и циклическими процессами на Солнце. Он также показал, что ритмически протекающая функциональная активность органов определяется как врожденными свойствами, зависимыми от внутренних физико-химических процессов в организме, так и влияниями различных факторов внешней среды (главным образом космических).
В 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах. В 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность.
Теории "трех биоритмов" около ста лет. Её авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм. Все новое с трудом пробивает себе дорогу. Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории «трех биоритмов» имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. В конце прошлого столетия биоритмы завоевали весь мир[10].
Биоритмы человека.
Биоритм — автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся последовательным чередованием фаз напряжения и расслабления, когда тот или иной параметр последовательно достигает максимального или минимального значения. Закон, по которому происходит этот процесс, может быть описан различными функциями, а в самом простом варианте — синусоидальной кривой (рисунок 1).
Широко используется классификация биоритмов на основе частоты колебаний, разработанная Ф.Халбергом. В ней выделяют 3 группы ритмов:
ультрадианные (высокочастотные) ритмы повторяются с частотой более 1 раза в сутки. Среди них наиболее изучен полуторачасовой ритм мозговой активности;
циркадианные (среднечастотные) ритмы характеризуются периодом, близким к 24 часам, что связано с вращением Земли вокруг своей оси;
инфрадианные (низкочастотные) биоритмы повторяются с частотой менее 1 раза в сутки, следовательно, их период более 1 дня.
Рисунок 1.
Схема биоритмограммы на примере циркадного ритма частоты сердечных сокращений
Биоритмограмма (рисунок 1) имеет синусоидальный характер. В ней различают временной период, фазы напряжения и расслабления, амплитуду напряжения, амплитуду расслабления, акрофазу данного биоритма. Эти ритмы «запускаются» в момент рождения и сохраняются затем с удивительным постоянством в течение всей жизни. Первая половина периода каждого ритма характеризуется нарастанием, вторая – спадом физической, эмоциональной и интеллектуальной активности. День перехода от положительной половины цикла к отрицательной или обратно называют критическим, или нулевым. Именно в этот день с людьми чаще происходят несчастные случаи 1.
Для человеческого организма характерен целый спектр ритмопроявляющихся процессов и функций, который объединен в единую согласованную во времени колебательную систему, обладающую следующими особенностями: наличием связи между ритмами разных процессов; наличием синхронности, или кратности, в протекании тех или других ритмов, наличием иерархичности (подчинением одних ритмов другим) [7].
Происхождение биоритмов определяется двумя факторами — эндогенным (внутренним, врожденным) и экзогенным (внешним, приобретенным). Постоянные циклические колебания в различных системах организма складывались в процессе длительной эволюции, и теперь они являются врожденным. В зависимости от формирующих факторов биологические ритмы делят на неадаптивные и адаптивные.
Неадаптивные биоритмы (физиологические) не обеспечивают приспособление организма к изменениям окружающей среды. Они обусловлены закономерностями протекания ферментативных реакций, скорость и направленность которых регулируется по принципу обратной связи. Как правило, они имеют короткий период – от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы артериального давления, биения сердца.
Адаптивные биоритмы (экологические) по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды (с периодическими геофизическими процессами). К таким процессам относятся:
суточные – связаны с вращением Земли вокруг своей оси (24 часа), что обусловливает смену дня и ночи. У человека обнаружено более 300 ритмически меняющихся с периодом около 24 часов физиологических функций.
недельные биоритмы (низкочастотные) ритмы представляют наибольший интерес. В течение недели, не зависимо от рода деятельности, возраста, меняется работоспособность человека: наиболее низкая - в понедельник и пятницу, максимальная - со вторника по четверг. Исследованиями установлено, что в строго недельном ритме меняется уровень гормонов коры надпочечников. Также установлено, что приблизительно каждые 7 дней Земля оказывается в разнообразных секторах постоянно меняющегося межпланетного магнитного поля. В дни, когда происходит смена магнитного сектора, у людей снижается работоспособность, возникает сонливость, усиливаются проявления хронических заболеваний. Календарная рабочая неделя не обеспечивает синхронизацию физиологических процессов с природными изменениями магнитного поля, но при разработке индивидуальных систем воздействия на организм, например, определяя цикличность тренировок, необходимо учитывать естественный недельный цикл и уменьшать нагрузки в неблагоприятные дни месяца.
сезонные (годовые) - обусловлены вращением Земли вокруг Солнца, которое вызывает сезонные изменения внешней среды, прежде всего освещенности, температуры, спектра питания. У человека наблюдаются годовые колебания показателей гомеостаза организма, они сформировались в ходе естественного отбора, при этом не отличаются жесткой стабильностью. Так в разное время года содержание гемоглобина и холестерина в крови различно. В весенне-летний период значительно изменяется обмен веществ, уменьшается содержание общего белка в сыворотке крови, интенсивно происходит процесс роста (с марта по май дети растут в 2 раза интенсивней, чем осенью), повышается артериальное давление, снижается частота пульса (реже весной и осенью, учащается зимой и летом), выше мышечная возбудимость, повышается гормональная активность мужчин (пик – август, сентябрь), максимальная рождаемость отмечена в марте-мае, минимальная - в ноябре – феврале. Максимальная светочувствительность глаза тоже наблюдается весной и ранним летом, а к осени и зиме падает. Годовые ритмы свойственны и психическим функциям: весной чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой, осенью больше чувствительность к стрессу, чем весной. В окологодовом ритме меняется работоспособность человека - осенью она наибольшая.
лунные циклы (29,5 дней) связаны с вращением Луны вокруг Земли, изменением взаиморасположения Луны и Солнца, в результате - происходят колебания их суммарного гравитационного влияния на Землю, влияющее на приливы и отливы в морях и океанах. Взаимосвязь биоритмов и лунных циклов изучает один из разделов хронобиологии – селенобиология. Связь с фазами Луны наиболее четко выявляется в динамике репродуктивных процессов. Например, длительность менструального цикла в организме женщины - 27-28 дней. Синхронно с этим циклом в женском организме происходит еще целый ряд ритмических колебаний: температуры тела, обмена веществ, содержания сахара в крови, состояния нервной системы и поведения.
солнечные циклы – моголетние ритмы с периодом в несколько лет, связаны с изменением солнечной активности. Например, взлет творческой активности, наблюдается каждые 6-7 лет. Были отмечены и 12-летние ритмы, при которых каждый новый цикл начинается в 13, 25, 37 лет и так далее.
Период адаптивных биоритмов закреплен генетически. Благодаря этим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к смене режима жизнедеятельности. Адаптивные биологические ритмы – это своего рода часы для организма.
Колебательные изменения и в организме человека происходят синхронно (с такими же периодами) с абиотическими процессами благодаря синхронизаторам или «датчикам времени» – это факторы, влияющие на ритмичность процессов, происходящих в живом организме. Они могут быть как внутренними, так и внешними. По отношению синхронизаторам различают 2 типа биоритмов:
эндогенные - ритмы, независимые от внешних датчиков времени, имеющие внутренний водитель ритма. К ним относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна;
экзогенные - ритмы, зависящие от влияния факторов внешней среды, называются, но они также осуществляются на основе эндогенной ритмики.
Большинство биологических ритмов являются смешанными, т. е. частично эндогенными и частично экзогенными.
Исследователями доказано, что для постоянного совершенствования и тренировки приспособительных механизмов организм периодически должен испытывать стресс, определенный конфликт с окружающей его физической и социальной средой. Если учесть, что периодичность заложена в самой природе живых систем, то становится ясным, что именно такое динамическое взаимодействие организма со средой обеспечивает его стабильность и устойчивую жизнеспособность. Основу всякой активной деятельности составляют процессы интенсивного расходования жизненных ресурсов организма, и в то же время эти реакции являются мощным стимулом для еще более интенсивных восстановительных процессов. Можно утверждать, что динамическая синхронизация — взаимодействие эндогенных и экзогенных ритмов — придает организму живучесть и устойчивость. [8]
Биоритмы выполняют в организме человека важные функции.
Первая функция — оптимизация жизнедеятельности организма. Цикличность — базисное правило поведения биосистем, необходимое условие их функционирования. Это связано с тем, что биологические процессы не могут интенсивно протекать длительное время; они представляют собой чередование максимума и минимума, ибо доведение функции до максимума лишь в определенные фазы каждого периода цикла экономнее, чем стабильное непрерывное поддержание такого максимума. В биосистемах за всякой активностью должно следовать ее снижение для отдыха и восстановления.
Вторая функция — отражение фактора времени. Биоритмы — биологическая форма преобразования шкалы объективного, астрономического времени в субъективное, биологическое время. Целью его является соотнесение циклов жизненных процессов с циклами объективного времени. Основными характеристиками биологического времени как особой формы движущейся материи являются его независимость от нашего сознания и взаимосвязь его с физическим временем. Благодаря этому осуществляются временная организация биологических процессов в организме и согласование их с периодами колебаний внешней среды, что обеспечивает адаптацию организма к окружающей среде и отражает единство живой и неживой природы.
Третья функция — регуляторная. Ритмование — это рабочий механизм создания функциональных систем в центральной нервной системе (ЦНС) и базисный принцип регуляции функций. Согласно современным представлениям, создание рабочих механизмов в ЦНС обеспечивается синхронизацией ритмической высокочастотной деятельности составляющих ее нервных клеток. Таким образом, осуществляется объединение отдельных нервных клеток в рабочие ансамбли, а ансамблей — в общую синхронную функциональную систему. Ритмование разрядов мозга имеет принципиальное значение для преобладания главной в данный момент реакции среди прочих. Так создается доминанта, господствующая в данное время функциональная система ЦНС. Она объединяет в едином ритме различные центры и определяет текущую последовательную их деятельность путем навязывания «своего» ритма. Так в структурах мозга создаются нервные программы, определяющие поведение.
Четвертая функция — интеграционная (объединительная). Биоритм — это рабочий механизм объединения всех уровней организации организма в единую суперсистему. Интеграция реализуется по принципу иерархичности: высокочастотные ритмы низкого уровня организации подчиняются средне- и низкочастотным уровням более высокого уровня организации. Иначе говоря, высокочастотные биоритмы клеток, тканей, органов и систем организма подчиняются базовому среднечастотному суточному ритму. Это объединение осуществляется по принципу кратности. [9]
Гипотезы локализации биологических часов в организме человека. Десинхронизация.
Существуют различные точки зрения на локализацию часов в организме человека. Рассмотрим некоторые из них:
б иологические часы локализуются в эпифизе. Продукция мелатонина тесно коррелирует с изменением освещенности (день—ночь), половых гормонов. В темное время суток в эпифизе возрастает продукция мелатонина, в светлое — серотонина (рисунок 2);
рисунок 2.схема регуляции циркадных ритмов человека
биологические часы локализуются в супрахиазмальном ядре (СХЯ) гипоталамуса;
роль часов выполняют клеточные мембраны;
роль часов выполняет кора большого мозга. У животных с удаленной корой большого мозга нарушается чередование сон—бодрствование;
широкое распространение получила хронон-гипотеза. Согласно хронон-гипотезе, клеточными часами является цикл синтеза белка, продолжительность которого около 24 часов (рисунок 3).
Рисунок 3 схема синтеза белка в клетке
Существуют «большие» биологические часы, отсчитывающие длительность жизни. Они констатируют суммарные изменения в гомеостазе организма от момента его рождения до смерти. «Большие» биологические часы «идут» неравномерно. Многие факторы влияют на них, ускоряя (факторы риска) или замедляя их ход, укорачивая или удлиняя жизнь. Возникают нарушения ритмов, которые называются десинхронозом.
Часто встречающимся видом десинхронизации биологического и социального ритмов активности является работа в вечернюю и ночную смену на предприятиях с круглосуточным режимом работы. При переходе с одной смены на другую происходит десинхронизация биоритмов, и они не полностью восстанавливаются к следующей рабочей неделе, так как на перестройку биоритмов человека в среднем необходимо примерно 2 недели. У работников с напряженным трудом (например, авиадиспетчеры, авиапилоты, водители ночного транспорта) и переменной сменностью работы нередко наблюдается временная дезадаптация — десинхроноз. У этих людей нередко отмечаются различные виды патологии, связанные со стрессом, — язвенная болезнь, гипертония, неврозы. Это плата за нарушение циркадианных биоритмов.[8]
Хронотипы человека.
Характер организации суточных (циркадных) биоритмов человека называется хронотип. Это понятие было введено физиологом А. А. Ухтомским в 1925 году. В зависимости от преимущественной активности человека в то или иное время суток выделяют 3 хронотипа.
«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. «Совы» не отличаются высокими показателями здоровья, но их биоритмы более пластичны.
«Жаворонки» - люди, у которых циркадный ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Сложнее всего перестройка режима дается «жаворонкам». Медицинские исследования показывают, что в молодости они отличаются более крепким здоровьем, однако любая смена графика вызывает проблемы в самочувствии. «Ранние пташки», по мнению медиков, часто склонны к сомнениям, тревогам, депрессии. Им присущи болезни сердца, гипертония, ожирение. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса
«Голуби» - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности [13].
Исследования показывают, что поведенческая активность учащихся зависит от их принадлежности к определенному хронотипу. К примеру, период активности утреннего хронотипа с 8 до 10 часов, когда как период активности вечернего хронотипа ближе к 16 часам. Все это говорит о необходимости разработки научно обоснованного режима труда и отдыха обучающихся . Для подтверждения этой взаимосвязи провели анкетирование и тестирование учащихся 10А класса МОБУ «Саракташской СОШ №2» п. Саракташ Оренбургской области.
Психологи и хронобиологии в своей работе используют различные тесты по определению хронотипа человека. Наиболее точным принято считать анкету Хорна-Остберга, состоящая из 23 вопросов, касаемых распорядка дня анкетируемого2 [Приложение 1].
В исследовании приняли участие 10 учащихся, заполнили анкету Хорна-Остберга по определению хронотипа. В зависимости от набранных баллов, испытуемые были отнесены к тому или иному хронотипу: 5 человек – «голуби», 4– «жаворонки» 1– «совы» Расчеты показали, что 50% старшеклассников оказались «голубями», 40% -«жаворонки», и только 10% от общего числа учащихся оказались «совами»
Для определения концентрации внимания была использована методика «Таблицы Шульте» [2, с.76-78.]. Этот тест наиболее прост для одновременного использования несколькими людьми. Таблица состоит из 25 ячеек (5 х 5) со случайно расположенными числами, порядок чисел был различен при прохождении теста утром и после уроков [Приложение 2]. Задача испытуемых заключалось в отыскивании чисел по порядку на время. Тестирование проводилось два раза: в начале (перед 1 уроком) и в конце учебного дня (после уроков). Для удобства использовали компьютерную версию таблиц Шульте 3[3]. Результаты по тесту утром и днем, сопоставленные с хронотипами учащихся, представлены ниже (таблица 1).
Таблица 1.
Взаимосвязь хронотипов и концентрации внимания учащихся утром и днем
Хронотип |
Концентрация лучше утром, кол-во человек |
Концентрация лучше после уроков, кол-во человек |
Результат по таблицам Шульте отличается не более, чем на 5 сек |
«жаворонки» |
3 |
0 |
1 |
«голуби» |
0 |
0 |
5 |
«совы» |
0 |
1 |
0 |
Испытуемые «жаворонки» показывали лучший результат в тесте по таблицам Шульте утром, перед уроками, а ученики «совы» были более сконцентрированы во время дневного тестирования. Учащиеся, которые относятся к «голубям» либо показали одинаковые результаты при тестировании утром и днем, либо небольшие отклонения с разницей не более 5 секунд. Следовательно, хронотип влияет на концентрацию внимания в разное время суток.
Подтвердилось, что функциональные возможности и, в частности, концентрация внимания на протяжении суток не одинаковы у людей, относящихся к различным хронотипам. Концентрация внимания учащихся была выше во время пика активности по биоритму.
Такую индивидуальную характеристику как хронотип целесообразно учитывать при организации учебного процесса. Если в классе преобладают учащиеся с утренним хронотипом, давать контрольные и проверочные работы лучше в первой половине дня, а если больше учеников с вечерним хронотипом – днем. Например, в моем классе больше «жаворонков» и «голубей» и всего один учащийся – «сова», следовательно, контрольные и проверочные работы лучше проводить утром. Учащиеся были ознакомлены с полученными результатами. При желании, каждый сможет внести изменения в свой индивидуальный распорядок дня. К примеру, «жаворонкам» лучше делать физические упражнения сразу после пробуждения, когда как «совам» нужно подождать пару часов и только потом приступать к зарядке [4]. Так же, «совам» рекомендуется включать «мягкий будильник» - будильник, который в течение получаса наигрывает легкую мелодию. Такое приспособление способствует более легкому пробуждению [3].
Заключение
Самонаблюдение за биоритмами вполне доступно каждому и
может принести ощутимые положительные результаты, которые
приведут к гармонии с собой и окружающим миром. Важно скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, предупредить рассогласование внутренних биоритмов, нарушение «временного порядка в организме». Наличие этих знаний позволит улучшить учебную деятельность.
Для того чтобы максимально результативно использовать свои внутренние ресурсы, необходимо отслеживать пиковые и критические дни биоритмов. Особенно важны те периоды, когда все три цикла находятся в положительной или отрицательной фазе. В эти моменты происходят важные события в жизни человека, а правильная оценка своих возможностей позволит грамотно воспользоваться своей энергией или избежать больших неприятностей.
Список литературы
1.Электронная библиотека студентов https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=720428
2.Ведехина С. А. Клиническая психология. – 2014. – с. 76-78.
3.Интеллектуальное развитие https://cepia.ru/speedreading/schulte/
4.Кущева Д.В., Взаимосвязь хронотипа и режима дня студента как неотъемлемая часть здорового образа жизни. Кущева Д.В., Степыко Д.Г. Григорьева Т.В., Суджаева Г.И, Фролова В.А, Белоусова Н.В., Баратова К.Б – 2015. – с. 2-3.
5. Лэмберг Л. Ритмы тела. Здоровье человека и его биологические часы. — М.: Вече ACT, 1998 г.
6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В., Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
7. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Академия, 2010
8. Популярная медицинская энциклопедия. Под редакцией академика
Б.В. Петровского. М. 2000 г.
9. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
10. Учебные материалы https://works.doklad.ru/view/qwRJYe1c1z8.html
11. Файловый архив студентов https://studfiles.net/preview/1858137/page:29/
12. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И. Комарова, СИ. Раппорта. - М.: Триада-Х, 2000. - 400 с.
13. Цоскин В.А., Лаврентьева Н.А. Биологические ритмы — М.: Мед. — 1980 г.
Приложение
Приложение 1. Термины и понятия к рисунку 1.
Временной период — важнейшая характеристика биоритма. Это отрезок времени, по истечении которого происходит повторение функции или состояния организма.
Фазы напряжения и расслабления характеризуют усиление и снижение функции в течение суток.
Амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в дневное (амплитуда напряжения) и ночное (амплитуда расслабления) время. Общая амплитуда — разница между максимальной и минимальной выраженностью функции в рамках всего суточного цикла.
Период (Т) - продолжительность одного цикла, то есть длина промежутка времени до первого повтора. Выражается в единицах времени.
Частота- число циклов, завершившихся в единицу времени, - это частота процесса.
Мезор (М) - уровень среднего значения показателей изучаемого процесса (среднее значение полезного сигнала). Позволяет судить о среднесуточной величине показателя, так как позволяет игнорировать случайные отклонения.
Амплитуда (А) - наибольшее отклонение сигнала от мезора (в обе стороны от средней). Характеризует мощность ритма.
Фаза ритма (Φ, φ,∅) - любая часть цикла, мгновенное состояние, момент цикла, когда регистрируется конкретная величина сигнала. При этом обычно длительность цикла принимают за 360° С, или 2π радиан.
Акрофаза- точка времени в периоде, которое соответствует максимуму синусоиды, - когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Имеет большое значение для фармакологической коррекции.
Батифаза- точка времени в периоде, когда отмечается минимальное значение исследуемого параметра.
Приложение 2. Анкета Хорна-Остберга
Для определения утреннего и вечернего типа работоспособности.
Вводная часть
1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно.
2. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы.
3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.
4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос.
5. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.
Вопросы
1. Когда бы вы предпочли вставать в том случае, если бы совершенно были свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались бы при этом исключительно своими личными желаниями?
А) зимой
1) 5-7 – 5 баллов
2) 7-8 - 4 б
3) 11-12 - 2 б
4) 10-11 - 2 б
5) 11-12 - 1 б
Б) летом
1) 4-6 - 5 баллов
2) 6-7 - 4 б
3) 7-10 - 3 б
4) 10-11 - 2 б
5) 11-12 - 1 б
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое личное время сами?
А) зимой
1) 20-21 - 5 баллов
2) 21-21.30 - 4 б
3) 21.30-24.00 - 3 б
4) 24-2 - 2 б
5) 2-3 - 3 б
Б) летом
1) 21-22 -5 баллов
2) 22-22.30 - 4 б
3)22.30-1.00 - 3 б
4)1-3 - 2 б
5)3-4 - 1 б
3. Вы нуждаетесь в будильнике по утрам. Если вам нужно вставать в точно определенное время?
1) Совершенно нет потребности - 4 балла
2) В отдельных случаях есть потребность - 3 б
3) Потребность в будильнике довольно сильная - 2 б
4) Будильник мне абсолютно необходим - 1 б
4. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки начало ночи (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
1) Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать - 4 балла
2) Некоторая польза была бы - 3 б
3) Работа была бы достаточно эффективная - 2 б
4) Работа была бы высокоэффективной - 1 б
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
1) очень трудно - 1 балл
2) Довольно трудно - 2 б
3) Довольно легко - 3 б
4) Очень легко - 4 б
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
1) Очень большая сонливость - 1 балл
2) Есть небольшая сонливость - 2 б
3) Довольно ясная голова - 3 б
4) Полная ясность мыслей - 4 б
7. Каков ваш аппетит первые полчаса после подъема?
1) Совершенно нет аппетита -1 балл
2) Аппетит снижен - 2 б
3) Довольно хороший аппетит - 3 б
4) Очень хороший аппетит - 4 б
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной будет ваша работа в это время?
1) Абсолютно бесполезной, я совершенно не мог бы работать -1 балл
2) Некоторая польза была бы - 2 б
3) Работа была бы достаточно эффективной - 3 б
4) Работа, была бы высокоэффективной - 4 б
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после утреннего подъема?
1) Очень большая вялость - 1 балл
2) Некоторая вялость - 2 б
3) Известная бодрость - 3 б
4) Полная бодрость – 4 б
10. Если ваш следующий день свободен от учебы, то когда вы ляжете спать по сравнению с обычным временем отхода ко сну?
1) Не позже чем обычно - 4 балла
2) Менее чем на один час позже – 3 б
3) На 1-2 часа позже - 2 б
4) Более чем на 2 часа позже - 1 б
11. Легко эти вам засыпать в обычных условиях?
1) Очень трудно - 1 балл
2) Довольно трудно - 2 б
3) Довольно легко - 3 б
4) Очень легко - 4 б
12. Вы решили укрепить здоровье с помощью физической тренировки. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю. Наилучшее время для вашего друга-утро с 7 до 8 часов. Будет ли данный период времени наилучшим для вас?
1) В это время я бы находился в хорошей форме – 4 балла
2) Я был бы в довольно хорошем состоянии - 3 б
3) Мне бы это было трудно - 2 б
4) Мне было бы очень трудно -1 б
13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
1) 20-21 – 5 баллов
2) 21-22 - 4 б
3) 22-1 -3 б
4) 1-2 - 2 б
5) 2-3 -1 б
14. Во время выполнения двух часовой умственной работы, вы хотели бы находиться на вершине своей работоспособности. Какой из предложенных вариантов вы бы выбрали для выполнения этой работы?
1) 8-10 - 6 баллов
2) 11-13 - 4 б
3) 15-17 - 2 б
4) 19-21 - 0 б
15. Как велика ваша усталость в 23 часа?
1) Я очень устаю к этому времени - 5 баллов
2) Я заметно устаю к этому времени - 3 б
3) Я слегка устаю к этому времени - 2 б
4) Я совершенно не устаю к этому времени - 0 б
16. По какой-то причине вы решили лечь спать на несколько часов позже обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из вариантов будет вашим?
1) Я проснусь в обычное время и больше не засну - 4 балла
2) Я проснусь в обычное время и буду дремать - 3 б
3) Я проснусь в обычное время и снова засну - 2 б
4) Я проснусь позже, чем обычно - 1 б
17. Вы должны работать (дежурить) ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у вас свободен. Какой из вариантов вас устраивает?
1) Спать буду только после ночного дежурства -1 балл
2) Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать -2 б
3) Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после еще подремлю -3 б
4) Я полностью высплюсь перед дежурством – 1 б
18. Вы должны в течение двух часов выполнять физическую работу. Какой из вариантов вы выберете для этого, чтобы достигнуть положительного результата?
1) 8-10 - 4 балла
2) 11-13 - 3 б
3) 15-17 - 2 б
4) 19-21 - 1 б
19. Вы решили проводить тяжелую физическую тренировку. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу. Лучшее время для вашего друга 20 часов. Насколько благоприятным, суда по самочувствию было бы для вас время?
1) да, я был бы в хорошей форме - 1 балл
2) Пожалуй, я был бы в приемлемой форме - 2 б
3) Немного поздновато, я был бы в плохой форме - 3 б
4) Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться - 4 б
20. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?
1) 5-7 - 5 баллов
2) 7-8 – 4 б
3) 8-10 - 3 б
4) 10-11 - 2 б
5) 11-12 - 1 б
21. Представьте, что вы свободно можете выбирать свое рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день и ваша работа интересна, и удовлетворяет вас. Выберете 5 непрерывных рабочих часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
1) 24-5 - 1 балл
2) 5-10 - 5 б
3) 10-15 - 3 б
4) 15-20 - 2 б
5) 20-24 - 1 б
22. В какое время суток вы полностью достигаете вершины своей работоспособности?
1) 24-5 - 1 балл
2) 5-8 - 5 б
3) 8-9 - 4 б
4) 9-14 - 3 б
5) 14-17 – 2 б
6) 17-24 - 1 б
23. Иногда приходится слышать о людях «утреннего» и «вечернего» типов. К какому из этих типов вы себя отнесите?
1) К утреннему - 6 баллов
2) Скорее к утреннему, чем к вечернему - 4 б
3) Скорее к вечернему, чем к утреннему - 2 б
4) Четко к вечернему – 0 б
Приложение 3. Пример таблицы Шульте
1 Приложение 1.Термины и понятия к рисунку 1.
2 Приложение 2. Анкета Хорна-Остберга
3Приложение 3. Таблица Шульте