Исследование серой горной кавказской породы пчел

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование серой горной кавказской породы пчел

Удодова В.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеподкумская средняя общеобразовательная школа №24
Муратиди Ж.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеподкумская средняя общеобразовательная школа №24
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цели.

Пополнить знания о пчелах.

Исследовать жизнедеятельность пчел.

Определить качество меда на нашей пасеке.

Задачи.

Провести наблюдение за жизнью пчелиной семьи.

Собрать информацию. Изучить познавательную и справочную литературу о пчелах.

Провести наблюдения на пасеке.

Сравнить качество падевого и цветочного меда

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Порода пчел на нашей пасеке - серая горная кавказская. Пчелы этой породы издавна обитают в горных районах Кавказа и Закавказья.

Цвет хитина рабочих пчел однородный, серый. Рабочие пчелы имеют самый длинный среди других пород пчел хоботок — до 7,2 мм. Масса однодневной рабочей пчелы - 90 мг, неплодной матки – 180 мг, плодной — 200 мг.

Пчелы этой породы исключительно миролюбивы, при осмотре гнезд спокойно работают на сотах. Гнезда от пчел-воровок защищают хорошо. Характерная особенность этих пчел - более ранний вылет из улья и позднее возвращение в гнездо вечером. Они могут делать облеты весной и осенью при более низкой температуре, хорошо приспособлены к летным ночевкам на цветках в поле. Эти пчелы энергично летают в туман и во время мелкого дождя.

Серые горные кавказские мед запечатывают темной, «мокрой» печаткой. Склонны к пчелиному воровству. Предприимчивы в отыскании новых источников медосбора, легко переключаются с одного вида медоносов на другой. Даже при относительно слабом медосборе эти пчелы собирают значительные запасы меда. Этому в определенной мере способствует характерное поведение рабочих пчел, заключающегося в ограничении яйцекладки матки и полном переключении на сбор меда. Видовой состав используемых медоносов значительно шире, чем у среднерусских пчел.

Являются хорошими опылителями бобовых культур, в частности клевера. Поэтому ежегодно мы высаживаем на наш участок бобовые растения и клевер.
При наступлении медосбора пчелы складывают мед вначале в ячейки, освобождающиеся от расплода, и только после заполнения медом гнездовых рамок переходят во второй корпус или магазинную надставку.

Приносят много прополиса и на зиму заделывают им все щели в улье и уменьшают леток. По воскопродуктивности уступают итальянским и среднерусским. Сильно выражена склонность к тихой смене и сожительству маток.

Пчелиный дом

В старину ульи назывались «бортни».

У каждой пчелиной семьи есть свой отдельный домик — улей. В нем примерно проживает от 20 до 60 и более тысяч пчёл. Наибольшее число их бывает летом, перед наступлением главного медосбора, а наименьшее — в начале весны, после зимовки.

Истории известны тысячи вариантов рамочных ульев. Не случайно говорят: сколько пчеловодов, столько и ульев. Мои домики для пчёл я раскрасила в разные цвета и, думаю, что они пришлись им по вкусу. Пчёлы хорошо различают такие цвета, как белый, светло-желтый, светло-голубой. Но каким бы цветом не был улей, а крышу красят только в белый цвет, что бы гнездо пчёл не перегревалось на солнце. Температура должна быть 34-35 градусов, влажность - 76-88 %.

Все ульи мой дедушка делает сам. Хоть это и трудоёмкая работа, но в домик, сделанный своими руками, жители несут свой урожай охотней. Внутри пчелиного домика рядами расположены соты. Соты, построенные пчелами на месте искусственной вощины, укреплённой в рамке проволоками, значительно прочнее, а это очень важно при откачке мёда.

Также дедушка объяснил мне основные правила содержания пчел:

пасеку нужно огородить, вокруг высадить кустарники и деревья, участок перепахивать ежегодно, высаживая растения, дающие нектар;

для расположения пасеки выбирают сухое и безветренное место;

для окраски пчелиных ульев предпочтительны белый, голубой и желтый цвета, поэтому мы окрашиваем улья в эти цвета. Крепят ульи на специальные колышки;

на участке обязательным строением является пасечный домик. Сооружение включает в себя умывальник и другой подобный инвентарь, аптечку, туалетные принадлежности, а также необходимую экипировку;

на участке должны быть установлены специальные поилки для пчел.

Самая главная пчела в улье — матка. Это единственная развитая самка. Её масса в 2,5-3 раза превышает массу рабочей пчелы. Она выделяется более яркой окраской и удлиненным брюшком. В весенне-летнее время матка откладывает в сутки от 1,5 до 3тысяч яиц. При такой работе она усиленно питается. Её постоянно сопровождает «свита» пчёл. Примерно через каждые полчаса матка прерывает работу, чтобы получить от пчёл высокопитательный продукт — маточное молочко. Живут они до 5 лет и более.

Главные медоносы — рабочие пчёлы — это недоразвитые женские особи. Все рабочие пчёлы в семье — сёстры, произошедшие от одной матки. Пчелиные матки, отложив яйца, больше не заботятся о своём потомстве. Развивающихся из яиц личинок выращивают уже рабочие пчёлы.

Они составляют основную массу улья. Рабочая пчела не имеет своих потребностей, работает исключительно на благо всего семейства. Трудовую карьеру начинает с уборки, либо присмотра за личинками, ухаживая за новыми выводками. На десятый день она может перейти к другой обязанности — строить соты из пчелиного воска, а еще через 6 дней — участвовать в приготовлении меда. Вершины карьерной лестницы рабочая пчела достигает на 20 день, она может приносить основные компоненты для изготовления меда.

Кроме сбора корма, пчелы выполняют всю работу по улью: охраняют гнездо, изгоняют трутней, поддерживают нужную температуру и влажность в доме. На развитие пчёл нужен 21 день. С самого момента рождения пчела медоносная трудится, не отдыхая. Сколько же живет пчела медоносная? Ее совсем непродолжительная жизнь напрямую зависит от того, в какое время года она родилась. Медоносы, рожденные в марте-июне, проживают чуть более месяца, в июле-августе всего лишь до 28 дней. Долгожителями являются пчелы, выведенные в зимние месяцы года, они могут жить до 100 дней. Жизнь пчёл в период их активной деятельности по сбору нектара и пыльцы коротка, в среднем 45-50 дней.

Трутни-самцыкрупнее и толще рабочих пчёл. У трутня большая округлая голова со сложными глазами. Трутень, как и матка не может добывать себе пищу. Единственное их назначение — это потомство. Установлено, что на развитие одного трутня корма тратится в 3 раза больше, чем на одну пчелу. С наступлением осени пчёлы прекращают кормить трутней, а затем изгоняют их из ульев, так они и погибают.

Роение — естественное размножение пчелиной семьи путём деления её надвое.

Когда пчёлы кормят матку, та выделяет «маточное вещество». Оно передаётся пчёлам, и пока оно есть, они живут спокойно. Когда семья разрастается, этого вещества начинает не хватать на всех пчёл, и они приступают к роению.

Маточное молочко вырабатывается молодыми пчелами-кормилицами в глоточных и верхнечелюстных железах и служит для кормления личинок, развивающихся в сотовых ячейках из яиц, отложенных пчелиной маткой. Оно представляет собой желтоватую сметанообразную массу со специфическим запахом и острым кисловатым вкусом. Маточное молочко вырабатывают молодые пчелы до 15-дневного возраста. В этот период они интенсивно поедают пергу, богатую протеинами, липидами и другими биологически активными веществами. От такого корма головные железы пчелы сильно развиваются и вырабатывают молочко, которое стекает в ротовой хоботок. Как только в ячейках сотов появляются личинки, пчела из хоботка скармливает им молочко небольшими порциями. Кроме этого, пчелы-кормилицы наполняют молочком маточники - ячейки, в которых будут выращиваться пчелиные матки. В таких ячейках, после появления в них личинок, накапливается 300-400 мг молочка. Технология промышленного получения маточного молочка заключается в создании условий, при которых в улье образуется большое количество таких маточников.

Мои наблюдения

Мы взяли два стеклышка с медом. Одно положили прямо на землю, а под другое стеклышко мы положили кусок голубой бумаги. Сначала пчелы летали мимо и не замечали меда. Вдруг на стекло с голубой бумагой села пчела и стала есть мед. Мы быстро пометили ее краской. Через некоторое время эта пчела прилетела снова, а потом на это же стеклышко с голубой бумажкой прилетела еще одна пчела без отметки. Мы и ее пометили краской. Через два часа на стекле с голубой бумагой летало пять пчел, а на стеклышке без бумаги пчелы не обращали никакого внимания.

Вывод: цветы красивые не только для красоты. Растения, которые опыляются насекомыми, имеют большие, яркие цветы. Они нужны для того, чтобы насекомые быстрее находили их и помогали опылению.

Я взяла два кусочка бумаги: красную и синюю. Налила на них мед и посадила пчелу на синюю бумагу. На красную бумагу пчелу не сажала. Пчела стала прилетать и носить в улей мед с синей бумаги. Каждый раз она прилетала и садилась только на синюю бумагу, хотя красная лежала рядом, и на ней тоже был мед. Мы поменяли местами обе бумажки. Пчела прилетела, увидела, что вместо синей бумаги лежит красная, и не стала на нее садиться. Она покружилась, увидела синюю бумажку и села на нее.

Тогда мы отнесли синюю бумажку немного подальше, но пчела все-таки отыскала ее. Мы делали опыты с разными цветными бумажками и заметили, что пчела всегда летит на тот цвет, на котором нашла мед.

Вывод: пчелы не только различают цвета, но даже запоминают тот цвет, на котором нашли мед.

Наблюдая за пчелами, я заметила, что одни пчелы летают от улья к поилке, другие от поилки к улью. Я спросила у дедушки: «Почему пчелы, напившись воды, не летят за медом, а тут же возвращаются в улей?»

Мы пометили краской пчел, которые прилетали пить воду. Меченые пчелы улетали в улей, а из улья вылетали новые пчелы и летели к поилке. Скоро мы увидели, что к поилке летают одни только меченые пчелы.

Вывод: наблюдая за пчелами, я поняла, что эти пчелы носят воду в улей. В жаркую погоду часть пчел всегда носит в улей воду для тех пчел, которые заняты работой. У пчел есть разделение труда. Молодые пчелы, которые еще не научились разыскивать цветы, работают в улье: строят соты, следят за чистотой, проветривают помещение, кормят детву, а старые пчелы летают за медом, носят в улей воду, когда жарко.

Сравнение качеств цветочного и падевого меда

Чтобы отличить падевый мед от цветочного или определить примеси падевого меда в цветов том, используются качественные реакции и методы.

Сущность качественных проб заключается в том, что падевые вещества (в основном декстрины) выпадают в осадок в результате действия некоторых реагентов.

Мы взяли пробку и налили туда 1 мл водного раствора (1:1) меда, добавив туда 10 мл 96%-ного этилового спирта, который взяли в школьном мед.кабинете. Затем взболтали и увидели, что мед слабо помутнел, не окрасившись в молочно-белый цвет.
(Приложение, таблица 1)

Вывод: наш мед с пасеки не покуткел и не дал хлопьевидный осадок. А значит, это цветочный мед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итог своего исследования, я делаю вывод, что медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Сказочный гармоничный мир этих насекомых на протяжении тысячелетий не перестает удивлять тех, кто хоть как-то прикоснулся к их жизни. Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Человек, начав использовать продукты пчеловодства, обратил внимание и на целебные свойства меда, прополиса и пчелиного яда. Пчелы даруют людям здоровье и долголетие.

Много интересного и поучительного я узнала, пока готовила этот проект. Это оказалось интересным и увлекательным занятием.

Я буду и дальше продолжать вести наблюдения за пчелами на пасеке, помогая своему дедушке.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Бондарева О. «Настольная книга пчеловода».

Короткова О. «Что есть что. Пчёлы, шмели, осы».

Николаевский В. «Справочник по пчеловодству».

Орлов В. «Самоучитель пчеловода».

Опыт моего дедушки.

Смирнов В. «Энциклопедия пчеловода».

www.моя-пасека.рф › Пчеловодство

http://www.pchelandiya.net/matochnoe-molochko/10-chto-zhe-takoe-matochnoe-molochko-.html

http://mirmeda.biz/biblioteka-pasechnika/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнение качеств цветочного и падевого меда

Таблица 1

Просмотров работы: 64