Введение
Эмоции — это огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. «Эмоции, - утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, - возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей» [1].
Особую обеспокоенность педагогов-психологов в начале 21 века вызывает процесс формирования стрессовых состояний учащихся в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического и эмоционального здоровья учащихся.
В настоящее время увеличилось число подверженных психологическому и эмоциональному стрессу детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и это снижает успешность их обучения в школе
В рамках изучения особенностей эмоционального состояния как одного из факторов, влияющего на успешность обучения в школе, наиболее интересными для нас оказалась возрастная категория старшеклассников. В старшем школьном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, в сочувствии, в установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития. Учащиеся данного возраста подвергаются постоянному стрессу при подготовке и во время сдачи государственной итоговой аттестации. Наблюдается отсутствие способности правильно выражать и контролировать свои эмоции, понимать эмоции собеседника.
Выборку исследования составили 30 старшеклассников - учащиеся 11-х классов МОБУ СОШ №2 п. Саракташ.
Переживание в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия». Каждое из понятий указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, неприспособленности, которые сказываются на успешности обучения в школе.
К числу наиболее распространенных причин можно отнести экзаменационный стресс или «стресс получения отметки». При организации процедуры опроса, экзамена, тестирования у учащегося возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями, что влияет на успешность обучения.
Цель: изучить состояние эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста как фактора успешности при обучении в школе. Разработать рекомендаций с целью повышения уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
Изучить научно-популярную литературу по теме: эмоции, эмоциональный интеллект, фактор успешности;
На основе теоретического материала выявить факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта;
Провести опрос среди учащихся старшего школьного возраста МОБУ СОШ №2 с целью определения факторов, влияющих на успешность при обучении в школе;
Провести опрос среди учащихся старшего школьного возраста МОБУ СОШ №2 с целью выявления уровня эмоционального интеллекта;
Интервьюировать педагога-психолога о состоянии эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста;
Установить зависимость между состоянием эмоционального интеллекта и успешностью при обучении в школе;
На основании полученных результатов разработать рекомендации для развития эмоционального интеллекта;
Объект исследования – эмоциональный интеллект учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования – зависимость между состоянием эмоционального интеллекта и успешностью при обучении в школе.
Сроки исследования: сентябрь - январь 2018-2019 года.
Методы исследования:
1.Теоретическая часть:
анализ литературы по теме исследования;
сбор информации;
2. Практическая часть, собственное исследование:
интервьюирование педагога-психолога;
опрос;
анализ полученных данных;
выводы;
рекомендации учащимся старшего возраста.
Теоретическая часть
Понятие эмоции, их влияние на человека
Эмоции - физиологические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения[2].
Эмоции обусловливают творческий и поисковый характер умственной деятельности («фермент творчества»). Они помогают в усвоении информации (система эмоциональной памяти), а также способствуют воспитанию волевых качеств, надежное средство общения людей (коммуникативная функция).Кроме этого эмоции имеют защитное значение - средство быстрой оценки повреждающих факторов, положительные эмоции повышают жизненный тонус, настроение, увеличивают работоспособность, интерес к жизни, способствуют приспособлению организма к меняющимся условиям среды[3].
Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые называются «висцеральным мозгом» гипоталамус, передние ядра таламуса, перегородку, свод мозга, мамиллярные тела, миндалевидное ядро, венечную борозду, гиппокамп, грушевидную долю. Все эти образования входят в состав лимбической системы мозга (systema limbicum, - совокупность структур головного мозга, обеспечивающих интегративную функцию внутренних органов и специализированных органов чувств, формирующих эмоциональную окраску поведенческих реакций и настроение) [4].
“Гипоталамус, ядро передней части поясной извилины, поясная извилина, гиппокамп и его соединения представляют собой слаженный механизм, который отвечает за центральные эмоциональные функции, а также принимает участие в выражении эмоций”. Джеймс Пейпец, 1937[5].
Джеймс Пейпец (James Papez) (1883-1958) - врач-невропатолог, доктор медицины создал и научно подтвердил оригинальную теорию "циркуляции эмоционального возбуждения" в структурах мозга. Он показал, что структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, мамиллярные тела, поясная извилина и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют «эмоциональные процессы» [6].(Приложение 1)
Этот круг активируется сигналами, поступающими из коры в гипоталамус. Если эмоциональное возбуждение выше, тем качественнее человек выполняет свою работу, то эффективность действий возрастает. Постепенно эмоциональное возбуждение доходит до своего пика, который также известен как оптимальное эмоциональное состояние. Если эмоциональное возбуждение продолжает расти, то эффективность выполнения работы снижается. Это подтверждается законом Йеркса-Додсона: существует оптимальный эмоционально-мотивационный уровень, к которому необходимо стремиться.
Если эмоции превосходят эту планку, то у человека пропадает желание обучаться, он заинтересован только в результате. Появляется страх не получить этот результат. Слишком сильные эмоции становятся врагом, они влияют на появление деятельности другого рода, концентрируют внимание не на том, что нужно в данный момент[7].
Понятие эмоциональный интеллект, описание модели эмоционального интеллекта. Этапы развития эмоционального интеллекта
Важно владеть эмоциями для достижения высокого результата в своей образовательной, трудовой и творческой деятельности. Эмоциональный интеллект по определению Дж. Мейера, Д. Карузо — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[9].
Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое время. Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.
Эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, следовательно, находить нужных и эффективно взаимодействовать с ними[10].
Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности[11]. Когда эмоции — не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели.
Модель эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана состоит из четырех компонентов:
1.Самопознание (мы способны идентифицировать свои эмоции и не путаем гнев с раздражением)
2.Саморегуляция (мы умеем контролировать чувства и сдерживать импульсы)
3.Социальные навыки (мы выстраиваем наши отношения с людьми, подталкивая к нужным эмоциям)
4.Эмпатия (мы учитываем чувства других людей для принятия решений, а также способны сопереживать им) [12].
Структуру эмоционального интеллекта можно представить следующим образом:
1. Осознанная регуляция эмоций
2. Понимание (осмысление) эмоций
3. Различение (распознавание) и выражение эмоций
4.Использование эмоций в мыслительной активности
Дж. Мейер - практикующий психолог, автор книг, научных статей по психологии, медицине - придерживается позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Оппоненты, в частности, Д. Гоулман - американский психолог, научный журналист считает, что эмоциональный интеллект можно развивать[13].
Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни, позволяющие увеличивать фактор успешности человека[14]. Чем раньше человек научится контролировать свои эмоции, читать эмоции собеседника, влиять на эмоциональное состояние человека, тем успешнее он может стать, потому что он сможет держать эмоциональное состояние под контролем. Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребенку нужно пройти через пять этапов образовательного процесса:
осознанность (я чувствую);
мотивация (я хочу);
самооценка (я могу);
интеллект (я знаю);
самореализация (я делаю);
Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Негативные эмоции тоже необходимы ребенку. Анализируя положительные и негативные эмоции человек способен развить свой эмоциональный интеллект[15].
Факторы, влияющие на успешность обучения в школе
В книге доктора психологических наук, академика и член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук, специалиста по проблемам социальной психологии и психологии личности, профессора кафедры общей и практической психологии МГГУ им. Шолохова, Р С Немова «Психология» определены факторы, влияющие на успешность ребенка в школе:
Доверие между родителями и детьми
Развитие познавательного интереса
Формирование самооценки
Развитие самостоятельности
Развитие эмоционально интеллекта
Эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность и качество образования школьников, так как эмоциональный интеллект позволяет повысить самостоятельность и уверенность в себе, позволяет ответственно поступать в ситуации выбора, проводить эффективную коммуникацию в социуме, спокойно реагировать на критическую или конфликтную ситуацию, справляться со своими эмоциями при стрессе [16].
Развитие эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста как фактор успешности при обучении в школе
Установлено, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Главное, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.
Необходимо отметить способности эмоционального интеллекта:
умение контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способность сознательно влиять на свои эмоции;
умение определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Возможны три этапа развития эмоционального интеллекта.
Первый — это познание самого себя. Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — это умение управлять своими чувствами и эмоциями. Третьим этапом развития эмоционального интеллекта может стать шаг к освоению следующих навыков:
1. Активно слушать. Умение слушать — это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, время от времени кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом, — они полностью участвуют в том, что было сказано.
2. Слушать глазами. Второй навык — восприятие жестов — в общем-то тоже относится к умению слушать. Но он еще помогает доносить собственные мысли.
3. Адаптироваться к эмоциям. У каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает к действиям.
Эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое время.
Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей [17].
Таким образом, все способности эмоционального интеллекта как ничто другое может повлиять на успешность при обучении в школе.
Установлена взаимосвязь между эмоциями, эмоциональным интеллектом, факторами успешности при обучении в школе. Контролируемые эмоции лежат в основе эмоционального интеллекта учащихся и способствуют успешности при обучении в школе.
Практическая часть
2.1 Интервьюирование педагога-психолога
По мнению педагога-психолога МОБУ «Саракташская СОШ №3» Удовиченко Д. Ю.
«…Одним из важных факторов, влияющим на успешность обучения является саморегуляция своего эмоционального состояния. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не только определять эмоции, но и главное – контролировать их. Это очень важно при обучении, так как является одним из факторов успешности. В формировании эмоционального интеллекта огромное влияние оказывает способность человека к самоанализу и к анализу других людей.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект успокоения – устранение эмоциональной напряженности;
эффект восстановления – ослабление проявлений утомления;
эффект активизации – повышение психофизиологической реактивности…» (Приложение 2).
2.2 Анализ состояния эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста
В основе исследования состояния эмоционального интеллекта взята российская психодиагностическая методика Люсина Дмитрия Владимировича, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам:
способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект);
способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект);
способность к пониманию своих и чужих эмоций;
способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Выборку исследования составили 30 учащиеся 11-х классов МОБУ СОШ№2 п. Саракташ.
В результате опроса выяснилось следующее: высокий эмоциональный интеллект наблюдается у 16% опрошенных учащихся. По результатам опроса выяснилось, что учащиеся данной группы находятся в полной гармонии с окружающим миром. Они имеют индивидуально выработанную систему ценностей, фактически не наносящую вреда окружающим, имеются навыки изменения мнений, если они оказываются ошибочными, и признания своих ошибок, противостояние стрессам, наличие стремления развиваться и помогать в этом окружающим, отсутствие боязни брать ответственность за свой коллектив на себя, честность перед людьми. У данной группы учащихся высокая успеваемость.
23% учащихся имеют положительную оценку собственного положения в обществе, высокую самооценку и уровень самоконтроля в плане эмоционального состояния, простоту общения с людьми без приложения волевых усилий, способность определиться с отношением и чувствами к тому или иному обстоятельству. У данной группы средняя успеваемость.
Очень низкий уровень эмоционального интеллекта наблюдается у 26 % учащихся. Это говорит о том, что данная группа учащихся не способна четко понимать, какую эмоцию он испытывает в той или иной момент, может путать эмоции между собой, с трудностями справляется со своим эмоциональным состоянием в критических стрессовых ситуациях, плохо замечает изменения своего состояния. Важно отметить, что отсутствие этих способностей может повлиять на успешность обучения, так как данная группа учащихся может не справиться со своим эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации (Приложение 3). 70% учащихся имеют удовлетворительную успеваемость.
Таким образом, высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 16%(из них 3% очень высокий, 13% высокий), средним уровнем обладают 23% учащихся, а 23% и 26% низким и очень низким соответственно. Это говорит о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта преобладает (Приложение 4).
2.3. Анализ опроса учащихся старшего школьного возраста по теме «Факторы, влияющие на успешность при обучении в школе»
Для того чтобы выяснить значимость факторов, влияющих на успешность обучения в школе, нами был проведен опрос среди учащихся старших классов. Выборку исследования составила та же группа учащихся 11-х классов МОБУ СОШ№2 п. Саракташ, которые участвовали в определении эмоционального интеллекта.
В результате опроса выяснилось, что на первом месте у 35% учащихся находится распределение своего времени, у 23% доверительные отношения между родителями и детьми. Этот фактор может быть реализован тогда, когда старшеклассник правильно читает эмоции собеседника (родителя, учителя), выражает свои эмоции и чувства, контролирует их. Если учащийся не получает в достаточной мере одобрения и поддержки, он начинает испытывать эмоциональный стресс. 10% опрошенных считают для себя важным фактором отсутствие страха, использование эмоций в мыслительной деятельности.
Второе место по важности у 33% опрошенных занимает фактор развития самостоятельности, у 17% отсутствие страха. Учащиеся, которые посчитали для себя важным фактором, влияющим на обучение, выделили осознание эмоций 22%. Это говорит о том, что опрошенные осознают, что большое значение в стрессовых ситуациях имеют эмоции, самоконтроль и регуляция эмоций.
Всего 5% опрошенных выделяют фактор использования эмоций в мыслительной деятельности. Большая часть опрошенных (17%учащихся указали на развитие самостоятельности). (Приложение 5).
95% учащихсяне осознают роли влияния эмоционального интеллекта как фактора способствующего успешному обучению в школе.
Таким образом учащиеся не осведомлены о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и факторами успешностями при обучении в школе.
2.4. Определение взаимосвязи между состоянием эмоционального интеллекта у учащихся старшего школьного возраста и факторами, влияющими на успешность обучения в школе
Умение слушать и слышать гораздо важнее умения использовать собственные знания, а умение задавать правильные вопросы гораздо важнее умения давать прямые и четкие инструкции.
В результате проведенных опросов выяснилось, что у учащихся с низким и средним уровнем эмоционального интеллекта факторы, влияющие на успешность обучения, являются следующие: распределение своего времени, отношение учителя к ученику. Эта группа не придает внимания важности развития эмоционального интеллекта.
Стоит отметить, что у учащихся с высоким уровнем эмоционального интеллекта на первом месте в рейтинге стоят следующие факторы: формирование самооценки, отсутствие страха, использование эмоций в мыслительной деятельности.
Группа учащихся с высоким уровнем эмоциональным интеллектом понимают, что эмоции играют важную роль при обучении в школе.
На основе полученных данных мы сделали вывод: эмоциональный интеллект существенно влияет на успешность обучения. Однако, 95% учащихсяне осознают роли влияния эмоционального интеллекта как фактора способствующего успешному обучению в школе. Всем участникам образовательного процесса следует понять важность формирования эмоционального интеллекта.
Нами разработаны рекомендации, которые позволят сформировать представление у учащихся о важности использования эмоций в мыслительной деятельности, осознанной регуляции эмоций, а также помогут повысить уровень эмоционального интеллекта, так как высокий уровень эмоционального интеллекта часто становится ведущим фактором успешности (Приложение 6).
Заключение
Изучены диагностики определения уровня эмоционального интеллекта, способы повышения эмоционального интеллекта.
В результате проведенных исследований было изучено состояние эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста как фактора успешности при обучении в школе.
По результатам проведенных опросов пришли к выводу, что высокий уровень эмоционального интеллекта у 16% учащихся из них 100% поставивших на 1 место как фактор успешности эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект является определяющим фактором комфортной среды при обучении в школе.
Разработаны рекомендации для учащихся старшего школьного возраста с целью повышения уровня эмоционального интеллекта.
Разработан буклет для детей старшего школьного возраста (Приложение 7)
В перспективе совместно с педагогом-психологом запланировано в 2019 году:
1. Познакомить учащихся старшего возраста с понятием «эмоции», «эмоциональный интеллект», «фактор успешности»;
2. Запланировано провести серию тренингов, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта среди учащихся старших классов.
Список литературы
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса / Психол. журнал. 2006. — 94 – 105 с.
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1. «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению / Психол. журнал. 2006. — 122-133 с.
Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Проблемы и ресурсы преодоления стресса / Психол. журнал. 2006. — 122-133 с.
Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. – Минск: “Попурри”, 2004. – 208 с.
Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. Т.13. 1992. – 80-89 с.
Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психол. журнал. 1998. — 49 - 60 с.
Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей [Электронный ресурс]. URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/8LN4K0sxfp.pdf
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2000. — 108 с.
К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-istorii-izucheniya-emotsionalnogo-intellekta
Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать [Электронный ресурс]. URL: https://psychologist.tips/3049-kak-razvit-emotsionalnyj-intellekt-zachem-ego razvivat.html?utm_source=elaminaria&utm_campaign=psy-sidebar-2&utm_term=3081&utm_content=1&utm_medium=img
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП”, 2003. – 272 с.
Понятие «интеллект» и его свойства [Электронный ресурс]. URL: https://brainapps.ru/blog/2016/02/vidy-intellekta/
Понятия: Разум, Ум, Интеллект, Эрудиция, Талант, Образованность, Интеллигентность [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@trendsetter/%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5-%D0%B8-%D0%B4%D1%80-3b64d5963b93
Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности /Психол. журнал. 2005. — 35-44 с.
Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. – М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. – 174 с.
Тест на эмоциональный интеллект Д.Гоулмана [Электронный ресурс]. URL: https://onedio.ru/news/test-na-emocionalnyj-intellekt-goulmana-22607
Тест на эмоциональный интеллект Н.Холла [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/21-emotsionalnyj-intellekt-eq
Улыбина, Ю. Н. Как контролировать свои эмоции / Ю. Н. Улыбина. — М.: Издательство «Весь год», 2008. — 232 с.
Фирсова Т. А., Захарова Е. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Молодой ученый. — 2014. — 829-831 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.
Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики [Электронный ресурс]. URL: https://psychologist.tips/3081-emotsionalnyj-intellekt-chto-takoe-ego-urovni-testy-diagnostiki.html?utm_source=elaminaria&utm_campaign=related-independend&utm_term=1310&utm_content=1&utm_medium=text
Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/book/11730/readpart-emotsionalnyj-intellekt-deniel-goulman/~4
Приложения
Приложение 1.
Теория "циркуляции эмоционального возбуждения" в структурах мозга
Приложение 2.
Интервью с педагогом-психологом МОБУ «Саракташская СОШ №3» Удовиченко Денисом Юрьевичем
Вопрос: Насколько актуальна проблема изучения эмоционального интеллекта при обучении в школе?
Ответ: В школе современному ученику очень важно контролировать свои эмоции и знать, когда и что ему нужно, как раз за это отвечает эмоциональный интеллект. Развитый эмоциональный интеллект позволяет не только определять эмоции, но и главное - контролировать ими. Это очень важно для саморегуляции.
Вопрос: Какие факторы влияют на формирование эмоционального интеллекта?
Ответ: Эмоциональный интеллект – широкое пространство для развития человека. Как мы уже говорили, есть 4 направления для развития эмоционального интеллекта:
осознание собственных эмоций и состояний
управление собственными эмоциями и состояниями
социальная восприимчивость: осознание эмоций собеседников
управление эмоциями собеседников.
В формировании эмоционального интеллекта огромное влияние оказывает способность человека к самоанализу и к анализу других людей.
Вопрос: Какие факторы влияют на успешность обучения в школе?
Ответ: Если рассматривать в контексте эмоциональный интеллект, то, конечно, огромную роль для успешности обучения в школе влияет саморегуляция.
Саморегуляция — это произвольное управление своим собственным психическим состоянием, основанное на способности человека осознавать процесс реализации действий и согласованности внутренних психических актов и состояний. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)
Приложение 3.
Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин)
Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по четырем шкалам:
способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (межличностный эмоциональный интеллект)
способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (внутриличностный эмоциональный интеллект)
способность к пониманию своих и чужих эмоций
способность к управлению своими и чужими эмоциями.
|
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Полностью согласен |
1. |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть |
||||
2. |
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения |
||||
3. |
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица |
||||
4. |
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроении |
||||
5. |
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника |
||||
6. |
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю |
||||
7. |
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди |
||||
8. |
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться |
||||
9. |
Я умею улучшить настроение окружающих |
||||
10. |
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую |
||||
11. |
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов |
||||
12. |
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки |
||||
13. |
Я легко понимаю мимику и жесты других людей |
||||
14. |
Когда я злюсь, я знаю, почему |
||||
15. |
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации |
||||
16. |
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком |
||||
17. |
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии |
||||
18. |
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим |
||||
19. |
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть |
||||
20. |
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние |
||||
21. |
Я контролирую выражение чувств на своем лице |
||||
22. |
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство |
||||
23. |
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций |
||||
24. |
Если надо, я могу разозлить человека |
||||
25. |
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние |
||||
26. |
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю |
||||
27. |
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это |
||||
28. |
Я знаю как успокоиться, если я разозлился |
||||
29. |
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса |
||||
30. |
Я не умею управлять эмоциями других людей |
||||
31. |
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда |
||||
32. |
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые |
||||
33. |
Мне трудно справляться с плохим настроением |
||||
34. |
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает |
||||
35. |
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям |
||||
36. |
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями |
||||
37. |
Я умею контролировать свои эмоции |
||||
38. |
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно |
||||
39. |
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую |
||||
40. |
Если близкий человек плачет, я теряюсь |
||||
41. |
Мне бывает весело или грустно без всякой причины |
||||
42. |
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей |
||||
43. |
Я не умею преодолевать страх |
||||
44. |
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает |
||||
45. |
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить |
||||
46. |
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
Ключ
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов.
|
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Полностью согласен |
1. |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть |
0 |
1 |
2 |
3 |
2. |
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. |
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица |
0 |
1 |
2 |
3 |
4. |
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение |
0 |
1 |
2 |
3 |
5. |
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника |
3 |
2 |
1 |
0 |
6. |
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю |
3 |
2 |
1 |
0 |
7. |
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди |
0 |
1 |
2 |
3 |
8. |
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться |
3 |
2 |
1 |
0 |
9. |
Я умею улучшить настроение окружающих |
0 |
1 |
2 |
3 |
10. |
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую |
3 |
2 |
1 |
0 |
11. |
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов |
0 |
1 |
2 |
3 |
12. |
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки |
3 |
2 |
1 |
0 |
13. |
Я легко понимаю мимику и жесты других людей |
0 |
1 |
2 |
3 |
14. |
Когда я злюсь, я знаю, почему |
0 |
1 |
2 |
3 |
15. |
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
16. |
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком |
3 |
2 |
1 |
0 |
17. |
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии |
0 |
1 |
2 |
3 |
18. |
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим |
3 |
2 |
1 |
0 |
19. |
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть |
0 |
1 |
2 |
3 |
20. |
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние |
0 |
1 |
2 |
3 |
21. |
Я контролирую выражение чувств на своем лице |
0 |
1 |
2 |
3 |
22. |
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство |
3 |
2 |
1 |
0 |
23. |
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций |
0 |
1 |
2 |
3 |
24. |
Если надо, я могу разозлить человека |
0 |
1 |
2 |
3 |
25. |
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние |
0 |
1 |
2 |
3 |
26. |
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю |
0 |
1 |
2 |
3 |
27. |
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это |
0 |
1 |
2 |
3 |
28. |
Я знаю как успокоиться, если я разозлился |
0 |
1 |
2 |
3 |
29. |
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса |
0 |
1 |
2 |
3 |
30. |
Я не умею управлять эмоциями других людей |
3 |
2 |
1 |
0 |
31. |
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда |
3 |
2 |
1 |
0 |
32. |
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые |
0 |
1 |
2 |
3 |
33. |
Мне трудно справляться с плохим настроением |
3 |
2 |
1 |
0 |
34. |
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает |
0 |
1 |
2 |
3 |
35. |
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям |
3 |
2 |
1 |
0 |
36. |
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями |
0 |
1 |
2 |
3 |
37. |
Я умею контролировать свои эмоции |
0 |
1 |
2 |
3 |
38. |
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно |
3 |
2 |
1 |
0 |
39. |
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую |
3 |
2 |
1 |
0 |
40. |
Если близкий человек плачет, я теряюсь |
3 |
2 |
1 |
0 |
41. |
Мне бывает весело или грустно без всякой причины |
3 |
2 |
1 |
0 |
42. |
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей |
3 |
2 |
1 |
0 |
43. |
Я не умею преодолевать страх |
3 |
2 |
1 |
0 |
44. |
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает |
3 |
2 |
1 |
0 |
45. |
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить |
3 |
2 |
1 |
0 |
46. |
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
3 |
2 |
1 |
0 |
Приложение 4.
Анализ результатов состояния эмоционального интеллекта у старших школьников в МОБУ СОШ№2 среди 11-х классов (определение уровня эмоционального интеллекта по методике Люсина: диаграммы)
Шкала |
Очень низкое значение |
Низкое значение |
Среднее значение |
Высокое значение |
Очень высокое значение |
Общий уровень эмоционального интеллекта |
0-71 |
72-78 |
79-92 |
93-104 |
105 и выше |
Приложение 5.
Анализ опроса учащихся старшего школьного возраста по теме «Факторы, влияющие на успешность при обучении в школе»
Из предложенного перечня выберите факторы, влияющие на успешность при обучении в школе:
Доверие между родителями и детьми
Формирование самооценки
Развитие самостоятельности
Осознанная регуляция эмоций
Отсутствие страха
Распределение своего времени
Сопровождение наставником
Атмосфера классного коллектива
Использование эмоций в мыслительной деятельности
Рейтинг факторов, влияющих на успешность при обучении в школе
Приложение 6.
Рекомендации для развития эмоционального интеллекта в условиях семейного и школьного воспитания
Наблюдайте за собой – какие события, какие чувства вызывают эмоции, какие эмоции мешают вам сосредоточиться, а какие придают работоспособности, какими управлять легко, а какими нет.
Используйте результаты своих наблюдений для контроля над своими эмоциями: блокируйте негативные эмоции, развивайте эмоции, способствующие работоспособности.
Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя, не врите себе: если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять эмоциями.
Обращайте больше внимания на поведение других людей и на исходящие от них невербальные сигналы.
Больше общайтесь со сверстниками, наблюдайте, изучайте мимику и жесты.
Особенное внимание обращайте на вашу позу и на то, как вы двигаетесь.
Не упускайте случая наладить коммуникацию со всеми, кто не против с вами пообщаться.
Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять ее – и тогда вы сможете корректировать своими эмоции.
Поделиться проблемой с близкими людьми, друзьями. Определите, что и кто поможет вам в каждом конкретном случае – и используйте это.
Оставайтесь тем, кто вы есть, и не пытайтесь становиться кем-то другим.
Приложение 7
Буклет «Как развить свой эмоциональный интеллект»