Учет состояния здоровья при выборе профессии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учет состояния здоровья при выборе профессии

Васильев Е.Д. 1Михайлов М.В. 1
1МОУ СОШ №3 г. Талдома Московской области
Брюханова Л.А. 1Диких Н.А. 1
1МОУ СОШ №3 г. Талдома
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Многим с детства знакомы строчки из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» «У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?»

С детских лет нас спрашивают кем мы хотим стать, какую профессию мы выберем, и многие, не задумываясь, отвечают: «Буду космонавтом, актрисой, врачом. Родители рассказывали это интересно».

И вот в 16-17 лет происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от многого:

от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей,

насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности.

  Пройдет совсем немного времени и мы, сегодняшние ученики, отпраздновав свой выпускной вечер, уйдем во взрослую жизнь. Как нас встретит эта жизнь - во многом зависит от нас самих, во многом - от родителей и педагогов. Нам нужно будет сделать выбор - чем заниматься, какую профессию выбрать. Об этом необходимо подумать уже сейчас.

Актуальность темы: работа должна приносить радость и чувство удовлетворения, как сказал английский  писатель Дж. Рескин :

«Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей обязательно должен сопутствовать успех».

Цель работы: помочь понять одноклассникам, правильно ли они выбрали профессии.

Задачи:

Изучение научно-популярной литературы и Интернет-ресурсов о типах профессии и предъявляемые требования к состоянию здоровья при выборе профессии;

Выяснить, что такое «профессия», и какие факторы влияют на её выбор;

Проведение мониторинг среди учащихся 10 класс МОУ СОШ №3 г. Талдома;

Интервьюирование медицинского работника;

Составление рекомендации для учеников и родителей будущих выпускников о правильности выбора профессии.

Методы исследовательской работы:

Наблюдение;

Индукция (умозаключение от фактов к гипотезе);

Теоретический анализ научно-популярно литературы и Интернет-ресурсов;

Анкетирование и мониторинг учащихся школы;

Статистическая обработка данных;

Интервьюирование специалистов.

Профессия – понятие многозначное и существует несколько определений этого понятия:

Профессия (лат. professio; от profiteоr «объявляю своим делом» - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыокв, приобретенных в ходе специальной подготовки ( источник интернет Википедия).

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Основная часть

2.1 Классификация профессий, выбор профессии.

Для лучшей ориентации в огромном мире профессий их условно разделили на пять типов. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. По предмету труда выделяют пять типов профессий:

«Человек – человек». Профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, оказанием правовой помощи, бытовым обслуживанием. Профессии этого типа предполагают умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

«Человек – техника». Включает в себя профессии, связанные с монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Этот тип профессии требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомлённости, хороших двигательных навыков, ловкости.

«Человек – знаковая система». Объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, обработкой информации, чертежами, картами, схемами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

«Человек – художественный образ». Включает в себя профессии, связанные с созданием. Проектированием, изготовлением различных изделий по образцу, эскизу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

«Человек – природа». Объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. С уходом за животными и растениями. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цель в зависимости от условий, выносливости и терпимости к недостатку комфорта.

К факторам выбора профессии, предложенные Е.А. Климовым относятся [7, с.247]:

Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.)

Позиция товарищей, подруг. ( Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.)

Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.)

Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.)

Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности).

Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.)

Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)

Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)

А вот основные требования подростков к своей будущей профессии:

престижность;

хорошая оплачиваемость;

работа должна быть интересной;

с хорошими условиями труда;

чтобы её легко было приобрести;

соответствовать желанию родителей;

востребована на рынке труда.

На первое место мои одноклассники поставили такие требования к работе как хорошая оплачиваемость, и профессия должна быть интересной. Однако не все хорошо оплачиваемые профессии приносят удовольствие и позитивный настрой. Также мои одноклассники считают, что работа должна быть востребована на рынке труда, престижной и с хорошими условиями труда.

Выбор профессии – это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»: ХОЧУ-МОГУ-

- НАДО.

Что такое ХОЧУ? Это интересы, склонности, желания. МОГУ – психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. И, наконец, НАДО – потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии. Если суметь совместить свои ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то профессиональный выбор будет удачным.

Типичная ошибка при выборе профессии: спрашивать себя, какая область деятельности человеку будет наиболее интересна. Логика такого рассуждения проста: я иду работать, чтобы мне платили заработную плату, а это значит, что надо найти работу поинтереснее, чтобы потом не было обидно за зря потраченное время. Но всё как раз наоборот: чем более интересны обществу профессия человека и его умения, тем больше он будет получать денег.

Есть 3 способа выбрать профессию.

  Первый способ - метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

  Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания - всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

  Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии только тогда выбор может быть осмысленным.

  Есть и еще один способ - это путь выбора наших родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Это семейные династии.

Человек по своим биологическим особенностям это часть природы. Его организм представляет собой удивительную слаженность сложной системы, мудрость, целесообразность и практичность. Нормальная, правильная деятельность организма определяется понятием «здоровья». Существует много определений здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических недугов, но состояние «полного физического, душевного и социального благополучия».

Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но на самом деле эти два на первый взгляд несовместимых понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Потребность в работе для человека так же естественна, как и потребность в еде или отдыхе. А работа не по силам или бездействие так же наносят вред здоровью человека, как и нехватка или недостаток еды или сна. Работа, которая не приносит удовольствия, также может нанести вред здоровью. Даже в наше время с многочисленными достижениями цивилизации, врачи фиксируют увеличение количества психосоматических заболеваний. Это и неврозы, и расстройства сердечно-сосудистой системы, психозы и прочие. Зачастую это профессионально обусловленные болезни.

И очень часто при выборе профессии мы не учитываем такой немаловажный фактор как здоровье. В своей работе мы рассмотрели вопрос «Как здоровье взаимосвязано с профессиональной пригодностью, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья?»

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека, так называемых профессионально-производственных факторов. По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния).

Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.

Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку “подарок” в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии. Если выбранная профессия требует лучшего здоровья, чем у вас есть, то в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Условно их можно поделить на 4 группы.

Интеллектуальные – способность мыслить, внимание и память.

Нервно-психические – уравновешенность человеческой нервной системы, подвижность, сила.

Анализаторские – вкус, обоняние, слух, зрение, осязание.

Двигательные – выносливость мышц, сила, правильная координация движений.

Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью, так как сфера деятельности может быть связана с напряжением зрения (ювелир, часовщик), долгим нахождением на ногах (парикмахер, продавец), сильным нервно-психическим напряжением (администратор, учитель).

Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

Делая выбор будущей профессии необходимо понимать как это может отразиться на нашем здоровье, не вызовет ли этот выбор обострение уже имеющихся у нас хронических заболеваний или появления новых.

Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсационных механизмов. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее.

2.2 Исследовательская часть

Гипотеза: при выборе профессии необходимо учитывать состояние собственного здоровья

Объектом исследования стали обучающиеся 10а класса МОУ СОШ № 3 г. Талдома в количестве 25 человек.

Мы изучили литературу о выборе профессии, её классификации, просмотрели несколько методик по определению профессии, побеседовали с медицинской сестрой школы и затем проанализировали весь собранный материал

Проведя опрос по ориентации в профессиональной сфере, мы получили следующие результаты.

Профессия

Количество учащихся

Экономист

5

Менеджмент (управление)

3

Энергетик

2

Инженер

2

Врач стоматолог

2

Психолог

1

Татуировщик

1

Машинист

1

Автомеханик

1

Полицейский

2

Дизайнер природных ландшафтов

1

Тренер по физкультуре

1

Не определились

3

Затем, изучив листки здоровья и побеседовав с медсестрой школы Мацкевич Натальей Владимировной мы выяснили, что у учащихся 10 класса имеют следующие группы здоровья:

1 группа здоровья имеют 2 человека, что составила 8%

2 основную - 11 человек, что составило 44%

3 основную – 7 человек, что составило 28%;

3 подготовительную - 5 человека, что составило 20%

1 группа здоровья это здоровые дети (подростки) не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.

2 группа здоровья это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – это дети (подростки) страдающие хроническими заболеваниям (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями с сохраненными функциями органов и систем организма.

Также мы изучили, какие заболевания имеются у обучающихся 10а класса.

Заболевание

Количество учащихся

Миопия (близорукость)

7

Спазм аккомодации

5

Гиперметропия (дальнозоркость)

1

Хронический гастродуоденит

3

Плоскостопие

3

Пилонефрит

1

Бронхиальная астма

1

Избыточный вес

1

Дефицит веса

1

Дерматит

1

Пролапс митрального клапана

1

Дополнительная хорда левого желудочка и малая аномалия развития сердца

2

ВСД

2

Кариес

3

Аномальный привкус

5

Итак, заболевания органов зрения имеют 13 человек, что составляет 52 % . Заболевания ЖКТ – 5 человек, что составляет 20%.

заболевания сердечно-сосудистой системы - 5 человека, что составляет 20%

заболевание опорно-двигательного аппарата 3 человека, что составляет 12%;

заболевания дыхательной системы -1 человек, что составляет 4 %;

кожные заболевания -1 человек, что составляет 4%. Причем у некоторых учащихся не одно, а несколько сопутствующих заболеваний.

Сравнив выбор профессии учениками и заболевания, мы получили следующие результаты.

Профессию экономист выбрали 5 человек. Предметом труда для этой профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. Из 5 учащихся, которые хотят стать экономистами, 3 имеет проблемы со зрением. Такая работа особо высокой точности, связанная с напряжением зрения, может привести к обострению и ухудшению зрения. И выбранная профессия не будет приносить удовольствие и радость. И скорее всего, придется менять профессию и учиться заново

Профессию менеджмент выбрали 3 человека, эта профессия в классификации «Человек-человек» имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Один ученик, выбравший данную профессию, страдает ВСД, а это плохо скажется на качестве его труда.

Профессию инженер выбрали 2 человека, предмет труда - техника. Профессия, связанна с производством, обслуживанием и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Оба ученика имеют проблемы со зрением, поэтому стоит подумать нужно ли идти учиться на эту профессию.

Дизайнер природных ландшафтов выбрал 1 ученик. Предметом труда данной профессии является художественный образ. Создание произведений искусства - особый процесс, но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Ученик решивший выбрать эту профессию имеет также проблемы со зрением.

Остальные учащиеся выбрали профессии, которые не усугубят их проблемы со здоровьем.

Выводы

Проанализировав выбор профессии, группы здоровья и диагнозы учащихся мы пришли к выводу, что 7 учащихся из 25 выбрали профессии, которые в последствии могут привести к ухудшению состояния здоровья, и скорее всего им придется поменять профессию. Я, Михайлов Михаил, выбрал профессию медицинского работника, она относится по предмету труда к группе «человек-человек». Васильев Евгений выбрал профессию экономиста, которая по предмету труда относится к «человек знаковая система». Наш выбор профессии соответствует нашему состоянию здоровья. Ведь если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму

Заключение

В заключение нам хочется сказать следующее.

Выбор профессии - очень серьезный шаг. Сейчас, при современных условиях рыночных отношений молодому человеку очень трудно устроиться в жизни, суметь, если нужно, защитить свою жизненную позицию. Взрослые, стараются нам помочь в выборе профессии, но окончательное решение придется принимать нам самим, и в дальнейшем нести ответственность за свой выбор.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер или скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в наших руках: наше здоровье и наша будущая карьера. Помните: любое достижение когда-то казалось невозможным!

Необходимо трезво оценивать свои желания и способности. Если мы серьезно подойдете к выбору профессии, получим хорошее образование, будем специалистом высокой квалификации, тогда мы будем конкурентоспособны на рынке труда и нам будет не страшна безработица.

Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай

на вкус!

Литература

Айзенк, Ганс. Проверьте свои способности. - М.: Педагогика, 1992.

Козловский: Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: ОООПКФ «БАО», 2006-10-06. – 365 с.

Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А.А.Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991. – 348 с.

Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой – СПб: Речь, 2007.

Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. //Школа и производство № 3, 1994;

Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 284 с.

Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. – Ростов н / Д: «Феникс», 2005. – 347 с.

Тюшев Ю.В. «Выбор профессии: тренинг для подростков». – СПб.: Питер, 2006. – (Серия «Практ. психология»). – 345 с.

Приложение

ИНСТРУКЦИЯ: "Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "—". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру".

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Легко знакомлюсь с людьми.

       

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

 

1

     

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

     

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

1

       

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

   

1

   

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

       

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

1

       

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

   

1

   

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

 

2

     

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

     

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных.

1

       

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

     

1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

     

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

   

2

   

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

       

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

 

2

     

17. Людям нравится мое художественное творчество/

     

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.

2

       

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

   

2

   

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

       

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

 

1

     

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

   

1

   

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

       

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

     

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

2

       

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

 

1

     

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

       

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

1

       

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

   

1

   

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

     

1

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

         
 

П

Т

З

Х

Ч

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Заболевание

Противопоказания, профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности.

Органы зрения

Работа особо высокой точности, связанная с напряжением зрения;

Работа с мелкими деталями; работа, требующая ношения очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонной положении.

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля.

Органы слуха

Работа, требующая хорошего слуха и умения общаться с людьми; работа, требующая напряжения слуха; значительный шум и вибрация.

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер.

Кожа

Контакт с токсичными и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук.

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор.

Опорно-двигательный аппарат

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работа на высоте, у движущих механизмов.

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка.

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсичными веществами; значительное физическое напряжение; все виды излучения.

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф.

Сердечно-сосудистая система

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсичными веществами; работа на высоте с движущимися механизмами; шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод.

Органы пищеварения

Контакт с токсичными веществами; значительное физическое и нервное напряжение; нарушение режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и возможность соблюдать режим питания.

Сборщик полупроводников

оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель.

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсичными веществами, повышенная опасность травматизма.

Резчик по дереву, закройщик, столяр.

Просмотров работы: 2315