Приспособления растений к распространению семян

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Приспособления растений к распространению семян

Глухов Д.А. 1
1МБОУ СОШ №5 г.Калуги
Гаврюнкина Ю.А. 1
1МБОУ "СОШ №5" г.Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды в своём огороде я обнаружил кустик калины. Я спросил у родителей, кто его посадил? Оказалось, что его никто не сажал. У наших соседей я увидел огромный куст калины. Меня заинтересовало появление этого растения, и я захотел узнать, как растения приспосабливаются к распространению семян. Для своего проекта я выбрал тему «Приспособления растений к распространению семян».

Цель проекта: познакомиться с особенностями приспособления растений к распространению плодов и семян в природе.

Задачи:

1.Вспомнить основные способы распространения семян.

2.Узнать, как растения приспособлены к распространению семян каждым способом.

3.Проанализировать результаты наблюдений и создать гербарий растений.

Основная часть

Каждое цветковое растение образует большое количество семян. Но для растения очень важно также обеспечить их распространение. Ведь благодаря этому происходит расселение вида. В жизни человека плоды и семена имеют очень большое значение. Их употребляют в пищу (плоды яблонь, груш), они являются кормом для домашних животных (кормовые тыквы, свеклы), их используют в промышленности (хлопок) и медицине (шиповник). Ради плодов и семян человек выращивает злаковые растения, плодовые деревья, ягодные кусты, а также овощные, масличные, технические и другие растения.

На уроке биологии мы познакомились со способами распространения семян. Я вспомнил основные способы распространения семян - это водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием. Далее я решил рассмотреть, как растения приспособлены к каждому способу. Для этого я наблюдал за растениями и делал гербарий, фотографировал их.

Практическая часть.

1.Распространение ветром.

Приспособления семян и плодов в этом отношении выражаются в развитии летучек, крыльев и других летательных аппаратов, в уменьшении веса семян и плодов. Я рассмотрел семена одуванчика, клёна, липы, сосны.

Летучки. У одуванчика и многих других сложноцветных чашечка к моменту созревания плода, разрастаясь, образует волосистый хохолок, являющийся как бы маленьким парашютом, дающим возможность плодику долго держаться в воздухе. У тополя, ивы, осины из вскрывшейся коробочки вылетают семена, снабженные пучками волосков.

Крылатка.

Плодом дерева клёна является крылатка. Это семянка, имеющая кожистый сухой околоплодник, плоский крыловидный волокнистый вырост. С его помощью размножается клён. Распространение семян ветром происходит довольно интересно: крылатка перемещается по воздуху, разлетаясь на большие расстояния. Семена клёна созревают в конце лета, и нередко остаются на дереве в течение всей зимы.

У липы роль крыла выполняет прицветный лист.

У хвойных растений (сосна, ель) крылатыми являются семена.

Вывод: плоды растений, которые распространяются ветром, имеют специальные приспособления, увеличивающие их площадь, но не увеличивающие их массу. Это различные пушистые волоски (например, плоды тополя и одуванчика) или крыловидные выросты (как у плодов клёна). Благодаря таким образованиям, семена долго парят в воздухе, а ветер их относит всё дальше и дальше от родительского растения.

2. Распространение с помощью воды.

Я проделал практическую работу. Для этого я взял тазик и налил в него воды. Затем опустил в воду семена ольхи.

Я заметил, что семена ольхи очень лёгкие, поэтому плавают и не тонут. Ольха растет по берегам рек и ее семена, осыпаясь в воду, легко уносятся течением далеко от материнского растения.

Вывод: с помощью воды распространяются семена водных и околоводных растений. Плоды таких растений не тонут, а уносятся течением (например, у ольхи, растущей по берегам). Причем это не обязательно мелкие плоды. У кокосовой пальмы они крупные, но легкие, поэтому не тонут.

3.Распространение с помощью животных и человека.

Я рассмотрел семена лопуха и увидел острые зубчики. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде человека. Вот так и переносятся семена лопуха с одного места на другое.

Есть у растений ещё один способ передвижения, в котором ему помогают как животные, так и человек. Мелкие семена подорожника очень липкие, они прилипают к подошвам обуви человека или к лапам животных. Таким образом семена подорожника перемещаются на новое место.

Сочные яркоокрашенные плоды с вкусной мякотью привлекают птиц. Мякоть плодов у них переваривается, а семена, защищенные кожурой, удаляются с пометом и рассеиваются в природе.

Вывод: плоды лопуха или череды снабжены острыми зубчиками или крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде людей, которые разносят их на большие расстояния. Сочные плоды брусники, калины, черники, бузины и др. поедаются животными, в основном, птицами. Их семена защищены твердой оболочкой и не перевариваются. Поэтому выбрасываются вместе с пометом.

4.Распространение саморазбрасыванием.

Недотрога мелкоцветковая Фасоль

Мне очень нравится растение недотрога. Название дано из-за особенности распространения семян. Когда семена созревают, линия соединения плодолистиков ослабевает, и тогда достаточно самого лёгкого касания, чтобы плодолистики резко разъединились, с силой завернулись вовнутрь, а семена пулей вылетели на волю. Отсюда собственно и название «недотрога».

Вывод:саморазбрасывание происходит, когда самостоятельно раскрывается плод и осыпаются семена (недотрога, бешеный огурец), либо створки высыхают, закручиваются и семена высыпаются (горох, фасоль)

Заключение

Я рассмотрел все способы распространения семян, собрал гербарий растений и теперь я знаю, какие есть приспособления у растений для распространения семян в природе.

Мне теперь понятно, откуда у нас взялся куст калины. Нам его подарили птицы. Огромное им спасибо!

Список литературы

1.ЛевинаР.Е. Распространение плодов и семян

2. Н.А. Надеждина. Книги о растениях

3. Гуленкова М. А. Сергеева М. Н. Книги из серии "Атлас родной природы".

4. Цингер А.В. Занимательная ботаника: Бесхитростные любительские беседы.

Просмотров работы: 10959