Введение
В современном обществе всё более актуальной становится проблема нарушения осанки у детей. С каждым годом всё больше и больше учеников страдают искривлениями позвоночника. У более чем 75% современных российских школьников выявлены нарушения осанки, в то время как ещё только 7 лет назад, в 2012 году, нарушением осанки страдало около 70%, а в 2008 году - около 60% учеников. А ведь правильная осанка – это основа нашего здоровья. Проблемы с позвоночником приводят к огромному ряду заболеваний, таких как ухудшение кровообращения, дыхания, нарушение обмена веществ, заболевания суставов ног, боли в шее, спине, пояснице, общая усталость организма. Также здоровый позвоночник обеспечивает красивую, правильную походку.
При этом наиболее распространены приобретённые причины нарушения, такие как неправильное положение тела во время сидения за партой или столом, работы за компьютером, малоподвижный образ жизни, неадекватные и несимметричные физические нагрузки, например, ношение тяжелых рюкзаков и сумок на одном плече. А это значит, что большинство людей может сохранить правильную осанку, соблюдая некоторые нормы.
Цель работы: определить, как бороться с данной проблемой, то есть выявить ряд упражнений и рекомендаций, необходимых для улучшения осанки и для формирования здоровой спины с детства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать литературу и другие информационные источники по данной проблеме;
Выявить нормы веса портфеля/сумки для школьников разных возрастов;
Провести исследования по оценке состояния осанки детей и соблюдения норм и рекомендаций, даваемых ортопедами;
Подобрать методику сохранения здоровой спины у школьников.
Глава 1
§1 Виды искривлений позвоночника у детей
Выделяют три основных типа искривлений позвоночного столба у детей – лордоз, кифоз и сколиоз. Врачи выделяют и другие формы искривлений, когда отмечаются признаки нескольких патологий сразу. То есть получаются как бы комбинированные искривления – кифосколиоз и лордосколиоз.
§1.1 Сколиоз
Сколиоз у ребенка – это самый распространенный тип патологии. В этом случае искривление позвоночного столба происходит вбок от вертикальной оси, если смотреть на позвоночник со стороны спины. Проще говоря, это боковое искривление позвоночника.
С учетом времени манифестации выделяют инфантильный сколиоз (возникает на 1-2 году жизни), ювенильный сколиоз (развивается в возрасте 4-6 лет), подростковый сколиоз (возникает в возрасте 10-14 лет). В зависимости от формы искривления позвоночника различают С-образные сколиозы (одна дуга искривления), S-образные (две дуги), Z-образные (три дуги).
С учетом угла бокового искривления позвоночника выделяют 4 степени сколиоза: 1 степень – угол 1-10 градусов, 2 степень – угол 11-25 градусов, 3 степень – угол 26-50 градусов, 4 степень – угол более 50 градусов. В первом случае проблему легко исправить, во втором поможет только вытяжение позвоночника, а при третьей степени наблюдается стойкая деформация позвоночного столба.
С учетом локализации искривления позвоночника различают торакальный сколиоз (патологический изгиб в грудном отделе), люмбальный сколиоз (искривление в поясничном отделе), тораколюмбальный сколиоз (один патологический изгиб в области грудопоясничного перехода) и комбинированный сколиоз (двойной S-образный изгиб).
Сколиоз бывает как врожденный, так и приобретенный. В первом случае он развивается из-за нарушений в процессе внутриутробного развития. Сколиозы делятся на привычные, которые возникают из-за нарушений осанки; рахитические, развившиеся из-за рахита; статические, формирующиеся, если у ребенка разная длина ног; посттравматические, развившиеся из-за полученных травм; паралитические, появляющиеся из-за полиомиелита и других заболеваний, поражающих нервную систему и мышцы тела; рефлекторно-болевые, возникающие на фоне поражения нервных окончаний спинного мозга; рубцовые – их причиной становятся ожоговые или послеоперационные рубцы.
§1.2 Кифоз
Детский кифоз - это другой тип искривления позвоночного столба. В этом случае у ребенка происходит усиление грудного изгиба позвоночника и формируется горб в верхней части спины.
Физиологический кифоз имеет угол наклона около 20 градусов, а при патологическом кифозе этот угол меняется на 30-45 и более градусов. С учетом величины деформации различают 4 степени патологического кифоза: 1 степень – угол искривления 31-40 градусов, 2 степень – 41-50 градусов, 3 степень – 51-70 градусов, 4 степень – более 71 градуса.
Различают множество видов кифоза, в том числе врожденный (вследствие аномалий развития позвоночника), генотипический (передающийся по наследству), мобильный (возникающий из-за слабости мышц спины), старческий (обусловленный дегенеративно-дистрофическими изменениями позвоночника), тотальный (при болезни Бехтерева), компрессионный (возникающий вследствие компрессионных переломов позвонков), рахитический, туберкулезный, паралитический и формирующийся при болезни Шейермана-Мау.
Главный симптом – ребенок сутулится, а при попытке выпрямить ему спину жалуется на дискомфорт или боли. Живот у пациента выпирает вперед и отвисает, плечи опущены также вперед.
§1.3 Лордоз
Лордоз – это третийтип искривления крайне редко наблюдается у детей. Он характеризуется появлением сильного изгиба вперед.
Лордоз чаще формируется в поясничном и шейном отделах, реже образуется в грудном отделе. В зависимости от причины развития выделяют первичный и вторичный патологические лордозы. Первичный возникает вследствие патологического процесса в позвоночнике: при опухолях, пороках развития, спондилолистезах, торсионном спазме и контрактурах подвздошно-поясничной мышцы. Вторичный формируется при патологии нижних конечностей: врожденном вывихе бедра, анкилозе тазобедренного сустава, контрактурах нижней конечности. Самый распространенный – лордоз вследствие дисплазии тазобедренного сустава или врожденного вывиха бедра. Иногда лордоз развивается на фоне патологического кифоза. Так позвоночник пытается компенсировать уже имеющееся искривление
Как и другие виды искривлений, данная деформация влияет на положение туловища и внутренних органов. Отмечается уплощение грудной клетки и выпячивание живота. Голова и плечи выдвинуты кпереди. Из-за перераспределения нагрузки при патологическом лордозе позвоночник, мышцы и связки спины испытывают повышенную нагрузку, что проявляется болями, повышенной утомляемостью и нарушением подвижности. При выраженном искривлении позвоночника возможно образование межпозвонковых грыж, нестабильность межпозвонковых дисков, деформирующий артроз суставов позвоночника, воспаление подвздошно-поясничной мышцы, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, почек, легких и сердца.
§2 Причины развития искривлений позвоночника
Врождённые причины нарушения осанки встречаются не очень часто.
Искривление позвоночника у детей может начать свое развитие в следствии врожденных заболеваний скелета и мышечных тканей: разной длины ног, врожденного вывиха бедра и т.п.; родовых травм, ожоговых и послеоперационных рубцов, непропорционального развития костной и мышечной системы, рахита, вегето-сосудистой дистонии, слабого мышечного корсета, полиомиелита и других заболеваний, поражающих нервную систему и мышцы тела, лишнего веса, некачественного питания и дефицита витаминов, на фоне поражения нервных окончаний спинного мозга и т.д.
Наиболее же распространены приобретённые причины нарушения, которые обусловлены слабостью мышечного корсета или отдельных мышечных групп. В таком случае искривление позвоночника у детей может развиваться за счет таких факторов, как неправильная осанка, неадекватные и несимметричные физические нагрузки, например, ношение тяжелых рюкзаков или сумок на одном плече, неактивный образ жизни и минимум движений, длительное сидение за столом и партой в неправильной позе.
Также на позвоночник влияет избыток и недостаток веса. Лишние килограммы самым непосредственным образом влияют на состояние позвоночника: способствуют его искривлению, так как при жировых отложениях на животе приходится отклонять корпус назад, а не держать спину прямой; изменяют междисковое пространство; провоцируют образование межпозвонковых грыж; приводят к повреждениям и выпадению дисков; становятся причиной защемления нервных окончаний; вызывают образование костных наростов; нарушают подвижность позвоночного столба. Чем больше лишнего веса у человека, тем серьёзнее проблемы с позвоночником. И если в самом начале, когда речь идёт лишь об избыточной массе тела, опорно-двигательный аппарат ещё может справляться с повышенной нагрузкой, то с течением времени ситуация усугубляется. При недостаточной же массе тела кости не получают необходимые им вещества, которые требуются для костной массы. Кроме этого, скелет человека не испытывает необходимого давления веса, что делает его менее крепким, а костная ткань становится хрупкой.
§3 Последствия искривлений позвоночника
Неправильная осанка не только выглядит неэстетично, но и может привести к инвалидности. Последствия различных видов искривлений позвоночника глобальны и распространяются на все органы и системы организма.
На первых порах появляется сутулость, нарушение осанки, разноуровневость плеч, асимметрия частей тела. На поздних стадиях появляется межрёберный горб, деформируется грудная клетка. Нарушения осанки сопровождаются болевыми ощущениями, которые возникают после физических нагрузок и при долгом статичном положении тела. Пациенты жалуются на быструю утомляемость. Изменения в каком-либо из сегментов (отделов) позвоночника могут послужить причиной заболеваний суставов нижних конечностей. Ухудшается дыхание, что ведет и к ухудшению кровообращения. Например, грудной сколиоз на всех стадиях кроме первой приводит к дыхательной недостаточности и к сердечной. Происходит смещение органов, развиваются различные патологии, нарушается метаболизм.
Искривление позвоночника вынуждают людей корректировать свой образ жизни: нельзя делать резких движений, поднимать тяжелые предметы. Под запретом такие виды спорта, как бадминтон, баскетбол и волейбол. У спортсменов больше развивается одна сторона тела, а это может усугубить течение болезни. К занятиям танцами и гимнастикой следует подходить осторожно, ведь они подразумевают наличие вращательных движений, которых следует избегать при боковом смещении позвоночного столба.
§4 О требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в преддверии нового учебного года напоминает потребителям, что требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, установлены положениями:
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011),
санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
для учащихся 1 - 2-х классов - не более 1,5 кг;
3 - 4-х классов - не более 2 кг;
5 - 6-х классов - не более 2,5 кг;
7 - 8-х классов - не более 3,5 кг;
9 - 11-х классов - не более 4,0 кг.
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям.
Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.
Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:
длина (высота) – 300 – 360 мм,
высота передней стенки – 220 – 260 мм,
ширина – 60 – 100 мм,
длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,
ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм) – не менее 35 – 40 мм.
Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Глава 2
§1 Выбор экспериментальных объектов
Исследования проводились на базе Медико-биологического лицея г. Саратова. Объектами изучения являлись ученики четвертого и пятого классов.
§2 ИМТ
ИМТ (индекс массы тела) — это величина, которая позволяет оценить количество жира в организме на основании роста и массы тела человека. ИМТ — это лишь приблизительный ориентир. У формулы много недостатков, один из главных — неразделение массы тела на мышечную и жировую составляющие. Хотя в случае с дефицитом веса этот недостаток не имеет значения. Однако данная формула используется как один из инструментов для ориентировочного просчета жирового компонента тела и общей оценки состояния здоровья.
Индекс массы тела рассчитывается по формуле:
ИМТ = , где
m — масса тела,
h — рост
После расчета по формуле ИМТ мы получаем определенную цифру. Для взрослого человека:
если ИМТ менее 18,5 — дефицит массы тела;
если ИМТ = 18,5−24,9 — нормальный вес;
если ИМТ = 25−29,9 — лишний вес;
если ИМТ = 30 и более — ожирение.
У детей показатель ИМТ меньше, чем у взрослых. Для ребёнка 8-15 лет:
если ИМТ менее 15 — дефицит массы тела;
если ИМТ = 15-21,9 — нормальный вес;
если ИМТ = 22-26,9 — лишний вес;
если ИМТ = 27 и более — ожирение.
§3 Нормы веса портфеля учеников
– масса портфеля;
– масса ребёнка.
Глава 3
Проведение исследований
В ходе эксперимента проводились исследования по оценке состояния осанки у детей и соблюдения норм и рекомендаций, даваемых ортопедами. Эксперименты проводились на базе МАОУ «Медико-биологического лицея» города Саратова 21.01.2019 – 02.02.2019. В исследованиях принимали участие ученики четвёртого и пятого классов.
Данные, полученные в ходе исследований, подтверждают данные опубликованные в различных информационных источниках о том, что у современных детей всё чаще встречаются проблемы с позвоночником. А ведь обычное в наше время нарушение осанки может обернуться такими серьёзными проблемами как сколиоз, кифоз и т.д. Лечением неправильной осанки должен заниматься специалист, а для того, чтобы предотвратить появление нарушений осанки, выявлено несколько рекомендаций и советов:
Активный образ жизни, ежедневные тренировки
Правильная ходьба: при ходьбе нужно держать спину ровно, не наклонять голову вниз, бёдра должны быть на одной высоте, не нужно наклонять тело влево или вправо
Избегать перегрузки
Правильно сидеть: нужно сидеть так, чтобы вес был сконцентрирован на бёдрах, они должны быть параллельны полу; во время сидения не сутулиться; не закидывать ногу на ногу (это вызывает скручивание позвоночника); избегать низких стульев/кресел и неудобной мебели; избегать долгого сидения.
Удобная обувь и одежда: наиболее важным предметом гардероба является удобная обувь, но и другие предметы одежды также влияют на состояние позвоночника, например, слишком узкие брюки и юбки мешают мышцам живота и нижней части спины свободно растягиваться. Обувь должна быть мягкой и гибкой, пятки должны находиться на высоте 2-3 см (максимум - 4 см) от земли (высокий каблук приводит к кардинальному изменению осанки и деформации позвонков, а также к растяжению и ослаблению брюшных мышц).
Опыт №1
Для определения ИМТ измерили рост и вес детей, затем по формуле подсчитывались результаты. Они представлены в приложении №1(ученики 4 класса) и в приложении №2(ученики 5 класса).
Из результатов видно, что у большинства учеников нормальный вес: в четвёртом классе у 77% нормальный вес, у 18%-дефицит веса, у 5%-лишний вес; в пятом классе у 89%-нормальный вес, у 11%-дефицит веса.
Таким образом, становится ясно, что избыток/недостаток веса не является основным и наиболее частым фактором нарушения осанки и проблем с позвоночником. Но при этом нарушение веса сказывается на позвоночнике гораздо сильнее чем, например, большой вес портфеля.
Опыт №2
В течение недели у учеников взвешивались портфели. Затем высчитывалось среднее значение. Потом по формуле определялся процент веса портфеля от веса ученика. Результаты представлены в приложении №1(ученики 4 класса) и в приложении №2(ученики 5 класса).
Из результатов видно, что в четвёртом классе у большинства учеников процент веса портфеля от собственного веса превышает 10%, то есть выше нормы: у 27% - норма, у 73% - выше нормы. При этом в пятом классе у большинства учеников процент веса портфеля от собственного веса не превышает нормы: у 72% - норма, у 28% - выше нормы.
В результате консультации со школьным врачом выяснено, что в четвёртом классе у двух человек есть нарушения осанки, а в пятом классе у 1 ученика - сколиоз и у 6 – нарушение осанки. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что четвероклассники не соблюдают нормы, что отрицательно сказывается на здоровье их позвоночника, вследствие чего уже у пятиклассников общая оценка состояния здоровья спины значительно хуже.
Заключение
На основании анализа литературы и других информационных источников был сделан вывод о том, что исследуемая проблема очень актуальна в 21 веке в связи с неподвижным образом жизни современных детей и несерьёзным отношением к собственному здоровью.
Были проведены исследования по оценке состояния здоровья спины у лицеистов, которые показали, что проблема действительно существует.
Также проведены исследования по оценке соблюдения норм и рекомендаций, и выявлено, что в четвёртом классе у большинства учеников процент веса портфеля от собственного веса превышает 10%, то есть выше нормы, а в пятом классе у большинства учеников процент веса портфеля от собственного веса не превышает нормы. Также была проведена консультация со школьным врачом, и на основе всех полученных данных был сделан вывод о том, что ученики не соблюдают нормы, что отрицательно сказывается на здоровье их позвоночника, вследствие чего уже в следующем потоке общая оценка состояния здоровья спины значительно хуже.
Выполнен анализ причин возникновения проблем с позвоночником, и выявлена наиболее часто встречающаяся – перегрузка, а именно поднятие тяжелых сумок/рюкзаков.
Выявлены также ряд рекомендаций, которые необходимо выполнять для сохранения здоровой спины и красивой осанки с детства:
Активный образ жизни
Избежание перегрузок (как и избыточный вес сумки/портфеля, так и собственный лишний вес)
Правильная ходьба
Удобная обувь и одежда
Правильное положение во время сидения
Подводя итоги и исходя из всего выше перечисленного, можно сказать о том, что каждый должен следить за собой и заботиться о собственном здоровье.
Приложение №1
Учащийся |
Вес портфеля,кг |
Вес ученика, кг |
Рост ученика, м |
ИМТ |
Процент веса портфеля от веса ученика, % |
1 |
4,69 |
33 |
1,41 |
16,59876264 |
14,21212121 |
2 |
3,6 |
62 |
1,58 |
24,8357635 |
5,806451613 |
3 |
3,24 |
34 |
1,39 |
17,59743285 |
9,529411765 |
4 |
3,3 |
33 |
1,39 |
17,07986129 |
10 |
5 |
4,07 |
36 |
1,4 |
18,36734694 |
11,30555556 |
6 |
4,77 |
44 |
1,43 |
21,51694459 |
10,84090909 |
7 |
4,17 |
35 |
1,46 |
16,41959092 |
11,91428571 |
8 |
3,34 |
33 |
1,46 |
15,48132858 |
10,12121212 |
9 |
2,81 |
43,5 |
1,48 |
19,85938641 |
6,459770115 |
10 |
2,77 |
32 |
1,41 |
16,09576983 |
8,65625 |
11 |
5,59 |
30 |
1,37 |
15,98380308 |
18,63333333 |
12 |
3,62 |
31,5 |
1,42 |
15,62190042 |
11,49206349 |
13 |
4,2 |
39 |
1,44 |
18,80787037 |
10,76923077 |
14 |
3,1 |
28,5 |
1,38 |
14,96534342 |
10,87719298 |
15 |
3,84 |
25,5 |
1,35 |
13,99176955 |
15,05882353 |
16 |
4,74 |
29,5 |
1,4 |
15,05102041 |
16,06779661 |
17 |
3,74 |
35,5 |
1,52 |
15,36530471 |
10,53521127 |
18 |
3,65 |
40 |
1,38 |
21,00399076 |
9,125 |
19 |
4,39 |
36 |
1,5 |
16 |
12,19444444 |
20 |
4,41 |
31,5 |
1,48 |
14,38093499 |
14 |
21 |
2,82 |
25 |
1,33 |
14,13307705 |
11,28 |
22 |
3,83 |
38 |
1,37 |
20,24615057 |
10,07894737 |
Приложение №2
Учащийся |
Вес портфеля,кг |
Вес ученика, кг |
Рост ученика, см |
ИМТ |
Процент веса портфеля от веса ученика, % |
1 |
3,09 |
40 |
1,63 |
15,05513945 |
7,725 |
2 |
3,26 |
37 |
1,45 |
17,5980975 |
8,810810811 |
3 |
4,34 |
47 |
1,55 |
19,56295525 |
9,234042553 |
4 |
2,98 |
39 |
1,58 |
15,62249639 |
7,641025641 |
5 |
4,62 |
42 |
1,6 |
16,40625 |
11 |
6 |
3,68 |
43 |
1,54 |
18,13121943 |
8,558139535 |
7 |
4,25 |
34 |
1,52 |
14,71606648 |
12,5 |
8 |
3,09 |
33 |
1,47 |
15,27141469 |
9,363636364 |
9 |
3,24 |
41 |
1,62 |
15,6226185 |
7,902439024 |
10 |
4,69 |
55,5 |
1,61 |
21,41121099 |
8,45045045 |
11 |
3,59 |
36,5 |
1,46 |
17,12328767 |
9,835616438 |
12 |
2,63 |
27 |
1,45 |
12,84185493 |
9,740740741 |
13 |
3,89 |
41 |
1,51 |
17,98166747 |
9,487804878 |
14 |
4,58 |
51 |
1,67 |
18,28677973 |
8,980392157 |
15 |
4,54 |
35 |
1,46 |
16,41959092 |
12,97142857 |
16 |
4,67 |
46,5 |
1,61 |
17,93912272 |
10,04301075 |
17 |
4,02 |
30 |
1,41 |
15,08978422 |
13,4 |
18 |
2,18 |
33 |
1,43 |
16,13770845 |
6,606060606 |
Список используемой литературы
Поисковая система https://yandex.ru/
Поисковая система https://www.google.ru/
А.И. Капанджи – Позвоночник. Физиология суставов.
И.А. Котешева – Нарушения осанки.
В.А. Кашуба – Биомеханика осанки.