Введение
Актуальность исследования
Сегодня антибиотики очень широко используются для лечения различных заболеваний. Производство этих лекарственных препаратов растёт и с каждым годом на полках аптек появляются всё новые и новые названия. Может быть некоторые антибиотики уже не так эффективны и микроорганизмы стали к ним резистентными? А природные антибиотики тоже потеряли свою эффективность?
Я заинтересовалась этим вопросом и решила во всём разобраться.
Цель исследования:
исследовать влияние синтетических и природных антибиотиков на типичных представителей микрофлоры окружающей среды.
Задачи исследования:
1) узнать, что такое антибиотики и историю их открытия;
2) доказать, что чеснок является природным антибиотиком;
3) выяснить, как применяются антибиотики в медицине, причины антибиотикорезистентности;
4) провести анкетирование по проблеме использования антибиотиков;
5) определить чувствительность микроорганизмов воздуха к различным антибиотикам и природным антибиотикам, результаты сравнить;
6) дать рекомендации по правильному использованию антибиотиков
Гипотеза
Если воздействовать на микроорганизмы синтетическими и природными антибиотиками, то результаты будут одинаковые.
Только ли синтетические антибиотики могут бороться с бактериями
Методы исследования:
теоретический (изучение литературы по данному вопросу);
экспериментальный (наблюдение, исследование чувствительности микроорганизмов к антибиотикам);
социологический (анкетирование);
метод фотосъёмки.
2. Основная часть
2.1. Что такое антибиотики
Термин «антибиотик» (в переводе с греческого – «против жизни», т.к. «анти» - против, «биос» - жизнь) предложил в 1942 году американский микробиолог почвы Зельман Ваксман. Он писал, что антибиотики - это химические вещества, образуемые микроорганизмами, обладающие способностью подавлять рост или даже разрушать бактерии и другие микроорганизмы. Согласно наиболее распространенному в научном сообществе определению антибиотиками называют химические вещества природного происхождения или их модификации, обладающие высокой физиологической активностью по отношению к определенным группам микроорганизмов или к злокачественным опухолям, избирательно задерживающие их рост, либо полностью подавляющие развитие.
Специфичность антибиотиков характеризуется тремя основными признаками.
Во-первых, антибиотики обладают высокой биологической активностью в отношении чувствительных к ним организмов. Это означает, что антибиотические вещества даже в очень низких концентрациях проявляют высокий физиологический эффект. Например, пенициллин в концентрации 0,000001 г/мл оказывает четко выраженное бактерицидное действие по отношению к чувствительным к нему бактериям.
Во-вторых, характерная особенность антибиотиков - избирательность их действия. Это означает, что каждый антибиотик проявляет свое биологическое действие лишь по отношению к отдельным, вполне определенным организмам или группам организмов, не оказывая при этом заметного эффекта на другие формы живых существ.
В-третьих, некоторые антибиотики наряду с антибактериальными свойствами могут проявлять иммуномодуляторное действие или выступать в качестве ингибиторов ферментов.
2.2.История открытия антибиотиков
Учение об антибиотиках - молодая синтетическая ветвь современного естествознания. Многие учёные мечтали о создании таких препаратов, которые можно было бы использовать при лечении различных заболеваний человека, о препаратах, способных убивать патогенных бактерий, не оказывая вредного действия на организм больного.
В конце XIX в. замечательные русские врачи терапевт Вячеслав Манассеин и дерматолог Алексей Полотебнов описали в своих трудах убийственное действие плесневых грибков на болезнетворные микроорганизмы. Полотебнов использовал эмульсию с плесневым грибком для лечения язв у больных сифилисом, что описал в книге «Патологическое значение плесени» (1873 г.). К сожалению, идеи Манассеина и Полотебнова в то время не получили широкого практического применения.
Явление антибиоза подавления и уничтожения одних микроорганизмов другими изучал и микробиолог Луи Пастер. В 1887 г. он описал антибиоз между почвенными бактериями и бактериями возбудителями сибирской язвы.
Разработки Пастера получили продолжение в трудах итальянского исследователя Бартоломео Гозио: он в 1896 г. из жидкости, содержащей культуру пенициллинового грибка, выделил кристаллическое соединение микофеноловую кислоту. Она считается одним из первых лекарств с антибактериальными свойствами.
В 1897 г. французский военный врач Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи собирают плесень с сырых седел и лечат ею раны лошадей. Дюшен тщательно обследовал плесень, опробовал ее на морских свинках и выявил ее разрушающее действие на палочку брюшного тифа. Результаты своих исследований Эрнест Дюшен представил в парижском институте Пастера, но они не были признаны.
Другим антибиотическим веществом стала пиоционаза, полученная немецкими врачами Рудольфом Эммерихом и Оскаром Ловом в 1899 г. Пиоционаза содержала в себе бактерию, подавляющую другие бактерии возбудители холеры, тифа, дифтерии.
Пауль Эрлих (1854-1915) в результате многочисленных опытов синтезировал в 1912 году мышьяковистый препарат - сальварсан, убивающий in vitro возбудителя сифилиса. В 30-х годах прошлого столетия в результате химического синтеза были получены новые органические соединения - сульфамиды, среди которых красный стрептоцид был первым эффективным препаратом, оказавшим терапевтическое действие при тяжёлых стрептококковых инфекциях.
В 1913 г. американским ученым Карлу Альсбергу и Отису Фишеру Блэку удалось получить из плесени кислоту, обладающую противомикробными свойствами, однако их исследования были прерваны с началом Первой мировой войны.
Официально, «золотая эра антибиотиков» начинается с открытия пенициллина. Это произошло в 1929 году, и первооткрывателем официально считают британского бактериолога Александра Флеминга.
Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе исследования сопротивляемости человеческого организма бактериальным инфекциям. Он обнаружил, что некоторые колонии стафилококковых культур, оставленные им в лабораторных чашках, заражены штаммом плесени Penicillium Notatum. Вокруг пятен плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Это позволило ему сделать вывод о том, что плесень вырабатывает убивающее бактерии вещество, которое ученый назвал "пенициллином", по имени гриба-продуцента, относящегося к роду пенициллов.
Флеминг недооценил свое открытие, полагая, что получить лекарство будет очень трудно. Его работу продолжили ученые из Оксфорда Говард Флори и Эрнст Чейн. В 1940 г. они выделили препарат в чистом виде и изучили его терапевтические свойства. 12 февраля 1941 г. инъекция пенициллина впервые была сделана человеку. Пациентом Флори и Чейна стал лондонский полицейский, умиравший от заражения крови. После нескольких инъекций ему стало лучше, однако запас лекарства быстро закончился, и больной скончался.
В 1943 г. Говард Флори передал технологию получения нового препарата американским ученым, в США было налажено массовое производство антибиотика. В 1945 г. Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Но это не означает, что все существующие ныне антибиотики произведены живыми клетками. Химики давно научились улучшать, усиливать антибактериальные свойства природных веществ, модифицируя их с помощью химических методов. Полученные таким образом соединения относятся к полусинтетическим антибиотикам. Из огромного количества природных и полусинтетических антибиотиков в медицинских целях используют всего лишь около ста
В 70-х годах ежегодно описывалось более 300 новых антибиотиков. В последующем число антибиотиков росло очень быстрыми темпами.
2.2. Классификация антибиотиков
Огромное разнообразие антибиотиков и видов их воздействия на организм человека явилось причиной классифицирования и разделения антибиотиков на группы.
В зависимости от природы антибиотика, его концентрации, времени действия, микроструктуры клетки организма и внешних условий - температуры рН и других, антибиотические вещества могут проявлять цитостатическое (задерживать рост микробов), цитоцидное (убивать клетки) или цитолитическое (растворять клеточную оболочку и в результате этого приводить к гибели клетки) действие.
По спектру действия антибиотики делят на:
антибактериальные
противогрибковые
антипротозойные
На вирусы антибиотики не действуют!
По спектру действия антибактериальные антибиотики делятся на: узкого (действующие на грамположительные или грамотрицательные бактерии) и широкого (действующие на грамположительные и грамотрицательные бактерии) спектра действия.
Классификация антибиотиков по механизму биологического действия:
1. Антибиотики, ингибирующие синтез клеточной стенки (пенициллины, бацитрацин и др.).
2. Антибиотики, нарушающие функции мембран (альбомицин, грамицидин и др.).
3.Антибиотики, избирательно подавляющие синтез РНК и ДНК (новобиоцин, актиномицин, актидион и др.).
4. Антибиотики, подавляющие синтез белка (тетрациклины, эритромицин, хлорамфеникол и др.).
5. Антибиотики - ингибиторы дыхания (антимицины и др.).
6. Антибиотики - ингибиторы окислительного фосфорилирования (валиномицин, грамицидины и др.).
7. Антибиотики, обладающие антиметаболитными свойствами.
Различают несколько групп антибиотиков в зависимости от действующего вещества:
Цефалоспорины. Отличаются широким спектром действия. Редко вызывают аллергию, относительно безвредны, некоторые антибиотики этой группы назначаются даже беременным женщинам и маленьким детям.
Пенициллины. Препараты с низкой токсичностью.
Макролиды. Приостанавливают размножение бактерий, поэтому действуют медленней, чем антибиотики других групп. Могут терять эффективность при применении с некоторыми видами пищи, поэтому назначаются для применения отдельно от еды.
Фторхинолоны. Обладают сильным бактерицидным действием, поэтому назначаются при тяжелых формах инфекций. Вместе с тем высокотоксичны, могут негативно влиять на формирование хрящевых тканей, поэтому противопоказаны детям и беременным женщинам.
Аминогликозиды. Наиболее опасные и токсичные из антибиотиков, используются в лечении инфекционных заболеваний, таких как фурункулёза и др.
Тетрациклины. Отличаются полной перекрестной устойчивостью – то есть бактерии, выработавшие резистентность к одному из тетрациклинов, будут также невосприимчивы и к другим препаратам этой группы.
Карбапенемы. Препараты последнего поколения, воздействуют на широкий спектр микроорганизмов. Лекарства этой группы применяют только в сложных случаях, когда другое лечение неэффективно, например при развившейся резистентности инфекции к другим группам антибиотиков.
2.3.Применение антибиотиков в медицине
Антибиотики очень широко применяются в медицинской практике для лечения различных бактериальных, грибковых инфекций и некоторых опухолей.
Антибактериальные антибиотики широкого спектра действия с успехом применяют при ряде заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и мочеполовых путей. Однако все еще остается актуальной проблема изыскания новых эффективных препаратов для лечения кишечных инфекций.
Большинство антибиотиков, оказывающих противогрибковое действие, получено из актиномицетов. В последние годы значительно пополнился ряд антибиотиков с противоопухолевым действием. Большинство из них тормозит синтез нуклеиновых кислот раковой клетки.
Противовирусных антибиотиков, которые бы нашли применение в клинике, пока не существует. В качестве активного противовирусного средства применяют интерферон, который рекомендуется для профилактики и раннего лечения гриппа.
Одним из условий предупреждения развития устойчивых форм микроорганизмов является периодическая замена широко применяющихся антибиотиков новыми, недавно созданными или редко применяющимися. Такие препараты получили название «антибиотики резерва».
3 .Практическая часть
3.1. Анкетирование
Знания об антибиотических препаратах и правильный выбор во многом определяет здоровье человека, поэтому в самом начале нашего исследования мы решили выяснить, какой информацией владеют гимназисты и что они думают о проблемах, связанных с лечением заболеваний с помощью антибиотиков. С этой целью была составлена анкета, содержащая ряд вопросов по данной теме.
Вопросы анкеты:
Что такое антибиотики?
Когда и кем они были открыты?
В каких случаях применяют антибиотики?
Помогают ли антибиотики при вирусных заболеваниях: гриппе и др.?
Как вы думаете, могут ли антибиотики- природные и синтетические навредить организму?
Какие природные антибиотики вы знаете?
(см. Приложение № 1).
Всего опрашиваемых было 65 человек, ученики 7-9 классов. Однозначных ответов на вопросы не было.
Результаты анкетирования представлены в таблице: Результаты анкетирования представлены в таблице:
1 вопрос |
Лекарство-20 |
Порошок-6 |
Таблетки-35 |
Уколы-4 |
|
2 вопрос |
Ученым-10 |
Биологом-30 |
Не знаю-25 |
||
3 вопрос |
При заболевании-25 |
После укуса клеща-15 |
Не знаю-25 |
||
4 вопрос |
Да-45 |
Нет-25 |
|||
5 вопрос |
Да-35 |
Нет-15 |
Природные нет-15 |
||
6 вопрос |
Чеснок-4 |
Алоэ-10 |
Лук-12 |
Считается, что редко курс лечения антибиотиками проходит бесследно. При их лечении выделяют несколько видов побочных эффектов:
Аллергические реакции. Степень аллергии на лекарство может быть разной: от легкой сыпи до анафилактического шока. Риск внезапной и сильной аллергической реакции очень высок при применении антибиотиков в виде уколов, поэтому рекомендуют проводить данную процедуру только в условиях медицинского учреждения.
Интоксикация организма. Больше всего эти препараты ударяют по печени и способны стать причиной развития токсического гепатита. Разные виды антибиотиков вызывают интоксикацию различных органов, например аминогликозиды могут стать причиной приобретенной глухоты.
Нарушение работы ЖКТ. Угнетение антибиотиками микрофлоры кишечника ведет к различным расстройствам, чаще всего это диарея.
Подавление иммунитета.
А знают ли об этом опрашиваемые? Как же они ответили на последний вопрос? 77% ребят тоже считают, что антибиотики могут навредить организму.
Вывод: анкетирование показало, что опрашиваемые ученики мало знают об антибиотиках и их применении, поэтому следует разъяснить ребятам, что это за вещества и с какой целью они применяются.
3.2. Исследование влияния антибиотиков на микрофлору воздуха
1. Доказательство, что сок чеснока является природным антибиотиком.
Для исследования я решила использовать сок чеснока, который содержит множество сильно пахнущих серосодержащих соединений, которые и являются антибиотиками, токсичными для микробов, но не токсичными для млекопитающих. Антибиотики чеснока выделяются в форме сложного «коктейля», состоящего из нескольких десятков разных веществ. Некоторые еще мало изучены. Главный антибиотик чеснока - дипропинилтиосульфат, известный также как аллицин, действует антисептически по отношению к стрептококкам даже при разведении 1:125000. Это соединение содержит тиосульфат-ион. Потому я решила провести качественные реакции на тиосульфат-ион, используя в качестве объекта исследования сок чеснока. (см. приложение 1)
Объект исследования – сок чеснока (рис.1)
Цель: обнаружить с помощью качественных реакций в соке чеснока природный антибиотик аллицин (дипропинилтиосульфат).
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, воронка, бумажный фильтр, химические стаканы, стеклянная палочка, растворы хлорида бария, нитрата серебра, йода, сок чеснока.
1. Реакция с хлоридом бария. Тиосульфат-ион при взаимодействии с катионами бария образует белый мелкокристаллический осадок тиосульфата бария
Ход опыта:
В пробирку добавила 1 мл фильтрата сока чеснока, прибавила 1 мл раствора хлорида бария. Наблюдала образование белого осадка тиосульфата бария. Осадок образуется медленно. Для ускорения выделения осадка потерла внутреннюю стенку пробирки стеклянной палочкой.
Ba2+ + S2O32- = ВаS2О3↓ (рис.3)
2. Реакция с йодом. Тиосульфат-ион обесцвечивает нейтральные или слабощелочные растворы йода, восстанавливая йод до йодид-ионов I-
Ход опыта:
В пробирку внесла 1 мл фильтрата сока чеснока, добавила по каплям разбавленный раствор йода, имеющего желтую окраску. Через 2-3 мин. Раствор йода обесцветился.
I2 +S2O32- = 2I- + S4O62- (рис.4)
При взаимодействии с йодом тиосульфат-ион действует как восстановитель, желтая окраска йода обесцвечивается.
3. Реакция с нитратом серебра. Тиосульфат-ион с катионами серебра Ag+ образует белый осадок тиосульфата серебра.
Ход опыта:
В пробирку внесла 1 мл фильтрата сока чеснока, добавила 1 мл раствора нитрата серебра. Выделяется белый осадок тиосульфата серебра:
2Ag+ + S2O32- = Ag2S2O3↓ (рис.5)
Осадок тиосульфата серебра Ag2S2O3 разлагается до черного сульфида серебра Ag2S: Ag2S2O3+Н2О = Ag2S↓ + Н2SO4 (рис.6)
Вывод: Таким образом, обнаружив с помощью качественных реакций тиосульфат-ион в фильтрате сока чеснока, я сделала вывод, что в соке чеснока содержится дипропинилтиосульфат или аллицин.
2. Приготовление искусственной питательной среды.
Для приготовления питательной среды мы использовали натуральную питательную среду. В нашем случае мы изготовили питательную среду из вареного картофеля. Взяли свежий картофель , очистили его, выдержали 2 часа в 2 % растворе соды, а затем отварили в течении 40 минут. Полученную питательную среду разложили в чашки Петри на фильтровальную бумагу. Далее произвели посев микроорганизмов, закрыли и поставили в теплое темное место. Далее, наблюдали процесс размножения колоний Через трое суток сравнили результаты и подсчитали количество выращенных колоний.
Таблица № 2. Изучение и подсчитывание количества выращенных колоний микроорганизмов.
Чашка Петри |
Стикер |
Количество колонии |
Откуда проба |
№1 |
Красный |
32 |
Компьютер кааб.11 |
№2 |
Оранжевый |
50 |
10 рублевая монета |
№3 |
Синий |
23 |
Дверная ручка |
№4 |
зеленый |
47 |
Сотовый телефон |
Вывод: Больше всего колоний бактерий выросло в чашке Петри под номерами 2 и 4 (монета и сотовый телефон).
3. Определение чувствительности микроорганизмов воздуха к антибиоткам
Цель: установить влияние различных антибиотиков на микроорганизмы воздуха.
В ходе исследований применяли следующие антибактериальные препараты: амосин, сумамед и сок чеснока.
Для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам использовали следующее оборудование: 5 чашек Петри с микробами в питательной среде на основе агара, стерильные одноразовые шприцы, растворы антибиотиков.
Ход работы
Приготовили растворы антибиотиков: на 1 грамм антибиотика – 5 мл воды. В чашки Петри с микроорганизмами в питательной среде стерильным шприцом добавляли раствор антибиотика до заполнения чашки и наблюдали в течении последующих 48 часов изменения (см. Приложение № 5).
Таблица № 3. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам
В таблице представлено воздействие различных антибиотиков на микроорганизмы. Цифрами показана степень эффективности антибиотиков:
0 – вообще неэффективны
1 – малоэффективны (в отношении лишь отдельных представителей)
2 – эффективны в отношении нескольких представителей
3 – эффективны для большинства микробов
Таблица № 3. Изучение и подсчитывание количества выращенных колоний микроорганизмов.
Чашка Петри |
Стикер |
Количество колонии |
Антибиотик |
Степень эффективности |
№1 |
Красный |
32 |
Сок чеснока (аллицин) |
3 |
№2 |
Оранжевый |
50 |
Амосин |
1 |
№3 |
Синий |
23 |
Тетрациклин |
1 |
№4 |
зеленый |
47 |
Сумамед |
3 |
Результаты исследований:
1) В чашках Петри № 2 и № 3 с антибиотиками Амосином и Тетрациклином наблюдали развитие роста колоний после применения препарата
2) Наименьшее развитие и распространение колоний микроорганизмов наблюдали в чашках Петри № 1 и № 4 с соком чеснока и сумамедом.
Вывод: самой сильной антибиотической антивностью обладают антибиотики широкого спектра действия, такие как сумамед. Но и природный антибиотик сок чеснока показал хороший результат.
Заключение и выводы
Итак, изучив чувствительность микрофлоры воздуха к различным антибиотикам мы установили, что данные микроорганизмы наиболее чувствительны к аллицину и сумамеду. Антибиотики полностью подавляют рост культуры, угнетают колонию. Это объясняется широким спектром данных антибиотиков. Чувствительность к амосину (из группы пенициллинов) минимальна. Такую устойчивость к пенициллину можно объяснить возможностью некоторых бактерий образовывать фермент пенициллиназу, разрушающий пенициллин, поэтому микроорганизмы относительно легко и быстро приобретают к нему устойчивость. Результаты моего исследования позволяют сделать вывод, что чеснок можно использовать при лечении простудных заболеваний, в качестве антисептических средств, как средства повышения иммунитета, не прибегая к синтетическим антибиотикам.
Но нужно знать, что бактерии приспосабливаются к антибиотикам. Поэтому использовать синтетические антибиотики нужно только по назначению врача. Таким образом, я считаю, что полностью игнорировать синтетические антибиотики нельзя, но нужно знать, что существуют природные антибиотики, которые меньше вредят нашему организму. Если употреблять их в пищу, то это поможет организму бороться с инфекцией и повысить иммунитет.
Литература:
1. Бриан Л. Бактериальная резистентность и чувствительность к химиопрепаратам / Перевод с англ. А. Я. Ивлевой. - Москва: Медицина, 1984.- 270 с.
2. Воробьев А. А., Кривошеин Ю. С., Быков А. С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва: Мастерство, 2001.- 224 с.
3. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология (третье издание). Москва: Издательство Московского университета, 1992.- с.
4. Егоров Н.С. Основы учения об антибиотиках (5-ое издание, переработанное и дополненное). Москва: Издательство Московского университета, 1994.- 512 с.
5. Покровский В. Н. Антибиотики и бактерии. Москва: Знание, 1990. 64 с.
6. Сазыкин Ю. О. Биохимические основы действия антибиотиков на микробную клетку. Москва: Наука, 1965.- 267 с.