Изучение влияния синтетических и природных антибиотиков на живые организмы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния синтетических и природных антибиотиков на живые организмы

Баранова А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Казанская средняя общеобразовательная школа
Тремясова А.М. 1
1МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования

Сегодня антибиотики очень широко используются для лечения различных заболеваний. Производство этих лекарственных препаратов растёт и с каждым годом на полках аптек появляются всё новые и новые названия. Может быть некоторые антибиотики уже не так эффективны и микроорганизмы стали к ним резистентными? А природные антибиотики тоже потеряли свою эффективность?

Я заинтересовалась этим вопросом и решила во всём разобраться.

Цель исследования:

исследовать влияние синтетических и природных антибиотиков на типичных представителей микрофлоры окружающей среды.

Задачи исследования:

1) узнать, что такое антибиотики и историю их открытия;

2) доказать, что чеснок является природным антибиотиком;

3) выяснить, как применяются антибиотики в медицине, причины антибиотикорезистентности;

4) провести анкетирование по проблеме использования антибиотиков;

5) определить чувствительность микроорганизмов воздуха к различным антибиотикам и природным антибиотикам, результаты сравнить;

6) дать рекомендации по правильному использованию антибиотиков

Гипотеза

Если воздействовать на микроорганизмы синтетическими и природными антибиотиками, то результаты будут одинаковые.

Только ли синтетические антибиотики могут бороться с бактериями

Методы исследования:

теоретический (изучение литературы по данному вопросу);

экспериментальный (наблюдение, исследование чувствительности микроорганизмов к антибиотикам);

социологический (анкетирование);

метод фотосъёмки.

2. Основная часть

2.1. Что такое антибиотики

Термин «антибиотик» (в переводе с греческого – «против жизни», т.к. «анти» - против, «биос» - жизнь) предложил в 1942 году американский микробиолог почвы Зельман Ваксман. Он писал, что антибиотики - это химические вещества, образуемые микроорганизмами, обладающие способностью подавлять рост или даже разрушать бактерии и другие микроорганизмы. Согласно наиболее распространенному в научном сообществе определению антибиотиками называют химические вещества природного происхождения или их модификации, обладающие высокой физиологической активностью по отношению к определенным группам микроорганизмов или к злокачественным опухолям, избирательно задерживающие их рост, либо полностью подавляющие развитие. 

Специфичность антибиотиков характеризуется тремя основными признаками.

Во-первых, антибиотики обладают высокой биологической активностью в отношении чувствительных к ним организмов. Это означает, что антибиотические вещества даже в очень низких концентрациях проявляют высокий физиологический эффект. Например, пенициллин в концентрации 0,000001 г/мл оказывает четко выраженное бактерицидное действие по отношению к чувствительным к нему бактериям.

Во-вторых, характерная особенность антибиотиков - избирательность их действия. Это означает, что каждый антибиотик проявляет свое биологическое действие лишь по отношению к отдельным, вполне определенным организмам или группам организмов, не оказывая при этом заметного эффекта на другие формы живых существ.

В-третьих, некоторые антибиотики наряду с антибактериальными свойствами могут проявлять иммуномодуляторное действие или выступать в качестве ингибиторов ферментов.

2.2.История открытия антибиотиков

Учение об антибиотиках - молодая синтетическая ветвь современного естествознания. Многие учёные мечтали о создании таких препаратов, которые можно было бы использовать при лечении различных заболеваний человека, о препаратах, способных убивать патогенных бактерий, не оказывая вредного действия на организм больного.

В конце XIX в. замечательные русские врачи терапевт Вячеслав Манассеин и дерматолог Алексей Полотебнов описали в своих трудах убийственное действие плесневых грибков на болезнетворные микроорганизмы. Полотебнов использовал эмульсию с плесневым грибком для лечения язв у больных сифилисом, что описал в книге «Патологическое значение плесени» (1873 г.). К сожалению, идеи Манассеина и Полотебнова в то время не получили широкого практического применения.

Явление антибиоза подавления и уничтожения одних микроорганизмов другими изучал и микробиолог Луи Пастер. В 1887 г. он описал антибиоз между почвенными бактериями и бактериями возбудителями сибирской язвы.

Разработки Пастера получили продолжение в трудах итальянского исследователя Бартоломео Гозио: он в 1896 г. из жидкости, содержащей культуру пенициллинового грибка, выделил кристаллическое соединение микофеноловую кислоту. Она считается одним из первых лекарств с антибактериальными свойствами.

В 1897 г. французский военный врач Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи собирают плесень с сырых седел и лечат ею раны лошадей. Дюшен тщательно обследовал плесень, опробовал ее на морских свинках и выявил ее разрушающее действие на палочку брюшного тифа. Результаты своих исследований Эрнест Дюшен представил в парижском институте Пастера, но они не были признаны.

Другим антибиотическим веществом стала пиоционаза, полученная немецкими врачами Рудольфом Эммерихом и Оскаром Ловом в 1899 г. Пиоционаза содержала в себе бактерию, подавляющую другие бактерии возбудители холеры, тифа, дифтерии.

Пауль Эрлих (1854-1915) в результате многочисленных опытов синтезировал в 1912 году мышьяковистый препарат - сальварсан, убивающий in vitro возбудителя сифилиса. В 30-х годах прошлого столетия в результате химического синтеза были получены новые органические соединения - сульфамиды, среди которых красный стрептоцид был первым эффективным препаратом, оказавшим терапевтическое действие при тяжёлых стрептококковых инфекциях.

В 1913 г. американским ученым Карлу Альсбергу и Отису Фишеру Блэку удалось получить из плесени кислоту, обладающую противомикробными свойствами, однако их исследования были прерваны с началом Первой мировой войны.

Официально, «золотая эра антибиотиков» начинается с открытия пенициллина. Это произошло в 1929 году, и первооткрывателем официально считают британского бактериолога Александра Флеминга.

Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе исследования сопротивляемости человеческого организма бактериальным инфекциям. Он обнаружил, что некоторые колонии стафилококковых культур, оставленные им в лабораторных чашках, заражены штаммом плесени Penicillium Notatum. Вокруг пятен плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Это позволило ему сделать вывод о том, что плесень вырабатывает убивающее бактерии вещество, которое ученый назвал "пенициллином", по имени гриба-продуцента, относящегося к роду пенициллов.

Флеминг недооценил свое открытие, полагая, что получить лекарство будет очень трудно. Его работу продолжили ученые из Оксфорда Говард Флори и Эрнст Чейн. В 1940 г. они выделили препарат в чистом виде и изучили его терапевтические свойства. 12 февраля 1941 г. инъекция пенициллина впервые была сделана человеку. Пациентом Флори и Чейна стал лондонский полицейский, умиравший от заражения крови. После нескольких инъекций ему стало лучше, однако запас лекарства быстро закончился, и больной скончался.

В 1943 г. Говард Флори передал технологию получения нового препарата американским ученым, в США было налажено массовое производство антибиотика. В 1945 г. Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.

Но это не означает, что все существующие ныне антибиотики произведены живыми клетками. Химики давно научились улучшать, усиливать антибактериальные свойства природных веществ, модифицируя их с помощью химических методов. Полученные таким образом соединения относятся к полусинтетическим антибиотикам. Из огромного количества природных и полусинтетических антибиотиков в медицинских целях используют всего лишь около ста

В 70-х годах ежегодно описывалось более 300 новых антибиотиков. В последующем число антибиотиков росло очень быстрыми темпами.

2.2. Классификация антибиотиков

Огромное разнообразие антибиотиков и видов их воздействия на организм человека явилось причиной классифицирования и разделения антибиотиков на группы.

В зависимости от природы антибиотика, его концентрации, времени действия, микроструктуры клетки организма и внешних условий - температуры рН и других, антибиотические вещества могут проявлять цитостатическое (задерживать рост микробов), цитоцидное (убивать клетки) или цитолитическое (растворять клеточную оболочку и в результате этого приводить к гибели клетки) действие.

По спектру действия антибиотики делят на:

антибактериальные

противогрибковые

антипротозойные

На вирусы антибиотики не действуют!

По спектру действия антибактериальные антибиотики делятся на: узкого (действующие на грамположительные или грамотрицательные бактерии) и широкого (действующие на грамположительные и грамотрицательные бактерии) спектра действия.

Классификация антибиотиков по механизму биологического действия:

1. Антибиотики, ингибирующие синтез клеточной стенки (пенициллины, бацитрацин и др.).

2. Антибиотики, нарушающие функции мембран (альбомицин, грамицидин и др.).

3.Антибиотики, избирательно подавляющие синтез РНК и ДНК (новобиоцин, актиномицин, актидион и др.).

4. Антибиотики, подавляющие синтез белка (тетрациклины, эритромицин, хлорамфеникол и др.).

5. Антибиотики - ингибиторы дыхания (антимицины и др.).

6. Антибиотики - ингибиторы окислительного фосфорилирования (валиномицин, грамицидины и др.).

7. Антибиотики, обладающие антиметаболитными свойствами.

Различают несколько групп антибиотиков в зависимости от действующего вещества:

Цефалоспорины. Отличаются широким спектром действия. Редко вызывают аллергию, относительно безвредны, некоторые антибиотики этой группы назначаются даже беременным женщинам и маленьким детям.

Пенициллины. Препараты с низкой токсичностью.

Макролиды. Приостанавливают размножение бактерий, поэтому действуют медленней, чем антибиотики других групп. Могут терять эффективность при применении с некоторыми видами пищи, поэтому назначаются для применения отдельно от еды.

Фторхинолоны. Обладают сильным бактерицидным действием, поэтому назначаются при тяжелых формах инфекций. Вместе с тем высокотоксичны, могут негативно влиять на формирование хрящевых тканей, поэтому противопоказаны детям и беременным женщинам.

Аминогликозиды. Наиболее опасные и токсичные из антибиотиков, используются в лечении инфекционных заболеваний, таких как фурункулёза и др.

Тетрациклины. Отличаются полной перекрестной устойчивостью – то есть бактерии, выработавшие резистентность к одному из тетрациклинов, будут также невосприимчивы и к другим препаратам этой группы.

Карбапенемы. Препараты последнего поколения, воздействуют на широкий спектр микроорганизмов. Лекарства этой группы применяют только в сложных случаях, когда другое лечение неэффективно, например при развившейся резистентности инфекции к другим группам антибиотиков.

2.3.Применение антибиотиков в медицине 

Антибиотики очень широко применяются в медицинской практике для лечения различных бактериальных, грибковых инфекций и некоторых опухолей.

   Антибактериальные антибиотики широкого спектра действия с успехом применяют при ряде заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и мочеполовых путей. Однако все еще остается актуальной проблема изыскания новых эффективных препаратов для лечения кишечных инфекций.

  Большинство антибиотиков, оказывающих противогрибковое дей­ствие, получено из актиномицетов. В последние годы значительно пополнился ряд антибиотиков с противоопухолевым действием. Большинство из них тормозит синтез нуклеиновых кислот раковой клетки.

Противовирусных антибиотиков, которые бы нашли применение в клинике, пока не существует. В качестве активного противовирусного средства применяют интерферон, который рекомендуется для профилак­тики и раннего лечения гриппа.

Одним из условий предупреждения развития устойчивых форм микроорганизмов является периодическая замена широко применяющихся антибиотиков новыми, недавно созданными или редко применяющимися. Такие препараты получили название «антибиотики резерва».

3 .Практическая часть

3.1. Анкетирование

Знания об антибиотических препаратах и правильный выбор во многом определяет здоровье человека, поэтому в самом начале нашего исследования мы решили выяснить, какой информацией владеют гимназисты и что они думают о проблемах, связанных с лечением заболеваний с помощью антибиотиков. С этой целью была составлена анкета, содержащая ряд вопросов по данной теме.

Вопросы анкеты:

Что такое антибиотики?

Когда и кем они были открыты?

В каких случаях применяют антибиотики?

Помогают ли антибиотики при вирусных заболеваниях: гриппе и др.?

Как вы думаете, могут ли антибиотики- природные и синтетические навредить организму?

Какие природные антибиотики вы знаете?

(см. Приложение № 1).

Всего опрашиваемых было 65 человек, ученики 7-9 классов. Однозначных ответов на вопросы не было.

Результаты анкетирования представлены в таблице: Результаты анкетирования представлены в таблице:

1 вопрос

Лекарство-20

Порошок-6

Таблетки-35

Уколы-4

 

2 вопрос

Ученым-10

Биологом-30

Не знаю-25

   

3 вопрос

При заболевании-25

После укуса клеща-15

Не знаю-25

   

4 вопрос

Да-45

Нет-25

     

5 вопрос

Да-35

Нет-15

Природные нет-15

   

6 вопрос

Чеснок-4

Алоэ-10

Лук-12

   

Считается, что редко курс лечения антибиотиками проходит бесследно. При их лечении выделяют несколько видов побочных эффектов:

Аллергические реакции. Степень аллергии на лекарство может быть разной: от легкой сыпи до анафилактического шока. Риск внезапной и сильной аллергической реакции очень высок при применении антибиотиков в виде уколов, поэтому рекомендуют проводить данную процедуру только в условиях медицинского учреждения.

Интоксикация организма. Больше всего эти препараты ударяют по печени и способны стать причиной развития токсического гепатита. Разные виды антибиотиков вызывают интоксикацию различных органов, например аминогликозиды могут стать причиной приобретенной глухоты.

Нарушение работы ЖКТ. Угнетение антибиотиками микрофлоры кишечника ведет к различным расстройствам, чаще всего это диарея.

Подавление иммунитета.

А знают ли об этом опрашиваемые? Как же они ответили на последний вопрос? 77% ребят тоже считают, что антибиотики могут навредить организму.

Вывод: анкетирование показало, что опрашиваемые ученики мало знают об антибиотиках и их применении, поэтому следует разъяснить ребятам, что это за вещества и с какой целью они применяются.

3.2. Исследование влияния антибиотиков на микрофлору воздуха

1. Доказательство, что сок чеснока является природным антибиотиком.

Для исследования я решила использовать сок чеснока, который содержит множество сильно пахнущих серосодержащих соединений, которые и  являются антибиотиками, токсичными для микробов, но не токсичными для млекопитающих. Антибиотики чеснока выделяются в форме сложного «коктейля», состоящего из нескольких десятков разных веществ. Некоторые еще мало изучены. Главный антибиотик чеснока - дипропинилтиосульфат, известный также как аллицин, действует антисептически по отношению к стрептококкам даже при разведении 1:125000. Это соединение содержит тиосульфат-ион. Потому я решила провести качественные реакции на тиосульфат-ион, используя в качестве объекта исследования сок чеснока. (см. приложение 1)

Объект исследования – сок чеснока (рис.1)

Цель: обнаружить с помощью качественных реакций в соке чеснока природный антибиотик аллицин (дипропинилтиосульфат).

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, воронка, бумажный фильтр, химические стаканы, стеклянная палочка, растворы хлорида бария, нитрата серебра, йода, сок чеснока.

1. Реакция с хлоридом бария. Тиосульфат-ион при взаимодействии с катионами бария образует белый мелкокристаллический осадок тиосульфата бария

Ход опыта:

В пробирку добавила 1 мл фильтрата сока чеснока,  прибавила 1 мл раствора хлорида бария. Наблюдала образование белого осадка тиосульфата бария. Осадок образуется медленно. Для ускорения выделения осадка потерла внутреннюю стенку пробирки стеклянной палочкой.

Ba2+ + S2O32- = ВаS2О3↓ (рис.3)

2. Реакция с йодом. Тиосульфат-ион обесцвечивает нейтральные или слабощелочные растворы йода, восстанавливая йод до йодид-ионов I

Ход опыта:  

В пробирку внесла 1 мл фильтрата сока чеснока, добавила по каплям  разбавленный раствор йода, имеющего желтую окраску. Через 2-3 мин. Раствор йода обесцветился.

I+S2O32-  = 2I+ S4O62-  (рис.4)

При взаимодействии с йодом тиосульфат-ион действует как восстановитель, желтая окраска йода обесцвечивается.

3. Реакция с нитратом серебра. Тиосульфат-ион с катионами серебра Ag+ образует белый осадок тиосульфата серебра.

Ход опыта:

В пробирку внесла 1 мл фильтрата сока чеснока, добавила 1 мл раствора нитрата серебра.  Выделяется белый осадок тиосульфата серебра:

2Ag+  S2O32- =  Ag2S2O3↓ (рис.5)

Осадок тиосульфата серебра Ag2S2O3 разлагается до черного сульфида серебра Ag2S:                                Ag2S2O32О = Ag2S↓ + Н2SO(рис.6)

Вывод: Таким образом, обнаружив с помощью качественных реакций тиосульфат-ион в фильтрате сока чеснока, я сделала вывод, что в соке чеснока содержится  дипропинилтиосульфат или аллицин.

2. Приготовление искусственной питательной среды.

Для приготовления питательной среды мы использовали натуральную питательную среду. В нашем случае мы изготовили питательную среду из вареного картофеля. Взяли свежий картофель , очистили его, выдержали 2 часа в 2 % растворе соды, а затем отварили в течении 40 минут. Полученную питательную среду разложили в чашки Петри на фильтровальную бумагу. Далее произвели посев микроорганизмов, закрыли и поставили в теплое темное место. Далее, наблюдали процесс размножения колоний Через трое суток сравнили результаты и подсчитали количество выращенных колоний.

Таблица № 2. Изучение и подсчитывание количества выращенных колоний микроорганизмов.

Чашка Петри

Стикер

Количество колонии

Откуда проба

№1

Красный

32

Компьютер кааб.11

№2

Оранжевый

50

10 рублевая монета

№3

Синий

23

Дверная ручка

№4

зеленый

47

Сотовый телефон

Вывод: Больше всего колоний бактерий выросло в чашке Петри под номерами 2 и 4 (монета и сотовый телефон).

3. Определение чувствительности микроорганизмов воздуха к антибиоткам

Цель: установить влияние различных антибиотиков на микроорганизмы воздуха.

В ходе исследований применяли следующие антибактериальные препараты: амосин, сумамед и сок чеснока.

Для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам использовали следующее оборудование: 5 чашек Петри с микробами в питательной среде на основе агара, стерильные одноразовые шприцы, растворы антибиотиков.

Ход работы

Приготовили растворы антибиотиков: на 1 грамм антибиотика – 5 мл воды. В чашки Петри с микроорганизмами в питательной среде стерильным шприцом добавляли раствор антибиотика до заполнения чашки и наблюдали в течении последующих 48 часов изменения (см. Приложение № 5).

Таблица № 3. Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам

В таблице представлено воздействие различных антибиотиков на микроорганизмы. Цифрами показана степень эффективности антибиотиков:

0 – вообще неэффективны

1 – малоэффективны (в отношении лишь отдельных представителей)

2 – эффективны в отношении нескольких представителей

3 – эффективны для большинства микробов

Таблица № 3. Изучение и подсчитывание количества выращенных колоний микроорганизмов.

Чашка Петри

Стикер

Количество колонии

Антибиотик

Степень эффективности

№1

Красный

32

Сок чеснока (аллицин)

3

№2

Оранжевый

50

Амосин

1

№3

Синий

23

Тетрациклин

1

№4

зеленый

47

Сумамед

3

Результаты исследований:

1) В чашках Петри № 2 и № 3 с антибиотиками Амосином и Тетрациклином наблюдали развитие роста колоний после применения препарата

2) Наименьшее развитие и распространение колоний микроорганизмов наблюдали в чашках Петри № 1 и № 4 с соком чеснока и сумамедом.

Вывод: самой сильной антибиотической антивностью обладают антибиотики широкого спектра действия, такие как сумамед. Но и природный антибиотик сок чеснока показал хороший результат.

Заключение и выводы

Итак,  изучив чувствительность микрофлоры воздуха к различным антибиотикам мы установили, что данные микроорганизмы наиболее чувствительны к аллицину и сумамеду. Антибиотики полностью подавляют рост культуры, угнетают колонию. Это объясняется широким спектром данных антибиотиков. Чувствительность к амосину (из группы пенициллинов) минимальна. Такую устойчивость к пенициллину можно объяснить возможностью некоторых бактерий образовывать фермент пенициллиназу, разрушающий пенициллин, поэтому микроорганизмы относительно легко и быстро приобретают к нему устойчивость. Результаты моего исследования позволяют сделать вывод, что чеснок можно использовать при лечении простудных заболеваний, в качестве антисептических средств, как средства повышения иммунитета, не прибегая к синтетическим антибиотикам.

Но нужно знать, что бактерии приспосабливаются к антибиотикам. Поэтому использовать синтетические антибиотики нужно только по назначению врача. Таким образом, я считаю, что полностью игнорировать синтетические антибиотики нельзя, но нужно знать, что существуют природные антибиотики, которые меньше вредят нашему организму.  Если употреблять их в пищу, то это поможет организму бороться с инфекцией и повысить иммунитет.

Литература:

1. Бриан Л. Бактериальная резистентность и чувствительность к химиопрепаратам / Перевод с англ. А. Я. Ивлевой. - Москва: Медицина, 1984.- 270 с.

2. Воробьев А. А., Кривошеин Ю. С., Быков А. С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Москва: Мастерство, 2001.- 224 с.

3. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология (третье издание). Москва: Издательство Московского университета, 1992.- с.

4. Егоров Н.С. Основы учения об антибиотиках (5-ое издание, переработанное и дополненное). Москва: Издательство Московского университета, 1994.- 512 с.

5. Покровский В. Н. Антибиотики и бактерии. Москва: Знание, 1990. 64 с.

6. Сазыкин Ю. О. Биохимические основы действия антибиотиков на микробную клетку. Москва: Наука, 1965.- 267 с.

Просмотров работы: 203