Изучение у учеников 8-х классов взаимосвязи между дерматоглифическими отпечатками и способностями человека.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение у учеников 8-х классов взаимосвязи между дерматоглифическими отпечатками и способностями человека.

Тремясов М.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Казанская средняя общеобразовательная школа
Тремясова А.М. 1
1МАОУ Казанская средняя общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Еще с древности люди использовали отпечатки пальцев. Следы пальцевых отпечатков встречаются на древнейших памятниках нашей земли. Известно, что вавилоняне делали оттиск пальца на глиняных табличках. Эти таблички считались гербовыми печатями, уникальными в своем роде. Мы с вами получаем большинство информации об окружающем мире через пальцы, т.к на кончиках пальцев множество нервных окончаний. Мы впитываем знания об окружающей среде, пропуская чувства и мысли через наши папиллярные узоры на пальцах.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что многие ребята 8-10 классов стоят перед выбором- кем я хочу стать в будущем? Как угадать с будущей профессией и буду ли я соответствовать выбранной профессии. Передо мной тоже стал выбор- я хочу стать военным хирургом, но не знаю будет ли соответствовать мой выбор моим навыкам, способностям , характеру. А чтобы ответить на этот вопрос нужно знать , что влияет на способности человека и их развитие; как угадать предрасположенность к точным наукам или искусству? Ведь каждому человеку важно чтобы ему нравилась его профессия, чтобы он не разочаровался в своем выборе. Прочитав в журнале «Молодой ученый» информацию, что по отпечаткам пальцев можно определить способности и темперамент человека, я заинтересовался и решил самостоятельно убедиться в наличии взаимосвязи между дерматоглифическими отпечатками и качествами человека.

По мнению российского психиатра Николая Богданова «Отпечатки пальцев-это данный природой видимый маркер наследственных способностей человека, т.е характера, темперамента, психических свойств нервной системы. Учитывая тесную связь между генами и характером кожных узоров, еще в детском возрасте можно определять характер воспитания, обучения, выбор профессии».

Я поставил перед собой цель нашего исследования.

Цель: изучение узоров пальцев рук и особенностей типов темперамента восьмиклассников МАОУ Казанская СОШ.

Гипотеза исследования: если проанализировать отпечатки пальцев человека, то по ним можно определить темперамент человека.

Задачи :

Проанализировать источники литературы;

Выявить количественное соотношение различных типов пальцевых отпечатков у 8 классов.

Выявить количественное соотношение различных типов темперамента у школьников 8 классов.

Выявить соотношение различных типов кожных узоров пальцев рук учащихся 8 классов с особенностями их типа темперамента.

Сравнить полученные данные и сделать вывод.

Объект исследования:типы темперамента 8-х классов.

Предмет исследования:взаимосвязь отпечатков пальцев и типов темперамента.

Методы исследования:

Работа с литературой

Опытно-экспериментальный

Сравнительный анализ

В ходе исследования использовались работы психиатора Богданова Н.Н., Власова А.В,психоантропогенетик, ЮУрГУ, которые занимаются исследованием взаимосвязи папиллярных узоров с различными способностями человека. Так же использовались методики К.Юнга, Айзенка для определения типа личности и типа темперамента у исследуемо группы людей.

Глава 1. Теоретическая часть

2. История науки

В то, что по руке можно узнать все тайны человека, люди верили давно. Даже в Библии, в Книге Иова, глава 37-я, стих 7-й, говорится: «Бог полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его». Пророк Моисей утверждал, что «рука есть зеркало человека, в котором обозначена вся его жизнь». Аристотель не сомневался, что в линиях на руке зашифрована скрытая информация о человеке.

И уже ученые нашего столетия привели доказательства, что узоры на пальцах являются «волшебными письменами», в которых можно прочитать о характере человека, его потенциалах и даже о будущем. Ученые психологи сравнивают линии на пальцах и ладонях со штрих-кодом. Штрих-код судеб человека очень сложен и непредсказуем, да и считывающее его устройство еще не создано. Но существует научное направление, которое изучает рисунки на руках и пальцах. Называется оно дерматоглифика. Узоры на пальцах не изменяются в течении всей жизни, уникальны для каждого человека и их можно классифицировать . У истоков современной дерматоглифики стоял английский психолог и антрополог Френсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина. В середине 1800 годов он выделил три пальцевых узора: дуга, петля и завиток.

Отпечатки пальцев- это непростой признак. В нем очень велика наследственная компонента, однако даже у идентичных близнецов отпечатки несколько отличаются. Генотип задает определенное поле, в котором происходит самоорганизация поверхностей пальцевых подушечек. Пальцевые узоры- это зеркало генотипа, проявление действия целого комплекса наследственных задатков, которые влияют на особенности человека.

Каждый из нас имеет генетический паспорт, который мы с вами носим на кончиках пальцев. Если посмотреть на свои пальцы, то на них можно увидеть линии, которые создают определенные узоры. Эти узоры формируются у ребенка на 12 неделе беременности мамы. Окончательное формирование папиллярных узоров заканчивается к 25 неделе беременности. То есть мы рождаемся с определенным рисунком на пальцах, который остается с нами всю жизнь, не меняясь.На существует в г.Екатеринбург.

- идентификации по пальцев, на рисунка .

по дактилоскопии , что пальца от кожи.

3. узоров.

    сложную    и  многогранные : ,  иммунную, ,  ,  терморегуляционную,    и    веществ,  .    осуществляет      с внешней  .

  единицей      пальцев,    и   человека      гребень  и    .  Гребни      различного    с    частотой  в  .    на  чрезвычайное  ,    элементы     группировке ().

классификация , предложенная , три основных : завиток, и .

Такая пальцевых для персональной и для биологических , где более рисунков . Поэтому эти три пальцевых детализированы , а позднее исследователями. Но из классификаций используется , которая узорных : , петли, и сложные, или , .

Дуги

не имеет ( дельты) и из , пересекающих подушечку и дистально. T- имеет , два радианта в ульнарном и pa , а дистальный и вокруг гребни в вытянутой , дистальную (рис.1).

1 –

Петли

одну . Это узор, в гребешки от края , , изгибаясь , к краю, но, не до , возвращаются к , от которого . радиант , поле ( узор), петли (. 2).

2- Петли

( )

Истинные две дельты. Это , в которой идут сердцевины . завитки представлены , и спиральными ( . 3). В завитках объем , форма и , направление и радиантов.

3 -

Составные, или ,

Составной два и более и из двух и рисунков. представлены типами: , латеральные , двойные и узоры (.4).

4 - Двойная

4. индивидуально – личности с на пальцах

людей, на , составленные (врач-психиатр, наук, сотрудник патологии и высшей и нейрофизиологии наук, организации по ) Приложение 1

Обладатели на пальцах  конкретным . Это однозначные, им к изменениям . Они не склонны к мнению и настоять на . , отчасти это переключением на и общей . К других «» относятся и , такие не «вкуса» и легко « » прямо в .

В жизни дуг производить таранов, , потому, что негибкости им некуда. люди во рода .

иной тип  обладатели завитковых  . тип личности , что сам не представляет, на что . О говорят: « в голове!» С , их отличает , они ленивы, , им очень начатое до . Уловив задачи, тут же к ней . Или не могут , путь .

Им свойственно усложнять ними . чисто от закулисных , делают это не для , а из «любви к », в обогатить окружающую . В той или мере они , испытывают в силах, к самокопанию. По им трудно с дуг, зато в тонкой .

А люди с – это созерцатели, ни во что не , лентяи и , мир со стороны. рисунок на Востоке, вот вам и для восточной .

 с петлевыми   собой « середину» вышеописанными. этих так, что им легко к ситуации, , терпимы и . У них круг , и нет той напряженности и , как у с завитками, ни той и , как у людей с .

Они участвовать и в тех , ни , ни замысла не или даже не . При их «плюсах» и «» – это руководители, бы по минимуму . Они никогда не на , подобно дуг, и не мучают и меняющимися , как завитков.

Глава 2. ЧАСТЬ.

на папиллярных на и ладонях, по дерматоглифике и , мы можем какой тип у нас на пальцах, или у и сделать о характера, человеку и , способностях! Это и может старшеклассникам на профессии и Заведения. Исследования на МАОУ СОШ учеников 8-х . Всего было исследовано 36 человек- 8 а-11 человек, 8 Б- 17 учащихся и 8 В- 8 учащихся. проводилось в , использовался EPQ Айзенка. В использовались узорных , методом .

Первым стало- пальцев у

получения в условиях упрощена – краски был использован простой карандаш и скотч. было 36 , в том числе и я. отпечатков на соответствующие , рука (, или ), присваивалось из букв и исследуемого, . Затем рассматривались, с классификатора .

полученные на данные, внимание, что у 8-х встречаются 3 типа: , и дуга. у обследуемых узоры в (в основном это девочки). Обладатели при работе , на скучной «гаснут», они , , отзывчивы, на компромиссы, без особенной для , легко с , терпят их , вполне при оценивая .(Приложение 2, Таблица1)

отметить, что «завитки» на месте по других типов. Те, на преобладает , плохо , на что они способны, их зависит, , от мотивации, не неприятные для , им бывает начатое , не довольны , очень , все на лету, обучаются, за несколько дел, но их не , теряя к ним , недовольны , к самокопанию и .

Реже пальцевые - «». Их отличает на мир, они не склонны к , однозначны и , им приспосабливаться к обстановки и к других , они , откровенны, неуживчивым , при с настырным «рвутся в ».

Просмотрев отпечатки пальцев можно сделать вывод: у девочек преобладают петли и завитки, а у мальчиков – дуги и петли. (Приложение 2, Таблица1)

моей - экспресс-метод человека по пальцам ( Власова Алексея а- ЮУрГУ). 2, Таблица 2

данной я отпечатки пальцев. комбинация на указательных в основе . Результаты в таблицу 2, таблица2

полученные , обратить , что у лиц с нервной либо «», «дуги». «» в большом у слабой . В процентном это так .(таблица 2, п 2):

этап - тестирование по Айзенко (Приложение 2, Таблица 3).

Соотношение основных типов темперамента учащихся 8-х классов также различно. В ходе исследования выявлено, что в школе преобладает флегматический тип темперамента (11 человек). 7 учеников из опрошенных обладают холерическим, а 10 – меланхолическим темпераментом .Меньше всего в 8-х классах сангвиников (9 человек). Следует отметить, что среди опрошенных встречаются учащиеся со смешанным типом темперамента (сангвиник – флегматик, сангвиник – холерик)- 5 человек.

Далее я проанализировал отпеатки 10 пальцев. Вот ,что у меня получилось

-в 8а классе не выявлено чистых меланхоликов, больше всего сангвиников, в 8б классах – больше всего флегматиков и холериков, в 8 в классе отсутствуют холерики и сангвиники. В 8 классах преобладают дети с сангвинистическим типом темперамента. Результаты показали, что только среди учащихся 8 класса можно встретить все основные типы темперамента.

Опираясь на полученные в ходе исследования данные (результаты наблюдений, отпечатки кожных пальцевых узоров, сведения о типах темперамента учащихся), следует отметить, что учащиеся, обладающие теми или иными типами пальцевых узоров, имеют определенный тип темперамента.

у холериков среди пальцевых узоров преобладают петли (менее 50 %) и дуги (менее 50 %), завитки встречаются очень редко;

у флегматиков следует отметить в кожных узорах наличие большего числа дуг;

наличие преобладающего количества завитков среди других кожных отпечатков отмечаются у меланхоликов;

у сангвиников, как представителей сильной уравновешенной подвижной нервной системы, преобладают петли (более 50 %), наряду с небольшим количеством завитков и дуг (менее 50 %).

у детей со смешанным типом темперамента среди пальцевых узоров чаще всего встречаются петли и завитки, дуги вовсе отсутствуют.

Таким образом, по кожным узорам пальцев рук можно судить об особенностях темперамента их обладателя, в нашем случае, обычного школьника. Знания о пальцевых узорах позволяет определить и выбрать индивидуальный стиль общения с окружающими нас людьми, подобрать определенный вид деятельности в соответствии со всеми имеющимися особенностями их характера, темперамента и поведения.

Наша гипотеза частично подтвердилась. Большинство типов темпераментов по по результатам диагностики Айзенко совпадают с результатами исследования отпечатков пальцев. Всего из всех опрошенных по методике Власова чистых совпадений- 15 человек, совпадений по 0.5- 13 человек, несовпадений- 8 человек. Из исследованных по 10 пальцам совпадений-20 человек, не совпало -16 человек (т.к больший охват исследования).На пальцах моих одноклассников преобладают узоры типа петли и дуги, а это значит, что мы жизнерадостные, целеустремленные ребята.

Несовпадение результата по типу темперамента у многих ребят может быть следствием:

- необъективности результатов психологических тестов (шкала лжи)

- погрешности биометрического исследования, уровень достоверности которого составляет 85-95%

Выводы:

1) В школе у учащихся 8-х классов встречаются 3 основных узорных типа: завиток, петля и дуга. Чаще всего у обследуемых отмечаются пальцевые узоры в виде петель и завитков, реже – в виде дуг.

2) Учащиеся с преобладанием одного типа пальцевых узоров встречаются не особенно часто, у остальных отмечаются сочетание двух или трех типов кожных узоров в различном процентном соотношении.

3) Среди учащихся 8-х классов выявлено 9 сангвиников, 7 холериков, 10 меланхоликов и 11 флегматиков.

4) Учащиеся, обладающие теми или иными типами пальцевых узоров, имеют определенный тип темперамента: у лиц с сильной нервной системой доминируют либо «петли», либо «дуги»; «завитки» наблюдается в большей степени у обладателей слабой нервной системы. У детей со смешанным типом темперамента среди кожных узоров не обнаружены дуги, встречаются только петли и завитки.

У меня самого по тесту Айзенко я сангвиник, и по методике Власова я тоже сангвиник. Это значит ,ч то я человек с сильной нервной системой и такая профессия как врач мне подойдет.

Заключение

В заключении хочу отметить, что наука дерматоглифика в нашей стране еще не исчерпала все возможности, ученым и исследователям еще есть чем заниматься – нужно создать программы, способные автоматически обрабатывать собранные за многие годы данные, чаще публиковать полученные в ходе исследований итоги, расширить спектр применения данных, сделать их более доступными. Несмотря на то, что дерматоглифика является сравнительно молодой наукой, в последние десятилетия она все больше проникает в различные сферы человеческой деятельности. Данные дерматоглифики широко используются криминалистами, судебными медиками (в случае спорного отцовства), в клинической медицине (при раннем диагнозе некоторых хромосомных заболеваний), в антропологии (для выявления родственных отношений между различными человеческими группами). Обывателям же есть смысл знать о связи между отпечатками собственных пальцев и своими возможностями, предрасположенностями – это увеличит число верно выбранных профессий, уменьшит разочарования от неоправданных ожиданий.

Литература.

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.

2. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – М.: НГМА, 2003. – 528 с.

3. Бочкова Н.П. Клиническая генетика: Учебник. – М.: Медицина, 1977. – 288 с.

4. Гладкова Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян и человека. – М.: Наука, 1966. – 151 с.

5. Гладкова Т.Д. Дерматоглифический метод в антропологии, антропогенетике, медицине и криминалистике. – М.: Наука, 1989. – 84 с.

6. Гусева И.С. Морфогенез и генетика гребешковой кожи человека. – Минск: Беларусь, 1986. – 157 с.

6. Давиденкова Е.Ф. Хромосомные болезни. – М.: Медицина, 1970. – 186 с.

7. Делоне Н.Л. Адаптивные фенотипы человека в физиологии и медицине // Успехи физиологических наук, 1999. – т. 30. – № 2. – С. 50-62.

8. Залетаева Т.А., Буряков В.И. Дерматоглифика как метод исследования в медицинской генетике: Методические указания // ЦИУВ – М.: ЦИУВ, 1976. – 36 с.

9. Малиновская Н.В. Изучение типов темперамента и характера школьников//Биология в школе. 2005. № 5. – с.33-35

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

11. Петунин О.В. Типология ВНД // Биология в школе. 2005. № 6. – с.14-17

12. Петунин О.В. Типология ВНД // Биология в школе. 2005. № 8. – с.12-17

13. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Г.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 200. – 776 с.

14. Журнал «Молодой уеный», № 36, Определение типа темперамента по узорам папиллярных линий указательных пальцев, стр

Просмотров работы: 221