Цель и задачи
Тема: Влияние этилена на прорастание и геотропическую реакцию растений семейства мотыльковых.
Цель исследования:
Формирование целостного представления о влиянии этилена на рост и развитие растений.
Задачи исследования:
Изучить влияние предполагаемых ингибиторов, выделяемых растениями на рост и развитие побегов гороха и фасоли.
Выявить особенность прорастания семян и рост растений в зависимости от действия предполагаемых ингибиторов;
Повести опыты:
Опыт №2 «Влияние этилена на геотропическую реакцию корней фасоли»
Сделать выводы и дать рекомендации для выращивания растений.
Гипотеза исследования:
Возможно гормоны, выделяемые одними растениями, могут выполнять не только функцию стимуляторов, но и являться ингибиторами роста для других растений.
Методы исследования: наблюдение, измерение, фотосъемка, сравнение, опыт.
Введение
Человек издавна занимается выращиванием культурных растенийи всегда стремится, что бы они росли быстрее, но сорняки могут подавить их рост. Как стимулировать рост одних и подавить рост других? С другой стороны, весной рост растений увеличивается, а к осени замедляется. Вероятно, что-то регулирует рост растений. Можно ли управлять ростом растений? Какие существуют вещества, регулирующие рост растений? Существуют ли растительные гормоны?
Гормональная система регуляции является одной из важнейших систем у растений и включает в себя фитогормоны. Гормоны растений сравнительно низкомолекулярные органические вещества. Они образуются в различных тканях и органах и действуют в очень низких концентрациях порядка 10-13-10-5 моль/л.
Все фитогормоны делятся на стимуляторы и ингибиторы.
Ингибиторы (от лат. «Inhibeo» – останавливаю, сдерживаю) в биологии, природные и синтетические вещества, угнетающие активность ферментов различаются по характеру действия, специфичности и другим свойствам. К ингибиторам роста относится этилен. Ряд соединений оказывает на растение сходное влияние, но уступают ему в эффективности. Этилен единственный газообразный регулятор роста растений.
Регуляторы роста растений
Регуляторы роста растений — органические соединения, вызывающие стимуляцию или подавление (ингибирование) роста и морфогенеза растений. Регуляторы роста подразделяются на две группы: 1) природные — фитогормоны; 2) синтетические — аналоги природных стимуляторов и ингибиторы роста: гербициды, ретарданты, дефолианты.
Природные регуляторы роста.
Фитогормоны — соединения, с помощью которых осуществляется взаимодействие клеток, тканей и органов растений и которые необходимы в малых количествах для запуска и регуляции физиологических и морфогенетических процессов у растений.
Отличительные особенности фитогормонов: 1) сравнительно низкомолекулярные органические соединения, вырабатываются растением; 2) действуют в очень низких концентрациях, как правило, образуются в одной части растения, а действуют в другой; 3) регулируют важные морфогенетические и физиологические процессы, передвигаются по сосудисто-проводящей системе растения; 4) регулируют рост растений и производство веществ негормональной природы (фенолы, витамины и др.).
Выделяют следующие группы фитогормонов: 1) ауксины; 2) гиббереллины; 3) цитокинины; 4) абсцизины; 5) этилен.
Ауксины. Стимуляторы роста. Соединения преимущественно индольной природы: например, индолилуксусная кислота (ИУК) и ее производные. Предшественником в синтезе является триптофан. Синтезируются в верхушке главного стебля и корня, а также в почках и молодых листьях. Больше всего ИУК содержится в растущих почках и листьях, в пыльце и формирующихся семенах. Транспорт ауксинов происходит строго полярно: от верхушки стебля к кончику корня.
Физиологическое действие — стимулируют все фазы роста клеток: камбиальную активность, разрастание завязи, формирование проводящих пучков, фото- и геотропизм, двигательную активность листьев; стимулируют ризогенез и утолщение боковых корней; регулируют цветение, рост и созревание плодов, опадение листьев, завязей и плодов.
В декоративном садоводстве применяют для стимулирования корнеобразования (ризогенеза) при укоренении черенков и пересадке древесных растений.
Синтетические аналоги ауксинов — индолилмасляная кислота (ИМК), нафтилуксусная кислота (НУК), 2-нафтоксиуксусная кислота (НОУК), 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-ДХФУК).
Гиббереллины. Стимуляторы роста. Тетрациклические карбоновые кислоты — гибберелловая кислота (вА) и др. Синтезируются в растущих апикальных стеблевых почках растений, хлоропластах листьев, формирующихся семенах, зародыше прорастающего семени. Передвигаются по растению неполярно.
Физиологическое действие — регулируют рост растений: удлиняют стебель и листья, особенно у злаков, цветки и соцветия становятся крупнее; регулируют цветение, покой, плодоношение; влияют на метаболические процессы: интенсивность фотосинтеза, дыхания, транспирации.
Применяются для ускорения цветения длиннодневных культур, смещения пола растений в мужскую сторону, ускорения прорастания и повышения всхожести семян, часто применяются при выгонке растений.
Цитокинины. Стимуляторы роста. Основные цитокинины — кинетин, зеатин. Синтезируются в апикальной меристеме корней, в молодых листьях и почках, развивающихся плодах и семенах. Транспортируются по сосудам ксилемы из корней в надземные части растения.
Физиологическое действие: 1) влияют на рост клеток; индуцируют клеточные деления, активизируют рост клеток двудольных растений в длину, способствуют дифференцировке клеток; 2) действуют на органогенез: стимулируют формирование почек, рост побегов, угнетают рост корней, вызывают переход к цветению в неблагоприятных условиях); 3) стимулируют рост боковых почек; 4) прерывают покой клубней, семян, спящих почек древесных растений; 5)задерживает старение листьев.
Применяют для получения ветвящихся растений, для задерживания пожелтения листьев. Кинетин на фоне высокого уровня азотного питания стимулирует цветение.
Абсцизовая кислота (АБК) и ее производные. Ингибитор роста.. Синтезируется во всех органах растений, особенно в старых. Больше всего АБК содержится в старых листьях, зрелых плодах, покоящихся семенах и почках. Физиологическое действие — ингибиторы широкого спектра действия, вызывают переход в состояние покоя семян, луковиц, почек; регулируют процессы старения и опадения органов; тормозят рост и метаболические процессы; подавляют активность ауксинов, цитокининов и гиббереллинов; регулируют устьичные движения, снижают транспирацию.
Этилен. Ингибитор роста. Синтезируется из метионина. Представляет собой газ. Основные производные этилена: этрел, алсоп, этилен-хлоргидрин. Образуется во всех органах растений, но наибольшая скорость синтеза наблюдается в стареющих листьях и созревающих плодах. Недостаток кислорода тормозит выделение этилена.
Физиологическое действие — ингибирование роста: торможение деления клеток, останавливает рост листьев у двудольных, изменяет направление роста с продольного на поперечное; ускоряет созревание плодов; удлиняет покой семян, клубней, у некоторых растений ускоряет прорастание пыльцы, клубней и луковиц; смещает пол растений в женскую сторону.
Применяют для уменьшения длины и увеличения толщины стебля, дозревания плодов, увеличения доли женских растений, ускорения цветения некоторых растений (ананас), прерывания глубокого покоя при зимней выгонке ландыша, нарцисса, тюльпана.
Синтетические регуляторы роста.
Гербициды. Ингибиторы роста. Синтетические препараты, вызывающие торможение роста и гибель растений в связи с отмиранием точек роста. Гербициды нарушают полярность, вызывают утолщение побегов, опадение листьев, морфозы.
Различают гербициды сплошного действия, подавляющие рост всех растений, и избирательного действия, подавляющие рост некоторых видов или групп растений. По типу воздействия на растительные ткани различают контактные (повреждают ткани в месте контакта с гербицидом) и системные (способны передвигаться по сосудисто-проводящей системе растения от места поглощения к месту действия).
По условиям применения делят на почвенные (вносят в почву до посева или появления всходов) и листовые (обрабатывают после появления всходов). Применяют только в открытом грунте для уничтожения сорной растительности.
Дефолианты. Ингибиторы роста. Дефолианты — вещества, вызывающие опадение листьев. Применяют для упрощения механизированной уборки и выкопки растений в питомнике, сокращения вегетационного периода растений, улучшения перезимовки. При использовании дефолиантов опадает 70—95% листьев. Как правило, дефолианты стимулируют синтез в растении этилена.
Десиканты. Ингибиторы роста. Вещества, способствующие обезвоживанию растительных тканей, применяются в предуборочный период для высушивания надземных частей растений с целью ускорения созревания и облегчения уборки. Часто в качестве десикантов используют быстродействующие гербициды контактного действия. Ретарданты. Ингибиторы роста. Синтетические регуляторы, тормозящие синтез гиббереллинов, подавляющие рост стебля и вегетативных побегов. Способствуют росту корней, листьев, повышают содержание хлорофилла, устойчивость к стрессам. Все ретарданты способствуют укреплению и уменьшению длины стебля растений.
Фенолы. Ингибиторы роста. К ним относятся: кофейная, хлорогеновая, коричная кислота и др., всего около 2000 соединений. Присутствуют во всех тканях растений. Концентрация фенолов возрастает при вхождении в покой и снижается при его завершении.
Жасминовая кислота, жасмонаты. Ингибитор роста. Тормозят рост проростков, прорастание пыльцевых трубок, образование каллуса, способствуют закрытию устьиц, стимулируют образование клубней и луковиц. Два основных направления применения: 1) для сдерживания вегетативного роста и стимуляции перехода в состояние покоя; 2) усиливают реакцию иммунного ответа. Под воздействием жасминовой кислоты происходит укрепление прочности клеточной стенки, замедление роста, что неблагоприятно для фитопатогенов.
Открытие гормональной активности этилена
Участие этилена в регуляции роста растений было открыто Д.Н. Нелюбовым в Санкт- Петербургском университете в 1901 году. Д.Н. Нелюбов установил, что содержащий этилен светильный газ вызывает большие изменения в росте проростков гороха. В крайне малых концентрациях (1 часть на 16-ref. частей воздуха) этилен вызывал тройную реакцию стебля этиолированных (выращенных в темноте) проростков гороха: он подавлял рост стебля в длину, вызывал его утолщение и изгиб в горизонтальном направлении.
Несмотря на публикацию этих сведений, мировая научная общественность, не обратила внимание на регуляторное действие этилена на рост растений. Этилен был заново открыт в качестве регулятора физиологических процессов у растений в 20-е годы в результате работ Ф. Денни (США) по ускорению созревания плодов под воздействием этилена. В последующем был обнаружен широкий спектр физиологических процессов, регулируемых этиленом, и установлены пути его биосинтеза у растений, то есть доказано, что этилен представляет собой один из гормонов растений (фитогормонов), который в соответствии со свойствами гормонов образуется в растениях и в крайне низких концентрациях регулирует важнейшие программы их жизни. Только в отличие от других гормонов он не поступает из одних органов в другие, выполняя роль дистанционного сигнала. Вместо этилена по растению транспортируется его предшественник, который и участвует в передаче сигнала. Сам же этилен, выделяясь из растения в окружающую атмосферу, может обеспечивать сигнализацию между растениями.
Биологическая активность этилена.
Как показано в опытах д.н. Нелюбова, этилен угнетает рост стебля в длину и вызывает его утолщение. Впоследствии ученые выяснили, что это происходит за счет изменения направления роста клеток стебля, которому соответствует изменение ориентации элементов цитоскелета. Этилен подавляет рост корня, ускоряет старение, что хорошо прослеживается на листьях и цветках растений. Этилен ускоряет также созревание плодов, вызывает опадение листьев и плодов. Он индуцирует образование в черешке специального отделительного слоя клеток, по которому происходит отрыв листа от растения, а на месте отрыва вместо ранки остается индуцированный этиленом защитный слой клеток с опробковевшими стенками. Этот фитогормон влияет на пол цветков, вызывая образование женских цветков у растений, для которых характерны раздельные женские и мужские цветки, например у огурца, тыквы и кабачков.
Образование корней на стебле и формирование в стебле особой ткани - аэренхимы, по которой кислород поступает в корни, индуцируются этиленом. Это спасает растения в условиях кислородного голодания корней, в которое они попадают при затоплении почвы. Помимо этого этилен вызывает и другие изменения в растениях. Например, эпинастию, изменяющую угол наклона листа по отношению к стеблю (листья опускаются). В ответах растений на различные повреждающие воздействия - механические, химические и биологические - также участвует этилен. Он вовлекается в ответ растений на атаку патогенов. Этилен включает системы защиты растений от патогенов. При поранении растений происходят синтез и выделение этилена. Есть данные о том, что при объедании листьев древесных растений животными, объеденное растение выделяет этилен и под его воздействием в листьях соседних растений могут синтезироваться вещества, делающие листья невкусными для животных.
Свойство этилена в растениях
Этилен единственный газообразный регулятор роста растений.
Газ этилен (С2Н4) справедливо относят к гормонам растений, так как он синтезируется в растениях и в крайне низких концентрациях регулирует их рост, активирует созревание плодов, вызывает старение листьев и цветков, опадение листьев и плодов, участвует в ответе растений на различные стрессовые факторы и в регуляции многих других важных событий в жизни растения. Этилен, точнее, этиленпродуценты - соединения, разрушение которых сопровождается выделением этилена, имеют широкое применение в практике сельского хозяйства. В очень низких концентрациях, порядка 0,001-0,1 мкл/л он способен тормозить и изменять характер роста растений, ускорять созревание плодов. Скорость образования этилена различна у разных органов и систем. Образование этилена возрастает при старении и опадении листьев и плодов. Оно тормозится недостатком кислорода (у всех сельскохозяйственных растений, кроме риса) и может регулироваться температурой и светом. Влияет на синтез этилена и уровень СО2. Причем у разных растений углекислый газ может, как стимулировать, так и угнетать образование этилена.
Этилен - обычный метаболит растений. Он образуется в незначительных количествах и поскольку он проявляет активность в тех клетках, в которых он не производится, его считают растительным гормоном. Простейшим источником этилена являются перезревающие плоды (яблоки, бананы в стадии покрытия коричневыми пятнами). Они выделяют примерно 0,05 этилена за час на 1 кг биомассы.
Практическое применение этилена
Этилен находит широкое использование в сельском хозяйстве. Применяют не непосредственно этилен, а так называемые этилен-продуценты, которые разлагаясь образуют этилен. Наиболее распространен среди них этефон - 2-хлорэтилфосфоновая кислота:
С1СН2СН2РО(ОН)2 - СН2=СН2 + НС1 + НЗРО4
Этефон применяют для ускорения созревания и облегчения уборки томатов, для их послеуборочного дозревания (дозаривания), что особенно важно в условиях короткого лета. Обработка этефоном облегчает механизированную уборку яблок, вишен, цитрусовых, облепихи, винограда. На плантациях каучуконосов этефон усиливает отделение латекса у каучуконосных деревьев гевеи, ускоряет выделение живицы у сосны. Его применяют для борьбы с полеганием посевов ржи и ячменя. Этефон способствует формированию укороченного толстого стебля, не полегающего под тяжестью колоса. Его применяют при выращивании огурцов для консервирования. Этефон подавляет развитие мужских цветков и стимулирует формирование женских цветков с последующим партенокарпическим (без оплодотворения) развитием плодов. Этефон используют для опадения листьев хлопчатника перед машинной уборкой коробочек, применяют для регуляции зацветания ананасов и на многих других культурах.
Явления геотропизма - это явления роста.
Наблюдая окружающий нас растительный мир, можно заметить много удивительных особенностей, общих для большинства его представителей. Например, то, что ростовые процессы в растениях осуществляются по определенным правилам. Рост корневой системы происходит в направлении к центру Земли, а основной стебель развивается в противоположную сторону, благодаря чему растения занимают вертикальное положение.
Каждый отдельно взятый растительный организм использует собственные ростовые процессы для наиболее удобного и безопасного расположения в окружающем пространстве. Поэтому направление роста определенных частей растения связано с односторонним направленным действием различных раздражителей окружающей среды (сила гравитации, световое излучение, химические факторы и пр.). Это биологическое явление получило название тропизм (от греч. τροπος – направление, поворот).
Различают такие типы тропизма у растений:
геотропизм или гравитропизм – движение, рост в ответ на действие гравитации; апогеотропизм –отрицательный геотропизм; экзотропизм – продолжение роста «вовне», т. е. в ранее установленном направлении;
гелиотропизм – суточное движение или сезонное движение частей растения в ответ на направление солнца (например, подсолнечника) и афелиотропизм – отрицательный гелиотропизм; фототропизм – движение или рост в ответ на световой раздражитель, а также апототропизм – отрицательный фототропизм; гидротропизм – движение или рост в ответ на воду и гигротропизм – движение или рост в ответ на влагу или влажность (у растений корневая система ощущает изменения влажности в почве и сигнализирует об этом, вызывая клеточные преобразования, которые заставляют корень искривляться к области повышенной влажности);
аэротропизм – рост растений по направлению к источнику кислорода или от него; термотропизм – движение или рост в ответ на направленное температурное воздействие; магнитотропизм – движение или рост растения под действием магнитного поля; электротропизм – движение или рост в ответ на действие источника электрического поля;
хемотропизм – движение или рост в ответ на химическое воздействие; тигмотропизм – движение или рост растения в ответ на прикосновение.
Если направление роста совпадает с направлением действия влияющего фактора, то явление тропизма называется положительным, а если рост происходит в прямо противоположном направлении, то имеет место отрицательный тропизм.
Геотропизм присущ всем высшим и многим низшим растениям. Впервые способность растений занимать вертикальное положение в пространстве была доказана Чарльзом Дарвином. Согласно его наблюдениям центральные корни растений развиваются в направлении действия силы земного притяжения, стремясь достичь влаги в глубинных слоях почвы. А стебли и побеги – наоборот, растут в противоположную сторону, навстречу теплу и свету солнечных лучей, преодолевая гравитацию. В первом случае наблюдается явление положительного геотропизма, во втором – отрицательного.
Геотропизм является неотъемлемой частью роста растений, ориентируя их положение для максимального контакта с солнечным светом, а также обеспечивая правильное направление роста корней.
Как и все типы тропизма, геотропизм происходит в результате четырех последовательных действий. Первое из них – это восприятие растением источника полезного ему стимулирующего воздействия гравитации (света, тепла, влаги и пр.). Затем происходит преобразование полученного сигнала, в результате которого гормоны роста ауксины, находящиеся в растущих частях растения, перераспределяются в его клетках. Четвёртый, заключительный этап: отображение произошедших действий на самих ростовых процессах. Рост за счет геотропизма обусловлен изменениями концентрации гормона роста ауксина в растительных клетках.
Изменение направления роста корня под действием силы земного тяготения происходит в ответ на информацию, полученную с помощью статолитов – особых органелл, расположенных в клетках на кончике корня. Полный процесс этого взаимодействия был описан в 1920-х годах ученым Киевского университета Н. Холодным (1927 г.) и Фрицем Вентом из Калифорнийского технологического института (1928 г.).
Методика проведения исследований.
Рост растений регулируется не только биоэлектрическими сигналами, но и гормональной системой. Главную роль в регуляции скорости роста играет количественное содержание гормона ауксина и его взаимодействие с другими гормонами, в частности абсцизовой кислотой и этиленом. Для исследования нужны два колпака, два цветочных кашпо с проклюнувшимися и посаженными в землю семенами гороха. Первое кашпо (приложение №1) - это контрольный экземпляр. Оно просто накрывается колпаком. А вот под второй колпак – опыт, кладем яблоко. Оба колпака ставим в совершенно одинаковые условия и наблюдаем за развитием ростков, не снимая колпаков (чтобы не выпустить газ). Через восемь дней колпаки снимаются, проводятся замеры и наблюдения. (приложение №2). Результаты фиксируются в таблице.
Опыт № 2 «Влияние этилена на геотропическую реакцию растений фасоли»
В отличие от стимулирующего рост ауксина, абсцизовая кислота тормозит деление клеток нижней стороны органа. Это вызывает замедление ее роста, и корень начинает изгибаться по направлению к центру Земли.
Для опыта нужны зрелое яблоко (источник этилена), 2 колпака, 2 горшка с проростками фасоли (приложение 2). Колпаки устанавливаются на подставку. Под ними размещаются горшки с проростками фасоли. В опытном варианте под колпак кладутся яблоки (приложение 2). Растения ставятся в темноту. В течение восьми дней ведутся наблюдения, без поднятия колпаков, на восьмой день снимаются колпаки, результаты фиксируются, фотографируются, делаются сравнения с первоначальными экземплярами (приложение 2).
Результаты исследования
Результаты опыты №1
Дата посадки |
Дата появления всходов |
Дата окончания опыта |
Размер проростков |
|
Колпак №1 (контроль) |
11.02 |
15.02 |
22.02 |
4,5см |
Колпак №2 (опыт) |
11.02 |
18.02 |
22.02 |
2см |
При проведении данного опыта я наблюдала следующие результаты. Семена гороха были посажены в одно и тоже, время 11 февраля. В каждый стаканчик было посажено по одному семени. Всходы появились в разное время. В контрольном экземпляре – 15 февраля, а в опытном через три дня – 18 февраля. Опыт был завершен в одно и то же время – 22 февраля. После завершения опыта я провела замеры, они оказались разными. Контроль – 4,5 см, а опытный вариант – 2 см.
В результате видно, что росток, который находился под колпаком с яблоком, сильно отстал в развитии от контрольного. Кроме того, очевидно, что он не тянется вверх, а, наоборот, наклонен вниз, горизонтально к поверхности земли.
Результаты опыта №2
Дата Начало опыта |
Дата окончания опыта |
Угол Отклонения Начало опыта |
Угол Отклонения окончание опыта (градусы) |
|
Колпак №1 (контроль) |
11.02 |
22.02 |
0 |
0 |
Колпак №2 (опыт) |
11.02 |
22.02 |
0 |
40 |
Для опыта я подготовила растения фасоли, которые вырастила в разных стаканчиках. Стаканчики я взяла прозрачные, для того, чтобы наблюдать за состоянием корневой системы. Перед началом опыта сделала фотографии обоих вариантов. Начало опыта – 11 февраля, угол отклонения корня составил 0 . По мере накопления этилена в воздухе, он начинает проникать в проростки фасоли. Через несколько дней становятся заметны нарушения нормальной положительной геотропической реакции корней, которые начинают расти горизонтально, то есть заметен угол отклонения от первоначального роста. Опыт завершился 22 февраля. Произвела замер угла отклонения в обоих вариантах. В опытном варианте он составил 40.
Результаты опытов свидетельствуют о регуляторных функциях этилена в жизни растений. Увеличение его содержания в клетках приводит к изменению скорости их роста и изменению геотропической реакции корня.
Вывод:
Таким образом, результаты опытов, подтвердили, что существуют натуральные вещества, влияющие на ростовые процессы. Этилен является природным ингибитором, влияющим на рост и развитие растений.
Гипотеза исследования подтверждена результатами проведенных опытов.
Растения (в опытах – спелое яблоко) выделяют природный гормон этилен, который в данном случае является ингибитором роста для проростков гороха и растений фасоли.
Рекомендации:
Результатами своих простых опытов я показала , свойства этилена, выделяемого яблоками и могу дать несколько практических советов.
Нельзя в домашних условиях хранить фрукты и овощи вместе с яблоками, это вызовет их немедленную порчу.
Кроме этого, необходимо помнить о том, что рядом со спелыми яблоками размещать комнатные растения или вазы с цветами, выделяемый плодами этилен, вызывает старение цветов и их быстрое увядание, и опадение листьев у любимых цветов, как в нашем опыте (приложение 3)
В условиях нашего короткого лета, чаще всего, помидоры, растущие в открытом грунте, огородники собирают зелёными. Воспользуйтесь моим советом, положив одно-два яблока в ящик с зелёными помидорами, вы ускорите их созревание.
Источники:
https://pandia.ru/text/80/575/26566.php
http://biblo-ok.ru/bibliok/work/26797/index.php
http://geum.ru/doc/work/26797/40000.php
http://geo-plant.ru/etilen-—-gormon-stareniya
https://studref.com/323664/agropromyshlennost/regulyatory_rosta_rasteniy
http://biofile.ru/bio/17266.html
https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/geotropizm-ili-zagadka-rosta-rasteniy/
Литература:
Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. — Мн.: Нар.света, 1991. —208 с.: ил.
Травкин М.П. "Занимательные опыты с растениями", М. Учпедгиз. 1960г. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений/Н.Н.
Приложение 1
1
2
Первое кашпо - это контрольный экземпляр. Оно просто накрывается колпаком. А вот под второй колпак ко второму кашпо кладем яблоко.
Через восемь дней колпаки снимаются, проводятся замеры и наблюдения.
В результате видно, что росток, который находился под колпаком с яблоком, сильно отстал в развитии от контрольного.
П риложение 2
2
1
2
1
Для опыта№2 нужны зрелое яблоко (источник этилена), 2 колпака, 2 горшка с проростками фасоли. Под колпаками размещаются горшки с проростками фасоли.
Корни фасоли до начала опыта.
Положительный геотропизм
Корни фасоли после окончания опыта. Отрицательный геотропизм
Приложение 3
2
1
Газ этилен вызывает опадение листьев у опытного экземпляра.