Введение
"Какова пища-таков и ум,
каков ум-таковы и мысли,
каковы мысли-таково и поведение,
каково поведение – такова и судьба".
Шри СатьяСаи Баба [1]
Самым удивительным и неизученным органом является человеческий мозг. Согласно исследованиям, у этого органа имеются свои "капризы", невыполнение которых может негативно сказаться на его работе. На сегодняшний день существует такое понятие, как диета для мозга, которая обеспечивает полноценную его деятельность.
Давно доказано, что неправильное питание беременной женщины, несбалансированный рацион маленького ребенка очень негативно сказываются на умственных способностях. Не меньшее значение имеет и то, что мы едим в течение жизни.[3]
Исследования указывают на неоспоримую связь между пищей, которую мы едим, и тем, насколько эффективно работает наш мозг.
Другие исследования подтверждают, что употребление определенных продуктов стимулирует выработку серотонина, допамина, норадреналина и других нейромедиаторов. [5]
Таким образом, если позаботиться о постоянном питании, которое будет полезным для головного мозга человека, то можно не только избавиться от утомляемости и хронической усталости, но и начать быстро высыпаться, складывать в уме большие числа, запоминать большое количество важной информации и главное — предупредить многие тяжелые заболевания, связанные со старением клеток мозга.
В этой работе мы опишем принципы такого полезного питания, а также, какие конкретно продукты нужно включать в рацион.
Актуальность данной работы: в современном индустриальном и информационном мире, всё более важную роль начинает играть интеллект человека, его умственные аналитические способности, образованность. Особо важная роль отводится его психоэмоциональному состоянию. Всё это связано с деятельностью центральной нервной системы и особенно головного мозга человека, который даже в наше время – еще слабоизученная область знаний.
Цель нашего исследования – изучение влияния питания на работу головного мозга.
Задачи:
1.Проанализировать теоретический материал по данной проблеме;
2.Определить влияние рациона питания на эффективность работы головного мозга;
3.Составить список продуктов питания, полезных для работы головного мозга.
Объект исследования – эффективность работы головного мозга.
Субъект исследования – лабораторные крысы.
Место исследования: МАОУ «Гимназия №42» .
Исследование предполагало комплексное использование следующих методов:
-диагностика;
-эксперимент;
-анализ результатов;
-наблюдение.
1.Головной мозг: строение, функции
Человеческий организм – это очень сложная система, которой управляет невероятно мощный компьютер – мозг.
Головной мозг (у человека) центр интеллекта, памяти, речи и сознания; передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа, главный регулятор всех жизненных функций организма.[6]
Из общего количества нейронов организма, которое оценивается примерно в 20 млрд, 3/4 содержится в головном мозге, остальные - в спинном. Головной мозг новорождённого содержит около 10 млрд нейронов, а наибольшее количество - 14 млрд нейронов – мозг девятиклассника. Каждый типичный нейрон может иметь до 10 000 синапсов и получать информацию от 1 000 других нейронов. Деятельность мозга человека связана с потоком информации по сложным цепям, состоящим из нейронных сетей. Средняя масса головного мозга у взрослого человека - 1 300-1 500 г, что составляет около 2 % от массы тела. Но, несмотря на незначительные размеры, головной мозг с его нейронной организацией является важнейшим органом человека. Какое же значение имеет головной мозг?
Головной мозг содержит нервные центры рефлексов, осуществляющих непроизвольные врождённые движения глотания, дыхания, сердцебиения, моргания, пищеварения и т.д. А в коре полушарий формируются центры произвольных движений, которым мы обучаемся в течение жизни. Благодаря этим реакциям мы разговариваем, общаемся, работаем, активно отдыхаем, т. е. живем по-человечески (рефлекторная функция).
В головном мозге есть белое вещество, волокна которого связывают между собой отделы головного мозга и образуют восходящие и нисходящие пути для связи со спинным мозгом (проводниковая функция).
В головном мозге формируются чувства человека, без которых невозможны наше воображение и мышление. В него поступает вся информация от органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, равновесия, которая обеспечивает отображение окружающего мира (информативная функция).
Головной мозг контролирует все действия организма человека. При осуществлении рефлексов от рабочих органов к головному мозгу поступают сигналы относительно эффективности реакций. Это явление названо обратной связью. Совокупность нервных путей - рефлекторной дуги и путей получения обратной информации - образует рефлекторное кольцо. Результат такого контроля - новые приспособительные действия. И, наконец, головной мозг является центром высшей нервной деятельности (ВНД), благодаря которой человек имеет преимущества в сравнении с «умными» техническими системами и отличается от животных с элементарной умственной деятельностью. Человек может творить, смеяться, плакать, радоваться, сочувствовать именно благодаря головному мозгу. Этот отдел имеет участки, интегрирующие информацию и совместно обеспечивающие такие функции, как мышление, сознание, речь, память, эмоции (интегративная функция).
Итак, головной мозг - высший отдел ЦНС, выполняет рефлекторную, проводниковую, информативную и интегративную функции. [2]
2. Значение питания в жизни человека
Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Большинство населения с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.
Беспокоит рост популярности продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. Статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.[4]
С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Мыслители древности Гиппократ, Цельс, Гален и другие посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. Выдающийся ученый Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна) считал пищу источником здоровья, силы, бодрости.[4]
И. И. Мечников полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием, и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет.[4]
Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.
Обновление клеток и тканей также происходит благодаря поступлению в организм с пищей «пластических» веществ - белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей. А также пища - источник образования ферментов, гормонов и других регуляторов обмена веществ в организме.
Для поддержания нормального течения энергетических, пластических и каталитических процессов организму требуется определенное количество разнообразных пищевых веществ. От характера питания зависит обмен веществ в организме, структура и функции клеток, тканей, органов.
Здоровье и питание тесно взаимосвязаны. Вещества, поступающие в организм с пищей, влияют на наше душевное состояние, эмоции и физическое здоровье. От качества питания во многом зависит наша физическая активность или пассивность, жизнерадостность или подавленность.
И не зря древние говорили, что «человек - есть то, что он ест». Все, что мы из себя представляем - наш внешний вид, состояние кожи, волос и т. д., обусловлено совокупностью различных веществ, из которых состоит наше тело.Так, например, в теле человека весом 75 кг соотношение химических элементов (в кг) примерно следующее: Углерод-18; Кальций - 1,6; Калий - 1,3; Водород – 6; Хлор -0,7; Фосфор - 0,8; Натрий - 1,2; Йод - 0,1; Азот -4; Сера -1,6; Кремний -0,5; Фтор – 1,6; Кислород -35,5; Магний -1,4; Железо -0,8; Марганец - 0,2. [4]
Эти химические соединения, поступая в основном с пищей, формируют белки, жиры, углеводы, витамины, ферменты, гормоны и т.д., а в итоге мы получаем мышцы, органы, кожу, волосы и т.п.
В последние годы исследователи открыли много нового о влиянии пищи на наше настроение. Например, дефицит ниацина в питании вызывает депрессивное состояние, то же самое происходит при пищевых аллергиях, низком содержании сахара в крови, слабой работе щитовидной железы (часто это случается из-за недостатка йода в пище).
Правильное питание, с учетом условий жизни, труда и быта, обеспечивает постоянство внутренней среды организма человека, деятельность различных органов и систем и, таким образом, является непременным условием хорошего здоровья, гармоничного развития, высокой работоспособности.[4](приложение 1)
3. Исследование влияния питания на работоспособность головного мозга
Рацион влияет на уровень концентрации, способность к запоминанию и сопоставлению фактов, скорость обучения и т.д.Но как это доказать людям?! Ведь эксперименты на людях запрещены по этическим соображениям. Поэтому, чтобы доказать достоверность своих утверждений, ученые проводят исследования на различных животных. Для изучения влияния питания на работоспособность головного мозга человека, мы решили провести эксперименты на крысах.
Почему именно на крысах? А потому, что пищевые предпочтения этих животных практически идентичны с пищевыми привычками людей – не зря же крысам так хорошо живется рядом с людьми…(приложение 3)
Для проведения исследования нами были взяты белые лабораторные крысы, предоставленные нам Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша», все животные были из одного помета, одного пола (особи женского пола), а также одного веса – 150 грамм. Крысы были размещены в три клетки по две штуки. Животных из первой клетки кормили обычным кормом, купленным в зоомагазине; животных из второй клетки кормили продуктами, улучшающими кровообращениеи работу мозга в целом; животных из третьей клетки - продуктами, улучшающими кровообращениеи работу мозга в целом, и дополнительно сахаром (рафинадом) в необходимом количестве.(приложение 2,4) Эксперимент продолжался в течение двух месяцев (с 1 октября по 10 декабря 2018 года). (приложение 5)
Опыт №1.По истечении двух месяцев, крысам было предложено пройти лабиринт в поисках лакомства (до начала этого испытания крыс не кормили в течение суток).
Таблица №1 «Результаты прохождения лабиринта»
попытка №1 |
попытка №2 |
|
Клетка №1 |
12:50 мин. |
11:20 мин. |
Клетка №2 |
2:10 мин. |
3:10 мин. |
Клетка №3 |
13:00 мин. (не нашел) |
1:40 мин. |
Опыт №2.Психолог из Туланского университета Ло СенгЦай в 30-х годах, теперь уже прошлого века, изучал, насколько крысы могут быть разумны.Оказалось, что использованные в опытах белые крысы обладают врожденной способностью решать сложные задачи.Мы решили проверить этот факт: перед белой лабораторной крысой стояла нестандартная задача - достать кусок подвешенной приманки - видимой, но недосягаемой для них(опыт проводился в коробке, где были разбросаны палки, кубики).
Таблица №2 «Результаты решения задачи на смекалку»
Клетка №1 |
14:30 мин. |
Клетка №2 |
17:55 мин. |
Клетка №3 |
23:50 мин. |
В ходе проведения исследования крысы неоднократно взвешивались, результаты взвешивания приведены в таблице:
Таблица №3 «Вес белых лабораторных крыс в ходе эксперимента»
дата |
Клетка № 1 |
Клетка № 2 |
Клетка № 3 |
|||||
8.10.18 |
150г |
150г |
150г |
|||||
31.10.18 |
220,245г |
+70, 245 |
230,220г |
+ 80,22 |
250,260г |
+ 100,26 |
||
10.12.18 |
253,256г |
+ 33, 011 |
220,235г |
- 9,985 |
237,248г |
- 13,012 |
Заключение
Головной мозг — один из самых сложно устроенных органов человеческого тела. Без него невозможна ни умственная работа, ни нормальная физиология.Принимая поступающие из окружающего мира сигналы, мозг анализирует их и передает импульсы в соответствующие органы. Он регулирует интеллектуальную, эмоциональную сферы, да и в целом всю нашу жизнь и здоровье.
Мы привыкли связывать качества ума с наследственностью и профессией и редко ставим IQ в зависимость от правильного питания. Но идея превращения в умников и умниц с помощью меню доказана, жизнеспособна.
В ходе проведенного нами исследования было выявлено следующее:
Все процессы, от мелкой моторики до выносливости и мышечной силы, а также эмоциональная сфера, память, таланты, мышление, интеллект, находятся в ведении одного небольшого по размерам, но еще далеко непонятным и с загадочным строением, органа. Изучением головного мозга занимается множество ученых, но они все еще далеки от разгадки всех тайн;
Характер питания влияет на работоспособность головного мозга:
- наличие в рационе питания таких продуктов, как: морская рыба, яйца, орехи, злаки и т.д., обеспечивает полноценное питание, улучшает работу головного мозга в целом;
- сахар однозначно полезен для мозга, но только при употреблении в умеренных количествах. При чрезмерном употреблении лакомств существует высокая вероятность нанести вред организму. Избыточный сахар преобразуется в жиры и начинает откладываться в жировой клетчатке, а это приводит к появлению излишнего веса. Если моносахарид своевременно не выводится из организма, то он продолжает циркуляцию по крови и повреждает стенки кровеносных сосудов: приводит кповышению артериального давления, что не лучшим образом сказывается на интеллекте; способствует потере эластичности артерий и тем самым препятствует поступлению крови в мозг; утолщает стенки сонной артерии, что является одной из причин утраты памяти и познавательной функции в преклонном возрасте.
– замедляет работу мозговой анорексигенной окситоциновой системы, которую по-простому называют «датчиком переедания», она не дает человеку переедать и обеспечивает ощущение насыщения.
Если целенаправленно составлять рацион из определенных продуктов, то вполне реально улучшить память, повысить концентрацию внимания, облегчить и ускорить умственную работу, а также просто улучшить самочувствие.
Эффективность умственной деятельности зависит от множества различных факторов. Мозгу необходимы ежедневные интеллектуальные нагрузки, тренировки, физическая активность. Также следует обеспечивать полноценное полезное питание для работы мозга.
В этих правилах нет ничего нового или уникального, нужно просто научиться их соблюдать. Это позволит повысить работоспособность нервной системы, сохранить ее работоспособность на долгие годы!
Список использованных источников и литературы
1.Высказывания великих людей о питании. Цитаты [Электронный ресурс] / Здоровое питание. - Режим доступа: https://health-just4you.livejournal.com /. -Загл. с экрана
3.Диета для мозга: перечень продуктов [Электронный ресурс] / Диета для мозга: перечень продуктов Т. Мищанчук. - Режим доступа: http://fb.ru /. –Загл. с экрана
4.Значение питания в жизни человека [Электронный ресурс] / Значение питания в жизни человека Е.В. Федосеева, П.А. Булыгина. - Режим доступа:https://nsportal.ru/.–Загл. с экрана
5.Как глюкоза (сахар) влияет на мозг человека — польза и вред сладкого для умственной деятельности [Электронный ресурс] / Продукты для органов тела. Мозг. - Режим доступа: https://wikifood.online /.–Загл. с экрана
6.Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания[Текст]/ В.Н. Савченко, В.П. Смагин. – Ростов-на-Дону.: Тезаурус, 2006
7.Сахар может ухудшать работу мозга [Электронный ресурс] / Энциклопедия сахарного диабета. - Режим доступа: http://diabetiky.com /.–Загл. с экрана
Приложения
Приложение 1
Продуктов, обеспечивающих полноценное питание, улучшающих кровообращение и работу мозга в целом, довольно много. Учитывая это, можно легко составить очень разнообразное меню для всех возрастов и на все случаи жизни.
Р ыба и морепродукты — обязательный компонент диеты, направленной на улучшение работы мозга и всей нервной системы. Фосфор, йод, минералы, жирные кислоты Омега-3помогают мозгу сохранить работоспособность и молодость. Они влияют на:
снижение уровня «вредного» холестерина;
очищение стенок сосудовот жировых бляшек;
активное насыщение клеток мозга кислородом и питательными веществами.
Люди, употребляющие морепродукты хотя бы один раз в неделю,гораздо реже жалуются на плохую память и утомляемость. А вероятность развития болезни Альцгеймера в этом случае значительно снижается.
Для полноценного рациона достаточно выбирать буквально два-три сорта рыбы, например, лосось, тунец, семга, форель или сельдь. Из морепродуктов обязательно нужно есть морскую капусту, можно выбирать кальмары, мидии, устрицы и пр.
Л ецитин, жирные кислоты, витамин В12 особенно нужны головному мозгу. При их нехватке начинается атрофия органа, что в принципе естественно для возрастных изменений. Но они могут начаться гораздо позже и быть менее заметными.Самый полезный компонент — это желток яйца. Вопреки общепринятому мнению, он, скорее, полезен, нежели вреден, несмотря на то, что содержит большое количество холестерина.В желтке яйца есть холин, питающий клетки и нейроны мозга, без которого они не смогут формироваться и существовать.
Молоко необходимо мозгу, поскольку оно содержит триптофан — вещество, являющеесяисточником для синтеза серотонина— гормона радости. Поэтому молоко обязательно должно быть на столе у того, кто кому хочется поддержать хорошее настроение, оптимизм и бодрость.
Кроме того,антиоксидант глутатион, который недавно обнаружен исследователями в молоке, улучшает работу нейронов и позволяет сохранить рассудок до самых преклонных лет. Единственное условие — молоко должно употребляться регулярно.
Диетологи советуют в любом возрасте есть много каш из цельных круп.
Важно это и для мозга растущего человека, и для взрослого: для обоих одинаково важно иметь хорошую память. Дело в том, что овес, пшеница, ячмень, необдирный рис и отруби из нихсодержат много фолиевой кислоты и тиамина, то есть витамина В6.
Таким образом, каши и цельнозерновой хлеб полезны не только как средство улучшения обмена веществ, но и как прекрасный стимулятор кровообращения и улучшения мозговой деятельности.
Семечки и орехи используют и как самостоятельный перекус, и в качестве дополнительного ингредиента в блюдах. В них содержится все то, что так необходимо клеткам мозга:
витамины Е, витамины группы В;
фолиевая кислота;
жирные кислоты Омега-3 и Омега-6 и пр;
минералы, в том числемагний и калий.
Такие орехи, как миндаль, грецкие, кешью, арахис, фундук, пекан, а также все виды семечек питают мозг, дают много энергии, улучшают память, поднимают настроение и даже ослабляют признаки депрессии. Они содержат достаточное количество жиров, поэтому, употребляя их, можно быть уверенным в достатке растительных жиров в организме.
Некоторые считают эти растения не больше, чем приправами или добавками к пище. Однако в них содержится такое количество важных для умственной деятельности витаминов, что даже разовая ударная доза может помочь:
запомнить или вспомнить большое количество ценной информации;
поднять продуктивность мыслительной деятельности;
снять переутомление.
Такими результатами зелень обязанабольшому количеству витаминов группы В, фолиевой кислоте. Ценность этих веществ в том, что они уменьшают количество гомоцистеина, который накапливается в организме с возрастом, разрушает стенки сосудов и приводит к таким патологиям, как ослабление памяти и даже болезнь Альцгеймера.
Польза таких ягод, как черника, брусника, клюква, земляника, малина, ежевика и др. не вызывает никаких сомнений.Витамины, сахара, клетчатка, антиоксиданты, флавоноидыиз ягод помогают:
при больших умственных нагрузках;
для улучшения координации и памяти;
для сохранения молодости и повышения работоспособности клеток.
Даже если свежие и замороженные ягоды появляются на столе один раз в неделю, то качество умственной деятельности заметно повышается.
Б огатый витаминно-минеральный состав делает сухофрукты продуктом первой необходимости для тех, кто хочет, чтобы голова работала быстро и хорошо. Курага, изюм, чернослив, инжир, финики и другие сушеные фрукты и ягоды:
снижают уровень «плохого» холестерина в крови;
чистят сосуды головного мозга от холестериновых бляшек;
улучшают память и концентрацию внимания;
помогают сохранить хорошую координацию.
М ед — признанный лекарь сердечно-сосудистой и нервной системы. При постоянной умственной работе он обязательно нужен в рационе как средство:
очищающее кровь и сосуды от «вредного» холестерина;
помогающее работе кровеносного русла, а значит улучшающее мозговое кровообращение;
дающее много энергии.
Н ерафинированные растительные масла вообще не содержат холестерина, а значит, не способствуют развитию атеросклероза. Более того, они помогают растворению и выводу из организма уже имеющихся холестериновых отложений.
Нерафинированные масла прямого отжима, к тому же, содержат жизненно важные омега-3, омега-6, а также менее важную, но полезную омега-9 ненасыщенные жирные кислоты. Благодаря им, а также витаминно-минеральному составу,полезные для мозга масла:
способствуют сохранению здоровой сосудистой системы, предотвращая засорение артерий;
укрепляют стенки сосудов мозга;
помогают повышению концентрации внимания, укреплению памяти и сокращению времени на проявление нервно-психических реакций.
М ногие знакомы с эффектом, который появляется после съеденной дольки шоколада. Эта сладость не только вкусная, но и полезная тем, что:
повышает настроение за счет выработки серотонина — гормона радости;
улучшает мозговое кровообращение;
благодаря флавонолу, помогает сохранить молодость клеток мозга, борясь со свободными радикалами.
Большое количество антиоксидантовсодержится не только в шоколаде, но и просто в какао-порошке. Но самым полезным продуктом, содержащим какао-бобы, является темный и горький шоколад. Там содержание какао-бобов максимальное и доходит до 95%.
П о поводуполезности кофе для мозгаи сердечно-сосудистой системы ученые постоянно спорят.
Существует много теорий относительно механизмоввоздействия кофе на сосуды. Одни из них заключается в том, что молекула кофе похожа на молекулу вещества, которое находится в каждой клетке, называемого аденозином.
Аденозин замедляет выработку энергии. И когдамолекулы кофе заменяют аденозин, энергетические процессы в клетках мозга выходят на новый уровень.
К роме кофе, естьряд напитков, которые могут помочь сохранить функциональность мозга на высоком уровне. К ним относится чай. И черный, и зеленый чаисодержат катехины. Эти уникальные вещества помогают:
улучшить мозговую активность;
хорошо запоминать информацию;
расслабляться, быстрее восстанавливать силы.
Чай лучше употреблять утром и днем. В этом случае его можно выпить столько, сколько хочется с пользой для умственной деятельности и без ущерба для сердца, сосудов и нервов.
Эта удивительная приправа родом из Индии. Но ее активно используют и в кулинарии, и в народной медицине как средство, отлично помогающее повышению продуктивности мозга.Куркума для мозгаинтересна тем, что способна:
снимать воспалительные явления в тканях мозга;
восстанавливать нейроны;
разрушать бензонат натрия, который мешает связям между клетками мозга;
действовать как антиоксидант, защищающий клетки от старения;
дарить позитивный настрой за счет выработки гормонов дофамина и серотонина.
П риправы очень хорошо сказываются на кровообращении, повышении продуктивности мозга и на сохранении его активности.
Кроме того, что это пикантная приправа, придающая приятный вкус блюдам, карри:
поддерживает мыслительные способности за счет содержания куркумина;
помогает бороться со свободными радикалами, то есть продлевает молодость мозгу.
Причем не нужно думать, что всю пищу нужно засыпать этой приправой: достаточно съедать одно блюдо в неделю, чтобы получить всю пользу.
П ряность с острым вкусом и свежим ароматом очень полезна для сердца, сосудов и клеток мозга. В народной медицине для лечения, в целях профилактики и для стимуляции мозговой деятельности используют имбирь как средство:
разжижающее кровь;
улучшающее мозговое кровообращение;
при регулярном употреблении заметно улучшающее память;
предотвращающее развитие болезней Альцгеймера и Паркинсона.
Имбирь для улучшения мозговых функцийможно применять и в свежем виде, и в порошке. Чаще всего его смешивают с лимоном и медом. Полезно также эфирное масло имбиря: его растворяют в молоке, кефире или капают на мед и сахар.
Ценность лимона для мозгасвязана прежде всего с высоким содержанием в немвитамина С, калия, магния и других минералов. Лимон помогает:
очищению сосудовот холестериновых наростов;
профилактике переутомления и снятию стресса.
Лимон, употребляемый в свежем виде, в составе витаминных смесей и настоев, будет хорошо сказываться на умственной деятельности. Эфирное масло лимона также эффективно: его можно использовать и для ароматерапии, и для приема внутрь из расчета 1-2 капли на стакан фруктового сока, чайную ложку меда или на кусочек сахара.
Чеснок при отсутствии противопоказаний обязателен в рационе каждого человека. Помимо витаминов, ценных минералов, фитонцидов, сахаров и других важных компонентов, в чесноке есть специфическое вещество аллицин, которое вырабатывается после размельчении чесночного зубчика.
Чеснок нужен мозгув сыром виде: при термообработке остаются только вкусовые его свойства, многие же полезные свойства разрушаются. Свежий чеснок:
улучшает состав крови, разжижает ее, способствуя лучшему кровообращению;
снижает выработку в печени так называемого «вредного» холестерина, не давая ему осаживаться на стенках сосудов мозга;
омолаживает клетки, нейтрализуя свободные радикалы.
Мозг не может нормально работать без достаточного количества жидкости в организме. Нередко чувство хронический усталости, сонливость являютсяпризнаками нехватки влаги в организме.
Лучшим способом пополнить запасы жидкости, и тем самым обезопасить мозг от обезвоживания, является употребление обычной питьевой воды: она лучше всего усваивается, не неся в себе дополнительных калорий, как, например, фруктовый сок. К тому же, она не является мочегонным средством, как кофе или чай.
Более или менее подходящей альтернативой воде могут быть травяные отвары. Но и в случаях с ними могут быть противопоказания. Поэтому питьевая вода — лучший источник жидкости для клеток мозга.
Н атуральноекрасное виноиздавна известно как средство, стимулирующее работу мозга и защищающее его от преждевременного старения.
Единственное условие: его можно употреблять не более 50-150 мл в сутки в зависимости от пола, возраста, комплекции и сопутствующих заболеваний. В противном случае, вместо активизации и сохранения умственной деятельности, это может привести к прогрессирующему слабоумию.
Красное виносодержит хороший набор микроэлементов и антиоксидантов, которые:
предупреждают развитие атеросклероза,расширяя артериии очищая их от холестериновых бляшек;
защищают сосуды головного мозга от разрушения, укрепляя их;
предупреждают возрастную деменцию и продлевают молодость.
Е сли составляется рацион для полноценного функционирования мозга, то вредные для умственной деятельности продукты нужно исключать или сводить их употребление к безопасному минимуму.
Алкоголь. Для расширения сосудов мозга допустим, но лишь периодически. В качестве однозначно полезного можно назвать только красное вино, и то в очень ограниченном количестве. Регулярное употребление остальных напитков влечет за собой разрушение мозговых клеток.
Жирная пища. Жирное мясо, копчености, жареное, а также жирные молочные продукты способствуют развитию атеросклероза сосудов, так как вызывают переизбыток «вредного» холестерина, который откладывается на стенках сосудов и мешает кровоснабжению тканей мозга.
Рафинированный сахар.Энергия нужна для умственной деятельности. Но лучше для этой цели использовать фруктозу, которая содержится в меде и фруктах. В свою очередь, обычныйсахар разрушающе действует на клетки мозга.
Энергетики и искусственные стимуляторы.В отличие от натуральных продуктов-энергетиков, искусственные дают лишь видимый эффект бодрости. На самом деле они истощают нервную систему, так как используют внутренние резервы организма, искусственно стимулируя их. После употребления энергетиков наступает упадок сил и депрессия.[5]
Приложение 2
Влияние сахара на работу головного мозга
Австралийские исследователи решили выяснить, как сахар влияет на работу головного мозга, для чего провели эксперимент на крысах. Подопытных грызунов разделили на две группы, в каждой из которых былодве подгруппы:
Пребывающие в постоянном стрессе и нормально питающиеся.
Пребывающие в стрессе и употребляющие воду с сахаром.
Живущие в спокойных условиях и нормально питающиеся.
Живущие в спокойных условиях и употребляющие воду с сахаром.
Эксперимент проводился в течение 15 недель. После этого ученые исследовали мозг каждого грызуна.
Результаты оказались весьма интересными. Изменения в мозгу крыс, живущих в стрессе и не употребляющих сахара, оказались такими же, как у грызунов, употребляющих сахар, но не испытывающих стресса.
Хуже всего чувствовали себя те подопытные, которые одновременно и пили подслащенную воду, и нервничали.Это позволило сделать вывод о том, что воздействие сахара на мозг аналогично воздействию стрессовых ситуаций.
По мнению ученых, результаты исследований еще раз подтверждают, насколько вредно злоупотреблять сладкими газированными напитками детям и взрослым. Можно предположить, что в раннем возрасте сахар в значительной степени влияет на формирование характера и привычек.
Исследуя мозг, ученые обращали внимание на уровень кортизола – «гормона стресса». Чем больше кортизола выделяется, тем больше гибнет нервных клеток. Сердце и мозг находятся в постоянном напряжении. Так может продолжаться до тех пор, пока у человека не начнут наблюдаться расстройства мышления.
Известно, что при стрессе человеку хочется съесть что-то сладкое. Ранее американские ученые установили, что ответственны за это гормоны глюкокортикоиды. В большом количестве они активизируют работу вкусовых клеток языка, ответственных за сладкий вкус.
При этом ученые также доказали, что сами по себе сладости никак не помогают успокоить нервы, соответственно, «заесть» ими стресс не получится. В результате организм получает двойной вред – от переживаний и от нездоровой пищи.[7]
Приложение 3
Причины использования крыс в научных опытах.
Во-первых, они имеютвысокую степень размноженияв отличие от других позвоночных. Уже в возрасте шести недель самка и самец готовы к продолжению рода. При этом кровосмешение для них не опасно и не приводит к генетическим заболеваниям. Ученые получают возможность увидеть последствия заболеваний или применение медицинских препаратов на нескольких поколениях животных.
Во-вторых, клетки с грызунами занимаютмало местаи их можно держать даже в небольшой лаборатории, а не в специальном виварии – помещении медучреждений, в котором содержатся лабораторные животные.
В-третьих, их покупка лабораториями обходится гораздодешевле, чем других животных.
Однако самой главной причиной использования крыс в экспериментах все же является то, что99 % генов у человека и у крыс схожи. Геном крысы похож на человеческий, как и состав крови. Кроме того, было доказано, что крысы в большинстве своем мыслят также, как и человек, то есть в их действиях присутствует логика, и мыслят они не только исходя из ассоциаций, как считалось ранее. Поэтому на крысах ставят эксперименты, связанные не только с лечением раковых опухолей и воздействием токсических веществ на организм, но и проводят психологические эксперименты.
Приложение 4
Питание крыс во время проведения эксперимента
Дата |
Клетка №1 |
Клетка №2 |
Клетка №3 |
2.10.18 |
Корм №1 |
Гречка, арахис |
Рацион крыс клетки №2 +сахар |
3.10.18 |
Гречка, арахис |
||
4.10.18 |
Рисовая каша, яблоко |
||
5.10.18 |
Рисовая каша, яблоко |
||
6.10.18 |
Рисовая каша, яблоко |
||
7.10.18 |
Перец болгарский, листья салата, вареная курятина |
||
8.10.18 |
Гречка, яблоко, йогурт |
||
9.10.18 |
Корм№1, рис, петрушка |
||
10.10.18 |
Гречка, вареная курятина |
||
11.10.18 |
Рисовая каша, зелень |
||
12.10.18 |
Гречка, яблоко, грецкий орех |
||
13.10.18 |
Авокадо, грецкий орех |
||
14.10.18 |
Корм №2 |
Авокадо, гречка, грецкий орех |
|
15.10.18 |
Рис, творог, клубника |
||
16.10.18 |
Яйцо куриное, листья салата |
||
17.10.18 |
Гречка, яблоко, вареная курятина |
||
18.10.18 |
Яйцо куриное, авокадо, картофель |
||
19.10.18 |
Листья салата, грецкий орех |
||
20.10.18 |
Рис, яблоко |
||
21.10.18 |
Пшенная каша, яблоко, йогурт,яблоко |
||
22.10.18 |
Гречка, творог, клубника |
||
23.10.18 |
Картофель, творог |
||
24.10.18 |
Картофель, клубника, арахис |
||
25.10.18 |
Хлеб черный, рис, йогурт |
||
26.10.18 |
Перловая каша, творог |
||
27.10.18 |
Ржаной хлеб, гречка |
||
28.10.18 |
Яблоко, рис, творог |
||
29.10.18 |
Гречка, клубника, хлебцы пшеничные |
||
30.10.18 |
Корм №3 |
Арахис, хлебцы, каша перловая |
|
31.10.18 |
Рис, йогурт, вареная курятина |
||
1.11.18 |
Картофель, йогурт, вишня |
||
2.11.18 |
Йогурт, гречка, сливы |
||
3.11.18 |
Рис, творог |
||
4.11.18 |
Хлебцы, арахис, вишня |
||
5.11.18 |
Хлеб черный, яблоко, каша перловая |
||
6.11.18 |
Вареная курятина, яйцо, клубника |
||
7.11.18 |
Хлебцы, авокадо |
||
8.11.18 |
Рис, хлеб, творог |
||
9.11.18 |
Перловая каша, клубника |
||
10.11.18 |
Корм№2, яблоко |
||
11.11.18 |
Корм №2 |
Картофель, йогурт |
|
12.11.18 |
Гречка, вареная курятина |
||
13.11.18 |
Авокадо, рис |
||
14.11.18 |
Яйцо куриное, гречка |
||
15.11.18 |
Рис, слива |
||
16.11.18 |
Творог, хлеб ржаной |
||
17.11.18 |
Картофель, йогурт, авокадо |
||
18.11.18 |
Гречка, яйцо куриное |
||
19.11.18 |
Рис, листья салата |
||
20.11.18 |
Корм №3 |
Клубника, картофель |
|
21.11.18 |
Пшенная каша, легкий сыр |
||
22.11.18 |
Вареная курятина, авокадо |
||
23.11.18 |
Гречка, яблоко |
||
24.11.18 |
Йогурт, перловая каша |
||
25.11.18 |
Корм№2 |
||
26.11.18 |
Корм №2 |
Корм№2 |
|
27.11.18 |
Корм№2 |
||
28.11.18 |
Рис, петрушка |
||
29.11.18 |
Рис бурый, икра кабачковая |
||
30.11.18 |
Картофель, зелень |
Приложение 5
Экспериментальная часть исследования
Фото 1- «Три контрольные группы крыс»
Фото 2- «Помпиду и Клементина»
Фото 3- «Джена и Моника»
Фото 4- «Взвешивание»
Фото 5- «Опыт №2»
Фото 6- «Прохождение лабиринта»
Фото 7- «Изготовление лабиринта»
Фото 8 «Корм для экспериментальной группы крыс»