Здоровые зубы - здоровый организм

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровые зубы - здоровый организм

Лубошникова А.А. 1
1МБОУ ООШ№3
Ефанова Г.А. 1
1МБОУ ООШ№3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

1.1 Актуальность. У моего дедушки в хозяйстве были лошади, он увлекался ими, старательно ухаживал. Маленькой я часто заходила к нему в конюшню и с детских лет слышала от него выражение «цыган выбирает коня по зубам», объясняя тем, что по зубам можно узнать возраст лошади и состояние здоровья. Я подросла и на уроках биологии в 8 классе, при изучении темы «Пищеварение», задумалась, а не влияет ли и состояние зубов человека на его здоровье? Замечала и раньше, что у стареньких людей зубы становятся не красивыми, крошатся, чернеют. Известно, что пожилые люди чаще болеют. Да и у моих знакомых есть проблемы с зубами.

Поэтому я решила: почитать дополнительную информацию – научные статьи, литературу, провести опрос среди родственников и знакомых.

Проблема: У большинства моих знакомых и родственников - проблемы с зубами

Итак, могу предположить, т.е. выдвинуть гипотезу о влиянии здоровья зубов на организм человека.

Цель работы: Выяснить влияет ли состояние зубов на здоровье человека

Задачи:

Обогатить представление о здоровье как ценности жизни.

Изучить болезни зубов и раскрыть их причины.

Выяснить взаимосвязь здоровья зубов и заболевания внутренних органов.

Составить правила сохранения здоровья зубов.

Новизна заключается в том, что собрана информация о соответствии заболеваний зубов и болезней внутренних органов по возрастам.

Практическая значимость: заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках биологии, информационных брошюрах.

В своей работе использовала методы:

- наблюдение

- опрос

- математический анализ

- сравнение

- обобщение

1.2. Зуб – живой орган

Коронка зуба покрыта богатой неорганическими солями тканью – эмалью. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета.

Вся косная масса зуба под эмалью состоит из дентина примерно такого же состава и прочности, как и обычная кость. Прочность дентина близка к прочности чугуна. Она зависит от минеральных солей. Но в растворе соляной кислоты зубы размягчаются, теряя минеральные соли.

Дентин – живая ткань. По составу он схож с костью, но не так порист. В толщу стенок дентина по особым канальцам входят лишь отростки дентинных клеток. Общая длина всех канальцев одного зуба составляет 1км.

Дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Если эти клетки связаны с нервами и сосудами, они выделяют в дентин и удаляют из него соли кальция.

Гибель дентинных клеток означает смерть зуба. Мертвый зуб легко разрушается.

Корень зуба покрыт другим костным веществом – цементом. Он похож на обыкновенную кость. В нем, как и в кости, есть клетки. Дентин, эмаль и цемент обеспечивают прочность зуба. Корень зуба окружен сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб. Нервы губчатого вещества в полости зуба особенно чувствительны к температуре.

Зуб – живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Они быстро разрушают дентин, губчатое вещество, обнажая чувствительные к боли нервы.

1.3. «Кто хорошо жует, тот долго живет».

Целость зуба зависит от целости эмали. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры пищи, трения о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникать от нарушения питания, связанного с недостатком витаминов, минеральных солей.

Первое условие сохранения здоровых зубов – это полноценная пища. На укрепление зубов оказывают влияние витамины, особенно витамин D. При его недостатке происходит отложение солей. Для жизнедеятельности дентинных клеток необходим витамин C.

Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Тщательность пережевывания пищи зависит от состояния зубов. Необходимость измельчения ее в ротовой полости становится очевидной из следующих опытов. Собак кормили кусками мяса разной величины. Через 3 ч в желудке задерживалось 63 % кусков массой 40 г, 40% - 10 г, 27 % -5г. измельченного мяса.

С юных лет надо приучить себя к тщательному пережевыванию твердой пищи. Жевать надо не спеша. В народе не даром говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет». А хорошо может жевать тот человек, у которого здоровые зубы.

1.4. Микробы и бактерии ротовой полости

Человек с больными зубами – носитель заразы. Острые края разрушенных зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к долго не заживающим язвам и более тяжелым заболеваниям. А во рту у каждого из нас настоящие джунгли, состоящие из сотен разного рода бактерий, простейших, грибков, вирусов. Самыми опасными являются стрептококки. Это кислотообразующие бактерии, для которых характерно анаэробное брожение. Они являются основными возбудителем кариеса. Их содержание в зубном налете составляет около 90% от всего количества микроорганизмов.

Доказана прямая взаимосвязь между стрептококками и деструкцией эмали. Чем больше этих бактерий, тем интенсивнее развивается кариозный процесс. Кроме того, ученые выяснили, что большинство стрептококков не относится к нормальной (природной) микрофлоре ротовой полости, возбудитель передается от человека к человеку через слюну.

Другими опасными микробами являются лактобациллы. В процессе жизнедеятельности они продуцируют молочную кислоту, но сами обладают устойчивостью к ней. Количество лактобацилл в зубном налете небольшое. Однако концентрация этих микробов значительно повышается при образовании кариозной полости.

В ротовой полости обитают и актиномицеты, занимающие промежуточное положение между низшими грибами и бактериями. Считаются менее опасными, поскольку незначительно повышают кислотность на зубной поверхности. Однако некоторые их виды могут спровоцировать развитие кариеса зубного корня.

1.5. Кариес.

Среди болезней зубов чаще всего встречаются кариес или, как его называли в старину, «костоеда». Название очень точное: происходит разрушение («съедание») костной структуры зуба. Разрушение происходит постепенно, и, когда болезненный процесс достигает нервного окончания, начинается сильная боль. Отсюда очень важный вывод: при своевременном обращении к врачу лечение происходит быстро и безболезненно.

Очевидно, что предупреждение кариеса, имеет большое значение. Но ведь для того, чтобы предупреждать болезнь, нужно знать ее причину.

Установлено, что возникновению кариеса способствует избыток пищи, богатой углеводами, а именно мучные изделия (булочки, печенье, макароны, пончики, белый хлеб, лапша, все изделия, насыщенные сахаром: конфеты, пирожное, вафли, мороженое и т.п.).

Установлено, что возникновению кариеса способствует также недостаточное употребление пищи, содержащей необходимое организму количество минеральных веществ (в первую очередь, кальция), витаминов, белков животного и растительного происхождения: овощей, фруктов, молока, мяса, яиц.

Необходим хороший уход за зубами, при плохом уходе на зубах образуется так называемый мягкий налет из бактерий. Мягкий налет предшествует разрушению зубной ткани.

Определенное значение имеет и механическое разрушение зуба, например, при резкой смене холодного и горячего, ковырянии в зубах металлическими предметами (булавками, иголками).

Сам кариес не представляет опасности, однако осложнения вследствие его появления могут привести к неприятностям.  Если не лечить кариес, то может появиться пульпит – воспаление зубного нерва. Периодонтит является следующей стадией развития заболевания. Далее - распространение воспаления на кость, после которого следует возникновение кист.

1.6. Взаимосвязь заболеваний зубов и внутренних органов

Любое воздействие на зубы тут же отражается на работе головного мозга, что было недавно подтверждено норвежскими учёными с помощью томографического обследования. Удаляя больной зуб, врач-стоматолог удаляет и часть нерва, связанного с тройничным нервом. А тройничный нерв, в свою очередь, связан с верхней челюстью, нижней челюстью, лобным отделом черепа и считается полноценной составляющей головного мозга.Так вот, учёные из Норвегии, наблюдая за группой добровольцев в течение почти двадцати лет, обнаружили интересный факт: чем меньше у человека остаётся зубов, тем хуже у него обстоят дела с памятью и запоминанием быстро меняющейся информации. Зато на первое место выходят раздражительность и быстрые перепады настроения. «Хотите иметь хорошую память и позитивное настроение – используйте любую возможность, чтобы сохранить зубы, – советуют учёные и они правы. Ведь ещё в древности восточные мудрецы каждый зуб рассматривали как индикатор, который контролирует состояние внутренних органов нашего организма. Представители современной нетрадиционной медицины составили схему, по которой наглядно видно, с каким органом связан тот, или иной зуб. (рис.1)

Рис.1. Схема взаимосвязи зубов и внутренних органов

Проанализировав эту схему, мы видим, что: верхние и нижние передние резцы говорят нам о здоровье мочевого пузыря, почек, ушей и органов половой системы. Их плохое состояние может свидетельствовать о цистите, пиелонефрите, отите и простатите. Также эти зубы периодически могут реагировать на боль в суставах. Клыки отвечают за печень и желчный пузырь, предупреждая нас об угрозе гепатита и холецистита. Малые коренные зубы характеризуют состояние легких и толстого кишечника. Проблемы с этими зубами могут быть вызваны бронхитом, пневмонией, дисбактериозом, колитом. Большие коренные зубы связаны с желудком, селезенкой и поджелудочной железой. Надо помнить, что пульпит, или пародонтит этих зубов может вызвать: гастрит, язву, панкреатит, анемию, нарушения работы эндокринной системы. Зубы мудрости следят за состоянием сердца, сосудов, мозга и тонкого кишечника. Поэтому стоматолог может раньше кардиолога заподозрить что-то неладное и поставить первоначальный диагноз таким болезням, как гипертония, или ишемическая болезнь сердца. Если же зубы мудрости отсутствуют, или удалены, то о непорядке в связанных с ними органах может сигнализировать десна. На ней возникает воспаление и зуд в тех местах, где по теории должны находиться восьмые мудрые зубы. Это же касается и других отсутствующих зубов. Нужно принять к сведению, что существует неписанное правило: если органы парные (легкие, почки, или уши), то левый зуб всегда отвечает за правую половину органа, а правый – за левую половину. В последнее время учёные-стоматологи получают множество доказательств о том, что зубы в той, или иной степени влияют на состояние здоровья всего человеческого организма. Исследования подтверждают трактаты восточной медицины о том, что как и болезни зубов влияют на здоровье наших внутренних органов, так и болезни этих органов влияют на состояние наших зубов, то есть между ними существует взаимообратная связь. Например, люди, у которых есть язва желудка, или двенадцатиперстной кишки зачастую страдают пародонтитом – воспалительным процессом затрагивающим дёсна и ткани пародонта. Также доказано, что язва желудка способствует интенсивному образованию зубного камня. Обратная связь проявляется в том, что бактерии Helicobacter pylori, обитающие в зубном налёте, в большинстве случаев являются причиной возникновения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

11. Основная часть

Чтобы убедится в том, что связь между заболеваниями внутренних органов и заболеваниями зубов, действительно, есть, я ходила в библиотеку, изучала книги и научные статьи, пользовалась информацией из интернета, беседовала с медицинской сестрой из нашей школы, проводила опрос среди родственников и знакомых.

После беседы с медицинской сестрой и просмотра медицинских карт, я выяснила, что 64% ребят школьного возраста (7-10 лет) страдают кариесом (рис.2), (11-13 лет)- 74 % кариесом, 1% сердечно-сосудистые заболевания, 22% являются здоровыми, 3% -другие болезни (опорно-двигательная система) (рис.2), (14-16 лет)-77% кариесом, 8 % страдают желудочно-кишечными заболеваниям, 3% пиелонефритом (рис.3).

Рис.1 рис.2

.

Рис.3

Таким образом, мы видим, что с возрастом увеличивается количество учащихся, у которых наблюдается кариес. Но вместе с тем, увеличиваются и заболевания других органов и систем.

Из 152 учащихся моей школы у 9 % есть такие болезни зубов, как пародонтит, гингивит, флегмона.

Для изучения состояния здоровья взрослых людей я провела социологический опрос среди моих родственников, соседей, знакомых, задавая им интересующие меня вопросы (приложение №1).

В опросе приняли участие 49 человека. 80% респондентов отметили кариес, по 5% - флегмона, пародонтит, гингивит. И 5% указали на здоровые зубы (рис.5). Из тех людей, которые пожаловались на заболевания зубов, 35% отметили, что они здоровы, у 35 %- гастрит, у 10% есть проблемы с печенью, у стольких же часто наблюдаются боли в желудке. 5 % отметили пиелонефрит, 5% - поджелудочная железа (рис.4).

рис.4 рис.5

Для того, чтобы убедиться, что каждый зуб отвечает за определенный орган, я исследовала ротовые полости близких родственников. У сестры (ей 28 лет) есть поражения кариесом большого коренного зуба, который связан с желудком, поджелудочной железой, селезенкой. Действительно, у ней часто бывают боли в желудке. У бабушки (ей 70 лет) разрушен малый коренной зуб и есть дупло в большом коренном. У ней наблюдаются колики в кишечнике и боли в желудке. У другой бабушки (ей 65) лет есть кариес на переднем резце есть проблемы с мочевым пузырем – хронический цистит. У мамы есть кариес на двух больших коренных зубах. Но на здоровье она не жалуется. Я посоветовала ей срочно обратиться к стоматологу. Ведь 64% опрошенных мной людей обращаются к стоматологу только лишь по возникновению боли (рис.6). Всем свои респондентам я советовала обращаться к доктору 1 раз в год.

Рис.6

Убедившись в том, что заболевания полости рта приводят к серьёзным заболеваниям, я задумалась: а можно ли предотвратить эти заболевания в детском возрасте? А знают ли мои одношкольники почему возникает кариес? Изучив, необходимую литературу по данной теме, я убедилась, что главная болезнь зубов – это кариес, причиной которого являются бактерии. Я решила исследовать зубной налет утром, когда еще не чистила зубы и после того как правильно их почистила. У учителя биологии я взяла микроскоп и нужное лабораторное оборудование и провела опыт. Результаты первого исследования (не чищенные зубы) представлены на рисунке 7. На 8 рисунке представлены результаты второго исследования (чищенные зубы). Сравнивая рисунки можно легко заметить, что микробов и бактерий стало гораздо меньше.

рис.7

рис.8

Проанализировав анкету, я убедилась, что к стоматологу чаще обращаются те, кто нерегулярно или вообще не чистят зубы и неправильно питаются. А мы знаем, чтосостояние зубов зависит от соблюдения гигиены и правильного питания. Поэтому я разработала правила гигиены и правильного питания для сохранения здоровых зубов и организма.

Рекомендации и советы для сохранения здоровых зубов:

Чистить зубы со всех сторон не менее 3 минут.

Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор.

Чистить зубы щеткой с искусственной щетиной.

Хранить щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив.

Менять щетку 4 раза в год.

Чистить зубы 2 раза в день – после завтрака и ужина.

Использовать после еды зубочистки.

Полоскать рот после сна и после любой еды.

Использовать после еды жевательную резинку без сахара.

Не есть холодное и горячее одновременно.

2 раза в год показывать зубы врачу-стоматологу.

Укреплять общее состояние здоровья.

Чтобы не болели зубы и не воспалялись десны, нужно правильно питаться:

Ешьте жесткие овощи и твердые фрукты (яблоки, груши) они хорошо очищают зубы от прилипших кусочков пищи и укрепляют десны, фрукты стимулируют активное слюноотделение, что способствует очищению полости рта, а также содержат много витаминов, необходимых для организма человека

Употребляйте лук и чеснок, они уничтожают гнилостные бактерии в полости рта. Лук содержит фитонциды, по сути, природные антибиотики, которые убивают бактерии, вызывающие кариес.

Следует интенсивно пережевывать пищу.

Есть меньше сахара, конфет, печенья.

Употребляйте больше молочных продуктов. Содержание кальция в твороге делает его одним из самых полезных продуктов для зубов.

Пейте зеленый чай без сахара. Катехины, которые содержатся в зеленом чае, также способствуют здоровью полости рта. А фтор из чайных листьев помогает в естественном отбеливании и укреплении зубов.

Заключение

Целью моей работы было: выяснить влияет ли состояние зубов на здоровье человека. Проведя большую работу по данной теме, могу сказать с уверенностью, что состояние зубов влияет на весь организм человека. Те люди, которые не посещали регулярно стоматолога, не соблюдали гигиену полости рта, с возрастом приобретают не только заболевания зубов, но и внутренних органов. Своевременно вылеченный зуб не даст возможности перейти в более тяжелое поражение зубов и других органов.

Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Следует запомнить, что здоровье бесценно и зависеть оно может от разных факторов, одним из которых являются здоровые зубы

Лично я пришла к выводу что систематически буду посещать доктора и соблюдать все правила сохранения здоровых зубов. Буду рекомендовать всем это же. Думаю, что мои рекомендации по сохранению зубов, пригодятся на уроках биологии, для проведения различных бесед, классных часов и т.д.

Старайтесь не забывать: «Здоровые зубы – здоровый организм - здоровая жизнь!» не болейте.

Приложение №1

АНКЕТА

1.Ваш возраст?

3.Как часто вы посещаете стоматолога?

а) 1 раз в год

б) 1 раз в несколько лет

в) с возникновением боли

4.Есть ли у вас заболевания зубов?

Если есть, то какие?

5.Страдаете ли вы заболеваниями внутренних органов?

Если да, то какие?

6.Как вы оцените цвет ваших зубов?

Темно-желтые

б) Темно-желтые с красными вкраплениями

в) Неоднородной окраски

г) Молочная белизна

д) Зеленоватый налет

7.Сколько раз в день вы чистите зубы?

а) 2 раза в день

б) 1 раз в день

в) по возникновению чувства дискомфорта

8. Как часто употребляете сладкое и газированные напитки?

а) ежедневно

б) несколько раз в неделю

в) не употребляю

г) по желанию

9. Есть ли у вас вредные привычки?

Если есть, то какие?

Литература и использованные источники

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене:3-43

Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя /Под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение,1986

Краевой медико-социальный журнал «Здоровье Алтайской семьи» №1(73) январь 2009, стр.22

4.https://mir24.tv/

5. https://www.nkj.ru/archive/articles/8510/

6. https://palmyra.net.ua/article/zdorovye-zuby-zdorovyy-organizm-zdorovaya-zhizn/

Просмотров работы: 615