Влияние физических нагрузок на учеников старшего школьного возраста

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние физических нагрузок на учеников старшего школьного возраста

Шувалова А.А. 1
1МАОУ "МБЛ"
Костянчук Л.А. 1
1МАОУ "МБЛ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Движение как таковое может

по своему действию заменить

любое средство, но все лечебные

средства мира не могут заменить

действие движений.»

Тиссо

Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие таких средств передвижения, как лифт, эскалаторы, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому распространению малоподвижного образа жизни, а вследствие и к гиподинамии - понижению двигательной активности. Снижение физической активности современного человека, живущего в условиях развитой цивилизации, находится в центре врачей из многих стран мира.

Как заявил на пресс-конференции в апреле 2005 года руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко: « в настоящий момент около 75% школьников страдают гиподинамией из-за чрезмерных школьных нагрузок.» Также он отметил, что «выраженное утомление к концу дня и недели наблюдается у 40-55% учащихся, а у 60% даже регистрируется повышение артериального давления». А в 2008 году глава комитета по охране здоровья Ольга Борзова заявила, что около 70% Россиян не занимаются физической культурой, около трети имеет избыток и дефицит веса. А среди школьников уровень гиподинамии достигает 80%. Помимо этого по данным ВОЗ в 2008 году от гиподинамии умерло 2 млн. человек в мире, а в 2014 их количество увеличилось до 5,3 млн. человек. В России на 2018 год 60% населения страдает гиподинамией.

Особенно удручающим для врачей выглядит ритм жизни городских жителей, практически полностью избавленных от необходимости заниматься физическим трудом. Многочисленные научные исследования убедительно доказывают неизбежное отрицательное влияние малоподвижного образа жизни на организм человека. Малоподвижный образ жизни принято называть гиподинамией. Гиподинамия (от греческого hypo – внизу и dynamos – сила) – это ослабление мышечной деятельности, вызванное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Актуальность проблемы повлияла на выбор темы моего исследования.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Медико-биологического лицея» г. Саратова.

Цель исследования: выяснить существует ли проблема гиподинамии среди учащихся 9 и 10 классов и её взаимосвязь с умственным развитием учащихся.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать литературу по проблеме гиподинамии;

Подобрать методики по определению влияния малоподвижного образа жизни на здоровье школьников;

Сопоставить данные величины МПК с уровнем интеллектуальных способностей;

Сделать вывод о влиянии малоподвижного образа жизни на состояние здоровья школьников: нарушение осанки, состояние сердечнососудистой системы.

Методы исследования:

Поиск и анализ информации по данной теме.

Консультации с лицейскими врачом и мед.сестрой.

Эксперимент, обобщение его данных.

Анкетирование.

Гипотеза – мы предполагаем, что проблема гиподинамии для лицеистов не является столь актуальной, так как в лицее работают здоровье сберегающие программы.

Также возможно существует взаимосвязь между успеваемостью и физическим состоянием учащихся.

Работа носит теоретическо-практический характер, состоит из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Сопровождается мультимедийной презентацией.

Глава 1

§1. Гиподинамия.

Наши предки жили в тесном контакте, общении с природой и работали синхронно природным ритмам - вставали с утренней зарей и засыпали с вечерней. Появление метательного оружия, ещё в каменном веке, способствовало необходимости совершенствовать физическое воспитание, двигательные качества, как залог успешной охоты, защиты от врага. В Древнегреческих государствах был особый интерес к физическому воспитанию. Неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Там преподавали фехтование, гимнастику, верховую езду, плавание, бег, борьбу и кулачный бой. Важно заметить, что были созданы Олимпийские игры. Для средних веков было характерно военно-физическое воспитание. Воин-рыцарь должен был владеть верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой. На Руси было популярно плавание, ходьба на лыжах, коньках, борьба, охота, игры, где нужна была ловкость. Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов.

Гиподинамия - снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей активности организма. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы и не работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний.

При гиподинамии в организме человека возникают существенные изменения со стороны основных жизненно важных систем. Снижение афферентной импульсации от мышц, изменения кровообращения головного мозга, нарушения обменных процессов неблагоприятно отражаются на тонусе центральной нервной системы и состоянии аппарата регуляции вегетативных функций организма, появляется разбалансированность системы регуляции кровообращения; постепенно развивается ассенизация организма, возникают синдромы вегетативно-сосудистых и трофических нарушений.

Под влиянием гиподинамии вначале снижается потребность организма в энергозатратах, затем редуцируются энергообразующие структуры (митохондрии) мышечных волокон, скелетных мышц и сердца, появляются признаки разобщения процессов окислительного фосфорилирования, нарушается микроциркуляция, создаются условия, способствующие развитию кислородного голодания жизненно важных органов. Гиподинамия вызывает детренированность сердечнососудистой системы, снижение ортостатической устойчивости человека, ухудшает переносимость физических нагрузок.

При гиподинамии изменяется эмоциональная реактивность организма, понижается устойчивость к стрессовым воздействиям, возникают гипертензивные реакции и нарушения сердечного ритма в виде экстрасистолии и фибрилляции предсердий. Длительная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, сопровождается нарушением белкового и минерального обменов. В результате это приводит к атеросклерозу*, а также нарушению венозного кровообращения. Характерны изменения опорно-двигательного аппарата - атрофия скелетных мышц и декальцинация костей.

Продолжительная гиподинамия вызывает снижение иммунной реактивности

организма. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно­-двигательного

аппарата, сердечнососудистой, эндокринной и других систем.

§2. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии.

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках. Вещества, образующие в результате биохимических реакций обмена веществ, выводятся из организма через лёгкие, почки и кожу. Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.). Занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.

§3. Влияние физических нагрузок на сердечнососудистую систему.

Каждый человек должен помнить об отрицательном влиянии гиподинамии на сердечнососудистую систему и необходимости занятий физкультурой и спортом в любом возрасте.

Сердце - главный центр кровеносной системы, работающий по типу насоса, благодаря чему в организме движется кровь. Вызывает недостаточное кровообращение, увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

* атеросклероз – поражение артерий в их внутреннюю оболочку липидов (холестерина) и частым сужением их просвета.

Кровь в организме человека выполняет следующие функции:

Транспортная

Регуляторная

Защитная

Теплообменная

При регулярных занятиях физическими упражнениями:

увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина, в результате чего повышается кислородная емкость крови;

повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;

ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности сердца является число сердечных сокращений (ЧСС) (артериальный пульс). В процессе спортивной тренировки частота сердечных сокращений в покое со временем становится реже за счет увеличения мощности каждого сердечного сокращения. Сердце нетренированного человека для обеспечения необходимого минутного объема крови (количество крови, выбрасываемое одним желудочком сердца в течении минуты) вынуждено сокращаться с большей частотой, так как у него меньше систолический объем.

Сердце тренированного человека более часто пронизано кровеносными сосудами, в таком сердце лучше осуществляется питание мышечной ткани и работоспособность сердца успевает восстановиться в паузах сердечного цикла. Схематично сердечный цикл можно разделить на 3 фазы: систола предсердий (0.1 с.), систола желудочков (0.3 с.) и общая пауза (0.4 с.). Даже если условно принять, что эти часы равны по времени, то пауза отдыха у нетренированного человека при частоте сердечных сокращений 80 ударов в минуту будет равна 0.25 с., а у тренированного человека при частоте сердечных сокращений 60 ударов в минуту, в результате пауза отдыха увеличивается до 0.33 с. Значит, сердце тренированного человека в каждом цикле своей работы имеет больше времени для отдыха и восстановления.

Напряженная умственная работа, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки вызывают понижение тонуса и ухудшение питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привести к стойкому повышению в них кровяного давления, и, в конечном итоге, к гипертонической болезни. Потеря эластичности кровеносных сосудов, а значит, повышение их хрупкости и сопутствующее этому повышение кровяного давления могут привести к разрыву кровеносных сосудов. Если разрыв происходит в жизненно важных органах, то наступает тяжелое заболевание или скоропостижная смерть. Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо активизировать кровообращение с помощью физических упражнений. Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде и др.

§ 4.Влияние физических нагрузок на органы дыхания.

Дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой. Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание.

Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ - из клеток в кровь).

Дыхательный аппарат человека составляют:

воздухоносные пути - носовая полость, трахея, бронхи, альвеолы;

легкие - пассивная эластичная ткань, в которой насчитываются от 200

до 600 млн. альвеол, в зависимости от роста тела;

грудная клетка - герметично закрытая полость;

плевра из специфической ткани, которая покрывает легкие снаружи и грудную клетку изнутри;

дыхательные мышцы - межреберные, диафрагма и ряд других мышц, принимающие участие в дыхательных движениях, но имеющих основные функции.

Показателями работоспособности органов дыхания являются:

Дыхательный объем.

Частота дыхания.

Жизненная емкость лёгких.

Легочная вентиляция.

Кислородный запас.

6. Потребление кислорода.

7. Кислородный долг и др.

1. Дыхательный объем (ДО) - количество воздуха, проходящее через легкие при дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). В покое у нетренированных людей дыхательный объем составляет 350-500 мл, у тренированных ­800 и больше. При интенсивной физической нагрузке дыхательный объем может увеличиться до 2500 мл.

2. Частота дыхания (ЧД) - количество дыхательных циклов в 1 минуту. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое - 16- 20 циклов в минуту, а у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При спортивной деятельности частота дыхания у лыжников и бегунов увеличивается до 20-28 циклов в 1 минуту, у пловцов- 36-45, наблюдаются случаи увеличения частоты дыхания до 75 дыхательных циклов в минуту.

3. Жизненная емкость лёгких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, которое вдохнул человек после максимального выдоха (измеряется методом спирометрии).

При занятиях циклическими видами спорта жизненная емкость легких может достичь у мужчин 7000 мл и более, у женщин – 5000 мл и более.

4. Легочная вентиляция (ЛВ) - объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту, и определяющийся путем умножения величины Дыхательного объема и частоты дыхания. Легочная вентиляция в покое составляет 5000-9000 мл. При физической нагрузке этот показатель достигнет 50 л. Максимальный показатель легочной вентиляции может достигать 186,5 л при дыхательном объеме 2,5 л и частоте дыхания 75 циклов в 1 минуту.

5. Кислородный запас (К3) - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в 1 минуту. В покое кислородный запас равен 200-300 мл. При беге на 5 км увеличивается

до 5000-6000 мл.

6. Максимальное потребление кислорода (МПК) - необходимое количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при определенной мышечной работе. У нетренированных людей максимальное потребление кислорода составляет 2- 3,5 л/ мин., у спортсменов мужчин может достигать 6 л/мин., у женщин - 4 л/ мин. и более.

7. Кислородный долг (КД) - разница между кислородным запасом и кислородом, которое потребляется во время работы за 1 минуту, то есть КД= К3 – МПК. Величина максимального возможного суммарного долга кислорода имеет предел. У нетренированных людей он находится на уровне 4-7 л кислорода, у тренированных - может достигать 20-22 л.

Таким образом, физические тренировки способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышают способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

§ 5.Влияние физических нагрузок на нервную систему

При систематических занятиях спортом улучшается кровоснабжение мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных

процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения,

составляющие основу физиологической деятельности мозга.

При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

§ 6.Влияние физических нагрузок на опорно-двигательную систему

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, то есть увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам. Физические упражнения и спортивные тренировки, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность организма. При этом уменьшаются энергетические затраты организма на выполнение работы. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки, постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Для нашего времени характерны широкие возможности повышения уровня физического развития человека. Нет возрастного предела для занятий физической культурой. Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка или умения. Под влиянием упражнений формируется законченность и устойчивость всех форм двигательной активности человека.

Глава 2

§1. Методика определения МПК (по Валентине Зайцевой «Вычисляем работоспособность»)

Одна из главных задач возрастной физиологии и педагогики состоит в том, чтобы найти профилактические меры для устранения гиподинамии и тем самым обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения. Такие меры необходимы в связи с тем, что хорошее функциональное состояние систем дыхания и кровообращения влияет не только на физическую, но и на умственную работоспособность детей школьного возраста.

В последние годы разработан безынструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод прогнозирования» максимального уровня потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений, мощности выполняемой работы, зарегистрированные при её выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений на гимнастическую скамейку и спуска с неё.

Ход безынструментального метода определения МПК следующий:

Поставить гимнастические скамейки высотой 30 см (0.3м).

Предварительно обучить испытуемых подсчитывать частоту сердечных сокращений.

Группа выстраивается вдоль скамеек, школьники начинают подъем и спуск на четыре счета.

На последней четвертой минуте подсчитывается количество циклов; после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся приступает к подсчету частоты сердечных сокращений (ЧСС) и считают до тех пор, пока не прозвучит команда «закончили».

ЧСС измеряется в течение первых двадцати секунд, а затем, умножив полученную величину на три, рассчитываем ЧСС за одну минуту.

Записываем данные каждого ученика и приступаем к расчетам.

Зная массу (Р) тела испытуемого, высоту (h) ступеньки (0.3м) и количество (n) циклов в минуту, можно рассчитать мощность (W) работы по следующей формуле:

W=Р*h*n*1,2;

где 1, 2- это коэффициент подъема и спуска для 9-летних детей ( приложение 1 таблица №1).

Исходя из этих величин - мощности работы и ЧСС- рассчитываем МПК по формуле с учётом поправок ( приложение 1таблица №2):

МПК= 1,29*  W/((H-60) * K) (формула Добельна)

где H- частота сердечных сокращений, К- возрастной коэффициент ( приложение 2 таблица № 3).

Для определения показателя МПК детей школьного возраста в формулу Добельна вносятся поправки, так как у них доля скелетных мышц в общей массе тела ниже, чем у взрослых, и чем младше ребенок, тем меньше его мышечная масса. Кроме того, известно, что на мышечные нагрузки дети отвечают более высокой ЧСС, чем взрослые.

При определении МПК методом прогнозирования следует соблюдать два правила: во-первых, следить, чтобы подъем и спуск осуществлялись в вертикальном положении, и, во-вторых, испытуемые в день определения МПК должны находиться в обычном состоянии, без эмоционального возбуждения или угнетения. Соблюдение этих правил обеспечит достоверные величины МПК.

При оценке работоспособности по МПК используются следующие критерии( приложение 2 таблица №4).

§2. Методика проведения теста Руфье

Простейшее движение, которое может выполнить практически любой человек, и в тоже время составляющее достаточно большую физическую нагрузку, - приседания. Это движение довольно трудно дозировать, поскольку работа, выполняемая мышцами, зависит от того, как испытуемый держит спину, насколько глубоко он приседает, отрывает ли вовремя выполнения движения пятки от пола. С другой стороны, для такого тестирования не нужно никаких приспособлений, его можно провести практически везде, а выполняемая нагрузка всегда пропорциональна размерам тела испытуемого, что тоже немаловажно для сопастовления результатов разных людей. Поэтому приседания – часто используемый вид функциональной пробы в работе врачей, тренеров, преподавателей физической культуры. Один из таких тестов – тест Руфье.

В положении сидя, в условиях покоя, измеряют частоту пульса за 20 секунд ( П1 ), затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 30 секунд. Сразу после окончания упражнения измеряют пульс за 20 секунд ( П2 ), такое же измерение производят через минуту ( П3 ). Индекс Руфье ( ИР ) вычисляется по формуле:

=ИР

Если ИР меньше 0, приспособляемость к нагрузке оценивается как отличная, от0 до 5 как хорошая, от6 до10 – посредственная, от 11 до 15 – слабая, свыше 15 - неудовлетворительная.

Глава 3

Проведение эксперимента на базе МБЛ

Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения у человека, можно определить максимальное потребление кислорода (МПК). По мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК - один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторной системы. А так как системы кровообращения и дыхания - ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о работоспособности организма в целом.

На основании экспериментального материала, оценим работоспобность школьников обоего пола и разных возрастных групп, исходя из относительных величин МПК.

Изучив функциональные возможности кардиореспираторной системы, мы экспериментальным путем получили доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины индекса Руфье, а, следовательно, ухудшается физическая работоспособность.

Данные, полученные в ходе исследования среди учащихся МБЛ, полностью подтверждают данные, опубликованные в специальной литературе, то есть с возрастом происходит увеличение работоспособности учащихся по показателю МПК.

Сопоставим данные анкетирования и тестов за 2017 - 2019 гг.(см. приложение3,4,).

Так как физическая активность увеличивает кровоснабжение головного мозга, что в свою очередь приводит к улучшению его физиологической деятельности, то это может отразиться на уровне интеллектуального развития и способностей. Наиболее предпочтительными считаются показатели уровня интеллекта такие, как высокий и выше среднего.

Психолог лицея провел специализированные тесты в исследуемых возрастных группах для определения уровня интеллектуальных способностей. Естественно, тесты проводились на анонимной основе, как того и требует законодательство при написании такого рода исследовательских работ. Результаты оказались следующими ( см. приложение5). Таким образом, явно прослеживается связь: с течением времени у школьников возрастает уровень интеллекта, но в то же время резко снижается уровень физической активности и работоспособности по показателю индекса Руфье.

Кроме того, проследив изменения показателя индекса Руфье по полу в этих возрастных группах оказалось, что ухудшение работоспособности у девочек происходит очень резко, нежели у мальчиков. У мальчиков снижение работоспособности происходит медленнее и это можно объяснить тем, что:

мальчики более подвижны, чем девочки;

девочки взрослеют быстрее, чем мальчики ( например, это проявляется в том, что они уделяют намного меньше внимания подвижным играм);

мальчики обладают меньшим усердием на уроках и при подготовке домашнего задания.

§1. Эксперимент по определению работоспособности сердца тест Руфье

Для изучения работоспособности сердца среди учеников 9 и 10 класса 13.11.17 и 18.11.18, на уроке ОБЖ был проведён тест Руфье. Сначала у респондентов измерили пульс, в условиях покоя, сидя затем они сделали 30 приседаний за 30 секунд. Сразу после выполнения приседаний и через минуту проводились измерения пульса за 20 секунд. Затем по формуле подсчитывались результаты.

Из результатов теста видно, что у большей части проверяемых приспособляемость хорошая и удовлетворительная (см. приложение6,8).

§2. Эксперимент на определение максимального потребления кислорода (МПК)

по Добельну

Этот эксперимент проводился на уроке физической культуры 14.11.17 и 19.11.18. Сначала у испытуемых измерялся пульс за 20 секунд, затем они поднимались и опускались по ступеньке стоящей перед ними ( физкультурной лавочке, высотой 30 см) 4 минуты. На последней минуте респонденты начинали считать количество выполненных циклов. Затем измерялся пульс и результаты приводились по формуле ( см. приложение7,8).

Из результатов теста видно, что максимальное потребление кислорода у большинства проверяемых хорошая, но со временем начинает преобладать неудовлетворительная.

Вывод

Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом и т.д..

Проанализировав специальную литературу и результаты экспериментов. Можно сделать вывод, что проблема гиподинамии очень актуальна в 21 веке в связи с автоматизацией и механизацией ручного труда, а также с развитием различных средств связи.

Проведя эксперименты с участием учеников в 9 и в 10 классах был сделан следующий вывод, что проблема гиподинамии в возрасте 14 – 16 лет стоит еще не настолько остро, как дается в проработанной мной литературе. Скорее всего, это связано с активным и подвижным образом жизни лицеистов. Это, в первую очередь, индивидуальные занятия учеников вне лицея, посещение различных спортивных клубов, а также уроки физкультуры и проведение лицеем внеурочных спортивных мероприятий.

Проведя консультации с лицейским врачом и мед. сестрой, а также изучив предоставленные мне данные я пришла к выводу, что исследования по России и данные о здоровье учеников лицея не отличаются коренным образом, хотя все же лицейские результаты немного лучше. Это говорит о правильности выбранной методики работы по укреплению и сохранению здоровья лицеистов.

Проведенные практические наблюдения и исследования в 2017 – 2018 годах показывают, что в исследуемых возрастных группах с течением времени происходит увеличение работоспособности, определенной по величине максимального потребления кислорода (МПК).

Также отмечено увеличение доли учащихся с нарушением осанки, уровня подверженности респираторным заболеваниям за исследуемый период.

Была обнаружена явная связь: с течением времени у учащихся повышается уровень интеллектуальных способностей, но в тоже время резко снижается уровень работоспособности по показателю Руфье, что является недопустимым.

Все это еще раз говорит о необходимости вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, больше ходить пешком, посещать спортивные секции, бассейны.

Необходимо, чтобы проблему гиподинамии поняли не только педагоги в лицее и другие специалисты, но и родители, чтобы они приучали детей с раннего возраста к физкультуре и спорту, физическому труду.

Исходя из всего выше сказанного, я считаю, что от данной проблемы можно застраховаться: с помощью физической закалки, рациональной организации рабочей деятельности и отдыха (например, производственная гимнастика (приложение 9,10), ежедневные прогулки), систематических занятий физкультурой и спортом. Не секрет, что современное производство и комфортные условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и заниматься физическим трудом. Но занятия физическими упражнениями или спортом невозможно, если нет спортивных организаций, спортивных и тренажерных залов, где будут бесплатно заниматься люди. Эти спортивные организации будут привлекать современную молодежь и заботится о воспитании здорового поколения. Поэтому в первую очередь государство должно создавать именно бесплатные учреждения, услуги, которые будут доступны всему населению.

Исходя из этого, предлагается ряд мероприятий, которые помогут формированию физически полноценной личности:

создание доступных спортивных учреждений;

занятие физическими упражнениями на производстве (производственная гимнастика), в учебном процессе (уроки физкультуры и физ. минутка);

проведение внеурочных спортивных мероприятий;

утренняя гимнастика и ежедневные пешие прогулки.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению.»

Список литературы.

Как быть здоровым. М.: Медицина, 1990

Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. Ч.1. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М.: Просвещение, 1986

Маркосян А.А. Физиология.- М.:Медицина, 1989.

Научно-теоретический и методический журнал.-Биология в школе./ Под ред. Ребровой Л.В./Чехов: Школа-Пресс, 2004.

Популярная медицинская энциклопедия/Петровский А.Б.-М.: «Моветская энциклопедия», 1989.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-М.: Просвещение, 1985.

Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М.: Просвещение, 1985.

Энциклопедический справочник медицины и здоровья.-М: Русское энциклопедическое товарищество, 2003.

Приложение 1

Таблица 1

Коэффициент подъема и спуска для детей

Возраст

мальчики

девочки

9

1,2

1,2

10

1,2

1,2

11

1,2

1,2

12

1,2

1,2

13

1,3

1,3

14

1,3

1,3

15

1,4

1,3

16

1,4

1,3

Таблица 2

Поправки в формулу Добельна для расчета МПК

Возраст

Вместо 1,29

Вместо Н-60

мальчики

девочки

мальчики

девочки

9

1,11

0,85

Н-30

Н-30

10

1,11

0,95

Н-30

Н-30

11

1,15

0,95

Н-40

Н-30

12

1,20

0,98

Н-50

Н-40

13

1,20

0,98

Н-50

Н-40

14

1,25

1,01

Н-60

Н-40

15

1,27

1,05

Н-60

Н-40

16

1,29

1,10

Н-60

Н-40

Приложение 2

Таблица 3

Возрастной коэффициент для формулы Добельна

Возраст

Коэффициент (К)

Возраст

Коэффициент (К)

8

0,931

13

0,891

9

0,922

14

0,883

10

0,914

15

0,878

11

0,907

16

0,868

12

0,900

 

Таблица 4

Оценка работоспособности по показателю МПК

Показатель МПК/кг

Оценка работоспособности

Мальчики

Девочки

55-60

45-50

Отлично

50-54

40-44

Хорошо

45-49

35-39

Удовлетворительно

44 и ниже

34 и ниже

Неудовлетворительно

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Показатель умственной работоспособности за 2017 -18 гг.

 

9 класс

10 класс

Приложение 6

 

18.11.18

Приложение 7

 

19.11.18

Приложение 8

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

Стоя у опоры, 8-1 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, расслабленно встряхнуть. Повторить 2­-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

1. Исходное положение – ноги на ширине плеч; руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4­-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки – правая вверху, левая сзади, кисти в кулак; менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

3. Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо; наклонить голову назад, выпрямить голову; выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Темп медленный.

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 секунд.

1. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Руки перед грудью, вдох; рывок согнутыми руками назад, вдох; рывок прямыми руками назад, вдох; исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение – стойка ноги врозь. Поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; исходное положение. Повторить то же самое влево. По 3-4 раза. Темп средний.

3. Исходная положение – ноги на ширине плеч. Бег на месте 30-40 секунд с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 секунд. Темп средний. Дыхание не задерживать.

4. Исходное положение – основная стойка. Левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; исходное положение. Теперь то же самое с правой ноги. По 3-4 раза. Темп средний.

Физкультурная минутка изометрическая

1. Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 секунд. Отдых 5 секунд. Повторить то же самое с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.

2. Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 секунды. Отдых 3 секунды. Повторять 10-12 раз. Дыхание произвольное.

3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 секунды.

Физкультура микропауза для расслабления мышц кистей.

1. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. Выполнять 1 минуту.

4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. Выполнять 1 минуту.

Физкультура микропауза для расслабления мышц кистей.

1. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. Выполнять 1 минуту.

2. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. Выполнять 1 минуту.

Приложение 9

Значение некоторых групп упражнений

Ходьба, легкий бег

умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног (приседания, выпады)

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения.

Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног

Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц

Укрепление мышц

Бег, прыжки, подскоки

Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ

Упражнения для рук и плечевого сустава

Увеличение подвижности, укрепление мышц

Заключительные упражнения

Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму

Просмотров работы: 867