ВВЕДЕНИЕ
Полгода назад врач - ортодонт установил мне пластинки на зубы. Я еще до этого стала замечать, что многие мои одноклассники носят пластинки и брекеты. От чего так происходит, что кому-то нужно их носить, а кому-то нет? Врач сказала, что пластинки нужны для того, чтобы выровнять зубы и исправить прикус. Её ответ меня очень заинтересовал.
Что такое зубы, конечно, знает каждый, но почему случается так, что их необходимо выравнивать? Что такое прикус и насколько он важен для человека? Что будет, если его не исправлять? Столько интересных вопросов. Я решила провести исследование, уточнив свои знания о зубах и ответив на интересующие меня вопросы.
Актуальность заключается в том, что не все дети, а может и взрослые, знают о причинах и последствиях неправильного прикуса, зачастую смеются и передразнивают тех, кто носит пластинки и брекеты. А ведь это так обидно, и многие начинают обижаться и стесняться своей внешности.
Цель исследования: привлечь внимание одноклассников и друзей к проблеме своевременного выявления правильного или неправильного расположения зубов, и при необходимости исправления прикуса, для сохранения здоровья.
Задачи:
собрать информацию о зубах
определить значение зубов для человека
узнать причины, приводящие к неправильному расположению зубов
раскрыть понятия «правильный» и «неправильный» прикус
выявить последствия неправильного прикуса
довести полученные сведения до одноклассников
Объект: особенности прикуса
Предмет: прикус
Гипотеза: возможно, если довести до одноклассников и друзей, информацию о важности и значении правильного расположения зубов, вызвать интерес к данной проблеме, многие задумаются и вовремя обратятся к врачу, тем самым смогут предотвратить последствия неправильного прикуса и сохранить здоровье.
Методы: изучение и обобщение литературы по теме исследования, наблюдение,
беседа, анкетирование и обработка полученных результатов, моделирование.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. ЗУБЫ, ИХ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человек с давних времен питается довольно жесткой едой - плодами растений, злаками, мясом. Такая пища требует хороших усилий для пережёвывания. Издавна считалось, что здоровые зубы - показатель того, что человек питается хорошо и разнообразно. Именно поэтому, здоровью зубов уделялось особое внимание. Ведь здоровые, ровные, красивые зубы, белоснежная улыбка, розовые десны являются не только украшением человека, но и говорят о его хорошем здоровье, во многом гарантируя чистоту речи. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам». Что же такое зубы и почему им уделяется такое внимание?
В словаре Ожегова я нашла определение слова «зуб» - это костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжёвывания пищи.
Из энциклопедии я узнала, что основу зубов составляет твёрдая ткань – дентин, покрытая снаружи эмалью. Внутри зуба находится пульпа - рыхлая соединительная ткань, пронизанная нервами и кровеносными сосудами. Каждый зуб имеет свою форму, занимает определенное положение в зубном ряду, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды. (см. Приложение 1, рис. 1.) Первые зубы прорезываются примерно в 3-4 месяца, их называют молочными. Эти зубы более мелкие, у них короткие и некрепкие корни, поэтому в период от 6 до 13 лет молочные зубы постепенно заменяются постоянными - коренными. Молочных зубов бывает 20 штук, а постоянных от 28 до 32. Это зависит от количества дополнительных коренных зубов мудрости, которые появляются у многих людей, в возрасте от 17 до 25 лет. Такое название они получили, потому что появляются позже других зубов, когда человек мудрее, умнее, чем в детстве. Зубы мудрости находятся в глубине челюсти, не всегда доступны для чистки, и поэтому быстро портятся.
Форма зубов зависит от функции, которую они выполняют. В зависимости от этого, зубы человека делятся на три группы (см. Приложение 1, рис.2):
1.Резцы – передний ряд зубов по 4 сверху и снизу, всего 8. Резцы имеют особый режущий край. Ими откусывают пищу.
2. Клыки - расположены следом за резцами по 2 сверху и снизу, всего 4. У них острые края, по форме они массивные. Эти зубы нужны, чтобы разрывать пищу.
3. Коренные - находятся в глубине рта, их по 8 слева и справа, всего 16 зубов. Эти зубы прочные, толстые, их поверхность неровная, с выступами. Ими пережевывают пищу.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРИКУСА
Прикус - это положение зубов при взаимодействии верхнего и нижнего зубных рядов в момент полного смыкания обеих челюстей. В стоматологии прикус подразделяется на две группы: правильный и неправильный.
Правильный прикус – единственный вариант нормального смыкания челюстей, его называют физиологическим. Отличительная особенность правильного прикуса в том, что при смыкании верхнего и нижнего зубных рядов передние зубы закрывают нижний зубной ряд примерно на треть, верхний зубной ряд контактирует с одноименными нижними зубами, а выраженные межзубные промежутки отсутствуют. (см. Приложение 2, рис.1) При правильном прикусе срединная линия человеческого лица проходит между центральными резцами нижнего и верхнего зубных рядов, что формирует гармоничное лицо. (см. Приложение 2, рис.2)
Общими признаками правильного прикуса считаются: плотный контакт зубов, когда зубы не прячутся друг за другом; отсутствие щелей между зубными рядами при смыкании; расположение передних резцов на верхней и нижней челюстях – центровое; жевательные и речевые функции не нарушены.
Неправильный прикус наблюдается больше, чем у 40% людей всего земного шара и представляет собой явление, при котором нарушен процесс затвора зубных рядов верхней и нижней челюсти. У некоторых людей это мало заметно, тогда как у других при неправильном прикусе наблюдается искривление лица. Существует несколько видов неправильного прикуса (см. Приложение 3):
Дистальный прикус - чрезмерное развитие верхней челюсти или недоразвитие нижней. На лице это может быть выраженозаметно задвинутым назад подбородком или выступающей верхней губой.
Мезиальный прикус - нижняя челюсть выдвигается вперед.Выраженная нижняя челюсть, нижние зубы перекрывают верхние, выступающий подбородок.
Глубокий - при нём верхний зубной ряд на половину перекрывает нижний.
Открытый прикус - при этом отмечается несмыкание большинства зубов на верхней и нижней челюсти.
Перекрестный прикус - это одностороннее недоразвитие одного из зубных рядов.В результате чего верхняя или нижняя челюсть смещается в сторону.
Дистопия - при этом виде прикуса отмечается расположение зубов не на своем месте в зубном ряду.
ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗУБОВ
В наше время люди нередко сталкиваются с проблемой неправильного прикуса. Это касается как взрослых, так и детей. Причины этому явлению могут быть самыми разными. Одной из них может быть наследственность. По наследству передаются особенности строения верхней и нижней челюсти, а также зубных рядов. И для этого очень важно, чтобы родители вместе с ребенком посетили врача-ортодонта, когда малышу исполнится 2-4 года. Это наиболее благоприятное время, чтобы провести лечение в случае нарушений.
Второе место среди причин возникновения неправильного прикуса занимают различные перенесенные хронические заболевания, при которых нарушается нормальное носовое дыхание. Это связано с тем, что в формировании прикуса и правильной формы челюсти участвуют и мягкие ткани губ, языка и щек. Поэтому при нарушении дыхания у ребенка постоянно приоткрыт рот, происходит и нарушение развития челюстей, а значит и правильного прикуса. Например, при постоянных гайморитах или ринитах ребенок дышит только через рот. А это нарушает рост лицевой части черепа и формирует неправильный прикус.
Еще на формирование прикуса плохо влияют вредные привычки, такие как сосание пальца, прикусывание языка или губы, а также долгое использование соски-пустышки у ребенка. Все они смещают зубы, деформируя челюсти.
Так же могут влиять на прикус травмы, полученные ребенком, рахит.
Причиной неправильного прикуса может стать кариес, остеомиелит челюстей, повышенная стираемость зубов.
Следующей причиной является раннее удаление или выпадение молочных зубов (например, из-за кариеса). Это приводит к тому, что оставшиеся молочные и постоянные зубы могут устремиться в образовавшийся промежуток, препятствуя правильному смыканию челюстей и формируя неправильный прикус.
Иногда у человека с детства был совершенно нормальный прикус, однако во взрослом возрасте он почему-то становится неправильным. Основная причина такой патологии – удаление или потеря зуба. Так же, как и в случае с молочными зубами, когда из зубного ряда исчезает один зуб, другие зубы устремляются на его место, из-за чего образуется скученность и другие проблемы.
Также прикус во взрослом возрасте может измениться из-за травм челюсти, либо из-за некоторых заболеваний.
Исправление данной проблемы очень долгий процесс. Поэтому, чем раньше его начать, тем лучше пройдет лечение.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА, ПУТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ
Нарушение прикуса приводит к тому, что человек чувствует себя в обществе не уверенно, так как стесняется своей улыбки. Однако это не единственная проблема. При неправильном прикусе можно наблюдать плохое пережевывание пищи, нарушения при глотании, что приводит к заболеваниям желудка, органов пищеварения. Помимо пищеварительной, может страдать и дыхательная система, при этом человек будет часто болеть ОРВИ, простужаться, переносить заболевания ушей. Так же при неправильном прикусе может происходить нарушение мимики, развиваться дефекты речи.
Чтобы предотвратить формирование неправильного прикуса, будущей маме важно есть много кальция и фтора, отказаться от всех вредных привычек, следить за своим здоровьем, а после рождения малыша, необходимо уделять внимание процессу кормления из бутылочки, соска на бутылочке должна иметь небольшое отверстие, чтобы малыш работал нижней челюстью. Ещё нужно следить, чтобы ребенок дышал носом. Если он дышит ртом, показать его к врачу, чтобы исключить вероятность заболеваний. Следить, чтобы ребенок не сосал палец или игрушки, исключить соску в тот, когда уже начинают резаться молочные зубы. Чаще бывать с ребенком у стоматолога.
Если же прикус уже сформировался неправильно, то самостоятельное лечение невозможно. Это должен делать специалист врач - ортодонт, который изготавливает скобы и ставит брекеты с учетом особенностей ваших зубов. Пластины для выравнивания зубов сейчас очень популярны. Их изготовляют из мягкой пластмассы и металлической проволоки. С помощью пластин можно быстро выправить неправильно растущие зубы, изменить неправильную форму челюсти. Пластины помогают исправить не слишком сложные дефекты прикуса. К ним можно быстро привыкнуть. Пластинки для выравнивания зубов - сьемные. Это делает их удобными для детей. Их можно снимать во время приема пищи и при чистке зубов, все остальное время пластинки снимать нельзя, потому что для получения эффекта их нужно носить 22 часа в день, не снимая. Пластины используются до 12-15 лет.
Брекет - системы самый универсальный способ, который подходит для взрослых и детей были придуманы для того, чтобы исправлять самые сложные виды прикуса, для выравнивания зубов. Это сложная несъемная конструкция, которая крепится на зубы с помощью специального клея. Некоторые стесняются носить брекеты, но лучше испытать временные неудобства, чем жить с неправильным прикусом. Начать лечение прикуса можно в любом возрасте, но чем раньше это сделать, тем лучше будет результат.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. АНКЕТИРОВАНИЕ ОДНОКЛАССНИКОВ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В практической части своего исследования я решила провести анкетирования среди одноклассников, с целью выявления их знаний о зубах, прикусе, его значении для здоровья человека, причинах и последствиях неправильного прикуса, о важности своевременного выявления и исправления неправильного прикуса.
Для этого я составила ряд вопросов (см. Приложение 3)
В анкетировании приняли участие 30 учеников 3 класса.
По данным анкетирования мы сделали вывод о том, что знания моих одноклассников по данной теме недостаточно сформированы. Подтверждением тому являются их ответы. На 1 вопрос: «Знаете ли вы, что такое зубы?» - 27 учащихся из 30 ответили - «да», однако на 2 вопрос, где нужно было дать определение слову «зубы» правильно ответили только 5 человек, 2 ответили – «не знаю», 20 – вообще ничего не написали. На 3 вопрос о значении зубов, более точные ответы дали 17 учеников.На 4 вопрос по видам зубов – 3 ученика назвали: молочные и коренные, 7 человек указали: резцы и клыки, и только 2 назвали все виды правильно. На 5 вопрос : «Знаете ли вы, что такое прикус?» 13 человек ответили, что знают, однако дать определение слову «прикус», 10 вопрос, смогли только 3 учащихся. На 6 вопрос: «Как называют врача, который лечит зубы?» 16 человек назвали слово «стоматолог», остальные 14 поставили прочерк. На вопрос 7: «Как часто вы посещаете стоматолога?» - 6 человек дали ответ «не знаю», 9 написали невнятное -«да», 1 человек дал ответ «1 раз в 8 недель», 4 человека написали – 1 раз в пол года, 7 человек – 1 раз в три месяца, и трое поставили прочерк. На 8 и 9 вопросы о том, кто такой врач-ортодонт и приходилось его посещать, 17 человек ответили, что не знают такого врача и не посещали, 6 человек ответили, что знают такого врача и даже посещали, и 7 человек не ответили на вопросы. На 11 вопрос о видах прикуса никто из 30 анкетируемых не ответил. На 12 вопрос о последствиях неправильного прикуса, 2 ученика ответили, что может нанести вред лицу, остальные 28 ничего не ответили. На 13 вопрос: «Почему некоторые носят пластинки и брекеты?» - 4 человека ответили, что для красивых зубов, 8 – «чтобы зубы были ровные», и 2 – «не чистят зубы». На 14 вопрос об отношении к детям, которые носят брекеты и пластинки, 7 человек ответили – «нормально», 10 – «хорошо»,13 - ничего не ответили. На 15 вопрос, о важности ухода за зубами 19 человек ответили «важно», 6 – «очень важно» и 5 – не ответили.
Таким образом, следует вывод, что необходимо расширить знания одноклассников в данном вопросе, тем самым привлечь внимание к необходимости следить за здоровьем ротовой полости, посещать зубных врачей, чтобы предотвратить плохие последствия. Поэтому, я решила провести классный час и поделиться полученной информацией с одноклассниками по проблеме исследования. Для этого, вместе с мамой и классным руководителем мы подготовили модель челюсти человека, чтобы наглядно продемонстрировать виды прикуса; презентацию и листовки для отражения важности своевременного исправления неправильного прикуса, привлечение внимания одноклассников и их родителей к данной проблеме.
2.2. СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛЮСТЕЙ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ВИДОВ ПРИКУСОВ И ПОДГОТОВКА ЛИСТОВОК
Следующим этапом практической части было изготовление модели челюсти человека. Для этого мне понадобились:
Пластилин (розового и белого цветов)
Пластмассовая дощечка и стек (ножичек)
Кусачки
Зубочистки
Подготовив рабочее место и необходимые инструменты, я взяла розовый пластилин, размяла его и сделала 2 овала – это будет верхнее и нижнее нёбо с дёснами. Затем, из белого пластилина, при помощи стека, я слепила 28 зубов для нижней и верхней челюстей – по 4 резца, по 2 клыка, по 8 коренных зубов. Далее, при помощи кусачек, отделила от зубочисток маленькие части и соединила их с моделями зубов, острыми частями наружу. И, уже готовые зубы прикрепила к ранее изготовленным челюстям. Макет готов. С его помощью можно будет показать разновидности прикуса. Результаты работы (см.Приложение 4).
Для подготовки листовок, я выбрала наиболее важную информацию из текста работы, вместе с мамой подобрала картинки строения зубов, видов прикуса, и подготовила шаблон будущих листовок под названием «О важности прикуса». После чего, передали их в рекламное агентство для печати.
Итак, подготовительная работа выполнена. Теперь можно провести классный час.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над теоретической частью исследовательской были приобретены навыки самостоятельной работы с литературой, рассмотрены основные вопросы по теме исследования: мы раскрыли понятия слов «зубы» и «прикус», описали строение зубов, их виды, виды прикуса, выяснили причины и последствия неправильного прикуса.
В практической части данной работы мною была составлена анкета для одноклассников, с целью выявления их знаний по проблеме исследования, затем проанализировав результаты, возникла необходимость проведения классного часа для того, чтобы поделиться информацией и привлечь внимание одноклассников и их родителей к необходимости сохранения здоровья ротовой полости, посещения зубных врачей. Для этого нам понадобилось подготовить модель челюстей человека, презентацию и листовки.
Таким образом, можно считать, что, благодаря выбранным методам, все поставленные вначале работы задачи решены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
В заключении, можно сделать вывод, что полученные знания полезны как мне, так и моим одноклассникам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гайворонский И. В., Петрова Т. Б. Анатомия зубов человека : учебное пособие. - СПб: ЭЛБИ-СПб, 2005
Евдокимов А.И., Руководство по ортопедической стоматологии, М., Просвещение -1974
Персин Л. С. Ортодонтия, М., 1999
Рыбаков А.И., Справочник по стоматологии, М., Просвещение – 1977
Студеникин М. Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей. с.184-189
Курляндский В. Ю. Ортопедическая стоматология. — 4-е, исправленное. — М.: Медицина, 1977. — 488 с. — 30 000 экз.
https://www.startsmile.ru/ortodontiya/prikus-zubov/nepravilnyy/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%8B_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
Приложение 1
Рис. 1
Строение зуба
Рис. 2
Группы зубов
Приложение 2
Рис.1
Рис. 2
Виды неправильного прикуса
Приложение 3
Анкета для одноклассников
Знаете ли вы, что такое зубы и для чего они нужны? (ДА,НЕТ) ______________________
Продолжите предложения:
Зубы – это___________________________________________________________________
Зубы нужны для того, чтобы____________________________________________________
Мне известны следующие виды зубов ___________________________________________
Знаете ли вы, что такое прикус? (ДА,НЕТ)________________________________________
Как называют врача, который занимается лечением зубов ___________________________
Как часто вы посещаете стоматолога? ____________________________________________
Знаете ли вы, кто такой врач-ортодонт? (ДА,НЕТ) __________________________________
Приходилось ли вам его посещать? (ДА,НЕТ, НЕ ЗНАЮ) ___________________________
Продолжите предложения:
Прикус – это_________________________________________________________________
Я знаю, что прикус может быть _________________________________________________
Как вы думаете, к чему может привести неправильное расположение зубов? _____________________________________________________________________________
Как вы думаете, почему некоторые дети носят пластинки и брекеты?_____________________________________________________________________
Как вы относитесь к детям, которые носят пластинки и брекеты, какие чувства вы испытываете, глядя на них?_____________________________________________________
Оцените, на сколько важно следить за здоровьем зубов и их правильным расположением, посещать зубного врача? (очень важно, важно, не важно, не знаю) _____________________________________________________________________________
Приложение 4
Изготовление модели челюстей