Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

Камзолова Е.В. 1
1МБОУ "СШ № 19 с УИОП"
Хрипунова Т.В. 1
1МБОУ "СШ № 19 с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье – одна из несомненных ценностей человека. В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [4]. Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Мы считаем актуальным изучение антропометрических данных детей дошкольного возраста (6 лет) и учащихся среднего и старшего звена школы (5 и 10 класс) с последующим сравнением полученных показателей со среднестатистическим соответствием возрастным нормам. Цель исследовательской работы: знакомство с методами исследования физического развития, привитие навыков антропометрии; оценка показателей гармоничности физического развития дошкольников и учащихся 5-го, 10-го классов по антропометрическим показателям.

Задачи: 1)Провести антропометрические измерения учащихся школы и воспитанников детского сада; 2) Определить степень физического развития с помощью расчетных формул (на основе данных о росте, весе); 3) проанализировать полученные результаты исследования и сравнить их соответствия возрастным нормам по антропометрическим таблицам; 4) Сделать вывод о гармоничности физического развития детей; 5) Разработать необходимые рекомендации, направленные на физическое развитие детей. Гипотеза: в связи с ускоренным темпом жизни людей на современном этапе жизни, более лучшими жизненными условиями, лучшим питанием происходит ускорение физического развития, как дошкольников, так и школьников. Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр, спирометр. Объект исследования - физическое развитие дошкольников (детей 6 лет) и учащиеся 5-х, 10-х классов. Предмет исследования: определение показателей физического развития: измерение длины тела (роста), определение массы тела, измерение окружности грудной клетки, определение жизненной ёмкости лёгких, измерение силы сжатия кисти.

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

Влияние экологических факторов на здоровье населения [3].

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека определяется рядом характеристик, тесно связанных друг с другом, которые в совокупности составляют одну систему здорового организма. Наше здоровье можно смело разделить на следующие виды: физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное[1]. Исследования по оценке здоровья детей и подростков позволяют понимать и находить причины наступления болезней. Участие в исследовании поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни, стремление не только самому быть здоровым, но и иметь здоровое будущее поколение - детей, внуков и правнуков. 1.1.Здоровье детей и подростков в Нижегородской области [9]. Ежегодно по России уровень общей заболеваемости увеличивается на 1-2%. Приволжский федеральный округ по данному показателю занимает 2 место среди федеральных округов. В Нижегородской области уровень заболеваемости населения превышает средний показатель по округу. Свыше 40% всех заболеваний, зафиксированных в области, приходится именно на подрастающее поколение нижегородцев. За последние годы уровень первичной заболеваемости детского населения в области вырос более чем на треть

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят внешние и внутренние [2]. Уровень физического развития определяют совокупностью методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели [7,8].

Глава 2. Материалы и методы исследования

Для оценки уровня физического развития дошкольников и учащихся мы использовали следующие методики: Метод стандартов или средних антропометрических данных. Антропометрические стандарты – это средние величины показателей физического развития, полученные путём статистической обработки большого числа измерений у лиц одного возраста (пола, профессии). Результаты сравнения физических данных со среднестатистическими показателями были занесены в антропометрическую таблицу (по возрасту) и высчитывались в (%) соотношении. Метод индексов - применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных. Он может использоваться в том случае, если нет подходящих антропометрических стандартов. Индексы представляют собой определённое арифметическое соотношение двух-трёх показателей физического развития, принимаемое за норму. 1 ) Весо-ростовой индекс (индекс Кетле) – определяется по формуле расчета индекса массы тела (ИМТ): ИМТ = Масса / (рост)2, где:  масса тела измеряется в кг, рост – в метрах. 2) Жизненный индекс Котельмана и Мак-Дональда: характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется по формуле: ЖИ =ЖЕЛ/Вес. 3) Индекс крепости телосложения (индекс Пинье): выражает разность между ростом и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Х=Р – (М+О), где Х – индекс, Р – рост стоя в см, М – масса тела в кг, О – окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. 4) Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) характеризует развитие грудной клетки ребёнка и частично его упитанность. ИЭ=ОГК-1/2 роста. Определение показателей физического развития – проводилось по следующим показателям: измерение роста (длины тела) стоя, измерение массы тела, измерение окружности грудной клетки (ОГК), определение жизненной ёмкости лёгких, измерение силы сжатия левой и правой кисти.

Глава 3. Обсуждение результатов работы

В течение 1-2 четверти этого учебного года нами были проведены исследования, направленные на изучение гармоничности физического развития дошкольников и учащихся, так как известно, что здоровье человека зависит от его физического развития. Контингент исследуемых: группа детей дошкольного возраста (6-7 лет) – 15 человек, (МБДОУ «Д/с № 48 «Белочка»), учащиеся 5-го класса (10 -11 лет) – 17 человек и учащиеся10-го класса (15-16 лет) – 19 человек.

Результаты исследования были получены следующие:

3.1. Дошкольный возраст.

Данные показателей физического развития испытуемых и их индексов указаны в таблицах 1-2. Таблица 1.

Антропометрические данные

Показатели

Ниже нормы

(в %)

Норма (в %)

Выше нормы (в %)

д/с

5 кл.

10-11 кл.

д/с

5 кл.

10-11 кл.

д

5 кл.

10-11 кл.

Длина тела (рост)

6,5

-

-

93,5

52,2

89,6

-

47,8

10,4

Масса тела

13

-

-

87

40,6

94,8

-

59,4

5,2

ОГК в покое

26

-

-

74

52,2

84,4

 

47,8

15,6

ЖЕЛ

20

-

-

53,5

5,8

100

26,5

94,2

-

Сила кисти

(пр. рука)

45,5

5,8

52

54,5

75,4

48

-

18,8

-

Сила кисти

(лев. рука)

61

40,6

52

39

40,6

37,6

-

18,8

10,4

В целом, показатели исследования физического развития дошкольников близки к норме. Исследование роста показали, что он практически соответствует среднему в данной возрастной категории, лишь один человек (6,5 %) имеет рост ниже нормы. Масса тела также характеризуется хорошими показателями, за исключением 2 человек (13%) – они имеют дефицит веса. Результаты исследования ЖЕЛ тоже показали их среднее гармоничное развитие– только 20 % детей (3 человека) находятся в нижних пределах возрастной нормы. Показатели динамометрии можно считать слегка заниженными, т. к. у половины детей сила сжатия правой кисти в норме, а средние показатели силы сжатия левой кисти ещё ниже – это 39 % детей. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо увеличивать объёмы тренировочных нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями. Таблица 2. Показатели индексов испытуемых.

Индексы

Показатели

ниже нормы

(в %)

норма ( %)

выше нормы (в %)

 

д/с

5 кл.

10-11 кл.

д/с

5 кл.

10-11 кл.

д/с

5 кл.

10-11 кл.

Индекс Кетле

20 %

24,3

36,4

60

11,9

27,2

20

63,8

36,4

Жизненный индекс

-

5,8

5,2

66,5

34,8

52

33,5

59,4

42,8

Индекс Пинье

46,5

34,8

5,2

33,5

34,8

52

20

30,4

42,8

Индекс Эрисмана

20%

29

31,2

40

23,2

10,4

40

47,8

58,4

Индекс Кетле показал, что весо–ростовой индекс соответствует норме у 60 % детей, у 20 % он выше нормы и у 20 % ниже нормы. В целом, это достаточно неплохой результат. Расчёты жизненного индекса дошкольников выявили хорошие показатели: больше половины детей (66, 5 %) имеют нормальный жизненный индекс , а у остальных (33, 5 %) он даже выше нормы. Индекс Пинье показал, что практически половина детей (46,5 %) имеет слабое телосложение, у 20 % детей телосложение крепкое и лишь у 5 человек (33,5 %) из 15 телосложение в норме. Индекс Эрисмана указывает на то, что у 20 % детей развитие грудной клетки ниже нормы, это свидетельствует об узкогрудии. У 40 % детей развитие грудной клетки выше нормы и соответственно у 40 % оно в норме.

Учащиеся 5 класса (10-11 лет)

Физическое развитие учащихся среднего звена несколько завышено. Показатели роста, массы тела, ОГК и, особенно, ЖЕЛ значительно превышают норму, характерную для данного возраста. Практически половина учащихся физически более развита и опережают своих сверстников. Объяснить такую картину можно тем, что период 10-11 лет является начальным этапом подросткового возраста и характеризуется интенсивным ростом детей. В это время преобладает рост костей, увеличивается масса тела. Может возникнуть дисгармония, например, при высоком росте небольшая масса тела, или наоборот. Результаты динамометрии тоже довольно хорошие: больше половины учащихся имеют средние и высокие показатели мышечной силы, особенно хорошо развита правая рука. Однако, следует отметить, что в этом возрасте недопустимы упражнения, дающие детям большую силовую нагрузку или требующие выносливости, т.к. в этот период происходит активная физиологическая перестройка организма.

Результат исследования индекса Кетле у учащихся 5 класса показал, что почти у 64 % детей имеется избыток массы тела, 24% детей дефицит массы тела и только лишь у 11,9% детей этот индекс в норме. Расчёты жизненного индекса позволяют судить о том, что более чем у 59 % детей показатель выше нормы, только лишь у одного человека этот показатель низкий, у остальных детей (это почти 35 % обследуемых) он находится в норме. Индекс Пинье свидетельствует о том, что 30 % учащихся имеют крепкое телосложение, почти у 35 % детей телосложение в норме, а вот оставшаяся группа детей (а это тоже 35%) имеют слабое телосложение. По результатам исследования индекса Эрисмана выяснилось, что у 29 % учащихся слабо развита грудная клетка, почти у 48 % учащихся этот показатель выше нормы, у остальных обследуемых (это 23%) грудная клетка развивается соответственно возрасту.

Учащиеся 10 класса (15-16 лет)

Физическое развитие старшеклассников практически соответствует норме. Это обусловлено тем, что у детей старших классов рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину, происходит прирост в массе. Кости становятся более толстыми и прочными. По полученным цифрам видно, что длина и масса тела, а также ОГК соответствуют средним показателям, за исключением 2 человек – у них рост и вес несколько завышен. Эти их показатели антропометрии можно назвать дисгармоничными. В этом возрасте также происходит наиболее высокий темп развития дыхательной системы, отмечается высокий уровень эффективности легочного газообмена, как в покое, так и при нагрузке. Это подтверждается и результатами исследования – показатели ЖЕЛ находятся в 100%-ой норме. Вэтом возрасте четко проявляются половые различия в мышечной силе. Относительная сила мышц девочек значительно уступает соответствующему показателю мальчиков. Это отразилось и на полученных результатах исследования – в основном показатели динамометрии обеих рук в норме у мальчиков, а у девочек они ниже нормы.

По результатам исследования индекса Кетле у 27 % старшеклассников весо-ростовой показатель находится в норме, у 36 % наблюдается дефицит веса, и у такого же количества детей (36 %) этот показатель завышен. Расчёты жизненного индекса показали очень хороший результат – в основном они в норме (52 %) и даже превышают норму (42 %), только лишь у одного человека несколько занижены функциональные возможности дыхательного аппарата. Показатели индекса Пинье указали на то, что у 52 % старшеклассников телосложение соответствует норме, крепкое телосложение имеют 42 % детей и один человек имеет низкий показатель этого индекса. По расчётам индекса Эрисмана грудная клетка пропорционально развита у 10 % обследуемых, у 58 % этот показатель выше нормы, и у 31 % отмечается узкогрудие.

Глава 4. Мониторинг методов исследования.

Используя данные антропометрических показателей трёх возрастных категорий, мы провели сравнительный анализ и получили следующие данные.

1.Метод стандартов или средних антропометрических данных.

Длина (рост) и масса тела (вес)

рис. 1-2.

Из полученных показателей видно, что рост соответствует возрастной норме у дошкольников и у старшеклассников; у учащихся среднего звена показатели «норма» и «выше нормы» практически сходны. Масса тела также соответствует норме у дошкольников и старшеклассников, у учащихся 5-ых классов масса тела немного превышает норму. ОГК в покое и ЖЕЛ

рис. 3-4.

ОГК в норме у старшеклассников, у учащихся среднего звена показатели «нормы» и «выше нормы» практически сходны, у дошкольников также преобладает норма в показателях, но есть и небольшие отрицательные показатели. Показатели ЖЕЛ преобладают у учащихся 5-ых классов, у старшеклассников они в норме, а у дошкольников 20 % детей имеют показатель ниже нормы.

Сила кисти - правая и левая рука

рис. 5 – правая рука, рис. 6 – левая рука.

В основном данные показатели преобладают у учащихся 5-ых классов, у дошкольников и старшеклассников эти показатели практически равны. По показателям видно, что левая рука одинаково развита в каждом возрасте, с небольшим превосходством у учащихся среднего звена, у дошкольников сила кисти левой руки гораздо слабее. 2.Метод индексов

И ндекс Кетле рис. 7.

Весо-ростовой показатель в основном преобладает у пятиклассников, у старшеклассников все три уровня практически сходны, у дошкольников этот показатель у большинства исследуемых находится в норме.

Ж изненный индекс рис. 8.

У дошкольников функциональные возможности дыхательного аппарата у большинства детей соответствуют возрасту. У учащихся среднего звена жизненный индекс несколько завышен, а у старшеклассников показатели «норма» и «выше нормы» находятся практически в одинаковом соотношении.

И ндекс Пинье рис. 9.

В норме индекс Пинье у старшеклассников, у учащихся среднего звена все три уровня находятся почти в одинаковом значении, у дошкольников 40 % детей имеют показатель ниже нормы.

И ндекс Эрисмана рис. 10.

Норма преобладает у дошкольников, у старшеклассников и учащихся среднего звена он завышен. Вывод по результатам мониторинга: все показатели методов исследования у дошкольников в основном соответствуют норме, у учащихся 5 классов преобладают показатели выше нормы, а у старшеклассников показатели практически схожи по всем критериям. Это говорит о том, что дошкольники быстро прибавляют в росте и весе, у учащихся среднего звена происходит быстрый скачок в физическом развитии в силу периода переходного возраста, поэтому возникает дисгармония в весе и росте, а в возрасте 15-16 лет наступает период взросления и показатели становятся примерно равными.

Глава 5. Рекомендации для родителей, учителей и учащихся

Для того, чтобы сохранить здоровье, откорректировать диспропорции в его развитии необходимо: 1. Вести активный образ жизни. 2. Меньше проводить времени за компьютером, за просмотром телепередач, больше находиться на свежем воздухе. 3. Питаться разнообразной и здоровой пищей. 4. Заниматься закаливанием организма. 5. Учащимся и воспитанникам детского сада со слабо развитой мускулатурой, узкими плечами, избыточной массой тела и т.д. подобрать специальные комплексы развивающего и исправляющего характера соответственно возрасту. Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества, определяющих его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Глава 6. Выводы по работе

Таким образом, в результате работы над исследованием мы определили степень физического развития с помощью расчетных формул. При анализе полученных данных были выявлены учащиеся с низким, высоким и средним уровнем развития. С низким уровнем развития оказалось испытуемых меньше, чем с нормальным и завышенным уровнем развития. Больше всего норме соответствуют ребята дошкольного возраста. С возрастом происходят изменения в организме, которые приводят у кого-то к ускорению развития, что может привести к дисгармонии в организме, а у некоторых ребят он занижается. Следовательно, нужно проводить работу по восстановлению физических характеристик организма. Весо-ростовой показатель завышен у пятиклассников, жизненный индекс ближе всего к норме находится у дошкольников, сильнее всего завышен у 5-классников. Индекс Пинье имеет более низкие показатели у дошкольников, примерно в равных пропорциях распределен у 5-классников, а у 10-классников он находится ближе всего к норме. Индекс Эрисмана имеет более высокие показатели у школьников. У дошкольников показатели нормы и завышенные результаты имеют примерно одинаковое количество испытуемых. По результатам работы были разработаны необходимые рекомендации, направленные на физическое развитие детей. С этими результатами были ознакомлены родители учащихся школы на родительских собраниях, а также родители воспитанников детского сада. С учащимися школы были проведены беседы по сохранению своего физического здоровья. Для более детальной оценки здоровья были предложены анкеты для родителей воспитанников детского сада, для учащихся школы. Гипотеза, которую мы выдвинули, в целом оказалась верной для 5-классников, но они находятся сейчас в стадии активного роста. Поэтому многие ребята имеют завышенные показатели по всем исследованиям. У дошкольников показатели физического развития находятся ближе к норме. У старшеклассников уже появляются учащиеся, которые имеют как нормальные, так и завышенные и заниженные показатели. Но в этой группе ребята уже сами должны следить за своим состоянием физического развития (только 9 человек из 19 обследованных (47%) занимаются в спортивных секциях, в танцевальных клубах), заниматься в спортивных секциях, следить за своим питанием. Поэтому в данном возрасте здоровье зависит не только от возрастных особенностей организма, но и от самого человека.

Список литературы

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М., АГАР, 2000.

2. Клименко Е.А. Методика оценки уровня развития детей и подростков// материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV Под редакцией М.Н. Сионовой и С.К. Алексеева. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2008. – с.208- 228

3. Колесов Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции. Ж.Биология в школе №2\1996

4.Федорова М.З. Кучменко В.С. Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», Москва, «Вентана – Граф», 2003

5. Макеева А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. Ж.Биология в школе №1\2008

6. Экология человека: словарь-справочник / авт.-сост. Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков др.; Под общ. ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ММП «Экоцентр», издательская фирма «КРУК», 1997.- 2008 с.

Ресурсы Интернета

7. «Антропометрические показатели развития ребенка» http://revimed.do.am

8.  http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm -   Антропометрия (соматометрия)

9.https://infopedia.su/16x6dd7.html Анализ состояния здоровья населения Нижегородской области.

10.http://smartnsmall.com/ves/Calculator_normalnogo_vesa_rebenka.php- Как определить норму веса ребенка?

Просмотров работы: 2887