Отношение к своему здоровью у разных возрастных групп школьников

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отношение к своему здоровью у разных возрастных групп школьников

Игнатьева А.С. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Николаева Л.Е. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1 Актуальность темы

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства. Формировать правильное отношение к своему здоровью нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить.

1.2 Цель: определить отношение к своему здоровью у разных возрастных групп школьников нашей школы

1.3 Задачи:

1. Выяснить в литературе понятие здоровье и здоровый образ жизни

2. Определить отношение к своему здоровью у разных возрастных групп школьников нашей школы с помощью теста «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясина)

3. Проанализировать динамику изменения отношения к здоровью у школьников разных возрастных групп.

4. Сделать выводы об отношении школьников разных возрастов к своему здоровью.

1.4 Гипотеза: я предполагаю, что здоровье для всех возрастных групп школьников является ценным, но не все школьники ответственно относятся к своему здоровью.

1.5 Предмет исследования: определение отношения к своему здоровью у разных возрастных групп школьников.

1.6 Объект моего исследования: респонденты ( школьники , возрастная группа 12-17 лет).

1.7 Методы исследования:

1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)

2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)

3.Метод визуализации данных (графики - математический метод позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)

4. Анкетирование (позволит получить данные от исследуемых)

1.8 Обзор литературы:

Отношение к здоровью, по мнению Г.С.Никифорова, является одним из центральных, но пока еще мало разработанных вопросов психологии здоровья. Нам не удалось найти много литературы по этому вопросу. работах психологов иногда рассматривается отдельные аспекты ценностного отношения к здоровью. В книге «Стратегия и тактика построения Школы здоровья», (В.Ф. Лопуга, Е.В. Лопуга) представлена методика измерения отношения к здоровью и к здоровому образу жизни.
Концепция здоровья рассматривалась в трудах зарубежных ученых А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса.

Изучение проблемы отношения личности к здоровью в нашей стране берет начало от работ В.М.Бехтерева и продолжает развиваться в трудах Б.Г.Ананьева, М. Я. Басова, Л. В. Куликова, А. Ф. Лазурского, А. Е. Личко, А. Р. Лурии, В.П. Тугаринов, Г. С. Никифорова.

Что же такое отношение к здоровью? Г.С. Никифоров в своей монографии «Психология здоровья» дает следующее определение: это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или угрожающими здоровью людей, а так же определенная оценка индивидуумом своего физического и психического состояния.

Конкретные виды отношения к здоровью, по мнению этого ученого, находят проявление в действиях, поступках, переживаниях, суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое, психическое и социальное благополучие.

2. Основная часть

2.1 Определение что такое здоровье и здоровый образ жизни

Рассмотрим, что такое «здоровье». В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку здоровья: Здоровье – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». Хотя это определение, как и множество предложенных в различных источниках, не бесспорно,

недостаточно конкретно для применения в практике диагностики и измерения здоровья, но, как мне кажется, более точного пока нет.[2]

«Здоровье – это не все, но все без здоровья – это ничто». Эта мудрость Сократа помогает лучше понять отношение здоровья и других целей человеческой жизни. [1]Современному человеку нужно в жизни гораздо больше, чем просто чувствовать себя здоровым. Вместе с тем, здоровье является важнейшим условием и средством достижения других целей жизни. А значит, нужно заботиться о своем здоровье прежде, чем его утратишь и постоянно накапливать и поддерживать его резервы. Эта мысль ясно отражена в современном определении здоровья, данном ВОЗ в 1986 году: « Здоровье не является целью жизни. Но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, объединяющая социальные, психические и физические возможности человека».[2]

На здоровье конкретного человека влияет ряд факторов. Среди них важно выделить факторы, которыми конкретный человек, тем более школьник, не может управлять напрямую. Это экономические и социальные условия жизни в стране, климат, экологическая обстановка в регионе. С другой стороны, есть ряд факторов, управление которыми доступно школе, конкретному учителю, ученику. Это школьная среда, а также мировоззрение, жизненная философия и образ жизни.[3]

Таким образом, из приведенных выше определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (пол, возраст, наследственность) факторов.

«Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, его образа жизни, который он ведет».[1]

2.2 Определение отношения к своему здоровью у разных возрастных групп школьников

Для изучения отношения к здоровью школьников разных возрастных групп было проведено анкетирование, в ходе которого применялись следующие методики: выбор приоритетных для школьников ценностей, а также методика «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясин) (приложение 1) (выборка составила 214 опрошенных школьников 6-11 классов в возрасте от 12 до 17лет)[2]

2.3 Анализ динамики изменения отношения к здоровью у школьников разных возрастных групп.

Анализ результатов по методике выбора приоритетных для школьников ценностей показал , что большинство респондентов (79%) ставят здоровье на первую, вторую и третью позиции из девяти предложенных. Это позволяет вывод, что здоровье является для них приоритетной ценностью.

И в тоже время анализ результатов анкетирования по методике «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясин) показал, что школьники со средней степенью ответственности относятся к своему здоровью.

Для каждой параллели были составлены индивидуальные графики по четырем компонентам интенсивности субъективного отношения (приложение 2)

Затем путем суммирования баллов по четырем предыдущим шкалам, был выявлен показатель интенсивности , который диагностирует , насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

Анализ полученных данных по нашим респондентам, показывает что они имеют средний показатель интенсивности отношения к здоровью в соответствии со шкалой теста ( по всем показателям они попадают в интервал 4-6, что соответствует среднему уровню).

Это говорит о том, что школьники частично понимают важность сохранения, укрепления и ведения здорового образа жизни , эпизодически овладевают практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Были в каждом классе школьники и с высоким уровнем, который говорит об осознанном отношении к собственному здоровью, ведению здорового образа жизни , самостоятельном целенаправленном овладении практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Были школьники и с низким уровнем , у них отсутствует понимание ценности и значимости здоровья , ведение образа жизни , способствующего развитию болезней. Но они составляли всего 2% от всех респондентов.

Методика «Уровень владения школьниками

Как мы видим на графике, на фоне других параллелей выделяется 9 класс, по эмоциональной и поступочной шкале у них показатели выше других.Эмоциональная шкала. измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Поступочная шкала шкала измеряет, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, насколько он стремится повлиять на своих знакомых, на других людей, общество в целом .Но именно среди девятиклассников больше всего спортсменов. (посещают секции баскетбола, мини –футбола, тенниса, бокса)

3.Заключение:

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

- большинство школьников считают здоровье важной ценностью в жизни

- большинство опрошенных школьников имеет средний уровень отношения к своему здоровью.

-зависимости интенсивности отношения к здоровью от возрастных показателей у большинства опрошенных мы не выявили

Значит , выдвинутая нами гипотеза подтверждена частично

Данное исследование имеет практическую значимость, оно поможет респондентам определить свое отношение к здоровью, при необходимости его корректировать, результаты исследования можно использовать воспитательной работе со школьниками, мотивируя их с помощью разных форм работы на повышение уровня отношения к своему здоровью, как величайшей ценности ( все респонденты были ознакомлены с результатами исследования , итоги анкетирования были обсуждены на школьном этапе учебно- исследовательской конференции для старшеклассников «Юность Поморья» и переданы администрации школы для использования в работе)

И в заключениихочется отметить, что чаще всего здоровье зависит от самого человека. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются сами собой, а вырабатываются Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.

4. Библиографический список:

1. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781.

2. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. – М., 1984. – 380 с.

3.Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г., Маркосян А.А. Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни: гендерно-возрастной аспект // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 11(29). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3770

Приложение 1.Методики

Методика «Индекс отношения к здоровью» (С.Дерябо, В.Ясин)

Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух частей (вариантов) для повышения надежности результатов, проводимых с небольшим интервалом. Мы использовали только второй вариант теста.

Тест построен по принципу так называемых альтернативных полюсов. Испытуемому даются два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»). Тест включает 24 пары альтернативных высказываний.

Тест «Индекс отношения к здоро­вью» проводится, начиная с подросткового возраста. Данное возрас­тное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуа­ции, использованные в тесте, тре­буют определенного уровня соци­ального развития и социального опыта. Не менее интересным представляется и диагностика от­ношения к здоровью как родите­лей, так и самих педагогов. Тест может проводиться в ин­дивидуальном или групповом варианте, устно или пись­менно. Обработка результатов. Результаты определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, – 0.

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке). Общий показатель – это сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом, обрабатывается отдельно каждая часть теста. Итоговые показатели получаются путем нахождения среднего арифметического числа баллов по шкалам и тесту в целом по двум частям (при необходимости средние округляются до целых чисел по обычным математическим правилам). Полученные средние числа «сырых» баллов переводятся в станайны с помощью таблиц.

Станайн – 1/9 полного диапазона значений в распределении

Значение станайнов: 
от 1 до 3 – низкий уровень,  от 4 до 6 – средний,  от 7 до 9 – высокий

2.Методика выбора приоритетных для школьников ценностей

Предложен список наиболее важных для любого человека ценностей , напротив каждой ценности поставь цифру, которая характеризует ее важность для тебя (по мере убывания). Если в процессе работы ты сочтешь нужным поменять какие-то ценности местами, можешь исправить свои ответы.

Ценность

Место

1

Материальная обеспеченность

 

2

Здоровье

 

3

Семья

 

4

Дружба, любовь

 

5

Красота внешняя

 

6

Благородство по отношению к другим людям

 

7

Познание

 

8

Саморазвитие

 

9

Активная творческая деятельность

 

П риложение 2 Индивидуальные графики по четырем компонентам интенсивности субъективного отношения в разных возрастных группах

Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр. Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.

Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.

Поступочная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, общество в целом.

В ысокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создает вокруг себя здоровую среду. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.

Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом. Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

Просмотров работы: 520