Введение
Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Кроме таких очевидных проблем, безобидные и беспочвенные, с точки зрения взрослых, страхи, против которых ребенок не смог выработать нормальную защиту, остаются с ним во взрослой жизни. Очень часто проблемы взрослого человека основаны на таких не переработанных детских страхах. Поэтому так важно внимание и помощь взрослых в преодолении детьми страхов, до того, как они начнут оказывать влияние на характер ребенка.
Актуальность: невыявленные детские страхи могут серьезно мешать учебному процессу; страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на его социальной активности учащихся и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать фактором нарушения развития личности.
Цель: исследование особенностей страхов, степени выраженности разных видов страха и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования,
исследовать степень выраженности разных видов страха и уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, используя различные психодиагностические методы,
определить полоролевые особенности проявления страхов у исследуемого контингента и сравнить с данными из научной литературы.
Гипотеза:
В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки;
преобладающие страхи мальчиков и девочек отличаются друг от друга.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа.
Контингент и место исследования: учащиеся 3 классов МБОУ «СОШ № 4 г. Оса».
Объект: страхи, переживаемые детьми младшего школьного возраста.
Предмет: степень выраженности разных видов страха и уровень тревожности.
Научная новизна исследования состоит в выборе нового контингента респондентов
Практическая значимость: исследование позволяет получить разностороннюю картину переживаемых младшими школьниками страхов, также результаты работы могут быть использованы учителями, психологами и родителями для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми
Страх представляет собой врожденную эмоцию или душевное явление, возникающее в ситуациях реальной или воображаемой для жизни угрозы [15]. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения [7] т.к. страх играет и позитивную (защитную) роль [8]: он позволяет избежать опасности и может служить предупреждающим сигналом. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях – фобией [21].
Тревога, в отличие от страха, — это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания [9].
В современной психологии нет универсальной классификации страхов. Каждая классификация, помимо общих составляющих, имеет свои особенности (Классификация Фрейда [20], Б.Дж.Сэдока и Г.И. Каплана, Ю.В. Щербатых [5], А.И Захарова [8], Карвасарского [24])
Страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путем «социального заимствования».
Биологические причины: генетическая предрасположенность [13]; психофизиологическое состояние матери в период беременности [23]; механизмы условных рефлексов [18].
Социальные факторы: запугивания со стороны взрослых; конфликты между родителями; повышенная забота о детях [23]; способности самого ребенка, умственные и коммуникативные [22]; возраст родителей; злоупотребление алкоголя, употребление наркотиков родителями; личность учителя, его поведение, методы обучения и воспитания; родительские и учительские запреты; новый коллектив; личные качества характера [12].
Для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов, прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости [9].
Интенсивность переживания тревоги и страха, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны [2].
В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Их волнует отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с близкими [6].
К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя [17]: девочки боятся так называемых опасных людей - хулиганов, бандитов [7].
Мальчики и девочки больше всего опасаются физической травмы. Но если для мальчиков физическая травма воспринимается как результат несчастного случая, то для девочек главной причиной травмы являются действия этих самых «опасных людей [18].
Другие виды выраженных страхов – пожары у мальчиков и девочек и страхи глубины и опоздания у девочек [19].
Девочки часто опасаются всяких вымышленных страшилищ, а также волнуются в ситуациях, традиционно тревожных для людей (темнота, гроза, пожар, высота). Меньше всего девочки боятся смерти [4]. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом - «насилие». Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний [2].
Методы исследования
«Страхи в домиках» по М. А. Панфиловой
Для решения проблемы, связанной с личностной деформацией, используется методика диагностики М. А. Панфиловой «Страхи в домиках» [16]. Данная методика построена в соответствии с тестом «Красный дом – чёрный дом» А. И. Захарова. М. А. Панфилова модифицировала этот тест и назвала его «Страхи в домиках». Данное тестирование проводится с одним ребёнком или группой детей. Детям предлагается заселить страшные страхи в чёрный домик, а не страшные – в красный. Страхи в чёрном доме подсчитываются с возрастными и половыми нормами, предложенными А. И. Захаровым (прил.1).
Проводится методика следующим образом.
Экспериментатор раздаёт чистые альбомные листы, красный и чёрный карандаш, ручку и предлагает внимательно прослушать инструкцию, приведённую ниже. Инструкция. В красный и чёрный дома надо расселить 31 страх. В каком доме (красном или чёрном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их под номерами внутри дома (прил.2).
После необходимо переходить к обработке результатов проведённой диагностики, где определяется, у кого из учащихся какие преобладают страхи в соответствии данными в таблице (прил. 3). Осмысливая и обобщая теоретические аспекты, разработана содержательная характеристика видов страха (прил. 4).
Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.
Опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой
Для диагностики страхов применяется опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха (прил.5). Школьникам предлагается оценить чувство страха у себя, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:
такого страха у меня никогда не было – 0;
такой страх у меня был однажды – 1;
такой страх у меня был несколько раз – 2;
периодически такой страх у меня возникает – 3;
этот страх меня преследует постоянно – 4.
Обработка и регистрируемые показатели. Задача анализа данного опросника исследовать степень выраженности разных страхов у младших школьников и представить суммарные значения по группам девочек и мальчиков. Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника:
фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30;
учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34;
социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31;
криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36;
мистические страхи: 10,15,20,32.
Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
Исследуемым предлагается четырнадцать рисунков размером 8,5 на 11 см (прил.6). Каждый рисунок выполнен в двух вариантах для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображен мальчик). На каждом рисунке представлена некоторая типичная ситуация для жизни младшего школьника.
Лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы. На одном изображении представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное. Задача ребенка выбрать лицо для мальчика или девочки и объяснить причину.
Тест проводится индивидуально с каждым ребенком, результаты заносятся в протокол (прил.7).
Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ. Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).
Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.
Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).
Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
2. Результаты и обсуждение
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 4 г. Оса» в январе 2019 года. Нами было обследовано 40 школьников 9- 10 летнего возраста. У всех учащихся были получены разрешения со стороны родителей для проведения психологического тестирования.
«Страхи в домиках» (М.Панфилова)
Анализ полученных результатов заключался в том, чтобы подсчитать страхи в черном доме и сравнить их с возрастными и половыми нормами (прил.8.).
По результатам определено, что полученное среднее число страхов превышает установленную возрастную норму, как у девочек, так и у мальчиков.
На основе анализа распределения страхов у детей была составлена таблица (прил.9) и диаграммы для мальчиков (прил.10) и девочек (прил.11). После сравнения распределения страхов у респондентов с нормами, было установлено, что большая часть страхов имеет отклонение от нормы больше чем на 10%. Наибольшее отклонение от нормы имеют страх боли (на 46%), стихии (на 44%) и родителей (на 38%) у мальчиков (рис.2) и страх сказочных персонажей (на 52%), наказания (на 46%) и стихии (на 33%) у девочек (рис.3).
Несмотря на огромную разницу в распределении страхов, страх, обладающий наибольшей распространенностью и у мальчиков и у девочек, совпал с нормой. Страхом с наибольшим показателем является страх смерти родителей. На втором месте по своей выраженности у обследованных детей стоит страх собственной смерти.
При сравнении степени выраженности страхов у мальчиков и девочек были определены большие расхождения у некоторых видов страхов (прил.12). У мальчиков намного сильнее выражен страх боли (на 42%), у девочек сильнее выражены страхи болезней и нападений (на 34% и на 33% соответственно). Часть этих данных совпадает с информацией о полоролевых особенностях распределения страха, а именно, у девочек 9-10 лет страх нападений действительно по данным из научной литературы выражен сильнее, так как в этом возрасте девочки связывают свою тревогу с другими людьми. У мальчиков этого возраста присутствуют страхи физического насилия от несчастных случаев, а страх боли, который сильно выражен у обследованных мальчиков, очень взаимосвязан со страхом физического насилия. О страхе болезней в изученной автором исследования литературе не упоминается о его выраженности в зависимости от пола ребенка.
Таким образом, среднее количество страхов у респондентов превышает возрастную и половую норму. У девочек число страхов больше чем у мальчиков. Преобладающими страхами у обоих полов являются страх смерти родителей и страх собственной смерти. Часть полученных данных совпадает с информацией о полоролевых особенностях распределения страха из научной литературы (выраженность страха нападения у девочек и страха боли у мальчиков).
Опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой
Задачей анализа данного опросника было исследовать степень выраженности разных страхов у младших школьников и представить суммарные значения по группам девочек и мальчиков (прил.13).
У всех респондентов наиболее выраженным страхом является страх получить плохую оценку (60% у девочек и 61,5% у мальчиков). Также ярко выраженными страхами и у мальчиков и у девочек являются страх собственной смерти (46% и 57,5%) и страх смерти близких людей (53,8% и 52,5%).
Большую степень выраженности у мальчиков имеют страх высоты (44,2%), страх быть осмеянным классом (48%), страх попасть в транспортную аварию (50%), полета на самолете (48%) и террористического взрыва (48%). Страх попасть в транспортную аварию, полета на самолете и террористического взрыва являются ожидаемыми, так как в научной литературе описывается, что мальчики 9-10 возраста боятся страха несчастных случаев.
У девочек страх перед вызовом к директору (60%), страх быть ограбленным на улице (42,5%) и страх перед вызовом родителей в школу (47,5%). Страхи девочек косвенно совпадают со страхами, отмеченными в литературе. В литературе указывается, что девочки 9-10 лет боятся нападений, поэтому страх быть ограбленным на улице можно отнести сюда, так же девочки в этом возрасте боятся опозданий, а страх перед вызовом к директору и вызовом родителей в школу, могут являться последствием опоздания.
Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника:
фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30;
учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34;
социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31;
криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36;
мистические страхи: 10,15,20,32.
Наиболее выраженной фобией среди мальчиков и девочек является страх смерти близких людей (53,8% и 52,5%). Среди учебных страхов у мальчиков преобладает страх получить плохую оценку (61,5%), у девочек страхи получить плохую оценку и перед вызовом к директору (по 60%). Страхом с наибольшим показателем выраженности среди социальных страхов и у мальчиков и у девочек является страх одиночества (43,2% и 44%). Из криминальных страхов на первом месте у всех респондентов стоит страх террористического взрыва (45,6% и 47,2%). Из мистических страхов преобладает страх собственной смерти (43,7% и 44,6%) (прил.14).
Таким образом, наибольшей степенью выраженности и у мальчиков и у девочек обладает страх получить плохую оценку, высокой выраженностью обладают страхи собственной смерти и смерти близких людей.
Из обобщенного анализа страхов определено, что наиболее выраженными в своей группе являются:
фобии – страх смерти близких людей;
учебные страхи – страх получить плохую оценку;
социальные страхи – страх одиночества;
криминальные страхи – страх террористического взрыва;
мистические страхи – страх собственной смерти.
Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)
Результаты, полученные от каждого ребенка, подвергли количественному анализу. Для этого находили индекс тревожности (ИТ) по формуле:
В зависимости от уровня индекса тревожности детей подразделили на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
По результатам вычислений составили диаграмму (прил.15).
Для детей с высоким уровнем тревожности провели качественный анализ.
Высоким проектным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).
На рисунке №4 изображен одевающийся ребенок (мальчик или девочка). Из всего кол-ва детей, обладающих высоким уровнем тревожности, лишь 50% респондентов сделали в этой ситуации выбор печального лица.
Высказывания, объясняющие их выбор, можно разделить на несколько групп:
Проблемы непосредственно с обувью (Пр. он забыл сменную обувь; что-то не так с обувью, она промокла)
Сложности с процессом (Пр. эта девочка не может одеться; он не может снять обувь)
Одевание в определенное место (Пр. Она одевается в школу, ей не хочется; он не хочет одеваться в школу)
Нежелание одеваться/раздеваться (Пр. мама заставляет его одеваться, поэтому он грустный; он не хочет раздеваться и ложиться спать)
На рисунке №6 на переднем плане изображен ребенок, с игрушкой в руках, на заднем плане силуэты (взрослые), смотрящие телевизор. В данной ситуации 80% школьников с высоким уровнем тревожности отметили, что у ребенка на рисунке грустное лицо.
Высказывания к этой ситуации можно разделить на 2 группы:
Недостаток внимания (Пр. она грустная, потому что она одна; он ходит по дому один, родители с ним не играют)
Телевизор (Пр. мальчику не разрешают смотреть телевизор; нельзя смотреть телевизор; не позвали смотреть телевизор)
На рисунке №14 изображен ребенок, сидящий за столом, в одной руке он держит булочку, а в другой наполненный чем-то стакан. Всего 10% из респондентов с индексом тревожности выше 50% выбрали грустное лицо.
Один из респондентов выбрал печальное лицо, потому что девочке не то налили.
Второй респондент решил, что у персонажа печальное лицо, потому что ему нельзя сладкое, но ему очень хочется его съесть.
При проведении опроса, некоторые высказывания показались автору необычными, не такими, как у остальных ребят, например:
На рисунке №11 (собирание игрушек), на котором изображена женщина (скорее всего мама), говорящая что-то ребенку и ребенок, который собирает свои игрушки, один из респондентов ответил, что у ребенка грустное лицо, потому что мамасломала его игрушку.
На рисунке №2 (ребенок и мать с младенцем) нарисованы мать, толкающая коляску с младенцем и ребенок, идущий рядом с мамой. Четверо из ребят, которые выбрали для ребенка печальное лицо, объяснили это следующим образом: двое ответили так, потому что у ребенка родился братик и мама не обращает внимания на ребенка, второй, потому что ребенок тоже хочет ехать в коляске, как малыш, а третий, потому что младенец в коляске грустный.
На ситуацию на рисунке №6 (укладывание спать в одиночестве) один из респондентов ответил, что у ребенка веселое лицо, потому что она отобрала у кого-то куклу.
Тот же респондент из пункта 3 на рисунке №10 (агрессия) выбрал веселое лицо, потому что ребенок отобрал машинку у другого ребенка. Похожие ответы дали еще два человека (девочка хочет взять машинку, но ей ее не дают; у мальчика веселое лицо, потому что он сильнее)
Один из респондентов на рисунке №9 (игнорирование) отметил грустное лицо, объясняя это тем, что у ребенка с картинки появился братик.
На рисунке №13 (ребенок с родителями) двое школьников выбрали веселое лицо, не потому что ребенок с семьей и он счастлив, как ответили большинство из опрошенных, а потому что ребенку на картинке сказали: «Улыбаться!» и на фотографии нельзя быть грустным. Один из ребят выбрал печальное лицо, потому что посчитал, что родители на картинке грустные.
Наибольшее удивление, и даже беспокойство вызвали высказывания трех учащихся по поводу ситуации на рисунке №3 (объект агрессии), на котором они выбрали печальное лицо, потому что папа ругает ребенка и хочет ударить его стулом.
Таким образом, 41% респондентов обладают высоким уровнем тревожности, из которых 33% приходится на мальчиков. Из этого следует, что мальчики тревожнее, чем девочки.
С результатами некоторых респондентов необходимо обязательно ознакомить родителей, учителя и школьного психолога, потому что некоторым из респондентов необходима обязательная помощь.
Сравнение данных, полученных при помощи опросника «Виды страха» и методики «Страхи в домиках»
Для определения расхождения и совпадения результатов сравнили данные полученные с помощью двух методик. Обе методики содержат 12 совпадающих страхов, названия которых прописаны синонимичными терминами.
По результатам сравнения выявили, что среди страхов у мальчиков и у девочек преобладающим является страх смерти. Расхождение в результатах наблюдается у мальчиков и у девочек при выявлении страха закрытых помещений. У девочек - страх быть не такими, как остальные ученики: у мальчиков – страх темноты, полета на самолете, болезни (прил.16).
Возможными причинами расхождений могут быть:
Терминология. Несмотря на то, что совпадающие страхи, были прописаны синонимичными терминами, учащиеся 3-его класса, могли по-разному понять один и тот же страх, написанный другими словами.
Способ проведения методики. Опросник «Виды страха» является групповой, письменной методикой, которую дети выполняли в классе, поэтому есть вероятность того, что дети могли посчитать, что за данную работу поставят оценки и списать у одноклассников. Также не исключено того, что некоторые ответы дети ставили наугад, так как им нужно было обработать достаточно большой объем информации. Обстановка, в которой дети заполняли опросник, была для них знакомой, поэтому они чувствовали себя комфортно и не испытывали волнения. Тест «Страхи в домиках» проводился индивидуально с каждым ребенком в отдельном кабинете. Преимущество данной методики заключается в том, что в данном случае у ребят не было возможности списать или подглядеть, но при этом ощущалось сильное волнение у некоторых ребят, которое могло повлиять на выбор ответа.
Общий фон. Методики проводились в разные дни, поэтому одной из возможных причин может быть эмоциональное и физиологическое состояние ребенка.
По результатам сравнения вывялено, что среди страхов у мальчиков и у девочек преобладающим является страх собственной смерти и смерти близких людей.
Заключение
Методика «Страхи в домиках»
среднее количество страхов у респондентов превышает возрастную и половую норму.
У девочек число страхов больше чем у мальчиков.
Преобладающими страхами у обоих полов являются страх смерти родителей и страх собственной смерти, из этого следует, что гипотеза не подтвердилась.
Часть полученных данных совпадает с информацией о полоролевых особенностях распределения страха из научной литературы (выраженность страха нападения у девочек и страха боли у мальчиков).
Опросник «Виды страха»
Наибольшей степенью выраженности и у мальчиков и у девочек обладает страх получить плохую оценку, высокой выраженностью обладают страхи собственной смерти и смерти близких людей, гипотеза опровергнута.
Из обобщенного анализа страхов определено, что наиболее выраженными в своей группе являются:
фобии – страх смерти близких людей;учебные страхи – страх получить плохую оценку;социальные страхи – страх одиночества;криминальные страхи – страх террористического взрыва;мистические страхи – страх собственной смерти.
Тест тревожности
41% респондентов обладают высоким уровнем тревожности, из которых 33% приходится на мальчиков. Мальчики тревожнее, чем девочки, таким образом, гипотеза подтвердилась.
Сравнение данных, полученных при помощи опросника «Виды страха» и методики «Страхи в домиках»
По результатам сравнения вывялено, что среди страхов у мальчиков и у девочек преобладающим является страх собственной смерти и смерти близких людей.
Список литературы
Асеев В.Г. Возрастная психология. -М.: Академия, 1994. - 320 с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. -М.: Сфера, 2007. - 208 с.
Белинская Е.П. Тихомандрицкая О. А. Психология личности. -М.: Академия, 2009. - 304 с.
Богдан Н.Н. Детская практическая психология. -Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 216 с.
Боброва Л.В.Способы преодоления страха в учебно – профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа /https://publikacia.net/archive/2015/1/2/50/, свободный – (3.02.2019).
Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. - 1008 с.
Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - СПб.: Медицина, 1990. – 176 с.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 2006. – 109 с.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. – 448 с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 448 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 346 с.
Зубкова А.С. Книга для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.– 128 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 606 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 640 с.
Овчарова, Р.В. Практическая. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 337 с.
Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. – М. : Издательство «ГНОМи Д», 2002.
Петровский А.В. Общая психология. - М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
Симеон Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение.- М.: 1958.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989.
Фрейд З. Психология бессознательного. Электронный ресурс]. Режим доступа /https://geshtaltart.dp.ua/library/zigmund-frejd-vvedenie-v-psixoanaliz.html/, свободный – (3.02.2019).
Фриц Риман Основные формы страха. [Электронный ресурс]. Режим доступа /https://www.libfox.ru/360629-frits-riman-osnovnye-formy-straha.html/, свободный – (3.02.2019).
Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
«PsyMagazine☆Moscow» (Русский психологический журнал). Электронный ресурс]. Режим доступа /http://psymagazine.moscow/articles/topics/ свободный – (3.02.2019).
Приложения
Приложение 1.Возрастные нормы (Среднее число страхов у детей по полу и возрасту) по А. И. Захарову
Возраст ребёнка |
Число страхов |
|
Мальчики |
Девочки |
|
3 |
9 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
11 |
6 |
9 |
11 |
7дошкольники |
9 |
12 |
7 школьники |
6 |
9 |
8 |
6 |
9 |
9 |
7 |
10 |
10 |
7 |
10 |
11 |
7 |
11 |
12 |
8 |
8 |
13 |
7 |
9 |
14 |
6 |
9 |
15 |
6 |
7 |
Страхи:
1. Когда остаёшься один дома.
2. Нападение бандитов.
3. Заболеть, заразиться.
4. Умереть.
5. Того, что умрут твои родители.
6. Каких-то детей
7. Каких-то людей.
8. Маму или папу.
9. Того, что они тебя накажут.
10. Бабу Ягу, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ, невидимок, скелетов, Чёрной руки и Пиковой Дамы.
11. Перед тем, как заснуть.
12. Темноты.
13. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных).
14. Машин, поездов, самолётов (страхи транспорта).
15. Бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихий). 16. Страшных снов.
17. Когда очень высоко (страх высоты).
18. Когда очень глубоко (страх глубины).
19. В маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства).
20. Воды.
21. Огня.
22. Пожара.
23. Войны.
24. Больших улиц, площадей.
25. Врачей (кроме зубных).
26. Крови (когда идёт кровь).
27. Уколов.
28. Боли (когда больно).
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадёт, стукнет.
30.сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу).
Приложение 3. Виды страха (методика «Страхи в домиках» по М. А. Панфиловой)
№ |
Вид страха |
№ вопроса |
сумма |
1 |
«Медицинские» страхи |
3, 25, 26, 27, 28 |
Σ = 5 |
2 |
Страхи, связанные с причинением физического ущерба |
15, 16, 21, 22, 23, 29 |
Σ = 6 |
3 |
Страхи животных и сказочных персонажей |
10, 14 |
Σ = 2 |
4 |
Социально-опосредованные страхи |
1, 2, 6, 7, 8, 9, 30, 31 |
Σ = 8 |
5 |
Страхи смерти |
4, 5 |
Σ = 2 |
6 |
«Пространственные» страхи |
17, 18, 19, 20, 24 |
Σ = 5 |
7 |
Страхи кошмарных снов и сновидений |
11, 12, 13 |
Σ = 3 |
Страх |
Мальчики |
Девочки |
|||||||
дошкольники |
школьники |
дошкольницы |
школьницы |
||||||
1 |
Боли |
32 |
18 |
35 |
25 |
||||
Уколов |
25 |
8 |
31 |
9 |
|||||
Крови |
18 |
11 |
19 |
17 |
|||||
Врачей |
16 |
10 |
15 |
14 |
|||||
Болезней |
27 |
29 |
34 |
29 |
|||||
2 |
Неожиданных звуков |
28 |
28 |
40 |
37 |
||||
Нападения |
43 |
39 |
57 |
64 |
|||||
Транспорта |
15 |
9 |
17 |
12 |
|||||
Огня |
34 |
21 |
49 |
39 |
|||||
Пожара |
49 |
49 |
58 |
68 |
|||||
Стихии |
37 |
39 |
44 |
50 |
|||||
Войны |
44 |
77 |
65 |
86 |
|||||
3 |
Смерти |
47 |
55 |
70 |
60 |
||||
Смерти родителей |
53 |
93 |
61 |
95 |
|||||
4 |
Животных |
35 |
23 |
48 |
28 |
||||
Сказочных персонажей |
40 |
4 |
55 |
6 |
|||||
5 |
При засыпании |
11 |
3 |
15 |
7 |
||||
Темноты |
26 |
8 |
14 |
14 |
|||||
Страшных снов |
11 |
14 |
39 |
94 |
|||||
6 |
Людей |
27 |
28 |
29 |
49 |
||||
Родителей |
8 |
4 |
7 |
4 |
|||||
Наказания |
24 |
12 |
26 |
12 |
|||||
Опоздать |
18 |
44 |
25 |
53 |
|||||
Одиночества |
19 |
6 |
27 |
13 |
|||||
7 |
Высоты |
26 |
23 |
31 |
27 |
||||
Глубины |
41 |
17 |
51 |
36 |
|||||
Воды |
10 |
4 |
11 |
6 |
|||||
Замкнутого пространства |
10 |
6 |
14 |
11 |
|||||
Площадей |
14 |
4 |
18 |
6 |
№ |
Виды страхов |
Балл |
1 |
Страх темноты |
0 1 2 3 4 |
2 |
Страх перед вызовом отвечать на уроке |
0 1 2 3 4 |
3 |
Страх утраты любви со стороны близких |
0 1 2 3 4 |
4 |
Страх физического насилия |
0 1 2 3 4 |
5 |
Страх оказаться заложником в руках бандитов |
0 1 2 3 4 |
6 |
Страх высоты |
0 1 2 3 4 |
7 |
Страх быть осмеянным классом |
0 1 2 3 4 |
8 |
Страх предательства со стороны друзей |
0 1 2 3 4 |
9 |
Страх не оправдать доверия со стороны близких людей |
0 1 2 3 4 |
10 |
Страх перед потусторонними силами |
0 1 2 3 4 |
11 |
Страх животных |
0 1 2 3 4 |
12 |
Страх получить плохую оценку |
0 1 2 3 4 |
13 |
Страх быть высмеянным друзьями или родней |
0 1 2 3 4 |
14 |
Страх оказаться в толпе в момент паники |
0 1 2 3 4 |
15 |
Страх сглаза или порчи |
0 1 2 3 4 |
16 |
Страх закрытых помещений |
0 1 2 3 4 |
17 |
Страх попасть в транспортную аварию |
0 1 2 3 4 |
18 |
Страх перед вызовом к директору |
0 1 2 3 4 |
19 |
Страх выглядеть смешным или жалким |
0 1 2 3 4 |
20 |
Страх перед Богом |
0 1 2 3 4 |
21 |
Страх полёта на самолётах |
0 1 2 3 4 |
22 |
Страх быть не таким, как остальные ученики |
0 1 2 3 4 |
23 |
Страх быть уличённым во лжи |
0 1 2 3 4 |
24 |
Страх аттракционов |
0 1 2 3 4 |
25 |
Страх быть ограбленным на улице |
0 1 2 3 4 |
26 |
Страх болезни |
0 1 2 3 4 |
27 |
Страх быть выгнанным из класса |
0 1 2 3 4 |
28 |
Страх медицинских процедур |
0 1 2 3 4 |
29 |
Страх критики со стороны близких |
0 1 2 3 4 |
30 |
Страх смерти близких людей |
0 1 2 3 4 |
31 |
Страх одиночества |
0 1 2 3 4 |
32 |
Страх собственной смерти |
0 1 2 3 4 |
33 |
Страх перед вызовом родителей в школу |
0 1 2 3 4 |
34 |
Страх наказания родителями за неуспеваемость |
0 1 2 3 4 |
35 |
Страх сексуального насилия |
0 1 2 3 4 |
36 |
Страх террористического взрыва |
0 1 2 3 4 |
Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для мальчиков.
Рисунок |
Высказывание |
Выбор |
|
Веселое лицо |
Печальное лицо |
||
1. Игра с младшими детьми |
|
||
2. Ребенок и мать с младенцем |
|
||
3. Объект агрессии |
|||
4. Одевание |
|
||
5. Игра со старшими детьми |
|
||
6. Укладывание спать в одиночестве |
|
||
7. Умывание |
|
||
8. Выговор |
|||
9. Игнорирование |
|
||
10. Агрессивность |
|||
11. Собирание игрушек |
|
||
12. Изоляция |
|||
13. Ребенок с родителями |
|
||
14. Еда в одиночестве |
|
Страх |
мальчики |
девочки |
||
|
норма для мальчиков |
мальчики |
норма для девочек |
девочки |
Боли |
18* |
67 |
25 |
25 |
Уколов |
8** |
25 |
9 |
33 |
Крови |
11 |
33 |
17 |
17 |
Врачей |
10*** |
8 |
14 |
8 |
Болезней |
29**** |
8 |
29 |
42 |
Неожиданных звуков |
28 |
50 |
37 |
50 |
Нападения |
39 |
25 |
64 |
58 |
Транспорта |
9 |
17 |
12 |
33 |
Огня |
21 |
33 |
39 |
58 |
Пожара |
49 |
67 |
68 |
83 |
Стихии |
39 |
83 |
50 |
83 |
Войны |
77 |
67 |
86 |
83 |
Смерти |
55 |
83 |
60 |
92 |
Смерти родителей |
93 |
92 |
95 |
92 |
Животных |
23 |
50 |
28 |
58 |
Сказочных персонажей |
4 |
33 |
6 |
58 |
При засыпании |
3 |
0 |
7 |
17 |
Темноты |
8 |
33 |
14 |
25 |
Страшных снов |
14 |
42 |
94 |
67 |
Людей |
28 |
42 |
49 |
42 |
Родителей |
4 |
42 |
4 |
25 |
Наказания |
12 |
33 |
12 |
58 |
Опоздать |
44 |
42 |
53 |
42 |
Одиночества |
6 |
17 |
13 |
33 |
Высоты |
23 |
33 |
27 |
50 |
Глубины |
17 |
50 |
36 |
67 |
Воды |
4 |
8 |
6 |
17 |
Замкнутого пространства |
6 |
8 |
11 |
25 |
Площадей |
4 |
0 |
6 |
17 |
* - красным цветом отмечены страхи, которые имеют наибольшее отклонение от нормы
** - желтым цветом отмечены страхи, которые имеют отклонение от нормы в большую сторону (>10%)
*** - белым цветом отмечены страхи, не сильно отклоняющиеся от нормы или равные ей
**** - зеленым цветом отмечены страхи, которые имет отклонение от нормы в меньшую сторону
Приложение 10. Сравнение степени выраженности страхов у младших школьников (мальчиков) с нормой
Виды страха
%
Приложение 11. Сравнение степени выраженности страхов у младших школьников (девочек) с нормой
Виды страха
Приложение 12. Сравнение степени выраженности страхов у мальчиков и девочек
Приложение 13. Сравнительные показатели выраженности страхов у мальчиков и девочек
Приложение 14. Сравнительные показатели выраженности страхов разных групп у мальчиков и девочек
Сравнительные показатели выраженности фобий у мальчиков и девочек
Сравнительные показатели выраженности учебных страхов у мальчиков и девочек
Сравнительные показатели выраженности социальных страхов у мальчиков и девочек
Сравнительные показатели выраженности криминальных страхов у мальчиков и девочек
Сравнительные показатели выраженности мистических страхов у мальчиков и девочек
Приложение 15. Количество респондентов с разным уровнем тревожности(%)
Приложение 16. Сравнение данных, полученных при помощи опросника «Виды страха» и методики «Страхи в домиках»
Девочки (сравнение результатов двух методик)
Мальчики (сравнение результатов двух методик)