Питание и здоровье школьника

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Питание и здоровье школьника

Сафиуллина К.Р. 1
1МАОУ Школа № 97, г.Уфа
Красноперова М.В. 1
1г.Уфа РБ, МАОУ Школа № 97
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Человек есть то, что он ест. Сегодня продукты достаются нам проще по сравнению с тем, что имело человечество тысячелетия назад. От правильного подхода к их выбору и поглощению зависит наше здоровье.

Одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся является организация правильного питания не только дома, но и в школе, где дети проводят большую часть времени.

Почему так важно правильное питание для школьников?

Современная школа требует от ребенка огромного напряжения физических и психологических сил, а также высокой умственной активности. Если же прибавить ко всему этому все то количество информации, которое ребенок получает из телевизора, компьютера и Интернета, то получается довольно грустная картина. А теперь задумаемся над тем, где же ребенку брать силы на преодоление всех этих трудностей? Правильно, только в своем рационе. И именно правильное питание оказывает значительное воздействие на здоровье и развитие ребенка.

Данная работа представляет собой исследование и пропаганду значимости правильного, разнообразного  питания в жизни ребенка.

Цель моего исследования: обосновать значимость выработки привычки правильного питания. 

Гипотеза: если ребенок будет соблюдать основы правильного питания, то у него будет меньше проблем со здоровьем, утомляемостью, успеваемостью.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Теоретическая часть:

Уточнить понятие «Правильное питание»;

Познакомиться с научно-популярной, учебной литературой о правильном питании детей младшего и среднего школьного возраста;

Изучить нормативные документы об организации питания в школах;

Исследовать меню школьной столовой на соблюдение правил здорового питания.

Практическая часть:

Провести анкетирование среди учащихся 1, 5 и 10 классов;

Провести лекции о принципах правильного питания;

Составить правила по правильному питанию школьников в виде баннера в столовую;

Определить энергозатраты у учеников 1 «К» класса (спортивного).

Новизна и практическая значимость в том, что благодаря проведенному исследованию:

- разработанные анкеты и результаты анкетирования помогли адекватно оценить и улучшить работу школьной столовой;

- был разработан лекционный и презентационный материал для пропаганды принципов правильного питания, в том числе школьного;

- создан наглядный агитационный материал по основным принципам правильного питания, который планируется для размещения в школьной столовой;

- исследование эффективности энергозатрат позволило скорректировать питание юных спортсменов для достижения ими успешных результатов в учебе и спорте.

Объекты исследования: ученики 1«К», 5 «Т» и 10 «А» классов МАОУ Школа №97.

Предмет исследования - влияние правильного питания на здоровье ребенка.

При осуществлении исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, классификация, обобщение; описание, конкретизация; беседа, наблюдение;опрос и анкетирование; эксперимент; измерение, формализация.

Место проведения исследования: МАОУ Школа №97 г.Уфа.

Сроки проведения исследования: с сентября 2018 по март 2019 года.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

1.1 Питание школьника дома

Правильное питание (или здоровое питание) – это сбалансированный рацион из натуральных и качественных продуктов, которые удовлетворяют все нужды организма, кроме того, идут ему на пользу.

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.[8]

Очень часто в семье не придается серьезного значения организации правильного питания детей, и нередко, как только ребенок поступает в первый класс, он полностью переводится на общий режим питания взрослых членов семьи. А ведь именно в этом периоде жизни ребенка полностью меняется режим труда и отдыха. [2]

Учебные занятия требуют большого физического и умственного напряжения. Школьники устают от неподвижного сидения за партой, утомителен процесс письма, у них напряжены органы зрения и слуха. Для восстановления сил и возмещения энергозатрат школьнику необходим отдых и соответствующее его возрасту питание.

Работами сотрудников института питания АМН СССР установлено, что школьник должен получать питание 4 раза в день через определенные промежутки времени. (Приложение 1)

Нельзя делить суточный рацион питания детей на равные части. Потребность организма в пищевых веществах значительно изменяется в течение дня. Наиболее целесообразно делить суточный рацион питания на такие части, которые по калорийности пищи соответствовали бы энергетическим затратам организма.

Завтрак школьника должен составлять 20—25% от общей калорийности. Завтрак принимается в утреннее время до начала учебы. Завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга».

Второй завтрак должен составлять примерно 20% от суточной калорийности. Учащиеся получают его в школе.

Обед, составляющий около 35—40% суточной калорийности, школьник получает дома, после возвращения из школы. Обед школьника должен состоять из закуски (салат), первого, второго и третьего блюда.

Ужин включает салаты, овощные, творожные, крупяные, яичные блюда, чай, молоко. Ужин дети должны получать за 1,5—2 часа до сна.

В период роста важна потребность в жидкости, благодаря которой происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе может привести к нарушению терморегуляции и процесса пищеварения. [8]

При организации рациона питания обучающихся средней школы необходимо учитывать физические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте, так как потребность в некоторых веществах у мальчиков и юношей выше по сравнению с девушками (Приложение 2).

Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задержек в развитии. В это время могут появиться болезни, которые зависят от питания человека, - анемия; болезни органов пищеварения; эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).

Нельзя забывать о значении формирования культуры здорового питания. Только системная работа по ее формированию может помочь изменить вкусовые пристрастия, постепенно изменить структуру питания, научить детей делать сознательный выбор в пользу полезных блюд, здорового питания. [8]

1.2. Результаты анкетирования учащихся

Чтобы выяснить, как питаются дети дома и знают ли они о правильном питании, я провела анкетирование в 1, 5 и 10 классах (Приложение 3). Результаты анкетирования были следующими.

Абсолютно все ученики во всех трех классах знают, что такое правильное и здоровое питание.

Диаграмма 1-2. Большинство учеников 5 и 10 классов считают свое питание здоровым и полноценным, а также считают, что от правильного питания зависит их здоровье и успеваемость в школе. (Приложение 4)

Диаграмма 3. В основном, все ученики завтракают дома. По результатам анкетирования дети на завтрак чаще всего едят кашу или бутерброды с чаем. (Приложение 5)

Диаграмма 4. Ученики начальной школы едят до 4-х раз в день, а ученики 5 и 10 классов едят уже 3 раза в день. (Приложение 6)

Диаграмма 5. Радует, что большинство учеников пьют обычную воду в достаточном количестве (Приложение 7), едят молочные продукты, отдавая предпочтение молоку, творогу и йогурту.

Во всех анкетируемых классах большинство детей едят один раз в день овощи и фрукты, каждый день едят мясо, а вот рыбу, напротив, едят очень редко.

На перекусы дети младших классов предпочитают фрукты, бутерброды и печенье. Ученики 5 класса чаще перекусывают фруктами, овощами или йогуртом. Старшее звено предпочитает перекусывать в основном фруктами и выпечкой.

Диаграмма 6-7. Весьма приятен тот факт, что по результатам анкетирования детям редко покупают чипсы и прочий фаст-фуд. Однако, не смотря на этот факт, дети все же имеют проблемы с пищеварением. В результате этого, среди учеников 5 и 10 классов есть дети страдающие аллергией, болезнями ЖКТ и кожными заболеваниями (прыщами). (Приложение 7, 8).

1.3 Выводы

Результаты анкетирования по вопросам питания порадовали. Дети знают о правильном питании, пьют достаточное количество воды и едят мало фаст-фуда. Но, несмотря на это, все же существуют проблемы у учеников со здоровьем. Исходя из этого, я задалась целью ознакомить детей 1 класса и своих одноклассников с основами правильного питания. Для этого была подготовлена презентация (Приложение 9) и проведены классные часы.

2. ПИТАНИЕ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

2.1 Организация питания в школьной столовой

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Исследования показывают, что полноценное горячее питание помогает школьникам:

- бороться с хронической усталостью, которая часто возникает у детей.

- сопротивляться стрессам, возникающим ввиду повышенных умственных и физических нагрузок.

- повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

- положительно влияет на успеваемость.[7]

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.5.2409-08), отвечает основным требованиям, представленным в Приложении 10 и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах, углеводах и энергии представлена в Приложении 11.

2.2 Анализ меню школьной столовой

Рацион питания в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении 14-дневного меню школьный повар Нигматзянова Э.Р. руководствуется рекомендациями СанПиНа, учитывает калорийность блюд, количество белков, жиров и углеводов, необходимых для питания детей младшего и среднего школьного возраста. Хотелось бы отметить, что наш повар в 2016 году стала победителем соревнования «Здоровое питание – здоровая нация России» и получила Диплом I степени в личном первенстве.

В школьной столовой два типа питания – основное (питание по меню с расчетом ккал) и буфетное питание.

Столовая позволяет организовывать горячие завтраки, обеды и рассчитана на 222 посадочных места. Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по графику.

Горячее питание получают 689 учащихся 1-9 классов. Охват питанием по школе представлен в Приложении 12.

В беседе с заведующей школьной столовой, я выяснила, что дотационное цикличное меню рассчитано для организации питания школьников 7 – 11 лет.

В меню кроме перечисленных блюд указывается, сколько белков, жиров и углеводов содержат блюда. Также перечисляются минеральные вещества и витамины. Энергетическая ценность выражена в килокалориях (Приложение 13).

На завтрак подается каша (гречневая, рисовая, манная или пшенная), либо суп молочный с крупой. Помимо каши дают творожную запеканку, омлет, оладьи, сосиски, творожную ватрушку или творожный пудинг. Биойогурт дают детям четыре раза в неделю. Раз в неделю детям дают свежие фрукты, чаще всего, яблоки. Из напитков на завтрак бывает чай с сахаром или какао с молоком.

Обед также очень разнообразен. Всегда предлагается салат овощной из капусты, свеклы или моркови с добавлением фруктов или сухофруктов. Обязательно есть первое блюдо – различные супы. Второе блюдо либо самостоятельное (жаркое, голубцы ленивые), либо макароны или каша (рисовая, гречневая, крупа «Артек»). К гарниру предлагается суфле куриное, тефтели из рыбы или говядины, бефстроганов. Из напитков на обед бывают различные компоты.

Мною были изучены порции,  рекомендованные СанПиНом и их  массовая доля. Сравнив с меню, я увидела, что выход продукта соответствует норме. (Приложение 14)

Анализ школьного меню по калорийности блюд приведен в Приложении 15.

Также я выяснила, что жаркое по-домашнему имеет самое большое количество белков – 22,16 г, а также самое большое количество жиров – 22,85 г. Наибольшее количество углеводов содержит каша рисовая молочная вязкая – 35,43 г. Меньше всего белков и жиров содержалось в чае с сахаром (0,08 г и 0,02 г соответственно). Меньше всего углеводов оказалось в сосиске отварной – 0,44 г.

Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой.

Для примера возьму класс, где учусь сама – 5 «Т». Большинство моих одноклассников, как и я, на второй завтрак ходят в школьную столовую. Исходя из режима питания (Приложение 1), на питание в столовой приходится 20% калорийности от суточного приема. Из анализа меню энергетическая ценность завтрака в школе в среднем составляет 550,83 ккал. В результате вычислений 20% калорийности от суточного рациона для мальчиков будет составлять 540 ккал, а для девочек 490 ккал. То есть, получается, что энергетическая ценность завтрака в школьной столовой соответствует норме для подростков. Поэтому, завтрак в школьной столовой можно считать рациональным и полноценным для растущего организма подростка.

2.3 Результаты анкетирования учащихся

Диаграмма 8. По результатам анкетирования большинство детей посещают столовую. (Приложение 16)

Диаграмма 9. По поводу меню в школьной столовой мнения разделились: если ученикам начальных классов нравится меню (27 из 28 чел.), а в 5 классе меню нравится большинству (22 из 32 чел.), то в 10 классе меню школьной столовой нравится только 8 из 29 учеников. (Приложение 16)

Диаграмма 10. 72% учеников (23 чел.) 5 класса ответили, что им хватает выданной порции. Мнения учеников 10 класса разделились почти поровну: 13 человек ответили, что хватает, 14 человек – не хватает. (Приложение 17)

Диаграммы 11-13. Всем ученикам 1 класса нравится в школьной столовой. Большинство учеников 5 класса (20 чел.) ответили, что в столовой чисто, но всегда многолюдно и поэтому не успеваешь поесть за перемену. Поровну мнения разделились у учеников 10 класса: 5 учеников отметили, что в столовой чисто и уютно и столько же отметили, что в столовой, наоборот, грязно и неуютно. 18 человек отметили, что также не успевают поесть за перемену. (Приложение 18, 19, 20)

Диаграмма 14. Работой обслуживающего персонала удовлетворены 63% (20 чел.) и 52% (15 чел.) учеников 5 и 10 класса соответственно. Однако, 34% и 31% (11 и 9 чел. соответственно) отмечают, что их не совсем устраивает работа обслуживающего персонала. (Приложение 21)

Диаграмма 15. Мероприятия по пропаганде здорового питания в школе, в основном, не проводятся. Это отметили 55% учеников 10 класса (16 чел.) и 44% учеников 5 класса (14 чел.). (Приложение 22)

Наиболее частые пожелания детей по вопросу организации питания в школьной столовой были следующими:

- установить кулер с бесплатной водой в столовой;

- персоналу работать в перчатках; повысить санитарные условия: чаще мыть полы и проветривать столовую;

- отсутствие очередей;

- подача теплых, а не остывших блюд;

- самостоятельный выбор блюд при организованном питании;

- добавить разнообразие в меню и снизить цены;

- увеличить порции;

- дополнительный бесплатный чай и класть в чай побольше сахара;

- добавить в меню соки;

- на завтрак давать бутерброд с хлебом, сливочным маслом и сыром.

2.4 Выводы

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важнейших условий для поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

На сегодняшний день в школе обучается 1005 человек, из них охвачено питанием 689 чел. или 68,6%. Если в начальной школе охват горячим питанием почти 100% (Приложение 12, стр. 59), а по основной школе его уже почти вполовину меньше - 51%, то среди учащихся старших классов % охвата горячим питанием просто отсутствует.

По итогам анализа школьное меню можно считать рациональным и полноценным. Но, к сожалению, все же наблюдается тенденция перехода детей, особенно в старших классах, к буфетной продукции. По моим наблюдениям, приходя и самостоятельно выбирая блюда, дети останавливают выбор на сладостях и выпечке, а если покупают горячее, то выбирают макароны с подливом без мясной составляющей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ У УЧЕНИКОВ 1 «К» КЛАССА

3.1 Понятие «энергозатраты организма»

Жизнедеятельность человека связана с непрерывными затратами энергии на совершение различных видов биологической работы - дыхания, пищеварения, процессов роста и развития и т.д. Большое количество энергии расходуется при физической нагрузке. Хорошо известно, что организм получает необходимую ему энергию  из пищи. И сколько бы человек ни съел, его организм использует в качестве  топлива только ту часть пищи, которая покрывает его энергетические нужды,  и не более того. Поэтому, если пищи съедено больше, чем надо организму, излишки ее преобразуются в жир и откладываются в клетках жировой ткани про запас. Если же энергозатраты организма превышают энергопоступление с пищей, необходимую добавку энергии организм получает за счет сжигания собственного жира, отложенного ранее про запас.

Главное правило рационального питания школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма.

Энергозатратами человека называется определенное количество энергии, полученное в результате приема пищи, которое необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности.

Исследуя данный вопрос, я наткнулась на формулу определения энергозатрат по пульсу в состоянии покоя и после совершения определённой нагрузки, которую разработал Макс Рубнер .[5]:

Q = 2,09*(0,2*ЧСС-11,3) *t, где (1)

Q — энергозатраты, кДж/мин

ЧСС — частота сердечных сокращений в минуту

t – время затраченное на определенную нагрузку

числа — коэффициенты, полученные экспериментальным путём.

Он установил, что основной обмен составляет в сутки примерно 1700 ккал или 4,19 кДж на 1 кг веса тела.

Мне стало интересно, насколько превышаются энергозатраты у ребенка при переходе организма из состоянии покоя в состояние при физической нагрузке. Эту формулу я решила использовать для проведения эксперимента среди учеников 1 «К» класса.

3.2 Характеристика 1 «К» класса

В классе обучаются 30 человек.

Охват питанием в классе составляет 100%, все дети завтракают и обедают в столовой.

В классе есть дополнительная физическая нагрузка. Дети 3 раза в неделю занимаются фехтованием по 2 часа и 1 раз в неделю 1 час дети занимаются строевой подготовкой. Все имеют допуск по физическому состоянию. Класс принимает участие в спортивно-образовательном проекте: «Здоровое поколение – сильный регион».

Также есть дополнительная умственная нагрузка: 2 раза в неделю проходят занятия английским языком для малышей. (Приложение 23) Часть детей посещает кружок «Юный натуралист», занимаются в школе скорочтения и ментальной арифметики. Все дополнительные занятия проводятся на базе школы и поэтому можно произвести необходимые измерения.

Была выбрана экспериментальная группа, состоящая из 8 мальчиков и 8 девочек. На тренировке была дана каждому индивидуальная нагрузка в течение 2 минут, состоящая из прыжков на скакалке и комплексного выпрыгивания. Пульс замерялся до и после нагрузки. Для расчетов я воспользовалась формулой (1). Результаты измерений и расчетов сведены в таблицу (Приложение 24). По формуле были рассчитаны кДж/мин, которые затем переведены в ккал.[11]

3.1 Выводы

Исходя из описания класса и полученных данных при эксперименте, мы видим:

Согласно возрасту, норма потребления составляет 2300 ккал в день. Так как в классе дополнительная физическая и умственная нагрузка, добавляем дополнительные 400 ккал (Приложение 11). Итого получаем 2700 ккал в сутки.

Дети получают в школьной столовой завтрак и обед. Согласно распределению калорийности по приемам пищи в % отношении (Приложение 1) завтрак составляет 20%, а обед 35%. То есть, исходя из общей калорийности в сутки, дети должны получать на завтрак 540 ккал, а на обед 945 ккал.

Энергетическая ценность завтрака в школе в среднем составляет 550,83 ккал, а обеда 754, 73 ккал. Получается, что у учеников 1 «К» класса недобор ккал по завтраку отсутствует, а по обеду недобор составляет 190 ккал.

Согласно полученным данным в ходе эксперимента, мы видим, что при физической нагрузке энергозатраты организма превышают почти в 5 раз энергозатраты организма в состоянии покоя. В состоянии покоя расходуется очень мало энергии, но стоит заняться физической работой, расход энергии увеличивается.

Из всего вышесказанного можно подвести итог и сделать следующий вывод: ученикам 1 «К» класса необходимо восполнить недостающие калории. Просмотрев литературу по питанию юных спортсменов, я сделала вывод, что самый рациональный способ – это ввести в рацион полдник. Он восполнит те ккал, которые дети недополучают в обед при питании в школьной столовой. Также полдник поможет закрыть белково-углеводное окно после окончания тренировки.[10]

В качестве полдника рекомендовано предложить фрукты, горсть орехов, сухофрукты, йогурт, несколько кусочков темного шоколада, порезанный твердый сыр, зерновое печенье или бутерброд из цельнозернового хлеба и приготовленного в домашних условиях холодного мяса и дольки огурца. Этот набор продуктов поможет быстро и эффективно восстановить силы после тренировки.[10]

Результаты своего исследования и рекомендации по питанию я передала классному руководителю для ознакомления родителей. Я надеюсь, что это поможет ребятам достичь высоких результатов в учебе и спорте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В большинстве развитых стран вопрос обеспечения качественным питанием школьников приравнивается к вопросу национальной безопасности государства.

Чтобы охват горячим питанием стал 100% во всех классах, нашей школе уже сейчас надо предпринимать меры.

Проведя исследования по питанию учащихся дома и в школе, а также эксперимента в 1 классе, я хочу внести следующие предложения:

- Проводить мероприятия и классные часы на тему правильного и рационального питания. Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания». Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час на тему: «Правильное питание в школе». А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по теме: «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?».

- Ввести на уроках труда для девочек раздел «Кулинария», который познакомит учениц с технологией приготовления кулинарных блюд. Включение в содержание раздела тем, направленных на ознакомление учащихся с современными требованиями к здоровому питанию и со способами определения качества пищевых продуктов, будут способствовать воспитанию заинтересованного отношения учащихся к своему здоровью. Такие занятия позволят не только в теории, но и на практике реализовать подходы к формированию с раннего возраста здорового образа жизни.

- Проводить просветительскую работу с родителями на родительских собраниях с приглашением детских врачей, чтобы привлечь наибольшее количество учащихся к организованному питанию. Также обратить особое внимание на питание детей, у которых интенсивные физические и умственные нагрузки. Как показал эксперимент, им требуется дополнительное специализированное питание.

- В школьный буфет добавить «Здоровый перекус», который будет состоять из кусочков фруктов и овощей упакованных в пищевой контейнер. Я думаю, такой перекус будет соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни у детей.

- Периодически проводить анкетирование по меню школьной столовой и выявлять блюда, которые дети предпочитают меньше всего. Например, как я наблюдаю, учащиеся не едят манную кашу и практически вся она идет в отходы. Почему бы этот вид крупы не заменить на более востребованную среди учеников другую кашу.

- В школьной столовой можно разместить баннер с информацией по принципам правильного питания. Вместе с заведующей столовой мы определили место и содержание баннера. Этой работой я планирую заняться на летних каникулах.

Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ротенберг Р. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым» / Р.Ротенберг - М.: Физкультура и спорт, 1992. – 592 с.

Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128 с.

Каневская Л.Я. Питание школьника / Л.Я. Каневская. – М.: Медицина, 1989. – 64 с.

Конь И. Книга о здоровом питании школьников / И.Конь. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет – ресурсы:

Энергозатраты человека и пищевой рацион [Электронный ресурс] / - http://anhen.ru/zdorovie-2/dobav_zdorovja/energozatraty-cheloveka-i-pishhevoj-ratsion - статья в интернете

Пирамида здорового питания для детей [Электронный ресурс] / - http://pitanie-dlya-detey.ru/piramida-zdorovogo-pitaniya-dlya-detey.html - статья в интернете

Особенности организации питания в школе в 2019 году [Электронный ресурс] / - https://posobieguru.ru/obrazovanie/shkola/organizacija-pitanija/ - статья в интернете

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» [Электронный ресурс] / - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70070148/ - статья в интернете

Меню и СанПиНы по школьному питанию [Электронный ресурс] / - pitportal.ruschool_lunch/scsanpin/5240.html - статья в интернете

Белково – углеводное окно: как правильно его закрыть [Электронный ресурс] / - https://zaryadka.guru/pitanie/belkovo-uglevodnoe-okno - статья в интернете

Перевод килоджоулей и килокалории [Электронный ресурс] / - https://www.calc.ru/kilodzhoul-v-kilokaloriya.html - статья в интернете

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рекомендуемый режим питания для обучающихся

№ п/п

Прием пищи

Время приема пищи

Процент от суточного рациона

1

1-й завтрак (дома)

7.30-8.00

20% калорийности суточного рациона

2

2-й завтрак в школе

10.30-11.00

20% калорийности суточного рациона

3

Обед (в школе или дома)

13.30-14.00

35% калорийности суточного рациона

4

Ужин (дома)

19.00-19.30

25% калорийности суточного рациона

Приложение 2

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков разного возраста

Наименование пищевых веществ

Потребность в пищевых веществах

7-10 лет

11-14 лет

14-18 лет

мальчики

девочки

юноши

девушки

Белки (г)

63

75

69

87

75

Жиры (г)

70

83

77

97

83

Углеводы (г)

305

363

334

421

363

Энергетическая ценность (ккал)

2100

2500

2300

2900

2500

Витамин С (мг)

60

70

60

90

70

Витамин В1 (мг)

1,1

1,3

1,3

1,5

1,3

Витамин В2 (мг)

1,2

1,5

1,5

1,8

1,5

Витамин В6 (мг)

1,5

1,7

1,6

2,0

1,6

Ниацин (мг)

15

18

18

20

18

Витамин В12 (мкг)

2

3

3

3

3

Фолаты (мкг)

200

300-400

300-400

400

400

Пантотеновая кислота (мг)

3

3,5

3,5

5,0

4,0

Биотин (мкг)

20

25

25

50

50

Витамин А (мг рет.экв)

700

1000

800

1000

800

Витамин Е (мг ток.экв)

10

12

12

15

15

Витамин D (мкг)

10

10

10

10

10

Витамин К (мкг)

60

80

70

120

100

    Минеральные вещества    

Кальций (мг)

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор (мг)

1100

1200

1200

1200

1200

Магний (мг)

250

300

300

400

400

Калий (мг)

900

1500

1500

2500

2500

Натрий (мг)

1000

1100

1100

1300

1300

Хлориды (мг)

1700

1900

1900

2300

2300

Железо (мг)

12

12

15

15

18

Цинк (мг)

10

12

12

12

12

Йод (мг)

0,12

0,13

0,15

0,15

0,15

Медь (мг)

0,7

0,8

0,8

1,1

1,1

Селен (мг)

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

Хром (мкг)

15

25

25

35

35

Фтор (мг)

3

4

4

4

4

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений

(Приложение 8 к СанПиН 2.4.5.2409-08)

Наименование продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся, воспитанников

в г, мл, брутто

в г, мл, нетто

7-10 лет

11-18 лет

7-10 лет

11-18 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

120

80

120

Хлеб пшеничный

150

200

150

200

Мука пшеничная

15

20

15

20

Крупы, бобовые

45

50

45

50

Макаронные изделия

15

20

15

20

Картофель

220*

220*

165

165

Овощи свежие, зелень

350

400

280**

320**

Фрукты (плоды) свежие

200

200

185**

185**

Фрукты сухие, в т.ч. шиповник

15

20

15

20

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные

200

200

200

200

Мясо 1 категории

65 (80)

71,5 (88)

59

65

Цыплята (куры) 1 категории

32 (41)

45 (58)

28

40

Рыба-филе

42

60

39,5

56

Колбасные изделия

10

15

9,8

14,7

Молоко (2,5% и 3,2% жирности)

300

300

300

300

Кисломолочные продукты (2,5% и 3,2% жирности)

150

180

150

180

Творог (не более 9% жирности)

40

50

40

50

Сыр

8

12

7,5

11,8

Сметана (не более 15% жирн.)

10

10

10

10

Масло сливочное

30

35

30

35

Масло растительное

15

18

15

18

Яйцо диетическое

0,6 шт.

0,6 шт.

   

   

Сахар ***

40

45

40

45

Кондитерские изделия

10

15

10

15

Чай

0,4

0,4

0,4

0,4

Какао

1,2

1,2

1,2

1,2

Дрожжи хлебопекарные

1

2

1

2

Соль

5

7

5

7

______________________________

Примечание: * Масса брутто приводится для нормы отходов 25%.

** Масса нетто является средней величиной, которая может меняться в зависимости от исходного вида овощей и фруктов и сезона года. При формировании меню целесообразно обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

*** В том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовом продукте.

Приложение 3

АНКЕТА для 1 класса

1. Завтракаешь ли ты дома?

а) да б) иногда в) никогда

2. Что ты ешь на завтрак? ______________________________________________________________________________

3. Сколько раз в день ты кушаешь?

а) 2 раза б) 3 раза в) 4 раза г) 5 раз и более

4. Какие молочные продукты ты ешь чаще всего? (молоко, сметану, творог, кефир, ряженку – подчеркнуть нужное)

5. Сколько раз в день ты ешь овощи?

а) 1 раз б) иногда бывает в) редко г) практически никогда

6. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?

а) 1 раз б) иногда бывает в) редко г) практически никогда

7. Как часто вы дома употребляете мясные продукты?

а) каждый день б) 2-3 раза в неделю в) едим очень редко

г) не едим вообще

8. Как часто вы дома употребляете рыбу?

а) каждый день б) 2-3 раза в неделю в) едим очень редко

г) не едим вообще

9. Что ты ешь чаще всего между основными приёмами пищи?___________________________

10. Что ты пьёшь чаще всего? _____________________________________________________

11. Пьешь ли ты обычную воду и в достаточном ли количестве?

а) да б) нет

12. Как часто тебе покупают чипсы, сухарики, лимонад?

а) покупают редко б) каждый день в) не покупают

13. Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание?

а) да б) нет

14. Питаешься ли ты в школьной столовой?

а) да б) нет

16. Нравится ли тебе меню школьной столовой?

а) да б) нет

17. Какое блюдо из школьного меню тебе нравится больше всего?_______________________

________________________________________________________________________________

18. Какое из блюд не нравится в школьной столовой? __________________________________

19. Нравится ли тебе в школьной столовой?

а) да, там чисто, уютно, хорошая сервировка стола

б) в столовой чисто, но всегда толпа, не всегда успеваешь поесть за перемену.

в) нет, в столовой грязно, неуютно

АНКЕТА для 5 и 10 класса

1. Завтракаешь ли ты дома?

а) да б) иногда в) никогда

2. Что ты ешь на завтрак? ______________________________________________________________________________

3. Сколько раз в день ты кушаешь?

а) 2 раза б) 3 раза в) 4 раза г) 5 раз и более

4. Какие молочные продукты ты ешь чаще всего? (молоко, сметану, творог, кефир, ряженку – подчеркнуть нужное)

5. Сколько раз в день ты ешь овощи?

а) 1 раз б) иногда бывает в) редко г) практически никогда

6. Сколько раз в день ты ешь свежие фрукты?

а) 1 раз б) иногда бывает в) редко г) практически никогда

7. Как часто вы употребляете мясные продукты?

а) каждый день б) 2-3 раза в неделю в) едим очень редко г) не едим вообще

8. Как часто вы употребляете рыбу?

а) каждый день б) 2-3 раза в неделю в) едим очень редко г) не едим вообще

9. Что ты ешь чаще всего между основными приёмами пищи?__________________________

_______________________________________________________________________________

10. Что ты пьёшь чаще всего? _____________________________________________________

11. Пьешь ли ты обычную воду и в достаточном ли количестве?

а) да б) нет

12. Как часто тебе покупают (покупаешь сам) чипсы, сухарики, лимонад?

а) покупаю редко б) каждый день в) не покупаю

13. Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание?

а) да б) нет

14. Считаешь ли ты свое питание здоровым и полноценным?

а) да б) нет

15. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твое здоровье и твоя успеваемость?

а) да б) нет

16. Считаешь ли ты, что твой вес: нормальный, избыточный, недостаточный?

а) нормальный б) избыточный в) недостаточный

17. Есть ли у тебя заболевания желудка, аллергия, прыщи на лице? Если есть, то напиши___

________________________________________________________________________________

18. Питаешься ли ты в школьной столовой?

а) да б) нет

19. Если не питаешься, то по какой причине:

а) нет денег (дорого) б) невкусно в) не успеваю г) другие причины

20. Нравится ли тебе меню школьной столовой?

а) да б) нет

21. Какой формой организации питания ты пользуешься?

а) организованное питание с классом (комплексный завтрак или обед)

б) свободный выбор через раздачу (самостоятельно приобретаю салат, первые, вторые блюда)

в) приобретение продукции в буфете (только что-то из выпечки и чай или сок)

22. Обедаешь ли ты в школе?

а) да б) нет

23. Хватает ли тебе выданной порции?

а) да б) нет

24. Какое блюдо из школьного меню тебе нравится больше всего?_______________________

________________________________________________________________________________

25. Какое из блюд не нравится в школьной столовой? __________________________________

________________________________________________________________________________

26. Нравится ли тебе в школьной столовой?

а) да, там чисто, уютно, хорошая сервировка стола

б) в столовой чисто, но всегда толпа, не всегда успеваешь поесть за перемену.

в) нет, в столовой грязно, неуютно

27. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала школьной столовой?

а) да б) не совсем в) нет

28. Проводятся ли в школе Мероприятия по пропаганде здорового питания (конкурсы, классные часы и др.)

а) постоянно б) периодически в) не проводятся

29. Твои пожелания по вопросу организации питания в школе

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

   

Приложение 5

Приложение 6

Диаграмма 4. Сколько раз в день ты кушаешь?

   
 

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Конспект классного часа «Здоровье и питание школьника»

Форма проведения урока: тематическая беседа с детьми

Цель и задачи урока:

Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

Ознакомить учащихся с принципами здорового питания через Пирамиду здорового питания

Способствовать формированию привычки правильно питаться и соблюдать режим питания

Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Результат обучения:

Учащиеся будут знать, что такое правильное и здоровое питание, будут выбирать компоненты здорового питания, научатся контролировать норму питания.

Оборудование:

Проектор, самостоятельно разработанная к уроку презентация «Здоровье и питание школьника»

Литература:

http://pitanie-dlya-detey.ru/piramida-zdorovogo-pitaniya-dlya-detey.html https://ginekoloz.ru/dieta/pravilnoe-pitanie-shkolnika/ https://vseznam.ru/blog/dieta_dlja_detej/2015-09-11-1332

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Карина. Сегодня я хочу поговорить с вами о питании и здоровье школьника.

- Скажите мне, вы часто болеете?

- Как думаете, почему вы часто болеете? Правильно, потому что наш организм слабый, совсем не может защититься от инфекции.

- А от чего зависит наше здоровье? Давайте вместе подумаем. (Ребята высказывают свои мнения). Наше здоровье зависит от экологии, от того, занимаемся мы спортом или нет, вовремя ли мы ложимся спать от режима питания и продуктов питания.

- А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на здоровье организма? Так вот, самое наибольшее значения для нас имеет наше питание.

И вот сегодня я хочу вам рассказать о том, что если питаться правильно, можно быть здоровым, полным сил и энергии.

- Вы знаете, какие продукты полезные, а какие вредные? Назовите их.

- Что вы считаете полезным и съели бы: гамбургер и кока-колу или котлету с салатом?

К слайду №1

Гамбургеры, картошка фри, чипсы, снеки, газировка, сладости – это все быстрая еда, пришедшая к нам с Запада с красивым названием "Фаст Фуд". Вся эта пища не просто очень вредна для нашего организма, а просто катастрофически опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. В США большая часть населения страдает от ожирения (посмотрите на картинку). Фаст фуд давно стал для них повседневной и полноценной едой.

К слайду №2

Наш желудок и кишечник просто-напросто не приучен к такой пище, жирной и тяжелой. Такая пища не содержит никаких полезных веществ, она содержит много калорий. В "Макдональдс", «KFC» и прочих подобных заведениях все продукты жарения - сэндвичи, гамбургеры, картофель фри и жареные куры - содержат много вредного, канцерогенного масла, который оседает на наших сосудах и мы начинаем болеть. (посмотрите на картинку: если есть много такой пищи, постепенно у нормального ребенка появляется лишний вес и из здорового ребенка он превращается в больного). Отсюда появляются сердечные заболевания, аллергия, ожирение, диабет, расстройство желудка и печени.

К слайду №3

Что же нам есть, чтобы быть здоровым?

Ответ один – надо правильно питаться!

И давайте я вам расскажу, из чего состоит наша пища.

К слайду №4

- Давайте посмотрим на картинку:

Пища человека содержит основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, а также витамины, минеральные вещества и воду. Они очень важны. Без этих питательных веществ мы не сможем расти и быть здоровым.

- Теперь рассмотрим, в каких продуктах у нас содержатся питательные вещества. Вы мне помогайте, договорились?

К слайду №5

-Какие продукты мы видим на картинке?

Рыба, мясо, курица, индейка, орехи, яйца, молочные продукты – везде здесь есть белок. Все наши мышцы, внутренние органы, кожа, волосы, ногти, кровеносная система – все состоит из белка. Это основной строительный материал для нашего организма.

- Из чего мы строим дом? Правильно, из кирпичиков. В нашем теле роль этих кирпичиков играют белки. Если мы не будем есть такие продукты, мы не сможем расти и развиваться.

К слайду №6

- Теперь поговорим о жирах. Посмотрите, какие продукты мы видим?

Растительные масла, сливочное масло, сыр, сметана, орехи, авокадо, жирная рыба, семечки – содержат жиры. Жиры – это мощный источник энергии. Он нужен чтобы защищать наш организм от потери тепла, от ушибов.

- Вы слышали про рыбий жир, его еще называют Омега 3 жирные кислоты? Так вот, этот вид жира очень нужен нашему мозгу, чтобы голова хорошо работала, нужен легким, чтобы у нас не было бронхитов и был крепкий иммунитет. Каждый день нужно принимать 1 чайную ложку Омеги 3. Поэтому, если мама просит вас съесть кусок рыбы или выпить чайную ложку Омега 3, никогда не отказывайтесь.

К слайду №7

- Назовите продукты, которые вы видите на картинке

Хлеб, макароны, картошка, мед, крупы, фрукты, сухофрукты, печенье – это продукты, в которых содержатся углеводы.

- Помните, я вам говорила, что белки – это «кирпичики» нашего организма, а вот углеводы – это «рабочие, которые укладывают эти кирпичики». Они для нашего организма основной источник энергии. Если человек мало двигается, но много ест углеводов, невостребованная энергия откладывается в жировые клетки.

К слайду №8

Без витаминов также невозможно существование человека.

- Посмотрите на картинку. Во всех продуктах содержатся витамины. Например: витамин С есть в лимоне и апельсинах, а витамин А содержится в моркови, болгарском перце и яйце.

К слайду №9

Если в нашем организме содержится недостаточное количество витаминов или хотя бы одного из них, то у нас могут появиться различные заболевания. Лучше всего сохраняют витамины свежие овощи и фрукты. Поэтому их надо стараться есть сырыми. Если же мы варим или тушим овощи, витамины частично разрушаются.

К слайду №10

- Скажите мне, едите ли вы морскую капусту? А вы знаете, что в ней содержится очень много йода?

- А пьете вы молоко или кефир, едите сыр?

- Что во всех этих продуктах содержится? Правильно, в этих продуктах содержится такой минерал, как кальций. Он нужен, чтобы кости, зубы, ногти и волосы были у нас крепкими.

Минеральные вещества есть во всех продуктах питания. Они необходимы для мышц, роста и развития костей, нервной системы, выработки гормонов и ферментов.

К слайду № 11

- Посмотрите на картинку. Здесь показано содержание воды в организме в зависимости от возраста. Смотрите, в организме ребенка 5-14 лет воды содержится 75%, а в организме взрослого человека 40-50 лет воды содержится 55%.

- Вода есть во всех наших органах. Смотрите, мозг на 75% состоит из воды, даже в костях есть вода, ее содержится 31%.

К слайду №12

- Все мы моемся, едим, ходим в туалет каждый день, держим тело в чистоте. Точно также живет каждая клеточка нашего организма, ей необходимо питаться, умываться и сбрасывать вредные выделения.

- На этой картинке изображены наши клеточки под огромным увеличением. Вот так они выглядят в нашем организме. Все клетки плавают в специальной среде - межклеточной жидкости. Эта жидкость омывает наши клеточки, дает им питание, а обратно получает ненужные организму отходы. Представляете, в нашем организме есть «канализация», куда уходят все эти отходы. Это наша лимфатическая система, где все перерабатывается и утилизируется. Когда вы перейдете в старшие классы вы подробнее это все изучите.

- Так вот, если мы будем пить мало воды или будем заменять воду газировкой или кока-колой, то наши клеточки в организме будут сильно страдать от нехватки воды, замедлятся все функции в нашем организме, станет густой кровь и мы начнем болеть. Если же мы будем пить достаточное количество воды в день, каждая клеточка нашего организма начнет активнее работать, уйдут все шлаки, отходы и мы станем здоровее.

Поэтому важно пить достаточное количество воды в день. Суточная потребность в воде приблизительно 30 мл на 1 кг веса. То есть, если вы весите, например, 20 кг, то вам надо выпивать 600 мл (или 3 стакана) чистой воды каждый день.

К слайду №13

Я вам рассказала о питательных веществах в пище. И тут возникает вопрос: «А какие продукты и в каком объеме нам нужно есть?»

К слайду №14

В результате серьезных исследований была создана пирамида здорового питания. 

- Давайте ее рассмотрим подробнее.

Вся пирамида поделена на «этажи». В основании пирамиды достаточное потребление жидкости. Я бы сюда еще отнесла и физическую нагрузку.

Затем идут овощи и фрукты, затем зерновые, на четвертом этаже расположились молоко, мясо, рыба. Жиры и орехи на пятом этаже. Вершина пирамиды – это сладости.

Продукты, расположенные в нижней части пирамиды, рекомендуется употреблять в пищу как можно чаще, а продукты из верхней части следует употреблять в ограниченных количествах или вовсе исключить из своего рациона.

В каком же объеме, какие порции должны быть, чтобы мы не переедали и оставались здоровыми?

К слайду № 15

Оказывается, правильный размер порции еды можно определить при помощи ладони.

- Порция мяса всегда должна быть размером с ладонь, не считая длину пальцев.

- Порцию рыбы можно измерить с помощью всей ладони, включая пальцы.

К слайду №16

- Травы должны присутствовать при каждом приеме пищи. В один прием можно съедать целую горсть, помещающуюся в обе ладони. За неделю же получается целый мешок.

- Приемлемое количество ягод и фруктов должно помещаться в ваши ладони.

К слайду № 17

- Приемлемое количество овощей — например, брокколи — должно помещаться в кулак и занимать половину тарелки.

- Чтобы понять вес макарон или риса, необходимо измерять их в сухом виде. В кулаке обычно помещается 75 грамм, что и считается нормой для потребления.

К слайду № 18

- Нормой орехов и семян в день считается ваша чашеобразная ладонь. Также диетолог советует есть орехи не горстью, а по одному — для лучшего усвоения.

- Углеводов при приеме пищи должно быть в количестве, которое помещается в одну руку.

К слайду №19

- Любой жир — сливочное, растительное или арахисовое масло — должно помещаться в чайную ложку, не более. Если чайной ложки под рукой нет, то поможет большой палец. Для измерения шоколада поможет указательный.

- Сыра рекомендуется употреблять примерно 30 грамм на один прием пищи, что соответствует двум большим пальцам.

К слайду № 20

Здоровое, рациональное питание является одним из основных факторов здорового образа жизни и, как следствие, сохранения и улучшения здоровья.

- Давайте сравним питание в жизни человека с работой автомобиля. Допустим, у вас есть машина. Вы же хотите, чтобы она служила вам долго и преданно, не подводила вас. Что вы для этого делаете? Заливаете в нее качественный бензин, вовремя меняете масло, мелкие детали и т.д. То есть, вы заботитесь о ней.

Наш организм, наше тело - это такая же машина. Почему же мы для машины готовы стараться и заливать в нее самое лучшее, а про свой организм мы забываем и вливаем в него много вредного и плохого? Ведь состояние нашего организма будет зависеть от качества, количества и сбалансированности топлива, в нашем случае - питания.

Большинство людей не задумываются об этом и это напрасно. Цель моей лекции была донести до вас, что надо обязательно заботиться о себе всегда. И правильное здоровое питание тут самое главное.

К слайду №21

- Давайте с вами повторим все, что я вам рассказала, и составим памятку по правильному здоровому питанию:

К слайду № 22

- Запомните: именно здоровое питание и занятия спортом приведут к тому, что мы всегда будем здоровы, полны сил и энергии и у нас будет хорошее настроение.

К слайду №23

- Будьте здоровы и счастливы!

К слайду № 24

- Спасибо за работу. Молодцы.

- Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?

- Спасибо за ответы.

Приложение 10

Основные требования к школьному питанию

Основное требование — питательная ценность рациона

Энергетическая ценность должна составлять около 700 калорий. При этом белков должно быть не менее пятнадцати процентов, жиров — четверть, а оставшуюся часть должны составлять углеводы. Предпочтение должно отдаваться сложным углеводам, а не сахарам, которые могут негативно воздействовать на здоровье ребёнка

Еда должна быть приготовлена в столовой

Если она отсутствует, то в школе организуется буфет, который занимается распределением и разогревом продуктов с соблюдением всех санитарных норм

Приёмы пищи должны полностью соответствовать меню, которое планируется заранее, не менее чем за неделю

При составлении меню принимает участие медицинский работник

Если столовая отсутствует, то могут использоваться полуфабрикаты

Такие как натуральные мясные продукты, продукты из птицы первой категории, филе рыбы, а также овощи

Дополнительно могут быть использованы

Котлеты, блюда из печени, творога (например, сырники), гарниры различные (каши, картофель, овощи), кондитерские изделия, выпечка и многое другое

Приложение 11

Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день

Возраст

Энергетическая ценность, ккал

Белки

Жиры

Углеводы

от 7 до 10 лет

2300

79

79

315

от 11 до 13 лет (мальчики)

2700

93

93

370

от 11 до 13 лет (девочки)

2450

85

85

340

от 14 до 17 лет (юноши)

2900

100

100

400

от 14 до 17 лет (девушки)

2600

90

90

360

Примечание: если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше

Приложение 12

Охват питанием по школе

Класс

Всего учащихся

Количество питающихся учащихся

% питающихся учащихся

По начальной школе

450

435

96,6

По основной школе

491

254

51,7

По средней школе

64

0

-

Всего по школе

1005

689

68,6

Приложение 13

Меню школьной столовой на 6 учебных дней

Приложение 14

Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах)

для обучающихся различного возраста

(Приложение 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08)

Название блюд

Масса порций в граммах для    
обучающихся двух возрастных групп

с 7 до 11 лет

с 11 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное,   
мясное блюдо                        

150 — 200

200 — 250

Напитки (чай, какао, сок, компот,   
молоко, кефир и др.)                

200

200

Салат                               

60 — 100

100 — 150

Суп                                  

200 — 250

250 — 300

Мясо, котлета                       

80 — 120

100 — 120

Гарнир                              

150 — 200

180 — 230

Фрукты                              

100

100

Приложение 15

Максимум и минимум калорийности блюд в меню школьной столовой

Максимум или минимум по калорийности

Прием пищи

Перечень блюд

Энергетическая ценность, ккал

Максимум по калорийности

Завтрак

запеканка из творога

156,94

каша пшеничная с яблоками и маслом сливочным

152,27

какао с молоком

106,03

хлеб пшеничный

111,75

биойогурт

62,0

Всего:

588,99

Обед

салат из б/к капусты с яблоками

51,96

суп-лапша домашняя

95,96

суфле куриное

212,87

каша «Артек» молочная вязкая

208,78

компот из смеси сухофруктов

123,72

хлеб пшеничный

100,52

хлеб ржаной

44,20

Всего:

838,07

Минимум по калорийности

Завтрак

омлет с сыром запеченный

157,34

каша манная молочная с маслом сливочным

97,7

чай с сахаром

62,62

хлеб пшеничный

111,75

биойогурт

62,0

Всего:

491,50

Обед

салат из моркови с курагой

52,02

уха с крупой

110,31

голубцы ленивые

290,77

компот из свежих плодов

40, 63

хлеб пшеничный

100,58

хлеб ржаной

44,20

Всего:

638,51

Приложение 16

Приложение 17

Диаграмма 10. Хватает ли тебе выданной порции?

   

5 класс

10 класс

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

Диаграмма 14. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала школьной столовой?

   

5 класс

10 класс

Приложение 22

Диаграмма 15. Проводятся ли в школе Мероприятия по пропаганде здорового питания

(конкурсы, классные часы и другое)?

   

5 класс

10 класс

Приложение 23

Расписание уроков 1 «К» класса

ПОНЕДЕЛЬНИК

ЧЕТВЕРГ

Физкультура 8.30 – 9.15

Литературное чтение 8.30 – 9.15

Литературное чтение 9.25 – 10.10

2. Математика 9.25 – 10.10

Математика 10.25 – 11.10

3. Русский язык 10.25 – 11.10

Русский язык 11.25 – 12.10

4. Технология 11.25 – 12.10

Английский язык (1) 12.25 – 13.10

5. Классный час 12.25 – 13.10

Английский язык (2) 13.15 – 14.00

Фехтование 13.00 – 15.00

Юный натуралист 13.10 – 14.50

 

ВТОРНИК

ПЯТНИЦА

Музыка 8.30 – 9.15

1. Окружающий мир 8.30 – 9.15

Русский язык 9.25 – 10.10

2. Родной язык 9.25 – 10.10

Математика 10.25 – 11.10

3. Физкультура 10.25 – 11.10

Литературное чтение 11.25 – 12.10

4. Математика 11.25 – 12.10

ИЗО 12.25 – 13.10

Строевая подготовка 12.25 – 13.10

Фехтование 13.15 – 15.00

Юный натуралист 13.10 – 14.50

СРЕДА

СУББОТА

Русский язык 8.30 – 9.15

Фехтование 11.00 – 13.00

Математика 9.25 – 10.10

 

Окружающий мир 10.25 – 11.10

 

Родная литература 11.25 – 12.10

 

Английский язык (2) 12.25 – 13.10

 

Английский язык (1) 13.15 – 14.00

 

Юный натуралист 13.10 – 14.50

 

Приложение 24

Энергозатраты организма до и после тренировки

Фамилия, имя

Пульс до тренировки

Энергозатраты до тренировки, кДж

Энергозатраты до тренировки, ккал

Пульс после тренировки

Энергозатраты после тренировки, кДж

Энергозатраты после тренировки, ккал

1

Басыров Динар

74

7,31

1,75

136

66,46

15,86

2

Белобородов Радмир

100

18,18

4,49

143

72,31

17,27

3

Богданова Валерия

104

19,85

4,74

154

81,51

19,47

4

Васильева Юлианна

92

14,84

3,54

137

67,30

16,07

5

Давлетшина Диана

86

12,33

2,95

108

43,05

10,28

6

Застылов Георгий

81

10,24

2,45

92

29,68

7,09

7

Зиниятуллин Самир

108

21,53

5,14

147

75,66

18,07

8

Зорина Злата

92

14,84

3,54

129

60,61

14,48

9

Семенов Иван

85

11,91

2,84

134

64,79

15,47

10

Сивухов Александр

87

12,75

3,04

135

65,63

15,67

11

Совенко Олеся

76

8,15

1,95

86

24,66

5,89

12

Фатхутдинова Маргарита

81

10,24

2,45

153

80,67

19,27

13

Хрипунов Максим

90

14,00

3,34

121

53,92

12,88

14

Швейкина Яна

78

8,99

2,15

116

49,74

11,88

15

Шипунов Дмитрий

93

15,26

3,64

106

41,38

9,88

16

Шокурова Яна

90

14,00

3,34

142

71,48

17,07

Просмотров работы: 11838