Правильное развитие опорно-двигательной системы – залог здоровья

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правильное развитие опорно-двигательной системы – залог здоровья

Кусаинова К.Р. 1Захрямина Н.Н. 1
1МБОУ Любучанская СОШ
Ратникова В.В. 1
1МБОУ Любучанская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

«Мы сокращаем свою жизнь

своей невоздержанностью,

своей беспорядочностью,

своим безобразным обращением

с собственным организмом».

И.П. Павлов

Актуальность темы

Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. На сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. Забывает он о своем здоровье. Так вот, давайте, еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Посмотрите на себя в зеркало. Какая у Вас осанка? Каждый даст свой ответ. Слабые мышцы, в первую очередь спины, легко утомляются. Не имея достаточной поддержки мышц, Вы сутулитесь и опираетесь грудной клеткой о живот, отчего страдают органы брюшной полости. Для облегчения работы мышц Вы вынуждены постоянно прислоняться к опоре. Слабое физическое развитие ведёт к нарушению осанки, что, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребёнка.

Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы должна быть неотъемлемым элементом распорядка рабочего дня ребёнка и взрослого человека. [1. Балабанова В.В. , Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 год. ]

Цель настоящего исследования:

Выявить причины нарушений опорно-двигательной системы у школьников, сформировать культуру здорового образа жизни у учащихся, потребность в уважительном отношении к своему организму и здоровью.

Для достижения целей перед нами были поставлены следующие задачи:

Изучить состояние здоровья учащихся (статистическая работа по школе, касающаяся заболеваний опорно-двигательной системы).

Выявить причины заболеваний опорно-двигательной системы у школьников.

Привить интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Были использованы следующие методы исследования:1)Работа с литературными источниками, изучение информации в сети Интернет. 2) Практические работы. 3) Социологический опрос.5)Анализ полученной информации. 6) Практические методы по пропаганде ЗОЖ.

2. Основная часть

2.1. Осанка 2.1.1. Что такое осанка

Под осанкой понимают привычную непринужденную позу человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Осанка – это то, как мы сидим или стоим.

Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. [7. Никитин С.Е., .Гришин Т.В. «Здоровье и красота вашей осанки». Москва, изд-во «Советский спорт», 2002 год. ] (Приложение 1)

Правильной осанкой считается такое положение тела, когда все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, лопатки приведены к спине, живот подтянут, коленные суставы выпрямлены. Правильная осанка - это не только красота, но и здоровье. (Приложение 2)

2.1.2. Виды нарушений осанки

Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей.

1) При лордотической осанке (лордозе) увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

2) Кифотическая осанка (кифоз) характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперёд, грудь западает, живот выпячен.

3) При сколиотической осанке (сколиозе) позвоночник изогнут в форме зигзага. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, ведут к нарушению работы внутренних органов.

4)Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием изгибов, спина выпрямлена, живот подобран.

5)При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперёд, плечи опущены. (Приложение 3)

2.1.3. Правила для поддержания правильной осанки

1. Приучать ребенка правильно держать корпус; выработать привычку стоять, опираясь на обе ноги или часто чередовать опорную ногу.

2. Воспитывать правильную позу за столом при подготовке уроков, еде. За столом сидеть прямо, не наваливаясь на него грудью. Стул на 1/3 надо задвигать под стол. Расстояние от края стола до груди должно соответствовать кулачку ребенка, а от подбородка до стола - его локтю. Садиться на стул надо глубоко, вплотную к спинке. Оба локтя помещаются на столе. При сидении ребенок должен всей ступней опираться на пол, а колени при этом образуют прямой угол.

3. Избегать неправильных поз (сидеть положив ногу на ногу, подложив ногу под себя, стоять с опорой на одну ногу, читать или смотреть телевизор, лежа на боку).

4. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Расстояние от крышки стола до сидения стула в зависимости от роста до

130 см - 22 см; 130-145 см - 24 см; 145-160 см - 26 см; 160-175 см - 28 см.

5. В школу лучше всего носить ранец. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если ребёнок будет носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

6. Соблюдать правильный режим дня: ежедневные прогулки и сон, активный отдых (спортивные игры - волейбол, баскетбол, плавание, лыжи). Соблюдать режим учебы (труда) и отдыха. [4. Лебедева Н.Т. «Школа и здоровье учащихся». Минск, изд-во Белорусского университета, 1998 год. .]

2.2. Стопа

2.2.1. Причины и последствия плоскостопия

Плоскостопие – это болезненное изменение стоп, при котором уплощаются их своды. Это заболевание чрезвычайно распространенное.

Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае. Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия. (Приложение 4)

Причины плоскостопия:

Короткая и узкая обувь.

Наследственная предрасположенность.

Общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Излишний вес ребенка.

Плохо подобранная обувь (неудобная обувь, синтетические покрытия, высокий каблук).

К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Последствия плоскостопия

При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи, теряется способность стопы противостоять нагрузкам.

Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной.

Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребёнок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

При движении, удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

Вот почему родителям так важно следить за правильным формированием стопы ребёнка. [6. Никитин С.Е., .Гришин Т.В. «Здоровье и красота вашей осанки». Москва, изд-во «Советский спорт», 2002 год. ]

2.2.2. Правила выбора обуви

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка.

1) При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком.

2) Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в 0,5 сантиметра.

3) Подошва – это очень важно – должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе.

4) Кроме того, необходим маленький, высотой 3 – 4 сантиметра, каблучок. Подбор обуви дело крайне ответственное. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. (Приложение 5). [5 Непокойчицкий Г.А. Энциклопедия «Образ жизни современной женщины». Москва, изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2009 год].

2.3. Двигательная активность и здоровье человека

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – умственной работоспособности и психическому здоровью.

Вводная гимнастика

В нашей школе она проводится ежедневно перед началом уроков в классе. Ее цель – облегчить вхождение в учебную деятельность.

Уроки физической культуры

Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры – научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах.

Занятия спортом

Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение имеет правильный выбор вида спорта. Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры, при которых в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма.

Физкультминутки на уроках

В нашей школе практически на всех уроках проводятся физкультминутки. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Физкультпаузы во время выполнения домашних заданий Решающим фактором в общем режиме дня детей имеет правильная организация работы по выполнению домашних заданий. Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 минут, его длительность 7 – 8 минут; последующие физкультпаузы продолжительностью 10 минут проводятся через каждые 15 – 20 минут. [8. Щелкунова А.Я. «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье». Москва, изд-во «Первое сентября», 2001 год. ]

2.4. Практическая часть

При реализации исследовательской части проекта были использованы следующие методы: письменный анонимный опрос учащихся школы (9-ых и 10 классов); работа с литературой по теме проекта, практические работы с учащимися.

2.4.1. Практическая работа

«Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: табурет, линейка. (Табурет можно заменить ступенькой)

Порядок работы.

Взять в руки линейку и встать на табурет или ступеньку лестницы.

Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице.

3. Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета (лестницы). Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставим знак «+». Например, +3. это значит, что пальцы опустились на 3 см ниже плоскости табурета. Если пальцы не достали табурета, ставим знак «- ». [3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: изд-во «Просвещение», 1989г. – 191с. ]

Оценка результатов.

Если учащимся удалось указательным пальцем коснуться ступеньки лестницы или опустить ниже – гибкость позвоночника в пределах нормы.

Если не коснулись даже пальцев стопы – низкая гибкость позвоночника.

Данная работа была проделана среди учащихся 9-ых и 10 классов (66 человек) и были получены следующие результаты: 51 человек имеет гибкость позвоночника в пределах нормы, а у 15 учащихся низкая гибкость. (Приложение 6)

Вывод:

22% учащихся 9-ых и 10 классов имеют низкую гибкость позвоночника. В нашей школе гибкость девушек выше, чем юношей. У юношей низкая гибкость позвоночника, так как многие не занимаются спортом и ведут малоподвижный образ жизни, в основном, проводят время за компьютером. (Приложение 7)

2.4.2. Практическая работа

«Выявление нарушений осанки»

Оборудование: сантиметровая лента.

Порядок работы.

1.Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. 2.Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная. (Приложение 8) [3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: изд-во «Просвещение», 1989г. – 191с. ]

Оценка результатов.

Данная работа была проделана среди учащихся 9-10 классов (66 человек) и были получены следующие результаты: 59 человек имеют нормальную осанку, а у 7 – наблюдаются нарушения. (Приложение 9)

2.4.3. Практическая работа

«Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе»

Оборудование: хоккейная шайба или любой другой небольшой предмет.

Порядок работы.

1.Положить на голову хоккейную шайбу.

2.Попробовать пройтись по комнате с предметом на голове, сесть на стул, встать.

3.Опыт повторить несколько раз.

4.Подсчитать, сколько раз предмет упадёт.

Оценка результатов.

В зависимости от числа падений шайбы делают вывод о том, способен или нет человек сохранять правильную осанку в положении сидя и при ходьбе.

Данная работа была проделана среди учащихся 9-10 классов (66 человек) и были получены следующие результаты: сохраняют правильную осанку 55 человек, а 11 – не сохраняют. (Приложение 10)

Вывод: большинство учащихся сохраняет правильную осанку в положении сидя и при ходьбе. (Приложение 11)

2.4.4. Практическая работа

«Определение быстроты реакции человека»

Оборудование: монета.

Порядок работы.

Взять монету в левую руку и поднять её перед собой.

Разжать пальцы. Когда монета будет падать вниз, правой рукой поймать её. Монета должна пролететь 30-40 см.

Опыт повторить 10 раз.

Оценка результатов.

Результаты можно считать неплохими, если из 10 попыток удастся поймать монету 7 раз.

[3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: изд-во «Просвещение», 1989г. – 191с. ]

Данная работа была проделана среди учащихся 9-10 классов. (Приложение 12). И были получены следующие результаты: 57 человек имеют неплохую быстроту реакции, а 9 человек – плохую. (Приложение 13)

2.4.5. Практическая работа

«Определение наличия плоскостопия»

Работа по изучению состояния стоп учащихся 9-10 классов

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощённую и плоскую. Для определения формы стопы осматривают её опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы.

При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощённой стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклее, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю её ширину.

Оборудование: таз с водой или с раствором акварельных красок, лист бумаги, простой карандаш, линейка.

Ход работы: Подготовительную часть работы учащиеся проделывают дома. Встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвести карандашом. Полученный отпечаток высушивают и рассчитывают степень уплощения стопы по методу Штритер. Для этого на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение длины части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а + в). (Приложение 14) [ 2.Газета «Биология» №4/2003 год и №42/2003, изд-во «Первое сентября». ]

Оценка результатов: а:(а+в)·100%

Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная, 50-60 % - стопа уплощенная, свыше 60% - стопа плоская.

После проведённого исследования отпечатков стоп были получены следующие результаты (Приложение 15)

Вывод: Небольшое число учащихся (4 из 66 тестируемых) имеют плоскую стопу. 6 учащихся имеют стопу уплощенную. Это и беспокоит. Необходимо выяснить, в чем же причина возникновения заболеваний стоп?

2.5. Анализ анкетирования школьников

Учащимся нашей школы (9 – 10 классы) предлагалось ответить на ряд вопросов, либо выбрать один наиболее приемлемый для них вариант ответа анкеты «Образ жизни и опорно-двигательная система». Вот она.

Анкета «Образ жизни и опорно-двигательная система»

Возраст

Пол

Рост

Вес

Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

А) Да, ежедневно.

Б) Иногда.

В) Никогда не делаю.

Посещаете ли Вы спортивные секции?

А) Да, посещаю.

Б) Посещал (а) несколько лет, а сейчас нет.

В) То хожу, то нет.

Г) Нет, не посещаю.

С удовольствием ли Вы посещаете уроки физической культуры?

А) Да, всегда.

Б) Нет, т.к. не люблю заниматься спортом.

В) В зависимости от содержания урока.

Катаетесь ли Вы зимой на лыжах или коньках (с родителями или сами)?

А) Да, часто. Б) Да, иногда.

В) Раньше было дело, а сейчас нет. Г) Нет.

Как Вы носите сумку с учебниками?

А) Всегда на правом плече или всегда на левом плече.

Б) Чередую: то на правом, то на левом плече.

В) Ношу рюкзак за спиной.

Знаете ли Вы, как правильно подобрать обувь?

Девушки, любите ли Вы обувь на каблуке? Размер каблука?

Знаете ли Вы правила посадки при письме?

Всегда ли Вы соблюдаете эти правила?

После проведённого анкетирования учащихся

9– 10 классов, были получены следующие результаты:

1) Было опрошено 66 человек в возрасте от 14 до 16 лет.

2) Девушек -39 чел., юношей – 27 чел.

3), 4) Соотнеся рост и вес, мы сделали вывод, что у 7 человек вес превышает норму, а это может являться причиной плоскостопия.

5) На 5-ый вопрос «Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?» 25 человек отметили, что никогда не делают, 33 человека делают иногда. (Приложение 16)

Вывод: большая часть учащихся никогда не делает утреннюю гимнастику (25 человек) или делает её иногда (33 человек).

6) На 6-ой вопрос «Посещаете ли Вы спортивные секции?» 25 человек ответили, что не посещают 23 человека ходили несколько лет назад. (Приложение 17)

Вывод: большая часть учащихся спортивные секции не посещает, это тоже одна из причин нарушения опорно-двигательной системы.

7) На 7-ой вопрос «С удовольствием ли Вы посещаете уроки физической культуры?» 30 человек посещает всегда, 26 человек – в зависимости от того, чем будем заниматься.

Вывод: большая часть учащихся посещает уроки физической культуры с большим

удовольствием, и это радует! (Приложение 18)

8) 8-ой вопрос «Катаетесь ли Вы зимой на лыжах или коньках с родителями или самостоятельно?»

Вывод: большая часть учащихся зимой катается на лыжах или коньках часто или иногда (34 человека). (Приложение 19)

9) 9-ый вопрос «Как Вы носите сумку с учебниками?»

Вывод: 42 человека из 66 опрошенных носят сумку с учебниками всегда на правом плече или всегда на левом плече. Это одна из причин искривления позвоночника у школьников. (Приложение 20)

10) На 10-ый вопрос «Знаете ли Вы, как правильно подобрать обувь?»

Да – 61 чел.

Нет – 5чел.

11) На 11-ый вопрос «Девушки, любите ли Вы обувь на каблуке? Размер каблука?»

Да – 28 девушек (большинство из 39 опрошенных), размер каблука от 3 до 7 см.

12) На 12-ый вопрос «Знаете ли Вы правила посадки при письме?»

Да – 63 человека.

Нет – 3 человека. (Приложение 21)

13) На 13-ый вопрос

Всегда ли Вы соблюдаете эти правила? (Приложение 22)

Да –15 человек.

Нет – 14 человек.

Иногда20 человек.

Вывод по анкетированию

«Образ жизни и опорно-двигательная система»

1) Среди учащихся 9-10 классов 7 человек имеют массу тела, превышающую норму. Практически все опрошенные девушки любят обувь на каблуке, причем размер каблука до 7 см. А ожирение и обувь на высоком каблуке, как мы знаем, являются причиной развития плоскостопия. По числу заболеваний опорно-двигательного аппарата (по статистике) плоскостопие стоит на первом месте.

2) Большая часть учащихся никогда не делает утреннюю гимнастику, не посещает спортивные секции, не делает физкультпаузы при выполнении домашнего задания.

3) Многие носят сумку с учебниками всегда на правом плече или всегда на левом плече. Это одна из причин искривления позвоночника у школьников.

4) Практически все учащиеся знают правила посадки при письме, но, почему-то, эти правила не выполняют.

5) Не все учащиеся знают причины нарушения осанки.

6) Радует то, что большинство учащихся посещают уроки физической культуры; зимой катаются на лыжах или коньках; проводят достаточно времени на свежем воздухе.

2.6. Мероприятия по формированию ЗОЖ

Каковы же результаты нашей работы? Мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Стиль жизни – здоровье» (Приложение 23); разработали памятку для учащихся и родителей, сделали презентацию, которую представили учащимся нашей школы и других школ Г.о. Чехов (Приложение 24).

3. Заключение

Из проведённых практических работ мы сделали несколько выводов:

у нас есть учащиеся, имеющие избыточный вес;

у некоторых школьников плоская или уплощенная стопа;

у юношей очень низкая гибкость позвоночника, так как многие не занимаются спортом и много времени проводят за компьютером;

многим трудно сохранять правильную осанку в положении сидя и при ходьбе.

Из проведённого анкетирования мы узнали основные недостатки в образе жизни учащихся:

большая часть учащихся никогда не делает утреннюю гимнастику;

спортивные секции не посещают или посещали несколько лет назад; большинство не делает физкультпаузы при выполнении домашнего задания.

42 человек из 66 опрошенных носят сумку с учебниками всегда на правом плече или всегда на левом плече. Это одна из причин искривления позвоночника у школьников.

По числу заболеваний опорно-двигательного аппарата плоскостопие стоит на первом месте. Практически все учащиеся знают правила посадки при письме, но, почему-то, эти правила не выполняют.

Не все учащиеся знают причины нарушения осанки.

Проведя данную исследовательскую работу, мы узнали много нового, посмотрели на себя со стороны. Надеемся, что наш интерес к здоровому образу жизни позволит сохранить своё здоровье и здоровье наших будущих детей. Здоровье - самая большая ценность и для самого человека, и для государства. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия.

Помните мудрый совет Гиппократа, актуальный во все времена: гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в жизнь каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

4. Библиографический список

Балабанова В.В. , Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград, изд-во «Учитель», 2011 год.

Газета «Биология» №4/2003 год и №42/2003, изд-во «Первое сентября».

Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». Москва, изд-во «Просвещение», 1989 год.

Лебедева Н.Т. «Школа и здоровье учащихся». Минск, изд-во Белорусского университета, 1998 год.

Непокойчицкий Г.А. Энциклопедия «Образ жизни современной женщины». Москва, изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2009 год.

Никитин С.Е., .Гришин Т.В. «Здоровье и красота вашей осанки». Москва, изд-во «Советский спорт», 2002 год.

Панфилова Л.А. , Э.Г. Донецкая Э.Г. «Анатомия, физиология и гигиена человека». Москва, изд-во «РИПОЛ КЛАССИК», 2010 год.

Щелкунова А.Я. «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье». Москва, изд-во «Первое сентября», 2001 год.

Школьные таблицы по биологии.

5. Приложение

Приложение 1 «Что такое осанка»

П риложение 2 «Признаки правильной и неправильной осанки»

Приложение 3 «Виды нарушений осанки»

Приложение 4 «Нарушения в строении стоп»

П риложение 5 «Требования к обуви»

Приложение 6

Фотография «Определение

г ибкости позвоночника» Таблица «Определение гибкости позвоночника»

Гибкость позвоночника

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

В пределах нормы

(-1 и >)

38

13

51

Низкая гибкость

(-2 и <)

11

4

15

Приложение 7

Диаграмма «Гибкость позвоночника»

Приложение 8

Ф отография «Выявление нарушений осанки»

Таблица «Выявление нарушений осанки»

Осанка

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

Нормальная

44

15

59

Нарушенная

5

2

7

Приложение 9

Диаграмма «Выявление нарушений осанки»

Приложение 10

Ф отография «Сохранение осанки» Таблица «Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе»

Сохранение правильной осанки

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

Сохраняют

41

14

55

Не сохраняют

8

3

11

Приложение 11

Д иаграмма «Сохранение правильной осанки»

Приложение 12

Таблица «Определение быстроты реакции человека»

Быстрота реакции

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

Неплохая

(7-10 раз поймали монету)

42

15

57

Плохая

(6 и < раз поймали монету)

7

2

9

Приложение 13

Ф отография «Определение быстроты реакции» Диаграмма «Определение быстроты реакции человека»

Приложение 14

Практическая работа «Определение наличия плоскостопия»

Приложение 15

Таблица «Определение наличия плоскостопия»

Состояние стопы

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

нормальная

42

14

56

уплощённая

4

2

6

плоская

3

1

4

Приложение 16

Таблица. Анализ опроса «Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?»

Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

Да, ежедневно.

6

2

8

Иногда.

24

9

33

Никогда не делаю.

19

6

25

Приложение 17

Таблица. Анализ опроса «Посещаете ли Вы спортивные секции?»

Посещаете ли Вы спортивные секции?

9-ые классы (49 чел.)

10 класс (17 чел.)

Всего человек

Да, посещаю.

6

3

9

Посещал (а) несколько лет, а сейчас нет.

17

6

23

Хожу иногда.

7

2

9

Нет, не посещаю.

19

6

25

Приложение 18

Таблица. Анализ опроса «С удовольствием ли Вы посещаете уроки физической культуры?»

С удовольствием ли Вы посещаете уроки физической культуры?

9 классы

10 класс

Всего человек

Да, всегда

23

7

30

Нет, т.к. не люблю заниматься спортом.

8

2

10

В зависимости от того, чем будем заниматься

18

8

26

Приложение 19

Таблица. Анализ опроса «Катаетесь ли Вы зимой на лыжах или коньках с родителями или самостоятельно?»

Катаетесь ли Вы зимой на лыжах или коньках с родителями или самостоятельно?

9 класы

10 класс

Всего человек

Да, часто.

14

5

19

Да, иногда.

9

6

15

Раньше было дело, а сейчас нет.

19

3

22

Нет.

7

3

10

Приложение 20

Таблица. Анализ опроса «Как Вы носите сумку с учебниками?

Как Вы носите сумку с учебниками?

9 классы

10 класс

Всего человек

Всегда на правом плече или всегда на левом плече.

31

11

42

Чередую: то на правом, то на левом плече.

3

2

5

Ношу рюкзак за спиной.

15

4

19

Приложение 21

Д иаграмма. Анализ опроса «Знаете ли Вы правила посадки при письме?»

Приложение 22

Диаграмма. Анализ опроса «Всегда ли Вы соблюдаете эти требования?»

Приложение 23 «Участие во Всероссийском конкурсе»

П риложение 24 «Памятка для учащихся и родителей»

Просмотров работы: 512