Я - кинестетик! Как мне освоить второй иностранный язык?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я - кинестетик! Как мне освоить второй иностранный язык?

Лопушко В.В. 1Эмиралиева Д.Р. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой»
Полякова И.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Изменения в политической, социально-экономической и культурной жизни России, которые происходят в стране за последние 20 лет, безусловно, отражаются и на языковой политике, языковом образовании в нашей стране. Популярным стало раннее изучение иностранных языков, всё большее распространение получает тенденция овладения несколькими иностранными языками. Первым иностранным языком, в большинстве случаев, является английский язык, на базе которого дети начинают изучение другого европейского языка.

Однако хочется заметить, что проблемы освоения нового предмета всегда будут присутствовать. Обязательно следует учитывать психологические особенности обучающихся, а в частности использовать ведущий канал восприятия информации у школьника для достижения лучшего качества овладения предметным материалом.

В нашей работе мы проанализируем и сравним количественные и качественные показатели овладения вторым иностранным (немецким) языком у детей с кинестетическим каналом восприятия информации до и после применения формы проектной технологии «лэпбук».

Объектом исследования является процесс изучения второго иностранного (немецкого) языка.

Предмет исследования – изучение второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков.

В данной работе нами будет затронута тема проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков, а так же применены методы количественного и сравнительного анализа результатов.

В современной психологии вопрос путей решения проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей с кинестетическим каналом восприятия информации мало изучен. В этом и состоит научная новизна нашей работы.

Целью данного исследования является поиск пути решения проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков.

В соответствии с выбранной темой, объектом и предметом данного исследования, выдвинута следующая гипотеза:

Использование формы проектной технологии «лэпбук» помогает справиться с проблемой изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся с кинестетическим каналом восприятия информации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие «ведущий канал восприятия информации», его типы и отличительные признаки;

- выявить необходимые методики;

- выявить особенности процесса изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся среднего звена и проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе его изучения;

- изучить вопрос о пути решения проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков при помощи применения формы проектной технологии «лэпбук»;

- определить ведущий канал восприятия информации у обучающихся 5-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»;

- провести опрос среди обучающихся 5-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» до и после применения формы проектной технологии «лэпбук»;

- провести сравнительный анализ отметок по второму иностранному (немецкому) языку у обучающихся 5-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» до и после применения формы проектной технологии «лэпбук»;

- проанализировать полученные результаты;

- сделать выводы по проведённому исследованию.

Таким образом, актуальность данной темы и необходимость проверить данную гипотезу определили выбор темы данного исследования: «Проблема изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков».

Источниками информации для написания этой работы послужили 11 экземпляров учебной литературы и теоретических трудов учёных-психологов и педагогов, которые приведены в разделе «Список литературы».

Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Первый раздел раскрывает определение понятия «ведущий канал восприятия информации», эго типы и отличительные черты. Так же в нём указаны особенности процесса изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся среднего звена и проблемы, с которыми сталкиваются ученики с различными ведущими каналами восприятия информации. В этом же разделе описываются пути решения проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков при помощи применения формы проектной технологии «лэпбук».

Второй раздел посвящён этапам и результатам исследования проблемы изучения второго иностранного языка у обучающихся 5-х классов МОУ «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой» с кинестетическим каналом восприятия информации и результатов применения формы проектной технологии «лэпбук».

В разделе «Заключение» приведены краткие выводы о проделанной работе, а в «Списке литературы» перечислены 11 единиц использованных печатных материалов. В разделе «Приложения» находятся таблицы с вопросами, применяемыми в процессе исследования. Так же в этом разделе находятся таблицы, в которых можно наглядно пронаблюдать результаты проведенного исследования. Здесь же приведены диаграммы всех полученных результатов в ходе исследования.

РАЗДЕЛ 1

1.1. Определение понятия «ведущий канал восприятия информации», его типы и отличительные признаки

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Таким образом, существуют разные каналы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает.

Следовательно, ведущим каналом восприятия информации можно считать доминирующий сенсорный канал человека, при котором он лучше взаимодействует с полученной из окружающей его среды информацией.

Выделяют три основных канала восприятия информации:

- визуальный;

- аудиальный;

- кинестетический.

В нашей работе мы проанализируем проблемы изучения второго иностранного языка у обучающихся с кинестетическим каналом восприятия информации.

Отличительные признаки визуального типа.

Способ получения информации - посредством зрения. Благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия. Восприятие окружающего мира. Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка. На что обращают внимание при общении с людьми - на лицо человека, его одежду и внешность. Речь -описывают видимые детали обстановки: цвет, форму, размер и внешний облик вещей. Движения глаз - когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза. Память - хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде.

Отличительные признаки Аудиальный тип

Способ получения информации - посредством слуха. В процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками Восприятие окружающего мира Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей На что обращают внимание при общении с людьми На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова Речь Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди Движения глаз Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему Память Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки Кинестетический тип

Способ получения информации - посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении. Восприятие окружающего мира - привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться. На что обращают внимание при общении с людьми - на то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается. Речь - широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику. Движения глаз - им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону. Память - хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты.

Таким образом можно сделать вывод, что обучающиеся с ведущим кинестетическим каналом восприятия получают информацию посредствам активных действий; обращают свое внимание на то, как ведут себя другие; в речи в основном говорят о делах, своих победах и достижениях; они практически не смотрят в глаза собеседнику; хорошо запоминают чужие поступки, движения и жесты.     

1.2. Определение ведущего канала восприятия информации.Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

У каждого из нас среди органов чувств есть  ведущий, который быстрее и чаще остальных  реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них  информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.

- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.

- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.

- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика. (Кто такие дискреты - смотрите далее).

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие): Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Интерпретация результатов: Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы. Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Итак, изучив методики по выявлению ведущего канала восприятия информации мы пришли к выводу, что тест на определение доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева подходит для нашего исследования и поможет определить ведущий канал восприятия информации у обучающихся 5-х классов МОУ «СШ № 1 им. А. А. Драгомировой».

1.3. Особенности процесса изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся среднего звена и проблемы, с которыми сталкиваются дети в процессе его изучения

Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя. Чтобы ввести второй иностранный язык для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным.

Изучение второго иностранного языка сопряжено с такими проблемами:

Отсутствие практического применения (Некоторые дети прямым текстом говорят родителям: «Я не хочу учить (иностранный) английский/немецкий, мне он нигде в жизни не пригодится). Мы привыкли восхищаться европейцами, многие из которых говорят на нескольких иностранных языках. Однако жизнь в России разительно отличается от европейских реалий. Европейцы живут в условиях тесной экономической и культурной интеграции, а также активной трудовой и студенческой мобильности. Что касается большинства граждан России, то для нас такое положение вещей — скорее исключение, чем правило. Конечно, есть примеры людей из России, которые так же уезжают учиться или работать за рубеж, но на фоне основной массы населения — это единицы.

Нехватка преподавателей (Во многих «обычных» школах часть детей вынуждена изучать иностранный язык исключительно по принципу наличия педагога. Отсюда сразу же возникает поток вопросов. Где школы найдут новых учителей? Какие именно языки они будут преподавать? Как это повлияет на количество часов, отведенных другим предметам (в том числе русскому языку)? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые пока никто не дал вразумительного ответа.))

Низкая эффективность обучения (Но что волнует родителей больше всего — так это качество обучения. Конечно, можно во всем винить текучку кадров, непрофессионализм преподавателей или, мягко говоря, «странные» учебники, одобренные Министерством образования… Но, по большому счету, школьные уроки вообще малопригодны для изучения языка. Только представьте: класс из 30 человек делят на 2 группы. Урок длится 45 минут, в расчете на 1 ученика остается всего 3 минуты. А ведь еще нужно уделить время организационным вопросам, объяснить новую тему и проверить домашнее задание. Фактически, каждый ученик говорит на уроке не более одной минуты.

Стоит ли удивляться плачевным результатам? В общем, как ни крути, опасения родителей нельзя назвать безосновательными. Многие уже сейчас вынуждены прибегать к услугам репетиторов, так как разобраться самостоятельно у ребенка не получается, а родители не могут ему помочь (например, потому что сами в школе учили немецкий, или просто-напросто уже все позабыли). В этом свете перспектива платить еще и за второго репетитора выглядит пугающей. Но двойки-тройки в школьном журнале — это еще не самое страшное. Печальнее всего то, что после такого «обучения» дети выходят из школы с твердой уверенностью в своей «неспособности» и ярой неприязнью к языкам.)

Но не все школы готовы к введению второго иностранного языка. Каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету. Родители и учащиеся выбирают изучаемый язык исходя из своих интересов и потребностей.

А ведь на самом деле владение иностранным языком — это очень полезный практический навык. Языки открывают новые возможности для путешествий и карьерного продвижения, для расширения кругозора и обретения друзей по всему миру.

В то же время эксперты замечают, что два иностранных учить гораздо проще, чем один, и чем раньше ребенок освоит это, тем для него будет проще в дальнейшей жизни. Второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры.

Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными.

Но, конечно, не стоит возлагать на него такие же надежды, как на основной иностранный язык.

Делая вывод из всего вышеперечисленного, основной проблемой в изучении второго иностранного языка у детей с кинестетическим каналом восприятия является проблема отсутствия практического применения. Как уже ранее упоминалось, кинестетики познают мир через движение, соответственно, им сложно овладеть иностранным языком в полной мере, так как к нему нельзя физически прикоснуться. Для решения этой проблемы необходимо подобрать такие формы работы, чтобы у ребенка с кинестетическим каналом восприятия была возможность физического взаимодействия с иностранным языком.

1.4. Пути решения проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у детей-кинестетиков при помощи применения формы проектной технологии «лэпбук»

ФГОС требует создать условия, при которых учащиеся будут:

самостоятельно приобретать недостающие знания;

учиться пользоваться приобретенными знаниями;

приобретать коммуникативные умения; работая в различных группах;

развивать исследовательские умения;

развивать системное мышление.

Тут возникает проблема как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках и чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме. Решением может быть применение формы проектной технологии «лэпбук».

"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). 

Лэпбук - это самодельная книжка раскладушка или тематическая папка с разными карманами, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Именно эти приспособления позволяют кинестетику «прощупать» физически иностранный язык, прикоснуться к нему.

Лэпбук – это еще и удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.

Преимущества «лэпбука»:

ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;

развивает креативность и творческое мышление, речь;

объединяет людей для увлекательного и полезного занятия;

это просто интересное и творческое занятие.

Лэпбук так же:

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны детям любого возраста;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Состоит он из папки формата А3 или А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

Разновидности «лэпбуков»:

1) в зависимости от назначения:

учебные;

игровые;

поздравительные, праздничные;

автобиографические.

В ходе нашего исследования будет применена учебная разновидность «лэпбука».

2) в зависимости от формы:

стандартная книжка с двумя разворотами;

книжка-гармошка;

папка с 3-5 разворотами;

фигурная папка.

Наш «лэпбук» для обучающихся с кинестетическим каналом восприятия информации будет иметь форму стандартной книжки с разворотами.

Рис.1 Рис.2

Рис.3

Следовательно, в ходе нашего исследования в процессе изучения второго иностранного (немецкого) языка мы применим для обучающихся 5-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» учебный «лэпбук» в форме стандартной книжки с разворотами для решения проблемы в изучении данного предмета у детей-кинестетиков.

РАЗДЕЛ 2

2.1. Подготовительный этап исследования

В ходе подготовительного этапа исследования были прочитаны 11 экземпляров научных трудов. Было принято решение, что для исследования нам потребуются тест «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева», вопросы которого записаны в Таблицу 2.1 и ключи к нему, которые приведены в Таблице 2.2. Данный тест поможет выявить ведущий канал восприятия информации у обучающихся 5-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой». Полученные результаты приведены в Таблице 2.3 и 2.4.

Дальше нами был заготовлен опросник для выявления наличия проблем с изучением второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся 5-х классов. Мы провели первую его часть до применения «лэпбука» (см. табл. 2.5). Потом в течении темы дети применяли «лэпбук» и по окончанию изучения темы мы снова провели опрос. Это вторая часть опроса и со списком вопросов к нему можно ознакомиться в Таблице 2.6. Результаты опроса записаны в Таблицу 2.7, 2.8, 2.9 и 2.10.

Затем мы записали отметки обучающихся по немецкому языку за контрольную работу по теме, в процессе изучения которой не применялась форма проектной технологии «лэпбук». Все данные о них находятся в Таблице 2.11. После изучения темы с применением «лэпбука» была проведена еще одна контрольная. Ее результаты мы записали в таблицу (см. табл. 2.11). Проанализировав динамику роста успеваемости у детей-кинестетиков после применения «лэпбука», все полученные данные были занесены нами в Таблицу 2.12.

Предполагается, что применение формы проектной технологии «лэпбук» позволяет обучающимся с кинестетическим каналом восприятия справиться с проблемой изучения второго иностранного (немецкого) языка. Это и будет служить подтверждением нашей гипотезы, а именно, что использование формы проектной технологии «лэпбук» помогает справиться с проблемой изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся с кинестетическим каналом восприятия информации.

2.2. Проведение исследования среди обучающихся5-хклассов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»

Исследование проводилось со второй половины сентября до середины ноября после уроков в кабинете №15 МОУ «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой». Обучающиеся 5-А и 5-Б классов были объединены в 4 группы по 15 человек в каждой. Каждая группа приглашалась в кабинет по отдельности в течении недели. Детям были розданы бланки с тестовым материалом «Диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева», в которых ученики ставили знак «+» в колонке «согласен с утверждением», в случае если ребенок был согласен. Потом все бланки были собраны и отложены на стол.

Следующим нашим действием было провести первую часть опроса для выявления проблем и трудностей в изучении второго иностранного (немецкого) языка. Детям были розданы бланки с 4-мя вопросами, на которые нужно было дать краткий ответ «да» или «нет». Когда обучающиеся записали свои ответы, бланки снова были собраны и отложены на стол. Мы поблагодарили детей за содействие в нашем исследовании и попрощались с ними.

Следующим этапом была обработка бланков теста и опроса. Мы тщательно сверили ключи теста на выявление ведущего канала восприятия информации с ответами детей. Все полученные данные мы записали в таблицу (см. табл. 2.3). В этой таблице есть сведения о количестве испытуемых, классах, в которых они обучаются, порядковый номер ученика согласно списку в школьном журнале, пол ребенка и количество знаков «+» для каждого канала восприятия, исходя из ключей к тесту (см. табл. 2.2). Так как данных много, нами было принято решение использовать цвет в таблице для простоты подсчетов и наглядности полученных результатов. Синим цветом отмечены мальчики, обучающиеся в 5-А и 5-Б классах и принимающих участие в исследовании. Розовым цветом отмечены девочки. Желтым цветом отмечен тот канал восприятия, который преобладает у ребенка, согласно проведенному тесту на выявление ведущего канала восприятия. Так же в ней приведены количественные результаты по каждому из каналов восприятия в каждом из испытуемых классов, количество мальчиков и девочек по классам отдельно и всего, принимавших участие в исследовании. Далее для большей наглядности нами было принято решение вынести все полученные общие данные в отдельную таблицу (см. табл. 2.4).

Следующим нашим шагом был подсчет ответов «да» по каждому из 4-ех вопросов опросника, который мы проводили до применения «лэпбука», по каждому из испытуемых. В таблицу с результатами опроса мы вынесли следующую информацию: порядковый номер ученика по классному журналу, его пол, класс, ведущий канал восприятия информации и знаком «+» мы отметили все ответы «да», которые дали дети в ходе опроса (см. табл. 2.7).

После этого мы посчитали количество детей, давших утвердительный ответ на вопросы первой части опроса в зависимости от пола и ведущего канала восприятия информации и занесли все полученные данные в таблицу (см. табл. 2.8). Также нами было посчитано общее количество утвердительных ответов на каждый из вопросов по каждому типу канала восприятия информации в зависимости от класса и пола (см. табл. 2.9 и 2.10).

Следующим этапом было занесение отметок по контрольной по немецкому языку до применения «лэпбука» в таблицу (см. табл. 2.11). На этом наша работа была временно приостановлена.

Когда ребята закончили изучение темы с применением «лэпбука», наше исследование продолжилось. Мы снова собрали учеников по группам и снова раздали им бланки с уже второй частью опроса, где было 5 вопросов. Ребятам снова надо было дать краткий ответ «да» или «нет» на поставленные вопросы в бланке. Когда ребята закончили работу, бланки были собраны нами, а дети отпущены домой.

Подсчитав все положительные ответы по каждому вопросу и по каждому ученику, все полученные данные мы записали в таблицу (см. табл. 2.7). Проанализировав полученные результаты все данные были занесены нами тоже в таблицы в зависимости от класса и пола ребенка по каждому из ведущих каналов восприятия информации ( см. табл. 2.8, 2.9 и 2.10).

Потом мы взяли отметки по контрольной по немецкому языку уже по той теме, где применялся «лэпбук» и занесли их в таблицу (см. табл. 2.11). Дальше нашим заданием было подсчитать полученные результаты и проанализировать динамику роста оценок. Все данные были занесены в таблицу (см. табл. 2.12).

После проделанной работы мы приступили к сравнительному анализу всего объема данных, которые мы получили в ходе исследования.

2.3. Анализ полученных результатов

Получив заполненные бланки ответов теста «Диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева», нами было подсчитано количество положительных ответов по категориям канала восприятия информации. В результате было сделано заключение, что всего в двух классах насчитывается 22 ребенка из 60 испытуемых с кинестетическим каналом восприятия информации, а это в свою очередь свидетельствует о том, что ровно треть детей имеет кинестетический канал восприятия. Это довольно распространенное явление. Этот факт подтверждает, что исследование актуально, что достаточно большое количество детей является кинестетиками. По каждому из классов в отдельности доля детей совпадает с общим количеством и является примерно равно трети всего класса, а именно в 5-А детей-кинестетиков 10, а в 5-Б – 12 человек. Что касается количествадевочек-кинестетиков, то всего в двух классах их 11 человек, а это составляет ровно половину от всего количества испытуемых-кинестетиков. По классам данная тенденция сохраняется: в 5-А 6 девочек с кинестетическим каналом восприятия, а в 5-Б – 5 человек. Что же касается мальчиков-кинестетиков, то в общей сумме по двум классам их количество равно количеству девочек-кинестетиков, но если говорить о количестве их по классам, то тут уже картина меняется: в 5-А – 4 человека, а в 5-Б – 7 человек. Почти в два раза количество мальчиков-кинестетиков в 5-Б больше, чем в 5-А. А это говорит о том, что в 5-Б у мальчиков возможен больший риск возникновения проблем в изучении второго иностранного (немецкого) языка, чего не скажешь про мальчиков-кинестетиков в 5-А. Что же касается девочек-кинестетиков, то тут больший риск возникновения проблем имеют девочки-кинестетики в большей степени, чем мальчики.

Изучая результаты первой части опроса, проведенного до применения «лэпбука», то можем сделать вывод, что ребята относились к изучению второго иностранного (немецкого) языка настороженно, многим предмет не нравился. Большая часть детей отвечали, что имеют трудности в выполнении домашних заданий по предмету. Этот факт еще раз подтверждает актуальность и важность данного исследования.

Проанализировав результаты второй части опроса можно сделать вывод, что положительных ответов на вопрос «нравится ли тебе предмет» и «хочешь ли ты его изучать» стало больше, по сравнению с первой частью опроса. Та же динамика роста положительных ответов наблюдается и конкретно у детей-кинестетиков. Это говорит о том, что форма проектной технологии «лэпбук» нравится детям. Ее применение повышает интерес к изучению второго иностранного (немецкого) языка.

Исследуя динамику изменений отметок по контрольной до и после применения «лэпбука» можно сделать вывод, что у 32 обучающихся из 60 испытуемых наблюдается рост успеваемости. Что же касается детей-кинестетиков, то в 5-А классе успеваемость повысилась почти у всех кинестетиков, за исключением 2 учеников: у одного отметки не изменились, а у другого отметка понизилась. Это говорит о том, что «лэпбук» помагает кинестетикам в изучении второго иностранного языка, а те ребята, у которых отметка осталась неизменной и понизилась получили такой результат возможно из-за пропущенных уроков по болезни или по невнимательности, что является личностной особенностью конкретных обучающихся.

Что касается 5-Б, то тут у трети кинестетиков отметка не изменилась, а у остальной части детей-кинестетиков отметка повысилась. Возможно исследование дало такой результат из-за короткого временного промежутка исследования. Возможно одной темы мало и стоит понаблюдать еще и повторить исследование через год применения «лэпбука».

Но неоспоримым фактом является положительная динамика роста отметок по предмету, рост заинтересованности детей-кинестетиков в изучении предмета улыбки и радость на лицах детей во время заполнения шаблонов «лэпбука» в процессе изучения учебного материала. Подводя итог всему вышесказанному, исследование показало, что применение «лэпбука» позволяет решить проблему изучения второго иностранного (немецкого) языка, что подтверждает гипотезу исследования. Следовательно, гипотеза верна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Таким образом, существуют разные каналы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает.

Выделяют три основных канала восприятия информации:

- визуальный;

- аудиальный;

- кинестетический.

В нашей работе мы проанализировали проблемы изучения второго иностранного (немецкого) языка у обучающихся с кинестетическим каналом восприятия информации.

Итак, в ходе исследования были подсчитаны и проанализированы данные о количественном соотношении обучающихся с различными типами канала восприятия информации среди обучающихся 5-х классов в МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой». Наше исследование было посвящено кинестетическому типу восприятия и таких детей оказалась треть из общего количества испытуемых. А это свидетельствует о том, что нужно учитывать преобладающий канал восприятия для лучшего качества изучения второго иностранного языка.

Неоспоримым фактом является положительная динамика роста отметок по предмету, рост заинтересованности детей-кинестетиков в изучении предмета улыбки и радость на лицах детей во время заполнения шаблонов «лэпбука» в процессе изучения учебного материала. Подводя итог всему вышесказанному, исследование показало, что применение «лэпбука» позволяет решить проблему изучения второго иностранного (немецкого) языка, что подтверждает гипотезу исследования. Следовательно, гипотеза верна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. psycabi.net: интернет портал [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva/

Дата обращения 13.09.2018

2. Маклаков А. Общая психология. Питер, 2001

3. Величковский, Б.М., Психология восприятия / Зинченко В.П., Лурия А.Р.– М.: МГУ, 1973.

4. Восприятие. Механизмы и модели. М.: «МИР», 1974.

5. Дусказиева, Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева; Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – 108 с.

6. Леонтьева, А.Н.Восприятие и деятельность. /Под ред. А.Н. Леонтьевой. М.: МГУ, 1976.-276с.

7. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. 1974.-182с.

8. Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье./ Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. – М.: Просвещение,1988. – 239 с.

9. Рубинштейн,С.Л. Исследования по психологии восприятия. /Под ред. С.Л. Рубинштейна. М.-Л., АН СССР, 1948.

10. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "Модэк",2000.

11. Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. (3-е изд., стер.). - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тестовый материал «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)»

Таблица 2.1

№ п/п

Утверждения

Согласен с утверждением

Не согласен с утверждением

1.

Люблю наблюдать за облаками и звездами.

   

2.

Часто напеваю себе потихоньку.

   

3.

Не признаю моду, которая неудобна.

   

4.

Люблю ходить с родителями в баню или сауну.

   

5.

В автомашине цвет для меня имеет значение.

   

6.

Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

   

7.

Меня развлекает подражание диалектам.

   

8.

Внешнему виду придаю серьезное значение.

   

9.

Мне нравится принимать массаж.

   

10.

Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

   

11.

Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

   

12.

Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

   

13.

Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

   

14.

Люблю читать во время еды.

   

15.

Люблю поговорить по телефону.

   

16.

У меня есть склонность к полноте.

   

17.

Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

   

18.

После плохого дня мой организм в напряжении.

   

19.

Охотно и много фотографирую.

   

20.

Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

   

21.

Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

   

22.

Вечером люблю принять горячую ванну.

   

23.

Стараюсь записывать свои личные дела.

   

24.

Часто разговариваю с собой.

   

25.

После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

   

26.

Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

   

27.

Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

   

28.

Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

   

29.

Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

   

30.

Мне нелегко найти удобную обувь.

   

31.

Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

   

32.

Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

   

33.

Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

   

34.

Люблю слушать, когда говорят.

   

35.

Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

   

36.

Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

   

37.

У меня неплохая стерео аппаратура.

   

38.

Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

   

39.

На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

   

40.

Не выношу беспорядок.

   

41.

Не люблю синтетических тканей.

   

42.

Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

   

43.

Часто хожу на концерты.

   

44.

Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

   

45.

Охотно посещаю галереи и выставки.

   

46.

Серьезная дискуссия – это интересно.

   

47.

Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

   

48.

В шуме не могу сосредоточиться.

   

Ключ к тесту «Диагностика доминирующей

перцептивной модальности С. Ефремцева»

Таблица 2.2

№ п/п

Ведущий канал восприятия информации

Порядковый номер утверждения

1.

Визуальный

1,5,8,10,12,14,19,21,23,27,31,32,39,40,42,45

2.

Аудиальный

2,6,7,13,15,17,20,24,26,33,34,36,37,43,46,48

3.

Кинестетический

3,4,9,11,16,18,22,25,28,29,30,35,38,41,44,47

Полученные данные в ходе проведения теста с обучающимися

Таблица 2.3

№ п/п

Класс

Порядковый номер ученика по классному журналу

Пол

Визуальный канал восприятия информации

Аудиальный канал восприятия информации

Кинестетический канал восприятия информации

1.

5-А

1.

Жен.

5

7

11

2.

2.

Муж.

7

8

9

3.

3.

Жен.

13

12

11

4.

4.

Жен.

6

9

5

5.

5.

Жен.

7

10

7

6.

6.

Жен.

12

11

8

7.

7.

Жен.

10

12

14

8.

8.

Жен.

8

14

8

9.

9.

Муж.

3

9

8

10.

10.

Жен.

7

10

8

11.

11.

Жен.

6

9

11

12.

12.

Жен.

6

11

9

13.

13.

Жен.

9

14

12

14.

14.

Муж.

2

9

13

15.

15.

Муж.

5

9

11

16.

16.

Жен.

5

8

7

17.

17.

Жен.

7

11

5

18.

18.

Муж.

6

7

5

19.

19.

Жен.

6

12

16

20.

20.

Жен.

5

10

6

21.

21.

Муж.

11

8

9

22.

22.

Муж.

9

11

10

23.

23.

Жен.

10

8

4

24.

24.

Муж.

8

13

15

25.

25.

Жен.

10

13

14

26.

26.

Муж.

10

12

10

27.

27.

Жен.

8

6

4

28.

28.

Жен.

9

7

10

29.

29.

Жен.

8

15

12

30.

30.

Жен.

12

13

12

 

Всего

 

Жен.-21; Муж.-9

5

15

10

31.

5-Б

1.

Жен.

3

7

10

32.

2.

Жен.

8

9

8

33.

3.

Муж.

6

5

3

34.

4.

Жен.

8

10

11

35.

5.

Муж.

8

8

12

36.

6.

Жен.

12

9

8

37.

7.

Муж.

7

8

10

38.

8.

Муж.

8

10

11

39.

9.

Жен.

11

15

13

40.

10.

Жен.

13

14

11

41.

11.

Жен.

9

11

14

42.

12.

Муж.

8

12

11

43.

13.

Муж.

13

11

9

44.

14.

Жен.

7

8

7

45.

15.

Муж.

6

6

9

46.

16.

Жен.

10

12

11

47.

17.

Муж.

3

3

6

48.

18.

Жен.

9

3

6

49.

19.

Муж.

8

10

8

50.

20.

Муж.

9

12

11

51.

21.

Жен.

10

13

15

52.

22.

Жен.

11

12

8

53.

23.

Жен.

10

7

8

54.

24.

Муж.

8

9

10

55.

25.

Муж.

11

9

12

56.

26.

Муж.

10

9

6

57.

27.

Жен.

9

10

8

58.

28.

Муж.

9

12

10

59.

29.

Жен.

9

11

12

60.

30.

Муж.

7

10

7

 

Всего

 

Жен.-15; Муж.-15

6

12

12

 

Всего

 

Жен.-36; Муж.-24

11

27

22

Количество детей в зависимости от ведущего канала восприятия и пола обучающихся

Таблица 2.4

№ п/п

Класс и пол

обучающихся

Ведущий канал

восприятия информации

5 – А

5 – Б

Всего

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

1.

Визуальный

4

1

3

3

11

2.

Аудиальный

11

4

7

5

27

3.

Кинестетический

6

4

5

7

22

 

Всего

21

9

15

15

60

 

Всего

30

30

 

Карточка для проведения опроса среди учеников до применения формы проектной технологии «лэпбук»

Таблица 2.5

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

1.

Нравится ли Вам немецкий язык?

   

2.

Хотите ли Вы изучать его?

   

3.

Интересен ли Вам сам процесс изучения немецкого языка?

   

4.

Легко ли Вам дается выполнение домашних заданий по немецкому языку?

   

Карточка для проведения опроса среди учеников после применения формы проектной технологии «лэпбук»

Таблица 2.6

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

1.

Нравится ли Вам немецкий язык?

   

2.

Хотите ли Вы изучать его дальше?

   

3.

Интересен ли Вам сам процесс изучения немецкого языка?

   

4.

Легко ли Вам дается выполнение домашних заданий по немецкому языку, применяя форму проектной технологии «лэпбук»?

   

5.

Понравилось ли Вам делать «лэпбук»?

   

Полученные данные в ходе проведения опроса до и после применения формы проектной технологии «лэпбук»

Таблица 2.7

№ п/п

Класс

Порядковый номер ученика по классному журналу

Пол

Ведущий канал восприятия информации

Карточка опроса среди учеников до применения формы проектной технологии «лэпбук»

Карточка опроса среди учеников после применения формы проектной технологии «лэпбук»

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1.

5-А

1.

Жен.

Кинест.

           

+

+

+

2.

2.

Муж.

Кинест.

+

+

   

+

+

+

+

+

3.

3.

Жен.

Визуал.

+

+

   

+

+

+

+

+

4.

4.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

5.

5.

Жен.

Аудиал.

+

+

 

+

+

+

+

+

+

6.

6.

Жен.

Визуал.

+

+

   

+

+

+

+

+

7.

7.

Жен.

Кинест.

+

     

+

+

   

+

8.

8.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9.

9.

Муж.

Аудиал.

       

+

+

+

+

+

10.

10.

Жен.

Аудиал.

     

+

   

+

+

+

11.

11.

Жен.

Кинест.

 

+

     

+

 

+

+

12.

12.

Жен.

Аудиал.

               

+

13.

13.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

14.

14.

Муж.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

15.

15.

Муж.

Кинест.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16.

16.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17.

17.

Жен.

Аудиал.

+

+

   

+

+

 

+

+

18.

18.

Муж.

Аудиал.

 

+

+

+

 

+

+

 

+

19.

19.

Жен.

Кинест.

           

+

+

+

20.

20.

Жен.

Аудиал.

+

+

   

+

+

 

+

+

21.

21.

Муж.

Визуал.

   

+

     

+

+

+

22.

22.

Муж.

Аудиал.

 

+

+

+

 

+

+

+

+

23.

23.

Жен.

Визуал.

 

+

 

+

 

+

+

+

+

24.

24.

Муж.

Кинест.

               

+

25.

25.

Жен.

Кинест.

 

+

+

+

 

+

+

+

+

26.

26.

Муж.

Аудиал.

 

+

   

+

+

 

+

+

27.

27.

Жен.

Визуал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

28.

28.

Жен.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

29.

29.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

30.

30.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

Всего

     

17

22

14

10

19

24

23

26

30

31.

5-Б

1.

Жен.

Кинест.

           

+

+

+

32.

2.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

33.

3.

Муж.

Визуал.

+

 

+

 

+

 

+

 

+

34.

4.

Жен.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

 

+

+

35.

5.

Муж.

Кинест.

+

+

+

 

+

 

+

+

+

36.

6.

Жен.

Визуал.

+

+

   

+

+

   

+

37.

7.

Муж.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

38.

8.

Муж.

Кинест.

 

+

+

   

+

 

+

+

39.

9.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

40.

10.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

41.

11.

Жен.

Кинест.

 

+

   

+

+

+

 

+

42.

12.

Муж.

Аудиал.

+

+

   

+

+

+

   

43.

13.

Муж.

Визуал.

+

+

   

+

+

+

 

+

44.

14.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

45.

15.

Муж.

Кинест.

       

+

 

+

 

+

46.

16.

Жен.

Аудиал.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

47.

17.

Муж.

Кинест.

               

+

48.

18.

Жен.

Визуал.

             

+

+

49.

19.

Муж.

Аудиал.

+

+

   

+

+

 

+

+

50.

20.

Муж.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

51.

21.

Жен.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

52.

22.

Жен.

Аудиал.

       

+

+

+

+

+

53.

23.

Жен.

Визуал.

 

+

   

+

+

 

+

+

54.

24.

Муж.

Кинест.

+

+

+

 

+

+

+

+

+

55.

25.

Муж.

Кинест.

       

+

+

+

+

+

56.

26.

Муж.

Визуал.

       

+

+

+

+

+

57.

27.

Жен.

Аудиал.

   

+

     

+

 

+

58.

28.

Муж.

Аудиал.

               

+

59.

29.

Жен.

Кинест.

+

+

   

+

+

   

+

60.

30.

Муж.

Аудиал.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

Всего

     

18

20

15

5

24

22

21

20

29

 

Всего

     

35

42

29

15

43

46

44

46

59

Результаты опроса до и после применения формы проектной технологии «лэпбук» в зависимости от пола и ведущего канала восприятия информации

Таблица 2.8

Класс

Ведущий канал

восприятия информации

Пол

Карточка опроса среди учеников до применения формы проектной технологии «лэпбук»

Карточка опроса среди учеников после применения формы проектной технологии «лэпбук»

1

2

3

4

1

2

3

4

5

5 – А

Визуальный

Жен

3

4

1

1

3

4

4

4

4

Муж

0

0

1

0

0

0

1

1

1

Всего

 

3

4

2

1

3

4

5

5

5

Аудиальный

Жен

9

9

6

5

9

9

8

10

11

Муж

0

3

2

2

2

4

3

3

4

Всего

 

9

12

8

7

11

13

11

13

15

Кинестетический

Жен

2

3

2

1

2

4

4

5

6

Муж

3

3

2

1

3

3

3

3

4

Всего

 

5

6

4

2

5

7

7

8

10

Всего

 

17

22

14

10

19

24

23

26

30

5 – Б

Визуальный

Жен

1

2

0

0

2

2

0

2

3

Муж

2

1

1

0

3

2

3

1

3

Всего

 

3

3

1

0

5

4

3

3

6

Аудиальный

Жен

5

5

6

3

6

6

7

6

7

Муж

4

4

2

2

4

4

3

3

4

Всего

 

9

9

8

5

10

10

10

9

11

Кинестетический

Жен

3

4

2

0

4

4

3

3

5

Муж

3

4

4

0

5

4

5

5

7

Всего

 

6

8

6

0

9

8

8

8

12

Всего

 

18

20

15

5

24

22

21

20

29

 

Всего

 

35

42

29

15

43

46

44

46

59

Таблица 2.9

 

Карточка опроса среди учеников до применения формы проектной технологии «лэпбук»

Карточка опроса среди учеников после применения формы проектной технологии «лэпбук»

№ вопроса

1

2

3

4

1

2

3

4

5

Класс

Визуальный канал восприятия

3

3

4

3

2

1

1

0

3

5

4

4

5

3

5

3

5

6

Всего

6

7

3

1

8

8

8

8

11

Аудиальный канал восприятия

9

9

12

9

8

8

7

5

11

10

13

10

11

10

13

9

15

11

Всего

18

21

16

12

21

23

21

22

26

Кинестетичный канал восприятия

5

6

6

8

4

6

2

0

5

9

7

8

7

8

8

8

10

12

Всего

11

14

10

2

14

15

15

16

22

Всего

35

42

29

15

43

46

44

46

59

Таблица 2.10

 

Карточка опроса среди учеников до применения формы проектной технологии «лэпбук»

Карточка опроса среди учеников после применения формы проектной технологии «лэпбук»

№ вопроса

1

2

3

4

1

2

3

4

5

Пол ученика

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

Визуальный канал восприятия

4

2

6

1

1

2

1

0

5

3

6

2

4

4

6

2

7

4

Всего

6

7

3

1

8

8

8

8

11

Аудиальный канал восприятия

14

4

14

7

12

4

8

4

15

6

15

8

15

6

16

6

18

8

Всего

18

21

16

12

21

23

21

22

26

Кинестетичный канал восприятия

5

6

7

7

4

6

1

1

6

8

8

7

7

8

8

8

11

11

Всего

11

14

10

2

14

15

15

16

22

Всего

35

42

29

15

43

46

44

46

59

Сведения об отметках обучающихся до и после применения формы проектной технологии «лэпбук»

Таблица 2.11

№ п/п

Класс

Порядковый номер ученика по классному журналу

Пол

Ведущий канал восприятия информации

Отметка за контрольную работу по немецкому языку до использования «лэпбука»

Отметка за контрольную работу по немецкому языку после использования «лэпбука»

Динамика успеваемости обучающихся

1.

5-А

1.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

2.

2.

Муж.

Кинест.

4

5

возросла

3.

3.

Жен.

Визуал.

4

4

не изменилась

4.

4.

Жен.

Аудиал.

4

5

возросла

5.

5.

Жен.

Аудиал.

5

5

не изменилась

6.

6.

Жен.

Визуал.

4

5

возросла

7.

7.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

8.

8.

Жен.

Аудиал.

4

4

не изменилась

9.

9.

Муж.

Аудиал.

3

4

возросла

10.

10.

Жен.

Аудиал.

3

4

возросла

11.

11.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

12.

12.

Жен.

Аудиал.

4

3

понизилась

13.

13.

Жен.

Аудиал.

4

4

не изменилась

14.

14.

Муж.

Кинест.

5

4

понизилась

15.

15.

Муж.

Кинест.

5

5

не изменилась

16.

16.

Жен.

Аудиал.

5

5

не изменилась

17.

17.

Жен.

Аудиал.

4

4

не изменилась

18.

18.

Муж.

Аудиал.

3

3

не изменилась

19.

19.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

20.

20.

Жен.

Аудиал.

4

4

не изменилась

21.

21.

Муж.

Визуал.

3

4

возросла

22.

22.

Муж.

Аудиал.

4

4

не изменилась

23.

23.

Жен.

Визуал.

4

5

возросла

24.

24.

Муж.

Кинест.

3

4

возросла

25.

25.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

26.

26.

Муж.

Аудиал.

4

3

понизилась

27.

27.

Жен.

Визуал.

4

5

возросла

28.

28.

Жен.

Кинест.

4

5

возросла

29.

29.

Жен.

Аудиал.

4

4

не изменилась

30.

30.

Жен.

Аудиал.

5

5

не изменилась

31.

5-Б

1.

Жен.

Кинест.

3

4

возросла

32.

2.

Жен.

Аудиал.

4

5

возросла

33.

3.

Муж.

Визуал.

3

4

возросла

34.

4.

Жен.

Кинест.

4

4

не изменилась

35.

5.

Муж.

Кинест.

4

5

возросла

36.

6.

Жен.

Визуал.

3

4

возросла

37.

7.

Муж.

Кинест.

4

4

не изменилась

38.

8.

Муж.

Кинест.

3

4

возросла

39.

9.

Жен.

Аудиал.

5

4

понизилась

40.

10.

Жен.

Аудиал.

4

5

возросла

41.

11.

Жен.

Кинест.

3

5

возросла

42.

12.

Муж.

Аудиал.

3

3

не изменилась

43.

13.

Муж.

Визуал.

4

5

возросла

44.

14.

Жен.

Аудиал.

3

3

не изменилась

45.

15.

Муж.

Кинест.

5

5

не изменилась

46.

16.

Жен.

Аудиал.

4

5

возросла

47.

17.

Муж.

Кинест.

3

4

возросла

48.

18.

Жен.

Визуал.

3

3

не изменилась

49.

19.

Муж.

Аудиал.

4

4

не изменилась

50.

20.

Муж.

Аудиал.

4

5

возросла

51.

21.

Жен.

Кинест.

4

5

возросла

52.

22.

Жен.

Аудиал.

4

5

возросла

53.

23.

Жен.

Визуал.

3

4

возросла

54.

24.

Муж.

Кинест.

5

5

не изменилась

55.

25.

Муж.

Кинест.

3

5

возросла

56.

26.

Муж.

Визуал.

4

4

не изменилась

57.

27.

Жен.

Аудиал.

3

3

не изменилась

58.

28.

Муж.

Аудиал.

3

3

не изменилась

59.

29.

Жен.

Кинест.

4

5

возросла

60.

30.

Муж.

Аудиал.

5

5

не изменилась

Динамика успеваемости обучающихся после применения формы проектной технологии «лэпбук» в зависимости от ведущего канала восприятия и пола ребенка

Таблица 2.12

Класс

Ведущий канал

восприятия информации

Пол

Динамика успеваемости обучающихся

возросла

понизилась

не изменилась

5 – А

Визуальный

Жен

3

0

1

Муж

1

0

0

Всего

 

4

0

1

Аудиальный

Жен

2

1

8

Муж

1

1

2

Всего

 

3

2

10

Кинестетический

Жен

6

0

0

Муж

2

1

1

Всего

 

8

1

1

Всего

 

15

3

12

5 – Б

Визуальный

Жен

2

0

1

Муж

2

0

1

Всего

 

4

0

2

Аудиальный

Жен

4

1

2

Муж

1

0

4

Всего

 

5

1

6

Кинестетический

Жен

4

0

1

Муж

4

0

3

Всего

 

8

0

4

Всего

 

17

1

12

 

Всего

 

32

4

24

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Просмотров работы: 229