Введение
Известно, что эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. Состояние здоровья, уровень нервно-психической и физической работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от состояния ЦНС, от характеристики его эмоционального фона.
Положительные эмоции создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне положительных эмоций выполняются более легко. Эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.
Школа - один из важных периодов в жизни каждого человека. Поэтому важно, чтобы этот период стал для ребенка « платформой», с которой начнется его становление успешным, умным, а главное социализированным человеком.
Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Также эмоции имеют большое значение в процессе усвоения информации. В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и дольше. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма, что также важно для воспитания успешного человека. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Они придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др. Поэтому огромное значение имеет способность определять настроение, а также понять, от каких факторов оно зависит.
Цель проекта – выявление связей между эмоциональным фоном ребенка и эмоциональным фоном его ближайшего окружения. А также проследить взаимосвязь между возникновением эмоций, их проявлением и пониманием у школьников 4 -6 класса.
Для реализации нашей цели мы поставили себе ряд задач:
1. Собрать информацию по теме эмоции и теории их возникновения
2. Провести исследование, подтверждающее одну из теорий
3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы
Методика – проективная
Что такое эмоции?
1. Эмоции - это
- психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.
- чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики.
- физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствительности, чувствований и переживаний человека.
- та субъективная реакция, которой наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Она стоит на страже организма, охраняя его от внешних раздражений, так как сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.
2.Характеристика эмоций:
1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений:
· длительные состояния (общий эмоциональный фон)
· кратковременное реагирование, связанное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).
2) По знаку различают:
Положительные (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние; сопровождается повышенной работоспособностью и повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.
Отрицательные (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида) характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.
Организм стремится к поддержанию положительных и устранению отрицательных эмоций и эмоциональных состояний.
3)Эмоции одновременно проявляются:
Во внутренних переживаниях
В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.)
На физиологическом уровне эмоции характеризуются включением в целостную ответную реакцию многих физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и т.д.). При переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, дыхания, потоотделения, изменение цвета лица, холодный пот и т.д.), а также биохимические сдвиги в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).
3. Свойства и функции
Основные свойства эмоций:
Субъективный характер эмоций выражаться в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные эмоции.
Эмоции будут обладать полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека.
Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны.
Функции эмоций:
На сегодняшний день выделяют четыре основных функций эмоций:
Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные).
Направляющая, побуждающая и предохраняющая (все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов).
Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит.).
Регуляция гомеостаза и вегетативных функций (по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов). Эмоции могут мобилизовать или дезорганизовать деятельность человека.
Механизмы формирования эмоций и их проявлений
У человека возникновения отрицательных и положительных эмоций связано с активацией специальных эмоциогенных структур большого мозга. Большое значение в формировании проявлений эмоций имеет лимбическая система. Центры эмоций расположены преимущественно в гипоталамусе рядом с мотивационными центрами. Гипоталамус контролирует состояние висцеральных систем как проявление эмоций (увеличение частоты сокращения сердца, артериального давления, частоты дыхания, другие). (Рис.1)
Механизмы эмоций состоят из многих различных компонентов, но все они связаны, как правило, с активацией центров гипоталамуса и в целом лимбической системы, ретикулярной формации и структур новой коры.
Теории эмоций. Механизмы запуска эмоций спорны. Существует множество теорий, в таблице приведены самые известные. ( Таблица 1)
Исследование. Описание методики
Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (Светлана Панченко)
Возраст: с 10-11 лет
Инструменты: картинка с эмоциями для каждого, чистый лист бумаги, карандаши.
Инструкция:
1) «Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях». Подпиши, какие эмоции изображены на картинке (рис.2)
2) «Напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их».
3) «Напиши слово «дом» и сделай то же самое».
4) «Напиши слово одноклассники (сверстники). Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их».
5) «Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их».
6) «А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители».
Для задания 2-6 школьники сами рисуют мордочки и подписывают эмоции, которые в них зафиксированы.
Анализ результатов исследования
Какие эмоции наиболее легко поддаются распознаванию? (таблица 2)
Проведя исследование, мы выявили - школьники знают только «базовые» эмоции (радость, страх, гнев) . Картинки с этими эмоциями подписывали 90% детей. Мы заметили, что такие эмоции как покой, хвастовство, отвращение, удовольствие и вина дети распознают реже. Они не знают названия эмоций, довольно часто использовались в описании эмоции междометья (уух, ооо), либо графические обозначения.
Подведя итоги, мы можем сказать, что дети плохо знают названия и сами эмоции. Из 46 испытуемых максимальное число правильных ответов не превысило половины.
Какие эмоции преобладают у школьников в школе, дома? (Рис3)
В школе и дома дети испытывают покой и радость, иногда встречаются отрицательные эмоции, но крайне редко. Эмоциональный фон в школе часто зависит от эмоционального фона учителя и сверстников, а дома – от родителей.
Ранее были проведены исследования, показавшие, что дети в школе испытывают, в основном, отрицательные эмоции. В моем же исследовании, оказалось напротив, школьники испытывают положительные эмоции. Это означает, что в школе, где проводилось исследование, созданы все благоприятные для обучения условия.
Дома удовольствие, которое было в школе, сменяется на покой. Это очевидно, ведь дом это «безопасное место», в котором не должно быть никаких отрицательных факторов. Как говориться: « Мой дом – моя крепость».
Заключение
Было проведено исследование на учениках 4-6 класса, в ходе которого было выявлено:
1. Школьники знают «базовые» эмоции.
2. Дети не знают названия эмоций. Данная последовательность не зависит от возраста ребенка.
3. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от эмоционального состояния дома и в школе. Дети, которые испытывают положительные эмоции дома и в школе, лучше усваивают учебную программу, чем дети с какими – либо проблемами. Также хочется отметить, что чрезмерная опека и «инкубаторские условия» могут навредить ребенку, сделав его беспомощным в решении каких-либо проблем. Без стресса – нет прогресса. Нужно давать возможность детям самим пробовать решать какие-то вопросы, воспитывать в них самостоятельность стрессоустойчивость.
4. В основном у детей преобладает положительный эмоциональный фон, но у некоторых проявляются признаки агрессии или безразличия. Чтобы понять и решить эту проблему, необходимо провести дополнительные исследования.
Мое исследование может быть полезно психологам, в установлении взаимосвязей между эмоциональным фоном ребенка и системой его воспитания.
Список используемой литературы:
Dendrithttp://dendrit.ru/page/show/mnemonick/fiziologiya-emociy
Рефераты http://psihdocs.ru/tema-emocii-emocii.html
Studbooks.net http://studbooks.net/80714/meditsina/mehanizmy_formirovaniya_emotsiy_proyavleniy
Планета КОБ https://www.planet-kob.ru/articles/5888
https://en.ppt-online.org/156832
(рис.1)
Таблица 1
Ученый и название теории |
Теория |
Описание |
Название теории |
Чарльз Дарвин |
Появление эмоций у человека является результатом поведенческой адаптации животных |
Выдвинул теорию о том, что внешние выражения различных эмоциональных состояний у человека сформировались в процессе эволюции, то есть у животных в прошлом оно имело некий приспособительный характер, а у нас теперь это есть проявление эмоций (оскал = улыбка; рудименты) |
Эволюционная теория |
Петр Анохин |
Эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». |
Анохин опирался на теорию эволюции Дарвина. Он утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма. Суть его биологической теории состоит в том, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. |
Биологическая теория |
Элизабет Даффи |
Все поведения человека можно объяснить, используя термины «единого феномена» - организмического возбуждения. |
Даффи утверждала, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленности и интенсивности. Направленность – избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность – следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии. Мерой интенсивности Даффи считала «количество энергии, высвобожденной из тканей организма» |
Биологическая теория |
Уильям Джеймс и Карл Ланге |
Любая эмоция представляет собой ощущение, которое вызвано не только изменениями во внешней сфере, но и во внутренней – физической (иными словами, изменениями в сердечной, сосудистой и секреторной деятельности), а также в психологической). |
Первопричина возникновения эмоции – органические изменения. Физические состояния характерны для разных эмоций – ярости, волнения, восторга, страха. И соответствующие телесные изменения вызываются определенными органическими появлениями эмоций. Иначе сказать, то, что принимается за причину (чувствование), оказывается следствием (результатом телесных изменений) Ланге особенно выдвигал роль сосудодвигательной системы в возникновении эмоций и приписывал ей первостепенное значение. Проще говоря, если внутренние органы не чувствительны, то человек не испытывает эмоций. Эмоции возникают, основываясь на телесных процессах. Джеймс и Ланге считали, что люди вполне могут управлять своими эмоциями с помощью тела (если улыбнуться, то можно почувствовать прилив радости). нервно-мышечных реакций. |
«Переферическая теория эмоций Джеймса-Ланге» |
УолтерБредфортКеннон |
Внутренние изменения происходят не до возникновения эмоциональных переживаний, а после. |
Эмоции не пропадают при разрыве связей между органами и нервами, органы могут быть не чувствительны и внутренние изменения могут не сопровождаться эмоциями. Источниками возникновения эмоций является отдел головного мозга – таламус, а сами эмоциональные центры расположены в его подкорке. Благодаря стимулированию этих центров активируется автономная нервная система, познавательная деятельность коры приобретает эмоциональную окраску. При небольшом количестве определенных реакций организма наблюдается большое разнообразие эмоциональных проявлений. Нет четкой зависимости между конкретными органическими реакциями и эмоциональными проявлениями. Нарушение передачи нервных импульсов от тела не приводит к предотвращению эмоций. Даже искусственно вызванные физиологические изменения, которые характерны лишь для острых переживаний, не во всех случаях вызывают ожидаемую эмоцию. Проявляющиеся при разных эмоциях физиологические изменения вполне могут быть похожими, поэтому не отражают своеобразие и идентичность конкретной эмоции. |
«Таламическая теория Кеннона-Барда» |
Дональд Хебб |
Эмоции появляются при нарушении или восстановлении баланса в ЦНС в ходе влияния на организм раздражителей |
Эмоциональные состояния формируются благодаря работе ретикулярной формации, находящейся в нижней части ствола головного мозга, которая отвечает за уровень активности и бодрости организма. От ретикулярной формации зависят параметры появившихся эмоций, например продолжительность или сила. |
«Активационная теория Линдсея-Хебба» |
Арнольд |
Эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия оценок. |
Арнольд воспринимал эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или его отторжение. По данной теории, оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, его интуитивный акт, не связанный с размышлением. |
«Когнитивная теория Арнольда» |
Стэнли Шехтер |
Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. |
Одинаковое физиологическое возбуждение может испытываться, как положительная и отрицательная в зависимости от трактовки ситуации. Немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. |
«Когнитивная теория С.Шехтера» |
Леон Фестингер |
Эмоции - как основной мотив соответствующих действий и поступков. |
Положительные эмоции возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются. Отрицательные – когда ожидаемое различается с действительным (диссонанс). От отрицательных эмоций человек стремиться избавиться, он испытывает дискомфорт. |
«Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера» |
Роберт Плутчик |
Эмоции – это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. |
Плутчикразделял эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными он подразумевал различные комбинации первичных. |
«Адаптационная теория Р. Плутчика» |
№ |
скромность |
робость |
гнев |
ужас |
покой |
грусть |
страх |
обида |
усталость |
удовольствие |
счастье |
хвастовство |
уныние |
радость |
удивление |
безразличие |
вина |
отвращение |
- |
- |
гнев |
гнев |
покой |
грусть |
страх |
печаль |
усталость |
радость |
радость |
- |
обида |
радость |
удивление |
усталость |
вина |
покой |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
печаль |
страх |
отвращение |
счастье |
радость |
- |
- |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
||
удовольствие |
робость |
гнев |
удивление |
- |
грусть |
удивление |
- |
усталость |
- |
радость |
- |
- |
- |
удивление |
усталость |
- |
усталость |
|
- |
робость |
гнев |
усталость |
- |
грусть |
гнев |
грусть |
усталость |
- |
радость |
- |
- |
- |
удивление |
усталость |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
покой |
уныние |
страх |
усталость |
- |
радость |
- |
обида |
обида |
- |
удивление |
усталость |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
ужас |
грусть |
- |
радость |
радость |
- |
- |
радость |
удивление |
усталость |
- |
отвращение |
|
покой |
- |
гнев |
ужас |
- |
грусть |
- |
- |
- |
- |
счастье |
- |
- |
- |
- |
безразличие |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
- |
усталость |
- |
радость |
безразличие |
грусть |
- |
удивление |
- |
- |
- |
|
покой |
покой |
гнев |
- |
грусть |
грусть |
ужас |
грусть |
усталость |
радость |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
безразличие |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
удивление |
безразличие |
грусть |
Удивление |
грусть |
- |
радость |
- |
- |
грусть |
- |
удивление |
безразличие |
удивление |
- |
|
- |
- |
гнев |
страх |
безразличие |
грусть |
страх |
- |
усталость |
радость |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
- |
удивление |
- |
|
покой |
покой |
гнев |
удивление |
- |
грусть |
страх |
грусть |
усталость |
удовольствие |
радость |
обида |
уныние |
радость |
удивление |
- |
удивление |
отвращение |
|
- |
- |
гнев |
удивление |
- |
грусть |
страх |
грусть |
- |
- |
радость |
обида |
грусть |
счастье |
удивление |
грусть |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
страх |
- |
грусть |
ужас |
грусть |
усталость |
- |
радость |
обида |
- |
радость |
удивление |
- |
- |
отвращение |
|
- |
покой |
гнев |
отвращение |
- |
грусть |
страх |
грусть |
усталость |
- |
радость |
хвастовство |
- |
радость |
страх |
безразличие |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
грусть |
отвращение |
- |
радость |
хвастовство |
страх |
счастье |
- |
- |
- |
- |
|
удовольствие |
удовольствие |
гнев |
- |
- |
- |
страх |
обида |
усталость |
- |
- |
- |
грусть |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
- |
усталость |
радость |
радость |
хвастовство |
вина |
радость |
удивление |
- |
удивление |
отвращение |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
ужас |
грусть |
- |
радость |
радость |
- |
- |
радость |
удивление |
усталость |
- |
отвращение |
|
грусть |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
удивление |
- |
усталость |
- |
радость |
- |
обида |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
страх |
- |
грусть |
ужас |
- |
усталость |
- |
радость |
отвращение |
грусть |
- |
удивление |
безразличие |
- |
- |
|
удовольствие |
удовольствие |
гнев |
удивление |
- |
грусть |
страх |
- |
усталость |
радость |
радость |
хвастовство |
грусть |
счастье |
удивление |
усталость |
удивление |
удовольствие |
|
- |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
грусть |
- |
- |
радость |
хвастовство |
- |
радость |
удивление |
- |
- |
отвращение |
|
- |
покой |
гнев |
страх |
безразличие |
грусть |
удивление |
отвращение |
- |
покой |
радость |
усталость |
грусть |
- |
удивление |
безразличие |
вина |
- |
|
- |
- |
гнев |
страх |
покой |
обида |
ужас |
грусть |
- |
безразличие |
- |
- |
обида |
- |
удивление |
- |
безразличие |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
удивление |
грусть |
- |
- |
радость |
безразличие |
- |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
безразличие |
грусть |
страх |
- |
усталость |
радость |
радость |
- |
уныние |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
усталость |
- |
гнев |
удивление |
- |
- |
удивление |
- |
безразличие |
- |
радость |
- |
- |
счастье |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
страх |
- |
обида |
страх |
грусть |
- |
- |
- |
хвастовство |
страх |
- |
удивление |
безразличие |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
- |
безразличие |
усталость |
- |
- |
хвастовство |
грусть |
радость |
- |
усталость |
- |
- |
|
счастье |
покой |
гнев |
страх |
- |
грусть |
страх |
грусть |
усталость |
- |
счастье |
- |
- |
- |
удивление |
усталость |
- |
- |
|
радость |
грусть |
удивление |
- |
- |
- |
гнев |
- |
покой |
- |
удивление |
усталость |
безразличие |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
удивление |
грусть |
усталость |
- |
радость |
- |
- |
радость |
- |
безразличие |
- |
- |
|
удовольствие |
удовольствие |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
обида |
усталость |
- |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
безразличие |
- |
удовольствие |
|
- |
покой |
гнев |
страх |
безразличие |
грусть |
ужас |
- |
отвращение |
- |
радость |
- |
- |
- |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
безразличие |
- |
страх |
- |
усталость |
радость |
счастье |
хвастовство |
- |
хвастовство |
удивление |
усталость |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
безразличие |
- |
страх |
грусть |
усталость |
удовольствие |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
- |
- |
усталость |
|
покой |
- |
гнев |
- |
- |
- |
страх |
грусть |
усталость |
удовольствие |
радость |
- |
обида |
счастье |
- |
- |
- |
Усталость |
|
покой |
покой |
гнев |
- |
- |
- |
страх |
грусть |
усталость |
радость |
счастье |
- |
уныние |
хвастовство |
удивление |
- |
- |
усталость |
|
покой |
покой |
гнев |
безразличие |
безразличие |
грусть |
страх |
грусть |
отвращение |
радость |
обида |
обида |
уныние |
- |
- |
усталость |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
грусть |
- |
радость |
радость |
обида |
обида |
- |
удивление |
безразличие |
- |
- |
|
- |
- |
гнев |
- |
безразличие |
- |
страх |
грусть |
усталость |
удовольствие |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
обида |
усталость |
счастье |
- |
хвастовство |
- |
радость |
удивление |
- |
- |
- |
|
усталость |
счастье |
гнев |
страх |
безразличие |
грусть |
страх |
- |
усталость |
- |
робость |
- |
грусть |
радость |
- |
- |
- |
усталость |
|
покой |
- |
гнев |
страх |
- |
грусть |
страх |
грусть |
усталость |
радость |
радость |
- |
грусть |
радость |
удивление |
усталость |
- |
- |
|
- |
покой |
гнев |
- |
- |
грусть |
страх |
грусть |
усталость |
счастье |
радость |
- |
- |
радость |
удивление |
усталость |
- |
- |