Введение
Тема моей научно-исследовательской работы «Изучение уровня сформированности синестезии у учащихся 7-10 классов».
Актуальность исследования обусловлена тем, что синестезия является своеобразным дополнительным механизмом восприятия; ее можно развивать с помощью соответствующих методик и использовать в процессах обучения и получения самообразования, при изучении иностранных языков, занятиях творческой деятельностью.
В качестве предмета исследования были определены звуко-цветовые соответствия у школьников.
Гипотеза: 50% учащихся 7 — 10 классов обладает «естественными ассоциациями».
Цель: проанализировать звуко-цветовые соответствия, возникающие у учащихся 7 — 10 классов, выявить процент детей, которые обладают синестезией.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. определить звуко-цветовые соответствия относительно гласных;
2. изучить наличие звуко-цветовой синестезии учащихся при восприятии гласных звукобукв;
3. реализовать методику по изучению звуко-цветовой синестезии учащихся, а именно поиск звуко-цветовых соответствий в словах, обозначающих природные явления;
4. изучить синестезию учащихся при характеристике ими цветовых соответствий стихотворения;
5. выявить процентное соотношение учащихся, обладающих цветовой синестезией.
В работе были использованы различные методы. Основным методом в работе был метод теоретический, а также наблюдение, метод обработки результатов социального опроса, анализ и обобщение.
Моя работа состоит из введения, основной части, самого исследования, заключения, имеет список использованной литературы, а также 2 таблицы и 2 диаграммы.
Цвет и гласные. Их взаимосвязь
Русский алфавит включает 10 букв, обозначающих гласные звуки.
Гласные звуки – это звуки, при образовании которых колеблются голосовые связки, и поток выдыхаемого воздуха не встречает препятствий в ротовой полости. Особенностями образования гласных звуков являются: отсутствие шума и наличие тона.
Но причем здесь цвет? Дело в том, что свойство гласных звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Цветопсихология и психолингвистика позволяют найти закономерности связи цвета и звука через общее воздействие одного и другого на психику человека. Этой проблемой занимаются с начала 80 годов 20 века. Но современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется.
На стыке психологической и лингвистической науки выделена специальная область фоносемантики, которая изучает вопросы соотношения «в языковом сознании звука и смысла» и перцептивно-когнитивные процессы у человека, основанные на синестезии. Одним из ее объектов является исследование цветовых ассоциаций в сознании индивида, возникающих при произнесении тех или иных звуков или слов.
На данном этапе необходимо было выяснить, что такое «звук», «буква».
Звук – членораздельный элемент человеческой произносимой речи.
Буква -
Для участия в изучении звуко-цветовой синестезии были выбраны учащиеся 7 — 10 классов МКОУ СОШ с. Екатериновка. Количество участников исследования составило
Методика исследования состояла из трех этапов и заключалась в определении наличия звуко-цветовой синестезии у учащихся при характеристике ими цветовых соответствий гласных звукобукв, слов, обозначающих явления природы, и стихотворения. Исследование было проведено в формах письменного и интернет-опроса.
Звуко-цветовая синестезия у учащихся при восприятии гласных звукобукв
I этап
На первом этапе исследования изучалась звуко-цветовая синестезия учащихся при восприятии гласных звукобукв и была выделена численность учащихся, обладающих этими «естественными ассоциациями
Реализация методики по изучению звуко-цветовой синестезии у учащихся 7 - 10 классов.
Цветовые соответствия букв русского языка исследовались многими отечественными учеными: Журавлёвым А.П., Прокофьевой Л.П., Дымшицем М.Н., Ефименко Н.В. и другими. На основании их научных работ были получены схемы цветовых ассоциаций букв русского языка (полные – для всех букв и неполные – только для гласных букв). В частности, для гласных букв были получены следующие звуко-цветовые соответствия:
Буквы |
Цветовые соответствия букв |
А |
красный |
О |
светло-желтый, белый |
У |
темно-синий, лиловый |
И |
синий |
Э |
зеленоватый |
Я |
красный |
Ю |
голубоватый, сиреневый |
Ы |
черный, темно-коричневый |
Е |
зеленый |
Ё |
желто-зеленый |
На первом этапе исследования изучалась звуко-цветовая синестезия у учащихся при восприятии гласных звукобукв и была выделена численность таких учащихся, обладающих этими «естественными ассоциациями», возникающими и закрепляемыми в процессе комплексного, бисенсорного восприятия действительности у определенного круга людей, функционирующих в одинаковых географических, исторических и социальных условиях
Результаты исследования восприятия гласных звукобукв и приведенные цветовые ассоциации у респондентов показали, что по схеме цветовых соответствий профессора Журавлёва А.П., определения цветов совпали в среднем у 78% учащихся.
II этап
Поиск звуко-цветовых соответствий в названиях природных явлений.1
Восприятие названий природных явлений связано в сознании с цветовыми характеристиками этих явлений. Многим учащимся было сложно преодолеть эту связь восприятия названия природного явления с цветом самого явления или объекта, хотя их просили привести цветовые ассоциации только к словам, абстрагируясь от сути явлений. 63% респондентов выбрали цвета наиболее близкие к окрасу объектов и ассоциациям с природными явлениями. Многие слова, обозначающие те или иные природные объекты и явления соответствуют их цвету. Следуя схеме Журавлёва А.П., слово «зелень» имеет зеленый цвет; слово «пожар» имеет желто-красный, оранжевый цвет и т.п. Всем названиям природных явлений были даны характеристики их цветовых соответствий. Количество учащихся, которые выбрали подобные цветовые соответствия названий природных явлений и смогли полностью абстрагироваться от сути образа самого явления и предмета, составило 25%.
Слова |
Цветовые характеристики природных явлений/предметов |
Количество учащихся чел |
Доля учащихся |
Цветовые соответствия звукобукв |
Количество учащихся чел |
Доля учащихся |
зелень |
зеленый |
33 |
89 |
зеленое |
7 |
19 |
пожар |
оранжевый, красный, черный |
36 |
97 |
желто-красное, оранжевое |
16 |
43 |
зима |
белая, голубая |
33 |
89 |
сине-красная |
11 |
30 |
туча |
черная, фиолетовая |
11 |
30 |
сине-красная, фиолетовая |
12 |
32 |
пустыня |
бежевая, коричневая |
2 |
5 |
темно-коричневая, красная |
5 |
14 |
космос |
фиолетовый, черный |
15 |
41 |
белый, желтый |
5 |
14 |
айсберг |
голубой, белый |
29 |
78 |
красный, зеленый |
7 |
19 |
осень |
оранжевая, красная, коричневая |
25 |
68 |
желтая, зеленая |
6 |
16 |
лиана |
коричневая, темно-зеленая |
31 |
84 |
сине-красная |
6 |
16 |
молния |
черная, белая, желтая |
26 |
70 |
белая, желтая, сине-красная |
15 |
41 |
клён |
зеленый, красный |
21 |
57 |
желто-зеленый |
7 |
19 |
цунами |
темно-синее, черное |
16 |
43 |
сине-зеленое, красное, синее |
12 |
32 |
Среднее значение |
23 |
63 |
9 |
25 |
Звуко-цветовой анализ. Определение «стихоцвета»
III этап
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться. И прежде всего, я искала проявление в поэзии, где звуковая сторона играет важную роль. Исследование «стихоцвета» - область изученная и не совсем обычная.
Поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию. Например, поэт пишет о красном закате. Талант помогает поэту отобрать наиболее выразительные языковые средства, чтобы картина получилась яркой, зримой, а интуиция помогает подобрать такие слова, в которых много звуков соответствующего цвета, т. е. звуков А, которые усиливают нужное эмоционально-образное впечатление.
Как же проверить эти предположения? Нужно подсчитать частность звуков в интересующем нас стихотворении и сравнить с их нормой (среднестатистические данные). Но для начала, необходимо вычислить так называемую норму. Для этого я взяла несколько стихотворений разных авторов, которые можно назвать нейтральными в плане цветовой окраски. Подсчитала количество всех букв в тексте и каждой гласной отдельно (N), уделяя особое внимание звукам под ударением. Частность находится отношением числа гласных ко всем буквам. Так как цвета А и Я, У и Ю схожи по цветам соответственно, то их частность складывается. Звукобуква Ё оказалась двухцветной, её количество делятся поровну между О и Е. Э в текстах встречается крайне редко, поэтому при анализе текстов ее не учитываем.
Рассмотрим на конкретном примере стихотворения А. Усачева по картине И. К. Айвазовского «Чёрное море».
Чёрное море
Его мы видели лазурным,
Его мы видели зелёным.
Но миг – и море стало бурным,
И неприветливым, и чёрным.
Вы слышите, как ветер воет?
А море страшное. Живое.
Того гляди, сейчас волна
На нас нахлынет с полотна.
В результате мы видим преобладающие цвета: 1. Жёлтый, белый, 2. Зеленый, 3. Чёрный. Обратившись снова к картине, четко видно, что цветовые гаммы стихотворения и картины находятся в полном взаимном соответствии. Это значит, что талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков, передающих нужные цвета, а мы с помощью необходимых расчетов способны найти цветные картины, скрытые в тексте, и уловить удивительную особенность поэтической речи.
Учащимся было предложено определить стихоцвет данного стихотворения. С задачей справились 68% учащихся.
Заключение
Итак, я пришла к выводу.
На первом этапе исследования проведён, опрос, который помог выявить синестезию у 78% учащихся2. На втором этапе синестезия присутствовала у 63% опрошенных3. На третьем этапе синестезия подтвердилась у 68%. Могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась. Синестезия присутствует более чем у 50% учащихся 7-10 классов, а конкретно у 63%.
На первом этапе учащимся было предложено познакомиться с таблицей и указать на бланке соответствуют ли звуко-цветовые восприятия, выявленные Журавлёвым или нет.
На втором этапе учащимся была предложена таблица с природными явлениями. Учащимся нужно было написать на бланках собственные звуко-цветовые соответствия к каждому природному явлению.
На третьем этапе учащимся предложено стихотворение. Им следовало написать цвета, которые возникают у них при прочтении стихотворения.
Список использованной литературы
Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех, СПб, 2000. - 212 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 22 (203).
Филология. Искусствоведение. Вып. 46. С. 32–36. Статья Н.В.Ефименко
«Ассоциативная структура цветового значения слова
и текста: звуко-цветовые соответствия».
Журавлев А.П. Звук и смысл, М., 1991. - 158 с.
http://www.yugzone.ru/psy/zvuk.htm. Статья «Мы видим звук»
Приложение 1
Таблица №1
Распределение по цветовым ассоциациям гласных букв русского языка
Буквы |
Цветовые соответствия букв |
А |
красный |
О |
светло-желтый, белый |
У |
темно-синий, лиловый |
И |
синий |
Э |
зеленоватый |
Я |
красный |
Ю |
голубоватый, сиреневый |
Ы |
черный, темно-коричневый |
Е |
зеленый |
Ё |
желто-зеленый |
Приложение 2
Таблица №2
Распределение по цветовым ассоциациям названий природных явлений
Слова |
Цветовые характеристики природных явлений/предметов |
Цветовые соответствия звукобукв |
зелень |
||
пожар |
||
зима |
||
туча |
||
пустыня |
||
космос |
||
айсберг |
||
осень |
||
лиана |
||
молния |
||
клён |
||
цунами |
Приложение 3
Распределение по цветовым ассоциациям гласных букв русского языка
Результат
Приложение 4
Поиск звуко-цветовых соответствий в названиях природных явлений
Результат
1 см.приложение 2 (таблица №2)
2 см.приложение 3 (Распределение по цветовым ассоциациям гласных букв русского языка). Результат
3 см. приложение 4 (Поиск звуко-цветовых соответствий в названиях природных явлений). Результат