Фольклор Республики Коми: лесной человек Яг-Морт

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фольклор Республики Коми: лесной человек Яг-Морт

Швецов Д.Р. 1
1МАОУ СОШ №26
Алиева Е.Л. 1
1МАОУ СОШ 26
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Коми сказания в большей своей частью связанны с мифами и легендами о Яг- Морте. Эти придиния прошли через много веков и нашли отражение в работах поэтов, писателей, музыкантов XX-XXI веков. Научные деятели уделяют много вниманию исследованиям мифам о Яг-Морте.

Цель работы состоит в том что чтобы получить целостное представление о Яг-морте опираясь на литературные источники.

Задачи работы:

1. Показать историю происхождения имени «Яг-Морт»

2. Представить отношение зырян к Яг-Морту

3. Описать легенды и предания о Яг-Морте, поведение Яг-Морта.

Объект исследования – образ Яг-Морта в коми истории.

Предмет исследования – восприятие Яг-Морта зырянами.

Методы исследования – чтение и обработка сказаний о Яг-Морте, работа с научной литературой по мифологии Коми.

Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.

Во введении представлены актуальность, цель, задачи исследования, объект, предмет и методы.

В первой главы раскрыта история происхождения имени Яг-Морта

Во второй главе описано боязливое и отношение зырян к Яг-морту.

В третьей главе представлено поведение Яг-Морта в легендах и преданиях.

В работе также уделено внимание представлению образа Яг-Морта в литературных и музыкальных произведениях Коми Республики.

По результатам исследования сделан сайт в сети интернет https://sites.google.com/view/komifolklor.

Яг-Морт: кто это?

Яг-Морт — герой преданий народов Севера. На языке коми-зырян «яг» — лес, лесной, «морт" — человек. «Яг — Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что Яг-Морт — это не просто лесной человек, а лесное чудовище. Описание его очень похоже на то, как описывают так называемого «снежного» человека: великан огромного роста, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Русский писатель XIX века А. Круглов в очерке «Лесные люди» дает такое описание Яг-Морта: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью — дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою; глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры».1

В научно-популярном издании мифологии коми Яг-Морт- это

«боровой человек»-лесное чудовище из легенд коми-зырян, лесное чудище похищавшее у «чудских людей» скот и женщин2.

Легенды о лесном человеке, чудище относятся к глубокой древности, временам язычества народа коми. В те времена по берегам Печоры, Ижмы и других северных рек жили чудские племена (чудь), занимались охотой рыболовством, но не знали еще земледелия. И неожиданно в одном из селений стал появляться великан, ростом с молодую сосну, «человек не человек, зверь не зверь», обросший, похожий на дикого зверя, одетый в невыделанную медвежью шкуру3.

Быкова Е.В., Хозяинов В.О. отмечают, что внешнее описание и поведение Яг-Морта и ворсы (лешего) сходны, что привело к слиянию этих образов из аутентичного фольклора в литературную сказку «Лесной человек Яг-Морт». Сохранив точность в изображении по описаниям, образ Яг-Морта остается достаточно самобытным и ярким, привлекающим внимание художников в современном искусстве4.

2. Отношение зырян к Яг-Морту

В народе говорили, что в том месте, где находилась могила Яг-Морта, неоднократно встречали каких-то страшилищ, видали синий огонек и слыхали страшные вопли и завывания. В фольклоре народов Севера сохранились колыбельные, которыми женщины стращали детишек, не желающих засыпать. В переводе на русский язык колыбельные звучали примерно так: Яг-Морт высок, как сосна, что в лесу растет. Яг-Морт черный, как уголь в печи. Будешь плакать — Яг-Морт за тобой придет. Так что не плачь, детка, замолчи. Не правда ли, что-то знакомое? Напоминает русскую колыбельную, в которой ребенка запугивают волчком, могущим откусить бочок. А еще напоминает русского загадочного «бабайку»5.

В книге Ефименко П.С. Племя Чудь Архангельской губернии постоянно сталкивается с Яг-Мортом. Имя Яг-Морта наводит страх женщины пугают им детей. «Яг-Морт высок как добрая ель, Яг-Морт черен как печной уголь… станешь плакать съест»6. Яг-Морт уводил, резал скот, похищал женщин и детей, убивал. Он был хитёр, силён, слыл волшебником. Никакие старания не могли погубить его7 (приложение 1, рисунок 1).

Профессор Семёнов В.А. отмечает, что леший – хозяин леса занимает большое место в религиозных представлениях коми. Яг-Морт только одно из названий лешего, наряду с «вор морт» и «ворса». Под всеми этими названиями подразумевается лесной дух, который может проявляться в виде вихря, шума и воя ветра.8

3.Легенды и предания о Яг-Морте. Поведение Яг-Морта

Сюжет о Яг-Морте впервые опубликован в середине прошлого столетия в «Вологодских губернских ведомостях». Район распространения – бассейн реки Печоры. Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно «чудские племена», ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота9.

Другой источник также указывает, что время действия в преданиях о Яг-Морте относится к глубокой древности, когда народы Севера еще «коснели в язычестве». Непонятно откуда появившийся Яг-Морт, страшный и ужасный, жил одиноко в неприступных местах за непроходимыми лесами и болотами. Никто из людей не знал, где находится жилище Яг-Морта. Появлялся он возле селений в ночное время только для грабежей и убийств. Яг-Морт похищал скот, женщин и детей. Мог жестоко убить и растерзать любого встречного. Люди же были бессильны перед этим чудовищем. Говорили, что он колдун, и все бедствия и болезни, случавшиеся у людей, являлись проделками злого Яг-Морта. Он был сильным и огромным, к тому же хитрым и обладающим нечеловеческими способностями. Что могли сделать люди с таким злодеем? Однажды у старейшины одного из селений пропала единственная дочь Райда. Эта девушка была такой красавицей, каких еще не видала земля коми-зырян. Прошел день, другой, неделя, а Райды нет как нет. Несчастная мать выплакала все глаза. Отец и жених красавицы обошли все соседние селения, все леса окрестные — ни следа Райды не нашли. Созвали всех жителей этого селения, объявили о том, что Райды, скорее всего, уже нет среди живых. Народ сказал в один голос: «Это проделки Яг-Морта!» Жених, вместе со своими верными друзьями-охотниками, решил во что бы то ни стало отыскать жилище злого чудовища, схватить его живого или мертвого, потом убить и сжечь. Толпа, вооруженная стрелами, копьями, топориками, двинулась против Яг-Морта. Их было сто против него одного10.

Нашли отважные молодцы жилище лесного великана и стали поджидать его. Увидев, что Яг-Морт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, камнями, стрелами. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось в середину нападающих. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мертвыми от палицы Яг-Морта, но и сам он стал изнемогать. Многочисленные раны обессилили его, и он упал. Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере они нашли много добычи, а еще обезображенный труп несчастной Райды. Убитого Яг-Морта закопали в глубокую яму и вбили в могилу осиновый шест. Награбленную добычу, найденную в пещере Яг-Морта, сожгли, а саму пещеру засыпали. Каждый, кто впоследствии проходил возле той пещеры и возле могилы Яг-Морта, должен был кинуть камнем или палкой и плюнуть11.

Легенд и преданий у народов Севера не много. Яг-Морт — один из самых ярких героев коми-зырянской мифологии. Интересно, что предание об этом чудовище распространено очень широко на севере. В каждом районе был свой Яг-Морт. Может быть, Яг-Морт и «Снежный человек" — одно и то же лицо?! Не зря легенды о Яг-Морте вызывают интерес у криптозоологов. Услышав эту легенду, я засомневалась, не из коми-зырянской ли мифологии появилась героиня русских сказок Баба Яга? Если имя «Баба Яга» перевести с коми-зырянского языка, оно будет означать «лесная баба». Так и есть — русская Баба Яга живет в лесу. Так кем же она приходится Яг-Морту — матерью, сестрой или женой? Может быть, Баба Яга потому такая злая на людей, что те ее любимого мужчину Яг-Морта погубили? Вполне можно допустить, что Баба Яга пришла на Русь с севера. Так считают и некоторые исследователи русского фольклора12.

Легенда о Яг-Морте была впервые опубликована в 1848 году, после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами. Иван Куратов написал поэму «Яг-Морт» (1866-1875 годы). От нее сохранилось несколько достаточно крупных фрагментов: «1-е…, 2-е…, 3-е…, 4-е… прибавления к первой песни Ягморта» (1970-1873 года), «Ягморт да йöла», «Яг Морт и эхо» (1866 год), «Ягмортысь» (из поэмы «Яг Морт») (1873-1875 годы). В «Ягморте» сохранились лишь некоторые черты традиционного образа сурового хозяина леса, пугающего людей даже после смерти. В 1927 году М. Н. Лебедев написал зырянское предание «Яг Морт», которое представляет собой литературно обработанную версию предания о хозяине леса. Геннадий Федоров написал повесть «Эзысь сюpа кöp» («Олень с серебряными рогами»), в которой он рассказывает легенду о Яг-Морте. О Яг-Морте сложены также коми народные сказки и легенды13 (приложение 1, рисунок 2).

Жукова Н.А. пишет, что одной из вершин коми поэзии XIX века является поэма И. Куратова «Яг-Морт» — проникновение коми поэта в коми народный характер, исследование истоков народного сознания. В 1961 году к 40-летию Коми АССР состоялась премьера первого национального балета «Яг-Морт» («Лесной человек») Я. С. Перепелицы (либретто Г. Тренёва). Значительная помощь в написании музыки была оказана коми композитору главным дирижером музыкального театра и композитором Н. Клаусом, попавшим в Коми в 1948 году в связи с репрессиями. «Яг-Морт» был задуман как трагедийный спектакль со счастливым концом, и возможности, заложенные в этом художественном явлении, велики. За прошедшие годы спектакль претерпел различные видоизменения — мифологические образы Райды и Тугана, Яг-Морта и Ёмы, Мады и Оксы из коми народных легенд по разному «оживали» в той или иной постановке. Партитура постепенно обретала форму единого сквозного действия14.

Балет «Яг Морт» сегодня входит в репертуар Государственного театра оперы и балета Республики Коми (приложение 1, рисунок 3).

Список литературы

Быкова Е.В. Образ Яг-Морта в современном искусстве Республики Коми / Е. В. Быкова, В. О. Хозяинов // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Пермь, 25-27 октября 2017 г.) : [в 2 ч.]. - Пермь, 2017. - С. 254-260 https://elibrary.ru/item.asp?id=36657154 (дата обращения 08.02.2019).

Государственный театр оперы и балета Республики Коми http://www.komiopera.ru/repertoire/inrepertoire/yag-mort/ (дата обращения 09.02.2019).

Ефименко П. С. Заволоцкая чудь Губ. тип., 1869 Объем (стр): 192 Университетская библиотека он-лайн www.biblioclub.ru.

Жукова Н. А. Диалог культур: к проблеме становления и развития профессионального музыкального творчества в Республике Коми // Человек. Культура. Образование. 1 (19). 2016. С. 38 http://pce.syktsu.ru/16-№1-19/ (дата обращения 09.02.2019).

Коми-леший http://www.tomovl.ru/komi/Leshiy.html (дата обращения 08.02.2019)

Культурная карта Республики Коми http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Folklor.Geroi_komi_legend_i_predanii.Yag-Mort/ (дата обращения 08.02.2019).

Мифология Коми /Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В.Ильина…-М.: Издательство ДИК, 1999. – 480 с.

О Яг-Морте https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/ (дата обращения 08.02.2019).

Семёнов В.А Традиционная духовная культура коми-зырян Ритуал и символ: Учебное пособие по спецкурсу / Сыктывкарский университет. Сыктывкар, 1991. 80 с.

Приложение 1

Рисунок 1 - Яг Морт похищающий скот у жителей. Яг Морт похитивший Райду15

Рисунок 2 Афиша балета Яг-Морт в музее при СГУ имени Питирима Сорокина

Рисунок 3 Фото из балета Яг-Морт в Государственном театре оперы и балета Республики Коми 16

1https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/ (дата обращения 08.02.2019)

2 Мифология Коми /Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В.Ильина…-М.: Издательство ДИК, 1999. – 480 с. : ил., карт.С.410

3http://www.tomovl.ru/komi/Leshiy.html (дата обращения 08.02.2019)

4 Быкова, Екатерина Васильевна. Образ Яг-Морта в современном искусстве Республики Коми / Е. В. Быкова, В. О. Хозяинов // Диалоги о культуре и искусстве : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Пермь, 25-27 октября 2017 г.) : [в 2 ч.]. - Пермь, 2017. - С. 254-260 https://elibrary.ru/item.asp?id=36657154 (дата обращения 08.02.2019)

5https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/ (дата обращения 08.02.2019)

6 Ефименко П. С. Заволоцкая чудь. Губ. тип., 1869.С.29

7 Ефименко П. С. Заволоцкая чудь. Губ. тип., 1869.С.29

8 Семёнов В.А Традиционная духовная культура коми-зырян Ритуал и символ: Учебное пособие по спецкурсу / Сыктывкарский университет. Сыктывкар, 1991. С. 320.

9http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Folklor.Geroi_komi_legend_i_predanii.Yag-Mort/ (дата обращения 08.02.2019)

10 https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/(дата обращения 08.02.2019)

11 https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/(дата обращения 08.02.2019)

12 https://shkolazhizni.ru/culture/articles/7849/(дата обращения 08.02.2019)

13http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/Folklor.Geroi_komi_legend_i_predanii.Yag-Mort/ (дата обращения 08.02.2019)

14 Жукова Н. А. Диалог культур: к проблеме становления и развития профессионального музыкального творчества в Республике Коми // Человек. Культура. Образование. 1 (19). 2016. С. 38 http://pce.syktsu.ru/16-№1-19/ (дата обращения 09.02.2019)

15http://www.tomovl.ru/komi/Leshiy.html (дата обращения 08.02.2019)

16http://www.komiopera.ru/repertoire/inrepertoire/yag-mort/ (дата обращения 09.02.2019)

Просмотров работы: 1694