Система персонажей в «сказках-выдумках» Сергея Черепанова

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Система персонажей в «сказках-выдумках» Сергея Черепанова

Овчинникова А.С. 1
1МАОУ «СОШ № 15 г Челябинска»
Меркулова Г.П. 1
1МАОУ «СОШ № 15 г Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Уральские писатели посвятили немало произведений родному краю. С. Черепанов не исключение: он является автором таких повестей, как «Утро Нового Года», «Алая Радуга», рассказов «Пятая жизнь Павла Гурлева» и «Родительский дом», сказок «Земли повеление», «Красная берёза» и т.д.

Но самыми известными стали его уральские сказы. Профессор Челябинского государственного университета А. И. Лазарев  писал, что Черепанову удалось «укротить» этот «строптивый, но прекрасный жанр».  Интерес к народным преданиям, верованиям у Сергея Ивановича проявился еще с детства.  Он любил свою деревню,  родной край.   Много дали ему поездки по Челябинской области  как селькора. Он прекрасно знал  язык южноуральской деревни.   Неслучайно статью о Черепанове-сказителе А. Лазарев назвал «Светлые мысли, родниковые слова».   Ученый видел отличие сказов Черепанова от произведений Бажова и Власовой: «Если П. Бажов,  наша землячка  Серафима Власова писали сказы  на основе горнозаводских преданий, то С. Черепанова «интересовало народное творчество равнинного, деревенского Зауралья»[2]; его предания отличались, от «заводских» художественным стилем, образной системой: Сергей Иванович в каждом из своих сказов совершенствовал как композицию, так сюжет, опираясь при этом на произведения устного народного творчества.

Изучение сказок-выдумок С.Черепанова сегодня является, на наш взгляд, актуальным, так как эти произведения учат честности, доброте, самоотверженности, преданности, вере в чудеса. С.Черепанов создал весьма необычные тексты, которые сам называет «сказками-выдумками». Эти произведения и стали объектом изучения в нашей работе являются.

Предмет исследования – герои произведений.

Цель работы – выявить своеобразие системы персонажей в сказках-выдумках С. Черепанова

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

познакомиться с такими терминами, как быличка, сказ, сказка;

произвести анализ системы персонажей каждого из изучаемых произведений, сравнить результаты наблюдений;

установить закономерности использования художественных приемов при создании образов главных героев в изучаемых произведениях;

определить истоки ключевых образов.

Материалом исследования стали следующие произведения уральского писателя: «Еленкино кружево», «Серебрянкин клад», «Двенадцатая сестра», «Типун-трава», «Перекати-поле», «Егор Синегор», « Царев крючок и солдат», «Жених для двоих», «Филимонов зять», «Баба Оха» и «Озеро синих Гагар».

В своей работе мы опирались на труды известных ученых: при характеристики литературного сказа ориентировались на изыскания А.И.Лазарева и В.А.Михнюкевича; выявляя особенности сказки как вида фольклора, опирались на труды Т.В.Зуевой; анализируя структуру волшебной сказки, изучили работу В.Я.Проппа; устанавливая фольклорные истоки отдельных образов, познакомились с исследованием Э.В.Померанцевой; производя в целом анализ художественного текста, обращались к словарю литературоведческих терминов Л.В.Чернец.

Основными методами в нашей работе явились сравнительный и структурный анализ текста.

Этапы работы

Аналитическое чтение сказок-выдумок.

Изучение необходимых литературоведческих работ.

Сравнение образной системы изучаемых текстов

Гипотеза исследования. Предполагаем, чтоособенности системы образов в сказках-выдумках обусловлены обращением писателя как к народным сказкам, так и к несказочной прозе.

Основная часть

Глава 1. «Сказки-выдумки» как особый жанр

Исследователи называют произведения Черепанова сказами, а сам автор – сказками-выдумками. Заметим, что слова «сказ» и «сказка» являются однокоренными, но граница между ними достаточно четкая. Сказ – это вид литературно-художественного повествования, лишь стилем подражающий фольклорным произведениям специфической интонацией и стилизацией речи сказителя. Сказка – это один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Сходным в сказах и сказках является наличие вымысла. И в сказе, и в сказке могут присутствовать волшебные существа, предметы, числа, подсказки, загадки и прочее, связанное со миром фантазии.

Что особенного в сочетании «сказки-выдумки»? Необычная игра слов: сказка – это и так выдумка: это жанр фольклора с установкой на вымысел. Сказочник не пытается уверить слушателя в том, что описываемые события могли быть на самом деле. С. Черепанов, используя слово «выдумка», подчеркивает, вероятно, что таких сказок, как им созданные, в русской народной традиции нет. Что же отличает сказки-выдумки от известных жанров фольклора?

В отличие от народных сказок, которые традиционно делят на сказки о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические), произведения Черепанова порой занимают пограничное положение между волшебными и бытовыми: с одной стороны, как в бытовых, действие разворачивается в узнаваемой обстановке, основу сюжета составляет бытовой конфликт, однако нередко в решении этого конфликта герою помогают необычные помощники, используются волшебные предметы. Во многих сказках-выдумках происходит своеобразное столкновение обычных людей с нечистой силой. А об этом, как правило, рассказывается в быличках. Известный фольклорист и этнограф, Э.В. Померанцева дает следующее определение этому жанру: «Установка на истинность повествования особенно ярко проявляется в быличках, являющихся как бы свидетельским показанием о странном, необычном, таинственном случае».

В других сказках-выдумках Черепанова обнаруживается родство с преданиями. Померанцева отмечает следующие особенности этого жанра фольклора. «Каким бы недостоверным ни было событие, о котором говорится в предании, … рассказчик преподносит это как сообщение, случай, событие, известные целому коллективу. Недаром для этих видов устной прозы характерны ссылки рассказчиков на авторитет коллектива («все знают», «все говорят») либо отдельных свидетелей: («отец сам видел», «дед говорил» и т.д.).

Итак, сказки-выдумки – это авторское определение, которое использует С.Черепанов для своих произведений. Традиции сказки и несказочной прозы, на которые оприрается автор, причудливо переплетаются в границах одного художественного текста. Анализ системы персонажей в сказках-выдумках С.Черепанова позволит сделать более обстоятельные выводы о своеобразии произведений этого уральского писателя.

Глава 2. Человек в системе персонажей сказок-выдумок С.Черепанова

Художественный мир сказок-выдумок С.Черепанова необычен: здесь встречаются лихоманки, говорящие звери и насекомые. Этих героев условно можно назвать загадочными существами (им будет посвящена 3 глава нашей работы). Однако чаще всего центральное место в каждой сказке занимает человек, который проходит испытание на верность, честность, добросердечие и т.д.

Как и в народных сказках, в произведениях Черепанова сохраняется деление на положительных и отрицательных персонажей. Это не случайно: ориентированные на детей, сказкия помогают точно понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

В «Еленкином кружеве» главной героиней, имя которой появляется в названии сказки, становится Еленка. Она красива, скромна, находчива, а главное – трудолюбива. Она сбежала из дома, потому что не хотела выходить замуж за косого Фотьку, сына Фомы Фомича. Запертая в доме в день свадьбы, Еленка говорит: «чем за немилым жить да униженья от свёкра терпеть, уж лучше со своей жизнью проститься!». Преодолев различные испытания благодаря помощникам, Еленка поняла, как сделать себя и других счастливыми: нужно думать о других, а не о себе. Еленка использует свое кружево, чтобы осчастливить Устеньку.

Антагонистами Еланки выступают Фома Фомич и Косой Фотька: они постоянно пытаются помешать творить добро или навредить главной героине.

Очевидным оказывается противостояние и в сказке «Серебрянкин клад». События происходят с мало кому известным сапожником Недрёмой, жадной его женой Макарихой, ненасытным купцом Толстопятовым и загадочной Серебрянкой. Герои проходят испытание богатством (Серебрянка дает понять Недреме, где находится клад), но лишь Недрема это испытание выдерживает. В соответствии с народной традицией наказаны алчные и корыстные люди.

В сказке-выдумке «Двенадцатая сестра» иная расстановка сил: человек, а именно, старая Катя, «старуха, изжившая свой век, сгорбатившаяся, но к людям оставшаяся доброй» выступает в роли помощницы, а затем дарительницы. Она приходит на помощь одной из лихоманок – Охохоне, которая человеком быть не могла по рождению, но Пашку любила и не могла разлюбить. Охохоня не испугалась гнева сестёр, выпила и отворот-траву– полынь, согласившись со Старой Катей в том, что «придется стерпеть, коль надобно любовь сохранить».

Знакомясь со сказкой «Перекати-поле», читатель задумывается над тем, какого героя можно назвать вредителем. В соответствии с характеристикой Проппа, «круг действий антагониста (вредителя). Охватывает: вредительство (А), бой или иные формы борьбы с героем (Б), преследование [6, 26]. В сказке Черепанова главный герой – Якуня является вредителем в данном произведении по отношению к окружающим и к себе. Формально ему противостоит Сиверко, однако он пытался парня уму-разуму научить. Думал Сиверко, что Якуня образумится, когда поймет, что житейские знания везде нужны. Однако Якуня не меняется, а значит, должен быть наказан, что и происходит: «От нагретой земли, да на ветру начал Якуня усыхать. И вот уже облик свой потерял…. Катится по ветру какая-то сухая трава — шар травяной, где-нибудь за кустик зацепится и снова несет его и несет по степи, будто и сама земля не желает его приютить».

Отец и мать Якуни сами себе навредили и уже ничего исправить не смогли, потому что послушанию, как и грамоте, по мысли автора, учат с малых лет. Если не показать человеку, кого и каким образом нужно слушать, произойдёт то, что случилось с Якуней – превратился в траву перекати-поле. Далее рассказчик поясняет: «а у нас в деревне ее Якуней-Ваней зовут», так же называют бездельников и хвастунов.

Главным героем другой сказки «Егор-Синегор» становится герой имя которого вынесено в заглавие. Это человек добрый, покладистый, он наделен невиданной силой. Помощницей же становится чуткая девушка – Устенька. Она, презрев опасность, выручила Егора, нарушив при этом запрет ступать в реку. «В речке ноги не замочи, не то отымутся они у тебя...» – говорит ей Старик Шабала. Однако любовь Устеньки сильнее страха нарушить запрет.

В сказке «Жених для двоих» повествуется о сестрах-близняшках Федоре и Милодоре, полюбивших одного юношу. Федора для достижения цели готова совершать безнравственные поступки, использовать помощь старухи Клещихи, которая « славилась в деревне худом и злом». Полная противоположность Федоре, конечно, её сестра Милодора. Автор, наделив положительную героиню таким именем, даёт знать внимательному читателю, каково дальнейшее развитие событий в сказке-выдумке. Пётр разрушает коварные планы Федоры, которая, выдавая себя за сестру, хотела идти под венец. В итоге Федора наказана: она «от стыда или со страху стала косоротая и на один глаз окривела».

Сказка «Филимонов зять» начинается с морали: «Не знаючи — не берись, честному — поклонись, варнака — сторонись! Этому учили главного героя Филимона Пузакова с малолетства, да толком не выучили; он уж бороду отрастил, но ума не прибавил». Глупой оказывается и его дочь Евлампия. А там где нет твердости характера и высокой морали, в права вступает нечистая сила. Так и герои этого произведения «попались на удочку» молодого и неопытного чёрта Кирюхи, который хотел устроить свою жизнь в мире людей.

Сказка-выдумка «Баба Оха» по содержанию напоминает бытовые сказки, поскольку конфликт отражает социальное противостояние. Баба Оха приходит на помощь беглому арестанту: «взмахнула рукой, какое-то слово промолвила, и стражника от двора как ветром откинуло»; еще какое-то слово промолвила. Конь под урядником вздыбился, начал шарахаться в стороны, будто впереди стая волков».

В другом произведении Черепанова «Озеро Синих Гагар» социальные и сказочные мотивы переплетены. Наум Голуба, главный герой произведения, был мастером сказки сочинять и рассказывать их. Ему противостоят корыстные и жадные люди: старшина погрозился Голубу в кандалы заковать и в Сибирь сослать, а поп Захар захотел кистью завладеть, «чтобы деньги малевать». Голуба покинул свое селение, напоследок коснувшись кистью-живицей лугов, еланей, лесов и подлесков, логов и ручьев, которые обрели удивительную красоту.

Итак, во всех сказках-выдумках Черепанова действие происходит в узнаваемом мире: в русских деревнях и посёлках. Иногда место действия обозначено более четко, и тогда становится понятно, что это земля уральская, красота которой описывается в местных преданиях. Человек в мире сказок Черепанова занимает важное место: он сталкивается с необычными явлениями природы, странными существами. Люди оказываются как сильными, так и слабыми, как щедрыми, так и алчными. Они могут противостоять друг другу или окружающим их существам.

Глава 3. Загадочные существа в сказках Черепанова

В сказках-выдумках Черепанова наряду с людьми действуют персонажи необычные, чудесные: по происхождению они относятся либо к явлениям природы, либо к животным, а по поведению подобны людям. Условно обозначим эту группу персонажей как загадочные существа. В сказках-выдумках Черепанова можно выделить две группы таких персонажей.

Первую – составляют животные. Как и в народных волшебных сказках, в произведениях Черепанова животные могут выступать в качестве помощников. Например, в «Еленкином кружеве» главной героине помогла убежать из дома ненавистного жениха Фотьки Ласка. Таким образом зверушка отблагодарила девушку за то, что та помогла ей выбраться из капкана. Помощником Еленки оказывается и Паучиха, у которой девушка научилась кружевному ремеслу. В другой сказке в качестве помощника выступает Снегирь: он помогает Недрёме найти клад.

Вторую группу, более многочисленную, составляют хранители богатств, тайн природы, по облику они похожи на человека. Традиционно таких персонажей называют антропоморфными [1,10]. В сказках-выдумках Черепанова они выполняют разные функции. Например, старичок–луговик из «Еленкиного кружева» выступает в роли дарителя и помощника: он дарит волшебную семерик траву, которая «прячется от людского глазу». В ней такая способность: красоту наводить, от увечья спасать, от хвори оберегать, милого привораживать…».

В сказке «Серебрянкин клад» главная героиня Серебрянка одарила Недрёму, показав где её клад спрятан. Создавая этот образ, автор рисует прежде всего портрет героини: «Платье на ней из белого атласа, все сверкает, вдобавок зеленым гарусом вышито, горностаевым мехом кругом оторочено».

Помощницей Голубы в сказке «Озеро синих гагар» становится Зоряна. Вслед за главным героем читатель может себе представить эту героиню: «Вгляделся Голуба и замер: вовсе это никакое не облачко, а босоногая девушка в платье кисейном. Пригожа так, глаз от нее не отведешь! Эта девушка невиданной красоты дарит Голубе кисть-живицу, с помощью которой можно окружающий мир сделать удивительно красивым.

Однако не все загадочные существа готовы помогать людям. Так, Пожива из сказки «Егор-Синегор» пытается сгубить главного героя колдовскими чарами или так называемой «чёрной любовью». Справедливости ради следует сказать, что Егор и Устенька, главные герои сказки, не остаются без помощника. Старик Шабала наделяет Устеньку волшебными предметами.

Другая функция, которую выполняют антропоморфные персонажи в сказках Черепанова, – вредительство. Вероятно, эти сказки автор создавал, опираясь на разнообразные записи быличек. Э.В.Померанцева отмечала, что быличка, как правило, «рассказывает о страшном» и в отличие от сказки наблюдается преобладание в ней, трагический исход: после встречи с лешим, русалкой, водяным, хозяином земных недр человек начинает задумываться, становится мрачным, угрюмым, чахнет, пропадает или даже гибнет». В сказках Черепанова подобные герои встречаются, но финалы произведений, скорее, поучительны, чем трагичны. Так, в сказке «Двенадцатая сестра» одиннадцать лихоманок похожи друг на друга: «У всех глаза лягушачьи, носы вострые, волосья на голове схожи с осокой болотной, ноги кривые, руки когтистые». Противостоит им двенадцатая сестра : «Одна Охохоня выродилась чудной красавицей: лицом белая, синеглазая, русая коса чуть-чуть не до пят. Благодаря любви Охохони к простому парню в деревне «по всем проулкам возле прясел повырастала полынь, и хвори от лихоманок убавилось».

В сказке «Типун-трава» вредителями человека выступают те, у кого злодейские качества в буквальном смысле этих слов «на роду написаны» –девка-лиходейка и её отец – Лиходей: «Лицом чист, да телом что трубочист!» Одолеть зло люди смогли с помощью Рябушки, которая выступает в качестве помощника людей. И лишь в развязке читатель узнает, что Рябушка – мать лиходейки: « Под пеньком-то ведь дочка моя скрывалась. Она и волосы свои тут по Суходолу меж трав отращивала, а по ночам на кончиках волос злые зеленые огни зажигала».

В сказке «Филимонов зять» люди сталкиваются с бесами, которые и за богатством гонятся, и выгоду ищут. Их принципы аморальны: «Жульничать надо. Хитрить. Грабастать. Людьми помыкать. Вот тогда будешь сыт, пьян, и нос в табаке». Автор намеренно рисует этих героев как крайне непривлекательных, глупых, чтобы юные читатели смогли понять, как отвратительно зло.  Не смогли лесные бесы справиться с Устином Первопутком, которому от деда достался топор-саморуб. В финале автор рисует не трагическую, а комическую картину: понесло беса «Кирюху по вершинкам леса, где броском, где кувырком, покуда не упал он в болотную топь по самые уши. С той поры и торчит там безвылазно». Вывод очевиден: зло, каково бы ни было по происхождению, торжествовать не может.

Итак, в сказках-выдумках Черепанова загадочные существа имеют разные фольклорные истоки: сказочная традиция угадывается в создании образов необыкновенных животных, приходящих на помощь человеку, в то время как образы хранителей тайн природы и вредители более похожи на персонажей преданий и быличек.

Заключение

Сказки-выдумки С.Черепанова – это произведения, которые могут заинтересовать современного читателя, поскольку художественный мир этих произведений весьма разнообразен. Особый интерес представляет система образов, имеющая свои особенности.

Подобно тому, как в народной сказке, герои делятся на положительных и отрицательных, в сказках Черепанова одни персонажи выступают на стороне добра, другие становятся олицетворением зла, поэтому общим звеном для всех сказок является наличие героя и антагониста.

В «сказках-выдумках» Черепанова можно обнаружить традиции разных фольклорных жанров: бытовой и волшебной сказок, преданий, сказов и быличек, что, несомненно, влияет на систему персонажей.

В произведениях Черепанова, как и в бытовых сказках, события разворачиваются в реальном пространстве ( в некоторых даже встречаются топонимы– Урал, Долматово и т.д.), основу сюжета составляет столкновение героя с жизненными проблемами, а потому центральное место в системе персонажей занимает человек, поступки которого вызывают либо одобрение, либо неприятие.

В одних сказках-выдумках Черепанова люди сами преодолевают препятствия благодаря своей находчивости, смекалке; в других – с помощью помощников, в качестве которых выступают животные или антропоморфные существа.

В сказках, которые обнаруживают родство с волшебными, в качестве помощника могут выступать животные.

Влияние несказочной прозы также обнаруживается на уровне системы персонажей: с быличками имеют сходства нарисованные Черепановым лихоманки, бесы, лиходеи; с преданиями и сказами – хранители кладов и тайн природы.

Наше исследование является первым этапом на пути постижения особенностей сказок-выдумок Черепанова. На наш взгляд, оно может быть продолжено: эти произведения можно изучать как в контексте определенного жанра, так и в контексте уральской традиции литературного сказа.

Список использованной литературы

Зуева, Т.В. Русский фольклор: словарь-справочник / Т.В.Зуева. - М.: Просвещение, 2002. – 334с.

Лазарев, А.И. Светлые мысли, родниковые слова [Электронный ресурс] – URL: https://lit.wikireading.ru/5891

Лазарев, А.И. Уральский фольклор и сказы С. И. Черепанова// Черепанов С. Озеро синих гагар.– Челябинск, 1971.– С.3-8.

Михнюкевич, В. А. Литературный сказ Урала: Истоки. Традиции. Поиски / В. Михнюкевич. – Иркутск, 1990. – 192 с.

5. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. –М. 1975. – с.

6. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / Пропп В.Я. – М. 2003.–144с.

7. Черепанов, С. И. Сказки-выдумки // Черепанов С.И. Кружево: Сказы и сказки. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. — 184 с.

8. Чернец, Л.В., Семёнов В.Б., Скиба, В.А Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В Чернец, В.Б Семёнов, В.А Скиба,. –М., 2005.– С.558

Приложение 1

Название сказки

Человек

Загадочные существа

«Еленкино кружево»

Животные

Антропоморфные

существа

Еленка-«герой»

Фотька-«анатагонист»

Паучиха

Ласка

Старик -луговик

«Серебрянкин клад»

Недрёма – «герой»

Толстопятов -«антагонист»

Снегирь

Серебрянка, Буран, Пурга, Сиверко, Метелица, Снежная баба

«Двенадцатая сестра»

Старая Катя

 

Охохоня (Полынница) – «герой»

«Антагонисты»: Трясуха, Ознобиха, Утриха, Полудниха, Вечериха, Жаруха, Холодиха, Желтуха, Суставиха, Ломиха, Худоба

и лешие

«Типун-трава»

Бабушка Рябушка – «герой»

Змея, Брат-марал (Бабушки

Рябушки)

Лиходей, типун-трава

Девка-лиходейка «антагонист»

«Перекати-поле»

Якуня – «антагонист»

 

Сиверко «герой»

«Егор Синегор»

Устя – «герой»

 

Старик Шабала

Пожива – «антагонист»

«Царев крючок и солдат»

Солдат – «герой»

Царев крючок – «антагонист»

 

Кикимора болотная

«Жених для двоих»

Милодора – «герой»

Федора – «антагонист»

 

Старуха Клещиха

«Филимонов зять»

Устин Первопуток – «герой»

 

Чомор, Кирюха и все черти болотные

«Баба Оха»

Убеглый мужик – «герой»

Урядник и стражник – «антагонисты»

   

«Озеро Синих гагар»

Наум Голуба –«герой»

Поп Захар и Старшина – «антагонисты»

Гагары

Заряна – «герои»

Просмотров работы: 394