Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому это надо? Мне, моим друзьям- одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык А.С Пушкина, Н.В.Гоголя, Л Н. Толстого и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи?
« Где твоя мобила?», «Ты – супер!», « Эх ты, салага!», « У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня»,
В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования – жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования – устная речь учащихся моей школы
База исследования – обучающиеся 8-11 классов
1.2. Актуальность:
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
1.3. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг,жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.Так ли это на самом деле?
Задачи:
Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.
Определить «сленг».
Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 8-11 классов школы с целью определения:
- используются ли в речи школьников диалектные и профессиональные слова;
- круг наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
- причин употребления школьниками сленга и жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Сделать выводы по теме исследования.
Выполнить компьютерную презентацию.
1.4. Этапы исследования:
Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
Проведение анкетирования, обработка результатов.
Написание проекта.
Создание компьютерной презентации
Методы исследования:
метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); сбор лексики;
анкетирование;
анализ, сравнение; статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические исследования.
2.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди
других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
ЛЕКСИКА
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Если слово в современном русском языке употребляется свободно,
неограниченно
не вошло в состав свободно
употребляемой лексики
употребляется на определен-ной террито-рии:
говорить
,балякать, , гутарить,
голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)
употребляется в определенной сфере деятельности ( наука, делопроизводство и т.д.): тире, рашпиль, нахлестка,
скальпель, мольберт,
кок, шапка, патронка
употребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия: предки-родители,супер – хорошо, стрельнуть- попросить
Профессиональная лексика
Диалект- ная лексика
Жаргонная лексика
Общеупотребительная лексика
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, солнце, земля, трава, небо, птица; зеленый, красный , длинный; идти, думать, мечтать.
Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками, я пришла к выводу, что в речи учащихся моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими. В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некоторые из них используют и диалект. Это такие слова как: стрельнуть (попросить ),кошелка (корзина), цибарка ( ведро), буряк ( свекла), дите (ребеноки другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.
Мною выделено несколько причин редкого употребления диалектов:
Одни утверждают, что диалектизмы - это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно»;
Некоторые ответили « не знаю», что такое диалектизмы.
Конечно, жаль, что в нашей речи диалектных слов становится все меньше и меньше, а ведь какую выразительность, эмоциональность они придают языку! Иногда их используют в художественной литературе как средство создания образа. Например, рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок». В этом рассказе писатель использует очень много диалектных слов, используемых донскими казаками. И когда мы читаем, как говорит Мишка или его дед, мамка или батянька, - нам смешно, и мы переносимся в казачью станицу начала прошлого века. И я думаю, что мы не должны забывать совсем те слова и выражения, тот язык, которым пользовались наши деды и прадеды. Значение непонятного диалектного слова можно узнать в «Толковом словаре» В.И.Даля. Этот словарь является богатейшей сокровищницей русского языка и народной мудрости.
2.2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, тире, кок, шапка, патронка, дефис,карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель.Термин – это обозначение понятия, применяемое в науке, технике, искусстве: морфология, синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, сказуемое, дефис, синус, косинус , морфема и другие.
В речи родителей, занимающихся разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся . Например, , аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот, агротехника, медикаменты , педиатр, окулист, лор , скальпель, монитор.
2.3 Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой музыки». На сленге: «Я просто тащусь от этой музыки!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
2.4.Молодёжный сленг
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность, краткость, точность.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости.. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
2.5 Причины употребления сленга.
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 8-11классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
В анкетах я попросила указать слова, которые ребятаупотребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Название группы |
Примеры |
|
1 |
Части тела |
грабли, краб (руки), пачка, башня, башка (голова), зеньки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); |
2 |
Слова, обозначающие людей по профессии |
училка , физручка, биологиня, химичка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории) ; |
3 |
Бытовая техника |
ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), клава( клавиатура ); |
4 |
Транспорт |
мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей); |
5 |
Слова, обозначающие людей по родству |
предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень), чувак, малявка;салага |
6 |
Учеба |
домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка, супер, класс; |
7 |
Продукты питания |
хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая); |
8 |
Деньги |
бабки, бабло, баксы, штука, рубль (тысяча ); |
9 |
Слова-оценки |
классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто, супер, класс (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно,запущено (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень просто); |
10 |
Глаголы |
отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); стрельнуть (попросить) |
11 |
Слова, обозначающие людей по их качеству характера |
крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова,пень, дубина,тормоз; |
В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – прикольно!, восторг – класс, супер!, раздражение – завянь, отвали и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 8 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: восторг, разочарование, раздражение, удивление, сомнение, негодование, радость. Например: « Ну, ты, блин, даешь! «(удивление), «Не мешай, блин (раздражение)», «Здорово, блин! (восторг)» и т. д. Ученики нашей школы считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
3. Практические исследования:
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения
Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.
Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: восьмиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, матка) старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.
Из бесед с взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал. Они назвали такие слова: блин, фигня, шпора,прикольно, отвянь, но употребление этих выражений было низким , этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые иногда употребляют их в шутку.
4. Вывод.
В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных, профессиональных, жаргонных слов и выражений.
Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом, они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно, использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.
Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
6. Список использованной литературы
Россия. Большой лингвострановедческий словарь./ Под общ. Ред. А.Ю.Прохорова.- М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.- 736с. Ил. –( Фундаментальные словари)
Зимин В.И. Словарь - тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА , 2010. – 736 с. –( Настольные словари русского языка )
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 400с.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А. Семенюк, М.А. Матюшина.- 2-е изд..- М. : ООО « Русское слово – учебник», 2012.- 624 с.
Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов / Н.А. Николина. - М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012.- 200с.
Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка ( 7-11 классы ). - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА , 2011. – 304 с. – (Настольные словари школьника)
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русской фразеологии / сост. Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов.- 3-е изд.- М.: ООО « Русское слово – учебник», 2012.- 288 с.
Сомов П.В. Словарь латинских выражений. По-латыни между прочим .- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2009 .- 416 с. – ( Словари для интеллектуальных гурманов ) .
Крысин Л.Н. 1000 новых иностранных слов.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2009.- 320с.- ( Малые настольные словари русского языка ).
Новиков Вл. Словарь модных слов.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА , 2011.- 256с. – ( Словари для интеллектуальных гурманов).
Интернет – ссылки:
http://www.gramota.ru/slovari/
http://www.gramma.ru/SPR/?id=1.0
http://www.school.edu.ru/ Мир слова русского
http://www.rusword.com.ua/rus/index.php
http://www.gramota.ru «Русский язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи.
http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы.
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://www.ruscenter.ru/ Центр развития русского языка.
http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект «Знаете слово?»
7. Приложения
Вопросы анкеты для учащихся:
1. Что такое молодежный сленг?
2.Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
3. Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
Фигня, клево, базарить, тупить, везуха, тормоз, тащусь, балдею, супер
4. С какой целью вы их употребляете?
а) Считаете, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов.
в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Помогают самоутвердиться.
е) Придать своей речи живость, юмор.
7. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
8. Стараетесь ли вы обойтись без них?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
Варианты ответов |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
да |
5% |
8% |
17% |
50% |
Нет |
10% |
25% |
30% |
- |
Не думал об этом |
85% |
67% |
53% |
30% |
Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.
9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
а) Да
б) Нет
в) Не думал об этом
Выборочный опрос учащихся 8 и 11 классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. Всего было опрошено 11 человек. На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:
8класс |
11класс |
всего |
||
А |
Модно, современно |
3 |
1 |
4 |
Б |
Нужны в речи для связи слов |
2 |
2 |
4 |
В |
Делают речь понятнее |
1 |
1 |
2 |
Г |
Что-то другое |
1 |
- |
1 |
Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.