Литературный жанр фэнтези в жизни современных подростков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературный жанр фэнтези в жизни современных подростков

Ляпкина А.П. 1
1МБОУ Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №3 им. Флерова"
Чугай И.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 им. Флёрова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С самого детства я люблю читать сказки. Мне нравилось мечтать, фантазировать, погружаться в мир волшебства и приключений. Это приносило мне массу удовольствия, но я выросла, и сказки были заменены чудесным жанром фэнтези. Помимо захватывающего сюжета, который богат приключениями и волшебством, произведения в жанре фэнтези всегда имеют философский подтекст, будят воображение.

Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на формирование подрастающего поколения. Подросток, который читает много книг в разных жанрах, формирует свой взгляд на мир, видит разнообразие судеб и возможностей. Среди моих одноклассников есть ребята, которые так же, как и я любят читать фэнтези. В чём секрет привлекательности данного жанра и какое влияние на подростков он оказывает? Многие считают, что чтение книг в жанре фэнтези отрицательно влияет на читателя и не несет никакой пользы, в отличие от классической литературы. Мне стало интересно, так ли это на самом деле? Я решила разобраться в этих вопросах и приступила к работе над проектом.

Актуальность данного проекта состоит в том, что у современных подростков наблюдается снижение интереса к чтению книг. Несмотря на это, существуют жанры в литературе, которые привлекают современных школьников. Одним из таких жанров, на мой взгляд, и является жанр фэнтези.

Цель работы – выявить причины популярности жанра фэнтези у современных подростков и влияние на них этого жанра.

Объект исследования – литературный жанр фэнтези.

Предмет исследования – причины популярности жанра фэнтези у современных подростков.

Методика исследования - для проведения исследования были использованы анкетирование, опрос и интервью.

Гипотеза – жанр фэнтези является популярной литературой для подростков, чтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность.

Задачи:

1. Изучить понятия и историю возникновения жанра.

2. Выявить основные черты литературного жанра.

3. Провести анкетирование и опрос подростков нашей школы.

4. Выявить причины популярности жанра фэнтези, его влияние на подростков.

5. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы.

Глава 1. Обзор литературного жанра фэнтези.

1.1. Толкование жанра фэнтези.

Среди исследователей до сих пор нет единого толкования жанра  фэнтези. Определений жанра фэнтези довольно много, мы остановимся на нескольких, показавшихся нам наиболее интересными.

В словаре Александра Осипова «Фантастика от «A» до «Я» дается следующее толкование: «Фэнтези – разновидность фантастической сказки». [1,с.12]

В словаре Белокуровой С.П. отмечается, что «это своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа». [2,с.12]

Фэ́нтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. [3, с.12]

Фэнтези - разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью, подавляет её и, руководствуясь лишь только движением мысли автора, трансформирует в новую. Реальность сия, есть ни что иное, как абсолютно уникальный мир, со своими законами и традициями. [4,с.12]

Чем фэнтези отличается от фантастики, так это наличием магии, вымышленных миров и рас. В таких произведениях герои для решения проблемы используют необычные силы, волшебные палочки, тайные знания, магические способности, различные артефакты. Среди рас самыми распространенными считаются эльфы, гоблины, орки, гномы, домовые, хоббиты. Среди современных писателей жанра фэнтези стоит выделить Джоан Роулинг с ее всемирно известными романами о Гарри Поттере, Джона Толкина с трилогией «Властелин колец» и др.

Произведения такого жанра можно считать развлекательными, потому что описанные в них события никогда не произойдут в реальности. Действие обычно происходит в вымышленном мире, на другой планете, писатель не указывает точного месторасположения магической страны или же она скрыта от глаз простых людей, как это происходит в романах Роулинг. Библиотека фантастики и фэнтези представляет собой любопытное собрание книг. Многие писатели объединяют эти два жанра, создавая интересные произведения, достойные прочтения. [5, с.12]

Цель фэнтези - исследование мира, скрытого за повседневностью. Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром, так как данным произведениям присущи такие черты, каких нет у других жанров.

К жанровым чертам фэнтези относятся:

Атмосфера волшебства или сказки, в основе которой находится тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, героями, битвами или магическими предметами.

Несуществующие в реальности существа или предметы, необычные с виду, наделенные необыкновенными способностями (говорящие звери, ожившие деревья, драконы, упыри, единороги, духи природы и другие).

Необъяснимая сила в обычных явлениях (живая и мертвая вода), в людях (чародеи, прорицатели, ведьмы) или в предметах (магические посохи, шапки-невидимки и прочие артефакты).

Существование нереального мира (другая планета, мифический Олимп, заколдованное королевство, невидимый мир духов).

Наличие знаний, выходящих за пределы реального, разумного, логического или научно обоснованного (характеристика магической системы, особенностей новой расы, различных открытий или изобретений).

Иногда эти черты присутствуют в явной форме, иногда – в скрытой. Но, даже будучи скрытыми, они подчеркивают характер жанра фэнтези и выделяют его из общего потока развлекательной и приключенческой литературы.

История возникновения жанра фэнтези.

Жанр фэнтези сложился в литературе в прошлом веке, но свое начало берет с древних времен и очень тесно связан с культурными традициями, обычаями народов, которые нашли отражение в мифах, преданиях, сказках. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов эпохи Средневековья. Их действие разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном "феерическом” пространстве, где настоящая, подлинная география, временное пространство, границы не важны. Обычно это было некое королевство, где рыцари силой, смелостью, смекалкой противостоят колдунам и чародеям, чудовищам, великанам. В рыцарских романах стали зарождаться шаблоны, традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, ведущего ожесточенную борьбу, порой бесконечную, с могучими  силами Тьмы, Зла.

Несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, до сих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкин (1892-1973) - английский писатель, литературовед. Мировую известность ему принесла эпопея о "Средиземье": "Хоббит, или Туда и обратно" (1937), "Властелин колец" (1954-1955) и "Сильмариллион" (изданный сыном Толкина в 1977). Сам Толкин определял жанр своих произведений о Средиземье как "фэери" (от англ. fairy - сказочный, волшебный). Однако принципиальное отличие этого жанра от сказок заключается в том, что все чудеса имеют закономерный и вполне объяснимый характер.

Нельзя здесь не отметить Джоану Роулинг (р. 1965) - английскую писательницу, автора всемирно знаменитой серии романов о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике - которая своими произведениями произвела бум в литературе.

В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя.

Новый жанр быстро завоевал успех у читателей, особенно у подростков, и это послужило залогом его расцвета. Сейчас необходимо признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади многие литературные жанры. Среди всех литературных жанров именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Глава 2. Исследование.

2.1. Анкетирование.

Мною было проведено анкетирование пятиклассников школы № 3 Балашихинского района об их предпочтениях в выборе жанра для чтения. В анкетировании участвовало 110 учеников. Вопросы анкеты и полученные ответы я занесла в таблицу.

Таблица

Любите ли вы читать книги?

Какой жанр предпочитаете?

(отвечали те, кто любит читать – 83 чел).

да

нет

фэнтези

детектив

мелодраму

83

27

53

11

19

Из 110 анкетируемых подростков 83 любят читать книги. Из них жанр фэнтези предпочитают 53 подростка, остальные 30 выбирают для чтения либо детективы, либо мелодраму. К сожалению, есть подростки, их не мало, которые не любят читать книги.

2.2. Опрос.

Я провела опрос тех пятиклассников, которые увлекаются чтением художественной литературы в жанре фэнтези. Задавала им вопросы и получала следующие ответы.

На вопрос: «Что привлекает Вас в данном жанре?», были получены следующие ответы: «Захватывающий сюжет, нереальный мир, волшебство, необычные люди, животные, существа».

Эти же признаки подростки выделяют при ответе на вопрос: «В чем, по-вашему, причины популярности подобных книг?», еще их привлекает следующее: «Возможность отвлечься от реальности, отдохнуть от обыденности и учебы, получить незабываемые эмоции и впечатления».

Анализ результатов анкетирования и опроса показал, что большинство детей, учащихся в нашей школе, любят читать книги, имеют свои предпочтения в выборе жанра для чтения. Жанр фэнтези довольно популярен среди двенадцатилетних подростков нашей школы. Большинство подростков предпочитают читать именно книги этого жанра. К сожалению, детей, не любящих читать, оказалось не так уж мало. Своим опросом я доказала популярность жанра фэнтези среди подростков.

2.3. Интервью со школьным психологом.

С целью подтверждения моих предположений о положительном влиянии чтения фэнтези на подростков, я решила, что мне стоит опросить не только подростков, но и школьного психолога. Я попросила Марину Вячеславовну дать мне интервью на тему «Фэнтези в жизни современного подростка». Марине Вячеславовне я задала следующие вопросы: «Как Вы думаете, нужно ли читать фэнтези подросткам?» и «Как влияет фэнтези на мировоззрение подростка?» Марина Вячеславовна сказала, что современным подросткам надо читать фэнтези, так как этот жанр развивает воображение, учит бороться со страхами. Также фэнтези помогает подросткам в общении, они читают эти произведения, узнают что-то новое и потом беседуют об этом со своими сверстниками. Фантастика положительно влияет на мировоззрение подростка, заставляет посмотреть на мир под другим углом, переосмыслить некоторые взгляды на жизнь. Школьный психолог предупредила, что нужно правильно выбирать произведения данного жанра, так как психика у подростков неокрепшая и они могут переволноваться или сильно испугаться, читая эти произведения. Марина Вячеславовна предложила перечень книг, которые может прочитать подросток, увлекающийся чтением фэнтези. В этот перечень входят произведения Тамары Крюковой: «Гордячка», «Кубок Чародея», «Лунный Рыцарь», «Хрустальный ключ» и другие.

2.4. Мнение специалистов.

Мне было интересно, что пишут специалисты о данном жанре. В Интернете я нашла несколько статей по данной теме. Вот выдержки из них:

«Жанр фэнтези в литературе читают самые разные люди, в том числе интеллектуалы с тремя высшими образованиями. А все потому, что фэнтези по своей сути является сказкой, только в улучшенном варианте, своего рода реальностью, в которой добро побеждает зло. Эта реальность, где сразу понятно, что «хорошо», а что «плохо», где всегда есть место подвигу и главное - чуду». [6, стр.12]

Что можно сказать про востребованность жанров у современных детей? Наши подростки читают практически все, так как способов получить желанную книгу сейчас куда больше, чем было у наших дедушек и бабушек. Но особо популярны произведения в жанре фэнтези или обычной фантастики. С их помощью можно погрузиться в выдуманный и нереальный мир, почувствовать вкус приключений, особенно если жизнь более чем однообразна. [7, с.12]

У подростков возникает потребность перейти из настоящего в вымышленный мир, и это объясняется возрастными особенностями читателя. В подростках стремление ко всему яркому, необычному и чудесному проявляется с большей интенсивностью, чем у взрослых.

Главным объяснением любви подростков к жанру фэнтези можно считать то, что только они верят в волшебство, они еще не настолько циничны и заняты ежедневными проблемами, чтобы не обращать внимания на то, что может принести множество эмоций и приятных минут.

Любое литературное произведение, написанное в жанре фэнтези, дает возможность подростку убежать из реального мира в мир вымышленный, где все будет так, как хочется ему.

Вывод

Литература фэнтези оказывает положительное влияние на подростков. Балансирование сил Добра и Зла, извечное их противоборство и противостояние, моральный долг, защита родной земли, чести, имени – эти вопросы ставятся перед читателем, и он вместе с героями находит на них ответы и принимает решения.

Я считаю, необходимо включить в программу среднего образования произведения данного литературного жанра. Ведь от того, какие книги мы читаем, зависит  наше мировоззрение, восприятие современной жизни, формирование собственного отношения к тем или иным ситуациям. 

Заключение

Моя гипотеза о том, что жанр фэнтези является популярной литературой для подростков и что чтение фэнтези формирует активную, творческую, гармонически развитую личность, подтвердилась полностью. Такой вывод я сделала на основе анкетирования, опроса пятиклассников, анализа статей на данную тему, беседы со школьным психологом.

С чтением всегда было связано духовное развитие человечества. Однако последние годы характеризуются резким падением интереса к печатному слову. Время досуга современный подросток всё чаще проводит перед телевизором или компьютером. И всё же, как я это выяснила, есть ещё подростки, которые с удовольствием читают художественную литературу.

Современные романтически настроенные подростки увлекаются жанром фэнтези. В ходе общения со сверстниками было выяснено, что чтение этих книг увлекает романтикой открытий неизведанного и необычайного, расширяет кругозор, развивает творческую фантазию и воображение. Основная черта фэнтези схватывается детьми очень чутко – естественность чуда, размытость границ между мирами, возможность невозможного.

В большинстве случаев опыт и знание жизни подросток черпает именно из книг. Вместившая в себя лучшие традиции классической литературы и фольклорную мудрость, фэнтези сегодня взяло на себя роль, которую ранее успешно выполняла реалистическая, классическая литература - воспитание личности.

Джоан Роулинг, Нил Гейман, Терри Пратчетт,  Йон Колфер, Вадим Панов... Книги этих и многих других авторов читают современные подростки.

Не стоит игнорировать предпочтения молодёжи. Часто бывает, что «поп-литература» становится единственным средством найти взаимопонимание между поколениями. Фэнтези – часть «поп - литературы», которая имеет эстетически достойные произведения, имеющие завидную и неугасающую популярность среди подростков.

 

Список используемых источников и литературы.

Осипов А.Н.Фантастика от «А» до «Я» (основные понятия и термины): краткий энциклопедический словарь/ А.Н. Осипов. М.: Дограф, 1999г., 352 стр.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.-  Санкт-Петербург: Паритет, 2006, 2006, 314 стр.

Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ФэнтезиДата обращения: 01.12.2018.

Литературный сайт Парнас [parnasse.ru] [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://parnasse.ru/prose/essay/mystic/o-fyentezi.html Дата обращения: 01.12.2018.

Сайт ФБ.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/103102/chem-otlichaetsya-fantastika-ot-fentezi-osnovnyie-razlichiya Дата обращения: 01.12.2018.

Сайт Dvorec.ru[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dvorec.ru/statia/page.php?s_IS=37991 Дата обращения: 01.12.2018.

Сайт ФБ.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/223276/podrostkovaya-literatura-osobennosti-janra-spisok-interesnyih-knig Дата обращения: 01.12.2018.

Просмотров работы: 10879