Его величество - слово

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Его величество - слово

Тоймурзина С.А. 1
1МБОУ Гимназия №6
Королёва Н.В. 1
1МБОУ Гимназия №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы – рассказать о влиянии слова на словарный запас языка
и его зависимость от различных причин.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Рассказать о значении слова и его влияния на словарный запас русского языка.

Изучить научную и художественную литературу, словари русского языка, определить количество слов и их зависимость от различных факторов.

Исследовать порядок изучения слов по предмету «Русский язык».

Разработать рекомендации школьникам для увеличения и обогащения личного словарного запаса.

Раскрыть многогранность и богатство словарного запаса русского языка.

В работе использованы следующие способы исследования:

наблюдение, грамматический и морфологический анализ, изучение
и сопоставление фактов.

Актуальность моего исследования состоит в том, что слово
и словарный запас сопровождает человека всю его жизнь: младенчество, отрочество, юношество, взрослую жизнь и старость; учебу, профессиональную подготовку и деятельность, увлечения и творчество, культуру и науку.
Работу можно использовать на уроках русского языка для акцентирования внимания учащихся о необходимости постоянного повышения словарного запаса и изучения истории, значения и развития каждого из слов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Порядок изучения слова и словарного запаса русского языка.

Что такое «слово»? Какое значение оно имеет для человека?

Любой человек с самого рождения и до своего «заката» слышит слова. Он через слово размышляет, мечтает, строит планы, делится впечатлениями, мыслями, пожеланиями и своими думами. Слово неразрывно следует
с человеком. Слово- неотъемлемая часть человеческого бытия.

С точки зрения науки «Слово»  одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов,
их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых
и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.

Для изучения структуры слова в дисциплине «Русский язык» в разделе «Грамматика» сформирована самостоятельная отрасль  морфология.

Грамматика – раздел лингвистики, изучающий и описывающий строение слов (словообразования) и словоизменения (морфологию, видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).

Морфология (от древнегреческого μορφή  «форма» и λόγος   «слово, учение»)  раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Слово является составной частью языка. По данным лингвистов
в современном мире существуют от 3 000 до более 6 000 языков
и их диалектов, из них зарегистрировано 95 официальных государственных языков.

Каждый язык имеет определенное количество слов – «словарный запас». Словарный запас современного русского языка
по данным Большого академического словаря русского языка (БАС) (начало издания 2004 г., в 2017 году вышел том 24 из предполагаемых 33) будетсоставлять 150 000 слов.

Большой академический словарь русского языка (БАС) 
– академический нормативный толково-исторический словарь  русского литературного языка отражает лексику русского языка
со времён А. С. Пушкина. Словарь включает большое количество значений слов, их оттенков и фразеологизмов; помимо «академической» литературной лексики в словарную базу также включаются разговорно-просторечные слова и выражения.

По данным другого известного словаря – «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля в русском языке около 200 тысяч слов.

Вывод: Русский язык используют для общения многие государства
и народы нашей планеты Земля. Он входит в группу четырех крупнейших языков мира. Для сохранения самобытности, идентичности каждого слова обязательно необходимо изучать правила их составления, написания, произношения и истории.

Глава 2. Словарный запас человека и его зависимость
от различных факторов.

Словарным запасом обладает не только тот или иной язык,
но и каждый из нас.

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи
и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.

Словарный запас человека зависит от возраста, образования, профессии, хобби и многих других факторов.

Рис. 1. График зависимости словарного запаса от возраста человека

Словарный запас человека растет с практически до 20 лет, связана эта зависимость от постоянной учебы (ясли, детский сад, школа, колледж, институт, университет и академия). После окончания периода интенсивного обучения в школах и университетах скорость набора словарного запаса уменьшается и практически прекращается к 45 годам. После этого возраста словарный запас человека остается постоянным или изменяется незначительно.

После достижения многими людьми 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это связано с забыванием слов, которые
не используются достаточно долго, старением организма, ухудшением памяти и выхода из активного образа жизни в обществе (учеба, работа, творчество, наука, культура) к пассивному (отставка и выход на пенсию).

Словарный запас слов человека напрямую зависит и от уровня образования.

Рис. 2. График зависимости словарного запаса от образования человека

Люди со средним специальным образованием пополняют словарный запас – до 43 лет, с высшим – до 51 года, кандидаты и доктора наук –
до 54 лет.

Это объясняется особенностью деятельности – обладатели ученой степени продолжают изучать различную литературу даже в зрелом возрасте, постоянно общаются в институтах, университетах и академиях, где очень много образованных людей разных специализаций.

Вывод: словарный запасхарактеризует уровень интеллектуального развития человека. Для пополнения словарного запаса необходимо постоянное чтение, общение, посещение выставок, музеев, театров, учеба, творчество, профессиональная деятельность и занятие наукой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во многих случаях только исключительно через слово человек способен передавать свои знания, умения, эмоции и просто общаться
с подобными себе. Без необходимого словарного запаса человеку сложно существовать в обществе. Крайне важно при использовании того или иного слова знать его истинное значение. Ведь неправильная трактовка значения слова и его понимание может привести к неудаче, оскорблению собеседника и просто осложнить общение.

В ходе исследования я доказала, что именно слово является основой общения человека и одним из богатств каждого из нас – словарного запаса.

Практическое значение моей работы заключается в следующем: каждому из нас необходимо постоянное пополнение словарного запаса, изучение значения обыденных и новых слов. Исходя из анализа значения слова и словарного запаса каждому из нас необходимо всю жизнь читать, общаться, изучать, правильно проговаривать и использовать каждое слово. Необходимо бороться со словами-паразитами, ненормативной лексикой, неправильным произношением и применением слов без знания их истинного значения.

Результаты исследования могут использоваться на уроках русского языка и литературы, внеклассных занятиях, викторинах и конкурсах.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1. Толковые словари // Большая российская энциклопедия – М., 2016.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.

4. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В. И. Чернышёва.  М., Л.: Изд-во АН СССР, 19481965.

5. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. / Под ред. К. С. Горбачевича.  М., СПб.: Изд-во «Русский язык», 19911994.

6.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. – 6-е изд. стер. – М.: Дрофа, Русский язык-Медиа, 2011.

7. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред.К. С. Горбачевича.  СПб.: Изд-во «Наука», 2004.

8. https://gufo.me/dict/ozhegov

9. https://onlinedic.net/dalya/

10. https://gufo.me/dict/dal

11. https://www.labirint.ru/series/23196/

Просмотров работы: 87