Глава 1.
Актуальность обращения к теме.
Имя Николая Васильевича Гоголя известно всем читателям. Моё знакомство с Гоголем-писателем состоялось благодаря фильму Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» этого гениального режиссера произвела на меня глубокое впечатление. Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Я всей душой переживал за Вакулу, радовался его успехам и сочувствовал неприятностям. Искренне смеялся над комичными моментами и эпизодами с участием нечистой силы.
Совершенно неожиданным было для меня другое знакомство с Гоголем. Однажды во время знакомства с семейным архивом я наткнулся на листок бумаги и обнаружил, что держу в руках генеалогическое древо нашей семьи. Я заинтересовался находкой и начал внимательно читать записи. И вдруг до моего сознания доходит, что мой дальний родственник – Николай Васильевич Гоголь!..
Передо мной возникла проблема: А действительно ли это так? И если это так, что нас связывает?
Глава 2.
Гипотеза. Цель. Задачи и этапы работы. Методы исследования.
Мною была выдвинута гипотеза: Если обратиться к старинному рукописному древу, использовать воспоминания родственников, биографию и произведения Н.В.Гоголя, можно найти ответы на возникшие вопросы.
Цель проекта: Установление родства с Гоголем.
Задачи:
Исследовать родословную, составленную предками родной сестры Гоголя (её правнуками).
По родословной и воспоминаниям родственников установить родство с Гоголем.
Изучить биографию писателя для выявления общих интересов и увлечений с Гоголем.
Прочитать произведения писателя, чтобы разобраться по отношению к героям, наблюдается ли духовное родство между нами.
Определить, наследником каких традиций писателя я могу быть.
Этапы:
Изучение родословной.
Беседа с родственниками с целью установления родства с Гоголем.
Извлечение информации из биографии писателя для выявления общих интересов и увлечений.
Извлечение информации из произведений для установления духовного родства между нами.
Продолжение традиций Гоголя в театральном и, возможно, писательском творчестве.
Методы исследования:
Метод классификации
Метод сравнения
Метод измерения
Метод анализа
Метод синтеза (обобщения)
Метод индукции (вывод)
Глава 3.
О чём свидетельствует генеалогическое древо.
Оказывается, наша родословная бережно передавалась из поколения в поколение, тем самым сохраняя для потомков историю нашей семьи. Так родословная оказалась у моей бабушки Перегонцевой Натальи Геннадьевны и была предана моим родителям.
П о свидетельствам родственником, родословная была составлена потомками Ольги Васильевны Гоголь-Головни (сестры Н.В. Гоголя) правнуком Савченко В. праправнучкой Константиновой Т. в середине 60-х годов прошлого века и выглядит следующим образом:
Моё родство с Гоголем берёт начало от Ольги Васильевны Гоголь-Головни и происходит по линии Арндт, Константиновых, Снежко, Черновых и, наконец, Перегонцевых.
Глава 4.
Что общего в биографии Гоголя и в моей?
Если Гоголь - мой родственник, то у нас с ним может быто много общего. Именно с такой мыслью я обратился к книгам о жизни Н. В. Гоголя: Викентия Вересаева «Гоголь в жизни», Пантелеймона Кулиша «Записки о жизни Гоголя».
Из них я узнал, что мечтательность, мнительность, меланхолия, нежелание ждать являются важнейшими чертами характера Николая Васильевича Гоголя. Я такой же мечтательный и иногда такой же нетерпеливый, как и мой предок. Однако меня, как мне кажется, отличает жизнелюбие и жажда новых открытий.
Оказывается, Гоголь не проявлял интереса к учёбе и не был любимцем учителей. «Туп, слаб, резов <9>», — вот характеристика, данная ему в Полтавском училище. Зато он стал известен как актер в лицейском театре. У него был особый талант исполнять роли комических стариков. Забывалась его некрасивость, небольшой рост, застенчивость — зал умирал от хохота, наблюдая за гоголевскими персонажами на сцене. А я наоборот, проявляю интерес к учёбе, но не знаю, являюсь ли любимцем учителей.
Что меня больше всего поразило – это наша общая любовь к театру. В нашей семье театральным искусством занимаются мама и я. Это увлечение мне приносит дополнительные знания о литературных произведениях, помогает развивать фантазию и креативное мышление. Занятия в театре помогли мне попробовать и почувствовать себя актером, чтецом, ведущим. Нам с мамой интересны уроки актерского мастерства, занятия хореографией и вокалом, очень нравится изучать историю театра.
Гоголь читает «Ревизор»
Минуя поколения…
Я играю в спектакле «Рождественская сказка» по мотивам произведений Н.В. Гоголя.
Глава 5
А есть ли между нами духовное родство?
Чтобы ответить ещё на один возникший у меня вопрос, я обратился к произведениям писателя «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».
Духовное родство, на мой взгляд, проявляется в общих взглядах на события, идеалах, любимых героях. В названных мною книгах моими любимыми героями являются Тарас Бульба, Вакула, Левко. По строчкам из произведений я понял, как сам писатель относится к своим героям и сопоставил его отношение со своим. Вот что у меня получилось.
Что нравится Гоголю в Тарасе Бульбе?
1.«Любил простую жизнь <5>». – Жизнелюбие.
2.«Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь – вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Вот, лучше отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму! <5>» - Патриотизм.
3.«Нету уз святее товарищества <5>». – Верность дружбе, боевому братству.
4.«Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия <5>». – Боголюбие.
5.«Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты было видно, как на ладони <5>». – Самоотверженность, героизм.
Чем мне нравится Тарас Бульба?
Необыкновенная сила духа
Патриотизм
Верность и преданность
Мужество и целеустремлённость, бесстрашие.
Что нравится Гоголю в Вакуле?
1.«…силач и детина хоть куда…<4>» - Удальство.
2.«…Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку… А как он будет расписан! .... Гореть будет, как жар <4>». – Мастерство.
3.«Что за картина! Что за живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется, живая! А дитя святое! И ручки прижало! И усмехается, бедное! А краски! Боже ты мой, какие краски! <4>» - Любовь к красоте.
4.«Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану<4>». – Преданность любимой.
Чем мне нравится Вакула?
Бескорыстность
Умение ценить прекрасное
Трудолюбие
Умение любить
Целеустремлённость
Что нравится Гоголю в Левко?
1.«С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко <3>». – Ловкость и находчивость.
2.«орлиные очи парубка <3>», «чернобровый козак <3>», «чёрные усы <3>». – Мужественность.
3.«Нет, хлопцы, нет, не хочу! Что за разгулье такое! Как вам не надоест повесничать? И без того прослыли мы, Бог знает, какими буянами. <3>» - Серьёзность и ответственность за своё поведение.
4.«Мы, слава Богу, вольные козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки! <3>» - Смелость и независимость.
Чем мне нравится в Левко?
Вольнолюбие
Человечность и благородство
Смелость
Непреклонность
Стремление к независимости
Твёрдость характера
Чувство собственного достоинства
Данное сопоставление является убедительным доказательством неоспоримого духовного родства между мною и моим прославленным предком.
Глава 6
Какое завещание оставил мне Гоголь?
Или какие жизненные уроки я извлёк из его произведений.
Персонажи Н.В. Гоголя помогли мне понять, какие черты характера стоит в себе развивать ивоспитывать. Своими яркими образами они показали мне необходимости быть честным, справедливым по отношению к себе и своим товарищам.
Благодаря произведениям Гоголя и его героям, я понял, что необходимо воспитывать в себе и укреплять твёрдость характера, силу воли и целеустремлённость, развивать стремление к прекрасному.
Мой далёкий предок завещал мне придерживаться принципов добра, прислушиваться к голосу своей совести, любить Родину, родителей, ценить дружбу, быть преданным любимой.
Список используемой литературы
Вересаев, В. «Гоголь в жизни» / В. Вересаев – Издательство АСТ 2017 – 768 с.
Воронский, А. «Гоголь. Школа.» / А. Воронский - М. Молодая гвардия 2011 г. - 448 с.
Гоголь, Н. В. «Майская ночь или утопленница» /Н.В. Гоголь. - Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. - М.: "Русская книга", 1994. – 553 с.
Гоголь, Н. В. «Ночь перед Рождеством» / Н.В. Гоголь. - Издательский дом Мещерякова, 2018 г. – 96 с.
Гоголь, Н. В. «Тарас Бульба» / Н.В. Гоголь – Издательство АСТ, 2018 г. – 317 с.
Дубровская, О. «Тарас Бульба»: История создания повести гоголя» / О. Дубровская – Москва, 2004.
Кулиш, П. «Записки о жизни Гоголя» / П. Кулиш – Издательство ИМЛИ РАН, 2003 г. – 704 с.
Рошфид, О. «Одинокий Гоголь» / О. Рошфид //Смена – 2009 - № 1735
http://www.ngogol.ru (дата обращения 25.12.2018).
http://lit-helper.com/p_Biografiya_Gogolya_Nikolaya_Vasil-evicha (дата обращения 13.12.2018).