Гоголь и я: что нас связывает, кроме кровного родства

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гоголь и я: что нас связывает, кроме кровного родства

Перегонцев Е.В. 1
1МБОУ СОШ №7 с УИОП
Смугалова Л.А. 1
1МБОУ СОШ №7м УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1.

Актуальность обращения к теме.

Имя Николая Васильевича Гоголя известно всем читателям. Моё знакомство с Гоголем-писателем состоялось благодаря фильму Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» этого гениального режиссера произвела на меня глубокое впечатление. Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Я всей душой переживал за Вакулу, радовался его успехам и сочувствовал неприятностям. Искренне смеялся над комичными моментами и эпизодами с участием нечистой силы.

Совершенно неожиданным было для меня другое знакомство с Гоголем. Однажды во время знакомства с семейным архивом я наткнулся на листок бумаги и обнаружил, что держу в руках генеалогическое древо нашей семьи. Я заинтересовался находкой и начал внимательно читать записи. И вдруг до моего сознания доходит, что мой дальний родственник – Николай Васильевич Гоголь!..

Передо мной возникла проблема: А действительно ли это так? И если это так, что нас связывает?

Глава 2.

Гипотеза. Цель. Задачи и этапы работы. Методы исследования.

Мною была выдвинута гипотеза: Если обратиться к старинному рукописному древу, использовать воспоминания родственников, биографию и произведения Н.В.Гоголя, можно найти ответы на возникшие вопросы.

Цель проекта: Установление родства с Гоголем.

Задачи:

Исследовать родословную, составленную предками родной сестры Гоголя (её правнуками).

По родословной и воспоминаниям родственников установить родство с Гоголем.

Изучить биографию писателя для выявления общих интересов и увлечений с Гоголем.

Прочитать произведения писателя, чтобы разобраться по отношению к героям, наблюдается ли духовное родство между нами.

Определить, наследником каких традиций писателя я могу быть.

Этапы:

Изучение родословной.

Беседа с родственниками с целью установления родства с Гоголем.

Извлечение информации из биографии писателя для выявления общих интересов и увлечений.

Извлечение информации из произведений для установления духовного родства между нами.

Продолжение традиций Гоголя в театральном и, возможно, писательском творчестве.

Методы исследования:

Метод классификации

Метод сравнения

Метод измерения

Метод анализа

Метод синтеза (обобщения)

Метод индукции (вывод)

Глава 3.

О чём свидетельствует генеалогическое древо.

Оказывается, наша родословная бережно передавалась из поколения в поколение, тем самым сохраняя для потомков историю нашей семьи. Так родословная оказалась у моей бабушки Перегонцевой Натальи Геннадьевны и была предана моим родителям.

П о свидетельствам родственником, родословная была составлена потомками Ольги Васильевны Гоголь-Головни (сестры Н.В. Гоголя) правнуком Савченко В. праправнучкой Константиновой Т. в середине 60-х годов прошлого века и выглядит следующим образом:

Моё родство с Гоголем берёт начало от Ольги Васильевны Гоголь-Головни и происходит по линии Арндт, Константиновых, Снежко, Черновых и, наконец, Перегонцевых.

Глава 4.

Что общего в биографии Гоголя и в моей?

Если Гоголь - мой родственник, то у нас с ним может быто много общего. Именно с такой мыслью я обратился к книгам о жизни Н. В. Гоголя: Викентия Вересаева «Гоголь в жизни», Пантелеймона Кулиша «Записки о жизни Гоголя».

Из них я узнал, что мечтательность, мнительность, меланхолия, нежелание ждать являются важнейшими чертами характера Николая Васильевича Гоголя. Я такой же мечтательный и иногда такой же нетерпеливый, как и мой предок. Однако меня, как мне кажется, отличает жизнелюбие и жажда новых открытий.

Оказывается, Гоголь не проявлял интереса к учёбе и не был любимцем учителей. «Туп, слаб, резов <9>», — вот характеристика, данная ему в Полтавском училище. Зато он стал известен как актер в лицейском театре. У него был особый талант исполнять роли комических стариков. Забывалась его некрасивость, небольшой рост, застенчивость — зал умирал от хохота, наблюдая за гоголевскими персонажами на сцене. А я наоборот, проявляю интерес к учёбе, но не знаю, являюсь ли любимцем учителей.

Что меня больше всего поразило – это наша общая любовь к театру. В нашей семье театральным искусством занимаются мама и я. Это увлечение мне приносит дополнительные знания о литературных произведениях, помогает развивать фантазию и креативное мышление. Занятия в театре помогли мне попробовать и почувствовать себя актером, чтецом, ведущим. Нам с мамой интересны уроки актерского мастерства, занятия хореографией и вокалом, очень нравится изучать историю театра.

Гоголь читает «Ревизор»

Минуя поколения…

Я играю в спектакле «Рождественская сказка» по мотивам произведений Н.В. Гоголя.

Глава 5

А есть ли между нами духовное родство?

Чтобы ответить ещё на один возникший у меня вопрос, я обратился к произведениям писателя «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».

Духовное родство, на мой взгляд, проявляется в общих взглядах на события, идеалах, любимых героях. В названных мною книгах моими любимыми героями являются Тарас Бульба, Вакула, Левко. По строчкам из произведений я понял, как сам писатель относится к своим героям и сопоставил его отношение со своим. Вот что у меня получилось.

Что нравится Гоголю в Тарасе Бульбе?

1.«Любил простую жизнь <5>». – Жизнелюбие.

2.«Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь – вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Вот, лучше отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму! <5>» - Патриотизм.

3.«Нету уз святее товарищества <5>». – Верность дружбе, боевому братству.

4.«Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия <5>». – Боголюбие.

5.«Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты было видно, как на ладони <5>». – Самоотверженность, героизм.

Чем мне нравится Тарас Бульба?

Необыкновенная сила духа

Патриотизм

Верность и преданность

Мужество и целеустремлённость, бесстрашие.

Что нравится Гоголю в Вакуле?

1.«…силач и детина хоть куда…<4>» - Удальство.

2.«…Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку… А как он будет расписан! .... Гореть будет, как жар <4>». – Мастерство.

3.«Что за картина! Что за живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется, живая! А дитя святое! И ручки прижало! И усмехается, бедное! А краски! Боже ты мой, какие краски! <4>» - Любовь к красоте.

4.«Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану<4>». – Преданность любимой.

Чем мне нравится Вакула?

Бескорыстность

Умение ценить прекрасное

Трудолюбие

Умение любить

Целеустремлённость

Что нравится Гоголю в Левко?

1.«С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко <3>». – Ловкость и находчивость.

2.«орлиные очи парубка <3>», «чернобровый козак <3>», «чёрные усы <3>». – Мужественность.

3.«Нет, хлопцы, нет, не хочу! Что за разгулье такое! Как вам не надоест повесничать? И без того прослыли мы, Бог знает, какими буянами. <3>» - Серьёзность и ответственность за своё поведение.

4.«Мы, слава Богу, вольные козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки! <3>» - Смелость и независимость.

Чем мне нравится в Левко?

Вольнолюбие

Человечность и благородство

Смелость

Непреклонность

Стремление к независимости

Твёрдость характера

Чувство собственного достоинства

Данное сопоставление является убедительным доказательством неоспоримого духовного родства между мною и моим прославленным предком.

Глава 6

Какое завещание оставил мне Гоголь?

Или какие жизненные уроки я извлёк из его произведений.

Персонажи Н.В. Гоголя помогли мне понять, какие черты характера стоит в себе развивать ивоспитывать. Своими яркими образами они показали мне необходимости быть честным, справедливым по отношению к себе и своим товарищам.

Благодаря произведениям Гоголя и его героям, я понял, что необходимо воспитывать в себе и укреплять твёрдость характера, силу воли и целеустремлённость, развивать стремление к прекрасному.

Мой далёкий предок завещал мне придерживаться принципов добра, прислушиваться к голосу своей совести, любить Родину, родителей, ценить дружбу, быть преданным любимой.

Список используемой литературы

Вересаев, В. «Гоголь в жизни» / В. Вересаев – Издательство АСТ 2017 – 768 с.

Воронский, А. «Гоголь. Школа.» / А. Воронский - М. Молодая гвардия 2011 г. - 448 с.

Гоголь, Н. В. «Майская ночь или утопленница» /Н.В. Гоголь. - Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. - М.: "Русская книга", 1994. – 553 с.

Гоголь, Н. В. «Ночь перед Рождеством» / Н.В. Гоголь. - Издательский дом Мещерякова, 2018 г. – 96 с.

Гоголь, Н. В. «Тарас Бульба» / Н.В. Гоголь – Издательство АСТ, 2018 г. – 317 с.

Дубровская, О. «Тарас Бульба»: История создания повести гоголя» / О. Дубровская – Москва, 2004.

Кулиш, П. «Записки о жизни Гоголя» / П. Кулиш – Издательство ИМЛИ РАН, 2003 г. – 704 с.

Рошфид, О. «Одинокий Гоголь» / О. Рошфид //Смена – 2009 - № 1735

http://www.ngogol.ru (дата обращения 25.12.2018).

http://lit-helper.com/p_Biografiya_Gogolya_Nikolaya_Vasil-evicha (дата обращения 13.12.2018).

Просмотров работы: 65