Чтение - лучшее учение!

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чтение - лучшее учение!

Месяцева В.А. 1
1МОУ "Евдокимовская СОШ"
Зенчик Е.А. 1
1МОУ "Евдокимовская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой,

и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым,

не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения –

невоспитанный человек, нравственный невежда».

В.А.Сухомлинский

Книга входит в жизнь каждого из нас с самого раннего детства и остается с ним на всю жизнь. Книга –это источник знаний.

Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение, и приключение. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию. 

На дворе XXI век. Век, когда чтение книг не представляет особой важности для детей. Мы сталкиваемся с этим в повседневном общении, на уроках в школе. Всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером. А ведь раньше россияне считались самой читающей нацией, уступив первенство не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. По данным статистики, сейчас Россия занимает 7 место из 10 стран. Больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю.

Мы заканчиваем четвёртый класс. Средняя читаемость в нашем классе составляет 88 слов. Большинство ребят справляются с техникой чтения и даже читают выше нормы, но есть и такие, у которых техника чтения очень низкая.

А ведь с каждым годом объём информации, предлагаемый школьной программой, увеличивается. По оценкам психологов на успеваемость ребёнка в школе влияет около двухсот факторов. Фактор номер один – скорость и осознанность чтения.

Как помочь своим одноклассникам правильно и быстро читать тексты, чтобы повысить успешность в обучении?

Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 15-20 слов.

Задачи исследования:

1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника.

2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения.

3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения.

4. Сделать анализ. Сформировать выводы и рекомендации.

Объект исследования: чтение

Предмет исследования: скорость чтения.

Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 20-30 слов.

Этапы работы:
изучение материала;
проведение эксперимента;
обобщение полученных сведений.

Методы исследования: сбор информации, наблюдение, проведение экспериментов, сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения, обобщение.

Данная работа может быть использована на уроках литературного чтения, для индивидуальной работы с учащимися, во внеурочной деятельности.

I.Теоретическая часть
1.1. Польза книги

Во все времена книга считалась источником знаний, главным учителем. «Кото много читает, тот много знает», - гласит народная мудрость.

С помощью словаря мы узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в словесные, процесс получения информации из её источника [3].

Электронная энциклопедия «Википедия» даёт такое определение чтения: «Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи [7]. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию». 
«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я тоже считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.
Во - первых, как вы вообще представляете жизнь без книг? Это же скучно и неинтересно! Как иногда противно смотреть на лежебок, которые целыми днями сидят за компьютерами и телевизорами. Какой от них толк? А книга – это ключ к знаниям. Читая её, ты узнаешь много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Во – вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.
В – третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах, представить и очутиться в католическом храме, в протестантской церкви или в православном соборе.
В – четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.
В – пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.
А ещё чтение было признано наиболее эффективным способом, уменьшить стресс. Всего 6 минут чтения более чем на две трети снижает уровень стресса. Так же чтение — один из наиболее эффективных способов успокоиться и настроиться на сон.

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается. По данным научных исследований, чтение защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
Книги не только развивают воображение, развлекают и пополняют словарный запас. Они учат концентрировать внимание. Тренированный читатель без проблем может углубиться в любимое занятие в транспорте, а еще для многих не составляет труда смотреть сразу несколько передач, переключая каналы, держать в голове несколько важных дел.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир.

1.2. Влияние скорости чтения на развитие школьника

В современном учебном процессе важно не только само чтение, но и его качество. При чтении необходимо одновременно понимать смысл прочитанного, включать процессы памяти, внимания, восприятия. От скорости чтения зависит процесс развития школьника. Быстро читают обычно те дети, которые читают много, а, значит, усваивают много информации. При замедленном же чтении замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.
В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.
В техническую сторону чтения входит несколько составляющих:
1) правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов;
2) умение понимать содержание текста, его смысл;
3) выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;
4) это способ чтения. Различают четыре способа чтения: побуквенный, слоговой, плавный слоговой с прочтением целыми словами, чтение целыми словами;
5) это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.
Навык чтения формируется в период обучения в начальной школе, поэтому в начальных классах есть свои нормы чтения. К концу 4 класса по требованиям программы ученики должны читать не менее 90 слов в минуту.
Однако существуют и другие мнения. Некоторые педагоги и учёные считают, что оптимальная скорость чтения – это чтение в темпе разговорной речи, т.е. 120 – 150 слов в минуту. Именно к такому темпу приспособился артикуляционный аппарат человека, при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

1.3. Известные факты о скорости чтения

Истории известны факты феноменально быстрого и рационального чтения – 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Лев Николаевич Толстой, Фёдор Иванович Достоевский, Марк Твен и другие.М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. Великий французский полководец Наполеон прочитывал 2000 слов в минуту, 
Современный человек тоже способен читать с такой скоростью;
1. Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иваченко – 163 333 сл/мин с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в присутствии журналистов и до сих пор является непреодолённым.
2. Ученица российской Школы Скорочтения Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения скорости чтения – 60 000 зн/мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса, в справедливости результатов сомневаться не приходится, так как Светлана ответила на все вопросы к прочитанному тексту.
3. Энн Джонс из Англии побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4 253 слов в минуту.
4. Президенты Джон Кеннеди и Франклин Рузвельт также настойчиво тренировались в скорочтении и достигли отличных результатов чтения - свыше 1000 слов в минуту.
После изучения теоретической части, я решила провести исследования, и доказать их на своих одноклассниках.

II. Практическая часть
2.1. Стартовая диагностика

Всю практическую часть я разделила на три этапа: стартовая диагностика, экспериментальная и итоговая диагностика.
На этапе стартовой диагностики передо мной стояло 2 задачи: выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью; определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи я сравнила количество слов в одном из параграфов учебников 4, 5, 6 классов с похожей темой и проверила, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания. (Приложение 1).
4 класс «Окружающий мир», тема «Природа России». Параграф учебника составил 242 слова. Моя скорость чтения 118 слов в минуту.Я прочитала этот текст за 2 минуты 15 секунд. Ответы на вопросы заняли 25 секунд, пересказ 5 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру мне понадобилось 7 минут 40 секунд.
Скорость чтения моего одноклассника Минаса 63 слова в минуту. Он прочитал этот текст за 4,20 минут. Ответы на вопросы заняли 1,15 минут; пересказ - 8 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 13,35 минут.
Если же скорость чтения ещё ниже, например, то на эту же работу ученику потребуется больше получаса.
В учебнике по биологии 5 класса по теме «Природные зоны Земли» 375 слов.
Я прочитала этот текст за 4 минуты 12 секунд. Ответы на вопросы заняли 5 минут 15 секунд, пересказ 8 минут. Итого, для приготовления домашнего задания по биологии мне понадобилось 17 минут 27 секунд.
Соответственно на чтение этого параграфа у Минаса ушло ещё больше времени.
В учебнике по истории 6 класса по теме «Восточные славяне» содержится 1256 слов, т.е. в 4 раза больше, чем в учебнике 4 класса по окружающему миру, по теме «Восточные славяне, их соседи» (265 слов).Минас читал параграф 25 минут. Ответы на вопросы заняли 1,30 минут. На пересказ она потратила 30 минут. Всего на эту работу потратила 56,30 минут.
В каждом последующем классе объём и количество учебных предметов станет ещё больше. При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать весь объём домашнего задания.
Проанализировав данные, я составила таблицу «Время, необходимое на выполнение домашнего задания» (Приложение 2).
Для решения второй задачи я традиционным способом проверила скорость чтения трех учеников. Были даны три минуты для чтения текста, количество прочитанных слов делилось на 3, и я узнавала среднюю скорость чтения в минуту. После прочтения учащиеся ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание прочитанного. Данные о первом срезе я оформила в диаграмме «Стартовая диагностика». (Приложение 3).
Выводы:
- скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
- скорость чтения учеников даже одного класса может быть различной.

2.2. Экспериментальная часть
Главной задачей этого этапа было, используя разные упражнения, повысить скорость и качество чтения. Но чтобы добиться результата, нужна система занятий. Поэтому мы с ребятами ежедневно выполняли комплекс упражнений, который мне помог подобрать мой руководитель. Продолжительность каждого занятия составила 40 минут. Всего за две недели провели 10 занятий.

Ребята выполняли специальные упражнения (Приложение 4), помогающие улучшить технику чтения. Они совсем не сложные, интересные и увлекательные. Вот, например:
«Фотограф» - на листе бумаги напечатаны слова. Нужно показать их ребенку, который за 1-2 секунды должен «сфотографировать», т.е. успеть прочитать и назвать как можно больше слов или записать их в тетради.
Чтение «перевертышей» (палиндромов). Палиндромы (в переводе с греческого «бегущие или возвращающиеся назад»)- это слова, фразы, предложения, стихи и т.д. читаемые одинаково в обоих направлениях. Часто их называют просто - перевёртыши.
«Разгадываем анаграммы». Анаграммы - это слова, которые состоят из одних и тех же букв или слова, буквы в которых стоят не на своем месте. При помощи анаграмм чтение становится увлекательным, повышается скорость чтения, улучшается грамотность.
Чтение перевёрнутого текста - страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка - двигая глазами, справа налево (т.е. в обратном порядке), прочитать текст.
«Буквы потерялись» - в некоторых словах текста вместо гласных букв вставляются символы. Задача ученика – правильно прочитать весь текст.
«Расколдуй предложения» - ученику предлагаются предложения, слова в которых «потерялись». Задача ученика – вернуть их на место.
Кроме этих упражнений выполняли упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, на расширения поля зрения.
А ещё ребята дома должны были прочитывать не менее 2-3 страниц печатного текста.
Наиболее интересными для нас оказались упражнения, имеющие творческий занимательный характер, такие как «Запомни и покажи», «Игра в прятки», таблицы Шульте. Наиболее сложными оказались упражнения «Найди слова», «Чтение перевёрнутого текста», «Фотограф».
Занятия получались интересными, ребята с удовольствием занимались этим, каждый старался прочитать как можно больше дома. Но чем ближе к концу подходили наши занятия, тем больше хотелось узнать результаты.

2.3. Итоговая диагностика

На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных упражнений.
Всем был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. Количество слов, прочитанных за 3 минуты, делилось на 3, и мы узнавали скорость чтения за 1 минуту. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты зафиксированы в «Итоговой диаграмме» (Приложение 5), из которой следует вывод: скорость чтения каждого из учеников увеличилась.

 

Заключение

Итак, изучив литературу, проведя исследования, ставя эксперимент, моя гипотеза о том, что систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 20-30 слов, подтвердилась. На основании проведённого исследования можно сделать выводы: скорость чтения при использовании упражнений увеличилась (у Минаса на 15 слов, на 10 слов у Валерии и на 13 слов у Юлии.

В наше время современная школьная программа предъявляет высокие требования к ученику. Умение читать очень важно, ведь именно чтение - основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Работа над техникой быстрого чтения — процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для её тренировки. Регулярные упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки чтения, другим - не терять ранее приобретенные навыки.

Думаю, что эта работа заинтересует моих одноклассников, которые после ознакомления с ней начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они, то же добьются результатов, начнут лучше учиться и смогут в будущем тоже стать успешными людьми. А ребята, которые приняли участие в этом и видя свои успехи, продолжат совершенствовать свою технику чтения.

Литература


1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения.- Мн. Университетское: 2007.-224с.

2. Зотов С. Г., Зотова М. А. Повышение скорости чтения. Издание
шестое. Феникс. 2013 г.

3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-
е издание, дополненное. Москва. 2010 г.

4.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников– М.: АРКТИ, 2001. – 160 с.

5. Эдигей, В.  Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения [Текст]. – М.: Перспектива, 1997. – 80 с.
6. Интернет ресурсы:
http://bragina.3dn.ru/YGJYKT/jhbg/issledovatelskij_proekt_gabbazovoj_aliny.docx

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чтение

8. http://www.myshared.ru/slide/362086/
9. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga2.htm


10.http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/disgrafija_i_disleksija/uprazhnenija_razvivajushhie_gibkost_i_skorost_chtenija_vslukh_i_molcha/11-1-0-124

11.https://ria.ru/20080611/110842173.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФИ

Количество слов в параграфе

Скорость чтения

Время, затраченное на чтение (мин)

Время, затраченное на пересказ (мин)

Время, затраченное на устные ответы, на вопросы (мин)

Общее время работы с текстом

Окружающий мир
4 класс

Месяцева Виктория

242

118

2,15

5

0,25

7,40

Минасян Минас

242

63

4,20

8

1,15

13,35

Биология

5 класс

Месяцева Виктория

375

118

4,12

8

5,15

17,27

Минасян Минас

375

63

6,25

12

10,40

28,65

История России

6 класс

Месяцева Виктория

1256

118

13

20

0,45

23,45

Минасян Минас

1256

63

25

30

1,30

56,30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнения по развитию навыка чтения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Просмотров работы: 443