Способы образования новых слов

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы образования новых слов

Горохова Е.С. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Мокрушина И.А. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроках литературного чтения, читая былины меня заинтересовало имя Святогор. Я задумалась, почему богатырь получил такое имя. И как это слово, и многие другие образовались.

Цели и задачи исследовательской работы

Цель проекта

Составить памятку образования новых слов в русском языке.

Чтобы достичь намеченной цели, я поставила перед собой

Задачи проекта

1. Провести и проанализировать анкетирование, среди одноклассников.

2. Изучить способы словообразования на примере имён собственных.

3. Составить памятку.

Методы исследования

Анкетирование одноклассников.

Анализ литературы.

Практическая работа.

Объект исследования

Имена собственные

Aктуальность проекта

Условия современной жизни требуют от нас - быть грамотными, разносторонне-развитыми и образованными людьми, а это невозможно без знаний русского языка.

Изучив анкетирование моих одноклассников, я убедилась, что тема моего проекта интересна моим сверстникам.

Способы образования новых слов

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь 
обогащения словарного состава   —   образование слов различными способами от иных слов или основ. 
        Слово, от которого образованно другое слово, называется  
производящим, а образованное от него слово   —   производным:  
                      петь   (производящее)   –   запеть   (производное).    
        Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, 
а также сложением нескольких основ или слов. 

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса.

Этот способ словообразования я изучила на примере моей фамилии. Основой фамилии Горохов послужило мирское имя Горох. Такое имя присоединялось родителями ребенка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком на всю жизнь. Вероятно, имя Горох ребенок мог получить за свою миниатюрность. 

Горох + ов = Горохов

3.2 Приставочный способ —   приставка присоединяется к целому производящему слову.

Город, в котором я живу называется Заволжье. Название несколько парадоксально, ибо традиционно Заволжьем именуется левый, а не правый берег реки. В данном случае сыграло роль расположение за Волгой по отношению к древнему Городцу.

За + Волга = Заволжье

3.3 Приставочно-суффиксальный —   приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова.

За + бель + ин = Забелино

Забелино - деревня в Арзамасском районе, Нижегородской области.

«Бель» во многих славянских языках, в диалектах русского Севера и Северо-Запада, в Белоруссии означает «болото», «низменное место».

3.4 Сложение – это способ, при котором путём объединения двух и более основ образуется новое слово.

Святая + гора = Святогор

Святогор – это имя русского былинного богатыря. Из древних сказаний известно, что был он великаном и обладал сверхъестественной силой. Со старославянского языка значение имени Святогор дословно переводится как «святая гора». Богатырь-великан был настолько огромным, что его с трудом выдерживала земля, поэтому не ходил он по Руси, а жил в Святых горах. Этим и объясняется происхождение имени.

Чёрное + море = Черномор

Чёрный + мор = Черномор

О происхождении имени Черномор можно только догадываться. Первая поверхностная ассоциация связывает его с Чёрным морем. Но, если такая параллель и подходит дядьке из «Сказки о царе Салтане», то у его тёзки из «Руслана и Людмилы» стоит поискать какую-то иную этимологию. Я, например, увидела в этом имени словосочетание «чёрный мор», что означает крупную эпидемию. В поддержку этой версии, вспомним, например, что чуму в средние века именовали либо «чёрной смертью», либо «великим мором»

4. Практическая часть работы

4.1. Я провела анкетирование учащихся своего класса, задавала вопросы (прил.1). В результате анкетирования я выяснил, что не все дети знают о способах образования новых слов. Результаты анкетирования представлены в презентации.

4.2. Для своих одноклассников я составила памятку «Способы образования новых слов» (прил.2)

4.3. Также для ребят своего класса я решил придумать задание, в котором нужно заполнить таблицу, распределив слова по способу их образования (прил. 3) и выполнить его на внеурочном занятии и русскому языку. Ребята пользовались моей памяткой.

После выполнения задания, ребята сверяли свой вариант с образцом на экране. Посчитав правильные варианты, я выяснила:

- материал усвоили 17 человек

- материал не усвоили 5 человек.

Вывод: после проведенной работы ребята узнали о способах образования новых слов.

5.Заключение

В ходе своей работы я узнала, как в русском языке образуются новые слова. Основное место моей работы занимают четыре способа словообразования. Были рассмотрены суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложение. Мотивом создания моей работы послужили имена собственные: фамилии, названия, имена. В ходе работы я выяснила, что, оказываясь «внутри» слова, мы можем понять, из чего оно скроено, как сделано, узнать немало полезного и нужного о значении этого слава. Вот почему я решила исследовать словообразовательную систему русского языка, изучать законы словообразования и дальше.

Литература

Баранов М.Т, Костяева Т.А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы

Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий.

Интернет ресурс https://ebooks.grsu.by/morph_slovo/osnovn– ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Словообразовательный словарь русского языка

Интернет ресурс Что означает фамилия Черномор

 http://names.neolove.ru/last_names/23/CH/CHernomor.html 

Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Святогор

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета.

Что такое форма слова?

А) В формах слова изменяется только окончание.

Б) В формах слова изменяется суффикс или приставка.

2. Какие слова называют однокоренными?

А) Слова, у которых изменилось только окончание.

Б) Слова, близкие по значению и имеют одинаковый корень.

3. Какие части слова служит для образования новых слов?

А) Приставка, корень, суффикс, окончание.

Б) Суффикс, окончание, приставка.

В) Приставка, суффикс, корень.

4. Знаешь ли ты способы образования новых слов?

А) Да.

Б) Нет.

Для тех, кто на 4 вопрос ответил «Да».

5. Назови способы образования новых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для тех, кто на 4 вопрос ответил «Нет».

5. Хотел бы ты узнать какие существуют способы образования новых слов?

А) Да.

Б) Нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Распредели слова в таблице по способу образования.

Беседка, премудрый, собеседник, столик, настольная, подпол,подснежник мебельщик, камнепад, паркетный, ледокол, подоконник, стёклышко, зимний, атомоход, безрукавка, домик, привкус, листик, столовая, переезд, стульчик, снегоход.

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Памятка: «Способы образования новых слов»

Суффиксальный - это образование новых слов путём присоединения к основе суффиксов.

Горох + ов = Горохов

Приставочный - это образование новых слов путём присоединения к слову приставок.

За +Волга = Заволжье

Приставочно-суффиксальный - это образование новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса.

За + бель + ин = Забелино

Сложение - слова могут образовываться сложением основ, с помощью соединительных гласных или без них.

Святая + гора = Святогор

Просмотров работы: 722