Рисую коварные словарные слова

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рисую коварные словарные слова

Горбачева Ю.С. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Мокрушина И.А. 1
1МБОУ СШ № 19 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

В русском языке есть категория слов, написание которых невозможно проверить – их нужно только запомнить. Наш класс занимается по учебнику «Русский язык» автора С.И.Ивановой. Словарные диктанты проводятся в нашем классе регулярно и результаты у меня и моих одноклассников не всегда отличные. Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая работа и процесс запоминания часто сводится к механическому заучиванию. Формальное заучивание слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, на что указывают устойчивые ошибки в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным. Можно ли сделать процесс запоминания словарных слов интересным, творческим и повысить успеваемость?

2. Цель и задачи исследования.

Гипотеза: мы предполагаем, что создание образа орфограммы в словарных словах позволят прочнее запомнить написание словарных ялов в рамках школьного курса программы по русскому языку.

Цель исследования:создать творческий альбом словарных слов, в котором непроверяемая буква обретает образ для успешного запоминания слова.

Задачи исследования:

- обогащение активного словарного запаса;

- формирование самостоятельной познавательной активности;

- развитие личного интереса и знаний в области изучения словарных слов;

- развитие практических навыков – создание авторской работы в виде альбома с образами орфограмм в словарных словах.

Этапы работы:

подумать самостоятельно, что мы знаем о понятии «словарное слово»;

изучить специальную литературу;найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;

провести опрос одноклассников, обработать их ответы, сделать выводы;

провести исследование улиц нашего города и их названия;

сделать творческий альбом словарных слов, разместить на нем собранную информацию и стихи;

поделится с одноклассниками своей работой на занятиях по внеурочной деятельности в рамках курса «Занимательный русский язык»;

сделать соответствующие выводы.

Методы исследования:

поиск и анализ информации по интересующим вопросам;

опрос одноклассников;

статистический метод полученных ответов;

обобщение полученной информации.

Сроки реализации:

период обучения в начальной школе;

Обзор основной литературы:

С понятием «Словарные слова» я познакомилась на уроках русского языка еще в первом классе. А вот со способами запоминания словарных слов познакомилась в книгах таких авторов: «Ассоциации» при изучении пособия «Словарные слова» Н.Сычевой; способ «Рифмы» был открыт при работе с книгой «Словарные слова» автора В.Дмитриевой; также интерес большой вызвали грамматические сказки и рассказы по теме «Непроверяемые безударные гласные» В.Волиной.

3. Что мы называем словарными словами?

Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых часто не подчиняется правилам русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится попросту заучивать. Проверить такие слова можно только в словаре.

Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.). К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У?

Список словарных слов постоянно меняется и пополняется новыми словами. А некоторые слова устаревают и редко употребляются. Например, наши бабушки были обязаны знать, как пишутся слова «колхоз» или «октябренок», а мы должны знать правописание таких слов, как «компьютер» и «фломастер».

Существует множество словарей, в которых собраны словарные слова. Даже в начальной школе каждый учебник по русскому языку содержит в конце учебника словарь словарных слов. Изучив литературу по вопросам составления словрей словарных слов, я пришла к выводу, что словарные слова можно разбить на группы.Cлoвapныe cлoвa можно классифицировать пo тeмaм, чacтям peчи и opфoгpaфии:

- пo тeмaм:   дeйcтвиe, дoм, живoтныe, кyльтypa, мaтeмaтикa, oбpaзoвaниe oбщecтвoпpиpoдacocтoяниexapaктepиcтикичeлoвeк.

- пo чacтям peчи:   cyщecтвитeльныe, пpилaгaтeльныe, глaгoлы, пpeдлoги, чиcлитeльныe, нapeчия, мeждoмeтия, coюзы, чacтицы.

- пo opфoгpaфии: нeпpoизнocимыe coглacныe нe пoдчиняютcя пpaвилaм, coeдинитeльнaя глacнaя, глacныe пocлe шипящиx, нaпиcaниe чepeз дeфиc, paздeльнoe нaпиcaниe, cлoжныe в нaпиcaнии yдвoeнныe coглacныe, oглyшeниe coглacнoй, инocтpaнныe кopни, cлoжныe пpиcтaвки, cлитнoe нaпиcaниe, глacныe пocлe Ц, Ъ и Ь знaк.

3.1 Способы запоминания словарных слов:

Количество словарных слов, изучаемых в начальной школе, очень велико. Не каждый ученик может с лёгкостью запомнить большое количество словарных слов, которые изучаются в каждом классе.
В ходе работы мною были изучены разные способы запоминания словарных слов. Мне бы хотелось выделить среди этих способов те, которые мне особенно понравились и которые я уже испробовала при подготовке к словарным диктантам. Хотелось бы еще добавить, что я занимаюсь со словарными словами регулярно, что мне позволяет добиться хороших результатов.

1 способ:  «Слово в слове»

В некоторых словарных словах находятся «маленькие»  слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. И с помощью этого маленького слова легко запомнить написание словарного слова. Например, в слове «коньки» находится «маленькое» слово конь, в котором буква ударного гласного «о» такая же, как буква безударного гласного в слове коньки. Слово «конь» легко помогает запомнить написание слова «коньки». Или: в слове котлета находится «маленькое» слово кот, в котором буква ударного гласного «о». Это слово «помогает» запомнить, какая буква безударного гласного в слове котлета. Можно привести такие примеры:

КОНЬКИ – КОНЬ ВОРОНА - ВОР

СОЧИНЕНИЕ – СОЧИ ЛАСТОЧКА – ТОЧКА


2 способ: «Этимология».

Этимология – наука о происхождении слов.
Изучая этимологическую справку, узнаёшь, от какого слова произошло словарное слово. И очень часто в слове «родителе» буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове.
А так как этимологическая справка интересна, запоминаешь легко, так сказать, «проверочное» слово. Изучила несколько пособий, данных мне учителем, в которых даны этимологические справки словарных слов. Выбирала те, в которых в слове, от которого произошло словарное слово, буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове.
Пример этимологической справки к слову «коньки».:
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России появились триста лет назад. Молодой царь Пётр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки» - «маленькие кони».
 3 способ: «Рифмы»

Почему легко запоминаются стихотворения? Да потому, что в них есть рифмующиеся слова! Со способом деления словарных слов на группы, в каждой из которых одна и та же непроверяемая буква безударного гласного я познакомилась при изучении практического пособия для школьников младших классов» В.Г. Дмитриевой. Способ понравился. Например: к группе слов с буквой безударного гласного «о», я составил рифмующиеся строчки:  Тут в словечках буква «о», нам запомнить их легко! Теперь я учу словарные слова по группам. Намного легче запоминаются!

4 способ: «Ассоциации».

Я очень люблю рисовать и с удовольствием посещаю занятия и мастер-классы в школе рисования. Поэтому этот самый близкий мне способ, на основе которого я и создала мой альбом словарных слов. Ассоциативное мышление – это мышление при помощи образов. Оказывается, наш разум способен устанавливать весьма замысловатые связи между объектами.Любое словарное слово можно «проверить», подобрав к нему слово, связанное с помощью ассоциации, в котором буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. Например: букву безударного гласного в слове коньки, можно запомнить с помощью слова каток, в котором буква безударного гласного такая же, как буква безударного гласного в данном словарном слове. Прибежав на каток, Маша надела новые конькиСобака грызла костьПряжка на поясеярко блестит.
Работая, я попробовал составлять предложения со словами, на первый взгляд, совсем далёкими друг от друга по смыслу. Здесь на помощь приходили яркие образные картинки или фразы. Пример: Собака спит и видит чудесный сон. Все вороны следят за модой. Кот учится кататься на коньках.
                
В изученной мною литературе существует еще много способов запоминания словарных слов. Я выделила для себя следующие:

1. Подробно разбираем слово и записываем в словарь.

2. Разрезаем слова на буквы и перемешиваем.

3. Опасные места выделяем красным цветом.

4. Способ написания слов с закрытыми глазами.

5. Написание словарного слова изографом.

6. Прячем словарные слова в ребусы.

7. Прячем словарные слова в буквы.

8. «Найди ошибку»

9. Запоминаем слова с помощью ассоциаций.

4. Практическая часть.

4.1 Прежде чем приступить к исследовательской, а затем и творческой работе по созданию альбома, мною были подсчитаны те словарные слова, которые были изучены нами с первого по третий класс. Результаты исследования приведены в приложении 1.

Затем я решила опросить своих одноклассников (26 мальчиков и девочек) и задала им 3 вопроса:

1. Допускаете ли вы ошибки при написании словарных слов?

2. Повторяются ли одинаковые ошибки?

3.Какие способы запоминания словарных слов ты используешь?

С результатами опроса можно познакомиться в приложении 3.

Нами были получены следующие результаты.

По первому вопросу: допускают ошибки в правописании словарных слов 86% учащихся из числа опрошенных и 14% утверждают, что пишут словарные слова без ошибок.

По результатам ответов на второй вопрос: 37% от общего числа опрошенных признались, что допускают ошибки повторно (что говорит о недостаточно эффективном способе применения механического заучивания словарных слов).

Ответы на третий вопрос показали то, что у моих одноклассников в большей степени запоминание словарных слов связаны с многократным прочтением или написанием словарных слов – это 95% от числа всех опрошенных. И только 5% моих одноклассников используют другие способы запоминания, отличные от традиционных.

4.2 Создание творческого альбома «Рисую коварные словарные слова»

Мне очень понравился способ ассоциаций. Только я его изменила – я старалась подбирать образы правописания изучаемого словарного слова. Этот метод ассоциаций получил название - метод эйдетики. Этот способ запоминания словарных слов считаю для себя самым продуктивным, интересным и творческим. Образ орфограммы в слове, необходимую для запоминания, представляешь образно в виде какого-то предмета, тесно связанного со значением изучаемого слова. Затем переносишь на бумагу этот образ и раскрашиваешь в цвете.

Я постаралась придумать свои ассоциации со словарными словами с первый по третий класс и составила творческий альбом «Рисую коварные словарные слова».

Стоимость такого творческого альбома, включая печать части листов на фотобумаге, приобретение альбома для рисования, а также расходных материалов составила 200 рублей.

Заключение

Проблема правописания словарных слов сложная. Но есть способы для её успешного решения: сочинить сказку, стихотворение или песню.
Можно рисовать иллюстрации. Приятно всюду придумывать ассоциации.

Познакомившись сама с интересными способами запоминания словарных слов, я познакомила с ними и одноклассников на занятиях по внеурочной деятельности в курсе «Занимательный русский язык». Им способы очень понравились. Многие стали ими пользоваться.

Работа над проектом показала мне, что я умею создавать образы предметов в ассоциации с самим предметом. При этом занимаюсь творчеством – я рисую! Что делает процесс запоминания интереснейшим занятием, не утомительным и однообразным. Работа достаточно долгая по времени, но она дает уже свои результаты – теперь за словарные диктанты я имею стабильно высокий результат.

Поэтому считаю наше предположение верным: создание образа орфограммы в словарных словах позволят прочнее запомнить написание словарных ялов в рамках школьного курса программы по русскому языку. Работа будет продолжена в четвертом классе.

Список литературы

1.В Волина Русский язык в рассказах, сказках, стихах.-С.Петерберг: ИСТ-Пресс, 1996г

2. Сычева Н.Пишем без ошибок, все правила русского языка, 100 % грамотность за 20 минут в день. – М.,2012

3. В.Дмитриева Непроверяемые безударные гласные. – М.: АРС – 2009г.

Приложение 1.

Число изученных словарных слов в период обучения с 1 по 3 класс:

Приложение 2

Анкета.

1. Допускаете ли вы ошибки при написании словарных слов?

2. Повторяются ли одинаковые ошибки?

3.Какие способы запоминания словарных слов ты используешь?

Приложение 3.

Результаты опроса одноклассников:

Приложение 4

Фотоотчет по созданию альбома «Рисую коварные словарные слова»

Просмотров работы: 639