"Мало половин" или особенности современных хитов

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Мало половин" или особенности современных хитов

Лягушкина В.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова" г.Перми
Кычева Е.Ю. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
В.Лебедев-Кумач

В настоящее время существует огромное разнообразие различных музыкальных направлений, ежегодно появляются новые течения, модные хиты. Их особенностью считается полная свобода, отсутствие строгих рамок и ограничений, что и привлекает молодое поколение. Немало музыки и откровенно бессмысленной, нелогичной. Но и на каждую, пусть даже бессмысленную композицию, имеется свой слушатель, которому она придётся по душе.

Я провела опросы среди обучающихся 9-11 классов «Как вы относитесь к популярной русской современной музыке?» и «Вдумываетесь ли вы в слова и смысл песни, которую слушаете?». Результаты анкетирования можно найти в приложениях (Приложения №1, №2).

Постановка проблемы: многие авторы современных хитов не задумываются над значением слов, используемых в песнях.

Актуальность темы: музыка – один из любимых видов искусства, и влияние песен на жизнь человека – неоспоримый факт.

Тема исследования: «Мало половин» или особенности современных хитов.
Цель исследования: выявить особенности современных хитов.
Задачи:
1.С помощью опроса выявить наиболее популярные современные песни.
2.Описать формы и содержание песенных текстов.
3.Сравнить современные и ранее популярные хиты.

4. Систематизировать полученные данные.

5. Создать презентацию и поделиться полученными в ходе исследования знаниями с одноклассниками.

Гипотеза: современный песенный текст – отражение культурно-языкового состояния общества.

Объект исследования: тексты современных популярных песен.

Предмет исследования: русский язык, на котором написаны тексты песен.

Методы исследования:

Изучение материала по теме;

Наблюдение;

3) Опрос;

4) Обобщение и анализ.

Практическая ценность исследования: данная работа может использоваться на уроках языка и вполне возможна оказать влияние на отношение подрастающего поколения к современным песням.

2. Основная часть.
2.1.
 Понятие стиля и направления песен.
В течение длительного времени музыка была наиболее общедоступным о популярным видом современного искусства. Недавно проведенные группой американских специалистов социологические исследования показали, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает именно музыка.
Воздействие музыки на человека и ее социальную значимость многие осознали уже в XIX веке. Русский поэт, прозаик и музыковед В.Ф.Одоевский, один из образованнейших людей своего времени, писал: «Музыка есть истинное выражение внутреннего чувства нашего и ближайшее к нему, нежели очертание и слово». Русский Фауст, как называли Одоевского близкие друзья, признал музыку главенствующим жанром искусства, «выше живописи и литературы».
В том, что музыка способна влиять на человека, сегодня уже не сомневается никто. Известно, немало попыток поставить ее на службу тем или иным силам. Примером тому может служить весьма примечательный указ гитлеровского командования во время Второй мировой войны, принятый с целью усмирения завоеванных стран и подавления национально-патриотических чувств населения этих государств. В нем, в том числе, говорилось: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и только музыку». Музыка, по замыслу немецких генералов, выступала в роли топора, подрубающего дерево национальной культуры и самосознания. Разумеется, музыка не обыкновенная или, тем более, патриотическая, а специально подобранная захватчиками для уничтожения национального сознания покоренного народа.
Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные стили и направления.
Смысл понятия стиль многозначен и подвижен. Еще И.В.Гёте писал, что само слово "стиль" относится к тем, которыми хотя уже давно пользуются и они, и они как будто определены теоретическими сочинениями, всякий употребляет их в особом смысле, смотря по тому, насколько он постиг смысл, выраженный в слове. Таким образом Гёте подметил, что понятию стиля свойственны разнообразные, многочисленные оттенки значения. Они характеризуют его и в наши дни, что связано со многими причинами: отчасти с недостаточно четким отграничением стиля от смежных с ним категорий (таких, как художественный метод и жанр), отчасти - со специфическими особенностями каждого из видов искусства. Например, в литературоведении термин "стиль" относится обычно к творчеству отдельных писателей. В архитектуре понятие стиля используют только применительно к определенной эпохе того или иного исторического периода. В эстетике понятие стиля отличается более обобщенным характером. Оно указывает на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения искусства, диалектическое соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном языке автора.

История понятия стиля в музыке начинается приблизительно с XVIII века.
Его толкования содержатся в первых музыкально-терминологических словарях. Так по определению Ж.-Ж.Руссо ("Музыкальный словарь",1768г.), стиль есть "отличительный характер композиции или исполнения", причем "этот характер значительно изменяется в зависимости от страны, национального вкуса, одаренности авторов в соответствии с содержанием, местом, временем, темой и т.д." (цит. по 23, 25). Это одно из ранних определений стиля отмечено неоднозначностью, которая сохраняется и в гораздо более поздних характеристиках музыкального стиля. Так, Б.В.Асафьев в "Путеводителе по концертам" расшифровывает значение термина стиль как "свойства или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного исторического периода от другого" (цит. По 23, с.29).
Более расширенная формулировка содержится в другой работе Б.В.Асафьева - "Народные основы стиля русской оперы": "стиль я мыслю не только как некоторое постоянство средств выражения и технической манеры, но и как постоянство "музыкально-интонационного почерка" эпохи, народа и лично авторского, что и обуславливает характерные, повторяющиеся черты музыки, как живого языка, на основании которого мы и восклицаем при восприятии: "Вот Глинка, вот Чайковский и т.д. (цит. По 23, 29).

М.К.Михайлов выделяет системы и подсистемы в понятии стиля: стиль эпохи - высшая ступень обобщения в музыкальной среде, низшая - индивидуальный стиль или манера. Между этими "полюсами" располагается понятие направления (особое место занимает категория национального стиля). Более подробно иерархия внутри понятия стиля, предлагаемая М.К.Михайловым, выглядит следующим образом.
Обозначая индивидуальные особенности композиторского письма, понятие стиля приближается к понятию творческого почерка, манеры. Например, говорят о стиле Скрябина, Стиле Моцарта, стиле Шопена).
Иногда в рамках индивидуального стиля различают стиль того или иного периода композиторской деятельности. (например, в творчестве Бетховена выделяют ранний, зрелый и поздний стили). В истории музыки часто отмечают общие особенности письма у разных композиторов, объединенных определенной эстетико-художественной платформой. В таких случаях речь идет о стилях композиторских школ. (например, о школе французских клавесинистов, Венской классической школе, школе В.Д. Энди и т.д.).
Понятие стиля характеризует также особенности творчества композиторов одной страны. В этом случае оно классифицируется как национальный стиль. (например, русский стиль, австро-немецкий стиль и т.д.).
В музыкознании существует также понятие стиль жанра, которое заключает в себе характерные качества произведений, входящих в какую либо жанровую группу (например, в джазовом стиле, в народно-бытовом стиле, в стиле романса).
Наиболее сложной проблемой является толкование термина "стиль" как исторической категории (стиль эпохи.). "Эпохальный стиль" обобщает значительный круг музыкально-художественных явлений в пределах более или менее длительного исторического отрезка времени.
Последовательная смена историко-художественных стилей в развитии большинства видов искусств происходила следующим образом:

- стиль барокко (конец XVI - середина XVIII вв.)

- стиль классицизма (XVII - XVIII вв.)

- стиль романтизма (XIX в.)

В теории музыкального стиля выделяют также стиль направления. Понятие стиль направления отмечает существование стилевой общности у ряда композиторов, обнаруживающих единство музыкально-эстетических принципов и в основном соответствует понятию направления в литературе и в других искусствах.

Стиль направления подчинен стилевой системе более высокого уровня эпохиально-исторической. Он может объединять различные по широте охвата явления, что зависит от его исторически-художественной значимости.
Ею определяется продолжительность периода существования и степень распространения стиля направления за пределы области его возникновения.
В качестве примера сочетания перечисленных факторов можно указать на импрессионизм. Представляя собой в широкой исторической перспективе по существу поздний этап эволюции романтизма, он вместе с тем выступает как своего рода эпохиальная стилевая система связанная с именем К.Дебюсси, фактически создавшим ее в музыке, названная стилевая система вышла за пределы Франции. Безоговорочному признанию данного стиля эпохиальным препятствует временная ограниченность его существования - всего примерно три с половиной десятилетия. Однако скорость и широта распространения этого стилевого направления на протяжении краткого периода как бы поднимает его до уровня эпохального стиля. Достаточно напомнить различные национальные варианты музыкального импрессионизма в России А.Скрябин, С.Прокофьев, И.Стравинский), Италии (О.Респиги), Испании (М.Фалья), Польша (К.Шимановский), Англии (С.Скотт, Г.Холст), Венгрии (Б.Барток). Жизнеспособность импрессионистских тенденций и связанной с ним стилистики сохраняется еще и в более позднее время на родине импрессионизма (О.Мессиан) и за ее пределами (А.Хачатурян). Стиль этого направления существенно обогатил средства европейского музыкального искусства, составивший видный этап его эволюции. Особенно это сказалось в гармонии, фактуре, использовании богатства инструментальных тембров, в расширении понятия тематизма, в обогащении принципов и формообразования.
Итак, понятие стиля очень сложное и многозначное. До сих пор искусствоведы не пришли к единой трактовке этого понятия. Теория музыкального стиля наиболее полно освещена в монографии М.Н.Михайлова "Стиль в музыке". Он выстраивает внутри понятия стиля такую иерархию: от творческого почерка, манеры, через стиль направления к эпохиальному стилю - самой широкой по масштабу категории.
В нашем исследовании мы будем понимать под стилем в музыке систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов, исполнителей, их творческий метод, на общие закономерности музыкально-исторического процесса. Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный.
Понятие направления несколько шире понятия стиль. Направление включает в себя различные стили. В современном музыкальном искусстве представлено множество различных направления, среди которых основными являются: академическая музыка (классическая симфоническая, хоровая), популярная музыка, рок-музыка, техно-музыка, электронная музыка, фольклорная музыка, духовная музыка.

2.2. Влияние песни на человека.
Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику.
Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Собираясь на охоту, человек бил палкой по бревну для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Потом появилась шаманская музыка. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов - шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может создавать  определенное настроение и влиять на эмоции.
Древние китайцы считали, что музыка избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка усиливает любую радость, успокаивает печаль, изгоняет болезни, смягчает боль.
Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют «первым музыкотерапевтом», создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. д. н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр.

Раньше у армии не было ни сигнальных ракет, ни радио, ни других подобных средств связи. В шуме битвы мог быть услышан только призывный голос трубы. Всего несколько коротких звуков - и участники битвы знали, что им нужно перестроиться, перейти в наступление или отступить. Во время долгих переходов солдатам на марше помогала строевая песня или ритмичный барабанный бой. Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил".
Особое влияние на человека могут оказывать звуки государственного гимна. Звучание гимна торжественное. Он часто начинается с интервала в 2,5 тона - с кварты. Гимн вызывает чувство гордости, сплачивает людей. Еще в XIX веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный русский хирург академик Б.Петpовский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и пения птиц.
Изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови. Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет - улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. В Китае можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки».
Совсем недавно британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка. «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.
Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, умирает. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками».
А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому

 2.2.1. Поп-музыка как жанр массовой культуры.

Поп-музыка (англ. Pop-music от Popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры.

Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками.

Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота инструментальной части, ритмичность, акцент на вокал. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.

Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, синтипоп, диско, танцевальная музыка и другие.

Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра.

Песни строятся по консервативной схеме куплет + припев. От поп-песни требуются простые, лёгкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке — человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.

Основная музыкальная единица в поп-музыке — отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как правило, бывает от 2 до 4 минут, что соответствует радио-дружественному формату. Продолжительные композиции с обширными инструментальными партиями практически не встречаются, как и концептуальные альбомы.

Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости. Большое значение имеет также визуальное представление песен: концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители имеют экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя часто входят танцоры, статисты и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки, но играющие важную роль на концертах.

Поп-музыка породила такое явление, как поп-звёзды — личности, чья жизнь привлекает внимание прессы вне связи с их музыкальной деятельностью. В поп-музыке популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, репутация, освещение прессой.

 2.2.2. История русскоязычной популярной музыки

Жанр поп-музыки, распространённой в современной России и странах СНГ начали своё развитие ещё во времена бывшего СССР и несколько отличались от сходных направлений как на Западе, так и на Востоке. От американской поп-музыки советская отличалась большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов песни, наличием табу на употребление мата, цензурой, большей яркостью и выразительностью текста, что отчасти было связано с в основном некоммерческой формой данного вида музыки в СССР и меньшим использованием (а зачастую и отсутствием) передовой музыкальной техники в стране по той же причине. Определённые жанры музыки в СССР были под запретом или строгим контролем (панк-рок, джаз) из-за опасений политической пропаганды, другие не сложились вообще в силу отсутствия культурных и этнических предпосылок, а потому они не оказывали влияния на советскую поп-музыку, в отличие, скажем, от США и Британии. В результате советская поп-музыка оказалась ближе к традиционной поп-музыке, распространённой в романских странах — Италии, Франции. В целом, однако, общий стиль и формат песен, а также характерные мелодии носили традиционный западноевропейский характер и отличались от так называемой восточной музыки.

Рынок русскоязычной популярной музыки начал развиваться вместе с увеличением влияния СССР на мировой арене. Помимо 300 миллионов советских граждан, проживавших на 13 % площади мира в 1990 году, советская поп-музыка получила некоторое распространение в странах бывшего Варшавского договора, особенно в славянских регионах (Польша, Чехия, Словакия, бывшая Югославия и Болгария, но также в Венгрии, Китае, на Кубе). Безусловным центром создания русскоязычной поп-музыки тех времён стала Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург. После распада СССР, Россия продолжает оставаться главным производителем и потребителем мировой русскоязычной музыки, спрос на которую по-прежнему высок в некоторых новых независимых государствах, особенно на Украине и в Белоруссии. К достаточно значимым региональным центрам современной русскоязычной поп-музыки относятся, помимо Москвы, Санкт-Петербург и отчасти Киев (Украина), который также ориентирован на русскоязычный рынок. Распад СССР и падение железного занавеса, массовая эмиграция начала 90-х, привели к формированию крупных русскоязычных диаспор в ЕС, Канаде, США, Австралии и других регионах, где местное население получило возможность ознакомиться с русскоязычной музыкой разных жанров посредством Интернета, спутникового телевидения, различных носителей, музыки в ночных клубах и т. д. Заметный вклад в российскую популярную музыку делают исполнители родом не из России.

Сформировавшись как один из крупнейших рынков мира к началу 1960-х годов, русскоязычная поп-музыка была представлена такими исполнителями как Эдита Пьеха, Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, ансамблями, организованными в Ленинграде в 1966 году (Поющие гитары) и в Москве в 1968 году (Весёлые ребята).

В 1970-е годы начали свою карьеру, а затем получили всесоюзную известность София Ротару, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев. Одновременно в этот период на российскую поп-музыку начинают оказывать влияние разные западные жанры (джаз, рок и т. д.). Но и сама популярная советская музыка приобретает некоторую популярность в Восточной Европе.

В начале 1980-х годов русскоязычная музыка советского периода переживает особый внутренний подъём. Многие музыкальные композиции, такие как «Лаванда» (София Ротару), «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва), «Трава у дома» (группа «Земляне»), созданные в этот период, станут затем почти хрестоматийными классическими образцами. Среди начинающих исполнителей дебютирует Владимир Пресняков. Влияние на новый этап в развитии поп-музыки в конце 80-х оказали группы «Ласковый май» и «Мираж» (евродиско, hi-energy). Успехом пользовались пародийные перепевки зарубежной эстрады Сергея Минаева. Несмотря на расцвет и популярность, российская и советская музыкальная продукция, в отличие от Европы и США, оперирует в значительной степени в отрыве от рынка, то есть в условиях слабой коммерциализации, отсутствия развитой крупнобюджетной рекламы и т. д., что, однако, положительно сказалось на некоторых её субъективных характеристиках (душевность, близость народу, большая лиричность и т. д.). При этом внутри эстрады существовали элементы конкуренции, в основном на личном уровне, сложились влиятельные семейные кланы.

В начале 90-х годов, когда страна переживала острый экономический и политический кризис, это также отразилось на уровне русскоязычной музыкальной продукции и поп-культуры. Многие известные имена популярной музыки появились именно тогда: Игорь Николаев, Наташа Королёва, На-На, Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и др. Среди рок-направления многие группы также имели огромную популярность у российской аудитории в этот период: «ДДТ», «Любэ», «Сектор Газа». Данный период также охарактеризован появлением новых артистов и групп, ставших особо популярными в последующие годы, таких как Валерия, Анита Цой, «Блестящие», «Руки вверх».

2.2.3. Популярные песни в XX-XXI в.
Популярные песни XX века, исходя из топ-чарта радиостанции «Европа Плюс»:
1)Анна Герман - «Надежда»

«Светит незнакомая звезда,

Снова мы оторваны от дома,

Снова между нами города,

Взлётные огни аэродромов.

Здесь у нас туманы и дожди,

Здесь у нас холодные рассветы,

Здесь на неизведанном пути

Ждут замысловатые сюжеты»;

«Земляне»  «Трава у дома»

«И снится нам не рокот космодрома,
Ни эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава y дома,
Зеленая, зеленая трава»;
3) «Машина времени»  «Поворот»
«Вот новый поворот и мотор ревет, что он нам несет - 
Пропасть или взлет, омут или брод, и не разберешь, пока не повернешь за поворот»;
4) «Руки вверх»  «Крошка моя»
«Крошка моя, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю.
Ты далеко и даже не скучала, но я вернусь, вернусь, чтоб ты узнала,
Что я далеко, я по тебе скучаю, я от тебя письма не получаю, ты далеко и даже не скучаешь,
Но я вернусь, вернусь, и ты узнаешь, что я далеко от тебя»;
5) «Кино»  «Звезда по имени Солнце»
«Красная, красная кровь  через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива
И согрета лучами Звезды по имени Солнце...»;

6) Земфира  «Ариведерчи»
«Корабли в моей гавани жечь,
На рубли поменяю билет.
Отрастить бы до самых бы плеч,
Я никогда не вернусь домой»;
7) «Секрет»  «Привет»
«Привет! Сегодня дождь и скверно,
А мы не виделись, наверно, сто лет.
Тебе в метро? Скажи на милость,
А ты совсем не изменилась, нет-нет»;
8) «Аквариум»  «Город золотой»
«Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы»;
9) М. Магомаев – «Мелодия»

«Ты моя мелодия-

Я твой пpеданный Оpфей.

Дни, что нами пpойдены,

Помнят свет нежности твоей.

Всё как дым pастаяло,

Голос твой теpяется вдали.

Что тебя заставило

Забыть мелодию любви?»;

10) Алла Пугачёва  «Позови меня с собой»
«Позови меня с собой, 
Я приду сквозь злые ночи, 
Я отправлюсь за тобой, 
Что бы путь мне не пророчил».
Многие из этих песен всё еще остаются актуальными по сегодняшний день. У каждой из них понятная тема и идея. Неслучайно, ранее объявляли: «Музыка А. Пахмутовой, СТИХИ –Н. Добронравова.»

Популярные песни XXI века, исходя из топ-чарта от радиостанции «Европа Плюс»:
1) Jah Khalib – «Медина»
«И снова новый рассвет перебьёт сон.
Ноги снова пойдут в путь, несмотря на боль.
Солнечный блик засвети в небе, бросив намёк,
Чтобы помочь тебя найти мне...»;
2) Елена Темникова – «Не модные»
«Такие не модные, греешь губы холодные.
Мы кожей пытаемся уловить этот мотив.
Такие не модные – шепчут губы холодные.
Мысли вслух, речитатив как мы хотим»;
3) Элджей – «Минимал»
«На баре синие, мы танцуем под минимал.
Да, да, да ты красивая, но таких как ты - да, да, да»;
4) Тима Белорусских – «Незабудка»
«Незабудка — твой любимый цветок.
Воздушный поцелуй станет самым горьким.
Ты любишь говорить: что я тебя  не люблю,
Что любить могут одни девчонки»;
5) Элджей & Федук – «Розовое вино»
«Здесь так красиво, я перестаю дышать,
И звуки на минимум, чтобы не мешать.
Эти облака – фиолетовая вата.
Магия цветов со льдом в наших стаканах»;
6) Филипп Киркоров  «Цвет настроения синий»
«
Цвет настроения синий,
Внутри Martini , а в руках бикини.
Под песню «Синий иней»,
Она так чувствует себя богиней»;
7) Ольга Бузова – «Мало половин»
«Мало половин, мало, мало половин!
Мало половин, мало, мало половин!
Мало половин, мало, мало половин —
Я открываю мир других мужчин!»;
 8) Монеточка – «Каждый раз»
«Если бы  мне платили каждый раз, 
 Каждый раз, когда я думаю о тебе -
Я бы бомжевала возле трасс,
Я бы стала самой бедной из людей»;

9) MATRANG – «Медуза»

«Медуза, медуза, медуза, мы друзья.

Медуза, медуза,

Медуза, медуза, медуза, мы друзья. Медуза, медуза»;

 10) ЛСП & Feduk & Егор Крид – «Холостяк»
«Холо-холостяк, парень молодой

Холо-холостяк, завидный

Холо-холостяк, хочешь быть моей женой?».

Мы не уверены, что через 10 лет кто-то вспомнит эти «шедевры».

О чем они? Какова их культурная ценность? Можно ли сказать, что музыка наложена на стихи?

Не каждая песня выдерживает испытание временем и остаётся популярной и любимой, но те песни, которые прошли это испытание, пополняют кладовую современного музыкального искусства, и ещё долгое время будут радовать слух.
Я провела лексический анализ. Хочу сказать, что у текстов раннее популярных песен гораздо больше использовано художественных средств, чем у текстов современных песен. Лексические повторы, олицетворения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, анафоры – всё это у ранее популярных песен ХХ века. Что же сейчас? Многообразие повторов, обилие жаргонной и непристойной лексики, отсутствие средств выразительности.
Предлагаю подробно сравнить две песни: FACE – «Baby» и Ярослав Евдокимов – «Фантазёр». Давайте с вами рассмотрим и определим сходства и различия (полные тексты песен в Приложении №3, №4).

Ярослав Евдокимов «Фантазёр»:

Тема – любовь

Художественные средства:

эпитеты (непроглядный туман, нежных сердец, счастливый конец, неземная любовь, земные мечты …);

метафора (аккорды дождя, песня нежных сердец);

сравнение («Ты прекрасна, как фея», «все умчалось как дым);

анафора («Я Тебе говорил…Я тебе говорил…», «Фантазер, ты меня называла Фантазер, а мы с тобою не пара…»);

использование однородных членов предложения («без тревог и потерь», «…туман и …снег», «и ... мечты и ….любовь» );

синтаксический параллелизм («Ты умна, ты прекрасна.. »);

использование повторяющихся личных местоимений Я и ТЫ (мужчина и женщина);

четкая и понятная рифма (любовь-вновь, зной-неземной, сердец-конец).

FACE – «Baby»:

FACE- этокто? Это имя? Это кличка?

Тема песни – любовь, как и в предыдущем примере.

неоправданное использование иноязычной лексики («baby», VK, Instagram);

тавтология (в 29 стоках - 20 раз использовано слово «baby»);

бессмысленное использование отдельных слогов и букв («О-о-о» - 8 раз; «ла-ла-ла», «да-да-да»

«странные» рифмы (осень-бросил, твоей-моей, теперь-дверь…)

Проанализировав тексты песен, можно отметить, что песня Ярослава Евдокимова - «Фантазёр» отличается благозвучием слов и богатым количеством средств выразительности.
Нынешнее поколение, к сожалению, не обращает внимание на использование художественных приемов, средств выразительности, хотя они являются украшением человеческой речи.

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

2.2.4. Языковой анализ современных хитов.

Анализируя тексты современных песен, я обнаружила ряд нарушений языковых норм:

1. Неоправданное использование анафоры (единоначатия)

Мот – «День и ночь»

«День и ночь! Это между нами!

День и ночь! Мы с тобой в нирване! 

День и ночь! Это между нами!

В нирване, в нирване!»;

2. Нарушение благозвучия

Ольга Бузова – «Мало половин»

«Чаще, слаще, лучше, чем было,

Сделав выводы, я остаюсь настоящей.

Я больше сильной и счастливой

Одна не боюсь быть!»;

3.Неоправданные повторы
MATRANG  «Медуза»
«Медуза, медуза, медуза, мы друзья
Медуза, медуза,
Медуза, медуза, медуза, мы друзья
Медуза, медуза…»;

4.Тавтология
Монеточка  «Каждый раз»
«Если б мне платили каждый раз,
Каждый раз, когда я думаю о тебе,
Я бы бомжевала возле трасс,
Я бы стала самой бедной из людей…»;
5. Просторечия, жаргон
Егор Крид – «Алло»
«Давай закутим по новой. Я наберу потом.
Мы эта пара у бара и нам все по барабану…»;

6. Неоправданное употребление иностранных слов
Потап и Настя – «Стиль собачки»
«Ав, ав, ав, ав, ав, ав ...,  
I wanna danse.
Ав, ав, ав, ав, ав, ав ...,
I wanna danse.
Ав, ав, ав, ав...
I wanna danse.
Авававававав ...,
I wanna danse…»;

7. Нарушение орфоэпических норм
Браво – «Этот город»
«Нарисованы бульвары, реки и мосты,

Разноцветные веснушки, белые банты…».

8. Нарушение лексической сочетаемости
LOBODA – «Твои глаза» 
«В твоих глазах я слышу свои мысли…» (В глазах можно увидеть, но не 
услышать, мысли не издают звука).

3. Заключение.
В результате исследования мы пришли к выводу, что современные эстрадные хиты отрицательно влияют на нормы языка. Это влечёт за собой снижение общей и словесной культуры, изменение эстетического вкуса носителей языка и утрата эстетического языкового идеала.

По мнению психологов, песня – важный фактор, влияющий на речевое поведение: слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там и формируют непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели. Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Сохраняется (к счастью, далеко не у всех) отношение к тексту песни, как к эталону. Подростки повторяют песенные ошибки не потому, что «так слышал», а всё из-за отсутствия логического контроля: он может и не помнить, что слышал, но внедрившийся в подсознание эстрадный компонент имеет безусловную власть над ним.

Нужно стараться соблюдать нормы литературного языка и в песенном жанре, бороться за его чистоту. Современные песни должны быть приближены к этим нормам, так как подростки воспитываются, растут на этих музыкальных композициях…

Список литературы:

Внелитературные явления в жанре современной эстрадной песни// Филологические традиции и современное литературное образование.- М.: Гуманитарный педагогический институт, 2002. — С. 99 — 105.

Горбачевич К.С., Нормы современного русского литературного языка / «Просвещение», 1981.

Лексические особенности языка массовой культуры (на примере текстов популярных песен)// Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX — XXI веков. — Воронеж, 2001. — С. 161−162.

Мурашов А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады //РЯШ.- 2005. - №3.

Языковые особенности текста песни как следствие ее идейной и тематической организации// Тезисы докладов 8-й конференции молодых ученых. — Ярославль, 2000.- С.173−175.

Топ-чарт радиостанции «Европа Плюс» http://hotcharts.xyz/europaplus/archive/2018.htm

https://tekst-pesni.info.

https://myshulka.ru.

https://say-hi.me.

Приложения


Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

FACE – «BABY»:
Первый Куплет:
Она закрыла Instagram, ла-ла-ла,
Чтоб я не смог за ней следить, да-да-да,
И удалила свой VK, свой VK,
Теперь не знаю, где мне жить.
Припев:
О-о-о, baby, я не достоин даже тени твоей,
Я не достоин даже жизни моей.
Куда мне теперь? — В окно либо в твою дверь.
О-о-о, baby, я не достоин даже тени твоей,
Я не достоин даже смерти моей,
Куда мне теперь? — В окно либо в твою дверь.
Baby, baby, baby,
О-о-о, baby
Второй Куплет:
Сигарета за сигаретой-
Так проходят зима и лето,
Так проходят весна и осень
Курить я бросил, но тебя бы никогда не бросил.
Припев:
О-о-о, baby, я не достоин даже тени твоей,
Я не достоин даже жизни моей.
Куда мне теперь? — В окно либо в твою дверь.
О-о-о, baby, я не достоин даже тени твоей,
Я не достоин даже смерти моей.
Куда мне теперь? — В окно либо в твою дверь.
Ты моя baby, baby,
Ты моя baby,
О-о-о, baby, baby, baby,
Baby, о-о-о, baby,
Ты моя baby, ты моя baby.
Ты моя baby, о-о-о, baby.

Приложение №4

Ярослав Евдокимов – «Фантазёр»:
Первый куплет:
Всё я выдумал сам,
Потому что был слеп непроглядный туман,
Непроглядный туман, и невыпавший снег
Песню нежных сердец
Под аккорды дождя, и счастливый конец,
И счастливый конец, и, конечно, тебя...
Я к тебе приходил и в морозы и в зной,
Я тебе говорил,
Я тебе говорил о любви неземной,
Что ты очень нежна, и на всё я готов,
Но тебе не нужна...
Но тебе не нужна неземная любовь.
Припев:
Фантазёр, ты меня называла.
Фантазёр, а мы с тобою не пара -
Ты умна, ты прекрасна, как фея,
Ну, а я, я люблю всё сильнее...
Второй куплет:
Всё умчалось как дым без тревог и потерь,
Ты сегодня с другим...
Ты сегодня с другим, у тебя есть теперь
И земные мечты, и земная любовь,
Что же с нежностью ты...
Что же с нежностью ты смотришь в прошлое вновь.
Припев:
Фантазёр, ты меня называла.
Фантазёр, а мы с тобою не пара -
Ты умна, ты прекрасна, как фея,
Ну, а я, я люблю всё сильнее...
Ты умна, ты прекрасна, как фея,
Ну, а я, я люблю всё сильнее...

Просмотров работы: 474