Особенности официально-делового стиля на примере нормативных документов

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности официально-делового стиля на примере нормативных документов

Иванова Д.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г.Перми
Кычева Е.Ю. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Введение

Зачем знать нормативные документы? Это как в строительстве: зачем строить фундамент? Ведь дом и так тяжелый, большой, объемный. Но без фундамента дом даст трещину и рано или поздно разрушится. Поэтому каждому гражданину нужно знать хотя бы самые главные основы – и это будет фундамент его жизни.

Мы в своей жизни часто будем сталкиваться с нормативными актами: законами, постановлениями, решениями и т.д. В каком стиле они написаны? Каковы их отличительные черты и особенности?

  Актуальность моей работы обусловлена тем, что нужно уметь читать и понимать нормативные акты.

Цель исследования: выявить особенности официально-делового стиля на примере 3 нормативных документов разного уровня.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие официально-делового стиля;

2. Проанализировать Конвенцию о правах ребенка;

3. Проанализировать Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

4. Проанализировать устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г. Перми;

5. Выявить особенности официально-делового стиля на примере нормативных документов.

Предмет исследования:

Информация в интернете;

Конвенция о правах ребенка, Закон «Об образовании в РФ», устав МАОУ «СОШ №55» г. Перми.

Объект исследования: речевые особенности документов.

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы по теме;

обобщение;

анализ.

Практическая ценность работы в том, что ее можно использовать на уроках русского языка для повышения уровня знаний школьников.

1 Официально-деловой стиль

1.1 Понятие официально-делового стиля

Официально-деловой стиль - функциональный стиль речи, средство письменного общения в сфере деловых отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. Подстили: законодательный (используется в сфере управления государством, проявляется волюнтивность функции); административно-канцелярский (ведение личных деловых бумаг, документов учреждения, подчеркивает характер административных отношений - кредиты, авансы); дипломатический подстиль (на международном уровне, отношения между правительством и дипломатами).

Среди книжных стилей русского языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Многие виды деловых документов имеют омы изложения и из них), и это имеет своё преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны.

Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.

В свою очередь, в первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями.

В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам и по характеру используемых языковых средств служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги — с другой.

Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию гражданского права, уголовного права, трудового права, семейного права и т. д. К ней примыкает лексика и фразеология, связанная с работой административных органов, служебной деятельностью граждан и т. д.

1.2 Черты официально-делового стиля

точность формулировок, не допускающая возможности иного толкования;

- ребенком являетсякаждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

ясность и детальность изложения (особенно в законах, инструкциях и под.);

- например, разделение на части и статьи в Конвенции о правах ребенка.

лаконичность (краткость) текста, которая достигается экономным использованием языковых средств, исключением многословия;

- не используются эмоционально окрашенная лексика, художественные средства выразительности и тп.;

стандартность изложения (достигается использованием устойчивых формул делового языка);

- использование клише, текстов-образцов, анкет и тп.;

стандартность оформления текста (определяется действующим ГОСТом);

- наименования организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государст­венным языком Российской Федерации (русским) государственный язык субъектов Российской Федерации, печатают на двух языках.

нейтральный тон изложения (исключается эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика).

- ни в одном документе не ставятся знаки восклицания.

Официально-деловой стиль функционирует преимущественно в письменной форме, но не исключается и его устная форма: выступления государственных и общественных деятелей на заседаниях, приемах, торжественных собраниях, деловые переговоры, устные распоряжения и прочее.

2 Анализ нормативных документов

Конвенция о правах ребенка

Резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989г.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США.

Основные положения Конвенции ООН:

Первая часть:

Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть:

Статьи 42—44 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть:

Статьи 45—54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Конвенция о правах ребенка официально-делового стиля, потому что обладает такими чертами, как:

точность формулировок, не допускающая возможности иного толкования;

ясность и детальность изложения;

лаконичность (краткость) текста, которая достигается экономным использованием языковых средств, исключением многословия;

стандартность изложения;

стандартность оформления текста;

нейтральный тон изложения (исключается эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика).

Конвенции о правах ребенка обладает такими особенностями официально-делового стиля, как:

четкое распределение информации по пунктам/статьям и частям;

Языковые черты:

Лексические

Специальная терминология (резолюцией, юрисдикции, пакт, декларации…)

Канцеляризмы (нижеследующем, членов общества, принимая во внимание, имеют право, принимают все необходимые меры, внимание уделяется)

Слова со значением необходимости, долженствования (необходимо, должен)

Морфологические и словообразовательные

Частое употребление инфинитива («Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода…»)

Глаголы в форме настоящего времени («Государства-участники уважают и обеспечивают все права…»; «…Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями…»; «…первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка…»)

Высокая частотность отглагольных существительных (признание, обеспечения, происхождение, улучшения…)

Существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (опекун, усыновители)

Синтаксические

Большое количество однородных членов предложения («…является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле…»; «…без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства…»; «… на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи…»)

Большое количество осложненных предложений («Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка»)

Нанизывание родительного падежа («…признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества»; «…необходимые меры для обеспечения защиты ребенка…»)

Большое количество страдательных, безличных конструкций («…признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле»; «…необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека…»)

Отсутствие восклицательных, вопросительных предложений

Преобладание прямого порядка слов

2.2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ от 21.12.2012г.

Структура:

Глава 1. Общие положения

Статьи 1-9 определяют основные понятия, используемые в законе, основные принципы регулирования отношений в сфере образования, гарантии реализации права на образование, а также полномочия органов местного самоуправления РФ.

Глава 2. Система образования

Статьи 10-20 рассказывают о структуре системы образования, об образовательных стандартах и государственных требованиях, об образовательных программах, о формах обучения, информационных ресурсах, а также о нововведениях в сфере образования.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статьи 21-32 рассказывают о лицах, осуществляющих образовательную деятельность.

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статьи 33-45 рассказывают об основных правах, обязанностях и ответственности обучающихся и их родителей, о пользовании учебными материалами, денежных выплатах, о организации питания, об одежде, о предоставлении жилищных помещений, транспортном обеспечении, об охране здоровья и различной помощи.

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статьи 46-52 рассказывают о праве на занятие педагогической деятельности, о правовом статусе педагогических работников, их обязанностях и ответственности, об аттестации педагогических работников, о правовом статусе руководителя образовательной организации, а также об иных работниках.

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статьи 53-62 рассказывают об условиях возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений, а также аттестации обучающихся.

Глава 7. Общее образование

Статьи 63-67 рассказывают о структуре общего образования, платах, взимаемых с родителей, а также о приеме на обучение по основным общеобразовательным программам.

Глава 8. Профессиональное образование

Статьи 68-72 рассказывают о структуре профессионального образования, об особенностях приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования, а также о требованиях к организации приема.

Глава 9. Профессиональное обучение

Статьи 73-74 рассказывают об организации профессионального обучения и о квалификационном экзамене.

Глава 10. Дополнительное образование

Статьи 75-76 рассказывают о дополнительном образовании детей и взрослых, а также о дополнительном профессиональном образовании.

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов программ и получения образования отдельным категориям обучающихся

Статьи 77-88 рассказывают о получении образования отдельными категориями обучающихся, а также об особенностях обучения в различных областях сферы образования.

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статьи 89-98 рассказывают о управлении системой образования, об оценке качества образования, об общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, об информационной открытости и информационной системы в системе образования.

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение а сфере образования

Статьи 99-104 рассказывают о различных финансовых операциях в сфере образования.

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статьи 105-107 рассказывают о формах и направлениях международного сотрудничества, о подтверждении документов об образовании или о квалификации, а также о признании образования или квалификации, полученных в иностранных государствах.

Глава 15. Заключительные положения

Статьи 108-111 рассказывают о заключительных положениях, о признании законодательных актов Союза ССР, о признании утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и РФ, а также о вступлении в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" официально-делового стиля, потому что обладает такими чертами, как:

точность формулировок, не допускающая возможности иного толкования;

ясность и детальность изложения;

лаконичность (краткость) текста, которая достигается экономным использованием языковых средств, исключением многословия;

стандартность изложения;

стандартность оформления текста;

нейтральный тон изложения (исключается эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика).

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" обладает такими особенностями официально-делового стиля, как:

четкое распределение информации по статьям и главам (15 глав, 111 статей);

использование терминологии, наименований (правовое регулирование, полномочия государства, Российская Федерация, бюджет субъекта, договорное регулирование отношений, государственной политики в сфере образования …);

употребление сложноподчиненных предложений (Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.);

прямой порядок слов (Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации…Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах…Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…);

повествовательный характер изложения;

употребление обособленных определений (организации, осуществляющие образовательную деятельность; академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, ..);

безэмоциональность, официальность выражения.

Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г. Перми

Утвержден распоряжением начальника департамента образования администрации города Перми 01.08.2018г.

Основные положения Устава:

Общие положения

Пункт 1 рассказывает нам о муниципальном учреждении в общем: о полном и сокращенном наименовании учреждения, об имуществе учреждения, о местонахождении, о руководителе, собственнике учреждения, о печати учреждения, а также о том, на каких принципах построена деятельность Учреждения.

Предмет, цели и виды деятельности учреждения

Пункт 2 рассказывает о предмете деятельности Учреждения, основной цели деятельности Учреждения, об основных общеобразовательных программах, а также о видах деятельности Учреждения.

Порядок управления учреждением

Пункт 3 рассказывает о том, кто, как и каким образом осуществляет управление учреждением.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов

Пункт 4 рассказывает о том, кто, как и по каким принципам разрабатывает и принимает локальные нормативные акты внутри Учреждения.

Имущество учреждения

Пункт 5 рассказывает о имуществе: что относится к имуществу, кто и как и при каких условиях может распоряжаться им.

Внесение изменений в устав. Реорганизация и ликвидация учреждения

Пункт 6 рассказывает о том, кто предлагает изменения, кто утверждает их, когда и кем могут быть осуществлены реорганизация и ликвидация Учреждения, а также, кто переводит в данных случаях детей в другие муниципальные образовательные учреждения.

Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г. Перми – документ официально-делового стиля, потому что обладает такими чертами, как:

точность формулировок, не допускающая возможности иного толкования;

ясность и детальность изложения;

лаконичность (краткость) текста, которая достигается экономным использованием языковых средств, исключением многословия;

стандартность изложения;

стандартность оформления текста;

нейтральный тон изложения (исключается эмоционально окрашенная и экспрессивная лексика).

Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55 имени дважды Героя Советского Союза Г.Ф.Сивкова» г. Перми обладает такими особенностями официально-делового стиля, как:

четкое распределение информации по пунктам и частям (6 глав, в каждой от 5-10 подпунктов);

использование терминологии, наименований (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, МАОУ «СОШ №55» г. Перми, собственник имущества, предмет деятельности, сдача в аренду имущества, оказание услуг, компетенция Учредителя, Наблюдательный Совет, педагогический совет, руководитель учреждения, кворум…);

повествовательный характер изложения;

употребление обособленных определений (полномочия члена Наблюдательного совета, являющегося представителем работников Учреждения.. , не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.., движимым имуществом, закрепленным за Учреждением..);

безэмоциональность, официальность выражения;

частое употребление отглагольных существительных (обеспечение, управление, организация, выборы, голосование..).

3 Заключение

Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом особенностей:

четкое распределение информации по пунктам/статьям и частям;

использование терминологии, наименований;

употребление сложноподчиненных предложений и с нулевой связкой;

прямой порядок слов;

повествовательный характер изложения;

употребление обособленных определений и обстоятельств;

безэмоциональность, официальность выражения;

частое употребление отглагольных существительных, отымённых предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; по той причине, что …; с тем условием, что …; таким образом, что …; то обстоятельство, что …; тот факт, что … и т. п.);

Я провела исследование и выявила, какими особенностями обладает официально-деловой стиль на примере нормативных документов. Таким образом, я выполнила все поставленные задачи.

Список литературы

http://www.consultant.ru/

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

https://school55.siteedu.ru/

   

0

Просмотров работы: 4244