Введение
Большое влияние на нашу жизнь оказывают средства массовой информации. Все люди смотрят телевидение, слушают радио и читают газеты.
Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
Актуальность работы определяется также задачами всестороннего исследования - художественных средств, раскрытия закономерностей их использования в газетно-публицистическом стиле на примере конкретного издания.
Цель данной работы - изучить какие художественные средства используются в публицистических статьях, а также проведение анализа примеров включения художественных средств в текст на примере газеты «Перемена-Пермь», 24 декабрь 2018 год, выпуск новостей «Вести» на телеканале «Россия1» от 6 января 2019 года.
Задачи, которые я ставила перед собой для достижения цели:
Изучить теоретический материал по заданной теме.
Определить понятия «художественные средства», «троп»
Выявить функций и особенностей художественных средств;
Выявить основных тенденций функционирования художественных средств в периодической печати;
Рассмотреть приемов включения художественных средств в текст на примере конкретного издания.
Объектом исследования являются художественные средства, тропы
Предметом исследования являются применение, использование художественных средств на примере газеты «Перемена-Пермь» и выпуска новостей «Вести» на телеканале «Россия1».
Использованные методы исследования:
изучение материала по теме;
анализ
анкетирование
обобщение
Основная часть
Что такое журналистский текст
Журналистский текст — это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Также он несет в себе особый вид информации - журналистскую информацию.
Признаки хорошо написанного журналистского текста во многом совпадают с требованием к любому тексту, в том числе и художественному: ясность, живой язык, честность, точность, адекватность, соотнесение с реальностями жизни. Хотя многие авторы полагают, что в процессе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях.
Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики, сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария. «Факты», «образы» и «нормативы» — три ряда знаков, образующих язык журналистики.
Понятие элементарных выразительных средств журналистики - «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.
Художественные средства
Чтобы понять, как применяются художественные средства в журналистике нужно для начала понять, что такое художественные средства.
Художественные средства — система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое, другими словами, — тот интонационно-синтаксический строй художественной речи, который определяется, в конечном счете, характером данного стиля и тех жанров, которые в этот стиль входят.
В широком смысле художественные средства можно считать всю артикуляционно-акустическую структуру произведения, относя сюда как синтаксис в узком смысле и интонацию, так и все остальные элементы звуковой организации художественной речи: ритм, мелодику, фонику.
Не имея самостоятельного семантического значения, эти элементы в то же время образуют ту живую конкретную, словесную «плоть» произведения, в которой оно только и может существовать. В которой и выражаются организующее его социально-психологическое устремление и его поэтическая семантика; отсюда естественно вытекают та значительная роль, которую выразительные средства играют в художественном произведении, и важность их анализа.
В то же время очевидно, что собственно характер выразительности художественной речи определяется тем, что она выражает: каждое данное своеобразное социально-психологическое устремление, проявляющееся в данном образном, тематическом, композиционном и изобразительном своеобразии, с неизбежностью определяет и своеобразие выразительных средств.
Надо заметить, что выразительность и полнота речи связаны, прежде всего, со словом, так как слово – это основная единица языка, самая заметная и значимая, главный элемент художественного средства.
С помощью слова мы можем не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные эмоции, ассоциации, позиции, оттенки значения, показать, например, как говорящий оценивает предмет речи или субъект речи. Этот момент очень важен. Ведь для того, чтобы у аудитории сформировалось правильное видение проблемы, поступка того или иного человека, необходимо наиболее полно, наиболее красочно описать с помощью выразительных возможностей языка ту или иную ситуацию.
Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. Если художник передает красоту материального и духовного мира посредством красок, линий, цвета, то мастер слова передает красоту материального и духовного мира с помощью слова, лексических, синтаксических, морфологических, стилистических возможностей языка.
При этом понятие изобразительно-выразительные средства останавливаются не только на возможностях слова, как единицы конкретного языка, но и базируется на ключевых универсалях: изобразительности и выразительности.
Изобразительность — это качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
Выразительность - это такое качество речи, которое привлекает внимание слушателя и заставляющее слушателя фиксироваться именно на том, о чем говорится. Выразительная речь способна "удержать на плаву" любое публицистическое сообщение в потоке информации. Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие. Следовательно, изобразительно-выразительные средства языка — это некие приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.
Виды художественных средств.
Выразительными средствами языка являются тропы и фигуры. Они выстраивают текст определенным образом и предопределяют возможности использования слов. Тропы и фигуры способствуют украшению, доработке и стилистическому уточнению готовых рекламных конструкций.
Термин «троп» происходит от древнегреческого слова tropos, означающего в переводе – превращение. Тем самым в названии подчеркнуто, что данная группа выразительных средств придает словам не свойственное им значение, причем таким образом, что речь не утрачивает ясности, но, даже напротив – увеличивает ее.
С помощью троп можно более четко выделять те или иные черты изображаемого, придавать конкретность явлениям, делать повествование или описание более жизненным, речь более образной. В литературоведении тропы называют фигурами переосмысления.
Тропы, как художественные средства, используются в речи писателя для образования новых сочетаний слов с новым значением. С их помощью речь приобретает иные смысловые оттенки, передается оценка автором описываемых явлений.
Все тропы можно разделить на синтаксические, лексические, фонетические средства.
Лексические средства
Выразительные средства, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.
Разновидности тропов:
Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Например: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Например: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение». Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Например: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».
Метонимия — замена одного слова на другое, имеющее схожее или такое же значение. Например: «эй, синяя куртка (обращение к человеку в синей куртке)», «весь класс выступил против (имеются в виду все ученики класса)».
Синекдоха — перенос сравнения с части на целое, и наоборот. Например: «было слышно, как ликовал француз (автор говорит о французской армии)», «насекомое залетело», «в стаде было сто голов».
Аллегория — выразительное сравнение идей или понятий с использованием художественного образа. Чаще всего встречается в сказках, баснях и притчах. Например, лиса символизирует хитрость, заяц — трусливость, волк — злобу.
Гипербола — намеренное преувеличение. Служит для придания тексту большей выразительности. Ставит акцент на определенном качестве предмета, человека или явления. Например: «слова губят надежду», «его поступок — высшее зло», «он стал красивее в сорок раз».
Литота — специальное преуменьшение реальных фактов. Например: «он был тоньше тростинки», «он был не выше наперстка».
Перифраз — замена слова, выражения синонимичным сочетанием. Используется для того, чтобы избежать лексических повторов в одном или соседних предложениях. Пример: «лиса — хитрая плутовка», «текст — детище автора».
Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например, «Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...» (А.Пушкин)
Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. Например, «Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.» (Ю.Казаков)
Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования. Например, «...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.» (Г.Смирнов)
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например, «Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость...» (А.С.Пушкин)
Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры. Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.
Специализированные средства выразительности
Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).
Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.
Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).
Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.
Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово. Фразеологические обороты
Фразеологические обороты.
Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:
Образным значением фразеологизмов, иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки — нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка — оттенок пренебрежительного отношения к человеку).
Фразеологизмы употребляют, чтобы:
сделать ударение на наглядности и образности текста;
выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
выразить авторское отношение к сообщаемой информации.
Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую. Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения). Например, счастливые часов не наблюдают. К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки. Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.
Однако, фразеологизмы как изобразительно - выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.
Синтаксические средства
Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски.
Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:
Антитеза — синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
Градации — средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
Оксюморон — прямо противоположные слова, находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
Инверсии — синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
Парцелляция — намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.
Анафора — повторение однотипных синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда. Например, «Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей.» (М. Светлов)
Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений или отрывков. Например, «Мне б хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н. Гоголь)
Параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи. Например, «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.» (В. Брюсов)
Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения . Например, «Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги.» (В. Жуковский)
Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю / слушателю самому догадаться о невысказанном. Например, «Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барину время умереть.» (А. Пушкин)
Риторический вопрос, повествование, обращение — стилистическая фигура, с целью привлечь внимание читателя / слушателя к тому или иному явлению, действию. Например, риторический вопрос: «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Н. Гоголь). «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» (А. Пушкин)
Многосоюзие — намеренное использование повторяющихся союзов с целью усиления выразительности речи. Например, «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.» (Н. Гоголь)
Бессоюзие — стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому.
Например, «Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон.» (А. Пушкин)
Композиционныйстык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его . Например, «На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты...» (Н.Сладков)
Фонетические средства.
Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.
Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.
Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.
Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.
Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.
Также тропы можно разделить на два вида: сложные и простейшие.
1. Простейшие художественные средства – это эпитет и сравнение.
2. Сложные художественные средства – это литота, гипербола, перифраз, синекдоха, метафора, аллегория и метонимия и др.
Художественные средства в журналистике.
Самое первое средство выразительности, которое мы встречаем в самом начале статьи – это заголовок. Задачей автора является не только найти интересный материал, но и придумать привлекательный заголовок.
Встречаются различные определения термина «заголовок».
В словаре Даля трактуется, как выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено его название. Заголовком также называют название отдела, главы книги.
Словарь Ожегова уточняет, что заголовок – это «название какого-либо произведения или отдела его частей».
И существует ещё одно, современная и оригинальная трактовка – «Заголовок – это реклама рекламы».
Чаще всего заголовок представляет собой одно простое предложение, либо словосочетание, реже состоит из одного слова или более чем из одного предложения. Иногда для более полного раскрытия темы заголовок снабжается подзаголовком, который сообщает дополнительную информацию. Наибольшее внимание читателя привлекают заголовки броские, эмоционально окрашенные, либо обещающие сенсацию. Однако метод использования подобных заголовков работает не всегда.
Заголовок статей и газетные тексты должны быть яркие, выразительны и написаны литературным языком. Журналист должен владеть арсеналом выразительных средств языка и активно их использовать в своих статьях. В целях привлечения внимания читателя используются все доступные средства выразительности: лексические, синтаксические, фонетические, морфологические. Они могут использоваться как по отдельности, так и сочетаться, прекрасно дополняя друг друга.
Для создания выразительности может использоваться любое языковое средство, но при этом заголовок должен формировать отношение читателя к публикации ещё до её прочтения. Ведь читатели – люди разных профессий, образования, возраста, социальных и политических убеждений. То, что нравится одним, не всегда нравится другим, и задача периодического издания в этих непростых условиях – выработать собственный, узнаваемый стиль, дающий предсказуемый и долговременный результат.
Практическая часть
3.1. Использование художественных средств в тексте
Любое явление или событие в том или ином виде находит отражение на страницах газет, журналов и других СМИ. И чтобы передать атмосферу, чувства или призвать, побудить к чему-то используют художественные средства выразительности. Наиболее часто художественные средства употребляются в репортажах и интервью.
Чтобы выяснить, какие именно художественные средства используются в различных статьях, я исследовала статьи газеты «Перемена-Пермь» (декабрьский номер 2018г.), выпуск новостей «Вести» на телеканале «Россия1» от 6 января 2019г. и сделала для себя некий вывод.
Пермская школьная газета «Перемена-Пермь», 24 декабрь 2018 года.
Для того чтобы посмотреть как используются художественные средства в тексте я проанализировала статьи газеты.
Ниже я привела пример того как я анализировала статьи газеты.
В данной статье наиболее ярко представлены примеры:
Эпитетов – личностный и творческий потенциал
Олицетворение – «Минута славы педагога» вдохновляет на победы всех – и новичков, и стажистов.»
Инверсия – «....признаётся Марина Олеговна.»
Ряды однородных членов – «Нам хотелось раскрыть личностный и творческий потенциал коллег, дать возможность им показать себя с новой стороны.»
Риторическое восклицание и вопросы – «Я выросла в многодетной семье, и всегда боялась: а если с родителями что-то случится? Как я буду остальных на ноги поднимать?»
Таким образом, как представлено выше я исследовала 4 статьи и выявила, что чаще всего используются такие средства выразительности как: именительный темы, инверсия, метафоры, риторические вопросы, восклицания, обобщения, однородные члены, сравнения, умолчания, эллипсис, эпитет.
Программа «Вести» канала «Россия 1» от 6 января 2019г.
Проанализировав три сюжета программы также чаще всего встречались эпитеты, метафоры, риторические вопросы, восклицания, обобщения, однородные члены, сравнения, умолчания, эллипсис.
Тексты, которые я анализировала, относятся к публицистическому стилю. Тексты были одного стиля, и делились ещё на устные и письменные тексты. Данные тексты Отличаются они не только средствами выразительности, но и построением текста. Например, возьмем интервью. В печатном варианте одного и того же интервью опускаются некоторые из средств выразительности, некоторые предложения. А в записи интервью можно увидеть эмоции и разнообразные средства выразительности, которые при печатном издании просто бы либо исключили, либо изменили.
Заключение
В ходе работы я выполнила все поставленные перед собой задачи
Изучила теоретический материал по заданной теме.
Определила понятия «художественные средства», «троп»
Выявила функций и особенностей художественных средств;
Выявила основных тенденций функционирования художественных средств в периодической печати;
Рассмотрела приемов включения художественных средств в текст на примере конкретного издания.
Список литературы
Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование/ Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Ильина Д. В. Использование изобразительно-выразительных средства в информационных жанрах // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
Русский язык. Учебно-методическое пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов/ М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинская, В.Н.Ивлева и др. – СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2007, с. 147-149.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: "Просвещение", 1974.
https://cyberleninka.ru/article/v/literaturovedenie-i-zhurnalistika-ispolzovanie-emotsionalno-ekspressivnyh-sredstv-v-mediatekstah
http://e-koncept.ru/2016/46224.htm.