Введение
Актуальность исследования обусловлена увеличением обмена информации в современном мире как для целей делового, так и межличностного общения. В первом случае информационный обмен решает ряд насущных проблем, облегчающих «профессиональную жизнь» современного специалиста: оперативная передача необходимых данных, документов, наблюдений, отчетов и т.д., что при грамотном использовании повышает конкурентоспособность человека в современном мире стремительно обновляемой информации. Слова Н.М. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» кратко передают основную суть возможностей, которые предоставляют человеку современные информационные ресурсы, в том числе цифровые. Однако, не все так же однозначно в вопросе реализации межличностного цифрового общения. Кажущиеся преимущества такого рода коммуникации для одного из собеседников, могут быть просто неприемлемы для другого. Именно таким неоднозначным восприятием процесса коммуникации с использованием современных цифровых ресурсов объясняется необходимость выявления базовых норм этикета общения, которое должно быть присуще и цифровой коммуникации.
Цель исследования: определение и апробация в рамках опытно-экспериментальной работы условий повышения уровня культуры цифровой коммуникации школьников.
Объект исследования: цифровая коммуникация школьников.
Предмет исследования: условия повышения уровня культуры цифровой коммуникации школьников
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс цифровой коммуникации школьников будет эффективным, если:
уточнено понятие «цифровая коммуникация школьников», что позволит четко определить поле исследования;
определены особенности осуществления цифровой коммуникации школьников, которые необходимо учитывать для более эффективного осуществления описываемого процесса;
выявлены условия, способствующие повышению уровня культуры цифровой коммуникации школьников;
определены вариативные и инвариантные нормы межличностной цифровой коммуникации школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования:
уточнить понятие «цифровая коммуникация школьников»;
определить особенности осуществления цифровой коммуникации школьников;
выявить условия повышения уровня культуры цифровой коммуникации школьников;
определить вариативные и инвариантные нормы межличностной цифровой коммуникации школьников.
Методы исследования:
теоретические: анализ и систематизация научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; прогнозирование;
эмпирические: опрос, изучение полученных результатов, эксперимент, количественный и качественный анализ данных, статистическая обработка полученных результатов.
Экспериментальной базой исследования являлась МБОУ гимназия имени А. В. Кольцова (г. Воронеж).
1. Теоретические аспекты вопроса цифровой коммуникации современных школьников
1.1 Проблема цифровой коммуникации с точки зрения современной научной литературы и авторов интернет ресурсов
На современном этапе социального развития общества, когда на первый план выдвигается личность, отстаивающая свои интересы, ценности, права и свободы, большая роль в привитии базовых норм поведения человеку отводится системе общего образования. Не исключая ведущую роль семьи в системе формирования и развития общечеловеческих ценностей, однако, фундаментальный вклад в развитие личности учащегося, в процессе его социализации, вносит школа, которая реализует образовательные программы в рамках цифровизации образования.
В основе цифровизации лежит принцип электронного взаимодействия между субъектами какого-либо процесса 9. Столь стремительное проникновение процесса цифровизации во все сферы жизнедеятельности человека объясняется объективными преимуществами, которые она предлагает применительно к имеющимся данным: хранение больших объемов; оперативный обмен; защита от потери; скорость обмена; своевременная актуализация и т.д. Все перечисленные возможности цифровизации возникли как ответ на требование времени – стремительно возрастающий ритм жизни. Имея возможность совершать «виртуальные путешествия», заводить «виртуальных друзей», ходить по «виртуальным магазинам», современному человеку, с одной стороны, предоставляются большие возможности, однако, с другой стороны, привыкая к быстрой смене «виртуальных событий», анонимности, люди зачастую принебрегают обычными нормами поведения, в том числе, в общении повседневном или цифровом.
Поскольку нормы поведения формируются и закладываются в раннем возрасте, важно на этапе получения школьного образования попробовать определдить, что может помочь подрастающему поколению быть не просто терпимее друг к другу, но быть взаимовежливыми, взаимоуважительными, что, несомненно, найдет свое отражение и в межличностной повседневной и цифровой коммуникации.
В научный оборот термин «коммуникация» был введен в 1909 году Чарлзом Хортоном Кули, который определил его как нечто большее, чем просто установление и дальнейшее развитие отношений между людьми. Коммуникацию Ч.Х. Кули рассматривал как средство, доступное только человеку. Кроме того коммуникация в его работах рассматривалась как «социальная наследственность» 8, т.е. комплекс норм, принятых в обществе, которые человек впитывает в себя в процессе своего взросления. Однако для процесса коммуникации Ч.Х. Кули пишет о необходимых средствах ее осуществления (доступных в XX веке): газеты, телеграф, образование, почта и т.д.
Актуальность исследования процесса коммуникации подтверждается многочисленными его исследованиями и вариативными трактовками этого понятия. Под коммуникацией понимают:
общение с целью передачи информации от человека человеку;
общение как средство связи между субъектами и обмен информацией в обществе в целом;
акт социального взаимодействия субъектов общения, ориентированный на смысловое восприятие собеседника 1.
Однако, если, опираясь на суждения Ч.Х. Кули, коммуникация присуща именно человеку и для ее осуществления необходимы определенные средства, которые меняются с развитием технологий, то можно сказать, что с течением времени появилось несколько ее форм. Существует несколько подходов к классификации форм коммуникации, однако для целей нашего исследования мы остановимся на выделении следующих коммуникации: вербальная, невербальная, письменная, цифровая 4.
Вербальная и невербальная коммуникации, как правило, «существуют совместно» и не всегда исключают друг друга (за исключением особых случаев, например, необходимость общаться только жестами). Зачастую понимание передаваемого собеседником послания осуществляется не только через «декодирование» смысла слов, но и через сопровождающие жесты, мимику и т.д.
Письменная коммуникация изначально возникла в ответ на необходимость преодоления расстояния между говорящим и адресатом. С течением времени и развитием технологий носитель информации, обеспечивающий передачу письменных сообщений, существенно изменился (глиняная дощечка, папирус, береста, электронные носители информации, интернет). Таким образом, как вербальная и невербальная формы коммуникации тесно связаны друг с другом, так и письменная и цифровая формы коммуникации неотъемлемы в современном мире, поскольку позволяют преодолеть любые расстояния за доли секунды, позволяя экономить драгоценное время.
Понятие «цифровая коммуникаци» постепенно становится предметом исследования с точки зрения: возможности повышения производительности труда на ее основе (О. Косова, Д. Неяглов) 11; ее влияния на культуру общества (В.В. Касьянов) 6; возможности саморазвития и заработка (Вебер Л.) 2 и т.д.
Суммируя точки зрения по вопросу цифровой коммуникации, а также опираясь на проведенный опрос в сети интернет (Instagram, Vkontakte), в рамках настоящего исследования «цифровая коммуникация школьников» рассматривается как процесс передачи или обмена личностно значимой информацией между двумя или более субъектами с использованием доступных им мессенджеров (мессенджеры – доступные программы в сети интернет для мгновенного обмена сообщениями).
1.2 Особенности цифровой коммуникации школьников
Опираясь на личный опыт, а также статистические данные, приводимые в современных психологических исследованиях (Веракса А.Н.Ильясов И.И.) 5, можно сделать вывод, что возраст участников «цифровой коммуникации» существенно и стремительно молодеет. В этой связи, исходя из целей настоящей работы, мы определили несколько возрастных групп школьников, среди которых мы проводили исследование, 10-11 лет, 13-14 лет, 16-17 лет. Однако, первая и последняя группы были взяты в ознакомительных целях с целью проанализировать зависимость возраста школьника на роль цифровой коммуникации в его жизни, частоту ее осуществления, правил ее ведения. В то время как возрастная группа 13-14 лет представляет для нас наибольший интерес, поскольку авторы проекта являются ее представителями, именно с представителями этой группы проводилась опытно-экспериментальная работа.
Возраст 13-14 лет – подростковый возраст, характеризующийся эмоциональной неустойчивостью, сопровождающийся колебаниями настроения (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Е. Личко и др.). Этот возраст характеризуется отсутствием «золотой середины», т.е. целеустремленность может смениться безразличием, настойчивость – апатией и т.д. Школьникам в этот период присущи пытливость ума, любознательность, желание овладеть большим количеством знаний. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение (Т.В. Драгунова, Н.С. Кон и др.), которое лежит в основе формирования личности школьника. На момент достижения подросткового возраста, все вступающие в него имеют разный опыт общения. Но, несмотря на этот факт, именно общение выходит в этот период на первый план, объединяя школьников по интересам, занятиям, увлечениям и т.д.
Следует отметить, что в одном классе школы учатся дети одного возраста, но разного пола. Это немаловажный аспект в вопросе коммуникации, поскольку считается, что мальчики более легко идут на контакт (Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, М.С. Каган). Если говрить об особенностях коммуникации с учетом гендерных различий, то они не столько количественные, сколько качественные (Д.И. Фельдштейн). Это значит, что мальчики сначала вступают в контакт, а потом в процессе взаимодействия определяются с симпатиями или антипатиями, в то время как девочки охотнее начинают общение лишь с теми, кто им нравится. Однако, приведенные различия осуществления коммуникации, применимые к «живому» общению, не подтверждаются данными проведенного анкетирования (Приложение 1). Интерпретация данных опроса в Instagram показала, что подростки-девочки в возрасте 13-14 лет общаются гораздо (в 3 раза!) чаще, чем подростки-мальчики. Согласно результатам проведенных письменных анкет, представители обоих полов прибегают к помощи мессенджеров ежедневно, однако частота и объемы переписок различны. Таким образом, первой особенностью цифровой переписки школьников является их возраст и гендерные различия.
Поскольку осуществление цифровой переписки предполагает наличие интернета, его отсутствие нередко затрудняет процесс коммуникации. Здесь возможны варианты развития событий от обычного возобновления переписки после того, как «абонент появился в сети», до недопонимания и обиды со стороны одного из участников коммуникации. Наличие интернета как особенность осуществления цифровой коммуникации очень важный фактор, который не зависит от подростка: слабый сигнал, наказание от родителей за …(оценки, поведение, невыполненные обязанности по дому). Однако, если нет интернета, то нет и цифровой коммуникации.
В основе коммуникации лежит необходимость обмена информацией для разных целей (Ч.Х. Кули), именно «возможность быстрого обмена информацией» была выбрана большинством респондентов проведенного анкетирования (Приложение 1) – 79 человек против 34 человек, для которых это «способ заполнить свободное время». Дополнительно проведенные личные беседы с участниками опроса позволили уточнить содержание ответа «возможность быстрого обмена информацией». Это: необходимость обмена учебной информацией (домашнее задание, совместная работа над проектом или докладом, подготовка к контрольной и т.д.); совместное планирование (обсуждение даты, времени и места совместных мероприятий); обсуждение каких-либо событий. Таким образом, одной из особенностей осуществления цифровой коммуникации является социальная вовлеченность школьника.
Выводы по первой главе
Теоретическое осмысление проблемы цифровой коммуникации школьников позволило прийти к следующим выводам.
1. Отличительной особенностью современного общества является увеличение доли цифровой коммуникации, возраст участников которой «молодеет». Под цифровой коммуникацией школьников понимается процесс передачи или обмена личностно значимой информацией между двумя или более субъектами с использованием доступных им мессенджеров (мессенджеры – доступные программы в сети интернет для мгновенного обмена сообщениями).
2. Были выявлены особенности осуществления цифровой коммуникации школьников:
возраст и гендерные различия участников цифровой коммуникации;
наличие интернета;
социальная вовлеченность школьника.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня культуры цифровой коммуникации школьников
2.1 Условия повышения уровня культуры цифровой коммуникации школьников
Увеличение количества участников коммуникации, их анонимность, «выдуманная» или вовсе «отсутствующая» возрастная идентификации в сети интернет влечет за собой к открытости в виртуальном общении, осознанию безнаказанности, а также к отказу от общепринятых норм речевого взаимодействия в обществе. Именно совокупность норм, правил и принципов общения является культурой общения, бережно хранимой и передаваемой от поколения поколению. Культура коммуникации – это также следование нравственным ценностям общества с учетом личностных ориентиров собеседника, отражение грамотного владения языком, реализация принятия позиции участников общения и выбор адекватной реакции.
В рамках настоящей работы мы предположили, что для повышения культуры цифровой коммуникации школьников необходимо выявить условия, способствующие эффективности исследуемого процесса. В толковом словаре С. И. Ожегова «условие» определено как: обстоятельство, от которого зависит что-либо; установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности правила; обстановка, в которой что-нибудь осуществляется9. В психологии «условие» определяется как «совокупность явлений среды внешней и внутренней, влияющих на развитие определенного психического явления» 7.
Следует отметить, что некогда культура общения была присуща только высшему обществу, когда принадлежность одной из отличительных характеристик определенной социальной прослойки было наличие образование. Именно образование позволяло людям из высшего общества демонстрировать себя как личностей культурных, выделяя их на фоне «неграмотного, некультурного» населения. Однако, поскольку в настоящее время получение образование – право каждого гражданина, то его качество зависит от ряда составляющих, одной из которых является личная заинтересованность учащегося. Возрастная группа, на которую ориентировано настоящее исследование, – это подростки 13-14. Общение в этот период, как упоминалось ранее, является для них ведущей формой и в это же время подростки готовы не только к принятию наследия общества, но и самостоятельно его «добывать». Поскольку этот период связан для школьника с взрослением (физическим и психическим), он (школьник) старается доказать окружающим право на свою точку зрения, зачастую через конфликт. Это противоборство со стороны подростка не означает несогласие с обществом. Такое поведение объясняется Л.С. Выготским тем, что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» 3. Иными словами, применительно к проблематике исследования, резкие обороты в переписке подростка – это не оппозиция, а способ выражения своей точки зрения. То есть, осознание того, что собеседник (в рамках настоящей работы участник цифровой коммуникации) также может иметь право на свой взляд по обсуждаемой теме, принятие его настроения, поможет избежать недопонимания. Иными словами, соблюдение равноправия в общении может быть залогом успешной цифровой коммуникации.
Кроме того, ряд причин, в затруднении в процессе «живой» коммуникации, связан с затруднением или порой даже с неспособностью давать оценку ситуации и действовать адекватно ей. Американский психолог М.Снайдер считает, что люди с высоким коммуникативным контролем, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций, знают меру. Эти же принципы применимы и к цифровой коммуникации: настойчивые (одно за другим) сообщения, время суток (слишком поздно или слишком рано, время уроков и т.д.), звонок в ответ на сообщение или ответ голосовым сообщением – это все может быть неуместным и привести к негативной реакции или нежеланию продолжать общение. Сформулировать вышеописанное как условие можно фразой: уважение зоны комфорта собеседника.
Цифровая коммуникация, как было описано в первом параграфе настоящей работы, – это для многих один из способов быстрого обмена информацией. Ключевое слово «быстрого» объясняет одну из наиболее частых причин недопонимания и, с учетом возраста респондентов нашего исследования, и раздражения. Причин «нечитаемости» текста, как показывает практика, может быть несколько: опечатка, Т9 (функция телефона, которая исправляет слова по своему усмотрению), безграмотность и т.д. В любом случае, что бы ни являлось причиной отсутствия смысла в сообщении, ответственность за него несет отправитель, поэтому «внимательность» – залог успешной коммуникации.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня культуры цифровой коммуникации школьников
Для проверки предположений гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа проводилась с участием учеников 7 «б» класса МБОУ гимназии имени А. В. Кольцова. Также для проверки различий в «цифровой коммуникации» в зависимости от возраста анкетирование было проведено в следующих классах: 4 «б», 11 «а», 11 «б».
Экспертами выступили родители и руководитель проекта.
Опытно-экспериментальная работа реализовывалась в три этапа:
- начальный – было проведено анкетирование, позволившее определить цель осуществления школьниками цифровой коммуникации, ее особенности и возникающие проблемы и смысловые барьеры;
- основной – на основе полученных данных, основываясь на результатах теоретического осмысления проблемы, а также на личном опыте цифровой коммуникации был сформирован свод правил «Этикет цифрового общения» (Приложение 2), способствующий повышению уровня цифровой коммуникации школьников; в сети Instagram (приняли участие 285 человек) был проведен опрос о важности предлагаемых правил для пользователей с точки зрения участников цифровой коммуникации; в результате осмысления результатов опроса правила были скорректированы:
1. Настраивайте уведомления.
Настроить уведомления так, чтобы вам было комфортно — ваша обязанность.
2.Пишите, а не звоните.
Деловые люди могут быть заняты. Звонок отвлекает. Сообщение – нет.
3. Не забудьте поздороваться, но «Привет» не стоит писать отдельным сообщением.
Получается, как будто вы звоните кому-то по телефону, говорите «Привет!» и ставите его на ожидание.
4. Не можете ответить оперативно — сообщите об этом.
Потратьте несколько секунд и дайте собеседнику знать, когда сможете заняться волнующим его вопросом. Хотя бы парой слов.
5. Не пишите ночью.
Писать сообщения ночью – признак плохого тона.
6. Не злоупотребляйте заглавными буквами.
В интернете ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ — это крик.
7. Перечитывайте сообщение, прежде чем отправить его.
Т9 может "исправить" текст до неузнаваемости.
8. Не игнорируйте знаки препинания и правила орфографии.
Ошибки затрудняют восприятие текста и порой могут сильно исказить его смысл. Сложно прочитать и правильно истолковать поток сознания без единой запятой.
9.Будьте грамотными.
Соблюдайте правила речи, не злоупотребляйте сокращениями и сленгом.
- заключительный – для удобного обращения к разработанному «Этикету цифрового общения» были предложены вариативные формы обращения к нему:
печатная небольшого формата – можно использовать как закладку для книги или вложить в чехол телефона;
электронная в сети Instagram – удобно обращаться пользователям этого электронного ресурса;
интернет сайт – вариант распространения материалов исследования при обращении пользователей по вопросу повышения культуры цифровой коммуникации через поисковые интернет ресурсы.
Выводы по второй главе
1. Для повышения культуры цифровой коммуникации школьников был выявлен комплекс условий с учетом возрастных особенностей школьников:
соблюдение равноправия в цифровом общении;
уважение зоны комфорта собеседника;
внимательность.
2. Для эффективности осуществления цифровой коммуникации школьников необходимо соблюдение «Этикета цифрового общения»:
1. Настраивать уведомления.
2.Писать, а не звонить.
3. Не забать здороваться.
4. Сообщать, если не можете оперативно ответить.
5. Не писать ночью.
6. Не злоупотреблять заглавными буквами.
7. Перечитывать сообщение, прежде чем отправить его.
8. Не игнорировать знаки препинания и правила орфографии. Диана:
9.Быть грамотными.
Заключение
Полученные в процессе проведения настоящего исследования результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и дают основание сделать следующие выводы:
1. Цифровая коммуникация школьников понимается как процесс передачи или обмена личностно значимой информацией между двумя или более субъектами с использованием доступных им мессенджеров (мессенджеры – доступные программы в сети интернет для мгновенного обмена сообщениями).
2. Особенности осуществления цифровой коммуникации школьников:
возраст и гендерные различия участников цифровой коммуникации;
наличие интернета;
социальная вовлеченность школьника.
3. Для повышения культуры цифровой коммуникации школьников был выявлен комплекс условий с учетом возрастных особенностей школьников:
соблюдение равноправия в цифром общении;
уважение зоны комфорта собеседника;
внимательность.
4. Для эффективности осуществления цифровой коммуникации школьников необходимо:
Список используемой литературы
Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // III Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурноисторическая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения», 18-19 октября 2006 года: [посвящ. 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского: материалы] / науч. ред. А.А. Лытко, И.В.
Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернет. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2012.
Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 - 1008 с.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с.
Граф, Л. В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / Л. В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. – Москва: МГУ, 1981. – 167 с.
Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации. Ростов н/Д.: Феникс,2009. с. 43.
Конюхов, Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н. И. Конюхов. – 1992. – 100с.
Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. – 320 с.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – Москва: Оникс, 2007. – 640 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000 – С. 43-45.
Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений культуры цифровая коммуникация Издание Московского института социально-культурных программ, 2015 г., с. 61
Приложение 1
Опросник:
"Электронное общение"
Выберете, подчеркните или впишите (где это необходимо) верный вариант ответа для Вас.
1 . Пол:
М
Ж
2. Ваш возраст:
__________________________________________________________
3 . Частота переписки с использованием электронных ресурсов (социальные сети, мессенджеры, E-mail, и т.д.):
К аждый день
Н есколько раз в неделю
Редко
4. Для Вас переписка с использованием электронных
ресурсов - это:
В озможность быстрого обмена информацией
Способ заполнить свободное время
Свой вариант ответа______________________________________
5. В переписке Вы:
- соблюдаете правила орфографии и пунктуации
Д а
Нет
- обращаете внимание на ошибки, допущенные человеком, с которым осуществляете переписку
Д а
Нет
- используете ненормативную лексику
Д а
Нет
- для выражения своих эмоций, настроения и т.д., используете эмодзи
Д а
Нет
6. Используете ли Вы одинаковый стиль переписки с людьми:
- разного возраста
Д а
Нет
- разного пола
Д а
Нет
7. Вам легче осуществлять "электронное" или "живое" общение:
__________________________________________________________
Спасибо за искренние ответы, они нам очень помогут!
Приложение 2