Введение
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Мал золотник, да дорог", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках литературного чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. В пятом классе на уроках литературы, изучая фольклор, мы вновь обратились к этому жанру устного народного творчества. Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок способствует не только лучшему пониманию образа мыслей, но и характера народа.
В пословицах и поговорках отражён богатый исторический опыт, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Их правильное и уместное использование придаёт речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Русский народ создал огромную устную литературу – мудрые пословицы и поговорки, освещающие явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию, пословицы – прекрасный материал для развития речи, постигая смысл которого, пятиклассники будут совершенствовать навыки связной речи. Мы считаем, что актуальность выбранной темы проекта обусловлена следующими моментами:
Недостаточное понимание речи окружающих;
Низкий уровень словарного запаса школьников;
В качестве объекта нашего проекта выступает пословица, предметом служит определение словесного и иллюстративного толкование пословиц.
Цель проекта – создание сборника словесного и иллюстративного толкования пословиц.
В ходе работы над проектом нами были поставлены следующие задачи:
выяснить, что такое пословица,
узнать, откуда взялись пословицы;
определить, зачем нам сегодня нужны пословицы, и можно ли всегда им доверять;
узнать о любимых пословицах пятиклассников и их родителей;
составить сборник пословиц.
В работе над проектом нами были использованы следующие методы:
изучение и анализ научно-популярной литературы и Интернет-ресурсов;
знакомство с материалом по теме;
беседы с одноклассниками, родителями;
анализ и обработка данных.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности.
Содержание
Введение
Исторические сведения
Жанровые особенности пословиц
Классификация пословиц
Тематические группы пословиц
Заключение
Список литературы
Приложение
1.Исторические сведения
Источники появления пословиц весьма разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально – исторический опыт народа. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло отражение в коротких, но мудрых изречениях. Некоторая часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, возникла из художественного творчества.
Родились пословицы и поговорки в глубокой древности, наверное, после того, как люди овладели речью. В пословицах выражен опыт народа, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа. Подобно всем произведениям фольклора, пословицы и поговорки тоже изменялись, переходя из уст в уста.
Пословица – это малый жанр фольклора. Краткое изречение с поучительным смыслом, «ходячая, житейская философия народа». Она обычно состоит из двух частей: делаешь наспех – сделаешь на смех. Часто эти части рифмуются.
Поговорка – это малый жанр фольклора, обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно назвать другим словом, более простым, обиходным. Например, «стучать зубами» - замерзать, «заморить червячка» - перекусить.
ПОСЛОВИЦА – законченная мысль. ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в котором нет законченной мысли.
2. Жанровые особенности пословиц
Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее.
Для устного народного творчества характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью, что не может не развить, не обогатить речь ребенка. Устное народное творчество доступно для ребенка, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными. Развивая речь ребенка, оно дает ему новую жизнь, способность приспосабливаться, преодолевать трудности в нелегком пути взросления.
Пословица — это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица — это краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи.
Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Она поучительна, назидательна. В ней всегда есть вывод или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословицы — это свод народной мудрости, стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.
Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово содержательно, точно. Яркую точную характеристику дал сам народ. Он отметил ее меткость: «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз», их мудрость, их правдивость: «Пословица правду всем говорит».
В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой дается следующее определение: «Пословица — краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл»
Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче.
Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся, например, «Кот скребет на свой хребет».
Таким образом, мы можем сказать, что пословицы — это поэтические выражения, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение, оформленные синтаксически как предложение, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.
Изучив научную литературу, мы можем назвать следующие признаки пословиц:
а) краткость (лаконичность);
б) устойчивость (способность к воспроизведению);
в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи);
г) принадлежность к искусству слова;
д) широкая употребляемость.
Нередко говорят о том, что пословицы, ритмически организованны. Например: «Ни рыба, ни мясо, но кафтан ни ряса», «И нашим и вашим». И в самом деле, среди пословиц много таких, в которых ясно ощущается ритм, однако встречается немало таких, в которых ритма нет. Например: «Голь на выдумки хитра»; «Хрен редьки не слаще».
И еще два признака, которые обычно считаются свойственными только пословицам. Существует мнение, что для пословицы всегда характерна двусоставность, двухчастность. Действительно, многие пословицы двучленны, но далеко не все. «Береги платье снову, а честь смолоду» — двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат» — одночастная.
Некоторые ученые считают пословицы всегда законченными предложениями.
Пословица — коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они заменяют прямую речь окольной, поговорка не договаривает, и иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно на них намекает.
Поговорки тесно примыкают к пословицам. Как и пословицы, поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже еще более кратки, чем пословицы. Подобно пословицам, поговорки не специально исполняются (не поются и не рассказываются), а употребляются в живой разговорной речи, кстати, к случаю. Вместе с тем, поговорки существенно отличаются от пословиц и по характеру содержания, и по форме, и по выполняемым в речи функциям. В пословицах выражаются обобщения и заключения по самым разнообразным жизненным явлениям («Правда светлее солнца», «Каково сеется, таково и веется», «Ученье -свет, а неученье — тьма»). В пословицах выражается народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы», «От пословицы не уйдешь».
По форме пословицы всегда представляют собою вполне законченные предложения. Причем пословичные предложения, как правило, бывают двухчастными или, другими словами, двучленными («Не топор тешет, а плотник», «Красна птица перьем, а человек ученьем»). Отмеченные качества и признаки пословиц поговоркам не присущи. Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Отличие поговорок от пословиц хорошо видно из следующих примеров. «Чудеса в решете» — поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» — пословица. «Волк в овечьей шкуре» — поговорка, а «Знать волка и в овечьей шкуре» — пословица.
3.Классификация пословиц
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).
Пословиц и поговорок существует великое множество. Они представляют собой весьма сложные образования, имеющие несколько разных планов. С одной стороны, пословицы и поговорки — явления языка, устойчивые сочетания, во многом сходные с фразеологическими оборотами. С другой- это какие-то логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей — это художественные миниатюры, в яркой чеканной форме обобщающие (а точнее, моделирующие) факты самой действительности. Пословицы и поговорки различаются по количеству слов, по грамматической полноте высказывания, по морфологическим типам словосочетаний, по конструктивным типам предложений, по их синтаксическим и коммуникативным типам, по характеру «актуального членения» (т.е. по распределению логических акцентов) и ряду других признаков, а также по различному их сочетанию.
Г. Л. Пермяков выделял несколько типов классификации пословичных изречений:
1. Алфавитная классификация. Она требует размещение пословиц в алфавитном порядке в зависимости от начальных букв первого слова. Так расположены пословицы и поговорки в большинстве старинных русских сборников и во многих современных изданиях. Неоспоримым достоинством алфавитной системы является ее простота. Однако при таком способе размещения варианты одной и той же пословицы, начинающиеся с разных букв, попадают в разные места. Особенно неудобен этот способ для классификации переводных пословиц, ибо любое изречение можно перевести так, что оно будет начинаться с какой угодно буквы.
2. Классификация по опорным словам (она же лексическая или энциклопедическая) подразумевает распределение пословиц по тем узловым словам, из которых данное изречение состоит. Так, пословицу «Куй железо, пока горячо» можно отнести в группу, посвященную всему горячему. Так обычно распределяет свой материал советский паремиолог А. Жигулев и многие зарубежные, в частности, немецкие исследователи. Этот способ удобен для отыскания некоторых, уже известных, пословиц, но плох тем, что при нем одинаковые по смыслу, но разные по лексическому составу изречения попадают в разные группы, а близкие по словам, но разные по составу — в одну.
3. Монографическая классификация строится на группировке пословиц по месту или по времени их собирания и по собирателю. Именно так составлена книга «Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII — XX веков», выпущенная издательством АН СССР в 1961 г. Этот способ классификации и публикации пословиц очень удобен для изучения истории вопроса, но, как и два предыдущих, он абсолютно не гарантирует от многочисленных повторов и внутренней неупорядочности.
4. Генетическая классификация разделяет материал по признаку происхождения, в частности, по языкам и народам, его породившим. Генетическая система повторяет многие особенности монографической, в том числе все главные недостатки, связанные с бесконечным повторением одинаковых текстов.
5. Тематическая классификация предполагает распределение пословичных изречений по темам высказывания, т.е. по их содержанию. Так, пословицу «Сапожник — без сапог» она отнесет в группу о жизни (труде) сапожников, шире — ремесленников, еще шире — трудящихся вообще. Такова система классификации В.И.Даля и подавляющего большинства советских паремиологов. Тематическая классификация позволяет отвлечься от многих необязательных (чисто внешних) элементов изречения и обратить внимание на более существенное в нем. Однако и эта система не лишена ряда серьезных нареканий. Во-первых, большинство пословичных изречений (собственно пословицы и поговорки) употребляются в переносном смысле, и потому не могут быть втиснуты в рамки одной узкой темы. Во- вторых, все предметно-тематические классы взаимно перекрещиваются и потому не дают однозначного решения. И, наконец, в-третьих, сама разбивка на тематические группы весьма произвольна и каждым исследователем и составителем сборника решается по-своему.
Таким образом, каждая из описанных систем обладает своими достоинствами и недостатками и может с тем или иным успехом применяться в отдельных случаях. Однако эти системы страдают одним общим пороком: все они опираются на случайные признаки, не связанные или почти не связанные с природой самих изречений. Именно поэтому ни одна из существующих ныне систем классификации пословиц и поговорок не может служить основой для создания объективной теории жанра.
4.Тематические группы пословиц
Самой интересной для нас показалась тематическая классификация пословиц. Проведя беседу с родителями и одноклассниками, мы отобрали самые популярные пословицы. Проанализировав их, нам удалось разделить их на несколько тематических групп.
Пословицы о труде.
Русский народ издавна считал, что честный добросовестный труд является основой благополучия. Например: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Откладывай безделье, да не откладывай дела», «Делу время – потехе час».
Пословицы о семье
Семья всегда выла для русского народа главным богатством. Именно в семье лежат корни русской духовности. Например: «В дружной семье и в холод тепло», «В своём доме и стены помогают», «В семье разлад, так и дому не рад».
Пословицы о учебе
К учению и образованию русский народ вовек относился с уважением. Это неоднократно подчеркивается в пословицах. Например: «За ученого трех неученых дают», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Не учась, и лаптя не сплетешь».
Пословицы о Родине
Любовь к Родине – неотъемлемая часть русского национального характера. Русский народ в пословицах с гордостью и нежностью отзывается о своей Родине. Например: «Глупа та птица, которой свое гнездо немило», «Своя земля и в горсти мила», «На чужбине и собака тоскует».
Пословицы о человеке, о его недостатках
Русский народ не приемлет безделья, равнодушия, лени, лицемерия и много другого. Именно поэтому существует огромное количество пословиц. Посвященных этой теме. Например: «Белые ручки чужие труды любят», «В глаза ласкает, а за глаза лает», «Вору потакать, что самому воровать».
Заключение
Итак, поработав с материалом по заданной теме, мы пришли к мнению, что пословицы и поговорки обогащают речь человека, заостряют его ум, делают внимательнее к слову, к языку, развивают память. Но не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как «век живи, век учись, а всё равно дураком помрёшь».
Работая над проектом, мы открыли для себя эти малые жанры фольклора с новой стороны: теперь они стали более понятны, более понятным стало и мировоззрение русского человека.
При обсуждении полученных данных мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию автора короче. Пословицы - это живость, ум, начитанность говорящего. Правильность использования пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. В качестве подтверждения мы составили краткий сборник словесного и иллюстративного толкования пословиц.
Список литературы
1. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .
3. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.
4. Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки. Изд. 2. Сыктывкар , 1983 г.
5. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.
6. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки./ В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.
7. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения./ О. Д.Ушакова. — Санкт-Петербург: Литература, 2007.
Сборник любимых пословиц
5 Б
Предисловие
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Мал золотник, да дорог", "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках литературного чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. В пятом классе на уроках литературы, изучая фольклор, мы вновь обратились к этому жанру устного народного творчества. Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок способствует не только лучшему пониманию образа мыслей, но и характера народа. В рамках работы над своим проектом мы создали этот небольшой сборник, в который вошли наши любимые пословицы. В нем мы попытались дать подробное толкование пословицам и к некоторым подготовили иллюстрации. Надеемся, наша работа поможет читателю.
Над сборником работали:
Амерьянова Юлия, Базуева Влада, Батина Арина, Гетманский Вадим, Дворкин Павел, Кабанова Полина, Ковтун Вика, Константинова Настя, Кузнецов Максим, Новрузов Расим, Сидоров Глеб, Спицына Кристина, Студилина Даша.
Новокузнецк, 2019
Пословицы о труде
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
Эта пословица является народным афоризмом, а появилась она в результате наблюдений за людьми трудолюбивыми и ленивыми. Настоящие хозяева всегда тяжело работали и мало отдыхали, а результат их кропотливого труда вызывал удивление и даже зависть у соседей. Другие люди, которые предпочитали бездельничать, как правило, ничего не наживали, так и прозябали в бедности.
Смысл этой назидательной пословицы заключается в том, что только упорство и труд могут помочь достичь желаемого. Для того чтобы жить в довольствии, нужно приложить все свои старания и даже пренебречь желанием отдохнуть. Только такой труд позволит получить все, что желаешь, и это будет наградой за трудолюбие.
Пословица призывает нас работать как можно лучше, беречь все, что создала природа и сами люди. А свою лень нужно стараться в себе победить, если, конечно "хочешь есть калачи".
Эта пословица раскрывает популярную в этом малом жанрефольклора тему работы и праздности.Пословица заставляет нас сделать простой вывод: хочешь жить хорошо – встань, иди работать, зарабатывай, а другая пословица предупреждает: «Хлеб за брюхом не ходит».
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Смысл этой пословицы лежит на поверхности. Только приложив усилия, мы можем чего-то добиться, достигнуть. Ничего в нашей жизни не бывает просто так. Хочешь получить какие-то блага – трудись, хочешь кушать – работай. Ленивый ничего не сможет достичь в этой жизни.
Делу время – потехе час
Датой возникновения пословицы принято считать 1656 год. В то время правил царь Алексей Михайлович, и любимым развлечением правителя была соколиная охота (ее тогда называли «потеха»). По указу царя был даже написан свод правил соколиной охоты. Именно в нем впервые употреблялась фраза: Делу время, потехе час. Ее царь вписал в документ собственноручно. Цитата:
«Правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».
В то время в народе уже были известны пословицы: «Пению время и молитве час», «Время народу, и час красоте» и др. Скорее всего, они легли в основу царского изречения.
Еще один интересный факт происхождения пословицы:
Раньше слово «час» было равнозначно слову «время», и изначально смысл фразы был таким: Всему свое время, и делу, и потехе (развлечениям). Позднее слово «время» стало обозначать большую часть времени, а слово «час» — маленький отрезок. Предлог «и» в пословице был заменен на «а». Все эти изменения поменяли смысл высказывания: Делу нужно уделять много времени, а развлечениям — мало.
Главный смысл пословицы заключается в том, что делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдыху и развлечениям.
Пословицы о семье
В дружной семье и в холод тепло
Семья - это опора для любого человека. Ребенок держится за руку родителя, когда учится ходить. Точно так же и во всем другом. Родители поддерживают своего ребенка, не дают упасть, когда он теряет равновесие. Помогают решать сложные вопросы.В дружной семье никогда не будет плохо, ведь все поддерживают друг друга и готовы отдать частичку своего тепла.
У родителей больше опыта, чем у ребенка, только прожив такую же длинную жизнь, можно судить и поступках и действиях родителей. Но лучше этого не делать. Это не уважительно.
В своем доме и стены помогают
Эта поговорка проста до неприличия!!! " Дома и стены помогают ", где бы Вы не находились, что бы Вы не делали, в гостях или в командировке, или в других более сложных условиях, всегда в голове сидит мысль о скорейшем возвращении домой - дом принимает тебя таким, какой ты есть. Родной дом веет надежностью и добром.
В семье разлад, так и дому не рад
Родной дом — там, где тепло и уютно, где сердце отдыхает и поет душа, а семья — надежная крепость с фундаментом из любви, уважения и взаимопонимания. Если в отношениях с близкими появляются какие-то проблемы, то и дома находиться становится невыносимо.
Дерево держится корнями, а человек семьей
Наши семьи, их история, традиции, жизненный опыт – все это наши корни, которыми мы цепляемся за жизнь, и которые не дают нам быть сметенными и унесенными в небытие жестокими бурями проблем и невзгод. Как дерево получает полезные соки из земли через свои корни, так и мы получаем неоценимый опыт через историю жизни наших предков, которые, прожив жизнь, впитали из нее ту мудрость, которая теперь питает нас, их потомков. Что станет даже с самым мощным и могучим деревом, если оно лишится своих корней? Оно быстро высохнет, зачахнет, если раньше его не свалит какой-нибудь даже самый жалкий ветерок. То же самое случиться и с человеком, если он вдруг забудет о своей семье, о своих предках и об их жизни.
Человек без семьи, что дерево без плодов
Смысл этой пословицы заключается в том, что человек не может без семьи. Здесь человек сравнивается с деревом, а дерево не может быть без плодов. Ведь плоды – это продолжение жизни. Когда у дерева нет плодов, оно погибает, и когда у человека нет семьи, он потихоньку начинает погибать. Всем нам нужна семья, близкий человек который сможет поддержать в трудную минуту.
Пословицы об учебе
За ученого трех неученых дают
У человека ученого больше опыта, знаний - он к ним стремился.
У неученых, соответственно, меньше - они знают то, что знают все - они глубоко не изучали какие-либо сферы жизни. А то, что знают все, неактуально. Вот потому ученые люди более востребованы. Конечно, знания нескольких (допустим, трех) неученых можно собрать и получить знания одного ученого. Но этого не будет в одном неученом человеке.
Опытный человек, научившийся на своих ошибках, за которые пришлось отвечать или быть наказанным, дороже, ценнее многих неопытных. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идёт на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
Корень учения горек, да плод его сладок
Пословица "Корень учения горек, а плод сладок" жизненна и поучительна. Суть ее состоит в том, что для получения хорошего результата сначала надо получить опыт и знания в этом деле, то есть, надо учиться.
Учиться всегда нелегко, ничто не дается само собой, обязательно надо приложить усилия, запастись терпением. Зато высокие знания всегда принесут пользу и отблагодарят своего обладателя не только материально, но и психологически.
С книгой жить – век не тужить
Смысл пословицы в том, что с книгой очень интересно жить, что надо очень много читать, и твоя жизнь никогда не будет скучной, а будет полезной и веселой. Из книги черпаешь мудрость, знания, а чем больше знаешь, тем легче жить.
Пословицы о Родине
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило
Пословица эта конечно не о птицах, а о человеке. Смысл ее в том, что глуп тот человек, которому не мил родной дом, которому не мила родная страна.
Не зря, наверное, людей часто называют птенцами родной страны, ведь как птица высиживает своих птенцов, так страна воспитывает своих детей, помогает им опериться, стать взрослыми и лететь уже по воле собственных крыльев, своего ума.
Ну а как можно назвать человека, которому не мил собственный дом? Который полагает, что чужое гнездо уютнее и красивей, что жить в нем будут вольготней. Наверное, только глупцом, ведь нормальный умный человек, напротив, сделает все, чтобы родное гнездо, родной дом стал лучше, а не будут искать счастья в чужих гнездах.
Где кто родился, там и пригодился
Смысл этой пословицы кроется в том, что человеку вовсе не обязательно стремиться в другие страны, чтобы жить и работать на благо общества. На родной земле человек учится, растет, развивается, радуется жизни вместе с друзьями и близкими, трудится, творит добрые дела. Родина для человека милее, чем чужая сторона.
Без корня и полынь не растет
Полынь считается очень неприхотливой травой, которую сколько ни коси, всё равно вырастет такой же, какая и была. Эта "царица пустырей" достаточно крепко держится в любых условиях, привыкшая к самой неплодородной почве. Но если вырвать полынь с корнем и прекратить доступ к её корням питательных веществ, тогда даже этой растительной жизни может прийти конец.
Пословица иносказательна, как всегда. И рассказывает нам не только о полыни, а о любом растении и явлении, которое, лишившись своих корней, своей основы, может очень быстро погибнуть. Человек "погибает" в переносном смысле слова, в душевном понимании этого.
На чужой стороне и весна не красна
Эта пословица означает, что на родной земле все прекрасно, а на чужбине все не так, как надо. Весна - радостное время года, время надежд, ожиданий удивительных встреч! Всё просыпается в природе, оживает, прихорашивается, расцветает - как не любоваться весною?
Как же должен тосковать на чужой стороне человек, если даже весна его не радует, не может он любоваться ею, "не красна" она ему!
На чужбине и собака тоскует
Пословицы и поговорки о родине отражают любовь человека к родной стороне, домашнему очагу. Живя на чужбине, человек начинает тосковать и скучать по Родине, потому что она, как ничто другое, близка и «родственна» ему. Пословицы и поговорки о родине вобрали в себя такие чувства как любовь, преданность, гордость за Родину. Любовь к родине, патриотизм, смелость - эти качества человека являются основополагающими для существования государства и его развития, чтобы не исчезнуть с карты мира в битве времен и народов за свое место под солнцем. Смысл и значение пословиц и поговорок о родине, в том, что без любви к отчизне невозможно полноценное существование человека, так как не будет без этого сильной и крепкой страны, где твоя родина. Нужно держаться родной стороны и не забывать о своих корнях. И тогда вы будете гордиться своей родиной. Если вы будете уважать свою родину, то и другие будут делать это.
Пословицы о человеке
Белые ручки чужие труды любят
Белые ручки — руки, которые никогда не видели работы. Владельцы таких конечностей — тунеядцы и лентяи, которые за свою жизнь не сделали практически ничего. Именно поэтому говорят, что такие лентяи просто обожают чужую работу, но никогда не притронутся к лопате или к граблям.
Большинство человечества живет по схеме оплачиваемого труда, когда человек, который не любит работать физически, работает умственно, а за зарплату покупает себе работу другого более работящего человека. Но, непосредственно, лентяи, не могут заплатить другому человеку за выполненную работу, что делает их существование жалким и ничтожным. Данную пословицу можно высказать человеку, который пытается улизнуть от работы, перевалить ее на другого человека или вовсе отказывается трудиться, объясняя это выдуманными причинами.
В глаза ласкает, а за глаза лает
Так говорят о двуличном человеке, который не смеет сказать человеку в лицо то, что ему не нравится. В личной беседе он будет хвалить оппонента, а в его отсутствие или при разговоре с другими людьми сможет сказать все, что угодно.
Веселая голова живет спустя рукава
Обычно так говорят о человеке, который не заботится о свое будущем, не задумывается ни о чем. Это человек легко относится к жизни, не придавая ничему особого значения.
В душу влезет и за грош продаст
Подобная пословица может быть направлена в адрес легкомысленного, ненадежного, двуличного человека.