Блоги и блогеры как культурно-языковое явление нашего общества

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Блоги и блогеры как культурно-языковое явление нашего общества

Воронина У.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №4 г.о.Жуковский Московской области
Верина Н.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №4 г.о.Жуковский Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Задача исследования:

Узнать, кто такие блогеры, что такое блог с точки зрения законов языкознания и общества

Объект исследования: видеоблог« KATO_Katosha»

Предмет исследования: подстрочные тексты выпусков блога «KATO_Katosha»

Цель исследования: выявление особенностей построения блога каккультурно-языкового явления нашего общества

Выяснить тематику популярных блогов

Сравнить блогеров и ораторов

Проанализировать текст одного выпуска« KATO_Katosha» с точки зрения языкознания

Проанализировать отношение общества к блогерам и блогам

Гипотеза: Наиболее влиятельные блогеры – это те пользователи сети интернет, кто не только публикует информацию о фактах или событиях у себя на странице, но еще и помогает своим читателям находить достоверную информацию в сети, возможно, видеоблогеры постепенно заменят телевидение и смогут войти на трудовой рынок, став официальной профессией.

Методы исследования:

Компиляция сведений об ораторском искусстве, блогерах и видеоблогах

Изучение тематики видеоблогеров.

Лингво-стилистический анализ текст одного выпуска« KATO_Katosha» Социологический опрос в сети «В контакте»

Этапы работы.

Подготовительный: сбор информации об ораторах и блогерах

Аналитический: анализ типа речи, стиля, композиции синтаксических особенностей подстрочного текста одного выпуска « KATO_Katosha»; анализ социологического опроса «В контакте»

Заключительный: выводы, практическое применение

Видеоблогеры для многих современных подростков, да и для молодёжи, являются образцом поведения, примером успешности. Но немногие, как выяснилось, знают точно, кто эти люди и что они делают. Поэтому, мне кажется, моё исследование актульно.

Вначале давайте разберёмся, что такое блог? Само слово «блог» означает запись в сетевом журнале. Считается, что первый блог возник в 1992 году - это была страница Тима Бернеса-Ли, на которой он размещал и публиковал в сети интересные новости. Значит, блог – это некий видеожурнал, дневник.

А блогер – это любой человек, который ведет собственный электронный дневник. Обычно у блога есть только одна тема, но иногда люди ведут дневник на несколько тематик. В таком дневнике автор описывает все свои мысли или делятся своими умениями. Многие блогер не ориентируются на посетителей, они пишут как бы для себя, и не задумываются о том, интересны ли будут кому-то их мысли. Многим стало очень удобно наговаривать свои мысли, а не записывать их в тетрадь.

Иногда блогеры таким образом зарабатывают деньги: ведь чем больше количество читателей имеет блог, тем выше доход блогера. Большинство блогов посвящены личной жизни автора, их отношению к окружающему миру. И у многих ведение своего собственного блога является единственным и главным средством заработка.

В какой-то степени блоги заменяют клубы по интересам. Если вспомнить самые ранние времена, люди в Древней Греции собирались и обсуждали разные темы. Перед толпой был оратор, который к тому же корпел над какими-то трудами — этих людей можно назвать прототипом блогеров, потому что они не были на службе императора и оглашали чаянья народа. Мне показалось любопытным сравнить блогера и оратора.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Блогеры и ораторы

Ораторское искусство - это один из самых ценных навыков, благодаря которому можно красиво и без особых проблем донести до собеседника свою точку зрения. Есть такие люди, которые от природы ораторы- их можно слушать часами. Но также ораторское искусство можно развивать с помощью тренировок.

«Пусть зовется оратором тот, кто умеет своей речью убеждать»- так говорил знаменитый древнеримский оратор Цицерон. Таким образом, ораторы – это люди, которые своей способностью убеждать, привлекают аудиторию к определенной цели. Все выступления ораторов строятся согласно законам риторики.

Концептуальный закон подразумевает систематизацию материала; представление в речи всестороннего анализа темы / вопроса; чёткую и доступную формулировку идей, которые говорящий хочет донести до слушателей.

Закон эффективной коммуникации включает умения устанавливать, закреплять и сохранять контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

Речевой закон заключается в умении владеть речевыми средствами, то есть умение находить для выражения своих мыслей яркую, уместную и доступную словесную форму.

Закон общения состоит из нескольких качеств:

диалогизация речи – общение с публикой: обращение к ней, реагирование на её поведение;

актуальность речи – близость содержания речи интересам и жизни слушателей;

конкретность речи;

эмоциональность речи;

Системно-аналитический закон заключается в умении оценивать собственное впечатление от выступления, с последующим его анализом и сопоставлением с речевой деятельностью других ораторов.

А у блогера, как правило, узкий спектр обсуждений, одна тема, и узкий профиль, направленный на определенный круг людей. Оратор выступает перед своей аудиторией лично, имея визуальный контакт, а блогер преподносит информацию через интернет, не видя своей публики, он вправе распоряжаться своими эмоциями по собственному усмотрению и может писать то, что ему нравится.

Каждый блогер имеет свою тему для разговора со своей аудиторией. Темами могут быть: одежда, косметика, упаковка-распаковка посылок и даже то, как блогер провел день. Как мы уже сказали, есть разные виды блога, но в Youtube часто встречаются люди, который выкладывают видео на свой канал, их ролики не несут полезной информации, и цель таких блогов – развлечение аудитории. Часто такие видео называют “life”, то есть это видео из их жизни. Обычно они смешные, нелепые или забавные. Такими видео люди просто делятся, желая поднять другим настроение.

На данный момент очень много информационно-познавательных блогов на разные темы: о растениях, о разновидностях животных, о том, как делать ремонт, как сесть на шпагат в домашних условиях или как сделать шпаргалки на ОГЭ или ЕГЭ.

Огромное количество подростков смотрят или снимают ролики о сдаче экзаменов. Дети очень переживают, когда сдают экзамены. Зачастую в этих роликах рассказывают не о том, как лучше выучить материал, а о том, как можно использовать разные лайфхаки при сдачи экзаменов.

Лайфхак -  на сленге означает «хитрости жизни», «народную мудрость» или полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время. Очень популярны лайфхаки про то, как сделать максимально незаметными шпаргалки. В YouTube часто встречаются такие видео, где дети рассказывают, как они сделали шпаргалки на ногтях в виде маникюра, как обклеивались пластырями с формулами.

Практически во всех видео дети говорят, что в экзаменах ничего сложного нет, и все просто боятся самого слова ОГЭ или ЕГЭ. Поэтому если рассматривать данные блоги как средство от стресса перед экзаменом, а не как руководство к действию, то в них нет ничего плохого.

2.2. Анализ типа речи, стиля, композиции, синтаксических особенностей построчного текста одного выпуска « KATO_Katosha» (Приложение 1 стр. 16-18)

Я тоже смотрю ролики некоторых блогеров, например, такой канал на YouTube, который называется « KATO_Katosha». Главная тема канала: «Волосы, уход за ними». Блогер делится своими парикмахерскими способностями с нами, то есть со своей аудиторией.

На данный момент у Като 382 тысячи подписчиков. На мой взгляд, она имеет такое количество подписчиков, потому что на ее канале говорится о том, как правильно ухаживать за волосами, как правильно красить волосы, чтобы структура волос не испортилась и т.д. А это многим интересно и для многих такая информация оказывается полезной. Сначала я сделала построчную запись рассказа блогера. А потом анализировала полученный текст. Композиция всех выпусков « KATO_Katosha» примерно одинаковая.

У каждого блогера есть свое приветствие. У «KATO_Katosha» приветствие звучит так: «Всем приветики, меня зовут Като». Каждый раз эти слова повторяются. Искажение разговорной формы «приветики» вместо «привет» и использование уменьшительно-ласкательного суффикса ИК придаёт разговору блогера ощущение близкого знакомства со слушателем-зрителем.

При прощании «KATO_Katosha» всегда говорит: «Надеюсь, вам понравилось, и это видео было полезным. Не забудьте поставить лайк».

Но главная ее отличительная черта – это заключительная фраза: «Меняйтесь, улыбайтесь». То есть она призывает людей менять что-то в себе

Каждый выпуск видеоблога «KATO_Katosha» рассказывает о каком-то способе окрашивания волос или создания прически. Я проанализировала один видеоролик про афрокосички (Приложение 1 Построчная запись видеоблога стр. 16-18)

Данный блог представляет собой текст, потому что текст – это предложения, связанные друг с другом по смыслу и грамматически 

и образующие какое-либо высказывание, имеющее главную мысль и тему.

Данный текст, как и все выпуски блога, напоминает инструкцию по выполнению чего-либо, в данном случае афрокосичек, поэтому стиль текстов блога – научно-публицистический.

Доказательством этого стиля является наличие в речи блогера специальных слов: канекалон (искусственное волокно высокого качества, по своему виду максимально приближенное к натуральным прядям волос),филировка (это искусственный способ прореживания объема, который выполняется филировочными ножницами и состоит из точечных вырезаний небольших участков волос, эта процедура придает любой стрижке естественную плавность, а также сглаживает её неровные части. Она может выполняться как частично, так и по всей голове), зажимы для волос (один из обязательных парикмахерских инструментов, без которого невозможно качественно выполнить, стрижку, завить локоны и провести ряд других процедур, включая окрашивание, наращивание прядей), утюжок для выпрямления волос(выпрямитель волос - щипцы для волос, утюжок для волос - бытовое устройство, предназначенное для выпрямления волос или для придания волосам объёма или изменения формы).

Далее я провела языковой анализ текста, чтобы определить тип текста и выявить особенности речи блогера.

Морфологический анализ:

Глаголы-16%

Существительные- 28%

Наречия 6% и слова категории состояния 6%

Местоимения, в основном личные -14%

Прилагательные – 11%

Предлоги, союзы, частицы -19%

Можно сделать вывод: в рассказе блогера преобладают существительные, глаголы и местоимения. Служебные части речи не несут смысловой нагрузки, поэтому этот показатель мы в расчёт не берём.

Анализируя речь блогера, можно с уверенностью сказать, что тип текста блога – повествование. Повествование –это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Като последовательно рассказывает о процессе создания афрокосичек и показывает, как это делается.

Кроме того, нам известны особенности текста-повествования

• большое количество глаголов, которые передают движение, действие;

• в тексте-повествовании мы можем представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени;

• повествование свойственно многим стилям (разговорному, художественному, научному).

Морфологический анализ текста подтверждает наш вывод.

Анализ синтаксических особенностей построчного текста

При анализе построчной записи одного выпуска можно заметить следующие особенности речи.

Видеоблогер употребляет много односоставных предложений, в основном, это определённо-личные и безличные предложения.

Определенно-личные предложения KATO_Katosha использует для пояснения процесса создания прически, а также во время рекламы специальных средств для волос.

«Увлажняем кожу…» «Приступаем к делению канекалона». «Заканчиваем с нижней затылочной зоной».

Объясняя, как выполнять причёску, комментируя процесс создания афрокосичек, блогер использует безличные предложения.

«Заваривать косички можно утюжком для выпрямления волос». «Заплетать косы на длинные волосы можно и нужно».

Като также использует сложные предложения, где каждая часть- односоставное предложение.

«Давайте посмотрим (опредедённо-личное), что нам сегодня понадобится для работы (безличное)»

Однако не будем забыть, что выпуск рассчитан на виртуальную аудиторию. Поэтому блог включает в себя элементы разговорного стиля.  Прежде всего, это наличие в тексте эллиптических предложений (предложений с нулевым сказуемым)

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого. Эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того чтобы составить представление о действии или состоянии. Цель этих предложений сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Блогер использует следующие эллиптические предложения

«У меня хвостик расчески металлический». «В пульверизаторе обычная водичка».

Като часто употребляет сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели. Например: «Чтобы переход от цвета к цвету получился плавным, я канекалон буду филировать…Нам нужно сделать петельку, чтобы волосы не рассыпались».

Речевые ошибки

Я смогла выделить речевые и грамматические ошибки и недочеты, которые, конечно, всегда бывают в спонтанной речи.

1.Например, у видеоблогера KATO_Katosha есть слово - паразит наречие «дальше», его употребление не всегда оправданно.

Например: «Дальше у меня здесь идут зажимы…Дальше у меня здесь идет пульверизатор …»

2.В данном примере легко заметить ещё одну речевую ошибку- употребление слов в несвойственном им значении: «Дальше у меня здесь идут зажимы…Дальше у меня здесь идет пульверизатор … Также у меня для работы здесь идут ножницы …

Глагол «идут» лучше заменить на конструкцию «я применяю».

Например: «Здесь я применяю зажимы»

Можно использовать и конструкцию эллиптического предложения: «Здесь у меня ножницы, здесь пульверизатор».

3.Также Като часто делает речевую ошибку, используя наречие «сильно» вместо наречия «очень» Это тоже ошибка в употреблении слов в несвойственном им значении. Например: «Если волосы сильно длинные…»

4. Речевая ошибка - неудачное употребление местоимений.

«Хочу поговорить про щеточку «Гунна плей плас». Этот ролик создан в партнерстве с ними. Я меняю образы и прически, а он преображает вашу кожу».

В данном предложении ошибка в употреблении личных местоимений.

«Гунна плей плас» - это фирма по производству оборудования для парикмахеров и косметологов, поэтому правильнее было бы сказать: «Этот ролик создан в партнерстве с данной фирмой».

А также неверно употреблено местоимение он, получается, что ролик ухаживает за кожей. Правильнее было бы сказать: « Я меняю образы и прически, а «Гунна плей плас» преображает вашу кожу».

Разговорная форма обращения

Отличительной особенностью KATO_Katosha является сокращенная форма обращения ребят вместо ребята. Это допустимо для разговорного стиля.

На основании данного языкового анализа можно сделать вывод о том, стиль текстов блога «KATO_Katosha»– научно-публицистический с элементами разговорного стиля.

Анализ блога с точки зрения законов риторики

Като соблюдает концептуальный закон риторики: она систематизирует материал и предлагает своим подписчикам чёткую и доступную формулировку идей по созданию причёски, а ведь именно это блогер хочет донести до слушателей.

Также блогер соблюдает закон эффективной коммуникации: она демонстрирует умение устанавливать, закреплять и сохранять контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

Закон общения и системно-аналитический закон Като не соблюдает, так как блогер вживую не общается с публикой, а значит, не может реагирование на её поведение. А также маловероятно, что блогер сопоставляет свою речь с деятельностью известных ораторов.

К сожалению, речевому закону, заключающемуся в умении владеть речевыми средствами, то есть находить для выражения своих мыслей яркую, уместную и доступную словесную форму, Като, как и другие блогеры, не следует. Речь блогера однообразна и скудна.

Анализ социологического опроса «В контакте»

Я провела социологический опрос в социальной сети «В контакте», предложив респондентам в возрасте 13-18 лет ответить на несколько вопросов

(Приложение 2 Анализ социологического опроса «В контакте» стр. 19)

На вопрос: «Кто такой видеоблогер?» - ответили 121 человек, из них

- 98% выбрали ответ: «Ведущий своего канала на YouTube»

- 1% выбрали ответ «Телеведущий»

-1% выбрали ответ «Известный человек»

На вопрос: «Чтобы узнать информацию по интересующей вас теме, что вы сделаете?» - ответили 107 человек, из них

- 70% выбрали ответ: «Посмотрю видеоблог»

- 2% выбрали ответ «Посмотрю телепередачу»

-28% выбрали ответ «Посмотрю книги, журналы, энциклопедии»

На вопрос: «Есть ли будущее у видеоблогеров?» - ответили 131человек, из них

- 73% выбрали ответ: «Да»

- 27% выбрали ответ «Нет»

3. Заключение.

Выводы и практическая значимость исследования.

1. На основании опроса я сделала вывод, что видеоблогеры оказывают существенное влияние на молодёжь и в будущем на рынке труда может официально появиться такая профессия.

2. Видеоблогеры являются образцом поведения для современного поколения, поэтому они должны понимать свою ответственность и думать не только о количестве подписчиков, но и качестве своей речи.

Практической значимостью моего исследования является разработанная мной небольшая памятка для начинающего блогера.

Памятка для начинающего блогера.

Придумай запоминающееся приветствие и прощание. Подписчикам важно почувствовать твоё отношение к ним

Продумывай текст своего видеоролика, а лучше напиши план или весь текст целиком, чтобы можно было избежать ошибок в речи.

Рассказывай о том, что тебе действительно интересно, продумай мимику и жесты. Прежде чем начинать запись, проговори текст перед зеркалом.

Старайся использовать в речи законы ораторского искусства, особенно речевой закон, заключающийся в умении владеть речевыми средствами, находить для выражения своих мыслей яркую, уместную и доступную словесную форму

Список использованных источников и литературы

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Ипатьева В.А. История возникновения и этапы развития видеоблогинга в России» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL:https://sibac.info/journal/student/33/113475https://www.svoboda.org/a/27918601.html

Сайт Volosyki.ru / https://volosyki.ru

Суворова А. С. Профессия «видеоблогер»: миф или реальность / А. С. Суворова // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 787-798.

Приложение

Приложение 1Построчная запись блога KATO_Katosha Афрокосички с переходом цвета(Africanbraids).

Всем приветики. Меня зовут Като. В этом видео я покажу вам, как заплетать толстые афрокосички с переходом. У меня сегодня в гостях Саша. Я считаю, что у Саши оптимальная длина для заплетения косичек, потому что если волосы сильно короткие, нам будет сложно делать деление. А если волосы сильно длинные, работа занимает много времени.

Минимальная длина волос для заплетения афрокосичек 3-5см, максимальная длина не ограничена. Заплетать косы на длинные волосы можно и даже нужно.

Давайте посмотрим, что нам сегодня понадобится для работы. Первое и самое основное – это, конечно же, расческа с хвостиком. У меня хвостик металлический, вы можете использовать пластмассовый. Опять-таки главное, чтобы вам было удобно делать им деление. Дальше у меня здесь идут зажимы. Зажимы тоже выбирайте те, с которыми вам будет удобно работать. Единственное, что могу посоветовать, это используйте зажимы разного размера и разного диаметра, чтобы можно было фиксировать пряди опять- таки разного размера и разного диаметра. Дальше у меня здесь идет пульверизатор. В нем у нас обычная водичка. Также у меня для работы есть разные ножницы: обычные, прямые и ножницы для филировки. Заваривать косички мы сегодня будем утюжками для выпрямления волос.

Работать я сегодня буду синтетическим материалом, который называется канеколон. У меня здесь три цвета. У нас будет на корнях блонд, и по длине я буду делать переход в желтый и в зеленый. Мне очень часто задают вопрос: «Сколько пачек канеколона нужно покупать на одну голову?» Ребят, это будет зависеть от того, какой длины, во-первых, вы хотите заплести себе косы, и второй, очень важный фактор, это то, что каждый производитель, каждый бренд кладет разное количество материала в упаковку. Максимальный вес, который я рекомендую использовать на одну голову это 600 грамм.

(Реклама) Прежде чем мы начнем делать прическу, хочу буквально минуточку поговорить про щеточку «Гунна плей плас». Этот ролик создан в партнерстве с ними. Я меняю образы и прически, а он преображает вашу кожу. Для тех, кто не верил: вот так мило выглядят эти крошки, очень яркие и красивые. Щеточка сделана из нежного медицинского силикона. Она мягкая на ощупь, у нее есть толстые и тонкие щетинки. И самое приятное, что вам никогда не придётся менять головки щеточки. Увлажнили кожу, дальше берем капельку геля для умывания и массажными движениями делаем очищение. Она отлично убирает все следы макияжа, очищает поры и восстанавливает сияние кожи. Я считаю подходящим для любой девушки с любым типом кожи, свою кожу нужно любить и правильно за ней ухаживать (реклама).

Приступаем к делению канеколона. Я беру оттенок блонд, этот цвет у нас будет на корнях. Так как мы хотим сделать косички с переходом цвета, я буду резать его пополам. Чтобы переход от цвета к цвету получился плавным, я канеколон буду филировать. Также я хочу сделать более тонкие косички на кончиках, поэтому цветной канеколон я также буду филировать.

После этого мы берем наши пряди, соединяем их и прочесываем. Таким образом, мы материал между собой перемешиваем, и у нас получается плавный переход. Мы готовы начинать плетение. Я начинаю работать с затылка: первую секцию я отделяю горизонтальным пробором и начинаю заплетать. А сейчас для наглядности я покажу, как выглядит переход на более контрастных цветах. Берем пряди, филируем, соединяем, причесываем и готово. Мой вам совет, как начинающим мастерам, ищите себе помощника, ассистента, который будет плести.

Ребят, но если серьезно, афрокосички - дело долгое; я свои первые косы плела несколько дней, потому что две руки хорошо, а четыре лучше.

Мы закончим с нижней затылочной зоной, и дальше мы будем заплетать висок. Я отделяю вертикальный пробор и остальные волосы закалываю в сторону, чтобы они мне не мешали.

Сейчас я покажу поближе, как заплетать косичку. Я беру прядку канеколона и складываю ее пополам. Дальше я беру прядку натуральных волос и накладываю на нее сверху канеколон, таким образом, у меня получается петелька. Дальше я беру прядку с правой стороны и проплетаю ее вниз в центр, не теряя при этом натяжения, а прядка с левой стороны из натуральных волос проплетается вниз в центр. Таким образом, в каждой прядке у нас получается прядь натуральных волос и прядь синтетических волос. В такой технике мы будем проплетать всю голову. Настя, настало твое время. Давай.

Когда мы доплетём до хвостика, нам нужно будет его временно зафиксировать. Заваривать все прядки утюжком мы будем в самом конце.

Мы закончили с плетением. У нас сегодня получилось 86 косичек, по весу мы уложились примерно в 450 грамм.

Я сейчас покажу вам, как закреплять косички утюгом для выпрямления волос, есть еще один очень простой способ: косы можно фиксировать кипятком (у меня об этом уже есть видео на канале, ссылку на этот ролик оставляю в описании). Берем косичку, берем одноразовое полотенце, аккуратно его накрываем, брызгаем. Дальше мы берем утюжок для выпрямления волос и аккуратно начинаем косичку проваривать. Держите свои ручки подальше, чтобы не обжечься. Синтетический материал закрепляется под воздействием высокой температуры, и мы можем уже смело отрезать наш хвостик: косичка уже не деформируется.

Надеюсь: это видео было полезным для вас полезным и интересным, не забудьте подписаться на мой канал и поставить лайк этому видео.

И меняйтесь, улыбайтесь.

Приложение 2Анализ социологического опроса «В контакте»

Просмотров работы: 2476