«Лексика души» (или "Поучение дочерям")

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Лексика души» (или "Поучение дочерям")

Апатикова М.Г. 1
1МАОУ Наро-Фоминская СОШ №3 с УИОП
Тостоганова И.В. 1
1МАОУ Наро-Фоминская СОШ №3 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить,

делая нас счастливее. (А. П. Чехов)

Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни,

состояние души, запечатленное в слове. (А. П. Чехов)

В настоящее время мы часто слышим, что люди пишут гораздо меньше писем, чем прежде. Действительно, с этим трудно не согласиться, ведь из-за развития в сфере технологий у людей не стало потребности писать от руки.

И причины этого нетрудно увидеть. Во-первых, XXI век – это век инноваций и технологий. У людей появился интернет, что сделало общение между людьми значительно проще. Во-вторых, мы много времени уделяем социальным сетям, которые стали заменять нам личностное общение. И трудно не согласиться со словами Торнтона Уайлдера: «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века».

И всё же, я считаю, что электронные письма никогда не заменят нам рукописные, которые передают нашу эмоциональность, непринуждённость, собственные впечатления, да и просто учат нас грамотности, правильно излагать свои мысли. Мне очень жаль, что с каждым новым днём традиция написания писем от руки всё меньше и меньше. Пропадают искренность, доброжелательность, и это очень грустно.

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!» - как будто поддерживает меня  Лиз Карпентер.

А задумывались ли вы над тем, что бумажная переписка необходима не только как средство общения, но и как часть истории и семейной реликвии для того, чтобы донести до потомков мироощущение пишущего.

В своей предыдущей работе мы подробно изучили альбомную культуру царской семьи, семьи последнего императора Российского, царя страстотерпца Николая Романова.

Работу выполнили мы,

Альбом души создали

Стихи мои и мадригалы

Мы в нем опубликовали.

Мы также разместили в нем стихи,

Запавшие мне в душу.

Ведь, делая работу,

Я пролистала много книг и личных дневников.

Нельзя сказать, что прочитала, книг было очень много.

Милее всех моей душе

Были стихи К.Р., переписка Алекс с Ники, альбомы-дневники О.Т.М.А.

Любовью, нежностью, заботой

Наполнены они.

Тревогой о судьбе России,

О жизни всей страны.

Тепло таится в каждой строчке и видно, что они,

не в праздности и лени,

А молитве, в труде и милосердии проводили дни свои.

По дневникам, альбомам сказать о многом можно.

Кто вел альбом,

Какой был век,

Каким был человек.

Чем занят и в кого влюблен,

Какие мысли у него

И добрые дела совершал какие он?

Так, дневники О.Т.М.А. наполнены картинами, любили акварель они,

Стихами, словами мудрыми Отца и старой любящей Мама.

У Алекс в дневниках слова любви и нежности, заботы, сострадания,

добра, переживания, поздней смирения и мужества слова. Нет

грубости, тщеславия, злобы, корысти и отчаяния.

Одни слова ЛЮБВИ, огромной всепрощающей.

Любить учиться буду я.....

Полюбишь ты – полюбят и тебя.

Альбом есть памятник души – я в этом убедилась.

А тему буду продолжать,

В неё я ведь влюбилась...

Именно поэтому мы решили продолжить работу, а предметомнашего исследования в проекте «Лексика души» сталаиспользуемая лексика и речевой этикет писемАлександры Федоровны Романовой к дочерям.

Цель: доказать, что письмо может быть источником правил по воспитанию дочерей определённой эпохи.

Задачи исследования:

выяснить, что принято считать письмом;

сравнить и проанализировать формы обращения в письмах к дочерям;

раскрыть роль письма в жизни семьи Романовых;

извлечь из писем уроки мудрости и богатства языка;

вызвать интерес к написанию писем.

Гипотеза исследования: в лексике писем, написанных в соответствии с этикетными нормами, отражаются не только приметы времени, но и личность пишущего, его мироощущение, отношение к адресату.

Объектом исследования послужили письма А.Ф. Романовой своим дочерям, супругу, труды Владимира Мономаха.

Методы исследования: сравнение, анализ, анкетирование, наблюдение, обобщение.

Теоретическая часть

Мы изучили переписку Александры Федоровны Романовой со своими детьми, мужем, проанализировали лексику, используемую императрицей, изучили труды Владимира Мономаха, провели сравнение и выявили аналогию между поучениями Владимира Мономаха и наставлениями Александры Федоровны. Обобщили полученные знания, сделали соответствующие выводы.

1.1. Из истории культуры письма в России.

Письмо зародилось ещё в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии и государстве инков. Люди писали письма на камнях, глиняных дощечках, бересте, папирусе, а потом и бумаге. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому — «Поучение Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи. Сначала письма заучивали и передавали их содержание другому человеку. Так как грамотных было немного. В России же письмо появилось в VIII-IX веках.

Эпистолярная культура в России XVIII века стала первым этапом формирования культуры письма, окончательно сложившейся в начале XIX века. Частной переписке, уже широко распространенной к концу «века богатырей», доверяют практически все нюансы межличностного общения, что выражается, в частности, в появлении типа «дружеского письма». Сама манера письма становится неотъемлемой характеристикой человека – по специфике начертания букв судят о культурных идеалах пишущего, об эпохе, к которой он/она принадлежит; графические изыски, игра формой букв наполняются особым тайным смыслом. То, что «навык письма становится массовым, чрезвычайно распространенным во всех слоях общества»1, позволяет говорить о начале русской пишущей публики, ориентированной на европейские образцы.

Образованный человек первой трети XIX века обретает привычку посредством письма давать себе ежедневный отчет о своей жизни (в дневниках) - ему недостаточно просто уединенных размышлений, он стремится записать и тем самым, зачастую прояснить для себя происходящее.

Процесс «рукописания» становится непременным этапом усвоения человеческого опыта и одним из основных способов его передачи. Он так сливается с образом человека XIX века, что ни развитие книжного дела, ни телеграф не могут изгнать из жизни привычку писать - записывать - выписывать - для себя («Телеграф глуп, он передает известия, а не чувства" - писал Б.Чичерин [2.]), привычку, простирающуюся за пределы практической необходимости и уходящую в глубины формирования человеческой личности. 

 Таким образом,частное письмо (как осмысленный процесс самовыражения личности) сопровождает самые различные аспекты духовной жизни человека, способствует их реализации. Эти тенденции прослеживаются на протяжении всего XVIII века, а к началу XIX выражены уже достаточно отчетливо.

Неслучайно В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет значение слова «письмо» следующим образом: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

1.2. Правила написания письма

1. В начале письма идет обращение.

2. В верхнем правом углу письма следует поставить дату написания.

3. Далее следует несколько слов о получении письма или упоминание о последней встрече с адресатом. Не желательно в начале письма излагать собственные новости. Правильно спросить об адресате, о том, что его интересует, и только потом излагать о себе самом.

4. В письме важно содержание, оформление, грамотность. Небрежно написанное письмо, к тому же с многочисленными ошибками, недопустимо. Письма следует писать разборчивым подчерком. Письмо должно быть подчинено логике.

5. Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Не следует использовать листы, вырванные из тетради.

6. Письма принято писать от руки, но возможно и печатное письмо.

7. Для написания письма следует выбирать хорошо пишущую ручку.

8. Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражениями своего отношения к адресату; за этим следует подпись.

9. Если в письме несколько страниц, то все страницы должны быть пронумерованы..

1.3. «Лексика души» в письмах А.Ф.Романовой.

Из литературы узнали понятия слов: душа, лексика.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Бытие, 2:7).

Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание. (С.И. Ожегов)

Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью.

Лексика – вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. (О.С. Ахманова)

Александра Федоровна Романова - Императрица, жена русского императора Николая II, любящая мать пятерых детей, сестра милосердия, Царственная страстотерпица, новомученица Российская.

«Трудно найти человека, который был бы более оклеветан современниками, и будет, вероятно, оклеветан историей,- сказала Великая Княгиня Мария Георгиевна,- нежели Императрица Александра Федоровна. Увы! Никто ее не знал и не ценил, никто не хотел и не хочет быть к Ней просто справедливым.А, между тем, Государыня была и отличной примерной женою и матерью, и истинно Русской Царицей. По воспитанию своему и по духу, она была не германской, а английской принцессой. Приехав навсегда в Россию, Она всем сердцем своим пошла навстречу России и всему русскому. Принявши Православие, Она стала искренно и глубоко православной. Она восприняла не только духовную сущность Православия, но и все внешние проявления русского культа, вплоть до последних обрядовых мелочей, столь дорогих сердцу русского крестьянина".

Делая работу, я прочитала много писем, книг, дневников, воспоминаний об Александре Федоровне. Проанализировав прочитанное, могу уверенно сказать Александра Федоровна была великой женщиной, матерью, женой. Александра Федоровна стала для меня символом женственности, чистоты, светлости, человечности и гуманности.

На письмах Александры Федоровны, написанных детям можно учиться и учить своих детей. Сохранилось много записок и писем Александры Федоровны. Записки были частой, если не ежедневной формой общения. Когда Александра из-за нездоровья или занятости не могла подняться наверх в комнаты к детям, она часто писала им письма, и эту привычку, подрастая, они охотно перенимали.

Казалось бы, короткая записка. И всё же сколько интересного можно узнать о человеке, его жизни, воссоздать его черты характера, круг интересов, отношение к событиям. И хотя нечестно подглядывать за частной жизнью, письма А.Ф.Романовой к дочерям, пожалуй, не менее увлекательны и познавательны, чем произведения искусства или литературы. Они потрясающе правдивы и привлекают именно своей искренностью, непосредственностью и меткими жизненными наблюдениями.

Самое большое богатство че­ло­ве­ка — это язык. Од­на­ко, не каждый может достаточно полно использовать это сокровище. Письма же любящей матери поражают «лексикой души».

Чтобы раскрыть значение понятия «лексика души», я взяла для анализа фрагменты писем А.Ф.Романовой к дочерям. (Приложение II).

Выводы: обращения, используемые в письмах, отражают культуру общения конца XIX века. «Лексика души» - это употребление имён собственных, местоимения «моя», а также повторяющиеся эпитеты «милая», «любимая», «дорогая».

Уменьшительно-ласкательные суффиксы в обращениях, по-моему, подчёркивают характер Александры Федоровны. Благодаря « лексике души» А.Ф.Романова предстаёт перед нами доброй, заботливой, нежной, но в то же время, строгой, умеющей расположить к себе.

В ходе исследования выяснилось, что выбор обращений в письмах А.Ф.Романовой не случаен и зависит от смысловой и стилистической наполненности письма.

В своих письмах Александра Федоровна создала непринуждённую атмосферу общения с дочерями.

Из синтаксических средств писем наиболее существенны следующие: обращение, вопросительные и побудительные предложения, конструкции с местоимениями 2-го лица, благодаря чему устанавливается взаимопонимание между автором письма и адресатом.

Каждое слово в письмах Александры Фёдоровны - это душевное тепло, доброта, вера, надежда и любовь.

2. Практическая часть.

Письма—одно из самых непосредственных свидетельств эпохи.

(П.А. Флоренский)

2.1. Обработка анкет.

В практической части работы мы использовали методысравнения, анализа, наблюдения и обобщения. Провели анкетирование, в опросе участвовало 25 человек (Приложение I). Из полученных данных сделали соответствующие выводы.

2.2. Письма А.Ф.Романовой – напутствие дочерям.

Письма А.Ф.Романовой актуальны, побуждают к тем или иным действиям и могут быть напутствием. В них можно почерпнуть немало ценных и по сей день правил в воспитании не только дочерей:

«Ты бываешь такой милой со мной, будь такой же и с сестрами…»

«…ты должна быть всегда хорошим примером младшим…»

«…ты должна обдумывать все, что говоришь и делаешь…»

« Мы все должны переносить испытания…»

« Мама имеет право сказать детям, что она думает…»

« …когда кого-нибудь любишь, то переживаешь с ним его горе и радуешься, когда он счастлив…»

«…Нужно стараться облегчить ношу, оказать помощь, быть бодрой…»

« Старайся быть как можно лучше и не причиняй мне беспокойства…»

« Постарайся вести себя очень хорошо и помни: локти на стол не класть, сидеть прямо и аккуратно есть мясо»

« Будь послушна и учись хорошо»

«Будь мягкой, любящей, доброй ко всем, тогда все будут любить тебя.»

«Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь…»

«Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко…»

«В манерах и речи будь настоящей леди…»

« Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам…»

«Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать…»

«Но ты должна научиться обуздывать свой язык и, когда чувствуешь, что собираешься сказать что-то нехорошее или грубое, старайся от этого воздерживаться.»

«…я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права…»

« Старайся всегда ей сочувствовать и не думай о себе…»

«…бранить – не значит не любить».

2.3. Связь времён. «Поучение Владимира Мономаха»

На первый взгляд, царскую семью Романовых и русского царя Владимира Мономаха разделяют сотни лет, но насколько близки они по духу, по стремлению передать своим детям законы добра и милосердия.

Владимир Мономах  – выдающийся государственный деятель, одна из известнейших царственных особ в истории Руси. Жил в 1053-1125 гг. Отец — великий князь киевский Всеволод. При жизни отца Владимир княжил  в Смоленске и Чернигове. Власть имел большую и фактически считался соправителем родителя. «Мономах» — прозвище, которое он получил благодаря тому, что мать Владимира была дочерью византийского императора Константину IX Мономаха (1000-1055).

«Поучение Владимира Мономаха»

Письма А.Ф.Романовой

«…милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру»

«Покажи свое любящее сердце…»

«Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу.»

«Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь…»

«В дому своем не ленитесь, .. Леность всему худому мать…»

«…нужно стараться помогать друг другу…»; «Будь хорошей девочкой, моя Ольга, и помогай четырем младшим быть тоже хорошими».

«Старика почитайте как отца, молодых как братьев.»

« Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам…»

«…напойте, накормите бедного…»

«…Нужно стараться облегчить ношу, оказать помощь

 «…скажите всякому доброе слово…»

«Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко…»

«Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь…»

«Будь послушна и учись хорошо…»

Выводы: выполняя практическую часть мы выяснили, что принято считать письмом,сделали анализ форм обращения в письмах, раскрыли роль письма в жизни семьи Романовых, извлекли из писем уроки мудрости и богатства языка. Обработав анкеты, мы выяснили, что письма писать полезно и 81% опрошенных рады получать письма. Читая письма можно много узнать и многому научиться. 60% опрошенных знакомы с выражением «лексика души». 90% - считают, что к наставлениям родителей надо прислушиваться. Все ребята единогласны во мнении, что нужно учить детей добру, прививать любовь к людям, быть честными и прилежно учиться и уверенно идти к поставленным целям. Изучив и сравнив поучения Владимира Мономаха с поучениями Александры Федоровны Романовой можно сделать вывод, что связь времен существует. Письма Александры Федоровны – это моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Полученными результатами мы поделились с ребятами, мой рассказ о письмах Александры Федоровны и о «лексике души» ребят заинтересовал и побудил писать грамотные правильные письма.

Заключение

В XIX веке умению писать грамотные и красивые письма обучали специальные учителя. В XX веке мы практически потеряли это умение. Быть может, XXI век снова научит нас не только сообщать информацию, но и раскрывать душу в письме к любимому человеку?

«Лексика души» Императрицы Александры Федоровны Романовой вобрала в себя самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатию, негодование. В каждом письме – живая, всеохватная, любящая душа матери. И в очень высокой степени она проявляется в обращениях.

Лексика писем отражает характер Александры Федоровны, обнажает некоторые её черты, которые не видны, я думаю, были в повседневном общении. Но «лексика души» в некотором роде и создает, формирует характер или, во всяком случае, его шлифует. Ведь в душе человек сосредотачивается на самом себя.

В многочисленных письмах к детям проявляются подлинная любовь, внимание, забота.

В письмах к детям видна искренняя заинтересованность А.Ф.Романовой в их жизни, делах, творчестве, неподдельный интерес к адресату, глубокий анализ собственных и чужих чувств.

Во многих письмах к старшей дочери Ольги прослеживается забота о младших детях.

Даже если чем – то Александра Федоровна и недовольна, то она находит самые нужные, точные, ободряющие слова.

Читая её письма, невольно ощущаешь живое слово мамы, обращённое будто бы к тебе. И временные рамки исчезают, будто бы и не было этих двухсот лет, и семья Романовых, как и тогда, живые, одухотворённые, любящие… И понимаешь настоящую «лексику души»!, тем самым гипотеза исследования доказана. В лексике писем, написанных в соответствии с этикетными нормами, отражаются не только приметы времени, но и личность пишущего, его мироощущение, отношение к адресату.

Наша работа актуальна, имеет свое практическое применение и будет нами продолжена.

Мы спешим молчание нарушить,
Говорим ненужные слова.
Если ж мы хотим услышать Душу,

То найдём для всех слова добра.(М.Апатикова)

Список литературы и интернет источников

Бокова Вера. Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2003.

Боханов А. Император Николай П. -М.: «Русскоесло-во», 1998.

Верная Богу, Царю и Отечеству /Сост. РассулинЮ. - СПб.: «Царское Дело». 2005.

Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. - М.: Русский Паломник, Валаамское общество Америки, 2010. - 468с.         

Записки о семейной жизни (1899) (Опубликовано в журнале «Русский мир» №4 за 2001г.)

Зимин И : Повседневная жизнь российского императорского двора. Детский мир императорский резиденций..., Центрполиграф, 2010

Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. - М.: «Благо», 2003.

Миллер J1. Царская семья-жертва темной силы.- Сергиев Посад: Патриарший издательско-полиграфический Центр, 1998.

Митрополит Амфилохий (Радович). «Основы православного воспитания». - Пермь: Православное общество «Панагия-, 2000.

http://www.tsaarinikolai.com/

http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/10726-fotografii-semi-nikolaya-ii-243-foto.html

http://nikolaj2.tw1.ru/

Приложение I.

АНКЕТА

к информационно-исследовательскому проекту

«Лексика души… или поучение дочкам»

1

Нравится ли вам получать письма, открытки в конверте?

Да

нет

затрудняюсь ответить

2

Как часто вы получаете письма?

 

3

Пишите ли вы письма?

Да

Нет

4

Кому вы пишите письма?

 

5

Какой способ общения вы используете чаще всего?

Письмо

телефонный звонок

SMS-сообщение

электронная почта

другой способ

6

Нужны ли письма сегодня?

 

7

Для чего пишут письма?

 

8

Легко ли написать письмо?

 

9

Из каких частей состоит письмо?

 

10

Хранятся ли у вас дома письма?

 

11

Какое приветствие более симпатично для вас

1.Милый друг

2.Добрый день, моя любимая Катенька

3.Салют

4.Другое_______________

12

Что можно узнать из писем

 

13

Могут ли письма нас чему-нибудь научить

 

14

Как называют тебя в семье

 

15

Как ты понимаешь выражение «лексика души»

 

16

Чему должны учить мамы своих детей

 

17

Какие напутствия вам дают ваши мамы, бабушки, папы

 

18

Какое обращение родителей к вам более симпатично для вас

 

19

Прислушиваетесь ли вы к напутствию ваших родителей, следуете ли их советам?

 

20

Чтобы вы сказали в напутствие вашим детям

 

Обработка анкеты

1

Нравится ли вам получать письма, открытки в конверте?

Да

21

нет

4

затрудняюсь ответить

1

2

Как часто вы получаете письма?

не получаю

5

получаю только электронные

18

да часто

3

3

Пишите ли вы письма?

Да

14

Нет

12

4

Кому вы пишите письма?

друзьям

16

родным

16

незнакомым, но интересным людям

2

5

Какой способ общения вы используете чаще всего?

Письмо

2

телефонный звонок

15

SMS-сообщение

12

электронная почта

6

другой способ

7

6

Нужны ли письма сегодня?

да

9

не знаю

8

нет

9

8

Легко ли написать письмо?

да

8

50/50

5

нет

11

**с обработанных данных сохранена грамматика и лексика опрошенных ребят

Для чего пишут письма?

для общения с теми с кем трудно связаться

для того, чтобы узнать как дела у твоих друзей

для связи с людьми

чтобы общаться с друзьями, родными

для того, чтобы узнать, что-нибудь новое

для общения на расстоянии

на мой взгляд письма пишут для того, чтобы известить человека о чем-то, о ком-то

для общения с теми с кем трудно связаться

Чтобы общаться с человеком на расстоянии

Для общения

Чтобы узнавать различную информацию

Чтобы узнать, как дела у родных и друзей

Чтобы разговаривать

Для обмена информации

Чтобы общаться на расстоянии, если нет возможности пообщаться в живую

Не знаю

Для общения

Чтобы поздравить с каким-либо праздником

Для получения информации

Для официальной или деловой вариации

Для общения на расстоянии

Для сообщения информации

Для общения

Для обмена информацией

Для общения на расстоянии

Из каких частей состоит письмо?

начало, основа, заключение

вступление, основная часть, заключение

приветствие, событие, пока

Не знаю, не писал

Имя, кому пишешь, основная часть, от своего имени

Приветствие, основная часть, просьба, заключение, подпись

Какое приветствие вы используете чаще всего

привет

привет, моя любимая подруженька

привет, мой друг или здравствуйте

Хай, как дела?

Здорова.. Привет

Дарова, или Хай май фрэнд

Солнце

Любовь моя, здравствуй

Что можно узнать из писем

важную информацию, или что-то интересное

много всего, например, что случилось у твоего друга в его городе

что происходило, что случилось, как дела

новую информацию

полезную информацию

об отношении человека к тебе, или важном деле

Что происходило в момент, того, когда писали письмо

Хорошо ли дела у родных

Истории из жизни. Ситации в странах и городах

То, что нужно

Какие дела у вашего собеседника, что с ним сейчас происходит

Что в этом письме написано

Не знаю

Что угодно

Историю, или просьбы человека и пожелания

Квартплату, новости

Различные советы, поздравления, счета к оплате

О жизни человека с которым общаюсь

Могут ли письма нас чему-нибудь научить

правописанию

Да - 19

не знаю-6

Как обращаются к тебе в семье

Софочка, Соня, Сонечка

Надюша

сынуля, Коля

Слава, Слав

кисуля, богиня

моими именами

я не получал писем

Ну норм так… Со мной обращаются с любовью…

Саша, боец

Даня

Дорогой сынуля

Никит

Маришка, Марина, Зайка

Даня, Данила, Сынок, Сына

По имени

Сын

Настюш, Настя

Кошак, Комак

Привет моя богиня. Моя киса

Сынок, внучик

Как ты понимаешь выражение «лексика души»

это слова и мысли, которые можно высказать только в письме

то, что у тебя в душе

не знаю

словарно трудовое

это когда человек пишет от души, показывает чувства

лексика души это то, как ты можешь выразить свои чувства или то, как ты или к тебе относится человек

это слова и мысли, которые можно высказать только в письме

Письмо от души

Душевное отношение к человеку

Слова, которые ты неосознанно говоришь

Затрудняюсь ответить

Душевное состояние, или отношение к тебе

Эмоциональное отношение человека

Затрудняюсь ответить

Не знаю (я много, чего не знаю)

Затрудняюсь с ответом

Я такого никогдп не слышал и не понимаю

Эмоциональное отношение

Выражения и эмоции души

Никак (ну тапа от души пишет человек)

Слова передающие отношение людей

Затрудяюсь ответить

Письмоот души. Крик души

Эмоциональное отношение к человеку

Слова, которые передают состояние души

Чему должны учить мамы своих детей

затрудняюсь

тому, что знают сами

правильному поведению, манерам

доброте

как готовить, как вести себя в культурных заведениях

жизненному опыту

тому, как нужно себя вести, учат быть добрыми и искренними с людьми, никогда не воровать, быть честными

затрудняюсь

Помогать другим

Всему, что пригодится в жизни

Готовить еду, заправлять постель

Всему тому, что пригодится в будущем

Как готовить, шить, помогать по дому

Правильным вещам, жизни, доброте

Затрудняюсь ответить

Всему хорошему

Затрудняюсь с ответом

этикету

Затрудняюсь ответить

Что плохо, а что хорошо

Своему опыту

Добру

Быть вежливым

Любви. Ласке, учиться на ошибках

Быть добрыми, справедливыми

Зарудняюсь ответить

Какие напутствия вам дают ваши мамы, бабушки, папы

учиться, слушаться

 

они желают мне самого лучшего

 

хорошо учиться

 

удачи, успехов, чтобы у меня все было хорошо

 

все будет хорошо

 

всегда стараться добиваться своей цели

 

учиться, слушаться

 

Лучше учиться

 

Хорошо учиться

 

Помогают выбрать правильный путь

 

Чтобы я хорошо учился и в будующем нашёл хорошую работу

 

Получать пятёрки в школу

 

Быть доброй, всем помогать

 

Помогают стать успешными в жизни

 

Чтобы хороший был, умный, добрый, заботливый, послушный

 

Советы

 

Быть вежливыми

 

Затрудняюсь ответить

 

Получишь 2, останишься без интернета и телефона. Не сделаешь уроки, гулять не пойдёшь. Не съешь кашу, звездюлей получишь. Не уберёшь в комнате, получишь звездюлей

 

Хорошие

 

Делай добро, и оно обязательно вернётся

 

Будь вежливым

 

Всё будет хорошо

 

Всегда помогать другим, быть человеком

 

Разные

Какое обращение родителей к вам более симпатично для вас

мама, папа

Соня

 

Солнышко

 

Коля

 

Слава

 

кисуля

 

мама, папа

 

Вежливое

 

Саша

 

Данечка

 

Я тебя люблю

 

Никит

 

Зайка

 

Димка

 

Доброе, любящее

 

По имени

 

Сын

 

Среднее (не слишком ванильное, но и не крича)

 

Кошак, Конек

 

Ласковое (обычное)

 

По имени

 

Сынок

 

Смешное

 

Сонечка

 

Всё зависит от настроения

Прислушиваетесь ли вы к напутствию ваших родителей, следуете ли их советам?

да

да, но не всегда

Чтобы вы сказали в напутствие вашим детям

они взрослые люди и сами знают, что делать

я хочу, чтобы они были лучше меня во всем и учились не на своих ошибках, а на ошибках своих знакомых, друзей и тд

 

учись хорошо, не совершай ошибок

 

хорошо учиться, не материться

 

чтобы у тебя все было хорошо

 

я пока не могу ответить на этот вопрос

 

быть сильными и верить в добро

 

они взрослые люди и сами знают, что делать

 

Быть умным и крутым

 

Хорошо учиться

 

Становись, кем хочешь

 

Подумайте много раз перед тем, как делать

 

Будьте добрыми, помогайте другим

 

Будь хорошим (ей) и иди по правильному пути

 

Не знаю, у меня пока нет детей, есть время подумать

 

Быть вежливыми

 

Я ещё не знаю

 

Относительно предпочтений ребёнка. Но свои советы давать буду

 

Ты справишься

 

Чтобы они спрашивали такие вопросы у прабабушки и прадедушки

 

Делаю добро, и оно обязательно вернётся

 

Будьте вежливыми

 

Тоже самое ( всё будет хорошо)

 

Будьте справедливыми, добрыми и поступайте по совести

 

Когда стану мамой, тогда и буду думать

Приложение II.

Письма и выдержки из писем А.Ф.Романовой и её дочерей.

Вот выдержки из писем – примеры того, чем отвечала мать - Императрица на некоторую капризность и своенравие своей горячо любимой старшей дочери Ольги:

"Ты бываешь такой милой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце". «Прежде всего помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим... Они маленькие, не так хорошо все понимают и всегда будут подражать большим. Поэтому ты должна обдумывать все, что говоришь и делаешь». «Будь хорошей девочкой, моя Ольга, и помогай четырем младшим быть тоже хорошими».

«Моя милая, дорогая девочка, я надеюсь, что все обошлось хорошо. Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится. Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди и маленькие дети, Бог преподает нам урок терпения.

"Дитя мое. Не думай, что я сердито прощалась с тобой на ночь. Этого не было. Мама имеет право сказать детям, что она думает, а ты ушла с таким угрюмым лицом. Ты не должна так делать, малышка, потому что это расстраивает меня, а я должна быть сурова, когда необходимо. Я слишком часто балую моих девочек. Спи спокойно. Да благословит и да хранит тебя Бог. Крепко тебя целую. Твоя старая мамА". (*Отрывки из писем Государыни Императрицы дочери цитируются по книге М. Кривцовой)

Дорогая, я не могу написать все, на это потребуется слишком много времени, а я не одна: будь мужественна, приободрись и не позволяй себе так много думать о нем. Это не доведет до добра, а только принесет тебе больше печали. Если бы я была здорова, я попыталась бы тебя позабавить, рассмешить - все было бы тогда легче, но это не так, и ничего не поделаешь. Помоги тебе Бог. Не унывай и не думай, что ты делаешь что-то ужасное. Да благословит тебя Бог. Крепко целую. Твоя старая мамА".

"Дорогое дитя! Спасибо за записку. Да, дорогая, когда кого-нибудь любишь, то переживаешь с ним его горе и радуешься, когда он счастлив. Ты спрашиваешь, что делать. Нужно от всего сердца молиться, чтобы Бог дал твоему другу силу и спокойствие, чтобы перенести горе, не ропща против Божией воли. И нужно стараться помогать друг другу нести крест, посланный Богом. Нужно стараться облегчить ношу, оказать помощь, быть бодрой. Ну, спи спокойно и не слишком забивай свою голову посторонними мыслями. От этого не будет толку. Спи спокойно и старайся всегда быть хорошей девочкой. Да благословит тебя Бог. Нежные поцелуи от твоей старой мамы".

24 января 1909 года.

Моя дорогая Татьяна, нежно целую и благодарю тебя за твое милое письмо.

Это прекрасно – ты молишься за свою мамочку; может быть, Бог ей даст что-то хорошее. Но иногда Он посылает болезнь для блага чьей-либо души. Старайся быть как можно лучше и не причиняй мне беспокойства, тогда я буду спокойна, я ведь не могу подняться наверх и посмотреть, как дела с уроками, как ты себя ведешь и как разговариваешь. Веди себя хорошо. Тебя обнимает твоя любящая

Мама.

Да благословит тебя Бог.

Понедельник 4 августа 1905 года, рядом с Псковом.

Дорогая Оленька,

папа и тетя Ольга ушли на прогулку в чудесный лес, мои ноги болят от ходьбы, поэтому я осталась дома. Сейчас поезд наконец остановился. Сегодня утром мы совершенно промокли, мой новый непромокаемый плащ был насквозь сырой. Мы видели массу солдат: кавалерию, пехоту и артиллерию. Местность очень красивая. Пока мы стояли в деревне, нас окружили крестьяне и начали разговаривать. Одна женщина спросила меня, как поживаете вы четверо и где я вас оставила. Как это мило с ее стороны! Другие поднесли нам хлеб-соль и самые красивые цветы из их садов. Я сейчас усиленно шью для базара. Мимо нас проходит много поездов, все очень длинные.

Сегодня утром нас приходила повидать старая женщина 98 лет и принесла хлеб-соль – она живет рядом, и мы хотим ее тоже навестить, если будет время. Тетя Ольга нарисовала очень красивую открытку Сарова и собирается ее напечатать.

Интересно, как вы все там? Мне так грустно без моих милых малышек! Постарайся вести себя очень хорошо и помни: локти на стол не класть, сидеть прямо и аккуратно есть мясо. Я вас всех очень нежно целую и Соню тоже. До свидания, милое дитя, да благословит тебя Бог.

Всегда твоя любящая

Мама.

Ты можешь положить это письмо в свой новый красный футлярчик. Постарайся прочитать его полностью сама. Соня может тебе немножечко помочь. Привет Трине и всем. Будь послушна и учись хорошо.

Без даты, 1905 год.

Любимое дитя,

Мама нежно целует свою девочку и молится, чтобы Бог помог ей всегда быть хорошим любящим ребенком. Будь мягкой, любящей, доброй ко всем, тогда все будут любить тебя.

Да благословит тебя Бог.

Мама.

1 января 1909 года.

Моя милая маленькая Ольга,

пусть новый 1909 год принесет тебе много счастья и всяческие блага. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Емy от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю.

Я нежно целую тебя, милое дитя, и с любовью благословляю. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица.

Твоя старая Мама.

5 января 1909 года.

Дорогое дитя,

целую тебя за твое милое письмо. Сегодня вечером А. тоже принесла тебе письмо. Старайся серьезно говорить с Татьяной и Марией о том, как нужно относиться к Богу. Читала ли ты мое письмо от первого числа? Это помогло бы тебе в разговоре. Ты должна положительно на них влиять. Спи спокойно. Крепкий тебе поцелуй от твоей старой Мамы.

15 января 1909 года.

Моя дорогая детка,

спасибо за твою милую записку. Да, дорогая, трудно найти время, чтобы не торопясь обо всем поговорить, но в скором времени мы как-нибудь снова это сделаем. А сейчас я чересчур устала...

Ольга, дорогая, в комнате я или нет, ты всегда должна вести себя одинаково. Это не я за тобой смотрю, а Бог все видит и повсюду слышит, и это Ему мы должны в первую очередь постараться понравиться, делая все, что нужно, слушаясь своих родителей и тех, кто о нас заботится, и побеждая свои недостатки. Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила – стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным и ты не понимаешь его причины, но я-то ее знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и Папу, и конечно, Мари и С.И. Я caмa была маленькой девочкой, и меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил и был строг со мной. Спокойной ночи, дорогая Ольга, да благословит тебя Бог. Крепкий поцелуй от твоей старой МамА.

6 февраля 1909 года.

Моя милая, дорогая девочка,

я надеюсь, что все обошлось хорошо. Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится. Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди, и маленькие дети, – Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык и, когда чувствуешь, что собираешься сказать что-то нехорошее или грубое, старайся от этого воздерживаться. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог. У меня было столько всяких историй с моей гувернанткой, и я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права, только потому, что я младше и быстрее могла подавить свой гнев. М. такая хорошая и преданная, но сейчас она очень нервничает: она четыре года не была в отпуске, у нее болит нога, она простудилась и очень переживает, когда нездоров Бэби. И целый день находиться с детьми (не всегда послушными) для нее тяжело. Старайся всегда ей сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божией помощью тебе будет легче терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую.

Твоя Мама.

11 марта 1910 года.

Моя дорогая Машенька,

твое письмо меня очень опечалило. Милое дитя, ты должна пообещать мне никогда впредь не думать, что тебя никто не любит. Как в твою голову пришла такая необычная мысль? Быстро прогони ее оттуда. Мы все очень нежно любим тебя, и только когда ты чересчур расшалишься, раскапризничаешься и не слушаешься, тебя бранят; но бранить – не значит не любить. Наоборот, это делают для того, чтобы ты могла исправить свои недостатки и стать лучше!

Ты обычно держишься в стороне от других, думаешь, что ты им мешаешь, и остаешься одна с Триной вместо того, чтобы быть с ними. Они воображают, что ты не хочешь с ними быть. Сейчас ты становишься большой девочкой – и тебе лучше следовало бы быть больше с ними. Ну, не думай больше об этом и помни, что ты точно так же нам дорога, как и остальные четверо, и что мы любим тебя всем сердцем.

Да благословит тебя Бог, дорогое дитя. Нежно тебя целую.

Очень тебя любящая старая Мама.

Фрагмент текста

Комментарий

Алгоритм написания письма

1.Приветствие или обращение

24 января 1909 года.

Моя дорогая Татьяна, нежно целую и благодарю тебя за твое милое письмо.

Понедельник 4 августа 1905 года, рядом с Псковом.

Дорогая Оленька, милое дитя..

Без даты, 1905 год.

Любимое дитя,..

1 января 1909 года.

Моя милая маленькая Ольга,..

5 января 1909 года.

Дорогое дитя,…

15 января 1909 года.

Моя дорогая детка,…

6 февраля 1909 года.

Моя милая, дорогая девочка,…моя бедняжка,

11 марта 1910 года.

Моя дорогая Машенька,

Обратимся к анализу лексики, используемой в обращениях.

А.Ф.Романова обращается ласково в письмах к своим дочерям.

Отбор таких обращений обусловлен несколькими факторами:

нормами речевого этикета, принятыми в 19 веке;

индивидуальными предпочтениями автора;

отношениями пишущего с адресатом.

Обращения существенно влияют на эмоциональную окрашенность предложения, то есть передают настроение говорящего или пишущего письмо, записку, послание. При чтении предложений с обращениями чувствуется авторское отношение к адресату.

Заметим, что уменьшительно –ласкательные суффиксы в обращениях используются для раскрытия эмоционального состояния императрицы.

2.Вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Использование вопросов в письмах помогает понять эмоциональное настроение. Довольно точно определить заинтересованность пишущего.

«Интересно, как вы все там?»

«Как в твою голову пришла такая необычная мысль?»

Лексика пожеланий также передаёт душевное тепло матери.

«пусть новый 1909 год принесет тебе много счастья и всяческие блага ».

3.Изложение информации, интересующей адресата.

При изложении информации А.Ф. Романова как бы ведёт непринуждённую беседу. Трудно догадаться, что её адресаты - дети. А факты быта, изложенные в письмах, позволяют понять, насколько доверительными были отношения между детьми и матерью.

«Ты бываешь такой милой со мной»;

«Не думай, что я сердито прощалась с тобой на ночь»;

«Это прекрасно – ты молишься за свою мамочку»;

«..я должна быть сурова, когда необходимо»;

«Сейчас поезд наконец остановился. Сегодня утром мы совершенно промокли, мой новый непромокаемый плащ был насквозь сырой. Мы видели массу солдат….»

4.Выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

*Тебя обнимает твоя любящая Мама.

Да благословит тебя Бог.

Я вас всех очень нежно целую.

* До свидания, милое дитя, да благословит тебя Бог.

Всегда твоя любящая Мама.

*Мама нежно целует свою девочку и молится…

* Крепкий поцелуй от твоей старой МАМА.

*мы любим тебя всем сердцем.

Приложение III.

Хочешь стать настоящей леди, помни…

Используй в своей речи «лексику души», т.е. слова и выражения, которые тебе помогут завоевать расположение сверстников …

Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.

Александра Феодоровна Романова

С мысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравиться, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Николай Александрович Романов.

Душа — прозрачная среда
Где светит радуга всегда,
В ней свет небесный преломлен,
В ней дух, который в жизнь влюблен.
В душе есть дух, как в солнце свет,
И тождества меж ними нет,
И разлучиться им нельзя,
В них высший смысл живет сквозя.
И трижды яркая мечта —
Еще не полная, не та,
Какая выткалась в покров
Для четверичности миров.
Последней, той, где все — одно,
В слова замкнуться не дано,
Хоть ею полон смутный стих,
В одежде сумраков земных.
И внешний лик той мысли дан:
Наш мир — безбрежный Океан,
И пламя, воздух, и вода
С землею слиты навсегда. (
Константин Бальмонт)

***

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

***

Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.

* * *

Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность — очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл.

На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. Я — больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно великая, чтобы заполнить всю их жизнь.

Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты.

Великое дело — взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело — пестовать их, формировать их характер, — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.

* * *

Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем не сравнимых сокровищ — его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

* * *

Г лавным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети — растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

* * *

Великое искусство — жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

* * *

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

* * *

Еще один важный элемент семейной жизни — это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

* * *

О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог.

Будьте преданы. С благоговением примите свою священную ношу. Самые прочные узы — это узы, которыми сердце человека связано с настоящим домом. В настоящем доме даже маленький ребенок имеет свой голос. А появление младенца влияет на весь семейный уклад. Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом — убежище для души.

* * *

Сила воли лежит в основе мужества, но мужество тогда только может вырасти в настоящую мужественность, когда воля уступает, и чем больше воля уступает, тем сильнее проявления мужественности. Нет на земле более подходящего для мужчины поступка, чем такого, когда мужчина в расцвете своих сил, как малый ребенок, с любовью склоняется перед своим немощным родителем, оказывая ему почитание и уважение.

* * *

Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.

* * *

Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.

* * *

Родители иногда грешат чрезмерным беспокойством или неумными и постоянно раздражающими увещеваниями, но сыновья и дочери должны согласиться с тем, что в основе всей этой чрезмерной заботливости лежит глубокая тревога за них.

* * *

Благородная жизнь, сильный, честный, серьезный, богоугодный характер — это лучшая награда для родителей за утомительные годы самозабвенной любви. Пусть дети живут так, чтобы родители в старости могли ими гордиться. Пусть дети наполняют нежностью и лаской их годы угасания.

* * *

Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у нее нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для нее человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей.

* * *

Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна. Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победе любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество. В этом мире невозможно познать истинную цену настоящей дружбы.

* * *

Каждая преданная сестра может оказать такое сильное влияние на своего брата, которое будет вести его, как перст Господа, по верной жизненной дороге. В своем собственном доме, на собственном примере покажите им всю возвышенную красоту истинной, благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы порок у них всегда вызывал только отвращение. Пусть они видят в вас такую чистоту души, благородство духа, такую божественную святость, чтобы ваше сияние всегда охраняло их, куда бы они ни шли, как защитная оболочка или как Ангел, парящий над их головами в вечном благословении. Пусть каждая женщина с помощью Божией стремится к совершенству. Когда у вашего брата появятся искушения, тогда перед глазами возникнут видения такой любви и чистоты, что он с отвращением отвернется от искусительницы. Женщина для него — объект или уважения, или презрения, и зависит это от того, что он видит в душе своей сестры. Поэтому сестре надо стараться завоевывать любовь и уважение брата. Она не сможет причинить большего вреда, если внушит ему мысль, что все женщины бессердечны и легкомысленны, жаждут только удовольствий и желают, чтобы ими восхищались. А братьям, в свою очередь, следует охранять сестер.

* * *

Отношение к женщинам — вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с почтением, независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради нее вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен ее лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила ее в мягкости.

* * *

Чистота помыслов и чистота души — вот, что действительно облагораживает.

* * *

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту. «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней». Так что даже в нашем безнравственном мире молодой женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую, бескорыстную любовь. Сердце молодого человека должно ликовать, если у него есть прекрасная, благородная сестра, доверяющая ему и считающая его своим защитником, советчиком и другом. А сестре следует радоваться, если ее брат превратился в сильного мужчину, способного защитить ее от жизненных бурь. Между братом и сестрой должна быть глубокая, крепкая и близкая дружба, и они должны доверять друг другу. Пусть между ними лягут моря и континенты, их любовь навсегда останется преданной, сильной и верной. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

* * *

Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

* * *

В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом — это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью.

* * *

В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе.

* * *

Каждая прекрасная мысль, которая приходит на ум ребенку, впоследствии укрепляет и облагораживает его характер. Наши тела, вопреки нашему желанию, старятся, но почему бы нашим душам не оставаться всегда молодыми? Просто преступление — подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными. Очень скоро на их плечи лягут жизненные проблемы. Очень скоро жизнь принесет им и тревоги, и заботы, и трудности, и тяжесть ответственности. Так пусть же как можно дольше остаются они юными и беззаботными. Их детство нужно, по мере возможности, наполнить радостью, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу. Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

* * *

В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт — опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести. Поток, который так долго бежал, подобно веселому ручейку, бегущему при ярком солнечном свете через луга среди цветов, углубляется, темнеет, ныряет в мрачное ущелье или низвергается водопадом.

* * *

Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа. Есть горе, которое ранит еще больше, чем смерть. Но любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

* * *

И так течет жизнь истинного дома, иногда при ярком солнечном свете, иногда во мраке. Но при свете или во мраке — она всегда учит нас обращаться к Небу, как к великому дому, в котором претворяются все наши мечты и надежды, где соединяются вновь порванные на земле узы. Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас еще будет возможность попросить прощение за злое слово и быть прощенными. Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все ее скрытые до этого богатства.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

***

Никогда не следует удовлетворяться достигнутым, словно нет других высот.

***

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение — это не что-то низменное, это Божественное. Если бы только мы внесли этот закон служения в нашу домашнюю жизнь, это сделало бы нас внимательными ко всем, а дома наши превратило бы в места Божественной любви. Если бы мы научились так служить, как Христос, то стали бы думать не о том, как получить какую-то помощь, внимание и поддержку от других, но о том, как другим принести добро и пользу.

***

Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, предает, вредит.

***

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

***

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей.

***

Мы должны утвердить в нашем сознании мысль, что цель Бога по отношению к нашей жизни — это уподобить нас Христу. Если у нас тяжкая ноша, то потому, что благодаря ей мы лучше растем. Если другие нас подводят — для нас это еще один урок терпения и кротости. Если у нас трудное положение, неподходящие условия — это для того, чтобы мы могли совершенствоваться в трезвении и учились быть довольными, находясь в любом обстоянии. Всегда Господь наш дает нам новые уроки, заставляя нас приблизиться к прекрасному образцу, который Он для нас создал, готовя нас к лучшему служению.

***

Христос призывает всех раскрыть в себе самые лучшие черты. Мы еще не достигли совершенства. В нас таятся такие качества, которые, если пробудить их и развить, сделают нас благороднее, достойнее, полезнее.

***

Христос собственную Божественную жизнь вкладывает в тех, кто следует за Ним. Он воплощается в них. Сами по себе они имеют не больше сил, не больше мудрости, не больше способностей, чем другие люди. Но с благодатью Христовой они могут выполнить то, что было бы невозможно без Его помощи.

***

В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым.

Мы сами должны быть честными, и не смотреть, чтобы честными были другие. Мы сами должны быть любящими, искренними, святыми.

***

Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать — но действовать. «Они жили! Творили добро и умерли в забвении.

***

Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть, что нечто было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только, когда нас об этом просят, но сами искать случая помочь.

***

«Любите врагов ваших и молитесь за творящих вам напасть и гонящих вас» (Мф. 5:44). Когда мы научимся это делать, мы приблизимся к Богу. Христианская любовь должна раскрываться в святом служении, в заботе по отношению к другим, в доброте, в готовности помочь.

***

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса. Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

***

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

***

Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.

***

Смирение — это одна из самых благородных добродетелей, но быть смиренным не означает испуганно сжиматься при любом призыве Божием.

***

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

***

Никого не радует наказание, но потом мы благодарим Бога за то, что Он отсекает в нас все грубое, ненужное и выявляет красоту. Мы не должны отталкивать карающую руку, она готовит нас к жизни достойной и праведной.

***

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного. Как храмы, строятся души у нас.

***

Мы сами не знаем, как мы можем ободрить и вселить силу в других людей мирным, спокойным выражением лица, когда проходим среди людей. Лицо, озаренное радостью, сияющее светом веры, для всех, кто его видит, — свидетельство любви и мира, и силы Христа.

***

По-настоящему трудно внести в суету наших будней, в шум и беспокойство Божественный мир и Дух Христа. Действительно, в нашей жизни, наполненной заботами и борьбой, мы не можем устроить себе Рай. Как бы мы ни старались, будут и падения, и поражения, и ошибки, и мы не достигнем в земной жизни своего идеала.

***

Всемогущий повсюду осеняет нас. Куда бы мы ни пошли, всегда и везде мы будем встречать любовь Бога.

***

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает. В некоторых домах всегда какая-то мрачная атмосфера. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная.

***

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим. Нам нужно постоянно молиться о том, чтобы Бог дал нам умение словами своими поддерживать слабых.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, — тысячею способов может помочь ближним.

***

Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости — силу. Оно заставляет лица сиять, делает мужчин патриотами, а женщин терпеливыми и добрыми. Оно приносит в дома благословение, в жизнь — красоту.

***

Важный труд, который человек может сделать для Христа, — это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей» — прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью.

***

На трудном жизненном пути родителей есть место для ребенка, где он может беззаботно разбрасывать цветы. За любовь родителей детям следует платить такой же любовью и благодарностью на протяжении всей их жизни, до конца дней.

***

Как счастлив дом, где все — дети и родители, без единого исключения — вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

***

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе — это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг — это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

***

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

***

Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всяческого зла и стали подобными Ему. Часто, чтобы сделать это, Он подвергает нас горьким испытаниям. Бог часто делает это с человеческими душами, потому что они не таковы, какими им следовало бы быть. Внешне они могут казаться прекрасными, но внутри них не звучит Божественная музыка. Им не хватает духовности, желания быть подобными Христу. Тогда Бог сокрушает их горем и страданиями, а из осколков прежней жизни создает новую жизнь, достойную славы, величия и благословения. В мире много горя. Многие люди упали духом, и именно они нуждаются в утешении Божием. Нам не надо впадать в отчаяние, какие бы ни были у нас испытания.

***

Каждый день — это жизнь в миниатюре. Если бы мы, проживая свой день, помнили, что все известно Богу, что мы делаем или говорим и даже то, что нам не удается сделать или сказать, то мы более тщательно обдумывали бы свои дела и поступки. Иисус сказал, что мы должны будем дать ответ за каждое праздное слово, которое мы сказали когда-либо (Мф. 12:36). Кто-то сказал, что секрет счастливой старости — это хорошее прошлое. «Секрет сего дня — в хорошо

* * *

Не открывай помышлений своих всем, чтобы не ввести брата своего в соблазн.

* * *

Грех ближнего сразу же сообщается душе смиренномудрого как его собственный грех, хотя бы и в потенциальной форме, и вызывает у него глубокую душевную скорбь о содеянном.

* * *

Постарайся обрести Иисуса Христа в сердце твоем: ибо кроме сердца нашего нигде в ином месте найти Его не можно.

* * *

Старайся, чадо, всегда быть простосердечным и искренним, увещевает преподобный Ефрем Сирин, и не держи одно на сердце, а другое на устах потому, что это коварство. Будь правдивым и не лжив, потому что ложь от лукавого. Страсть осуждения точно так же есть выражение отсутствия любви к ближним.

* * *

Во время беседы, и прежде беседы, и после беседы, во всякое время и во всяком месте должно призывать имя Божие.

* * *

Когда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать,говоря: мы молились и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно.

* * *

Ибо если не узнает, что такое скорбь, то не узнает, и что такое покой.

* * *

Чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется он с Богом.

* * *

Веруя, что все, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас.

* * *

Подвизайся во всем укорять самого себя и разумно исполняй (заповедь) считать себя за ничто. И веруй, что все случающееся с нами, до самогомалейшего, бывает по промыслу Божию, – и тогда ты без смущения будешь переносить все находящее на тебя.

* * *

Веруй, что бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души твоей, и молись об укоряющих тебя как об истинных врачах (души твоей), будучи уверен, что тот, кто ненавидит бесчестие, ненавидит смирение, и кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.

* * *

Благодари за все и стяжи благость и святую любовь.

* * *

Прежде всего будем все хранить совесть нашу во всем, в отношении к Богу, ближнему и к вещам, и прежде, нежели скажем или сделаем что-нибудь, испытаем, согласно ли это с волею Божиею.

* * *

Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может бытьтвердым, если не будет испытано искушением.

* * *

Блажен тот, кто всегда видит грехи свои.

* * *

Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.

* * *

Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их.

* * *

Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно: в этом – падение твое.

* * *

Ежедневно умирай, чтоб жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки.

* * *

Если брат придет к тебе и откроет тебе свои помышления, то остерегись, не перескажи о них кому-либо, но помолись за брата и за себя, чтоб вы оба освободились от влияния греховного.

* * *

Предстой всегда в присутствии Бога в истине и правде.

* * *

Не открывай помышлений своих всем, чтоб не ввести брата твоего в соблазн.

* * *

Не считай себя ученым и премудрым: иначе погибнет труд твой и корабль твой совершит тщетное плавание.

* * *

Приучись, чтоб язык твой говорил при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: «Прости меня». Если будешь всегда говорить: «Прости меня», стяжешь смирение.

* * *

Не осуждай никого, чтоб не отступил от тебя страх Божий и ты не был предан в руки невидимых врагов.

* * *

При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, – и сохранишь себя от грехов.

* * *

Пустых слов не произноси и не слушай произносящего пустые слова, чтоб ими не запечатлелась душа твоя.

* * *

Не уничижайте и не бесчестите неграмотных. Они, с верою служа братии, оказываются у Бога выше всех.

* * *

Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его.

* * *

Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать грехи свои, не зазираяближнего! Если бы мое греховное несчастное состояние было постоянно пред взорами моими, я не обращал бы внимания на преткновения брата коего.

* * *

Доколе человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, доколе не прилепится к Богу всем сердцем своим, дотоле не даруется ему покой от Бога.

* * *

Стяжи мир в себе – и будут иметь мир с тобою Небо и земля.

* * *

Человек чем более приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

* * *

Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои.

* * *

Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего.

* * *

Беги от искушения терпением и молитвою. Если будешь бороться с искушением без этих орудий, то оно сильнее угнетет тебя.

* * *

Великое благо – сознавать свои грехи и постоянно помнить об них; ничто так не исцеляет от греховных навыков, как постоянное памятование о грехах; ничто так не делает человека медлительным к совершению зла.

* * *

Когда ты увидишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся.

* * *

Что приносит пользу ближним – это суть милостыня, наставление и любовь.

* * *

Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Подлинно она, как корень, произращает бесчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней.

* * *

Должно благодарить Бога за все, что ни случится; хотя бы ты и не понимал причины чего-нибудь, благодари – в том-то и благодарность.

* * *

Будем стараться всегда говорить кротко, чтобы, соделавшись смиренными сердцем, обресть своим душам покой и в настоящей, и в будущей жизни.

* * *

Добрая жизнь освящает мысль, и чистая совесть дает сердцу нашему упование на милость Божию.

* * *

Чем больше и лучше знаешь, тем строже судим будешь, если от знания не прибудет в тебе святости жизни.

* * *

Если кажется тебе, будто много знаешь и достаточно разумеешь, то знай, что еще больше есть такого, чего ты не знаешь.

* * *

Неразумно верить всяким рассказам людским и с поспешностию передавать слышанное другим.

* * *

Если хочешь извлечь для себя пользу, читай с смирением, простотою и верою и не старайся казаться ученым.

* * *

В борьбе со страстями, а не в угодливости им человек находит навсегда душевное спокойствие.

* * *

Не полагайся на свои силы, а на помощь Божию. Успевай в добре сколько можешь; Бог поможет твоей доброй воле.

* * *

Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностию.

* * *

В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце.

* * *

Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле.

* * *

В Царстве любви каждый член должен заботиться не только о собственном спасении, но и спасении других.

* * *

Бог не допускает искушения сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы мы могли перенести его.

* * *

Мы должны посещать друг друга в любви, ибо сказано: «Видев брата твоего, ты видел Господа Бога твоего».

* * *

Веселое и печальное в настоящей жизни – все проходит.

1 Бокова Вера. Как растили наследников русского престола - М.: «Благо», 2003.

Просмотров работы: 154