Введение.
Актуальность обращения к теме.
Кто не знает Гарри Поттера? Это самый известный литературный Герой нашего времени. Тираж книг по всему миру – с начала первого выхода книги 450 млн. экземпляров (на 2011 г). Ему посвящён и сериал, режиссёром первых трех частей которого стал Крис Коламбус. Этот сериал сегодня можно увидеть и в кинотеатрах, и на экранах телевизоров. И даже у нас в школе была размещена афиша с приглашением на спектакль по книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и узник Азбакана».
Я тоже решила прочитать книги об этом герое. До знакомства с ним для меня примером настоящего героя был Тимур из повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Обе книги оказались интересными, но я задумалась над вопросами: Современен ли Тимур? Кого можно считать настоящим героем нашего времени? Кто больше соответствует этому определению?
Глава 1.
Цель. Гипотеза. Задачи и этапы работы. Методы исследования.
Цель исследования:определение понятия «герой нашего времени»
и осуществление выбора между командой Тимура и окружением Гарри Поттера.
Гипотеза: если исследовать словари литературных терминов, прочитать художественные произведения и выяснить, кого из персонажей можно считать настоящим героем времени, можно сделать выбор между ними.
Задачи |
Этапы |
1. Провести социологический опрос среди одноклассников. 2. С помощью словарей установить значение понятия «герой времени» в литературе. 3. Изучить биографии писателей Джоан Роулинг и Аркадия Гайдара. 4. Сопоставить Тимура и Гарри Поттера с их единомышленниками. 5. Определить, кто из них в большей степени соответствует понятию «герой времени». 6.Найти подтверждение правильности выбора в детских движениях мира. |
1.Анкетирование одноклассников с целью выявления их представлений о герое времени и читательских предпочтений. 2.Подбор и изучение информации о герое времени в литературе. 3. Определение роли писателей в судьбе их страны. 4.Выявление различий в характерах и поступках героев. 5.Осуществление выбора. 6.Создание республики «Доброделы» и книги «Летопись добрых дел». |
Методы исследования:
Метод определения понятий Метод анкетирования
Метод классификации Метод сравнения
Метод измерения Метод анализа
Метод синтеза (обобщения) Метод индукции (вывод)
Глава 2.
Социологический опрос
Вначале мне было интересно узнать мнение моих одноклассников по интересующей меня проблеме. Мною было проведено анкетирование по вопросам:
- Какую книгу вы считаете более популярной: Джоан Роулинг «Гарри Поттер», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», А. Дюма «Д`Артаньян и три мушкетёра»?
- Кого из главных персонажей можно назвать героем нашего времени?
- В чьей команде вы хотели бы быть?
Что я обнаружила в ответах ребят?
1. Самая популярная книга про Гарри Поттера, её выбрало 16 из 24 человек.
2. Герой нашего времени – умный, добрый, смелый, справедливый, ловкий храбрый человек.
3. В опросе участвовало 24 человека. Из них команду Гарри Поттера выбрал 21 человек, а команду Тимура только 3 человека.
Мнение о герое нашего времени меня не удивило, но мне оно показалось неубедительным, и я хотела бы уточнить значение слова с помощью толковых словарей.
Глава 3.
Какой же он – Герой моего времени?
ГЕРОЙ:
Толковый словарь Ожегова С.И.
Человек, привлекающий к себе внимание (кто вызывает восхищение, подражание, удивление); совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; воплощающий в себе черты эпохи, среды; главное действующее лицо литературного произведения. Пример: герой дня, Герой Великой Отечественнойвойны, герой нашего времени, герой трагедии, романа.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Человек, который совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию; полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.); выдающаяся личность. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес, кто является для кого-либо предметом восхищения, поклонения, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени. Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма и т.п., амплуа главного действующего лица в трагедии или драме, актер такого амплуа.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности, Герой Великой Отечественной войны и труда. Главное действующее лицо литературного произведения, герой трагедии, романа. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды, герой нашего времени, тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление), герой дня. Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. Герой Социалистического Труда - почетное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры. Город-герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной Войны. Крепость-герой - почетное звание, присвоенное Брестской крепости. Мать-героиня – почетное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей.
В понятие «герой» вкладываются разные смыслы и черты характера человека. Герой – это, прежде всего, человек, выдающейся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги (по словарю С.И. Ожегова). В переводе с греческого языка (откуда и пошло это слово) – герой - защитник, хранитель. Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Такие понятия, как «долг», «честь», «справедливость», «патриотизм», тесно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». В литературе нам известны лирические и трагические герои, в жизни есть герои труда и герои войны. В рассказе или фильме, спектакле или мультике всегда есть герой. И, конечно же, как сопоставление, присутствует антигерой, противник, на фоне которого четко определяются хорошие поступки и черты характера человека.
Кого бы мы ни взяли из персонажей, которых мы называем героями, будь то былинный Илья Муромец или сказочный Иван-Царевич, фантастический Человек-паук или маленькая девочка Герда у Андерсена, всем им присущи такие черты характера, как смелость, доброта, благородство, отзывчивость.
На мой взгляд, герой – это человек, который бескорыстно и не ища известность и славу, совершает добрые поступки и всегда готов помочь всем, без исключения. Он смелый, добрый, умный, честный, благородный, бескорыстный, справедливый, скромный. Такой умеет дружить и любить, заботиться о людях. Это человек с высокими нравственными качествами, которые являются примером для всех. Уверена, что герой живёт в каждом из нас. Мы сами создаём мир вокруг себя. Только в наших силах изменить этот мир к лучшему, стать для кого-то – героями, как в своё время, например, сделал это А.В. Суворов, который говорил: «…я заключал доброе имя в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию...».
Все мы живём в одно время, и мы интересны прежде всего тем, какой вклад (по нашим возможностям) мы вносим во благо окружающим, во благо обществу, и именно этим, на мой взгляд, и характеризуется герой нашего времени.
Глава 4.
А можно ли считать
А. П. Гайдара и Джоан Роулинг героями нашего времени?
Именно над этим вопросом я задумалась, обратившись к биографиям писателей.
Аркадий Петрович Гайдар (настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) прожил короткую, но яркую жизнь. Родился 9 (22) января 1904 г. – умер 26 октября 1941 г.
С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей, всегда отвечал за свои проступки, с детства воспитывал в себе смелость и волю. В Первую мировую войну отца забрали на фронт и Аркадий, тогда еще мальчишка, пытался добраться на войну, вслед за отцом. Но попытка не удалась, и его вернули домой. После этого, его мать решила отправить Аркашу в Арзамасское реальное училище, где его наставником стал талантливый педагог Николай Соколов. Именно он привил Аркаше Голикову привычку развивать память, наставляя его учить стихи и прозу каждый день, и иностранные языки. Аркадий Голиков очень любил читать. Его любимым автором был Н. Гоголь, а также нравились А. Пушкин, Л. Толстой, У. Шекспир, М. Твен. Однажды Соколов отметил его литературные способности, прочитав его сочинение о дружбе.
Аркадий вообще ценил дружбу, рос храбрым и честным мальчиком. В детстве он даже спас провалившегося под лед товарища, рискуя своей жизнью. Он был очень активным, интересовался всеми событиями, происходящими в стране. Даже посещал собрания большевиков, чем обратил на себя внимание и в 14 лет (1918 г.) решил вступить в партию.
Ему было дано право совещательного голоса. Гайдар был активным участником Гражданской войны. В конце декабря 1918 года был зачислен в Красную Армию. В 1919 году обучался на курсах подготовки командного состава в Москве. В конце года получил назначение в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву, на курсы командного состава. В феврале 1921 досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков.
В марте 1921 вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте. Ему было тогда 17 лет. Всегда отличался храбрым поведением, умением принимать ответственные и своевременные решения. Геройски вел себя в бою, подавая пример другим.
Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Гайдар вернулся в действующую армию в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941 года, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 года под деревней Лепляево Черкасской области на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с фашистами, предупредив членов отряда об опасности. Ему было 37 лет. Писатель был захоронен в г. Каневе.
Аркадий Гайдар был награжден Орденом «Знак Почета» и Орденом Отечественной войны 1 степени посмертно.
Все свое время, начиная со школьной скамьи, Аркадий Голиков писал. Он решил взять себе псевдоним Гайдар, но никогда не давал о нем никаких четких пояснений. Есть такая версия, что Гайдар – аббревиатура фразы «Голиков Аркадий из Арзамаса», ведь Аркадий в детстве учил французский язык «Г» - первая буква фамилии, «АЙ» - первая и последняя буква имени, «Д» - по-французски «из», «АР» - первые буквы названия родного города. По другой версии - «Гайдар», в переводе с татарского, означает «всадник, скачущий впереди», - мужественный, патриотичный, благородный.
Джоан Роулинг — английская писательница (пишущая под псевдонимом Джоан Кэтлин Роулинг) родилась 31 июля 1965 г., в небольшом городке Йейт в графстве Глостершир, Англия.
В детстве мама Джоан читала ей с сестрой много книг и этим привила девочке любовь к чтению. В шесть лет написала свою первую сказку — это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью и к нему приходили в гости друзья. Она обычно рассказывала истории своим друзьям – где все они совершали смелые и героические подвиги, на которые не решились бы в реальной жизни.
В 1991 году, в возрасте 26 лет, она отправилась в Португалию, преподавать английский. Там же она и начала писать свою новую книгу о мальчике, который обнаружил, что он волшебник, и попал в волшебную школу. Роулинг ехала на поезде в Кинг-Росс, когда у неё появилась идея о Гарри Поттере. Станция стала популярным местом среди туристов после того, как Роулинг использовала станцию в качестве ворот в волшебный мир. В 1995 году Роулинг закончила свою рукопись романа «Гарри Поттер и философский камень», а в июне 1997 года Блумсбери опубликовал «Философский камень» с начальным тиражом в 1000 экземпляров. Роман, начинающей и никому неизвестной, писательницы был признан в Великобритании самой лучшей детской книгой года.
Джоан активно занимается благотворительной деятельностью. В 2000 году она создала благотворительный фонд, который ставит целью борьбу с бедностью и социальным неравенством. Фонд финансирует организации, которые помогают детям, неполным семьям, а также занимаются исследованиями рассеянного склероза.
Роулинг, будучи уже известной, как автор книг о Поттере, проявляет себя как благородный и добрый человек, занимаясь благотворительностью, а также она всесильно поддерживает свою больную маму.
А вот Гайдар, на мой взгляд, в большей степени проявляет себя как герой. Еще ребенком он спасает своего друга, провалившегося под лед. Начиная с юношеских лет, он активно участвует в Гражданской войне, рано вступил в партию и зачислен в ряды Красной Армии. В великую Отечественную Войнуон работал на фронте военным корреспондентом, потом ушел в партизанскийотряд. Героически погиб в бою с фашистами.
Без сомнения, оба писателя воплощают в себе черты, которые позволяют им делать нашу жизнь лучше. И я не ошибаюсь, когда говорю об этом в настоящем времени. Хотя А. П. Гайдара давно уже ушёл из жизни, но он продолжает жить в наших сердцах благодаря героям его книг.
Глава 5.
И всё-таки, в команде Тимура или Гарри Поттера
Чтобы ответить на поставленный вопрос, я попытаюсь разобраться в том, что объединяло героев в команды и чем отличаются команды Тимура и Гарри Поттера.
Команда Тимура – Женя, Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Гейка, Нюрка. Их объединяют добрые поступки и дела: они находят убежавшую козу, охраняют сады от хулиганов, помогают семьям, у которых родные ушли на фронт (или погибли на фронте) – носят им воду, колют и складывают дрова, ухаживают за садом и т. д.
Сам Тимур – храбрый, добрый, ответственный, справедливый, дружелюбный, бескорыстный, благородный, отважный. Помогает всем, в том числе и самой Жене (отвез к отцу), не требуя ничего взамен и не ища славы. У него много друзей, которые во всем его поддерживают и многому у него учатся.
Читая повесть «Тимур и его команда», написанную в 1940 г., я окуналась в те далекие времена. Гайдар писал это произведение, мечтая о новых отношениях между людьми, о счастливом будущем. В нем самые простые мальчишки и девчонки, пионеры, организовали тимуровское движение, заботились о тех, кто нуждался в помощи. Они боролись с ленью и несправедливостью, взрослели, ссорились и мирились, по-настоящему дружили и учились крепко любить. Тимур сумел организовать мальчишек на добрые дела, они были заняты, и на плохие поступки у них не оставалось ни времени, ни желания. В произведении прослеживается не только тема помощи и взаимовыручки, но и тема взаимоотношений между взрослыми и детьми (Оля и Женя, женя и ее отец, Тимур и Гараев), преданная дружба между ребятами, борьба с хулиганами из команды Квакина, сопоставление Тимура и Квакина (добрые, хорошие поступки и плохие поступки).
Мне казалось, что я нахожусь в команде Тимура, я представляла, чтобы я могла сделать в той или иной ситуации. Я бегала с ними по деревне, спорила и дружила, играла и немного озоровала, и наряду с этим совершали благородные поступки. Мне все было интересно. Это были приятные и теплые ощущения добра и дружбы, мечтаний и открытий, которые переросли в желание сделать что-то самой. И я верила и верю в возможность его осуществления!
Совсем другие чувства меня охватывали, когда я погружалась в волшебный мир жизни Гарри Поттера.
Команда Гарри Поттера – Грозный Глаз Грюм, Фред, Джордж, Люпин, Флер, Флетчер, Гермиона, Рон, сова Букля, мистер Уизли. Гарри Поттер –смелый, добрый, умный, дружелюбный, непослушный мальчик, которыйнаделен необычайной магической силой. Он спасает себя, своих родственникови друзей от Волан-де-Морта и его окружения. Поттеру постоянно угрожаетопасность, и он подвергает опасности и своих друзей и близких, находясь рядом с ними.
На протяжении всего рассказа он противостоит миру монстров и чудовищс помощью волшебной палочки и магии. Ему помогают его друзья, которые тоже владеют магией, и защищают его, жертвуя собой.
Было интересно наблюдать за приключениями ребят, всегда хотелось, чтобы они быстрее победили всяких чудищ. Но были эпизоды, когда становилось очень страшно. Можно только представить эмоции и чувства Гарри, когда он боролся с монстрами.
Персонаж Гарри Поттер, как и многие сказочные вымышленные герои, сражается с мистическими драконами и монстрами и живет в выдуманномнереальном мире, в котором и старается проявить все лучшие качества своего характера – дружба, смелость, доброта, взаимовыручка. Но, хотелось быотметить, что все действия главных героев направлены на самого Поттера, егосемью и друзей. И побеждают они только с помощью магии.
В отличие от него, герой Гайдара, Тимур, обычный мальчишка, стараетсябескорыстно помочь совсем незнакомым ему людям. Он очень добрый, смелый,честный, благородный, бескорыстный и преданный товарищ и друг. Он нехвалится своими поступками, что присуще настоящему герою (которые неищут славы). Он учит делать добрые дела и других детей. Все его действияблагородны и добры, и происходят в реальной, не выдуманной жизни. Ему ненужны волшебная палочка и магия, чтобы сделать жизнь других людей лучше идобрее. Тимур похож на своего автора и чертами характера, и жизненными ситуациями, и временем, в котором он живет.
В то время много девчонок и мальчишек последовали Тимуру и сталиучастниками Тимуровских движений, хотя существовали и многие другиедетские организации, такие как пионеры, комсомольцы, скауты и другие.
И сегодня я выбираю именно команду Тимура.
Я не разделяю позицию моих одноклассников, которые отдалипредпочтение Гарри Поттеру, т. к. он обладает магией и волшебной палочкой.Почему? Такого не должно быть, чтобы настоящие герои, такие как Тимур,ушли в прошлое, а на смену им сверхлюди с нечеловеческими достоинствами.Мы ведь живем в настоящем реальном мире!
Сопоставив произведения детских писателей Аркадия Гайдара « Тимур и его команда» и Джоан Роулинг «Гарри Поттер», можно сказать, что в обеих книгах идет непримиримая борьба добра со злом. Но все же Тимур и его команда ближе для восприятия и понимания, т. к. все происходит в настоящей, не выдуманной жизни, с настоящими мальчишками и девчонками, которые, несмотря на возраст, решают поставленные перед ними жизнью задачи. У них нет волшебных палочек и шляп, они не обладают магией и волшебством, но эти дети настолько полны желания бороться с несправедливостью и помогать людям, в них столько добра и смелости, что им под силу все преграды, которые строят не монстры и злые волшебники, а наша жизнь.
Для меня Тимур, является настоящим героем, и качества его характера мне близки и понятны, и все они соответствуют понятию «герой нашеговремени». Это мой герой, герой моего времени! Мне нравятся такие мальчики, которые могут брать на себя ответственность, которые могут повести за собойребят, которые способны на поступки и подвиги! Из таких вырастаютнастоящие мужчины и герои!
Мне он очень близок по духу, так как мой взгляд на жизнь и воспитание всемье очень похожи на то, как был воспитан Тимур.
Заключение.
Мой проектный продукт – организация «Республики добрых дел»
Нам как раз и не хватает именно таких героев, как Тимур, чтобы было ского брать пример, Глядя на Тимура, я в очередной раз убеждаюсь, что каждыйиз нас может стать маленьким героем, что все мы можем сделать что-то доброелюдям. А от таких, казалось бы, маленьких, но добрых дел, и рождаетсябольшое чудо, для которого не нужна волшебная палочка и магия. И людимогут поверить в дружбу, взаимовыручку, в то, что они не одни, что есть добров мире и справедливость! И все мы, со своими достоинствами и недостатками,сделав, хоть раз, что-то доброе и хорошее для других, сделаем наш мир добрее!
Мы в классе тоже организовали «Республику Добрых Дел». Я являюсь еёПрезидентом. Мы ведём в классе «Летопись добрых дел, куда каждыйвписывает свою страницу. И это только начало. Для нашей республики есть работа, нам есть о ком заботиться.
Мы живем в очень суетном мире, где порой не замечаем, что рядом с нами есть люди, которым очень плохо и одиноко, которым просто необходима помощь. Сейчас стало редкостью переводить бабушку через дорогу или поднести кому-то сумку, даже и поздороваться многие забывают, а ведь это так просто и очень важно - делать добро, не ожидая ничего взамен, оглянуться вокруг и улыбнуться людям и миру, ведь даже улыбка может сделать кого-нибудь немного счастливее!
И мы такие не одни. Оказывается, и сейчас есть подобные тимуровскому движению детские организации как в нашей стране, так и в мире. В России самые крупные – это «Интеллект будущего», «Движение школьников»,скаутское движение, «Союз пионерских организаций – Федеральная детскаяорганизация»- правопреемник пионерии. Также есть много небольшихдвижений и детских организации в разных городах нашей страны. Все ониоснованы на дружбе, патриотизме, доброте, взаимовыручке и направлены насплочение ребят, на образование и развитие детей. Это военно-патриотическиедвижения, экологические объединения, социально-реабилитационные иволонтерские движения, кружки и организации профессиональной подготовки,историко-культурные и туристическо-краеведческие организации. Ксожалению, их не так много, как хотелось бы, и мы мало информированы оних.
Список используемых источников и литературы
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». – Чук и Гек: рассказы и повести. - Москва: АСТ, 2013. – 189 с.
Ефремова Т.Ф. Самый полный современный толковый словарь русского языка. – Москва: АСТ, 2006. – 3 тома.
Кутявина С.В. «Писатели в учебной литературе»: школьный справочник. – Москва: ВАКО, 2016. - 96 с.
Ожегов П.И. Толковый словарь русского языка. – Москва: АСТ, 2016. – 736 с.
Ожегов П.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: А ТЕМП, 2006. – 944 с.
Роулинг Дж.К. «Гарри Поттер и Дары Смерти». – Москва: РОСМЭН, 2007. – 640 с.
Роулинг Дж.К. «Гарри Поттер и Принц-полукровка». – Москва: РОСМЭН, 2005. – 672 с.
Интернет ресурсы:
Биография А.П. Гайдара [Электронный ресурс]:
https://biography - life.ru
http://www.znaniy.com
http://www.piplz.ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.piplz.ru
Биография Джоан Кт. Роулинг [Электронный ресурс]:
https://soyuz-pisatelei.ru
https://www. peoples.ru
http://ru.wikipedia.org
Электронные ресурсы: fb.ru, https://dic.academic.ru, adjudant.ru,
https:// yandex.ru /images, https://kulturologia.ru