Поэты Гжельской земли

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэты Гжельской земли

Масалкина Д.С. 1Козулицына А.А. 2
1МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
2МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
Караваева Е.В. 1
1МОУ Кузяевская основная общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Обоснование проблемы

Но если б выпал шанс мне снова жизнь прожить,
То я, наверное, подумал лишь минуту…

И отказался бы, оставил всё как есть…

Рукавишников А.Н.

У каждого человека есть своя малая родина.

Для нас - это родная гжельская земля.

Но что мы, в сущности, о ней знаем?! Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. А где душа, каково духовное наследие? Мы думаем, что искать это надо в поэзии. Ведь поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, к природе, к родному краю. Поиск истины, желание высказаться, поделиться самым сокровенным – вот что заставляет многих творить. Проникновенные, затрагивающие серьезные темы, стихи, рожденные на гжельской земле, являются живым и чутким откликом на все моменты нашей неспокойной жизни. И это привлекает внимание, и это заслуживает уважения, почитания и примера для новых поколений, воспевающих свою родную землю.

В нашем крае много замечательных поэтов и писателей. У каждого из них своя судьба, все они выражают свое восхищение и свою любовь к родной земле.

Листая сборники стихотворений, мы с удивлением открыли для себя тот факт, что среди этих людей есть такие, которых мы часто встречаем, не подозревая об их поэтическом даровании.

Эта тема нас очень заинтересовала, и мы решили рассказать о наших поэтах – земляках, ведь литература родного края – это часть национальной литературы.

Актуальность темы очевидна: каждый из нас должен знать творчество своих земляков, возрождать интерес к творчеству поэтов и литературного наследия родной Гжели.

Цель проекта

1. Познакомиться с творчеством поэтов Гжельского края и проследить основные мотивы в их творчестве;

2. Через знакомство с литературным наследием вызвать интерес сверстников к поэтам-землякам.

3. Повысить интерес к истокам родной культуры и литературы.

Задачи проекта

1. Собрать информации о творчестве и биографии поэтов.

2. Познакомиться с поэтическими произведениями, определить их тематику.

3.Выяснить причину, подтолкнувших поэтов к творчеству.

4.Раскрыть своеобразие мира поэтов и привлечь внимание к их произведениям.

Методы исследования

Анкетирование, изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Вступление

«К чему стихи? Зачем они нужны?
Как мало, кто их понимает…»

Миронова Е.В.

Изучение поэзии родного края многозначительно в наши дни.

Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, родному краю. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, познания культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего малой родины.

В современной системе преподавания литературы не уделяется должного внимания изучению творчества местных поэтов и писателей. В нашей школе мы узнаем об их творчестве на встречах, внеклассных мероприятиях, литературных гостиных. Но этого мало, тем более что и в средствах массовой информации не так часто можно встретить публикации местных авторов.

Вследствие этого ученики часто плохо знают историю малой родины, ее литературное наследие, уходят от родных корней.

Чтобы исследовать данную проблему, мы провели анкетирование среди учеников своей школы по следующим вопросам:

Любите ли вы читать стихи?

Каких гжельских поэтов вы знаете?

Актуальна ли поэзия сегодня?

Стихотворения каких поэтов Вы знаете наизусть?

Мы опросили учащихся 5- 8 классов (18 респондентов) и сделали следующие выводы: 

- На первый вопрос большая часть респондентов (63%) ответила положительно; не очень- 18%, отрицательно- 19%.

- Второй вопрос заставил задуматься: 40% - не знают никого;5% - Е.В. Миронову; 10% - Л.С.Чернову; 5% - А.Н. Рукавишникова; у некоторых ребят пишут стихи родные или знакомые, таких - 4%.

- На третий вопрос ответили дружно «ДА!» - (прочитать на празднике, посвятить другу, любимой, маме, просто для души)

- Ответ на четвертый вопрос: 72% готовы прочитать классику, 14%- стихи собственного сочинения , остальные 14% - не вспомнили ничего.

- Второй вопрос заставил задуматься: 40% - не знают никого;5% - Е.В. Миронову; 10% - Л.С.Чернову; 5% - А.Н. Рукавишникова; у некоторых ребят пишут стихи родные или знакомые, таких - 4%.

- На третий вопрос ответили дружно «ДА!» - (прочитать на празднике, посвятить другу, любимой, маме, просто для души)

- Ответ на четвертый вопрос: 72% готовы прочитать классику, 14%- стихи собственного сочинения, остальные 14% - не вспомнили ничего.

Таковы результаты опроса! Картина, прямо скажем, нерадостная. Мы хорошо понимаем, что ничего не знать о талантливых людях малой Родины, наверное, не просто некрасиво, но и стыдно. В очередной раз, убедившись в актуальности проблемы, мы решили познакомить учащихся с творчество своих земляков.

Основная часть

«Здесь вся любовь, вся гордость за Россию,

Здесь все, что нам завещано беречь».

Л.С.Чернова

Стихи местных поэтов - это своеобразные родники, источники с чистой водой, бьющие из родной земли. В тематике провинциальной поэзии острее выступают вопросы и проблематика личностного и социального характера.

Главная черта стихотворений местных авторов - чистота и открытость души. Их всех объединяет невидимая связь с дорогим нашему сердцу краем. Некоторые авторы родились на гжельской земле, а для других она стала родной. Но с любви к маленькому поселку, к отдалённой деревушке и начинается любовь к великой стране.

Эта истина хорошо известнагжельской поэтессе – Елене Владимировне Мироновой, автору трех сборников стихотворений, исполнительнице песен, коллекционеру и просто хорошему человеку, который любит родные места, гордится ими и старается привить это чувство своим читателям. Произведения автора наполнены добром, нравственностью и радостью жизни.

Родилась Елена Владимировна Миронова 12 апреля 1952г.
Педагог по образованию, много лет заведовала детским садом, сотрудничала с Подмосковным издательством «Грани успеха».

Член Союза писателей Московской области, член литературного общества “Раменские зори”.Сейчас работает в подмосковном издательстве«Круглыйстол».
В 1999 году удостоена Почетного звания Народного Пушкиниста, Имеет «Медаль Ивана Бунина»и знак главы Раменского района «За высокий профессионализм», победитель ежегодной премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2015 год).

Любовь к родному краю – одна из важнейших и центральных тем в её творчестве.

«Иду по ковру из опавших листьев,- рассказывает Елена Владимировна,- и, вместе со слезами, стихи сами пишутся: «Какая осень, боже мой! Какая тишь! Какая нежность! Земля, как океан с листвой, и небо – океан… Безбрежность!»…

Интерес к природе родного края неслучаен. Елена Владимировна родилась в этих местах, и её интересует всё, что связано с этой землей, у которой такая интересная история, необыкновенная природа, своеобразная культура.

Свое первое стихотворение Елена Миронова написала в 13 лет, в шестом классе. Это было первое стихотворение, которое она  запомнила,  оно вошло в сборник «О  хорошем» и называлось «Стихи». Были и более ранние стихи, но они не записывались, ведь автор тогда еще «не знала, что это будет делом её жизни». Печататься начала с 1999г. Издала три стихотворных сборника: «О хорошем», «Ход времён» и «Мартовский февраль». Иллюстрации к последней книге и обложку для неё выполнила внучка Сергея Есенина – Анна Есенина.

В апреле месяце 2018 года увидит свет венок ее сонетов «Чему все возрасты покорны?» с иллюстрациями российского художника, раменчанина, Бориса Сергеевича Воробьёва.

«Стихосложение стало для меня излиянием души, отражением моих чувств. Это стиль жизни. Точнее, это сама жизнь», - говорит поэтесса.

Творчество Елены Владимировны многогранно. В своих стихотворениях она размышляет о современном течении жизни («Как скучно мы живем», «Жизнь», «Если Душу потерять» и др.), пишет о вечном и великом - о любви, о предательстве, о лжи («Она», «Вопреки», «О верности»).

Прикосновение руки…
О нем написаны трактаты, 
Поэмы, оды и кантаты, 
Сонеты, песни и стихи.
Прикосновение руки, 
Прикосновение руки… 
Ты ощущаешь в этот миг
Души чудесные полеты, 
Высоты гор, морей широты
И счастья запредельный пик – 
Ты ощущаешь в этот миг, 
Ты ощущаешь в этот миг…

Елена Владимировна - частый гость в школах и на творческих вечерах.

В своих произведениях она стремится пробудить в читателях добрые чувства и укрепить в них веру в великое предназначение человека, в каждом стихотворении есть смысл и философская линия.

Не обойдена поэтом и вечная тема творчества, тема «поэта и поэзии».

К чему стихи?
Зачем они нужны? 
Как мало, кто их понимает, 
И в жизни бешеной не столь они важны.
Кто знает?

Особое место в ее лирике занимает тема женщины, матери. Эти стихи пронизаны размышлениями и переживаниями, счастьем и грустью («Женщина как она есть», «Дочери», «О мамах»).

Много стихов посвящено памяти героев Великой Отечественной войны, их бессмертным делам («Память и слава», «Солдатам Бреста», «Все они не вернулись с войны» и многие другие). Работает над книгой «Великий май – Великая Победа», посвящённой 65-летию окончания Великой Отечественной войны.

Поэзия нашего современника необыкновенно лирична и мелодична. В ней то, что волнует, что дорого. На стихи Е.В. Мироновой положена музыка. В настоящее время есть целый диск песен на её стихи.

Из  стихотворения «Цветёт рябина за окном» наш гжельский композитор Владимир Петрович Стрелков сделал красивую песню. И стихи зазвучали совершенно по-особенному, они обрели вторую жизнь. Эта песня стала популярной и любимой в народе.

Цветёт рябина за окном,
Как кружевная паутина, 
Ласкает сердце мне рябина
И манит, манит добрым сном.

Елена Владимировна пишет для людей разного возраста. « Мой читатель, видимо, от 7 до 70 лет. Мои стихи учат и разбирают на уроках в школах, цитируют люди разного возраста. Я много пишу для детей, и говорят, не плохие стихи», - рассказывает поэтесса.

Мурзя

Мурзя – маленький котенок,
Он совсем еще ребенок.
Очень я его люблю, 
Манной кашей накормлю.
На подушку заберется
И в ладонь мою уткнется.

Будет он ее лизать,

Громко песни распевать.

Разнообразны темы стихотворений Е.Мироновой, но всё её творчество наполнено высоким чувством патриотизма, светлым чувством любви, порой – грусти, глубоким философским осмыслением жизни.

Елена Владимировна уверена, что «Россия будет жить, пока есть небезразличные люди».

У нас у всех на слуху: мы призваны возродить духовную мощь России, ее многовековую культуру. А талантливый человек должен еще и приумножить её: творить и создавать что-то новое.

Таким путем идет уже много лет лирический поэт Гжели Лариса Сергеевна Чернова - человек открытой души и доброго сердца, упорный в достижении поставленной задачи. Главная тема ее поэзии – горячая любовь к родной земле, к людям.

Лариса Сергеевна рассказывает о себе: «Родилась я 17 августа 1946г. в д. Кузяево в семье военного. С самого раннего детства моя мечта была стать учительницей, как мама. Но по окончании школы (тогда в Кузяево была семилетняя школа, мама в педучилище меня не отпустила, мне было 14 лет). Поступила в Гжельский силикатно-керамический техникум и закончила его с «красным дипломом». Я полюбила профессию технолога, но мечта стать учительницей не исчезла. Затем поступила в Московский педагогический институт им. Н.К.Крупской на исторический факультет. Этот институт в свое время окончила и моя мама. После окончания института стала преподавателем общественных дисциплин в родном техникуме, в котором проработала 25 лет.

Стихи пишу с 1987г. Одновременно стала писать и музыку. Мои стихи и песни о природе, о своей малой Родине-Гжели, Раменском крае, Подмосковье, о нашей Родине-России.

Моя аудитория: от детского сада до ветеранов.

Моя цель - не только показать красоту своего родного края, но и пробудить чувство любви и ответственности к своей Земле, научить беречь ее и гордится ей».

Многогранный талант Ларисы Сергеевны проявляется и в стихах, и в прозе, и в песнях.

Есть в сердце России местечко
С названием ласковым – Гжель.
Зимой из трубы дым колечком,
Весною – черёмух метель.
В лесу земляничном поляны

Раскинули зелень шелков,
И капли росы от туманов

На синих глазах васильков.

Лариса Сергеевна Чернова - ведущая литературно- поэтической странички на Раменском радио, руководитель хора «Синеокая сторона», победитель ежегодной премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2014 год) в номинации «Третий возраст», автор книг «Синеокая сторона», «Нет земли моей красивей», награждена знаком «Отличник среднего специального образования СССР» и медалью «Ветеран труда».

Произведения Ларисы Сергеевны выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Её лирика – благозвучна, утонченна, вызывает у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживая сердца. Скромные творения поэта несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости, обогащают внутренний мир яркими образами красоты, любви, счастья.

На свете много мест красивых,

Где горы смотрят прямо в небо,

Зимой, где не бывает снега,

И где бушует океан.

Но нет земли моей красивей,

Жемчужинки родной России.

Мой уголок благословенный,

Ты мне судьбою дан!

В творчестве Л. Черновой можно выделить несколько тем: это трепетное отношение к своей малой родине и родной природой ( «Запоздалая зима», «Есть в сердце России местечко…», «Осенняя баллада», «Музыка дождя»);

тема детства и детских воспоминаний («В царстве Берендея», «Зимний вечер»); стихотворения с историческими  сюжетами «В селе Коломенское»;

и, конечно же, духовная поэзия ( «В саду Гефсиманском», «Суд у Пилата», «Воскресение»), ведь более 25 лет поэтесса ведет на Раменском радио авторскую передачу "Православный и народный календарь",читает стихи духовного содержания, является прихожанкой Храма Вознесения, с.Речицы.

Творчество Ларисы Сергеевны неразрывно связано с её жизнью, она искренна, когда пишет о том, что её волнует, поэтому ее стихи никого не оставляют равнодушными.

И оттает душа,

И струной отзовётся,

И на сердце вдруг станет

Светлей и теплей.

Оптимизм, жизнелюбивая сила лирических стихотворений определены ощущением родственной связи человека и природы, верой в христианские истины и в бессмертие слова. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.

Истинно говорят, талантливый человек талантлив во всем. Особое место в жизни Ларисы Сергеевны Черновой занимает созданный ею несколько лет назад хор «Синеокая сторона».

Слова и музыку для хора Л.С.Чернова пишет сама на протяжении последних лет. За это время хор успел стать известным и полюбился землякам.

«Стоят в России храмы белые», «Колокольный звон», романс «Колокола» и танго «Синяя ночь», - песни, которые нашли отзвук в душе слушателей, наполняли их сердца добром и любовью к своей земле, к родине, к своим ближним и всем людям и еще раз напомнили нам о том, как богат талантами гжельский край.

Любовь к Родине - это возвышенное чувство, которое не нуждается в объяснениях, сравнениях и метафорах:

 

Синеокая моя сторона,
В ней ужились и наш век, и старина.
Очи синие, неотразимые,
И в наличниках резных дома.
Прокатился над землёй первый гром,
От земли уже пахнуло теплом,
И черёмуха белым омутом
Расплескалась под моим окном
.

«Человек рождается на свет не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается на свет, чтобы оставить после себя вечный след»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Вечный след на Гжельской земле оставляют люди, воспевшие в стихах её красоту.

Часто, зная известных поэтов России, мы забываем о скромных поэтах нашей малой Родины, живущих рядом, может быть, даже в соседнем доме.

Имена некоторых знакомы, как говорится на слуху, а некоторые мало известны, но от этого они не менее талантливее.

К таким поэтам относится и наш земляк Рукавишников Андрей Николаевич.

Он пишет о том, что его волнует и тревожит, о чем болит сердце.

Порой мне кажется нелепой
Цепи событий жизни суть,
Где на вопросы нет ответов,
И дней прошедших не вернуть.

Но тайну логики глубокой
Нам предстоит ещё постичь,
Чтоб не остаться одиноким

И продолжать достойно жить.

Творчество – часть его жизни. Наверное, именно поэтому его стихи пронизаны удивительной теплотой и душевностью, они отличаются простотой и мелодичностью.

А.Н. Рукавишников родился 4 июля 1968 года в д.Сидорово Раменского района. С 5 класса учился в Кузяевской школе. Поэтический дар проявился еще в школьные годы на уроках литературы Баталовой И.М., сначала через школьные тетради, а потом и через армейскую службу. Свои первые серьезные стихи начал писать в рядах Советской Армии. Стихотворение «Таллинн» - одно из стихотворений, написанных в годы службы

в Эстонии.

Над этим  городом старинным
Скрипит негромко верный флюгер.
Он  с самой ратуши вершины
Свою легенду дарит людям…

 

Появилось огромное желание выразить свое отношение к увиденному и прочитанному. Одно из первых стихотворений «На Руси в глухой деревне» было шуточное, написано по мотивам народных сказок.

На Руси в глухой деревне,
Средь заснеженных лесов
Жил мужик простой Емеля
Осемнадцати годов.

Произведения Андрея Николаевича выделяются удивительной ясностью, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Его лирика несет в себе живую силу воли, заставляет думать, размышлять.

Никогда не ошибался, 
Только тот, кто не рождался.
Каждый вспомнит без улыбки
Все свершенные ошибки. 
Боль ударов, вкус потерь
Не забудется теперь. 
Из таких прошедших вех
Состоит всей жизни век.

Мы систематизировали и проанализировали стихи поэта по темам и выяснили, что в творчестве Андрея Николаевича прослеживаются самые разные направления: от самого первого незамысловатого лирического стихотворения до сложных по форме и глубоких по содержанию религиозно-философских поэтических раздумий:

Лист на тонкой паутинке -
Образ жизни человечьей.
В ветре времени пылинкой
Пляшет он над бездной в вечность.
Если б мы осознавали
Наше место в этом мире,
То в пути своём, в начале
Вектор жизни изменили.

Стихи Рукавишникова волнуют душу, заставляют переживать и сочувствовать. Много стихов о буднях и праздниках, о любви и счастье, о природе родного края:

К нам весна стучится в дом
Лёгкой поступью капели,
Птицы, чувствуя тепло,
Песни новые запели.

 

Вся природа оживает,
Открывая солнцу двери,
Перелётных пташек стаи
Ждут отмашки от апреля.
Чтобы с юга устремиться
На Российские просторы,
И воды родной напиться
Из ручья под косогором.

Не обошёл стороной поэт и тему войны. В своих стихотворениях он пишет не только о героях Великой Отечественной войны, но и о заставляет задуматься о суровости этого страшного времени. Многие стихотворения поэта - это своеобразный крик души, желание «зацепить душу».

Молча плакал ветеран
У гранита обелиска.
В горле дрожь,  в глазах туман-
Здесь война как прежде близко.
Только руку протяни
К строчкам выбитых фамилий,
Встанут в памяти те дни,
Что так трудно пережили.

Кроме стихов А.Рукавишников - автор многочисленных басен. В них поэт затрагивает глубокие философские проблемы о смысле жизни, цели, об ответственности. Неравнодушен он и к проблемам, происходящим в нашем государстве.

В курятник пригласили большого индюка
Быть может, он цыплят научит  штукам новым,
На вид здоров, походка широка
И выглядел  серьезным и суровым 
Играл и пел, строфой блистал стиха
Учителем лишь оказался бестолковым

Желание издать свои поэтические сборники у Андрея Николаевича пришло недавно. Подтолкнула к этому семья. Пришлось собирать свои черновики, что-то восстанавливать по памяти. Первый небольшой сборник носит название «Философская лирика». Много своих стихов автор публикует на личном сайте СТИХИ.РУ , его читателями являются более 35 тыс. человек.

Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросами: для чего, зачем я появился на этом свете? Это извечные философские проблемы,и разрешить их можно лишь тогда, когда начинаешь анализировать свою жизнь. Андрей Николаевич ответил на этот вопрос стихами:

Я многое хотел бы в жизни изменить,
Исправить тысячи неправильных поступков,
Но если б выпал шанс мне снова жизнь прожить,
То я, наверное, подумал лишь минуту…
И, отказался бы, оставил всё как есть…

Изучая творчество наших поэтов-земляков, мы узнали, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь в меру своего неиссякаемого творчества.

Заключение

В своей работе мы не ставили цели дать оценку творчеству того или иного поэта. Хочется, чтобы наши современники обратили внимание на то, что рядом с нами живут люди, обладающие удивительным талантом, умеющие выражать свою душу, мысли и переживания через поэтическое творчество. Исследовав произведения поэтов, мы увидели, что в творчестве местных авторов находят отражение все события, происходящие в России. Их стихи объединяет любовь к родной земле, уважение к населяющим её людям, преклонение перед достопримечательностями родных уголков, готовность делиться своей любовью и гордостью с окружающими.

Гжельская земля богата талантами. Прекрасный уголок нашего края питает вдохновение местных поэтов, даёт толчок к новым творениям. Проходят поколения, но их поэзия объединяет всех своей любовью к родной земле и ее людям.

В продолжение своего проекта мы начали работу над поэтическим сборников «Поэты гжельской земли», куда войдут краткие биографии и поэтические произведения наших земляков. Также планируем организовать литературную гостиную с участием местных поэтов.

Материал позволяет расширить представление о поэтах родного края и может быть использован на уроках литературы, при изучении творчества местных поэтов и писателей. Знакомство с литературой наших поэтов позволит сблизить наше поколение с литературным богатством «синеокой моей стороны».


Список литературы

1. Материалы беседы с Мироновой Е.В. Сборники стихов «О хорошем», «Ход времён» и «Мартовский февраль».

2.Сайт http://www.art-gzhel.ruЧернова Лариса Сергеевна (биографические данные). Сборники «Синеокая сторона», «Нет земли моей красивей». .
3. Материалы интервью с Рукавишниковым А.Н. Сборник «Философская лирика». Документы из личного архива.

4.Материалы исследовательских проектов разных лет «Тебе, мой край, пишу…»," Поэты нашего поселка", «Поэты родного поселка», «Поэты Донского края».

5.Публикация отдела пресс-службы Раминфо «Праздник души»- творческий вечер гжельской поэтессы и композитора, руководителя хора ветеранов «Синеокая сторона» Ларисы Сергеевны Черновой www.ramns.ru.

6.Сайт «Электронная Гжель» Интервью с Гжельской поэтессей Е.В.Мироновой

7. Литературные дневники / Стихи.ру

8.Источники Интернет.

***

Рецензия

В данной работе автор представил материал о творчестве известных и мало известных поэтов Гжели. Учащиеся исследования изучили биографические сведения о поэтах, представленных в различных источниках. Использовался материал из сборников стихов, личных архивов, собирали информацию в интернете. Учащиеся лично встречались с поэтами, брали интервью, вели переписку по электронной почте.

Работа носит исследовательский характер и очень актуальна. Важная цель этой работы - проанализировать стихотворения поэтов-земляков, привлечь интерес к их творчеству, обозначить вклад в литературатурное наследие гжельского края. Исходя из поставленной цели, решался ряд определенных задач (изучение жизни и творчества писателя, анализ стихотворений, определение направлениий, тематики).

Новизна и практическая значимость работы в том, что материал может быть полезен для учителей, ведущих литературное краеведение, для школьных музеев и библиотек.

В работе выполнен обзор многих источников литературы. Обзор выполнен качественно и полно.При выполнении текстовой части работы ученики проявили высокую грамотность: работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно, имеются фотографии, иллюстрирующие основное содержание исследовательской работы.

Просмотров работы: 567